Научная статья на тему 'Нравственные ценности русских паремий как фактор духовной безопасности'

Нравственные ценности русских паремий как фактор духовной безопасности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
689
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЕМИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНЦЕПТЫ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PROVERBS / MORAL VALUES / CONCEPTS / CULTURAL LINGUISTICS / PSYCHOLINGUISTICS / SPIRITUAL SECURITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кацюба Лариса Борисовна

Ставится проблема исследования нравственных ценностей русских паремий в свете духовной безопасности. Лингвокультурологический и психолингвистический векторы паремиологического исследования выступили дополнительными средствами развития языковой и духовной безопасности в научно-образовательной деятельности, соотносясь с Доктриной национальной безопасности и статусом русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Values of Russian Proverbs as a Factor of Spiritual Security

The article raises the problem of the study of moral (spiritual) values of Russian proverbs – the basis of spiritual security. Cultural linguistics and psycholinguistics help to solve these problems. The article is of current interest in connection with the doctrine of national security and the status of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности русских паремий как фактор духовной безопасности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 277-280.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКИХ ПАРЕМИЙ КАК ФАКТОР ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ставится проблема исследования нравственных ценностей русских паремий в свете духовной безопасности. Лингвокультурологический и психолингвистический векторы паремиологи-ческого исследования выступили дополнительными средствами развития языковой и духовной безопасности в научно-образовательной деятельности, соотносясь с Доктриной национальной безопасности и статусом русского языка.

Ключевые слова: паремии, нравственные ценности, концепты, лингвокультурология, психолингвистика, духовная безопасность.

Гуманитарные проблемы, в частности, проблема сохранения духовности, являются важной частью обеспечения национальной безопасности России. Интересы личности и общества в целом, помимо реализации конституционных прав человека и гражданина, упрочения демократии, создания правового социального государства, нуждаются сегодня в духовном обновлении. Такие факторы, как использование культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, способствуют успешному решению вопросов обеспечения духовной безопасности граждан Российской Федерации.

К числу основных объектов в сфере духовной жизни справедливо относят русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, как язык межгосударственного общения народов и стран-участников Содружества Независимых Государств, а также языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации.

Как отмечает профессор М. В. Горбанев-ский, споры о духовной деградации, о деградации языковой культуры, языкового поведения человека, о снижении языкового самосознания все больше разгораются и ожесточаются. Это «высвечивает» особую роль русского языка «как одной из немногих еще существующих скреп в фундаменте государства Российского» [1. С. 3]. Национальное самосознание, включающее языковое самосознание как доминанту, формируется на основе языка, который есть

имя нации, а не просто орудие, средство обмена мыслями. Русский язык сегодня - это не только язык, имеющий государственный статус, это действующий фактор духовного единения народов России и важная часть обеспечения национальной безопасности.

Лингвокультурологический и психолингвистический аспекты исследования русского паремиологического пространства явились для нас основными факторами развития языковой и духовной безопасности в научно-образовательной деятельности.

Лингвокультурологические аспекты исследования паремий актуальны, поскольку позволяют по-новому подойти к решению традиционных проблем лингвистики во взаимосвязи с гуманитарными науками: философией, историей, психологией, культурологией и другими, дать ответы на вопросы о том, как культура отражена в языке и какую культурную ценность заключают в себе языковые единицы. Тематическое разнообразие паремий (по словам В. И. Даля, «любой предмет мирского и семейного быта» охвачен пословицами, освещен в них «кругом и со всех сторон») способствует этому. Названный «предмет» и его свойства составляют тему разговора и, в конечном итоге, являются составляющими тех самых «сущностей», из которых складывается, по Г. Л. Пермякову, «подлинная тема какой-либо пословицы».

Паремия функционирует в речи, говорится по какому-либо случаю и всегда имеет обобщенный смысл. Особое свойство паремии заключается в том, что она является текстом, основанным на закреплении древнейших ситуаций, переносе и расширении этих ситуаций на другие случаи жизни. Мы считаем паремии средоточием концептуального знания (констант, по Ю. С. Степанову), выражающих национально-идейное обобщение, где в понима-

нии концепта присоединяемся к точке зрения Г. С. Воркачева, согласно которому концепт -единица коллективного знания (сознания), отправляющая к высшим духовным ценностям, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой.

Как показало исследование русского паре-миологического фонда, в паремиях отражены важные константные составляющие - концепты, раскрывающие понятия русской души, нравственности, семейности, трудолюбия, религиозности, патриотизма.

Чтобы выявить основные паремиологиче-ские концептосферы, существующие в современном сознании носителей языка, мы обратились к эксперимент-тестированию, в результате которого носителям языка было предложено определить наиболее важные темы, отраженные в пословицах [2]. По окончании экспериментальной работы были получены данные, позволившие составить тематико-идеогра-фическую классификацию русских паремий, которая детерминирована лингвокультурным сознанием современных носителей языка. Вот примеры наиболее продуктивных ответов, на основе которых осуществлялась дифференциация по темам (количественные показатели здесь и далее фиксируют процентное соотношение частотности ответов с общим количеством испытуемых; число выполняющих это задание превысило 600 человек, что обеспечивает достоверность полученных данных): Труд (Трудолюбие, Труд / Лень) - 42 %; Добро / Зло - 25 %; Знание / Учение (Грамотность / Образованность, Наука) - 23 %; Моральные ценности - 20 %; Дружба (Друзья /Враги) - 24 %; Деньги (Богатство /Бедность) - 19 %; Родина (Любовь к Родине / Патриотизм) - 18 %; Ум / Глупость - 18 %; Семья (Дом / Дети) - 16 %; Совесть / Честь (Честность) - 14 %; Нравственность - 13 %; Правда / Ложь - 11 %; Жизнь / Смерть - 11 %; Любовь / Верность -10 %; Человеческие пороки (Воровство, Пьянство, Алчность /Жадность) - 9 %; Бог / Вера (Религия, Судьба) - 7 %; Счастье (Радость) / Несчастье (Беда, Горе) - 5 %.

Как видно из приведенных экспериментальных данных, идея отношения русского человека к духовно-нравственным ценностям, реализованная в паремиях, нашла свое активное отражение в современном языковом сознании. Выбирая ту или иную концептосферу (тему) в качестве ведущей, носители языка подтверждают ее актуальность. Такая темати-

ческая востребованность показывает, по словам Ю. Е. Прохорова, «какие <...> пословицы, поговорки <...> “порождает” языковая реалия, как сам язык подтверждает ее важность и значимость для всех русских» [3].

Обратимся к психолингвистическому анализу корпусов паремий нравственного цикла, содержащих концепты совесть, честь, стыд, правда, добро и зло.

Определение слова нравственный, данное в толковом словаре В. И. Даля, четко обрисовывает нравственную концептосферу: нравственный - это духовный, душевный, согласный с совестью, с законами правды и добра, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Реакции на паремии-стимулы концептосфе-ры «Совесть / Честь» (Береги честь смолоду, а здоровье под старость!; Бесчестье в бороду не упрячешь; Волосом сед, а совести нет; В ком стыд, в том и совесть; Добрая совесть злому ненавистна) продемонстрировали, что для молодых людей сегодня, как и в прошлом, не возникает вопроса о сущности, объективной семантической наполняемости слов-концептов «совесть» и «честь»: очевидно, понятие о них заложено в человеке на генетическом уровне. Этот факт подтвержден тем, что на заданные паремии-стимулы выявлены устойчивые ассоциации с четко выраженным семантическим ядром совесть и стыд, честь и достоинство (всего 54 %) и периферийными реакциями, в которых данные концепты выступили в соотношении с такими философскими категориями, как нравственность, мораль, правда, ложь, человеческими качествами: честность, достоинство, собственное достоинство, стремлениями: не порть мнение о себе; себя не обмануть!

Отражение глубины образов совести и чести в языковом паремиологическом сознании сопровождает мотив их первостепенности в жизни с ярко выраженной аксиологической направленностью: «совесть - лучшая вещь»; «честь и гордость прежде всего»; «честность - важная черта»; «нет ничего важнее чести, совести»; «главное - поступать по совести»; «ценность чести». По мнению

Н. В. Уфимцевой, «личность, проходя социализацию и аккультурацию в рамках определенной этнической культуры, формирует свой образ мира, производный от образа мира этой культуры...» [5. С. 190]. В сознании современных молодых людей, как показало наше исследование, образ чести и совести представляет собой объемную сферу пересекающихся

концептуальных знаний о жизни, о моральнонравственных нормах, устоях.

Продуктивными в исследовании оказались также ассоциаты, содержащие компонент нравственный. Отношение сегодняшних русских к совести как к невидимой, но живой, а значит, важной субстанции выражается в ее антропоморфной номинации: «Совесть и честь как главный судья». Как правило, люди, имеющие совесть, способны испытывать чувство стыда. Факты употребления лексемы стыд в ассоциативном ряду не единичны: стыд и совесть (7 %); стыд, совесть, честь.

Ассоциации на паремии концептосферы «Правда / Ложь» (Без правды жить легче, да помирать тяжело; Всяк про правду трубит, да не всяк ее любит; Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет; Истина от земли, а правда с небес; Лжей много, а правда одна) фиксируют представление о правде и лжи как о морально-нравственных категориях, тесно связанных с совестью, честностью, открытостью, искренностью. Часто повторяющиеся реакции о должном торжестве правды над ложью, о ценности правды, правдивого поведения и открытого, искреннего отношения к людям отражают важность, даже первостепенность этого понятия для испытуемых.

В словарной статье, посвященной концептам «Правда» и «Истина» [4. С. 455-457], Ю. С. Степанов отмечает, что сегодня в русском сознании различие правды и истины четко ощущается, в отличие от их концептуализации в общественном сознании середины XIX в., подтверждением чему служит толкование В. И. Даля.

В понятие истины Даль вкладывал земные, преходящие ценности, а правду связывал с небесным, вечным, божественным нравственным законом. В современном сознании, по Ю. С. Степанову, «в двух русских словах - правда и истина - воплощено, предзадано двоякое понимание «истины»: как «закона, положенного (“прочерченного”) человеку извне, в виде предписаний, правил, ритуала», - истина, и как «образца поведения, как нормы, исходящей изнутри человека», - правда. Носителем истины является установленный порядок, закон; носителем правды - образцовый человек, за которым можно следовать по внутреннему побуждению. Недаром Даль говорит, что «правда - это истина на деле, истина во образе... Все объясняется тем, что для Даля «дело», «образ» единственны, это дело и образ Христа; и вот почему они «с небес» и «вечны» [4. С. 463].

Исследованный материал показал, что в современном языковом сознании, исследуемом на особом, паремиологическом материале, трудно проследить четкое разделение правды и истины, что, на наш взгляд, в данном исследовании не столь уж и важно. Интереснее отметить, что в сознании молодых людей, опирающемся на русские паремии, существует особое представление о правде и истине, выражающее сплав морально-нравственных ценностей и законов, норм поведения и взаимоотношения людей, социокультурных ориентиров, не потерявших смысла, а, напротив, важных и значимых, и, наконец, духовных переживаний (ср. полученные реакции на данный стимул: о правде, лжи и совести; вопросы совести; не ври и будь честен со всеми и с собой; вранье - грех; правда выше всего). Последняя реакция соотносится как нельзя лучше с далевским представлением: «Правда с небес (дар благостыни)».

На паремии-стимулы концептосферы «Добро / Зло» (Добра ищи, а худо само придет; Доброго чти, а злого не жалей; Доброе дело и в воде не тает; Добру расти, худу по норам ползти; Злой плачет от зависти, а добрый от радости) мы увидели ответы, наиболее полно отражающие понимание вопроса о сущности этих категорий, объективной семантической наполняемости слов-концептов «добро» и «зло», на что указывают устойчивые ассоциации с четко выраженным семантическим ядром добро и зло (о добре и зле) (56 %) и с периферийными реакциями, в которых данные концепты выступили в соотношении с такими философскими категориями, как нравственность, мораль, жизненное благо, хорошо, плохо; человеческими качествами: человеческая доброта, мудрость, память и стремлениями: делай только добрые поступки.

Любопытно, что для паремий этой концеп-тосферы характерна высокая продуктивность единиц с концептом «зло». Однако в полученных экспериментальных данных эти предостережения не отразились. Напротив, в ответах испытуемых чувствуется уверенность в особом статусе добра, в его высоте и нравственной чистоте, в превосходстве над злом, несмотря на содержание в подборке с паремиями-стимулами подобных единиц с отрицательной коннотацией.

Таким образом, исследование русских паремий в лингвокультурологическом и психолингвистическом аспектах, по нашему мнению, может дополнить средства развития языковой и духовной безопасности в научно-образовательной деятельности. Как показывают экспе-

риментальные исследования, идея отношения русского человека к духовно-нравственным ценностям, реализованная в паремиях, нашла свое активное отражение в современном языковом сознании. Выбирая концептосферы нравственного цикла в качестве важных тем, носители языка подтверждают их панхронич-ность и актуальность, культурно-историческую значимость и ценность.

Список литературы

1. Горбаневский, М. В. О феномене нового новояза в России начала XXI века: к постанов-

ке проблемы // Социальные варианты языка-VI : материалы Междунар. науч. конф. Н. Новгород, 2009. С.3-14.

2. Кацюба, Л. Б. Русские паремии : линг-вокультуролог. слов.-справ. Челябинск, 2010. 116 с.

3. Прохоров, Ю. Е. Россия. Большой лингвострановедческий словарь. М., 2007. 736 с.

4. Степанов, Ю. С. Константы : словарь русской культуры. М., 2004. 992 с.

5. Уфимцева, Н. В. Языковое сознание как перекресток языка и культуры // Жизнь языка в культуре и социуме : материалы конф. М., 2010. С. 189-190.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 280-283.

Л. Б. Кацюба, О. О. Яшан

ЦЕННОСТНЫЙ И АНТИЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕКЛАМЫ (на лексико-фразеологическом материале женских журналов)

Ставится проблема исследования ценностного и антиценностного потенциала рекламного текста (на материале женских журналов). Психолингвистическое исследование лексико-фразеологического материала дает возможность проанализировать специфику гендерных особенностей рекламы и описать устойчивые положительные образы, существующие в сознании носителей языка.

Ключевые слова: реклама, рекламный текст, ассоциативный эксперимент, языковое сознание, ценность, антиценность.

К одной из форм распространения массовой информации относится реклама. Сегодня значение рекламы расширилось: как отмечает Г. А. Васильев [2. С. 719], реклама существует в любой форме, распространяется с помощью любых средств информации, содержит сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Предназначение рекламы обширно: она создается для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, а также товарам, идеям и начинаниям и способствовать их (товаров, идей, начинаний) реализации. В данном определении важно отметить, что реклама в любом ее представлении создана, прежде всего, для того, чтобы привлечь покупателей к определенному продукту.

В настоящей статье мы придерживаемся понятия рекламы, сформулированного С. Ю. Тю-

ринои, которая утверждает, что в современной русской лингвокультуре термин «реклама» сочетает в себе значения продукта и деятельности. Им обозначают текст рекламного объявления, отдельный жанр рекламы, а также рекламную деятельность в целом [5. С. 75-76]. Кроме того, считаем необходимым подчеркнуть, что рекламу, или рекламный текст (эти понятия мы соотносим в своем исследовании и в широком смысле отождествляем) связывает и насыщает активный деятельностный фактор; все исследуемые нами явления представляют собой сложные коммуникативные процессы, которые реализуют функцию воздействия на потребителя разными средствами и способами.

Современная реклама постоянно воздействует на потребителя по разным каналам коммуникации, что приводит к усвоению ее языка, изменению речевого поведения, поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.