Научная статья на тему 'Нравственные представления как основа нравственного поведения младшего школьника'

Нравственные представления как основа нравственного поведения младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зашихина Жанна Викторовна, Щербакова Ксения Игоревна

В статье рассмотрено, что такое нравственность, нравственные представления, проведен анализ сформированности нравственных представлений у современного младшего школьника и сделан вывод о том, на каком уровне они сформированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные представления как основа нравственного поведения младшего школьника»

НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Зашихина Ж.В.1, Щербакова К.И.2

1Зашихина Жанна Викторовна - студент;

2Щербакова Ксения Игоревна - студент, специальность: преподавание в начальных классах, Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрено, что такое нравственность, нравственные представления, проведен анализ сформированности нравственных представлений у современного младшего школьника и сделан вывод о том, на каком уровне они сформированы.

Ключевые слова: нравственность, нравственные представления, младший школьник.

Нравственное развитие, воспитание, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Мы с вами живем в обществе и часто видим, что люди, зная, как нужно поступить в той или иной ситуации, не поступают таким образом. Человек может назвать в своё оправдание тысячи причин своего поведения, но в основе его поступка лежит то, что можно назвать «нравственной слабостью», недостатком воли к совершению правильного с этической точки зрения поступка. Парадокс в данном случае заключается в том, что человек совершенно искренне и глубоко уверен в правильности некоторого поступка или поведения, но ему не хватает нравственных сил его совершить [5]. Для того, чтобы сам человек, проанализировав свои убеждения и ценности, мог преодолеть дистанцию между тем, как должно поступать, и тем, как он действительно поступает, существуют разнообразные методы. Следует выделить несколько внешних условий, при которых нравственная слабость может уменьшиться. К ним относятся поощрение нравственного поведения и, наоборот, недопущение безнравственного, методы этического стимулирования, яркие образцы этичного поведения и т. п [5].

Что же такое нравственность? «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3].

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших школьников необходимых навыков и привычек, претворение их на практике. Используя этот метод в своей работе, учитель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у учащихся этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов [2]. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно - ситуационный, который позволяет ученикам самостоятельно решать нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы [2].

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в

становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения [2]. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения [2]. С помощью этих методов учитель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

При написании данной работы нам стало интересно, на каком уровне сформированы нравственные представления у современных школьников

Для изучения сформированности нравственных представлений мы использовали метод - очного индивидуального анкетирования младших школьников.

За основу анкеты мы взяли методику учителя Елены Латы «Что такое хорошо и что такое плохо» [6]. Ее методика была дополнена и адаптирована под исследование.

Цель: провести диагностику сформированности нравственных представлений младшего школьника

Исследование проведено 6 марта 2018 года в школе № 471 в 3 классе у 24 человек.

1) На вопрос как поступят респонденты, если увидят, что их друг (подруга) выбросят на улице мусор, получен 100% результат на ответ: сделают замечание и помогут убрать его.

2) 100% в случае, при порче чужой книги респонденты отремонтируют ее или попросят заменить ее родителей.

3) В случае, если во время обеда в школьной столовой ученик разольет суп или накрошит, то в 95% случаи респонденты извинятся и уберут за собой. Но остальные 5% ничего делать не будут.

4) В случае, если друг испортил вещь учителя, 75% респондентов ответили, что помогут другу извиниться перед учителем и признаться в своем поступке. 25% просто скажут другу, чтобы тот извинился сам.

5) 87,5% уступают в транспорте место пожилому человеку или женщине. 8,33% уступают в зависимости от настроения или самочувствия, а 4,17% почти никогда не уступают.

6) 100% результат, респонденты выбросят оберку в мусорное ведро, а не на землю.

7) В ситуации, когда случайно разбивается ваза в гостях у друга или подруги, 91,67% респондентов ответили, что подойдут к родителям, извинятся за свой поступок и уберут осколки. 8,33% попросят друзей не говорить об этом

Уже после анализа этих вопросов мы видим, что респонденты знают о том, что такое нравственные представления и как нужно поступать.

8) Что касается предложения помощи своим друзьям, то там ответы разделились почти на половину. 58,33% всегда помогут, когда увидят, что товарищу нужна помощь. А вот остальные 41,67% помогут только в том случаи, если поймут, что смогут помочь.

Респонденты не хотят проявлять инициативу.

По результатам анкете мы видим, что учащиеся понимают, что такое хорошо и что такое плохо, у них сформированы нравственные представления на высоком уровне, но мы живём в городе и видим противоречия: часто дети мусорят, врут, не уступают пожилым людям места в общественном транспорте.

Мы предполагаем, что так происходит из-за того, что дети дают такие ответы, потому что они хотят выглядеть в глазах других лучше и соответствовать ожиданиям взрослых.

На основе выше сказанного мы решили подобрать мероприятия, которые могут быть направленны на нравственное воспитание:

1) Акция «Ёлочный сюрприз» (суть этой акции в том, дети из школы делают своими руками подарки для детей из детского дома);

2) Организация сбора канцелярских товаров, игрушек, вещей для детей из детских домов;

3) «Подарок ветерану» в виде подделки своими руками и вручение лично ветерану;

4) Флешмоб посвященный дню толерантности или дню города;

5) ПДД - памятка « Будь осторожен на дорогах» (пишут памятки водителю в виде писем);

6) Акция «Голубь памяти» на уроках технологии сделать голубей из бумаги. Около школы выпуск голубей в небо прикреплённых к воздушному шару, подбор стихов в память о погибших, после провести минуту молчания).

Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 класс). М.: Просвящение, 2003. С. 65.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Оникс-ЛИТ, 2012. 1376 с.

3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. № 3 С. 9-12.

4. Кружилина Т.В. Нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время. [Электронный ресурс] / Т.В. Кружилина. Режим доступа: https://megalektsii.ru/s17522t2.html/ (дата обращения: 26.04.2018).

5. Лата Е.В. Методика Что такое хорошо и что такое плохо. [Электронный ресурс] / Е.В. Лата. Режим доступа: http://tropinkaksebe7.blogspot.ru/ (дата обращения: 26.04.2018).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ

РАБОТЕ

1 2 Краснокутский В.Ю. , Пилькевич Е.Р.

1Краснокутский Вадим Юрьевич - студент; 2Пилькевич Екатерина Романовна - студент, отделение начальных классов, Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в ходе исследования изучается уровень психологической подготовленности учащихся четвертых классов к Всероссийской проверочной работе (далее - ВПР).

Ключевые слова: психологическая подготовленность, Всероссийская проверочная работа.

Проведение всероссийской проверочной работы (далее - ВПР), вошло в школьную практику в 2015 году. По своему содержанию ВПР — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Создали их для того, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.