НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Зашихина Ж.В.1, Щербакова К.И.2
1Зашихина Жанна Викторовна - студент;
2Щербакова Ксения Игоревна - студент, специальность: преподавание в начальных классах, Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрено, что такое нравственность, нравственные представления, проведен анализ сформированности нравственных представлений у современного младшего школьника и сделан вывод о том, на каком уровне они сформированы.
Ключевые слова: нравственность, нравственные представления, младший школьник.
Нравственное развитие, воспитание, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Мы с вами живем в обществе и часто видим, что люди, зная, как нужно поступить в той или иной ситуации, не поступают таким образом. Человек может назвать в своё оправдание тысячи причин своего поведения, но в основе его поступка лежит то, что можно назвать «нравственной слабостью», недостатком воли к совершению правильного с этической точки зрения поступка. Парадокс в данном случае заключается в том, что человек совершенно искренне и глубоко уверен в правильности некоторого поступка или поведения, но ему не хватает нравственных сил его совершить [5]. Для того, чтобы сам человек, проанализировав свои убеждения и ценности, мог преодолеть дистанцию между тем, как должно поступать, и тем, как он действительно поступает, существуют разнообразные методы. Следует выделить несколько внешних условий, при которых нравственная слабость может уменьшиться. К ним относятся поощрение нравственного поведения и, наоборот, недопущение безнравственного, методы этического стимулирования, яркие образцы этичного поведения и т. п [5].
Что же такое нравственность? «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3].
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших школьников необходимых навыков и привычек, претворение их на практике. Используя этот метод в своей работе, учитель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у учащихся этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов [2]. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно - ситуационный, который позволяет ученикам самостоятельно решать нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы [2].
Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в
становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения [2]. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения [2]. С помощью этих методов учитель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.
При написании данной работы нам стало интересно, на каком уровне сформированы нравственные представления у современных школьников
Для изучения сформированности нравственных представлений мы использовали метод - очного индивидуального анкетирования младших школьников.
За основу анкеты мы взяли методику учителя Елены Латы «Что такое хорошо и что такое плохо» [6]. Ее методика была дополнена и адаптирована под исследование.
Цель: провести диагностику сформированности нравственных представлений младшего школьника
Исследование проведено 6 марта 2018 года в школе № 471 в 3 классе у 24 человек.
1) На вопрос как поступят респонденты, если увидят, что их друг (подруга) выбросят на улице мусор, получен 100% результат на ответ: сделают замечание и помогут убрать его.
2) 100% в случае, при порче чужой книги респонденты отремонтируют ее или попросят заменить ее родителей.
3) В случае, если во время обеда в школьной столовой ученик разольет суп или накрошит, то в 95% случаи респонденты извинятся и уберут за собой. Но остальные 5% ничего делать не будут.
4) В случае, если друг испортил вещь учителя, 75% респондентов ответили, что помогут другу извиниться перед учителем и признаться в своем поступке. 25% просто скажут другу, чтобы тот извинился сам.
5) 87,5% уступают в транспорте место пожилому человеку или женщине. 8,33% уступают в зависимости от настроения или самочувствия, а 4,17% почти никогда не уступают.
6) 100% результат, респонденты выбросят оберку в мусорное ведро, а не на землю.
7) В ситуации, когда случайно разбивается ваза в гостях у друга или подруги, 91,67% респондентов ответили, что подойдут к родителям, извинятся за свой поступок и уберут осколки. 8,33% попросят друзей не говорить об этом
Уже после анализа этих вопросов мы видим, что респонденты знают о том, что такое нравственные представления и как нужно поступать.
8) Что касается предложения помощи своим друзьям, то там ответы разделились почти на половину. 58,33% всегда помогут, когда увидят, что товарищу нужна помощь. А вот остальные 41,67% помогут только в том случаи, если поймут, что смогут помочь.
Респонденты не хотят проявлять инициативу.
По результатам анкете мы видим, что учащиеся понимают, что такое хорошо и что такое плохо, у них сформированы нравственные представления на высоком уровне, но мы живём в городе и видим противоречия: часто дети мусорят, врут, не уступают пожилым людям места в общественном транспорте.
Мы предполагаем, что так происходит из-за того, что дети дают такие ответы, потому что они хотят выглядеть в глазах других лучше и соответствовать ожиданиям взрослых.
На основе выше сказанного мы решили подобрать мероприятия, которые могут быть направленны на нравственное воспитание:
1) Акция «Ёлочный сюрприз» (суть этой акции в том, дети из школы делают своими руками подарки для детей из детского дома);
2) Организация сбора канцелярских товаров, игрушек, вещей для детей из детских домов;
3) «Подарок ветерану» в виде подделки своими руками и вручение лично ветерану;
4) Флешмоб посвященный дню толерантности или дню города;
5) ПДД - памятка « Будь осторожен на дорогах» (пишут памятки водителю в виде писем);
6) Акция «Голубь памяти» на уроках технологии сделать голубей из бумаги. Около школы выпуск голубей в небо прикреплённых к воздушному шару, подбор стихов в память о погибших, после провести минуту молчания).
Список литературы
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 класс). М.: Просвящение, 2003. С. 65.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Оникс-ЛИТ, 2012. 1376 с.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. № 3 С. 9-12.
4. Кружилина Т.В. Нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время. [Электронный ресурс] / Т.В. Кружилина. Режим доступа: https://megalektsii.ru/s17522t2.html/ (дата обращения: 26.04.2018).
5. Лата Е.В. Методика Что такое хорошо и что такое плохо. [Электронный ресурс] / Е.В. Лата. Режим доступа: http://tropinkaksebe7.blogspot.ru/ (дата обращения: 26.04.2018).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ
РАБОТЕ
1 2 Краснокутский В.Ю. , Пилькевич Е.Р.
1Краснокутский Вадим Юрьевич - студент; 2Пилькевич Екатерина Романовна - студент, отделение начальных классов, Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в ходе исследования изучается уровень психологической подготовленности учащихся четвертых классов к Всероссийской проверочной работе (далее - ВПР).
Ключевые слова: психологическая подготовленность, Всероссийская проверочная работа.
Проведение всероссийской проверочной работы (далее - ВПР), вошло в школьную практику в 2015 году. По своему содержанию ВПР — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Создали их для того, чтобы