УДК 371:17.023
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2011 В.П.Бездухов, А.Н.Цепкова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.10.2011
В статье в контексте научных представлений о влиянии знаний на нравственность человека обосновываются нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.
Ключевые слова: учитель, ориентация, сознание, рефлексия, нравственность.
Исследование проблемы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования предполагает выявление нравственных оснований такой ориентации. Необходимость выявления таких оснований ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования обусловлена, во-первых, тем, что освоение школьником мира в морали осуществляется при участии морального сознания, устанавливающего связь поступков с принятой ценностью через оценку, функцией которой является функция ориентации школьника в мире ценностей. Такая ориентация школьника в мире ценностей возможна в рамках личностно ориентированной образовательной модели.
Во-вторых, как показывает анализ научной литературы, вне поля зрения ученых, исследующих проблему ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования (Е.В.Кулешова), идей гуманитаризации образования (Е.Г.Марусева), остаются вопросы, связанные именно с выявлением нравственных оснований такой ориентации. Так, Е.В.Кулешова выявляет этические и педагогические аспекты ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования. Этическими аспектами ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования, согласно ученому, являются нравственные представления и взгляды о сущности и содержании данного широкого социально-нравственного процесса; ценностный характер процесса ориентации; сочетание процессов формирования нравственных представлений и взгля-
Бездухов Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики. E-mail: oksana [email protected] Цепкова Анжелика Николаевна, лаборант кафедры общей физики и методики обучения физики, факультета математики, физики и информатики, соискатель кафедры педагогики. E-mail: oksana [email protected]
дов и развития у студентов способности к реф-лексии1.
Педагогическим аспектом ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования, которая (реализация) связана с воздействием на ученика, является развитие двойной мотивации будущего учителя, побуждающей его к упорядочиванию смыслов жизни ученика и нормализации смыслов жизни, осуществляемой с помощью моральных норм. Одной из наиболее значимых норм является «золотое правило нравственности», через которое и на соотнесении с которым становится возможным оценивать реальность «возрастающего единства мира» как блага2.
Е.Г.Марусева, обосновав, что сущность ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманитаризации образования заключается в реализации культурологической его составляющей, представленной остенсивными, императивными, аксиологическими формами культуры и формами-принципами культуры, которая (реализация) обеспечивает восхождение будущего учителя, ученика к культуре по этим ступенькам культуры, обосновывает такие аспекты ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманитаризации образования, как
а) формирование представлений будущего учителя о культуре и ее формах, о гуманитаризации образования, ее цели, ее идеях и др.;
б) реализация культурологического подхода, позволяющего реализовывать такой элемент содержания образования как ценностное отношение, «полюсами» которого являются ценность и оценка; в) единство культурологического и ценностного подходов, которое делает возможным включение ценностного критерия в содержание образования, элементом которого
1 Кулешова Е.В. Ориентация будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования: Монография. - Самара: 2010. - С. 48.
2 Там же. - С. 51.
является ценностное отношение учителя, ученика к миру, к людям и к себе (четвертый элемент содержания образования); г) развитие способности будущего учителя к морально-этической педагогической рефлексии, благодаря которой культурологический подход сопрягается с ценностным подходом3.
Как видим, ученые, раскрывая различные аспекты ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования или идей гуманитаризации образования, не выявляют нравственные основания такой ориентации будущего учителя. Восполняя данный пробел в научном знании, мы опираемся на исследования вышеназванных ученых. Такое восполнение пробела в научном знании осуществляется в рамках концепции духовно-практического освоения человеком мира в морали.
В рамках концепции духовно-практического освоения мира в морали, знание о морали, а следовательно, и о ее феноменах, явлениях, как подчеркивает А.И.Титаренко, существует в преобразованном, зашифрованном - через особый способ оценки, повеления - виде. Познавательный момент подчинен оценочно-императивной функции, что и обусловливает то, что различные составные части морального требования могут иметь различие в научно-познавательном и ценностном отношении. Познавательный момент может быть и искаженным, но ценностное содержание морального требования, тем не менее, должно соответствовать поступательному развитию отношений, иметь положительное значение в регуляции поведения4.
Осмысление взглядов ученого относительно духовно-практического способа освоения человеком мира в морали показывает, что при таком подходе к морали и ее феноменам особое место принадлежит субъекту, который производит моральные требования (что не свойственно регулятивной концепции морали), а не только усваивает эти требования. В деятельности субъекта, производящего требования, значение приобретает знание о морали, о ее категориях и понятиях и т.д. Это знание отражает действительность, раскрывает связи между моральными явлениями. Истинность этических категорий и понятий морали является основой не искаженного, не предвзятого с педагогической точки зрения оценивания, основой для производства
3 Марусева Е.Г. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманитаризации образования: Дисс. канд. пед. наук. - Самара: 2008. - С. 175 - 176.
4 Титаренко А.И. Специфика и структура морали //
Мораль и этическая теория. - М.: 1974. - С. 7 - 49. -
С. 13 - 15.
моральных требований. Такое производство школьником моральных требований возможно в рамках личностно ориентированной образовательной модели, поскольку школьник является субъектом своей активности, в том числе и субъектом своей активности в освоении ценностей и норм морали, затем - собственного нравственного развития, после чего - своей жизни.
Дальнейший анализ идей А.И.Титаренко о духовно-практическом освоении человеком мира в морали показывает, что освоение осуществляется при участии морального сознания. Для морального сознания, как отмечает А.И.Титаренко, характерны напряженный поиск ценностно-нормативного смысла поступков и отношений людей, резкое усиление этого смысла и на этом основании - оценка взаимосвязей в обществе и между людьми. Моральное сознание помогает установить связь поступка с принятой ценностью. Моральная оценка - это особый, ориентирующий акт, неразрывно связанный с избирательным предпочтением нужного ориентира, нормы поведения5.
Выше мы заявили о том, что выявляем нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. На первый взгляд, это входит в противоречие с тем, что мы выявляем нравственные основания такой ориентации в рамках концепции духовно-практического освоения мира в морали. Такое «на первый взгляд», действительно, возникает потому, что мораль и нравственность являются различными категориями, фиксирующими различные системы отношений. Мораль фиксирует отношение общества к человеку, а нравственность фиксирует отношение человека к себе. Мораль, имеющая предписательный, рекомендательный характер, есть совокупность норм, принципов, требований, предъявляемых к человеку извне -обществом, коллективом, группой. Нравственность - это субъективная ценностная система человека. Другими словами, это то, что находится в его сознании, что определяет и характеризует его индивидуальную нравственность.
Мы полагаем, что никакого противоречия в том, что мы выявляем нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в рамках концепции духовно-практического освоения мира в морали, нет. Сделаем в этой связи необходимые пояснения.
При выявлении нравственных оснований ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования мы исходим из того, что осознание будущим учите-
5 Там же. - С. 16.
лем таких оснований как осуществляется при участии его сознания, так и сопровождается сознанием. Возникает вопрос, какого сознания?
В рамках этической науки различают этическое, моральное и нравственное сознание. Одной из характеристик сознания является рефлексия. С этой точки зрения характеристикой этического сознания является этическая рефлексии, морального сознания - моральная рефлексия, нравственного сознания - нравственная рефлексия, где та или иная рефлексия есть не что иное, как уровни целостной морально-этической рефлексии.
Подтверждение сказанному мы находим у В.С.Степина, который, не смотря на то, что не акцентирует внимание на конкретном виде сознании, в рамках раскрытия сущности философского осмысления мировоззренческих структур, лежащих в основаниях культуры, подчеркивает, что каждому уровню рефлексии соответствует свой тип знаний и свой способ оформления категорий. Их становление в качестве понятий, где в форме дефиниций отражены наиболее общие свойства, связи и отношения объектов, представляет собой результат довольно сложного развития философских знаний6.
Развитие идей В.С.Степина о том, что каждому уровню рефлексии соответствует свой тип знания, мы находим у О.К.Поздняковой, которая, раскрывая содержание уровней морально-этической педагогической рефлексии, обосновала, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием. Нравственная рефлексия осуществляется в рамках нравственного сознания, моральная рефлексия - морального сознания, этическая рефлексия - этического сознания. И далее: нравственное сознание учителя в контексте уровней рефлексии есть знание себя, своих целей, мотивов, установок, ценностей, есть отношение к себе как к человеку и к профессионалу. Моральное сознание учителя есть знание им того, что его деятельность есть определенный тип отношений к миру, к людям и к себе, пространство которых (отношения) есть мораль, есть знание им понятий морали, педагогической морали, берущихся, рассматриваемых в нормативно-оценочном смысле. Этическое сознание учителя есть знание им категорий этики, педагогической этики, рассматриваемых в теоретическом смысле, есть
6 Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: 2000. - С. 278 - 279.
отношение к этике, к педагогической этике7. Осмысление идей О.К.Поздняковой о нравственном, моральном и этическом сознании учителя в контексте уровней морально-этической педагогической рефлексии дает нам достаточно четкое представление о различиях между данными видами сознания.
Не акцентируя в дальнейшем внимания на различиях между нравственным, моральным и этическим сознанием, каждое из который фиксирует адекватное ему знание: нравственное, моральное или этическое знание, - обоснуем нравственные снования ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. Методологическим основанием для выявления таких оснований в нашей работе является положение о влиянии знаний на нравственность.
Одним из первых в истории научной мысли, кто обратил внимание на влияние знаний на нравственность человека, был Сократ, который, как подчеркивает Аристотель, приравнял добродетель к знаниям. Критикуя взгляды Сократа на влияние знаний на добродетель, Аристотель отмечает, что все знания связаны с суждением, суждение же возникает в мыслящей части души, так что, если верить Сократу, все добродетели возникают в разумной части души. Отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внеразумную часть души, а вместе с нею и страсть8. Сократ не упраздняет внера-зумную часть души. Он к тому же не акцентирует внимание на различных частях души, как это делали Аристотель и Платон в своих учениях. Сократ не акцентирует внимание на различиях между научным знанием и нравственным сознанием. Для Сократа мыслить и быть добродетельным есть одно и то же.
А.А.Гусейнов, анализируя творчество Сократа, отмечает, что мыслитель исследует вопрос, «как бы действовали люди, если бы они действовали разумно. Нельзя знать добро и не быть добродетельным. Если человек знает, что такое добродетель, но не является добродетельным, то это означит, что его знания не есть настоящие, подлинные знания9. И далее: тезисом «добродетель есть знание» Сократ определяет нравственность как пространство ответственного поведения индивида, а тезисом «я знаю, что ничего не знаю» возвышает ее до личностно фор-
7'Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. - М.: 2006. - С. 67.
8 Аристотель. Сочинения: в 4 т. - Т. 4. - М.: 1983. -С. 297.
9 Гусейнов А.А. Европа: Античность // Истории я
этических учений. - М.: 2003. - С. 310 - 445. - С. 355.
мирующего фактора, более важного, чем власть, деньги, другие внешние и телесные блага10.
Известно, что человек мыслит понятиями, категориями, о которых его сознание «знает». Однако знать и быть добродетельным - это не одно и то же. Аналогичным образом дело обстоит и с тем, что мыслить о добродетелях и быть добродетельным также не одно и то же. Далеко не всегда знание о добродетелях, мысль о добродетелях по определению делают человека добродетельным. Речь идет о рассогласованности между нравственным сознанием и нравственным поведением. Однако нельзя не согласиться с Сократом в том, что знание о добродетелях не может не влиять на нравственность человека.
Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования сопровождается развитием не просто его сознания, но нравственного сознания, которое есть нравственное знание и нравственное отношение. Нравственное сознание может быть сведено к знаниям. Однако само нравственное сознание не изучает педагогической реальности, а выражает отношение учителя к этой реальности, к учащимся. Нравственное сознание «состоит из представлений, взглядов, идей, мыслей - словом, из элементов знаний, но содержание последних есть не что иное, как оценка поведения людей»11.
Развивая данную мысль С.Ангелова о том, что содержание знаний есть оценка поведения людей, скажем, что содержание знаний студентов есть оценка их суждений об идеях личност-но ориентированного образования, реализация которых обеспечивает личностное развитие учащихся, есть оценка педагогических действий по реализации данных идей в педагогической деятельности. Знание студентом этих идей, с одной стороны, есть его знание об идеях лично-стно ориентированного образования и способах их реализации в педагогической деятельности. С другой стороны, это есть знание о педагогической целесообразности реализации данных идей в конкретной педагогической ситуации с учетом достижений школьников. В первом случае рефлексия в составе знания есть рефлексия, выявляющая полноту или не полноту знания студента о данных идеях, о роли и значении личностно ориентированного образования в интеллектуальном, нравственном развитии учащегося и т.д. Это есть мысль о собственной мысли или рефлексия на себя, на свои знания об идеях личностно ориентированного образования и
10 Гусейнов А.А. Европа: Античность.... - С. 358.
11 Ангелов С. Марксистская этика как наука / Пер. с болгар. - М.: 1973. - С. 127.
т.д. Такая рефлексия на себя есть нравственность будущего учителя, заключенная в его образе. Во втором случае рефлексия в составе знания есть рефлексия, выявляющая отношение студентов к достижениям школьников в результате реализации идей личностно ориентированного образования. Это есть мысль о мысли школьников или рефлексия на школьника и его достижения в результате реализации идей лич-ностно ориентированного образования в педагогической деятельности. Такая рефлексия на школьника и его достижения в интеллектуальном, нравственном развитии выявляет нравственность учащегося, в которой опосредован образ нравственного, добродетельного учителя.
Нравственное сознание учителя неотделимо от его педагогической деятельности, ориентированной на развитие учащихся в целом и на реализацию идей личностно ориентированного образования в частности. Результаты деятельности по реализации таких идей осмысливаются не только в понятиях педагогики, но и в понятиях нравственности. Педагогические действия по реализации идей личностно ориентированного образования становятся нравственными тогда, когда «они выделяются из общей совокупности человеческих действий посредством оценки их общественного значения»12.
Аналогичную точку зрения мы находим у С.Ф.Анисимова, указывающего на нравственное качество действия. Когда действие имеет значение, то оно вызывает к себе то или иное отношение (оценку), где критерием моральной ценности и оценки выступает различение морально должного и недолжного13. Таким морально должным в современном образовании является реализация идей личностно ориентированного образования в педагогической деятельности. Реализация идей личностно ориентированного образования как морально должное и должно оцениваться по таким нравственным критериям, как благо, добро, польза. Данные нравственные критерии и определяют нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.
Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, осуществляемая под знаком развития представлений студентов о благе, добре и пользе, есть обогащение содержания их нравственного сознания, которое сопровождает их педагогическую деятельность, целесообразность ко-
12 Там же. - С. 135.
13 Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. - М.: 2000. - С. 367 - 383. - С. 370.
торой оценивается по критерию достижения учащимися успехов в познавательной, ценност-но-ориентационной, моральной деятельности.
Такое понимание нравственных оснований ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования не только вписывается в идеи Е.В.Кулешовой об этических аспектах ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования, но и дополняет научное представление о таких аспектах. Этическими аспектами ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования, согласно Е.В.Кулешовой, являются нравственные представления о сущности и содержании данного широкого социально-нравственного процесса.
В нашем исследовании речь идет не просто о нравственных представлениях будущего учителя об идеях личностно ориентированного образования, но о нравственных представлениях студентов о благе, добре и пользе для учащихся в процессе реализации в педагогической деятельности идей личностно ориентированного образования. Благо, добро, польза есть не что иное, как добродетели, нравственные представления о которых развиваются у студентов в процессе их ориентации на реализацию идей личностно ориентированного образования. Так становится возможной реализация идеи Сократа о влиянии знаний на нравственность студента, учащегося.
Другим этическим аспектом ориентации студентов на реализацию идей гуманизации образования, согласно Е.В.Кулешовой, является сочетание процессов формирования нравственных представлений и взглядов и развития у студентов способности к рефлексии. Мы дополняем данное положение ученого. Суть такого дополнения заключается в том, что процесс формирования нравственных представлений студентов о благе, добре и пользе, представляющих собой материал для становления адекватных им личностных форм нравственного сознания, для выработки личностных элементов нравственного сознания, сочетается с развитием способности студентов к морально-этической педагогической рефлексии.
Новое, что мы привносим в положения Е.В.Кулешовой об этических аспектах ориентации, заключается, во-первых, в том, что развитие нравственных представлений студентов о благе, добре, пользе как добродетелях есть влияние на нравственность студентов. Во-вторых, формирование нравственных представлений студентов о благе, добре и пользе, сочетаемое с развитием способности студентов к морально-этической педагогической рефлексии, представляет собой материал для становления личностных форм нравственного сознания, для выработки личностных элементов нравственного сознания.
MORAL BASIS OF FUTURE TEACHER'S ORIENTATION TO PERSONAL-ORIENTED
EDUCATION REALIZATION
© 2011 V.P.Bezdukhov, A.N.Tsepkova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article grounds moral basis of future teacher's orientation to personal-oriented education realization in the context of scientific notions of influence of knowledge on person's morality. Key words: teacher, orientation, consciousness, reflection, moral.
Vladimir Petrovich Bezdukhov, doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of the RAO, Head of the Department of Pedagogy. E-mail: oksana [email protected] Anzhelika Nikolaevna Tsepkova, the laboratorian of faculty of the general physics and procedure of training of physics, faculty of mathematics, physics and computer science, the competitor of Department of Pedagogy. E-mail: oksana 1970@mail. ru