Научная статья на тему 'Нравственные основания науки в исторической перспективе'

Нравственные основания науки в исторической перспективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
609
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Полина Владимировна

Рассмотрена динамика нравственных оснований научного познания в западной культуре. Показано, что изменения идеалов научности сопряжены с переосмыслением нравственных оснований научной деятельности в соответствии с особенностями каждой исторической эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral bases of a science in historical prospect

One considers dynamics of moral bases of scientific cognition in western culture. It is shown, that change of ideals of scientific character are connected to reconsideration of the moral bases of scientific activity according to features of each historical epoch.

Текст научной работы на тему «Нравственные основания науки в исторической перспективе»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 311 Июнь 2008

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 17.022.1

П. В. Андреева

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Рассмотрена динамика нравственных оснований научного познания в западной культуре. Показано, что изменения идеалов научности сопряжены с переосмыслением нравственных оснований научной деятельности в соответствии с особенностями каждой исторической эпохи.

В последние десятилетия человечество является свидетелем новых радикальных изменений в основаниях науки, связанных со становлением постнеклассиче-ского этапа ее развития. Философы, ставя задачу выявить точки роста новой научности, обращаются к изучению динамики оснований науки, поскольку они определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей эпохи. Исследователи отмечают, что «выделив идеалы объяснения и описания, доказательности и обоснованности, а также строения знаний, можно проследить достаточно определенную взаимосвязь собственно познавательных установок с социальными идеалами и нормативами, а также установить зависимость познавательных идеалов и норм как от специфики объектов, изучаемых в тот или иной момент наукой, так и от мировоззренческих особенностей каждой исторической эпохи» [1. С. 51].

В современной эпистемологии научное познание понимается как активно-деятельное отражение объективного мира, детерминированное в своем развитии не только особенностями объекта, но и мировоззренческими структурами, а также нравственными ценностями, лежащими в основании исторически определенных типов науки.

В. С. Степин выделяет три стадии развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция. При этом все стадии научного познания характеризуются своей системой идеалов и норм исследования, свойственных науке соответствующей эпохи: классическая, неклассическая и постнекласи-ческая. Каждому из этих этапов свойственно особое состояние научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. «Если схематично представить эту деятельность как отношения “субъект - средства - объект” (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности), то описанные этапы эволюции науки можно охарактеризовать различной глубиной нравственной рефлексии по отношению к самой научной деятельности» [2. С. 21].

Так, например, в рамках классического этапа становления научного познания утверждались эталоны и нормы обоснования знания, возникающие на основе «ломки» мировоззренческих установок средневекового мышления и постепенного становления нового понимания природы, человека и целей познания. Если средневековый ученый не рассматривал опыт в качестве критерия истинности знания, то для науки Нового времени глав-

ная цель познания - изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, в первую очередь, на основе данных, полученных в результате эксперимента.

Объект познания - фокус внимания ученого классического периода, а все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, полностью элиминируется. Исключение из процесса познания субъективных характеристик заключалось в удалении из контекста науки всех высших смыслов и являлось основным условием получения объективно-истинного знания о мире того периода.

Наука классического периода «создала квантифицированную, объективную, понимаемую как пространство, “заполненное веществом” реальность, где человек был “выброшен” из природы, противопоставлен природе, и все это определяло основания новой субъектнообъектной гносеологии» [3. С. 110].

Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины Х1Х-ХХ вв., а также кризисом мировоззренческих установок рационализма. Постепенно появлялось «новое понимание рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации» [4. С. 78].

Так, смена физической парадигмы на рубеже XIX-ХХ вв. - появление теории относительности, открытие делимости атома, затем квантовой механики, других теорий и открытий - дала толчок новой волне философского осмысления проблем времени, пространства, материи, а вслед за этим и понятия эволюции, на ее основе - проблем развития культуры, вопросов морали и нравственности.

Например, эволюционная этика, возникшая в рамках неклассического этапа становления науки, базировалась больше на естественно-научных данных, чем на философских представлениях. Г. Спенсер утверждал, что нравственность связана со способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, а цель этики - установить правила нравственного поведения на научной основе [5. С. 116]. К идеям эволюционизма примыкает этическая концепция французского философа Ж.М. Гюйо, который считал, что этика должна быть учением о средствах, при помощи которых достигается цель, поставленная самой природой: рост и раз-

витие жизни. Нравственность, по его словам, развивается в нас самой потребностью жить полной, интенсивной жизнью [5. С. 248].

Эти первые применения эволюционной теории к проблемам морали и человеческого общества в целом получили название «плоского эволюционизма». Критики этого направления справедливо отмечали механистичность развиваемых концепций, а также предзадан-ность новых эволюционных форм. «Механистический эволюционизм не отвечает действительному положению вещей, так как небесные, органические, социальные и прочие явления, которые Спенсер называет космической эволюцией, представляют столько же серий качественных изменений, необъяснимых с позиций непрерывности эволюции» [6. С. 186].

В целом, общенаучная картина мира неклассической науки рассматривалась уже не как точная копия природы, а как «постоянно уточняемая система относительно истинного знания о мире» [7. С. 5]. В соответствии с этим менялись представления об активности субъекта познания. Он рассматривался уже «не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им» [7. С. 6].

В результате переосмысления роли субъекта в научном познании появляется осознание того, что «ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности» [8. С. 105].

Итак, в рамках неклассического этапа научного познания происходит экспликация связи знаний между знаниями об объекте и характере средств и операций деятельности, и это рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и нравственными, гуманистическими ценностями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний.

Во второй половине ХХ в. произошли радикальные изменения в основаниях науки, ознаменовавшие начало следующей глобальной научной революции и позволившие говорить о новом постнеклассическом этапе развития научного познания.

Среди отечественных авторов одним из первых систематизировал черты постнеклассической науки В. С. Степин, выделив следующие признаки постнеклассическо-го этапа: изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.д.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы; включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности принципа исторической реконструкции.

Исследование сложных исторически развивающихся систем в условиях современной науки требует коор-

динального переосмысления идеалов и норм исследовательской деятельности. Так как «историчность системного комплекса объекта и вариабельность его поведения предполагают широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний -построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркаций» [9. С. 298].

Можно сказать, что в науке второй половины ХХ в. обозначились «человеческие ориентации» как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении. Об этом свидетельствует системный подход, идея глобального эволюционизма, идея синхроничности, антропный принцип, принцип дополнительности, фрактальная геометрия Бенуа Мандельброта, положившая начало мировоззренческому прорыву в способах объяснения природы, гипотеза И. Пригожина о нестабильности Вселенной, исходя из которой мир находится в неустойчивом равновесии, балансируя на грани порядка и хаоса (синергетическая парадигма), и другие реалии современной науки.

Объект современной науки - саморазвивающиеся сложные системы, природные комплексы, в которые в качестве компонента включен сам человек. Основная особенность таких объектов обозначается термином «человекоразмерность». Примерами таких «человекоразмерных объектов», по мнению В. С. Степина, могут служить медикобиологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологий (в первую очередь, генной инженерии), системы «человек - машина», (включая проблемы информатики, «искусственного интеллекта») и т. д.

В условиях становления постнеклассической науки выявляется видимое усложнение представлений о структуре и функциях гуманитарного и естественнонаучного знания. Сегодня становится очевидным тот факт, что для изучения сложных, «человекоразмерных» объектов, находящихся в процессе исторического становления, ресурсов отдельно взятой науки не достаточно. По мнению В.С. Степина, «...то, что было справедливо в XIX в. и даже в начале ХХ в. в жестком противопоставлении наук о природе - наукам о духе, во многом утратило смысл в последней трети ХХ в. Именно поэтому я называю этот период эпохой становления постнеклассической науки. И здесь открываются новые возможности для применения методов, приемов, понятийных конструкций, переносимых из естественных в социальные науки, и наоборот» [10. С. 29].

Поэтому познавательная ситуация второй половины ХХ в. может быть охарактеризована как стирание границ между естественными («науки о природе») и гуманитарными («науки о духе») науками, которое проявляется в стремительном формировании междисциплинарного знания, в рамках которого науки объединяются при решении какой-либо сложной проблемы.

Так, например, «человекоразмерные комплексы -это не естественные объекты и не инженерно-технические конструкции, не машины, построение которых опирается на знание объективных связей, это результат принятия решений в проблемной ситуации, порождаемой преследованием целей и задач социальногуманитарного характера, так как постнеклассическая

наука не существует вне социально-гуманитарного познания» [11. С. 63].

При изучении «человекоразмерных объектов» поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений практического преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические, нравственные ценности. В результате чего трансформируется идеал «ценностно-нейтрального» исследования.

Новый тип науки связан с такими понятиями, как самообновление, самоорганизация и самоопределение, постепенно признается систематическая взаимосвязанность природной динамики в пространстве и времени; выделяется роль флуктуаций, которые упраздняют закон больших чисел и тем самым дают шанс индивиду с его созидательным творческим воображением. В результате усиливается внимание «к открытости, творче-

скому характеру эволюции, в которой ни отдельные структуры, возникающие и погибающие, ни конечный результат не предопределены» [12. С. 156].

Современная постнеклассическая наука начинает рассматриваться в контексте ее социального бытия, как неотъемлемая часть жизни общества в целом. Научное познание на каждом этапе своего развития определяется общим состоянием культуры данной исторической эпохи, а также детерминируется ее нравственными ценностями и мировоззренческими установками. Сегодня учеными осмысливается не только историческая изменчивость онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. В результате чего «требование экспликации ценностей не только не противоречит традиционной установке на получение объективноистинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки» [13. С. 48].

ЛИТЕРАТУРА

1. Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный обсуждению книги В.С. Степина «Теоретическое знание»

// Вопросы философии. 2001. № 1. С. 3-32.

2. Аршинов В.И., Лепский В.Е. Проблемы субъектов в постнеклассической науке. Режим доступа: http:// reflection.ru/Library/Preprint2007.pdf

3. ЧерниковаИ.В. Философия и история науки. Томск: Изд-во НТЛ, 2001. 352 с.

4. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в

современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С. 28-94.

5. Кропоткин П.А. Этика. М.: Изд-во полит. лит., 1991. 496 с.

6. Ward J. Naturalism and agnosticism. London: Cox & Wyman Ltd., 1996. 212 p.

7. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.

8. Степин В. С. Ценностные основы и исторические перспективы техногенной цивилизации // Науковедение. 1999. № 1. С. 101-111.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431 с.

10. Степин В.С. Знание за пределами науки. М.: Изд-во ИФ РАН, 1990. 199 с.

11. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 с.

12. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная. Введение и обзор: рождение парадигмы и метафлуктуации // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 143-158.

13. Степин В.С. Становление идеалов и норм постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1992. С. 40-48.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 9 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.