Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОТЦОВСТВЕ У СТУДЕНТОВ'

НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОТЦОВСТВЕ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБРАЗ / ОТЦОВСТВО / ИДЕАЛЬНЫЙ ОТЕЦ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ГРУППОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ГУЛЛАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МИРОСОЗИДАТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЛЛОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В.

Введение. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. является воспитание традиционных семейных ценностей и позитивного отношения к семье и браку в молодежной среде, формирование образа успешной молодой семьи, ориентированной на многодетность. Реализация этой задачи ставит вопрос о том, какие детерминанты способствуют формированию гармоничных, полных и адекватных представлений об отцовстве у студенческой молодежи. Методы. Использованы обзор и обобщение содержания психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы. Для определения доминирующей нравственной ориентации применялась методика «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейченко. Для диагностики содержательных характеристик представлений об идеальном отцовстве были использованы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой. Математико-статистические методы: критерии сравнения распределений, множественный регрессионный анализ, корреляционный анализ. Результаты. Впервые выявлено значимое влияние нравственных ориентаций личности на ценность категории «идеальный отец» для юношей и девушек. Раздел включает описание содержания представлений об идеальном отцовстве в зависимости от нравственной ориентации личности и пола студентов. Обсуждение результатов. Сравнительный анализ статистических данных позволяет сделать вывод о наличии значимых различий в представлениях об идеальном отце в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек. Представленные данные открывают ряд перспективных направлений исследования в предметной области психологии отцовства: I) практико-ориентированная разработка технологий формирования полных и адекватных представлений об отцовстве посредством воспитания у студентов гуманистической и миросозидательной ориентации: 2) выявление возрастных различий в представлениях об отцовстве в зависимости от нравственной ориентации личности для определения возрастного периода в качестве сенситивного для развития ценностно-позитивного отношения к отцовству у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова С.В., Бибарсова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ORIENTATIONS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT IDEAL FATHERHOOD AMONG STUDENTS

Introduction. For the period until 2025, the most important goals and concerns of the state youth policy of the Russian Federation should be focused on instilling traditional family values, ensuring a positive attitude towards family and marriage among young people, as well as creating the image of a successful young family focused on having many children. The implementation of these goals raises the question of what determinants contribute to the formation of harmonious, complete, and adequate ideas about fatherhood among student youth. Methods. This study reports and generalizes the content of the related psychological and pedagogical literature. The Personal Moral Self-determination questionnaire by A. E. Vorob'eva and A. B. Kupreichenko was used to determine a dominant moral orientation. The study used the following psychological assessment instruments to diagnose the content characteristics of ideas about ideal fatherhood: (a) Osgood's semantic differential (a modified version), (b) the Incomplete Sentences Test, and (c) the Role Expectations and Claims in Marriage questionnaire by A. N. Volkova. Mathematical and statistical methods included criteria for comparing distributions, multiple regression analysis, and correlation analysis. Results. This study demonstrates for the first time a significant influence of moral personality orientations on the value of the ‘ideal father' category for young men and women. This section includes a description of the content of ideas about ideal fatherhood depending on students' moral orientations and gender. Discussion. A comparative analysis of statistical data allows us to conclude that there are significant differences in the ideas about the ideal father depending on the moral orientation of young men and women. The presented data open the way for a number of promising directions of research in the subject area of the psychology of fatherhood, including 1) practice-oriented development of technologies for the formation of complete and adequate ideas about fatherhood by educating students with a humanistic and world-creating orientation; 2) identification of age-related differences in ideas about fatherhood depending on an individual's moral orientation to determine the age period as sensitive for the development of a value-positive attitude towards fatherhood among students.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОТЦОВСТВЕ У СТУДЕНТОВ»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 159.9.072.43

https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.1.2

Нравственные ориентации как фактор развития представлений об идеальном отцовстве у студентов

Светлана В. Мерзлякова1*, Надия В. Бибарсова2

11 2 Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация * svetym@yandex.ru

Аннотация

Введение. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. является воспитание традиционных семейных ценностей и позитивного отношения к семье и браку в молодежной среде, формирование образа успешной молодой семьи, ориентированной на многодетность. Реализация этой задачи ставит вопрос о том, какие детерминанты способствуют формированию гармоничных, полных и адекватных представлений об отцовстве у студенческой молодежи. Методы. Использованы обзор и обобщение содержания психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы. Для определения доминирующей нравственной ориентации применялась методика «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейченко. Для диагностики содержательных характеристик представлений об идеальном отцовстве были использованы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой. Математико-статистические методы: критерии сравнения распределений, множественный регрессионный анализ, корреляционный анализ. Результаты. Впервые выявлено значимое влияние нравственных ориентаций личности на ценность категории «идеальный отец» для юношей и девушек. Раздел включает описание содержания представлений об идеальном отцовстве в зависимости от нравственной ориентации личности и пола студентов. Обсуждение результатов. Сравнительный анализ статистических данных позволяет сделать вывод о наличии значимых различий в представлениях об идеальном отце в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек. Представленные данные открывают ряд перспективных направлений исследования в предметной области психологии отцовства: 1) практико-ориентированная разработка технологий формирования полных и адекватных представлений об отцовстве посредством воспитания у студентов гуманистической и миросозидательной ориентации; 2) выявление возрастных различий в представлениях об отцовстве в зависимости от нравственной ориентации личности для определения возрастного периода в качестве сенситивного для развития ценностно-позитивного отношения к отцовству у студентов.

СС ВУ 4.0 О Мерзлякова С. В., Бибарсова Н. В., 2022 19

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ключевые слова

представления, образ, отцовство, идеальный отец, нравственные ориентации, эгоцентрическая ориентация, группоцентрическая ориентация, гуманистическая ориентация, миросозидательная ориентация, студенческая молодежь

Основные положения

> предикторами ценности категории «идеальный отец» выступают нравственные ориентации: у юношей существенное влияние оказывают группоцентрическая и миросозидательная ориентация, у девушек - гуманистическая ориентация;

> у юношей наполненность представлений об идеальном отце определяется доминирующей нравственной ориентацией; при выраженности миросозидательной ориентации у юношей представления об идеальном отце отличаются полнотой сформированности когнитивного компонента и актуализацией ролевых притязаний в родительско-воспитательной сфере;

> у девушек своеобразие представлений об отцовстве обусловлено нравственными ориен-тациями; в образе идеального отца наблюдаются характеристики (эмпатия, терпеливость, ролевые ожидания в эмоционально-психотерапевтической сфере), которые свойственны эмоционально вовлеченному отцовству.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00072. Для цитирования

Мерзлякова, С. В., Бибарсова, Н. В. (2022). Нравственные ориентации как фактор развития представлений об идеальном отцовстве у студентов. Российский психологический журнал, 79(1), 19-33. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.1.2

Введение

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р положения Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. ориентированы на укрепление традиционных семейных ценностей, формирование образа успешной молодой семьи, живущей в зарегистрированном браке, развитие позитивного родительства и психолого-педагогической компетентности в сфере детско-родительских отношений. Следует отметить существующую тенденцию нарастания негативного влияния на современную молодежь активистов ЛГБТ - сообществ, пропагандирующих однополые браки, гендерную инклюзивность, смену пола и т. д. Проблема воспитания в молодежной среде ценностей семейной культуры ставит вопрос о том, какие социально-психологические детерминанты способствуют развитию семейного самоопределения, формированию гармоничных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве, являющихся ориентировочной основой деятельности при реализации родительской функции.

В последние годы сформировался общественный запрос на поддержку института отцовства, реализацию системы мер по формированию ответственного и результативно-деятельностного отцовского поведения. В современной психологии актуальными направлениями исследований феноменологии отцовства являются следующие:

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

- причины кризиса института отцовства и маскулинности (Кон, 2009; Schoppe-Sullivan & Fagan, 2020; Petts, Shafer, & Essig, 2018);

- изучение влияния, функций и роли отца в развитии и воспитании ребенка (Garfield, Fisher, Barretto, Rutsohn, & Isacco, 2019; Cabrera, Volling, & Barr, 2018; Golombok et al., 2018; Цветкова, Рыбакова, 2018);

- исследование гендерных аспектов родительства, т. е. выявление различий в мотиваци-онно-потребностной, поведенческой и функциональной сферах материнства и отцовства (Zinovieva, Kazantseva, Pleshkova, & Kostromina, 2019; Карабанова, 2015; Jeynes, 2016);

- определение влияния отцовства на развитие личности мужчин (Захарова, 2015; Завгородняя, 2017; Saxbe, Rossin-Slater, & Goldenberg, 2018);

- выявление особенностей представлений об отцовстве и факторов, детерминирующих содержательно-структурные характеристики образа идеального отца (Борисенко, Белогай, 2007; Вагапова, 2015; Захарова, Карабанова, Старостина, Долгих, 2019; Мерзлякова, Голубева, Бибарсова, 2020);

- разработка технологий социального и психолого-педагогического сопровождения родителей-отцов (Загвязинский, Чехонин, 2017; Борисенко, 2017; Семенова, Серебрякова, Князева, 2018; Golubeva & Merzlyakova, 2019).

В ранее проведенных исследованиях установлено, что особенности представлений об отцовстве (идеальный отец, Я - будущий отец) определяются полом (Вагапова, 2015; Merzlyakova,

2019), возрастом (Борисенко, Белогай, 2007; Захарова и др., 2019), типом семейного самоопределения (Мерзлякова, Бибарсова, 2018), структурой ценностных ориентаций (Мерзлякова и др.,

2020). В данной статье мы предлагаем рассмотреть нравственные ориентации как личностный фактор, обуславливающий особенности образа идеального отца у студенческой молодежи.

В структуре личности Б. С. Братусь выделяет четыре уровня: 1) эгоцентрический уровень; 2) группоцентрический уровень; 3) просоциальный или гуманистический уровень; 4) духовный или эсхатологический уровень (Братусь, 1993). А. Б. Купрейченко и А. Е. Воробьева разработали диагностический инструментарий, позволяющий определить, какой нравственный тип является доминирующим: эгоцентрическая ориентация, группоцентрическая ориентация, гуманистическая ориентация, миросозидательная ориентация (Купрейченко, Воробьева, 2013). Опросник С. В. Молчанова «справедливость - забота» предназначен для выявления ориентации на «справедливость» или «заботу» при определении уровня развития моральных суждений в соответствии с периодизациями Л. Кольберга и К. Гиллиган - Н. Айзенберг (Молчанов, 2007). Изучены особенности нравственной ориентации в младшем школьном возрасте (Karabanova, Kovaleva, Loginova, & Molchanov, 2014), различия в нравственных ориентациях личности у студентов в сфере экономики, менеджмента, рекламы, психологии (Воробьева, 2016), связь нравственных ориентаций и субъективного благополучия молодежи различных этногрупп (Бочарова, 2016).

Целью данного исследования является анализ особенностей представлений об идеальном отцовстве у студентов, различающихся по характеру нравственной ориентации личности. Нами была выдвинута гипотеза о том, что особенности представлений об идеальном отцовстве определяются полом и нравственной ориентацией личности. Для ее верификации необходимо выполнить следующие задачи:

1) для определения влияния параметров нравственной ориентации личности на развитие представлений об идеальном отцовстве по фактору ценности у юношей и девушек построить регрессионную зависимость между указанными признаками;

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2) выявить содержательные характеристики представлений об идеальном отцовстве в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек.

Методы

С целью определения доминирующей нравственной ориентации личности у студенческой молодежи мы использовали методику «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейченко (Журавлев, Купрейченко, 2007).

Для выявления особенностей представлений об идеальном отцовстве мы применили следующие психодиагностические методики: метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом (Соломин, 2001), проективную методику «Незаконченные предложения» (Яньшин, 2021), опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (Волкова, 1990).

При проведении аналитического этапа были использованы математико-статистические методы, которые позволили установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова - Смирнова для одной выборки, критерий Шапиро - Уилкса, ранговая корреляция Спирмена (rs), линейная корреляция Пирсона (r), множественный регрессионный анализ.

Результаты

В исследовании приняли участие 490 студентов астраханских вузов. Из них 126 (25,7 %) юношей и 364 (74,3 %) девушки.

Для изучения влияния параметров нравственной ориентации личности на представления об отцовстве по фактору ценности мы использовали множественный регрессионный анализ, который позволяет моделировать зависимость переменной «идеальный отец» от набора предикторов: «эгоцентрическая ориентация», «группоцентрическая ориентация», «гуманистическая ориентация», «миросозидательная ориентация». В группе юношей построенная регрессионная модель имеет высокий уровень значимости, т. к. статистика F-критерия F = 4,661 при уровне значимости р = 0,002. Из таблицы 1 видно, что существенный вклад в объяснение дисперсии отклика вносят такие переменные, как «группоцентрическая ориентация» и «миросозидательная ориентация». Множественная регрессионная модель, является адекватной и объясняет более 13 % общей дисперсии отклика. Следовательно, нравственные ориентации личности являются одним из факторов, определяющих развитие ценности представлений об идеальном отце у юношей.

Таблица 1

Множественный регрессионный анализ влияния нравственных ориентаций личности

на представления об идеальном отцовстве у юношей

Переменные B SHb в t Р

Константа -0,143 0,099 -1,438 0,153

Эгоцентрическая ориентация -0,110 0,100 -0,097 -1,095 0,276

22 ГГ ПУ 1 0 | ||

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Множественный регрессионный анализ влияния нравственных ориентаций личности на представления об идеальном отцовстве у юношей

Переменные B SHb ß t P

Группоцентрическая ориентация -0,299 0,105 -0,272 -2,857 0,005

Гуманистическая ориентация 0,000 0,102 0,000 0,004 0,996

Миросозидательная ориентация 0,385 0,103 0,391 3,731 0,000

Примечание: Я = 0,365; Я2 = 0,134; F = 4,661; p = 0,002.

Аналогично, в группе девушек построенная регрессионная модель имеет высокий уровень значимости: Ё = 4,548 при р = 0,001. Результаты таблицы 2 свидетельствуют о том, что существенный вклад в объяснение дисперсии отклика «идеальный отец» вносит независимая переменная «гуманистическая ориентация». Множественная регрессионная модель является адекватной и объясняет более 4 % общей дисперсии отклика. Таким образом, нравственные ориентации личности являются одним из факторов, детерминирующих развитие ценности представлений об идеальном отце у девушек.

Таблица 2

Множественный регрессионный анализ влияния нравственных ориентаций личности

на представления об идеальном отцовстве у девушек

Переменные B SHb ß t P

Константа 0,208 0,045 4,679 0,000

Эгоцентрическая ориентация -0,078 0,047 -0,091 -1,679 0,094

Группоцентрическая ориентация -0,019 0,049 -0,022 -0,383 0,702

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 2

Множественный регрессионный анализ влияния нравственных ориентаций личности

на представления об идеальном отцовстве у девушек

Переменные В в 1 Р

Гуманистическая ориентация 0,136 0,062 0,149 2,174 0,030

Миросозидательная ориентация 0,057 0,061 0,062 0,937 0,349

Примечание: R = 0,220; R2 = 0,048; F = 4,548; p = 0,001.

Следующим шагом исследования стал анализ дифференцированности образа идеального отца в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек. С помощью корреляционного анализа мы изучили взаимосвязь переменной «идеальный отец» и содержательных характеристик когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов представлений об отцовстве. Далее, в результате процедуры ранжирования по величине коэффициента корреляции на уровне статистической значимости, была установлена иерархия содержательных характеристик в представлениях об идеальном отце от наиболее важных к менее значимым.

Исследование представлений об идеальном отце у студентов с эгоцентрической ориентацией личности

Установлено, что эгоцентрическую ориентацию личности имеют 19 юношей (15,1 %) и 31 девушка (8,5 %). Из рисунка 1 видно, что содержание и иерархия качеств в образе идеального отца у юношей и девушек не совпадают. У юношей с эгоцентрической ориентацией личности в представлениях об идеальном отце присутствуют элементы когнитивного и эмоционального компонентов. Наблюдается следующая иерархия содержательных характеристик: 1) личная независимость (г5 = 0,764 при р < 0,001); 2) положительное отношение к будущим детям (г5 = 0,708 при р = 0,001); 3) трудолюбие (г5 = 0,702 при р = 0,001); 4) заботливость (г5 = 0,675 при р = 0,002); 5) терпеливость (г5 = 0,663 при р = 0,002); 6) уважение к другим людям (г5 = 0,631 при р = 0,004); 7) уравновешенность (г5 = 0,627 при р = 0,004); 8) положительное отношение к семье как социальному институту (г5 = 0,559 при р = 0,013); 9) выполнение обязанностей (г5 = 0,529 при р = 0,02); 10) успешность (г5 = 0,467 при р = 0,044).

У девушек образ идеального отца состоит из меньшего количества содержательных характеристик по сравнению с юношами, включает элементы когнитивного и поведенческого компонентов. Содержательные характеристики образуют следующую иерархию: 1) уравновешенность (г5 = 0,655 при р < 0,001); 2) заботливость (г5 = 0,62 при р < 0,001); 3) личная независимость (г5 = 0,589 при р < 0,001); 4) терпеливость (г5 = 0,526 при р = 0,002); 5) уважение к другим людям (г5 = 0,435 при р = 0,014); 6) эмпатия (г5 = 0,433 при р = 0,015); 7) внешняя привлекательность (г5 = 0,386 при р = 0,032).

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 1. Образ идеального отца у студентов с эгоцентрической ориентацией личности, коэффициент корреляции

Девушки с эгоцентрической ориентацией личности при формировании представлений об идеальном отце ориентируются на образ своего отца, т. к. между рассматриваемыми переменными выявлена положительная корреляция на уровне статистической значимости (г5 = 0,474 при р = 0,007).

Исследование представлений об идеальном отце у студентов с группоцентриче-ской ориентацией личности

При анализе результатов было выявлено 16 юношей (12,7 %) и 34 девушки (9,3 %) с группо-центрической ориентацией личности. Полосовые диаграммы (рис. 2) наглядно представляют нам, что представления об идеальном отце у юношей и девушек данной типологической группы не совпадают. У юношей образ идеального отца состоит из 5 элементов когнитивного компонента, которые имеют следующую иерархию: 1) личная независимость (г = 0,815 при р < 0,001); 2) трудолюбие (г = 0,б7б при р = 0,004); 3) терпеливость (г = 0,63 при р = 0,009); 4) заботливость (г = 0,529 при р = 0,035); 5) эмпатия (г = 0,517 при р = 0,04).

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 2. Образ идеального отца у студентов с группоцентрической ориентацией личности, коэффициент корреляции

У девушек представления об идеальном отце содержат элементы когнитивного и эмоционального компонентов. Наблюдается следующая иерархия содержательных характеристик: 1) трудолюбие (г5 = 0,369 при р = 0,032); 2) положительное отношение к семейному отдыху и досугу (г5 = 0,363 при р = 0,035); 3) заботливость (г5 = 0,362 при р = 0,036).

Исследование представлений об идеальном отце у студентов с гуманистической ориентацией личности

В результате психодиагностики выявлено 17 юношей (13,5 %) и 74 девушки (20,3 %) с гуманистической ориентацией личности. Содержательные характеристики и их иерархия в образе идеального отца у юношей и девушек не совпадают (рис. 3). В представлениях об идеальном отце у юношей 5 элементов когнитивного компонента. Установлена следующая последовательность качеств в образе идеального отца: 1) выполнение обязанностей (г = 0,699 при р = 0,002); 2) заботливость (г = 0,696 при р = 0,002); 3) успешность (г5 = 0,67 при р = 0,003); 4) трудолюбие (г = 0,649 при р = 0,005); 5) уважение к другим людям (г = 0,587 при р = 0,013). Положительная корреляция между переменными «мой отец» и «идеальный отец» (г = 0,547 при р = 0,023) свидетельствует о том, что юноши данной типологической группы ориентируются на образ собственного отца.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 3. Образ идеального отца у студентов с гуманистической ориентацией личности, коэффициент корреляции

У девушек образ идеального отца содержит большее количество содержательных характеристик, чем у юношей, и состоит из элементов когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Выявлена следующая иерархия содержательных характеристик: 1) уважение к другим людям (г5 = 0,42 при р < 0,001); 2) заботливость (г5 = 0,395 при р < 0,001); 3) ролевые ожидания в эмоционально-психотерапевтической сфере (г5 = 0,359 при р = 0,002); 4) терпеливость (г5 = 0,345 при р = 0,003); 5) личная независимость (г5 = 0,339 при р = 0,003); 6) положительное отношение к собственной семье (г5 = 0,256 при р = 0,028); 7) трудолюбие (г5 = 0,254 при р = 0,029); 8) выполнение обязанностей (г5 = 0,233 при р = 0,046). Переменная «идеальный отец» положительно коррелирует с признаком «мой отец» (г5 = 0,312 при р = 0,007), т. е. образ отца является ориентиром при становлении представлений об идеальном отцовстве у девушек с гуманистической ориентацией личности.

Исследование представлений об идеальном отце у студентов с миросозидательной ориентацией личности

Установлено, что миросозидательную ориентацию личности имеют 53 юноши (42,1 %) и 160 девушек (44 %). Из рисунка 4 видно, что содержание и иерархия характеристик в образе идеального отца у юношей и девушек не совпадают. У юношей в представлениях об идеальном отце выявлено 11 элементов когнитивного и поведенческого компонентов.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наблюдается следующая иерархия содержательных характеристик: 1) заботливость (г5 = 0,716 при р < 0,001); 2) личная независимость (г5 = 0,53 при р < 0,001); 3) уравновешенность (г5 = 0,522 при р < 0,001); 4) уважение к другим людям (г5 = 0,499 при р < 0,001); 5) трудолюбие (г5 = 0,48 при р < 0,001); 6) ответственность (г5 = 0,46 при р = 0,001); 7) ролевые притязания в родитель-ско-воспитательной сфере (г = 0,384 при р = 0,005); 8) успешность (г5 = 0,364 при р = 0,007); 9) выполнение обязанностей (г5 = 0,357 при р = 0,009); 10) эмпатия (г5 = 0,338 при р = 0,013); 11) терпеливость (г5 = 0,319 при р = 0,02). При формировании представлений об идеальном отце юноши ориентируются на образ собственного отца: г = 0,47 при р < 0,001.

Рисунок 4. Образ идеального отца у студентов с миросозидательной ориентацией личности, коэффициент корреляции

Представления об идеальном отце у девушек содержат большее количество характеристик, чем у юношей, включают элементы когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Содержательные характеристики образа идеального отца образуют следующую иерархическую структуру: 1) заботливость (г5 = 0,626 при р < 0,001); 2) уважение к другим людям (г5 = 0,549 при р < 0,001); 3) личная независимость (г5 = 0,515 при р < 0,001); 4) трудолюбие (г5 = 0,484 при р < 0,001); 5) уравновешенность (г5 = 0,457 при р < 0,001); 6) успешность

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(г5 = 0,43 при р < 0,001); 7) ответственность (г = 0,411 при р < 0,001); 8) терпеливость (г5 = 0,396 при р < 0,001); 9) выполнение обязанностей (г5 = 0,382 при р < 0,001); 10) эмпатия (г5 = 0,328 при р < 0,001); 11) ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой сфере (г5 = 0,206 при р = 0,01);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12) положительное отношение к главенству и ответственности в семье (г5 = 0,193 при р = 0,015);

13) ролевые ожидания в эмоционально-психотерапевтической сфере (г5 = 0,165 при р = 0,039). Положительная корреляция между переменными «идеальный отец» и «мой отец» (г5 = 0,411 при р < 0,001) означает, что ориентиром при формировании представлений об идеальном отце является собственный отец.

Обсуждение результатов

В настоящем исследовании с помощью регрессионного анализа установлено, что нравственные ориентации личности являются личностным фактором, определяющим ценность представлений об идеальном отце у современных студентов. У юношей существенный вклад в развитие представлений об идеальном отце (по фактору ценности) вносят группоцентри-ческая и миросозидательная ориентация, у девушек - гуманистическая ориентация. Таким образом, имеются разнонаправленные тенденции формирования представлений об идеальном отце у юношей и девушек в зависимости от нравственной ориентации личности. Кроме того, содержательно-структурные характеристики в представлениях об идеальном отцовстве у юношей и девушек с одинаковой нравственной ориентацией личности не совпадают. Это согласуется с данными исследований о том, что в представлениях о роди-тельстве существует гендерная специфика (Захарова и др., 2019; Борисенко, Белогай, 2007; Мерзлякова и др., 2020).

В проведенном эмпирическом исследовании нам удалось зафиксировать и проанализировать дифференциацию представлений об идеальном отцовстве в зависимости от нравственной ориентации личности современной молодежи. Инвариантной характеристикой в образе идеального отца является заботливость. У студентов в представлениях об идеальном отце преобладает когнитивный компонент, содержание эмоционального и поведенческого компонентов имеет мозаичный характер. Схожие результаты были получены ранее (Борисенко, Белогай, 2007; Мерзлякова и др., 2020).

В группе юношей общими личностными качествами в образе идеального отца являются заботливость и трудолюбие. У юношей с эгоцентрической ориентацией образ идеального отца дополняется элементами когнитивного (выполнение обязанностей, личная независимость, терпеливость, уважение к другим людям, уравновешенность, успешность) и эмоционального (положительное отношение к семье как социальному институту и будущим детям) компонентов. У юношей с группоцентрической ориентацией представления об идеальном отце дополняются такими элементами когнитивного компонента, как личная независимость, терпеливость, эмпатия. При гуманистической ориентации личности у юношей образ идеального отца содержит такие элементы когнитивного компонента, как выполнение обязанностей, уважение к другим людям, успешность. Представления об отцовстве у юношей с миросозидательной ориентацией личности отличаются наибольшей наполненностью когнитивного компонента и включают в себя все изучаемые качества. Актуализируется поведенческий компонент представлений об идеальном отцовстве. Образ идеального отца дополняется ролевыми притязаниями в родительско-воспитательной сфере, которые отражают ориентацию юношей на выполнение обязанностей в воспитании детей. Для юношей с гуманистической

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

и миросозидательной ориентациями личности собственный отец является ориентиром при формировании представлений об идеальном отцовстве.

В представлениях об идеальном отце у девушек с эгоцентрической, гуманистической и миросозидательной ориентациями присутствуют общие элементы когнитивного компонента: личная независимость, терпеливость, уважение к другим людям. У девушек с эгоцентрической ориентацией образ идеального отца дополняется элементами когнитивного (уравновешенность, эмпатия) и поведенческого (внешняя привлекательность) компонентов. У девушек с группоцентрической ориентацией личности представления об идеальном отце отличаются наличием в когнитивном компоненте такого качества, как трудолюбие, а в эмоциональном компоненте - положительное отношение к семейному отдыху и досугу. У девушек с гуманистической ориентацией образ идеального отца дополнительно включает в себя элементы когнитивного (выполнение обязанностей, трудолюбие), эмоционального (положительное отношение к собственной семье) и поведенческого (ролевые ожидания в эмоционально-психотерапевтической сфере) компонентов. У девушек с миросозидательной ориентацией личности когнитивный компонент представлений об отцовстве включает в себя все рассматриваемые параметры. Наблюдается актуализация отдельных элементов эмоционального (положительное отношение к главенству и ответственности в семье) и поведенческого (ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой и эмоционально-психотерапевтических сферах) компонентов. Девушки с эгоцентрической, гуманистической и миросозидательной ориентациями личности воспринимают своего отца как образец идеального отцовства.

Важным представляется тот факт, что в образе идеального отца у юношей и девушек с эгоцентрической и миросозидательной ориентациями присутствуют уравновешенность, терпеливость, эмпатия. При этом согласно результатам ранее проведенного исследования у студентов преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта (Меге1уа^а & В^агБОУа, 2020). Полученные результаты исследования стимулируют разработку программ психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие эмоционального интеллекта у студентов в сфере брачно-семейных взаимоотношений.

Заключение

Итак, в проведенном эмпирическом исследовании нам удалось установить объективную зависимость представлений об идеальном отцовстве (по фактору ценности) от нравственной ориентации личности юношей и девушек. Доминирующая нравственная ориентация личности определяет содержание и иерархическую структуру характеристик образа идеального отца у современных студентов. В основном, в представлениях об отцовстве преобладает когнитивный компонент. Наибольшим своеобразием эмоционального и поведенческого компонентов отличаются представления об идеальном отце у девушек. Девушки с гуманистической и миросозидательной ориентациями имеют более дифференцированный образ идеального отца, чем юноши с данными нравственными ориентациями.

Таким образом, исходная гипотеза о том, что особенности представлений об идеальном отцовстве определяются нравственной ориентацией личности и полом респондентов, в целом подтвердилась. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования дают основание для аргументированного осуществления психолого-педагогической работы по формированию полных и адекватных представлений об отцовской роли, обуславливающих реализацию родительского поведения, посредством воспитания у студентов гуманистической

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

и миросозидательной ориентаций личности. Осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения студентов в сфере брачно-семейных отношений вполне возможно в рамках реализации учебной дисциплины «Психология семейного самоопределения» (Golubeva & Меге1уа^а, 2019), при планировании и организации воспитательной деятельности образовательной организации высшего образования во исполнение положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Перспективой дальнейших исследований выступает анализ содержания и иерархической структуры образов идеального отца и «Я - будущий отец» у юношей в зависимости от нравственной ориентации личности, изучение специфики представлений об отцовстве на разных этапах возрастного развития.

Литература

Борисенко, Ю. В. (2017). Лонгитюдное исследование формирования конструктивных стратегий

отцовства. Вестник Кемеровского государственного университета, 4, 125-131. Борисенко, Ю. В., Белогай, К. Н. (2007). Специфика формирования отцовства как психологического феномена. Сибирский психологический журнал, 26, 102-107. Бочарова, Е. Е. (2016). Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи разных этногрупп. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 5(2), 143-150. Братусь, Б. С. (1993). К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. Вопросы психологии, 1, 3-11.

Вагапова, А. Р. (2015). Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 4(2), 172-179. Волкова, А. Н. (1990). Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Ленинград: Изд-во ЛГУ.

Воробьева, А. Е. (2016). Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 5(2), 136-143. Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2007). Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. Москва: Институт психологии РАН. Завгородняя, И. В. (2017). Психологическая готовность к отцовству как показатель личностной зрелости мужчины. В В. А. Лазаренко, Т. А. Шульгина, Т. Д. Василенко (ред.), Семья в современном мире (с. 242-246). Курск: Курский государственный медицинский университет. Загвязинский, В. И., Чехонин, А. Д. (2017). Воспитательный потенциал отцовства: концептуальные основания исследования и поддержки. Образование и наука, 19(10), 106-127. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-106-127 Захарова, Е. И. (2015). Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психоло-гического развития в зрелом возрасте. Педагогическое образование в России, 11, 151-156. Захарова, Е. И., Карабанова, О. А., Старостина, Ю. А., Долгих, А. Г. (2019). Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте. Российский психологический журнал, 76(2), 103-122. https://doi.Org/10.21702/rpJ.2019.2.6 Карабанова, О. А. (2015). Позитивное родительство - путь к сотрудничеству и развитию. Педагогическое образование в России, 11, 157-161.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Кон, И. С. (2009). Мужчина в меняющемся мире. Москва: Время.

Купрейченко, А. Б., Воробьева, А. Е. (2013). Нравственное самоопределение молодежи. Москва:

Институт психологии РАН. Мерзлякова, С. В., Бибарсова, Н. В. (2018). Представления об отцовстве в зависимости от типа семейного самоопределения юношей и девушек. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 5, 252-266. https://doi.org/10.25588/ CSPU.2018.54..5..020

Мерзлякова, С. В., Голубева, М. Г., Бибарсова, Н. В. (2020). Взаимосвязь представлений студентов об отцовстве с их полом, возрастом и структурой ценностных ориентаций. Образование и наука, 22(8), 162-188. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-162-188 Молчанов, С. В. (2007). Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации

развития. Культурно-историческая психология, 3(1), 73-79. Семенова, Л. Э., Серебрякова, Т. А., Князева, Е. В. (2018). Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства. Национальный психологический журнал, 1, 30-37. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0103 Соломин, И. Л. (2001). Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое

руководство. Санкт-Петербург: Иматон. Цветкова, Н. А., Рыбакова, А. И. (2018). Особенности межличностных отношений с отцом у девушек, страдающих любовной аддикцией. Российский психологический журнал, 75(3), 116-142. https://doi.org/10.21702/rpj.2018.3.6 Яньшин, П. В. (2021). Клиническая психодиагностика личности: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт.

Cabrera, N. J., Volling, B. L., & Barr, R. (2018). Fathers are parents, too! Widening the lens on parenting for children's development. Child Development Perspectives, 72(3), 152-157. https:// doi.org/10.1111/cdep.12275 Garfield, C. F., Fisher, S. D., Barretto, D., Rutsohn, J., & Isacco, A. (2019). Development and validation of a father involvement in health measure. Psychology of Men & Masculinities, 20(1), 148-160. https://doi.org/10.1037/men0000144 Golombok, S., Blake, L., Slutsky, J., Raffanello, E., Roman, G. D., & Ehrhardt, A. (2018). Parenting and the adjustment of children born to gay fathers through surrogacy. Child Development, 89(4), 1223-1233. https://doi.org/10.1111/cdev.12728 Golubeva, M. G., & Merzlyakova, S. V. (2019). The development of family self-determination of student's youth. In S. Ivanova, & I. Elkina (Eds.), Cognitive - Social, and Behavioural Sciences -icCSBs 2018. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (Vol. 56, pp. 395-403). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.43 Jeynes, W. H. (2016). Meta-analysis on the roles of fathers in parenting: Are they unique? Marriage

& Family Review, 52(7), 665-688. https://doi.org/10.1080/01494929.2016.1157121 Karabanova, O. A., Kovaleva, G. S., Loginova, O. B., & Molchanov, S. V. (2014). Moral orientation on norms of mutual help and responsibilityin middle childhood. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 146, 175-180. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.076 Merzlyakova, S. V. (2019). The features of the cognitive image of fatherhood among student's youth. In S. Ivanova, & I. Elkina (Eds.), Cognitive - Social, and Behavioural Sciences - icCSBs 2019. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (Vol. 74, pp. 207-214). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.02.25

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Merzlyakova, S. V., & Bibarsova, N. V. (2020). Emotional intelligence as a factor of students' family self-determination development. In I. Elkina, & S. Ivanova (Eds.), Cognitive - Social, and Behavioural Sciences - icCSBs 2020. European Proceedings of Educational Sciences (Vol. 1, pp. 1-10). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epes.20121.1 Petts, R. J., Shafer, K. M., & Essig, L. (2018). Does adherence to masculine norms shape fathering behavior? Journal of Marriage and Family, 80(3), 704-720. https://doi.org/10.1111/jomf.12476 Saxbe, D., Rossin-Slater, M., & Goldenberg, D. (2018). The transition to parenthood as a critical window for adult health. American Psychologist, 73(9), 1190-1200. https://doi.org/10.1037/ amp0000376

Schoppe-Sullivan, S. J., & Fagan, J. (2020). The evolution of fathering research in the 21st century: Persistent challenges, new directions. Journal of Marriage and Family, 82(1), 175-197. https:// doi.org/10.1111/jomf.12645 Zinovieva, E. V., Kazantseva, T. V., Pleshkova, A. N., & Kostromina, S. N. (2019). The quality of paternal relationship in modern Russia. In S. Sheridan, & N. Veraksa (Eds.), Early Childhood Care and Education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (Vol. 43, pp. 248-256). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.33

Дата получения рукописи: 24.08.2021 Дата окончания рецензирования: 13.03.2022 Дата принятия к публикации: 15.03.2022

Заявленный вклад авторов Светлана Васильевна Мерзлякова - научное руководство; анализ материала для теоретического обзора зарубежной и отечественной научной литературы; проектирование дизайна эмпирического исследования, участие в его организации и координации; статистическая обработка результатов; анализ и интерпретация данных; подготовка рукописи. Надия Витальевна Бибарсова - формирование выборки, сбор данных, обработка результатов психодиагностических методик, оформление рукописи.

Информация об авторах Светлана Васильевна Мерзлякова - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и когнитивной психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57219916782, ResearcherlD: ABD-7562-2020, SPIN-код: 5199-9035; e-mail: svetvm@vandex.ru

Надия Витальевна Бибарсова - ассистент кафедры общей и когнитивной психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация; SPIN-код: 9188-4357; e-mail: nadiya mih@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.