Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ'

НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / YOUNG ART INTELLIGENTSIA / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACADEMIC EDUCATION / ОРИЕНТАЦИЯ / ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL IDENTIFICATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселёв Вячеслав Георгиевич

На материалах анализа результатов социокультурных анонимных опросов студентов Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова за последние пять лет выявляются и анализируются мотивы обучения молодежи в художественном вузе, ценностные ориентации студентов, оценки качества учебного процесса. Мониторинг опросов дает возможность проследить роль эстетических и нравственных факторов в формировании молодой художественной интеллигенции. Академизм образования, индивидуальная работа со студентами, завершающаяся персональными выставками в период обучения, формируют у них черты подлинной интеллигентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ESTHETIC FACTORS OF FORMATION OF THE YOUNG ART INTELLIGENTSIA

On the materials of the analysis of results of socio-cultural anonymous polls of students of the Ural branch of Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov for the last five years motives of training of youth in art higher education institution, valuable orientations of students, assessment of quality of educational process come to light and are analyzed. Monitoring of polls gives the chance to track the role of esthetic and moral factors in formation of the young art intelligentsia. The academism of education, the individual work with students which is coming to the end with personal exhibitions during training creates the lines of their original intelligence.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ»

СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

ББК 87.811.6

В. Г. Киселёв

НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Редколлегия журнала «Интеллигенция и мир» представила новую рубрику «Социология интеллигенции». В среде социологов давно уже замечено, что самая исследованная этой наукой категория человечества — студенты, и это неудивительно: всегда под рукой. В каждой шутке есть доля шутки: одна из двух открывших рубрику статей действительно посвящена студенчеству. Начало разговора, заданного профессором С. П. Парамоновой, весьма публицистично: «Интеллигентность как будто изгнана из облика современного студенчества, обсуждаются проблемы сленга, бедности языка, слышимой на территории вузовских городков и транспорте лексики, не принятой в аудиториях, быту и в культурных центрах. Гламурно-эстетическое перекрывает этическое. Это бросается в глаза, раздражает и кажется повсеместным»1.

С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что сегодняшнее студенчество — это будущее нашей интеллигенции, а по многим своим характеристикам оно уже может быть отнесено к интеллигенции при профессионально-социологическом подходе, а отдельные представители данной, весьма обширной социальной

© Киселёв В. Г., 2017

Киселёв Вячеслав Георгиевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и гуманитарных дисциплин Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Пермь. artacademia@mail.ru

группы — и при подходе оценочно-этическом. Данные подходы и необходимость учета достижений того и другого при объективном анализе явления еще раз неоднозначно зафиксированы в первой главе коллективной монографии «Интеллигенция: вопросы теории и методологии»2. В любом случае нельзя не согласиться с Г. А. Будник, утверждающей: «Студенчество — наиболее массовый и важный резерв пополнения интеллигенции, так как приобщение в вузе к инновационным технологиям, демократическому стилю жизни и мышления, выработка навыков взаимодействия с властными и общественными структурами формируют у студентов навыки, необходимые для развития прогрессивного и стабильного общества»3. Разумеется, данные утверждения требуют весомой аргументации. Интересно также сравнить представленную картину как по регионам, так и по вузам, ведь те и другие имеют определенную специфику, которая не может не сказаться на облике интеллигенции.

Весьма специфичной категорией является интеллигенция художественная. Несмотря на различные подходы к ее определению, в общем и целом нельзя не согласиться с И. В. Купцовой, понимающей под художественной интеллигенцией социальный слой, представители которого заняты творческим трудом, направленным на создание, сохранение и распространение художественных ценностей4. Вероятно, следует добавить «художественных и нравственных ценностей», ибо о синтезе подходов много говорится, но немного делается, в том числе и в художественной сфере. Особенно важно учитывать этический аспект при индивидуальном рассмотрении той или иной личности в интеллигенто-ведческом, в том числе и в художественном контексте, на что справедливо указывает В. А. Порозов5.

Вузы, занимающиеся подготовкой художественной интеллигенции, весьма специфичны, что накладывает определенный отпечаток и на их студенческий контингент. В самом деле, можем ли мы без оговорок отнести к учительской интеллигенции студентов педагогического вуза, к инженерам — политехнического, к врачам — медицинского. Лишь во время производственной практики они начинают более-менее выполнять профессиональные функции и проявлять свои личностные свойства в полном объеме. Иное дело художник: прямо с первого курса, прямо

в учебной аудитории он начинает творить, то есть непосредственно участвовать в художественной деятельности. Здесь стирается грань между подготовкой к выполнению профессиональных функций и непосредственной реализацией таковых.

Одним из таких вузов, ставших местом предлагаемого исследования, является Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества, открытый в ноябре 1991 г. в Перми по инициативе ректора академии, профессора, народного художника СССР, члена-корреспондента Российской академии художеств, лауреата Государственной премии И. С. Глазунова. Четверть века творческий коллектив филиала академии продолжает на Урале великие традиции русской художественной культуры. Ее основы — реализм (изучение действительности) и духовность. Создатели филиала стремятся развивать в своем творчестве русский реализм в искусстве, сохранить для всего мира классическую школу художественного мастерства6.

На шести курсах филиала академии по пяти специальностям (живопись, скульптура, архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство) обучается 160—170 человек. С этими студентами работают более 60 преподавателей: живописцы, графики, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, искусствоведы, гуманитарии и инженеры. Конечно, такое соотношение числа преподавателей и студентов не соответствует «современным требованиям» оптимизации учебного процесса, когда одну лекцию читают одновременно на двух-трех факультетах. Но подобная экономия уместна в вузах, готовящих кадры массовых профессий, а здесь приходится иногда читать лекционный курс в 60 аудиторных часов для трех человек. Так, например, курс «История материальной культуры» студенты изучают фактически индивидуально и имеют возможность обсуждать с преподавателем труды Н. И. Костомарова, И. Е. Забелина, Б. А. Рыбакова.

Важнейшей чертой академичности образования является индивидуальная работа со студентами, которые с первого курса занимаются активной творческой деятельностью. Выпускники Уральского филиала академии доказывают животворность русской академической школы, они заметны на региональных выставках последнего десятилетия, пополняют ряды местных

отделений Союза художников России, Союза архитекторов России, Союза дизайнеров России, многие из них выходят в культурное пространство страны и зарубежья7.

Таким образом, мы имеем дело с признанным очагом воспитания молодой художественной интеллигенции, поэтому поиски ответов на вопросы: каковы факторы и особенности формирования этой группы интеллигенции, ее ценностные ориентации и характеристики? — в этой среде можно считать достаточно обоснованными и репрезентативными.

С целью исследования в рамках изучаемого курса «Социология» были организованы сплошные социально-культурные анонимные опросы абсолютного большинства студентов всех специальностей. Опросы проводили сами студенты, что способствовало репрезентативности полученных результатов. Тем более что формирование компетенций по данному курсу предполагает не только знание основных парадигм социологических теорий, но и умение составить анкету и провести несложное социологическое исследование. Всего было опрошено 82 % учащихся. Анкеты и их анализ представлены на кафедру истории искусств и гуманитарных дисциплин и доведены до руководства филиала. В статье также используются данные, полученные ранее в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, результаты частично введены в научный оборот8.

По данным анкет, в филиале академии только 7 % опрошенных признались, что выбрали специальность случайно, и 41 % — с детства мечтали о профессии художника. Среди студентов творческого вуза 26 % окончили предварительно среднее художественное учебное заведение и каждый пятый прошел подготовку на курсах при филиале академии. Как показывает анализ анкет, для 80 % студентов филиала выбор вуза и специальности были давно определены, а 60 % опрошенных уверены, что обучение в художественном вузе это их призвание. Только 23 % студентов связывают учебу с карьерным ростом, в большинстве это архитекторы и дизайнеры, что в рыночных условиях вполне естественно. Мотивация выбора профессии и самоидентификация студентов филиала выражены вполне определенно. К интеллигенции себя относят 57 % опрошенных, и менее половины связывают свою будущую профессиональную деятельность с предпринимательством.

В интеллигентоведении существует точка зрения, что интеллигентом человек становится только в третьем поколении. С этим можно согласиться, однако мониторинг опросов студентов филиала академии дает основание считать, что черты интеллигентности могут сформироваться и в первом поколении. Это объясняется характером и глубиной образования, которое можно применительно к вузу выразить одним словом — академическое. Исторически академическое образование включает в себя: формирование у студентов познавательной и профессиональной самостоятельности; овладение методами исследовательского подхода к своей профессиональной деятельности; фундаментальное овладение студентами теорией избранной специальности; ответственное отношение к своей профессиональной подготовке; ориентированность личности студента на общественные ценности; широкую гуманитарную образованность, хорошее знание иностранных языков; формирование направленности личности на общественную активность9.

На вопрос анкеты «Нравится ли Вам учиться?» — 99 % ответили «да» и лишь 1 % — «нет». Анализ ответов на вопрос «С какой целью Вы получаете высшее образование?» показал, что 70 % хотят стать полноценными специалистами в своей профессии и 25 % учатся ради собственного удовольствия.

Аналогичный анонимный опрос студентов трех факультетов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета дал противоположный результат. Свое желание поступить в ПГГПУ 37 % студентов мотивировали тем, что хотели бы получить любое высшее образование, 23 % считали, что в педвузе легче учиться, а каждый десятый хотел бы учиться в другом вузе, но привлекает бесплатность образования. В глазах 60 % студентов педагогическое образование является не специальным, а универсальным, которое будет востребовано в бизнесе. Большинство выпускников педвуза берут продавцами в супермаркеты или консультантами-операторами по кредитам в коммерческие банки. С мечтой поступить в ПГГПУ и стать учителем пришли всего 22 % опрошенных. Данной позиции соответствуют и ответы студентов об уровне удовлетворенности обучением в вузе. «Полностью устраивает учеба в педвузе» лишь пятую часть студентов, 63 % написали, что учеба устраивает их не в полной мере,

а остальных не устраивает совсем. О своей перспективе работать учителем твердо заявили только 15 %, а остальные будущую трудовую деятельность вообще со школой не связывают.

Студенты филиала академии лояльно относятся к политической системе, лидерам и текущей политике, но проявляют повышенный интерес к истории и обществознанию, в частности к социологии. Эта черта была всегда присуща российской интеллигенции и тоже опосредована академичностью образования.

В том, что учеба в филиале академии является источником радости, огромная заслуга профессорско-преподавательского коллектива вуза. Но важную роль играет и сама специфика обучения, в процессе которого студенты познают окружающий мир в работе с натурой. Не случайно одним из основных принципов педагогической деятельности в «Школе радости» В. А. Сухомлин-ский считал воспитание человека через образы родной природы, а человечность, доброта, доброжелательность, согласно теории выдающегося педагога, зарождаются в труде, волнениях, заботах о красоте окружающего мира10.

Предметные постановки, этюды с фигур натурщиков, пейзажи, выполненные на пленэре, являются фундаментом, на котором строится профессиональное обучение. С первого курса закладываются понятия академического рисунка и живописи, основы классической композиции, тщательно изучаются работы «старых мастеров», выполняются копии из собрания шедевров Пермской художественной галереи. На основании всего этого углубляется постижение законов натуры, воспитывается чувство цвета и света, развивается картинное мышление. Формированию нравственных ценностей и духовности в значительной мере способствует творческая работа над индивидуальными дипломными работами во всех жанрах живописи: религиозной, исторической и батальной; исторического и психологического портрета; пейзаже и натюрморте, что требует как любви к родной природе, так и чувства историзма, патриотизма, самоопределения в вопросах веры.

Все это предполагает огромное трудолюбие и творческие искания. Студенты филиала не избалованы судьбой. Большинство прибыли из глубинки и стартовые возможности будущих художников, архитекторов и дизайнеров не высоки: только 12 % студентов имеют свое жилье, 26 % снимают частную жилплощадь,

почти половина проживает в квартире с родителями, 14 % живут в общежитии. Характеризуя уровень своей материальной обеспеченности, 40 % студентов указали, что денег хватает только на самое необходимое, приличествующий уровень жизни имеют 40 % анкетируемых. Более половины, в ущерб учебе, вынуждены подрабатывать. Но при этом они не испытывают зависти к богатству, не боятся авторитетов и настроены на самостоятельное творчество.

Абсолютное большинство студентов указали, что нравственные ценности и сочувствие к людям в сочетании с образованностью и есть главные качества сегодняшней интеллигенции. Без общекультурного развития интеллигента быть не может, и студенты филиала осознанно относят себя к этому социальному слою. Как видно из анкет, каждый пятый владеет музыкальным инструментом, более половины считают, что умеют петь, 40 % опрошенных имеют хореографическую подготовку и актерские навыки.

Анкетный опрос 2014 г. позволил выявить и ценностные ориентации молодой художественной интеллигенции. Из 20 предложенных тем для опроса студенты предпочли две: социальные проблемы современной семьи и профилактика наркомании среди молодежи. Выбор тем закономерен. Социальный институт семьи и брака подвергается сегодня глубокой эрозии и деформациям как за рубежом, так и в России. В большинстве европейских стран разрешены однополые браки, проходят гей-парады. Бородатые «существа» в женских одеждах становятся кумирами эстрады, нудисты и трансвеститы разрушают статусно-ролевые позиции европейской молодежи.

По итогам исследования в этом плане однозначно можно сделать следующие выводы. Молодая художественная интеллигенция считает семью важнейшей социальной ценностью. Почти две трети опрошенных реально готовятся создать семью. Не планируют создание семьи всего 5 % молодых людей. Более половины респондентов считают, что в брак лучше вступать не раньше 23—25 лет, так как надо вначале получить образование и утвердиться в профессии. К раннему браку 41 % опрошенных относятся отрицательно. Бизнес-рыночный характер общества накладывает отпечаток и на семейные традиции: прослеживается тенденция к созданию так называемого гражданского брака,

то есть безответственного сожительства. Гражданский брак одобряют 61 % респондентов и 39 % — против.

Поводом для вступления в брак 92 % респондентов считают взаимную любовь. Для 42 % опрошенных социальное положение будущего супруга не имеет значения. Каждый третий главной причиной разводов считает супружескую измену и только один процент опрошенных — отсутствие денег. Более 40 % будущих супругов уверены, что дети должны рождаться в полной семье, в законном браке. Трех и более детей готовы в будущем иметь 30 % студентов. После анонимного опроса группе респондентов в эксклюзивной беседе был задан вопрос: «Если в добрачный период большинство молодых людей проявляют терпимость в интимных отношениях, то почему такая категоричность и непримиримость в оценке супружеской измены в семье?». Ответ был таким: супружеская измена является самым надежным показателем, индикатором человеческой подлости, которую надо оценивать однозначно. Как считают студенты, подлинный интеллигент — это «аристократ духа», которому чужды ложь, притворство, непорядочность, предательство, двойная мораль «вонючего плебея» (терминология выявила приоритетный интерес к произведениям Достоевского). Проведенный опрос дает основание надеяться, что, по крайней мере, у ныне живущих молодых художников ценность семьи и преемственность поколений сохранятся в будущем.

Другая группа студентов филиала поставила цель с помощью анонимной анкеты выявить реальные тенденции распространения наркотиков среди респондентов и ценностное отношение молодежи к наркомании. В современной России эта проблема стоит очень остро, так как речь идет о физическом и моральном здоровье целого поколения. Более 88 % опрошенных студентов филиала также считают проблему наркомании в молодежной среде одной из самых серьезных.

Как показал опрос, 98 % респондентов никогда наркотиков не пробовали, употребляли, но потом отказались 7 студентов. Почти 90 % опрошенных отметили, что из учебных лекций и литературы им известен психо-биологический механизм формирования наркозависимости и даже «легкие» наркотики они считают опасными. 39 % убеждены, что употребление наркотиков ведет

к полному разрушению здоровья, тяжелым заболеваниям и летальному исходу, 14 % — к преступности и потере отношений с близкими.

Среди причин, которые побуждают людей к употреблению наркотиков, студенты называют следующие. Главное — это отсутствие цели в жизни, неполноценное образование и невостребованность в будущем, отсутствие интереса к здоровым увлечениям, бунтарство против семейных и общественных устоев. Студенты знают, что в филиале академии число людей, употребляющих наркотики, несравненно меньше, чем в других вузах. Они объясняют это уровнем моральных и культурных ценностей и занятостью. Респондентам был задан вопрос на перспективу: «Если Вы не будете успешны, станете ли Вы компенсировать это употреблением наркотиков?» Почти 95 % опрошенных ответили, что никогда не собираются использовать этот компенсатор и трудности в жизни их не сломают. Анкетные опросы студентов филиала показывают, что занятые и увлеченные своим творчеством молодые люди менее всего склонны к девиантному поведению — наркомании и половой распущенности, что будущие художники и архитекторы в перспективе смогут сохранить свои нравственные ценности.

Студенты вуза знают, что за стенами филиала значительный слой молодежи имеет очень размытые нравственные ценности, склонности к различным проявлениям девиантного поведения. Это относится как к малообеспеченным, так и к «золотой» богатой молодежи. Да и откуда могут быть у молодых людей романтические идеалы, если в учебе они видят только возможность получить любой диплом, книг не читают, телевидение, по результатам опроса, вообще отвергают. Телефильмы и сериалы сегодня — это надоевшие сказки про «Золушку» или «бандитские разборки» с дележом денег. Все знают, что на общественно-публицистических передачах проплаченные дилетанты, с позицией примитивного популизма, на различных «токовищах» смакуют негативные стороны нашей жизни, а телеведущие из меркантильных интересов пропагандируют эту убогую массовую культуру. На политических шоу одни и те же люди, фигуры скорее эстрадные, как В. В. Жириновский, «переливающие из пустого в порожнее».

Всё это отталкивает мыслящую молодежь от политической жизни, не формирует у нее активной жизненной позиции. Отсюда апатия молодых людей, отсутствие веры в свои силы и в будущее, и как компенсатор — игра со смертью на крышах электричек, в поисках адреналина преступные гонки на автомобилях, наркомания. Интернет как научное благо превратилось во зло, на котором молодежь «зависает»: там молодые люди сутки проводят в бессмысленных играх, ищут друг друга, выкладывая сцены неоправданной жестокости и насилия, пропагандируют склонность к суициду. К этим группам современных молодых людей применимы написанные очень давно размышления А. Шопенгауэра: «Пустота внутреннего мира, пошлость сознания, бедность ума побуждают людей искать общество, которое опять-таки состоит из совершенно таких же лиц, ибо similis simili gaudet (подобное тянется к подобному, лат.). И вот начинается совместная погоня за забавами и развлечениями, которых ищут сначала в чувственных наслаждениях, во всякого рода удовольствиях и, наконец, в распутстве»11.

С. В. Коваленко и Л. К. Ермолаева отмечают, что «противоречие в системе высших духовных ценностей обусловлено кризисом социально-экономического и политического менталитета россиян ХХ века, в основе которого лежала общественная потребность в переходе от традиционных коллективистских принципов организации жизнедеятельности общества к новым, инди-видуалистическим»12. Очевидность этого утверждения подчеркнута справедливо, но негативным последствиям такого перехода надо уметь противостоять. Увы, деятели современной культуры демонстрируют это нечасто. Тем более, многое зависит от системы образования, от школы — в академическом и художественном смыслах этого понятия.

Кропотливая, индивидуальная работа, ведущаяся в филиале академии по формированию нравственно-эстетических идеалов у студентов, вселяет уверенность, что они смогут противостоять указанным негативным явлениям и способны стать подлинными интеллигентами. Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Илья Глазунов определяет «родовые черты» интеллигента так: «Задача подлинного интеллигента — поднимать с колен наше Отечество, возрождать идеалы

многовековой духовной жизни, активно противостоять агрессии "массовой культуры", порнографии, нагнетанию культа предательства. Я считаю, что каждый интеллигент — это миссионер, охраняющий национальные традиции своего народа в их интернациональном значении»13.

Есть основания полагать, что сохранение отечественной системы подготовки деятелей культуры сможет обеспечить достойное пополнение российской интеллигенции.

Примечания

1 Парамонова С. П. Мера интеллигентности студентов : (на примере исследования культурной информированности) // Интеллигенция и мир. 2016. № 3. С. 56.

2 Меметов В. С., Порозов В. А. Интеллигенция как важная категория российского обществознания // Интеллигенция: вопросы теории и методологии : коллектив. моногр. / под ред. В. С. Меметова. Иваново, 2010. С. 18.

3 Будник Г. А. Теоретико-методологические основы формирования интеллигенции в высшей школе // Интеллигенция: вопросы теории и методологии. С. 194.

4 Купцова И. В. Теоретико-методологические основания изучения художественной интеллигенции // Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности : коллектив. моногр. / отв. ред. В. С. Меметов, В. Л. Черноперов. Иваново, 2014. С. 94.

5 Порозов В. А. «Интеллигенция как класс управляющих» или о двух крайностях российского интеллигентоведения // Интеллигенция и мир. 2013. № 4. С. 148, 152.

6 Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества, 1992—2000 : информ. каталог. Пермь, 2000. С. 5.

7 Уральский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова». URL: http://artacademy.perm.ru (дата обращения: 31.05.2017).

8 Киселёв В. Г. Ценностные ориентации молодой художественной интеллигенции : (на материалах конкретного социологического опроса) // Интеллигенция / интеллектуалы в кризисные и переломные периоды общественного развития : материалы XXVI Междунар. науч.-

теорет. конф. Иваново, 2015. С. 60—62 ; Киселёв В. Г. Академическое образование как фактор социально-политической активности художественной интеллигенции // Специфика социально-политической активности интеллигенции / интеллектуалов в современном мире : материалы XXVII Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2016. С. 155—158.

9 Академическое образование. URL: http://gisonibew.tk/7a241a29c-akademicheskoe-obrazovanie-eto-b48c4c (дата обращения: 12.04.2017).

10 Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 2003. С. 121.

11 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 2015. С. 15.

12 Коваленко С. В., Ермолаева Л. К. Философско-методологические основы деятельности преподавателя в коррекции историко-политического мировоззрения учащихся // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 124.

13 Вечная Россия. Илья Глазунов. URL: http://www.bookdk.com/ izobrazitelynoe_iskusstvo/267664/ (дата обращения: 14.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.