Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОСТЬ И ГУМАНИЗМ В УПРАВЛЕНИИ'

НРАВСТВЕННОСТЬ И ГУМАНИЗМ В УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СВОБОДА / МЫСЛЬ / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гудакова Л.В., Клещевникова А.И.

Статья посвящена сравнительной характеристике понятий нравственность и гуманизм в теории управления. В статье проводится анализ дефиниций, методологически опирающийся на философские течения с античных времен до конца XX вв.. Дана авторская визуализация сравнительных характеристик нравственности и гуманизма, что позволило выделить как общие, так и отличительные признаки данных категорий.Article is devoted to consideration of the comparative analysis of humanism and morality in the theory of management. At the article is show the interpretation of the definition, examines the main philosophical concept. The author demonstrates the table with comparative characteristics of morality and humanism and carry out a review of the common and difference features of these categories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОСТЬ И ГУМАНИЗМ В УПРАВЛЕНИИ»

УДК 17

Гудакова Л.В., кандидат экономических наук доцент, кафедра «Социальной работы, психологии и педагогики

высшего профессионального образования» Кубанский Государственный Университет

Клещевникова А.И.

студент

4 курс, факультет «Управления и психологии»

Россия, г. Краснодар НРАВСТВЕННОСТЬ И ГУМАНИЗМ В УПРАВЛЕНИИ

Статья посвящена сравнительной характеристике понятий нравственность и гуманизм в теории управления. В статье проводится анализ дефиниций, методологически опирающийся на философские течения с античных времен до конца XX вв.. Дана авторская визуализация сравнительных характеристик нравственности и гуманизма, что позволило выделить как общие, так и отличительные признаки данных категорий.

Ключевые слова: гуманизм, нравственность, управление, сравнительная характеристика, свобода, мысль, общество, человек

Article is devoted to consideration of the comparative analysis of humanism and morality in the theory of management. At the article is show the interpretation of the definition, examines the main philosophical concept. The author demonstrates the table with comparative characteristics of morality and humanism and carry out a review of the common and difference features of these categories.

Key words: humanism, morality, management, comparative analysis, freedom, thought, society, individual

Феномен управления был известен еще с античных времен и изучался многими философами, государственными деятелями, мыслителями, управленцами. Вопросы управления обществом и государством определяются такими категориями, как нравственность и гуманизм. В управленческой науке эти понятия, как правило, представляются как тождественные и употребляются в одном контексте, что, на наш взгляд, не всегда верно и правильно.

Познание идей нравственности и гуманизма совершенно необходимы для осуществления управления государством, обществом, организацией. Так, представители философской мысли античной Греции (Платон, Цицерон, Аристотель) определяют, что общим для идей нравственности и гуманизма является справедливое управление, но согласно нравственному закону такое управление должно осуществляться через равномерное распределение благ между представителями конкретной социальной группы, где одна социальная группа, занимающая более высокое положение, всесторонне заботиться о представителях

другой социальной группы, занимающей более низкое социальное положение, в отсутствие частной собственности. Гуманизм же в управлении основывается на «умеренном» государственном устройстве, опирающемся на семью, как на главный оплот государства, на природное равенство людей друг перед другом и равенство их прав, а также на разумный предел частной собственности.

Если вспомнить Западную философскую мысль и период эпохи Возрождения, то, по мнению Западных философов и мыслителей (Кант, Гегель, Кампанелла, Фурье, Шекспир, Монтень, Мор) нравственность видится в осуществлении «доброго» управления, не нарушающего добрую волю человека. В нравственных законах находится некий предел дозволенности поведения человека, черта, которую нельзя переступать, не потеряв человеческого достоинства. Нравственность заботиться о благе другого прежде, чем о своем. Гуманизм же в центр вселенной и управления ставит человека с его внутренними качествами и жизненными целями. Человек наделен совестью, чистосердечием, человек есть спорящая индивидуальность. Человек является яркой индивидуальностью и его деятельность направлена вовне. Образованность определяет место человека в иерархии социальных отношений, а успешность познавательной деятельности определяет степень его жизненного благополучия. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нравственность выступает дополнением к гуманистической деятельности человека, его внутренним индикатором степени творческого самораскрытия человека.

Несколько отличны от Западной концепции взгляды представителей отечественных мыслителей (Л.Н.Толстого, В.И.Ленина, Н. Бердяева). Нравственность определяется, как путь человека к своему внутреннему «я», к единению души и духа. Человек должен стремиться к нравственному идеалу, к поиску истины внутри своей души. Искусство должно стать главным источником борьбы с насилием. Кроме того, человек должен быть освобожден от эксплуататорского рабства. Человек имеет права на достойный его труда уровень жизни. Гуманизм же определен тем, что в его основе лежит свобода. Свобода есть независимость личности изнутри. Свобода есть творческая сила, способность человека к самостоятельности мысли, к самостоятельной ответственности, к выражению своей яркой индивидуальности. Например, Конституция Российской Федерации, определяющая принцип гуманизма, как основной принцип управления государством. Человек признается высшей ценностью, а его права и свободы неоспоримы и принадлежат ему от рождения. В соответствии с данным принципом государство обязано признавать, соблюдать, защищать и гарантировать права и свободы человека и гражданина.

Поэтому такие социальные категории, как нравственность и гуманизм остаются неизменны. Важным представляется необходимость сравнительной характеристики научных взглядов на данные категории с точки зрения управления.

Гуманизм и нравственность в управлении: сравнительная характеристика.

Подход

Нравственность

Подход

Гуманизм

Сходства различия

и

Античн ая

Греция. Платон

500-450 гг. до н.э.

Компетентность, искусность в управлении. Каждый должен делать свое дело искусно и компетентно, не выходя за рамки нравственного закона. Забота не о своей выгоде, а о выгоде других. Нельзя плохо работать и хорошо жить. Праздность и лень не совместимы со

справедливостью. Правители и воины не имеют никакой частной собственности. Правители и воины должны беспощадно караться за укрытие золота и серебра. Собственность губительна для

правителей.

Собственность должна быть общей.

Античная Греция. Аристотел ь.

384-322 гг. до н.э.

Семья является

основой общества и государства. Мужчина выполняет

верховодящую роль в управлении. Отношения рабства и подчинения вполне законны и оправданы. Наличие частной

собственности и

частной семейной жизни (правда, под чутким руководством государства) является необходимым условием существования гуманизма в

управлении. Управленческое устройство

«умеренно» и

«сохраняет мудрую серединность».

Античная Греция. Цицерон. 106-43гг до н.э.

Равенство людей

обусловлено их

природой. Все люди наделены разумом и тем самым равны между собой.

Равноправие между людьми является

основным законом общественного порядка и условием дружелюбного отношения людей друг к другу. Соблюдение справедливости не преследует корыстных целей.

Отношения в

обществе должны строиться на

взаимопомощи и взаимовыручке. Нравственность определяет отсутствие частной собственности, а гуманизм, напротив - ее наличие.

Западн ая

Ничто из свойств человеческого_духа,

Западная философск

Основными индикаторами

Управление должно осуществляться_

филосо качеств души, внешних ая мысль. гуманизма являются согласно доброй

фская благ не обладает Эпоха чистота совести и воли человека и

мысль. безусловной ценностью, Воззрожде сердца, чистосердечие, самостоятельности

Герман если за ним не стоит ния. человечность. Все его решений.

ия. добрая и чистая воля. Все У.Шекспи управленческие Нравственность

Кант. в мире должно р решения должны определяет

1724- осуществляться согласно 1564-1616 приниматься по чести. внутреннюю

1804 гг. доброй человеческой Негативное отношение составляющую

воле. Человек по доброй к лицемерию и человека, насыщает

воле должен поступать коварству. его разум, выступает

согласно законам. регулятором степени

Природа дала человеку дозволенности

разум, чтобы управлять мыслительной и

волей. иной деятельности

Западн Нравственность - Западная Человек является человека, а гуманизм

ая движущая сила философск творческой определяет человека,

филосо человеческого развития. ая мысль самодостаточной как центр вселенной,

фская Долг субъекта состоит в эпохи личностью. признает равенство

мысль. том, чтобы «иметь Возрожден Регулятором степени людей друг с другом.

Герман понимание добра, сделать ия. дозволенного для

ия. его своим намерением и М.Монтен человека выступает

Гегель. осуществлять в своей ь. его собственная

1770- деятельности». Добро 1533-1592 совесть. Человек -

1831 является гармоничным единством личного в контексте социальных отношений и общественного блага. Женщина не может осуществлять управленческую деятельность. центр вселенной, а добро и гуманность должны быть основой его самостоятельной жизни. Природа человека едина и люди равны друг перед другом.

Западн Мудрость и любовь Западная Гуманизм

ая управляют безликим философск определяется отказом

филосо обществом, члены ая мысль от частной

фская которого не обладают ни эпохи собственности.

мысль. частной собственностью, Возрожден Привлечения человека

Италия. ни частной жизнью, но ия. к труду,

Кампан делятся всем и со всеми. Т.Мор преимущественно - к

елла. Строгая регламентация. 1478-1535 земледелию. Человек

1568- обязан осуществлять

1639 мыслительную

Западн Отсутствие частной деятельность -

ая собственности. заниматься наукой,

филосо Преобладание искусством,

фская коллективного труда. стихотворчеством.

мысль. Ведущую роль в Признается

Франци управлении играют индивидуальный

я. фаланги, во главе с моногамный брак.

Фурье. предпринимателями и

1772- рабочими одновременно.

1837 Взаимозаменяемость управленцев и подчиненных. Роль государства

минимальная. Основным

экономическим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

источником

существования

государства является

сельское хозяйство.

Отечес Рост и духовное Отечестве Основой гуманизма Человек должен

твенная совершенство человека. нная являются свобода и быть свободным и

филосо Искусство - это способ философск человечность. Свобода осуществлять

фская устранения насилия, ая мысль. есть творческая деятельность на

мысль. равномерное Н.Бердяев деятельность. благо всего

Л.Н.То распределение опытных 1874-1948 Социальное, общества, права и

лстой. знаний. Сокращение политическое свободы человека

1828- пропасти между религиозное угнетение являются высшей

1910 богатыми и бедными, не приемлемы. ценностью,

посредством Человек обязан признаваемой

самостоятельного отказа созидать добро и зло. обществом и

богатых от части своих Управление должно государством. При

благ в пользу бедных. осуществляться таким этом нравственность

Нужно отказаться от всех образом, чтобы не должна определять

земных благ, кроме нарушать границы вопросы управления-

одного - любить всех и свободы личности. подчинения либо

служить на благо общей вовсе не касаться их,

духовной цели. а гуманизм не

Отечес Борьба с Отечестве Человек, его права и исключает

твенная эксплуататорами. нная свободы являются отношения

филосо Действия на благо философск высшей ценностью. управления-

фская пролетарской революции. ая мысль. Признание, подчинения, но

мысль. Уничтожение частной (в Конституц соблюдение и защита призывает

В.И.Ле том числе мелкой ия РФ прав и свобод человека государство

нин частной) собственности. и гражданина - выполнять роль

1870- Сплоченная дисциплина. обязанность гаранта не

1924 Каждый рабочий и крестьянин является строителем нового бесклассового коммунистического общества. Право каждого на достойную его труда жизнь. государства. вмешиваясь в частную жизнь человека и защищая его безусловные права на эту жизнь.

Подводя общий итог, отметим, что наличие ценностно-нравственного аппарата, регулирующего жизнь общества, позволяет сохранить целостность, добиться согласия и гармонизации общественных взаимоотношений.

Необходимо признавать права каждого человека, регулировать нравственные законы общественного развития, обогащать культурно-исторический опыт, заботить о благосостоянии каждого представителя государства и общества. Каждый человек имеет право на достойную жизнь, а своим стремлением иметь путь к нравственному совершенству.

Человеку необходимо трудиться, чтобы питать свое тело, а также заботиться о внутреннем развитии, чтобы питать свой разум и душу.

Использованные источники:

1. Ашхотов А. А., Гуманистические традиции в Российской государственности, научный журнал Теория и практика общественного развития / Выпуск №6, 2012

2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

3. Бойко, Ж.В. Этические основы социальной работы : учеб. пособие / Ж.В. Бойко. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012

4. Мусаев С. А., У. Шекспир и гуманизм, научный журнал Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки / Выпуск №5, 2014

5. Чистов, Г.А. Гуманизм как основополагающий принцип бытия человека. Исторические формы: учебное пособие / Г.А. Чистов. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009

Давыденко И.Г., кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Финансы и кредит», экономического факультета ФГА УО ВО «Южный федеральный университет»

Левченко В. Ф. студент 3 курса кафедра «Финансы и кредит» экономический факультет ФГА УО ВО «Южный федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается авторский подход к совершенствованию действующего в России финансово-правового механизма обеспечения возвратности потребительских кредитов на основе системного анализа и выявления проблем нормативно-правовой базы в регулировании просроченной задолженности физических лиц по розничным кредитам.

Ключевые слова: потребительское кредитование, возвратность потребительских кредитов, просроченная задолженность физических лиц, правовое регулирование просроченной задолженности, рынок потребительского кредитования.

В настоящее время потребительский кредит является одним из востребованных российским населением видов банковских операций. Развитие сегмента розничного кредитования в России вызвано тем, что данная форма кредита способствует расширению емкости товарного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.