КРИЗИС ГУМАНИЗМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ
ГЛ. Чистов
THE CRISIS OF THE HUMANISM AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT RUSSIA
G.A. Chistov
In article is given definition of the humanism, his natures and essence. Are analyzed history types of the humanism, evolution which author involves with development idea, concept of the men. It is proved, that humanism there is universal principle and instrument of regulation of he relations between people, stabilizing unite of the society. In article are revealed reasons and essence of the crisis of the humanism in modern Russian society and his negative influence upon prospects of the development modern Russia are analyzed possible ways overcoming this crisis.
Ключевые слова: кризис гуманизма, гуманизм, гуманистическое знание, смысл, гуманистические ценности, идеи гуманизма, религиозные идеалы.
In article is given definition of the humanism, his natures and essence. Are analyzed history types of the humanism, evolution which author involves with development idea, concept of the men. It is proved, that humanism there is universal principle and instrument of regulation of he relations between people, stabilizing unite of the society. In article are revealed reasons and essence of the crisis of the humanism in modern Russian society and his negative influence upon prospects of the development modern Russia are analyzed possible ways overcoming this crisis.
Keywords: crisis of humanism, humanism, humanistic knowledge, sense, humanistic values, ideas of humanism, religious ideals.
Человек живёт на земле не только ради собственного счастья. Он должен понять великий закон человечности.
У.Э. Глэдстон, английский писатель XIX века
Современный этап развития Росси характеризуется сложными противоречия ми и проблемами. Это происходит каждый раз, когда предпринимаются попытки фундаментального преобразования устройства общества. Эти проблемы и противоречия коснулись всех сторон общественной жизни и всех членов общества.
В значительной степени это связано с дефицитом гуманизма как уни версального принципа регуляций отношений между людьми в современном российском обществе и деформацией его основополагающх принципов. Понятие « гуманизм » был введён в научный и социокультурный оборот выдающимся древнеримским оратором, политиком и философом Цицероном, жившим в 106—43 годах до н. э. «Словом гуманизм (ЬитапкаБ — лат.) Цицерон обозначал идеал греческого образования и образ мыслей, достойной человеческой жизни... Цель гуманизма заключалась в воспитании людей через образование, построенное по греческому образцу»
Благодаря такому воспитанию человек становится «человечным человеком» (homo humanis), наделённый добродетелями широкого спектра. А термином humanitas человечность. Как подчёркивает М. Хайдеггер, гуманизм всегда является «культивированием человечности»2. Следует отметить, что Цицерон подчёркивает внеприродное происхождение гуманизма, формирующийся посредством воспитания, и предназначенный для регулирования отношений между людьми с целью достижения единства римского общества. Правда, этот принцип распространялся только на свободных римлян, но не рабов. Основными исходными элементами гуманизма Цицерон считает мораль (принципы добра и блага), свободу и справедливость, которые опираются на разум человека. «Ведь из существ всех видов и различной природы один только человек способен думать и размышлять, чего все остальные лишены»3. Только разум может противостоять предрассудкам, искажающим сущность гуманизма и лишающим его универсальности. Цицерон для обоснования гуманизма постоянно апеллирует к природе, поскольку в ней нет ни зла, ни несправедливости. Ведь природа, по мнению античных мыслителей, есть единый космос, обладающий устойчивостью, постоянством и гармонией. А человек
Философия
неотъемлемая часть космоса. Цицерон исходит из постулата, что «мы (люди — Г. Ч.) по природе своей склонны любить людей»4. И люди обладают равными правами на любовь. Любовь к другим людям как равных друг другу является необходимым компонентом «человечности», то есть гуманизма. Цицерон выделяет и другие основополагающие элементы гуманизма: склонность людей по природе своей быть честными, дружелюбными, бескорыстными, благожелательными, добрыми, уважительными, справедливыми и другие качества, делающие людей подлинными гуманистами 5.Эти качества подлинного человека являются ценностью сами по себе и приобретают непреходящее значение, то есть, всегда необходимыми.«.. .Дружбу следует почитать за неё самоё, то и общества людей, равенства и справедливости следует добиваться ради них самих. Если это не так, то справедливости вообще не существует. Ведь самая большая несправедливость— желать платы за справедливость». Такое же требование он предъявляет и к искренности, скромности, совестливости, умеренности, воздержанности, стыдливости. Особенно Цицерон бичует такое качество людей как алчность, называя его «гадким»6.
Он подчёркивает одно важное обстоятельство— эти качества человека будут действенны только тогда, когда они приобретают статус закона, который коренится в природе как таковой и в природе человека. Тогда, когда они соблюдаются и применяются людьми в общественной жизни7. Это утверждения Цицерона актуальны и для современного развития и становления гражданского общества в России.
Феномен гуманизма всегда связан с мировоззренческими установками, концепциями на понимание природы и сущности человека, изменение которых приводит и к изменению типа гуманизма. Вслед за античным гуманизмом появляется гуманизм средневековья, в основе которого также лежит концепция человека, его природы и сущности, а также человека как особой ценности. Как известно, в христианской религиозной философии, антропологии, в самой религии человек является творением Бога, как сверхъестественной личности и сверхъестественного субъекта. Он наделил человека сугубо положительными качествами, наличествующими и у бога. Человек есть плоть от плоти Бога. Но человек по своей воле и неразумению впал в грех. Он свершил грехопадение, отпав от веры в Бога. После грехопадения первого человека, Адама, и весь человеческий род наследуют этот первородный грех. В порядке убывания греховности список её таков: гордыня, зависть, гнев, лень (уныние), алчность (безудержная жадность), чревоугодие, сладострастие. В силу грехопадения человек лишился всякой надежды на спасение от смерти, чего не хочет ни один человек. Бессмертие перестало быть реальностью человеческого бытия. Но Бог, в силу бесконечной любви к людям, дарит им надежду на спасение
души, определяющей сущность человека, но не спасение тела. Спасение от смерти есть высшее добро и благо Бога, ведь Бог дарит вечную жизнь, которая является высшей и абсолютной ценностью. Рождаются и основополагающие идеи и принципы христианского, религиозного гуманизма. Исходная его идея — идея спасения от смерти, надежда на обретение бессмертия, которое Бог дарует всем людям, но только после того как они преодолеют собственную греховность в форме практического действия. А в этом практическом действии люди должны руководствоваться гуманистическими принципами, в качестве которых и выступают десять заповедей Иисуса Христа, как сына Божьего и образца подлинного человека. Эти принципы выполняют регулятивную функцию в обществе, соблюдение которых придаёт общественным отношениям устойчивый и гармоничный характер. Но из этой системы гармоничных, гуманистических отношений исключаются не верующие люди или утратившие веру в Бога. В этом, на мой взгляд, состоит ограниченность христианского гуманизма, как и любого религиозного гуманизма.
В эпоху Возрождения рождается новый тип гуманизма — светский гуманизм, наследующий многие черты античного гуманизма. Исходной его идеей является концепция человека как высшего, совершенного природного существа. Каждый человек по своей естественной природе наделён разумом, является свободной, уникальной, неповторимой, творческой, свободной личностью, сама определяющая свой образ, план жизни, свою судьбу. А судьбой становится исполненный или неисполненный тот план жизни, который он сам избрал. Человек больше верит в себя, в свои творческие возможности, в свой разум, вооружённый научными знаниями о природе и её законах, чем в Бога. Он является и возвышенной, гармоничной личностью, которой присуща гармония души и тела, поскольку они равно совершенны. Сущность возрожденческого гуманизма состоит в признании каждого человека абсолютной ценностью и в признании свободы человека атрибутом его бытия, которая определяется только его разумом. Идеи возрожденческого гуманизма заложили основы гуманизма Нового времени и гуманизма эпохи Просвещения, присутствующие и в современном гуманизме.
В эпоху Просвещения формируется новый исторический тип гуманизма, который заложил фундаментальные основы гуманизма XIX века, развитого в XX веке и утверждаемого, модернизируемого в XXI веке, в соответствиями с новыми социальными, экономическими, научными, информационно — технологическими реалиями. При становлении Просвещенческого гуманизма проявляется та же самая закономерность — новый тип гуманизма требует новой идеи, концепции природы и сущности человека. Кратко она заключается в следующем: Человек является естественно—природным, существом,
наделённый разумом, содержанием которого становится научное знание, прежде всего естественнонаучное, обладающий неотъемлемыми естественными правами, имеющие фундаментальное значение для его бытия, целью которых является обеспечение счастья для каждого человека, достижение которого возможно только в обществе. Основными правами являются: право на жизнь, на частную собственность, основанную на собственном труде, на свободу совести и вероисповедания, на счастье как цель человеческого бытия, на уважение и неприкосновенность личности, на избирательные права, посредством которых они избирают власть, служащая их потребностям, интересам и защищающих права посредством закона. Одним из фундаментальных прав является право быть гражданином, когда они все равны перед законом. Но кроме того, люди как граждане берут на себя обязательство добровольно соблюдать законы общества в котором они живут. Основатели Просвещенческого гуманизма выдвинули идею, что гуманизм как принцип регуляции отношений между людьми может быть реализован только в гражданском обществе. А гражданским общество становится лишь при условии реализации основополагающих принципов гуманизма.
В процессе исторического развития российского общества в XX веке сменилось несколько типов гуманизма. С 1917 года, после победы Великой Октябрьской революции, до конца 30 годов утверждался т. н. пролетарский гуманизм, исходной мировоззренческой основой которого являлась диалек-тико-материалистическая концепция человека, сущность которого определяется той системой общественных отношений, в которых он живёт. А поскольку буржуазное общество основано на частной собственности на средства производства, следовательно, на эксплуатации человека человеком, то идеи Просвещенческого гуманизма не отвечают требованиям строительства нового социалистического общества, основанное на общественной собственности на средства производства и на отсутствии эксплуатации человека человеком. Гуманизм должен служить освобождению трудящихся от эксплуатации, развитию человеческих дарований, утверждения равенства людей друг перед другом на основе социального равенства, доступности образования для всех граждан общества, на основе пролетарской морали и пролетарской свободы, служащих интересам трудящихся.
В 50—70-е годы утверждаются идеи социалистического гуманизма, основанием которого является принцип всестороннего развития личности, культивирования коммунистической морали, которая должна на основе воспитания, научного мировоззрения и просвещения, служить формированию нового фундаментального принципа отношений между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. «Социалистический гуманизм противостоит абст-
рактному гуманизму, который проповедует «человечность вообще» вне связи с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации» 8. В 80-е годы XX века социалистический гуманизм должен был служить обеспечению создания основ для всестороннего материального, экономического, социального, духовного процветания общества и всех граждан, посредством расширения инициативы, творчества всех граждан во всех сферах жизни общества, с целью его модернизации, совершенствования и развития. Этот этап развития общества завершается «перестройкой».
В 90-х годах XX века после распада СССР и образования России как самостоятельного и суверенного государства в российском обществе произошли радикальные изменения в сфере социально-экономических, политических, идеологических, духовных отношений. Вульгарно, примитивно проведённая приватизация общественной собственности на средства производства в интересах ограниченной группы лиц, привела к чудовищной социально-клас-совой дифференциации общества, обнищанию большинства граждан, трудно восполнимым социальным, экономическим, духовно-нравственным потерям. По сути дела образовалось «дикое капиталистическое общество» далёкое от признаков цивилизованного общества. Частный, эгоистически собственнический интерес был абсолютно противопоставлен интересам общества. Вместе с развенчанием коммунистической идеологии, коммунистической морали, социалистического гуманизма был развенчан и гуманизм как таковой. Вместо них стал торжествовать прагматизм, принцип полезности и целесообразности не сопряжённые с принципами какой бы то ни было морали. Вместо приоритета нравственно-этических ценностей всё более утверждается цинизм как принцип бытия. Ведь цинизм есть не что иное как прагматизм, ориентированный на «голую полезность» минус мораль и добро.
В последнее время в России реанимируется религиозный гуманизм на основе православия. Безусловно, он является компонентом духовно-нравствен-ной культуры общества. Но он по своей природе не может охватить всех граждан общества, поскольку в обществе большинство являются атеистами. Кроме того, государство у нас является светским. Поэтому религиозный гуманизм может лишь дополнять гуманизм светский на основе совпадения и близости ценностных ориентаций, на основе общечеловеческих ценностей, приемлемых как для верующих, так и для атеистов. Кроме того, необходимо учитывать многоконфессиональность российского общества. Отказ от гуманизма как принципа регуляции общественных отношений привело к значительной духовно-нравственной деградации людей. Результатом чего набрали силу такие негативные явления как коррупция, преступность, представ-
Философия
ляющие уже угрозу для национальной безопасности и для цивилизованного развития российского общества. Дефицит гуманизма и гуманистических ценностей в современном российском обществе вытекает из особенностей социально-экономического состояния современной России, которое сформировалось с начала 90-х годов XX века.
Экономическая реформа по приватизации общественной собственности на средства производства и национальные природные ресурсы привели к чудовищному имущественному, экономическому и социальному расслоению общества, разделения его на бедных и богатых, причём вторые составляют подавляющее меньшинство, а бедные слои населения составляют подавляющее большинство. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что эти реформы были совершенно не подготовлены и носили в значительной степени искусственный характер.
Для современного российского общества характерно противопоставление частно-эгоистического интереса интересам общества. В силу чего становится проблематичным достижение единства общества, которое достигается посредством сочетания индивидуальных и общественных интересов, посредством их взаимодополнения. Когда каждый гражданин заключает с обществом договор о взаимных обязательствах. Такой принцип общественного договора ещё в эпоху Просвещения XVIII века сформулировал французский мыслитель и философ Поль Гольбах: «Каждый гражданин заключает договор с обществом, рассуждая примерно так: «Помогайте мне, и я так же буду оказывать вам помощь в силу моих сил; оказывайте мне содействие — и вы можете рассчитывать на содействие с моей стороны. Предоставьте мне преимущества, достаточные для того, чтобы побудить меня пожертвовать вам часть того, чем я владею». Общество отвечает ему: «Отдай объединению свои способности, и тогда мы предоставим тебе помощь, умножим твои силы, будем совместно трудиться для твоего благополучия... одним словом, блага, которые обеспечат тебе все члены общества, с лихвой возместят жертвы, которые тебе придётся принести»9. Стало быть: в той мере, в какой личность заботится об интересах всего общества, в той же мере общество заботится об интересах каждого гражданина, а государство выступает посредником, арбитром в этих отношениях. В обществе же, в котором господствует частный эгоистический интерес собственника, проявляющийся в форме алчности (безудержного стремления к наживе и собственной выгоде), как это имеет место быть в современной России, механизм взаимодополнения интересов работать не может. Это тем более невозможно, поскольку государственная власть в настоящее время ориентируется на интересы частных собственников, особенно крупных, и чиновничества. Поэтому и гуманизм как принцип регуляции отношений не приживается и приобре-
тает чисто декларативное значение. Человек в современном российском обществе остаётся один на один с бытием и в борьбе за своё бытие. В такой ситуации человек утрачивает возможность реализовать свой смысл бытия. Между тем «.. .лишь в той мере, в какой человеку удаётся осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл актуализации тут же теряется» — подчёркивал В. Франкл в своей знаменитой книге «Человек в поисках смысла» 10. Человек тогда сводит своё бытие лишь к борьбе за биологическое выживание. Большинство граждан в современной России в повседневности и решают эту актуальную для них задачу.
Необходимо отметить, что за последние годы материальное благополучие людей в России несколько возросло, но контраст в социальном и экономическом положении не устранился, а увеличился. Пропасть между богатыми и бедными слоями населения не стала меньше. Но гуманизацию общества нельзя свести к материальному благополучию.
В современном российском обществе коммерциализация проникает во все сферы общественной жизни. Но, если учесть корыстный, а зачастую криминально прагматический характер коммерческих, рыночных отношений, они приводят к негативным, разрушительным последствиям. Особенно это заметно в области культуры, просвещения, образования, науки, воспитания, в сфере духовно-нравственных отношений. Ведь главное предназначение культуры — сохранение и закрепление гуманистического потенциала общества. Как справедливо подчёркивает выдающийся гуманист XX века Альберт Швейцер: «Главное в культуре — не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами. Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием себя и общества, окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный Ио всех отношениях прогресс. Будут ли материальные достижения несколько большими или несколько меньшими, не является для культуры решающим. Её судьба определяется тем, в какой мере убеждения людей сохраняют власть над фактами» Именно от этого зависит правильность избранного курса развития общества и надёжность его «рулевого управления» п. Уклонение от этого предназначения культуры и приводит к эрозии гуманизма в обществе. В условиях тотальной коммерциализации в современном российском обществе культура всё более замещается индустрией развлечения, а искусство шоу-бизнесом, которые ориентированы на извлечение корыстной выгоды, а не культивирование возвышенных гуманистических ценно-
стей и идеалов. По сути дела эта миссия отдана «на откуп» телевидению и средствам массовой коммуникации, находящимся вне контроля общества.
Культивирование гуманизма и человечности как его сущности не может состояться без мощного института воспитания. Как отмечал ещё в XVIII веке Вольтер, один из основоположников французского Просвещения: «Людей учат быть порядочными, и без этого мало кто мог бы стать порядочным человеком. Позвольте вашему сыну забирать себе всё, что ему попадет под руку, и к пятнадцати годам он станет разбойником на большой дороге; похвалите его за ложь, и он станет тогда лжесвидетелем, Угождайте его вожделениям, он станет развратником» 13. К сожалению, в современном российском обществе воспитание как последовательная система, охватывавшая ещё совсем недавно детей с дошкольного возраста и до окончания среднего специального или высшего учебного заведения, почти разрушена.
Гуманизм как феномен человеческой жизни является мировоззренческим явлением, в основе которого лежат идеалы, определённая концепция человека, ценностные ориентации, направленные на сохранение человеческой жизни как таковой. В современном российском обществе мировоззрение как явление по сути дела разрушено и заменяется потребностями и интересами, главным образом корыстно материальными, эгоистическими по своей сути. Которые, конечно, ведут к повышению материального благополучия и комфорту жизни людей, но по своей природе не могут привести к единству общества, в чём нуждается современная Россия. Это единство может быть достигнуто только на основе гуманистических ценностей и идеа-
лов объединяющих всех граждан общества, преодолевая ограниченность религиозных ориентаций и религиозных идеалов.
Без гуманизма бытие человека и общества становится непредсказуемым и приобретает иррациональный характер, а людей охватывает особая болезнь — «социальная усталость», лечение которой потребует усилий не одного поколения. В социально-психологическом плане отсутствие гуманистических ценностей, ценностных ориентаций и идеалов приводит к утрате общественного оптимизма, являющегося необходимым условием для создания процветающего и успешного общества.
Примечания
1. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. — М.: Наука, 1988, — С. 20.
2. Гольбах. Система природы / Гольбах // Избранные произведения в 2-х томах. М. : Наука, 1963. — Т. 1, —С. 196.
3. Цицерон. Диалоги / Цицерон. — М. : Наука, 1966.— С. 96.
4. Там же. С. 102.
5. Там же. С. 100—105.
6. Там же. С. 104—105.
7. Там же. С. 102.
8. Гольбах. Система природы / Гольбах // Избранные произведения в 2-х томах. М. : Наука, 1963. — Т. 1, —С. 130.
9. Там же. С. 95—96.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл.—М.: Прогресс, 1990. — С. 59.
11. Швейцер, Альберт. Культура и этика / Альберт Швейцер. — М.: Прогресс, 1977. — С. 98.
12. Там же.
13. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. — М.: Наука, 1988. — С. 212.
Поступила в редакцию 10 мая 2008 г.
Чистов Геннадий Алексеевич, кандидат философских наук, доцент. Закончил исторический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и аспирантуру философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Область исследований: эстетика, природа и сущность ценностей, ценности и бытие человека. По данным проблемам опубликовано более 80 научных работ. Принимал неоднократное участие в международных, межреспубликанских и республиканских научных конференциях по философии, эстетике и социально-гуманитарным проблемам.
Chistov Gennady Alexeevich, candidate of science in Philosophy, associate professor. Graduated from the faculty of History of Chernyshevsky Saratov State University and post-graduate studies at the faculty of Philosophy of Lomonosov Mosco State University. Field of researches: aesthetics, nature and pith of values, values and being of a human. Published more than 80 proceedings on the problems. More than once took part in international, interrepublican and republicanscientific conferences on philosophy, aesthetics and social-humanitarian problems.