Научная статья на тему 'Нравственность и безопасность как взаимозависимые факторы состояния общества'

Нравственность и безопасность как взаимозависимые факторы состояния общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ / PUBLIC MORALITY / SECURITY / MORALITY AND SECURITY / SPIRITUAL SECURITY / SECURITY IN THE fiELD OF PUBLIC MORALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичев А. А.

В статье рассматривается взаимосвязь нравственности и безопасности с целью более глубокого осмысления последней, определения новых путей ее развития. Констатируется, что нравственность выступает природной основой безопасности, определяющей жизнь человека в обществе. Подчеркивается современное кризисное состояние общественной нравственности в Российской Федерации, указывается на необходимость разработки и принятия концепции защиты нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Morality and Security As Interdependent Factors of the State of Society

The article examines the relationship between morality and security in order to better understand the latter, to identify new ways of developing it. It is stated that morality is the natural basis of security that defines human life in society. The current crisis state of public morality in the Russian Federation is stressed, and the need to develop and adopt a concept of protection of morality is stressed.

Текст научной работы на тему «Нравственность и безопасность как взаимозависимые факторы состояния общества»

Нравственность и безопасность как взаимозависимые факторы состояния общества

А. А. ФОМИЧЕВ,

адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академии управления МВД России) E-mail: andry2453@yandex.ru

The Morality and Security As Interdependent Factors

of the State of Society

A. A. FOMICHEV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 17.022.1:321.01

В статье рассматривается взаимосвязь нравственности и безопасности с целью более глубокого осмысления последней, определения новых путей ее развития. Констатируется, что нравственность выступает природной основой безопасности, определяющей жизнь человека в обществе. Подчеркивается современное кризисное состояние общественной нравственности в Российской Федерации, указывается на необходимость разработки и принятия концепции защиты нравственности.

Общественная нравственность, безопасность, нравственность и безопасность, духовная безопасность, безопасность в сфере общественной нравственности.

The article examines the relationship between morality and security in order to better understand the latter, to identify new ways of developing it. It is stated that morality is the natural basis of security that defines human life in society. The current crisis state of public morality in the Russian Federation is stressed, and the need to develop and adopt a concept of protection of morality is stressed.

Public morality, security, morality and security, spiritual security, security in the field of public morality.

Безопасность и нравственность являются определяющими характеристиками государства. От них зависит уровень жизни, условия существования, удовлетворенность и благополучие граждан. На их основе учреждаются те или иные государственные органы и институты, определяется политика, выбор экономической, социально-культурной и правовой стратегий развития. Кроме того, само государство в некоторой степени является продуктом указанных факторов. Как указывал И. Ильин: «Государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности» [11]. П. А. Кропоткин считал, что нравственность выступает основным началом, без которого было бы невозможным существование ни общества, ни, тем более, государства [14].

Безопасность — базовая потребность личности и общества. Проблема ее обеспечения была актуальной во все времена и продолжает оставаться таковой в настоящее время.

Термин «безопасность» является чрезвычайно широким. Он нередко используется в качестве синонима защищенности, сохранности, устойчивости, надежности. Но его сущность неразрывно связана с «опасностью», с ее преодолением и устранением. Оба указанных явления находятся в диалектической связи друг с другом.

Опасность, как известно, включает в себя риски и угрозы. В свою очередь, безопасность предполагает их отсутствие, защищенность объекта от их возникновения и проявления.

Существует огромное количество опасностей: реальные и потенциальные, активные

и пассивные, внутренние и внешние, природные и техногенные и другие. Все они создают угрозы и риски для личности, общества и государства, в связи с чем должны быть ликвидированы или преодолены, чтобы обезопасить указанные объекты. При этом государство, с одной стороны, выступает главным субъектом безопасности, с другой стороны — ее объектом. Обеспечивая свою безопасность, оно тем самым гарантирует общественную и личную безопасность. Поэтому, как отмечают А. Г. Елагин и С. И. Зимин, безопасность личности, общества и государства должна осуществляться не изолированно, а в тесной взаимосвязи [10].

Учитывая наличие опасностей в самых разнообразных сферах жизни общества, существуют соответствующие виды безопасности. Основными из них являются: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности [1]. При этом в ряде нормативных правовых актов указывается наличие угроз в духовно-культурной сфере: нетерпимость, конфликтность, соперничество ценностных ориентиров

[4], культ насилия и жестокости [2], размывание традиционных духовно-нравственных ценностей, разжигание этнической и религиозной вражды, пропаганда экстремистской идеологии, негативное воздействие на индивидуальное, групповое и массовое сознание, подрыв исторических основ и патриотических традиций [3], снижение уровня правовой грамотности и правосознания граждан [7], ослабление единства многонационального народа России, культурная и информационная экспансия, фальсификация российской и мировой истории, пропаганда вседозволенности и насилия, снижение роли русского языка [1], снижение культурно-образовательного уровня населения

[5], отсутствие чуткости, сострадания, агрессивность, деградация культуры, глубинная деформация человеческого общения [6].

В связи с наличием вышеуказанных угроз, ученые выделяют соответствующие виды безопасности: нравственно-правовую [17], социальную [15], духовно-нравственную [16], духовную [18], информационно-психологическую [19], морально-нравственную [8]. Все они носят единое смысловое значение, поэтому предлагается охватить их более широкой категорией — «безопасность в сфере общественной нравственности».

Следует отметить, что под общественной нравственностью понимается социальное явление, выражающееся в следующих аспектах: фундаментальные ценности и основанные

на них базовые общественные отношения, внутренняя сторона социальной среды, культурное состояние общества. Тогда безопасность в сфере общественной нравственности представляет собой защищенность традиционных духовно-нравственных ценностей, основанных на них ориентиров, идеалов, принципов, стремлений, психологических установок массового сознания граждан Российской Федерации, а также культурного состояния общества от негативного воздействия на них, внутренних и внешних угроз.

Чем же обусловлена защита общественной нравственности? Очевидно, что между происходящими негативными явлениями в жизни общества и уровнем нравственности населения существует взаимосвязь. Более высокий уровень нравственности и культуры обусловливает снижение преступности, наркомании, алкоголизма, социальной напряженности, коррупции и иных явлений. В свою очередь, девальвация духовно-нравственных ценностей служит почвой для пьянства, наркомании, проституции, семейного насилия, порнографии, бытовой преступности, пренебрежения интересами окружающих, совершения противоправных действий [7]. Кроме того, как указывают А. Г. Елагин и С. И. Зимин, существует однозначная связь между техногенными авариями, катастрофами и состоянием культуры общества, общественной нравственностью, духовной устойчивостью, ценностями [10].

Причины существующей зависимости между нравственностью и безопасностью кроются в самой человеческой природе. Являясь биологическим существом, человек поступает сообразно с заложенными в него природой инстинктами, особенно на первоначальных ступенях развития. Сильнейшим инстинктом, выполняющим роль «двигателя эволюции», выступает инстинкт самосохранения. Он же позволяет почувствовать опасность и тем самым определяет потребность в безопасности. Вместе с тем сам Ч. Дарвин отмечал, что не менее важным для сохранения, процветания и прогрессивного развития биологического вида является факт взаимной поддержки (взаимопомощи), занимающий преобладающее положение в природе. Инстинкт взаимопомощи был описан как лучшее оружие в великой борьбе за существование и как исходная точка всех этических чувств (нравственности) у животных и человека [14].

Так, с одной стороны, инстинкт самосохранения позволяет вовремя почувствовать опасность, избежать ее; с другой стороны, инстинкт взаимопомощи вызывает объединение, сплочение, взаимозащиту, заботу друг о друге, в результате

чего не только преодолеваются гораздо более серьезные опасности, но и происходит общий прогресс. Оба процесса протекают параллельно, усиливают друг друга. Однако в случаях противоречия, когда эгоистичные наклонности проявляются более активно, биологический вид, в конечном итоге, перестает существовать [ 14].

Исходя из указанного, видно, что основой безопасного существования человека является жизнь в обществе, а социальное общежитие вызывается зачатком нравственности. Следовательно, нравственность есть основа безопасности. Данное положение актуализируется вместе с прогрессивным развитием общества. «Моральный закон в душе каждого человека — только он может обеспечить выживание человечества во все более сложном и опасном мире» (И. Кант) [12].

В условиях современной действительности нравственность человека стала самостоятельным духовно-психологическим явлением, уходящим своими корнями вглубь личности. Непосредственное воздействие на нее является крайне затруднительным. Однако она тесно связана с общественной нравственностью, как личное и массовое сознание. Поэтому уровень нравственности личности прямо зависит от уровня общественной нравственности, которая в настоящее время находится в кризисном состоянии.

Как было отмечено, в сфере общественной нравственности России существует масса угроз. Это означает, что их воплощение подрывает саму основу безопасного существования личности — жизнь в обществе. Разобщение ценностей, интересов, стремлений, ориентиров, снижение уровня культуры и разрушение иных основ социального взаимодействия российских граждан приводит к усилению существующего нравственного кризиса, следствием которого является разлом государства. Как указывают Н. П. Новоселова и И. С. Рамзанов, разрушение общих духовно-нравственных установок, регуляторов поведения всегда приводит к атомиза-ции личности, минимизации социальных контактов, ее отгораживанию от внешнего мира. Результатом становится деградация общества, государства и народа [16]. По этому поводу А. В. Коршунов констатирует, что жизнеспособность российского социума сильно подорвана, общество рассыпается на многочисленные фрагменты, отражающие различные ценностные системы, интересы и идеалы. Некогда сплоченный народ утратил свою интегрирован-ность [13].

Конституция РФ (ч. 3 ст. 55), международные нормативные правовые акты и ряд отрас-

левых федеральных законов, включая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (гл. 6) и Уголовный кодекс Российской Федерации (гл. 25), содержат нормы, направленные на защиту общественной нравственности. Значительное количество схожих положений содержится в указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, предусматривающих конкретные цели, направления и меры по защите общественной нравственности. Совокупность таких положений и нормативных правовых актов образуют правовой институт защиты нравственности в Российской Федерации. Данный институт содержит правовые меры, направленные на выход из существующего кризиса. Вместе с тем явно видно, что обстановка не улучшается, уровень общественной нравственности не возрастает, культура постепенно деградирует. Все это обостряет создавшиеся опасности, вызывает социальные конфликты, напряженность, усиливает рост негативных явлений и процессов.

В связи с вышеизложенным, требуется срочное принятие кардинальных мер, направленных на защиту общественной нравственности, повышение ее уровня, в том числе путем реализации уже существующих юридических норм. При этом исследователи данной проблемы дополнительно выделяют следующие пути ее решения:

— создание атмосферы социального доверия в обществе, как на межличностном, так и на государственном уровне [13];

— усиление духовно-нравственного воспитания личности [20];

— смена установки образовательной системы с воспитания «грамотного потребителя» и «дисциплинированного исполнителя» на воспитание «нравственной личности» и формирование «нравственного общества» [16];

— создание детских общественных организаций, направленных на развитие нового поколения гражданского общества, основывающегося на нравственных ценностях [15];

— разработка и реализация концепции нравственно-правовой безопасности человека, основанной на нравственных ценностях и оптимальном согласии между человеком, обществом и государством [17];

— смена либеральной экономики на экономику удовлетворения разумных потребностей общества, обусловленных демографией, биосферой, традициями и культурой [8];

— подавление коррупции, преступности, решение общей задачи, мобилизующей и сплачивающей российское общество, взращивание

чувства единого народа, пропаганда патриотизма и коллективизма, использование потенциала СМИ и Церкви в нравственном воспитании [8];

— построение государственной политики на основе национального единства, гражданского согласия, духовных ценностей, традиций российской культуры [18];

— обозначение проблемных зон, выявление причин деформаций, определение имеющегося духовно-нравственного потенциала общества, формирование позитивного «человеческого фактора», обеспечение нравственной культуры руководителя (элиты) государства [9];

— организация защиты индивидуального, группового, массового сознания от негативного влияния, поддержка русского языка, усиление государственного контроля за информационной сферой, защита нравственных, смыслопо-лагающих и миросозерцательных основ социальной жизни [19].

Вышеуказанное свидетельствует, с одной стороны, об уже существующих предложениях

исследователей, направленных на обеспечение безопасности в сфере общественной нравственности, с другой стороны — о необходимости систематизации данных предложений, централизованной выработки взаимосвязанных путей, направлений и мер, входящих в единую концепцию защиты нравственности в Российской Федерации.

Таким образом, нравственность является природной основой социальной жизни и безопасности человека. Ее сохранение, защита и развитие обеспечивают безопасность и прогресс личности, общества и государства. Учитывая духовно-нравственный кризис российского общества, требуется разработка и принятие единой концепции защиты нравственности в Российской Федерации, включающей в себя продуманную систему мероприятий, которые обеспечат безопасность в сфере общественной нравственности и тем самым создадут гарантию дальнейшего существования и развития российского общества и государства.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 (в ред. от 4 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. 2). Ст. 212. -Текст: непосредственный.

2. Российская Федерация. Законы. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460; 2002. № 1129. № 40. Ст. 3905. — Текст: непосредственный.

3. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 (от 5 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074. — Текст: непосредственный.

4. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 (в ред. от 30 ноября 2016 г.) // СЗ РФ. 2016 г. № 49. Ст. 6886. — Текст: непосредственный.

5. Российская Федерация. Законы. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 (от 1 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18. (Ч. 2). Ст. 2163; 2018. Интернет-пор-

тал правовой информации (www.pravo.gov. ги). — Текст: электронный.

6. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р (в ред. от 1 сентября 2018 г.) // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4557; 2018. Интернет-портал правовой информации (www.pravo. gov.ru). — Текст: электронный.

7. Российская Федерация. Законы. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждено Приказом Президента РФ № 1168 от 28 апреля 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 151. — Текст: непосредственный.

8. Биляк, С. А. Морально-нравственный аспект национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2010. С. 16—21.

9. Гончарова, Л. Н. Национальная безопасность как результат духовно-нравственной, экономической и политической безопасности // Экономика и управление в современных условиях. 2016. С. 21—26. — Текст: непосредственный.

10. Елагин, А. Г., Зимин, С. И. Государственные гарантии безопасности человека, общества, государства: монография / А. Г. Елагин, С. И. Зимин. - Курск, 2017. - 208 с. - Текст: непосредственный.

11. Ильин, И. Общее учение о праве и государстве. — М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006. — Текст: непосредственный.

12. Кант, И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. -СПб., 1995. — Текст: непосредственный.

13. Коршунов, А. В. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности российского общества: методологический конструкт социологического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 4 (108). С. 137—141. — Текст: непосредственный.

14. Кропоткин, П. А. Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат, 1991. — 496 с. — Текст: непосредственный.

15. Моховикова, К. А. Анализ влияния духовно-нравственного состояния общества на национальную безопасность России // Всероссийский форум молодых ученых «Наука будущего — наука молодых». 2016. — С. 30— 33. — Текст: непосредственный.

16. Новоселова, Н. П., Рамзанов, И. С. Духовно-нравственная безопасность общества в мире социальных технологий // Совет ректоров. 2015. № 2. — С. 57—63. — Текст: непосредственный.

17. Пушкарев, Е. А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России // Теория и практика общественного развития. 2006. № 5. — С. 25—27. — Текст: непосредственный.

18. Тарасова, В. А., Кузнецов, А. А. Влияние духовно-нравственных ценностей на национальную безопасность // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. 2017. — С. 534—538. — Текст: непосредственный.

19. Тонконогов, А. В. Информационно-психологическая безопасность в системе духовной безопасности современной России // Власть. 2010. № 6. — С. 53—56. — Текст: непосредственный.

20. Ширшов, В. Д. Духовно-нравственная безопасность // Концепт. 2016. Т. 15. — С. 341— 345. — Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.