Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / MORAL SELF-DETERMINATION / SOCIALLY DANGEROUS BEHAVIOR / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домрачева Светлана Алексеевна, Дремина Ирина Евгеньевна

Введение. В статье актуализируется значимость нравственного самоопределения в свете молодежной национальной политики. Отмечаются нормативные документы, которые регулируют вопросы воспитания, социализации и профилактики социально опасного поведения молодежи. Нравственное самоопределение рассматривается как одна из важнейших характеристик социализации, его сущность заключается в том, чтобы личность была способна самостоятельно совершать свой нравственный выбор, не нарушая нормы морали и человеческого бытия. Цель данной статьи: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование нравственного самоопределения личности и склонности к социально опасному поведению на выборке студенческой молодежи, обучающейся в вузе. Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы и научные работы, в которых рассматривались вопросы нравственного самоопределения и склонности к социально опасному поведению. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Применен психодиагностический инструментарий: методики «Нравственное самоопределение личности» (А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейченко), тест СДП - склонности к девиантному поведению (Э. В. Леус). Результаты исследования. Изложены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение уровня нравственного самоопределения, степени выраженности его отдельных аспектов: нравственных представлений, нравственных ориентаций, нравственных стратегий и склонности к социально опасному поведению, предпринятого на выборке студенческой молодежи (N = 130). Выявлена обратная статистически значимая взаимосвязь между нравственным самоопределением и склонности к девиантному поведению. Заключение. Сформулированы условия, способствующие позитивному нравственному самоопределению студенческой молодежи: вовлечение студентов в волонтерское движение, проектно-исследовательскую деятельность; приобщение к нравственным ценностям; стимулирование развития профессиональных компетенций, социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств, создание в образовательном процессе условий для самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL SELF-DETERMINATION OF THE INDIVIDUAL AS A RESOURCE IN THE PREVENTION OF SOCIALLY DANGEROUS BEHAVIOR OF STUDENT YOUTH

Introduction. The article highlights the importance of moral self-determination in the light of national youth policy. The normative documents that regulate the issues of education, socialization and prevention of socially dangerous behavior of young people are noted. Moral self-determination is considered as one of the most important characteristics of socialization, its essence lies in the fact that the individual is able to make his own moral choice, without violating the norms of morality and human existence. Purpose of this article: theoretical justification and empirical research of moral self-determination of the individual and propensity to socially dangerous behavior on a sample of student youth studying at a University. Materials and methods. The materials of the research were normative legal documents and scientific papers which considered the issues of moral self-determination and propensity to socially dangerous behavior. Theoretical and empirical research methods were used. Psychodiagnostic tools were used: the methodology “Moral self-determination of the individual” (A. E. Vorobyova, A. B. Kupreichenko), test of PDB - propensity to deviant behavior (E. V. Leus). Research result. The article presents the results of an empirical study aimed at studying the level of moral self-determination, the degree of expression of its individual aspects: moral concepts, moral orientations, moral strategies and propensity to socially dangerous behavior, undertaken on a sample of students (N = 130). The inverse statistically significant relationship between moral self-determination and the tendency to deviant behavior is revealed. Conclusion. The following conditions that contribute to the positive moral self-determination of students are formulated: involvement of students in the volunteer movement, design and research activities; familiarization with moral values; stimulation of the development of professional competencies, socially significant personal qualities, communicative properties, creating conditions for self-realization in the educational process.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.6-057.875

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-415-423

Нравственное самоопределение личности как ресурс

в профилактике социально опасного поведения студенческой молодежи

С. А. Домрачева, И. Е. Дремина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Введение. В статье актуализируется значимость нравственного самоопределения в свете молодежной национальной политики. Отмечаются нормативные документы, которые регулируют вопросы воспитания, социализации и профилактики социально опасного поведения молодежи. Нравственное самоопределение рассматривается как одна из важнейших характеристик социализации, его сущность заключается в том, чтобы личность была способна самостоятельно совершать свой нравственный выбор, не нарушая нормы морали и человеческого бытия. Цель данной статьи: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование нравственного самоопределения личности и склонности к социально опасному поведению на выборке студенческой молодежи, обучающейся в вузе. Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы и научные работы, в которых рассматривались вопросы нравственного самоопределения и склонности к социально опасному поведению. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Применен психодиагностический инструментарий: методики «Нравственное самоопределение личности» (А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейчен-ко), тест СДП - склонности к девиантному поведению (Э. В. Леус). Результаты исследования. Изложены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение уровня нравственного самоопределения, степени выраженности его отдельных аспектов: нравственных представлений, нравственных ориен-таций, нравственных стратегий и склонности к социально опасному поведению, предпринятого на выборке студенческой молодежи (N = 130). Выявлена обратная статистически значимая взаимосвязь между нравственным самоопределением и склонности к девиантному поведению. Заключение. Сформулированы условия, способствующие позитивному нравственному самоопределению студенческой молодежи: вовлечение студентов в волонтерское движение, проектно-исследовательскую деятельность; приобщение к нравственным ценностям; стимулирование развития профессиональных компетенций, социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств, создание в образовательном процессе условий для самореализации.

Ключевые слова: нравственное самоопределение, социально опасное поведение, студенческая молодежь

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 19-413-120006 «Социально опасное поведение обучающихся: скрининг-исследование в поликультурном образовательном пространстве Республики Марий Эл».

Для цитирования: Домрачева СА., Дремина И.Е. Нравственное самоопределение личности как ресурс в профилактике социально опасного поведения студенческой молодежи // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 415-423. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-415-423

Moral self-determination of the individual as a resource

in the prevention of socially dangerous behavior of student youth

s. A. Domracheva, I. E. Dremina

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. Introduction. The article highlights the importance of moral self-determination in the light of national youth policy. The normative documents that regulate the issues of education, socialization and prevention of socially dangerous behavior of young people are noted. Moral self-determination is considered as one of the most important characteristics of socialization, its essence lies in the fact that the individual is able to make his own moral choice, without violating the norms of morality and human existence. Purpose of this article: theoretical justification and empirical research of moral self-determination of the individual and propensity to socially dangerous behavior on a sample of student youth studying at a University. Materials and methods. The materials of the research were normative legal documents and scientific papers which considered the issues of moral self-determination and propensity to socially dangerous behavior. Theoretical and empirical research methods were used. Psychodiagnostic tools were used: the methodology "Moral self-determination of the individual"

© Домрачева С. А., Дремина И. Е., 2020

(A. E. Vorobyova, A. B. Kupreichenko), test of PDB - propensity to deviant behavior (E. V. Leus). Research result. The article presents the results of an empirical study aimed at studying the level of moral self-determination, the degree of expression of its individual aspects: moral concepts, moral orientations, moral strategies and propensity to socially dangerous behavior, undertaken on a sample of students (N = 130). The inverse statistically significant relationship between moral self-determination and the tendency to deviant behavior is revealed. Conclusion. The following conditions that contribute to the positive moral self-determination of students are formulated: involvement of students in the volunteer movement, design and research activities; familiarization with moral values; stimulation of the development of professional competencies, socially significant personal qualities, communicative properties, creating conditions for self-realization in the educational process.

Keywords: moral self-determination, socially dangerous behavior, student youth

Acknowledgment: the reported study was funded by the RFBR and the Government of the Republic of Mari El under the research project no. 19-413-120006 "Socially dangerous behavior of students: screening research in the multicultural educational space of the Republic of Mari El".

For citation: Domracheva S.A., Dremina I.E. Moral self-determination of the individual as a resource in the prevention of socially dangerous behavior of student youth. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 415-423. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-415-423

Введение

В современном обществе, для которого характерны глобализация и динамичность, наблюдается неоднозначное отношение к нравственным нормам, жизненным смыслам и правилам поведения. В ряде нормативных документов обозначена проблема нравственного воспитания и профилактики социально опасного поведения молодежи. Психологические знания о закономерностях нравственного самоопределения становятся актуальными в переломные периоды становления общества, когда происходят изменения системы ценностей в сознании человека.

Проблема заключается в том, что характерной чертой российской молодежи можно считать недостаточное формирование ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений. Молодежная национальная политика, реализуемая в РФ, предполагает создание для молодых людей условий, способствующих активизации их внутреннего потенциала в направлении саморазвития и преодоления кризисных явлений в обществе1.

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. «Собрание законодательства РФ», 15.12.2014, № 50, ст. 7185. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-2911201 4-n-2403-r/ (дата обращения: 5.08.2020).

Данная целевая установка содержится в основных нормативных документах федерального уровня, определяющих сущность политики государства в отношении молодежной группы российского социума: «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»2, «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»3 и других4. Эти документы ориентированы на работу с различными категориями и группами молодежи с учетом их положения и специфики социальных проблем.

Ряд мероприятий государственной молодежной политики направлен на юношей и девушек, испытывающих трудности с социализацией в трансформирующемся обществе и склонных к нарушению поведения.

Цель исследования - обосновать нравственное самоопределение как ресурс в профилактике

2 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 5.08.2020).

3 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http:// www.do.tgl.ru/files/of_docs/federal/7660.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

4 Распоряжение Правительства РФ 29.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/ 08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.07.2020).

социально опасного поведения студенческой молодежи.

Предмет исследования - показатели нравственного самоопределения личности и склонности к социально опасному поведению студенческой молодежи.

Методологической основой данного исследования является теоретическая модель А. Б. Куп-рейченко и А. Е. Воробьёвой, состоящая из четырех сегментов: самоопределение в отношении морали и нравственности как части общественного сознания и социального института; самоопределение в отношении объектов и явлений окружающего мира и бытия субъекта; самоопределение в отношении других людей, групп и общества в целом; самоопределение в отношении к самому себе как субъекту отношений нравственности [10, с. 83-84].

Исследователи отмечают, что большая часть современной молодежи, вынужденная приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни, достаточно легко пытается обходить нормы, диктуемые им обществом и государством. В массовом сознании российской молодежи преобладает тенденция «жизненного успеха». «Нынешняя российская молодежь ценит в людях, прежде всего, ум, целеустремленность, уверенность в себе» [7, с. 76].

Молодые люди предпочитают материальный достаток, интересную и высокооплачиваемую работу, готовы поступиться своими нравственными принципами ради карьеры [1].

В соответствии с национальными целями в РФ реализуются национальные проекты (программы) по 12 направлениям, в том числе в Национальном проекте «Образование» поставлена цель «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций1.

В июле 2020 года Принят закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования. Согласно данному документу предлагается сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса, чтобы обеспечить формирование нравственных ориентаций подрастающего поколения.

1 Национальный проект «Образование». URL: https:// strategy24.ru/rl/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 15.07.2020).

Обсуждение

Отечественными исследователями раскрыты различные аспекты нравственного самоопределения. Нравственное самоопределение личности как психологический феномен рассмотрен в работах таких ученых, как Е. Е. Бочарова [1; 2], Н. Г. Брюхова [3], А. Е. Воробьёва [4], В. В. Пашкевич [13; 14], О. А. Самылова [15] и другие. Классификацию типов нравственного самоопределения обосновали А. Б. Купрейченко и А. Е. Воробьёва [10]. В. В. Пашкевич отметил, что если не происходит полноценного нравственного самоопределения, то «результатом этого является нравственный инфантилизм, девиантное поведение» [14, с. 30].

Обращение исследователей к проблемам нравственного самоопределения молодежи стало необходимым на сегодняшний день в связи с объективными потребностями современного общества в подготовке квалифицированных кадров, готовых к решению профессиональных задач в динамично изменяющихся условиях. Научно-технический прогресс, социальные изменения в стране и мире в целом, изменение типа отношений между людьми - все это актуализирует повышенные требования к личности современного студента.

Психологи рассматривают самоопределение как продукт сознания и результат деятельности, как процесс освоения человеком различных социальных ролей. Нравственный облик студенческой молодежи определяет перспективы социума, уровень и содержание его экономической и социальной жизни.

Е. Е. Бочарова считает, что ядром нравственности являются нравственные ориентации, именно они и «задают направленность и содержание социальной активности» [2, с. 53].

А. Б. Купрейченко и А. Е. Воробьёва понимают нравственное самоопределение как «целенаправленный процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, как осознанный процесс поиска, выбора и самостоятельное воплощение собственных нравственных эталонов и идеалов, а после на их основе - принципов, ценностей, норм и правил [9, с. 61]. Авторы определяют данный феномен как главный механизм, который способствует проявлению личностью чувства независимости, чувства свободы [10].

Е. В. Ярина утверждает, что нравственное «Я» объективируется в реальных поступках, в поведении человека [16].

А. Л. Журавлев и А. В. Юревич пишут о перспективах «систематизации разновидностей нравственного/безнравственного поведения, а также соответствующих типов личности и сегментов нравственного сознания [6]. Поскольку нравственное самоопределение тесно связано с нравственными ценностями и выступает одним из механизмов взаимодействия личности и социума, именно оно и становится регулятором поведения личности.

В исследовании Е. Е. Бочаровой респонденты демонстрируют убежденность в необходимости взаимного соблюдения нравственных норм. Доминирующей нравственной ориентацией для студентов является группоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической и миросозидательной. Для них весьма существенной является ориентация на нравственные предпочтения, нормы, стратегии нравственного поведения, разделяемые не только группами, членами которых они являются, но и обществом в целом [1, с. 451].

Характеризуя нравственное самоопределение студентов, И. Н. Ефремкина считает, что они испытывают удовлетворение, когда поступают нравственно в ситуации морального выбора [5].

Позитивное нравственное самоопределение личности является важной характеристикой его пригодности к профессиональной деятельности. Нравственный облик студенческой молодежи отражает целый комплекс нравственных качеств, таких как доброта, оптимизм, ответственность, патриотизм, честность, миролюбие, справедливость, верность, совесть и так далее. Нравственный облик студенческой молодежи обеспечивает приверженность нормам морали, способствуя решению ряда социальных проблем. Как известно, студенты стараются руководствоваться требованиями, принятыми в обществе, и не склонны к нарушению поведения.

В то же время имеют место поступки молодых людей, противоречащие установленным в обществе правовым или моральным нормам, демонстрируя социально опасное (девиантное) поведение. С. О. Ларионова характеризует его «как негативную и неодобряемую систему поступков или отдельные поступки» [11, с. 94]. Л. В. Лежни-на отмечает, что «многообразие видов и форм социально опасного поведения обучающихся характеризуется комплексом внешних (социаль-

ных, педагогических) и внутренних (психологических) предикторов» [12, с. 255].

Для изучения нравственного самоопределения личности и рассмотрения его в качестве ресурса профилактики социально опасного поведения было проведено исследование студентов Марийского государственного университета. В нем участвовали 130 студентов 1-2 курсов, обучающихся на трех факультетах: психолого-педагогическом, физико-математическом, электроэнергетическом. Студентам предлагались две методики «Нравственное самоопределение личности» (А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейченко) и тест СДП - склонности к девиантному поведению (Э. В. Леус).

Результаты методики «Нравственное самоопределение личности» позволяют сделать выводы о его уровне и выраженности аспектов нравственного самоопределения личности:

1 - представления о нравственности, морали, которыми руководствуются респонденты в жизни;

2 - нравственные стратегии, включающие в себя такие параметры, как обязательность соблюдения норм морали, выражение их в поведении, принятие стратегии взаимности в нравственном поведении; 3 - нравственные ориентации личности, классифициремые на эгоцентрическую, группоцентрическую, гуманистическую и миросозидательную составляющие.

Анализ полученных результатов показал, что большинство студентов, участвующих в исследовании, показали средний и высокий уровни нравственного самоопределения, соответственно (59,8 %) и (24,7 %); с низким уровнем (15,5 %) студентов (рис. 1).

Уровни нравственного самоопределения личности

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

59,8 %

24,7 %

■ 15,5 %

1 ■

1 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 1. Результаты исследования уровня нравственного самоопределения по методике А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко / Fig. 1. Study results of the level of moral self-determination by the methodology of A. E. Vorobyova, A. B. Kupreichenko

Качественный анализ по шкалам методики показал, что у студентов 1-2 курсов в большей степени сформированы «нравственные стратегии»: 61,1 % со средним уровнем и 27,3 % с высоким уровнем. Высокие показатели по шкале соответствуют принятию стратегии обязательного соблюдения нравственных норм и взаимности в этическом поведении. Низкий уровень нравственных стратегий диагностирован у 11,6 % студентов, для которых возможно несоблюдение нравственных норм и правил.

У большинства студентов (62,4) сформированы и «нравственные ориентации», определяющие направленность личности, отношение человека к себе и к другому, нормирующие естественным

70%

нравственным законом (совестью): у 44,2 % -средний уровень и у 18,2 % - высокий. Низкий уровень нравственных ориентаций выявлен у 37,6 % респондентов.

Несколько ниже показатели по шкале «представления о нравственности»: 43 % средний уровень и 15,5 % высокий, хотя степень их выраженности характерна все-таки для большинства (58,5 %). Недостаточно сформированы представления у 41,5 % студентов (низкий уровень). Высокий уровень соответствует внутреннему нравственному контролю личности. Низкий уровень характеризуется его несоответствием, непринятием нравственности как собственной силы личности (рис. 2).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

61,10 %

42 %

27,30 %

18,20 %

37,60 %

11,60 %

Высокий уровень Представления о нравственности

Средний уровень □ Нравственные стратегии

Низкий уровень □ Нравственные ориентации

Рис. 2. Результаты исследования нравственного самоопределения личности по методике А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко (по шкалам) / Fig. 2. Study results of moral self-determination of personality according to the method of A. E. Vorobyova, A. B. Kupreichenko (according to scales)

По методике Э. В. Леус выявлено, что 93,1 % респондентов не склонны к социально-опасному (девиантному) поведению, для них характерно отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации. Между исследуемыми показателями выявлена обратная зависимость, чем выше уровень нравственного самоопределения личности, тем ниже выраженность склонности к девинатному поведению.

Для профилактики социально опасного поведения в современном вузе необходима система воспитательной работы, обеспечивающая созда-

ние условий для активной жизнедеятельности студентов, стимулирования процессов формирования гражданской позиции, удовлетворения их потребностей в саморазвитии профессиональных и личностных качеств.

Модель воспитательной системы Марийского государственного университета является реализацией кластерного подхода, что предполагает выполнение студентами различных социальных ролей активно действующих субъектов.

Система воспитательной работы, характеризуемая как одно из инновационных направлений

деятельности университета, обеспечивающая развитие нравственных представлений студентов, формирование позитивного нравственного самоопределения, включает следующие модули кластера:

1. Волонтерская деятельность - осуществляется под брендом «Волонтеры МарГУ» - вовлечение студентов в волонтерское движение и студенческое самоуправление, формирование ориентации на здоровый образ жизни. В МарГУ созданы волонтерские отряды: «педагогический отряд «Милосердие», «Волонтеры-медики» и другие. Студенты активно участвуют в акциях милосердия, оказывая помощь различным целевым группам (детям-сиротам, лицам пожилого возраста и другим).

2. Творческая деятельность - реализуется через студенческие объединения, обеспечивающие приобщение студентов к духовным ценностям. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание направлено на осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной жизненной позиции.

3. Общественная деятельность - осуществляется через сохранение и преумножение традиций вуза; внедрение элементов корпоративной культуры организации. Вовлечение студентов в общественную жизнь вуза и его социальных партнеров обеспечивает социализацию студентов. Данное направление реализуется через создание в образовательном процессе условий для самореализации; стимулирование развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств.

4. Профессиональная деятельность - стимулирование молодых людей к мотивированному процессу освоения знаний, самосовершенствованию в избранной специальности через создание условий для развития профессиональных компетенций, которыми студент овладевает при изучении учебных дисциплин и на практиках в организациях.

5. Проектно-исследовательская деятельность -своеобразный тренд современного вуза, предназначена для культурных и гражданских инициатив, развития способностей к разработке и реализации проектов в будущем, стимулирования малого бизнеса и стартапов.

6. Информационно-просветительская деятельность - реализуется через приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, широко используется разбор кейс-ситуаций, вклю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чаемых в различные виды текущего и промежуточного контроля; проводятся видеоконференции, мастер-классы.

Нравственное самоопределение студентов осуществляется наиболее эффективно при активном участии студентов в различных видах деятельности, обеспечивая социальную адаптацию выпускников к требованиям рынка труда и профилактику социально опасного поведения студенческой молодежи.

Заключение

Таким образом, в результате теоретического анализа и на основании проведенного эмпирического исследования нравственного самоопределения и склонности к социально опасному поведению сделан вывод о том, что между исследуемыми показателями существует обратная статистически значимая взаимосвязь.

Низкий уровень (2,3 %) и уровень ниже среднего (22,3 %) склонности к девиантному поведению выявлен у студентов с высоким уровнем нравственных стратегий и нравственных ориентаций. Эти студенты в большинстве случаев поступают в соответствии с нормами морали, имеют четко поставленную перед собой цель, склонны к принятию самостоятельных решений, готовы к принятию на себя ответственности.

Средний уровень склонности к девиантному поведению выявлен у 69,2 % студентов. Для большинства студентов данной группы характерен средний и высокий уровни нравственного самоопределения. При анализе среднего балла по всем трем шкалам методики в большинстве случаев выявлен средний результат.

Уровень выше среднего склонности девиант-ному поведению выявлен у 6,2 % молодых людей с низким уровнем нравственного самоопределения. Высокий уровень склонности к девиантному поведению в данной выборке отсутствует, что можно характеризовать как положительный момент.

Следовательно, нравственное самоопределение студенческой молодежи на 1-2-х курсах характеризуется выраженностью нравственных стратегий по сравнению с представлениями о нравственности и нравственными ориентация-ми, поэтому вся система воспитательной работы должна быть ориентирована на формирование нравственных ценностей.

Воспитательным потенциалом обладает про-ектно-исследовательская, социально значимая деятельность, позволяющие воспитывать у молодых людей те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие.

Вступая в определенные отношения с окружающими людьми, студенты в различных жиз-

ненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт, что способствует профилактике социально опасного поведения. Организация этого опыта осуществляется путем вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Список литературы

1. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. 2017. С. 449-453. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 32367585_82026040.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

2. Бочарова Е.Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося общества // Вестник РУДН. 2017. Т. 14. № 1. С. 52-63. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28341218_17131173.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

3. Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24355088 (дата обращения: 5.08.2020).

4. Воробьёва А.Е. Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 2. С. 136-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nravstvennoe-samoopredelenie-molodezhi-raznyh-spetsialnostey/viewer (дата обращения: 5.08.2020).

5. Ефремкина И.Н. Нравственное самоопределение студенческой молодежи в контексте проблемы психологической безопасности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 293-297. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-samoopredelenie-studencheskoy-molodyozhi-v-kontekste-problemy-psihologicheskoy-bezopasnosti/viewer (дата обращения: 5.08.2020).

6. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности как область психологического исследования // Психологический журнал 2013. Т. 34. № 3. С. 5-14. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20132646_17183358.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

7. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина С.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе: монография. М. : ИТД «Перспектива». 2016. 166 с. URL: https://docplayer.ru/33904583-Yu-a-zubok-t-k-rostovskaya-n-l-smakotina-molodezh-i-molodezhnaya-politika-v-sovremennom-rossiyskom-obshchestve.html (дата обращения: 5.08.2020).

8. Кошарная Б.Г., Толубаева Л.Т. Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума // Известия высших учебных заведений. 2013. № 3. C. 113-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-orientiry-v-sisteme-tsennostey-studencheskoy-molodezhi-regionalnogo-sotsiuma/viewer (дата обращения: 5.08.2020).

9. Купрейченко А.Б., Воробьёва А.Е. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы // Вестник «Государственный университет управления». 2009. № 32. С. 60-63. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22423950 (дата обращения: 5.08.2020).

10. Купрейченко А.Б., Воробьёва А.Е. Нравственное самоопределение молодежи : монография. М. : Институт психологии РАН, 2013. 480 с. URL:https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t6rr4359ra/direct/102288199 (дата обращения: 5.08.2020).

11. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18811983_46383645.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

12. Лежнина Л.В. Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 ноября 2019 г.). Чебоксары : ИД «Среда», 2019. С. 253-256. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41427493_ 87137429.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

13. Пашкевич В.В. Нравственное самоопределение студенческой молодежи: представления, стратегии, ориентации // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. № 2. С. 64-68. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21856839_ 12018411.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

14. Пашкевич В.В. Нравственное самоопределение: психолого-педагогический аспект проблемы и сущность процесса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 2. С. 29-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15275727_ 36018044.pdf (дата обращения: 5.08.2020).

15. Самылова О.А. Отношение к нравственным формам поведения в раннем юношеском возрасте // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) 2015. № 1. C. 278-283. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 23129654 (дата обращения: 5.08.2020).

16. Ярина Е.В. Динамика ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи (социологический аспект) // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2014. № 5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-tsennostnyh-orientatsiy-professionalnogo-samoopredeleniya-studencheskoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-aspekt-1/viewer (дата обращения: 5.08.2020).

References

1. Bocharova E.E. Vzaimosvyaz' nravstvennogo samoopredeleniya i kar'ernykh orientatsii u predstavitelei studencheskoi molodezhi [Interrelation of moral self-determination and career orientations at representatives of student's youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, no. 4, рр. 449-453. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32367585_82026040.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

2. Bocharova E.E. Nravstvennoe samoopredelenie starsheklassnikov v usloviyakh izmenyayushchegosya obshchestva [Moral self-determination of high school students in a changing society]. Vestnik RUDN = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2017, vol. 14, no. 1, pp. 52-63. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28341218_17131173.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

3. Bryukhova N.G. Nravstvennoe samorazvitie cheloveka [Moral self-development of a person]. Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk = European Social Science Journal, 2015, no. 7, pp. 289-301. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24355088 (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

4. Vorobieva A.E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi raznykh spetsial'nostei [Moral self-determination of young people of different professions]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 136-143. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-samoopredelenie-molodezhi-raznyh-spetsialnostey/viewer (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

5. Efremkina I.N. Nravstvennoe samoopredelenie studencheskoi molodezhi v kontekste problemy psikhologicheskoi bezopasnos-ti [Moral self-determination of student youth in the context of the problem of psychological security]. Azimut nauchnykh issledo-vanii: pedagogika i psikhologiya = Azimuth Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2017, vol. 6, no. 3 (20), рр. 293-297. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-samoopredelenie-studencheskoy-molodyozhi-v-kontekste-problemy-psihologicheskoy-bezopasnosti/viewer (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

6. Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Psikhologiya nravstvennosti kak oblast' psikhologicheskogo issledovaniya [Psychology of morality as an area of psychological researches]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychology Journal 2013, Vol. 34, no. 3, рp. 5-14. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20132646_17183358.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

7. Zubok Yu.A., Rostovskaya T.K., Smakotina S.L. Molodezh' i molodezhnaya politika v sovremennom rossiiskom obshchestve: monografiya [Youth and youth policy in modern Russian society: monograph]. Moscow, Perspektiva Publ. house, 2016, 166 p. Available at: https://docplayer.ru/33904583-Yu-a-zubok-t-k-rostovskaya-n-l-smako1ina-molodezh-i-molodezhnaya-politika-v-sovremennom-rossiyskom-obshchestve.html (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

8. Kosharnaya B.G., Tolubaeva L.T. Dukhovno-nravstvennye orientiry v sisteme tsennostei studencheskoi molodezhi regional'nogo sotsiuma [Spiritual and moral guidelines in the value system of students of the regional society]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii = News of Higher Educational Institutions, 2013, no. 3, pp. 113-123. Available at: https://cyberlenirika.ruarticle/nduhovno-nravstvenmye-orientiry-v-sisteme-tsennostey-studencheskoy-molodezhi-regionalnogo-sotsiuma/viewer (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

9. Kupreichenko A.B., Vorobieva A.E. Nravstvennoe samoopredelenie lichnosti: kontseptual'nye osnovy i empiricheskie tipy. [Moral self-determination of the individual: conceptual foundations and empirical types]. Vestnik Universiteta "Gosudarstvennyi universitet upravleniya" = Vestnik Universiteta "State University of Management", 2009, no. 32, рр. 60-63. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=22423950 (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

10. Kupreichenko A.B., Vorobieva A.E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi : monografiya [Moral self-determination of youth: monograph]. Moscow, Institute of Psychology of the RAS Publishing House, 2013. 480 p. Available at: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/t6rr4359ra/direct/102288199 (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

11. Larionova S.O. Deviantnoe povedenie kak nauchno-pedagogicheskaya problema [Deviant behavior as a scientific and pedagogical problem]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, no. 1, рр. 90-94. Available at: https://www.elibrary.ru/ download/ elibrary_18811983_46383645.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

12. Lezhnina L.V. Diagnostika sotsial'no opasnogo povedeniya obuchayushchikhsya: teoreticheskie podkhody [Diagnostics of socially dangerous behavior of students: theoretical approaches]. Aktual'nye voprosy sotsial'noi pedagogiki i psikhologii: teoriya i praktika : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 19 noyabrya 2019 g.) = Actual issues of social pedagogy and psychology: theory and practice: materials of the all-Russian scientific and practical conf. (Cheboksary, November 19, 2019). Cheboksary, Printing house "Sreda", 2019, pp. 253-256. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41427493_87137429.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

13. Pashkevich V.V. Nravstvennoe samoopredelenie studencheskoi molodezhi: predstavleniya, strategii, orientatsii [Moral self-determination of student youth: representations, strategies, orientations]. Izvestiya Volgograd. gos. ped. un-ta = Izvestiya of the Volgograd State Pedagogical University, 2014, no. 2, pp. 64-68. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21856839_12018411.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

14. Pashkevich V.V. Nravstvennoe samoopredelenie: psikhologo-pedagogicheskii aspekt problemy i sushchnost' protsessa [Moral self-determination: psychological and pedagogical aspect of the problem and the essence of the process]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova = Vestnik of KSU named after N. A. Nekrasov, 2010, vol. 16, no. 2, pp. 29-32. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15275727_36018044.pdf (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

15. Samylova O.A. Otnoshenie k nravstvennym formam povedeniya v rannem yunosheskom vozraste [Attitude towards moral forms of behavior in early adolescence]. Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk = European Social Science Journal, 2015, no. 1, pp. 134-139. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23129654 (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

16. Yarina E.V. Dinamika tsennostnykh orientatsii professional'nogo samoopredeleniya studencheskoi molodezhi (sotsiologicheskii aspekt) [Dynamics of value orientations of professional self-determination of student youth (sociological aspect)]. Sovremennye is-sledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi zhurnal) = Modern Studies of Social Issues (electronic journal), 2014, no. 5 (37). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-tsennostnyh-orientatsiy-professionalnogo-samoopredeleniya-studencheskoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-aspekt-1/viewer (accessed 5.08.2020). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 6.09.2020 г.; принята к публикации 15.11.2020 г.

Submitted 6.09.2020; revised 15.11.2020. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Домрачева Светлана Алексеевна

About the authors

Svetlana A. Domracheva

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, [email protected]

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology of Development and Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected]

Дремина Ирина Евгеньевна

Irina E. Dremina

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, [email protected]

Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology of Development and Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.