Научная статья на тему 'Нравственное и патриотическое воспитание в средней школе Восточной Сибири начала ХХ в'

Нравственное и патриотическое воспитание в средней школе Восточной Сибири начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / EASTERN SIBERIA / EDUCATIONAL PROCESS / MORAL EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC FEELING / TEACHERS COUNCIL / CONSCIOUS DISCIPLINE / MINISTRY OF EDUCATION / SCHOOL MENTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна

В статье показано совершенствование организации и модернизация содержания, форм и методов нравственного и патриотического воспитания в средней школе Восточной Сибири начала ХХ в.; раскрыты признаки позитивных и негативных изменений в организации нравственного и патриотического воспитания учащихся. Определена логика развития этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION AT SECONDARY SCHOOL IN EASTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article shows the improvement of the organization and modernization of the content, forms and methods of moral and patriotic education at secondary school in Eastern Siberia at the beginning of the XX century. It reveals the signs of the positive and negative changes in the organization of moral and patriotic education of pupils. The logic of the development of this process is defined.

Текст научной работы на тему «Нравственное и патриотическое воспитание в средней школе Восточной Сибири начала ХХ в»

НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ НАЧАЛА XX в.

MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION AT SECONDARY SCHOOL IN EASTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

А.И. Шилов, Н.В. Шилова A.I. Shiiov, N.V. Shiiova

Восточная Сибирь, воспитательный процесс, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, патриотическое чувство, классный наставник, педагогический совет, сознательная дисциплина, Министерство народного просвещения. В статье показано совершенствование организации и модернизация содержания, форм и методов нравственного и патриотического воспитания в средней школе Восточной Сибири начала XX в.; раскрыты признаки позитивных и негативных изменений в организации нравственного и патриотического воспитания учащихся. Определена логика развития этого процесса.

Eastern Siberia, educational process, moral education, patriotic education, patriotic feeling, school mentor, teachers council, conscious discipline, Ministry of Education.

The article shows the improvement of the organization and modernization of the content, forms and methods of moral and patriotic education at secondary school in Eastern Siberia at the beginning of the XX century. It reveals the signs of the positive and negative changes in the organization of moral and patriotic education of pupils. The logic of the development of this process is defined.

До начала XX в. «господствовал взгляд, что школа должна давать образование, главным образом учить и, уча, воспитывать. Воспитание не являлось самостоятельной целью, а являлось следствием рациональной постановки обучения. Этому соответствовала и организация учебно-воспитательного процесса, при которой учение поглощало почти всё школьное время [Николаева, 1913, с. 1].

В эпоху бурного развития капитализма, требовавшего людей деятельных, инициативных, обнаружилась непригодность старой школы для воспитания у учащихся этих качеств. Либерально-буржуазные круги русского общества были взволнованы неспособностью школы с толстовско-деляновским режимом решать задачи воспитательного порядка. Об этом свидетельствует периодическая печать того времени, в том числе буржуазная пресса Сибири. В ней с конца XIX в. усиливается недовольство тем, что школа не оказывает на учащихся «нравственного воздействия; что воспитательная роль средних школ ограничена лишь

наблюдением за благопристойностью поведения учащихся в стенах и вне стен учебного заведения, и роль инспектора и классных наставников сведена к чисто полицейским функциям» [Корреспонденция, 1908].

На недостатки воспитательного процесса было обращено внимание МНГ1 периода «нового курса» при разработке реформы средней школы. Так, комиссия П.С. Ванновского разработала и в ноябре 1901 г. отправила в учебные округа для выявления мнения с мест доклад об институте классных наставников и их помощников в средних школах и инструкцию для воспитателей. В докладе давалась историческая справка о зарождении института классных наставников в средней школе и делался вывод о необходимости упразднить должность помощника классного наставника как не только бесполезную, но и вредную в воспитательном деле, поскольку она ведёт к отдалению наблюдения за дисциплиной и порядком от воспитательной деятельности. В связи с этим предлагалось установить должности шести воспитателей-преподавателей с

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

повышенным вознаграждением, а седьмая, бесплатная, для директора или инспектора [Шамахов, 1966, с. 69-70].

Последовавшая вскоре смена министров и изменение курса правительственной политики сняли необходимость широкого обсуждения доклада. Однако это не означает, что данный документ совершенно не отразился в практике работы средних школ региона. Так, например, с 1902/03 учебного года в восточносибирских средних школах начали проводить экскурсии, больше заботиться о физическом здоровье учащихся и т. д.

Дальнейший прогресс воспитательного дела связан с влиянием и распространением здоровых педагогических идей в учительской среде. Известную роль в этом сыграли печатные издания прогрессивной буржуазной педагогики и пример некоторых частных средних учебных заведений нового типа (гимназия П.С. Казачкина - B.C. Нечаева, гимназия Репман, гимназия М.А. Чеховой и др.).

В передовых русских школах нового типа, отвергавших приёмы и методы старой школы и стремившихся строить свою жизнь на наиболее прогрессивных педагогических началах, организация воспитательной работы стала одной из самых важных её сторон. С самого начала школы нового типа заявили, что они изгоняют принуждение и наказание, господствовавшие в казённой школе, и стремятся, чтобы их место заняли нравственный авторитет воспитателя и внутренняя дисциплина учащихся [Михайлова, 1966, с. 252-265].

Новый подход к проблемам нравственного воспитания учащихся ясно проявился и при министре народного просвещения П.Н. Игнатьеве, что привело к требованию пересмотра методов воспитательной работы. В циркуляре от 28 сентября 1915 г. «О мерах к улучшению школьной жизни» П.Н. Игнатьев рекомендовал «проникнуться чуткой благожелательностью и стремлением идти навстречу духовным нуждам молодого поколения». При этом подчёркивалось, что «воспитательное влияние школы» должно заключаться, «главным образом, в предупреждении проступков, в мерах морального воздействия, выработка которых должна занять одно из видных мест в деятельности педагогических советов» [Константинов, 1947, с. 196].

Как показывают материалы исследования, в последние годы акцент воспитательной работы в средних школах сместился с муштры, надзора и наказаний на меры морального воздействия, связанные с предупреждением проступков. Индивидуальные и групповые беседы, личный пример учителя становятся одними из ведущих методов воспитания. К наказаниям прибегали всё реже и реже и только в исключительных случаях. Так, например, в Якутском реальном училище старались как можно шире применять меры предупреждения, чтобы «пресечь в корне стремление к совершению дурного поступка, живое слово, частые беседы с учениками, выговоры, приглашения родителей, и в крайних случаях прибегали к наказаниям. По отношению к проступкам учеников рекомендовалось иметь в виду, чтобы проступок, совершённый впервые, не был упущен воспитателем: с каждым повторением однородного проступка последний переходит в привычку, борьба с которой составит для воспитателя уже более трудную задачу. В интересах школы старались не упускать по возможности проступков всех воспитанников и влиять при этом убеждением» (ГАИО. Ф. 63. Оп.З.Д. 19. Л. 20-22).

В отчёте директора Енисейской мужской гимназии сказано, что «в своей воспитательной деятельности классные наставники стремились оказать влияние на учеников мягким обращением и силой убеждения и наставления, нежели наказаниями, к которым если и прибегали, то только лишь в исключительных случаях» [Шилов, 2009, с. 9]; (ГАИО. Ф. 63. Оп.З.Д. 17. Л. 20-22).

В Иркутском реальном училище «далеко не последнее место занимало стремление предупредить со стороны учащихся, каких бы то ни было ошибок и промахов». Воспитание «основано на искренне доброжелательном отношении к учащимся, в отдельных частных случаях рассчитанное на получение взаимного столь же искреннего ответного расположения. Доброе слово, разумные убеждения, в редких случаях наказание» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 2. Д. 12. Л. 2-3).

Воспитанию учащейся молодёжи в восточносибирских коммерческих училищах уделялось значительное внимание. Из отчётов директоров этих учебных заведений видно, что принимаемые меры по укреплению дисциплины и нравственности уча-

щихся дали вполне положительные результаты. Так, например, поведение учеников в Иркутском городском коммерческом училище «в общем, как на переменах, так и во время занятий производило хорошее впечатление» [Отчет..., 1914, с. 31]. Аналогично и в Черемховском коммерческом училище (ГАЧО. Ф. 65. Оп. 1. Д. З.Л.ЗО, 75).

Вышеприведенные примеры позволяют поставить под сомнение утверждение Ф.Ф. Королева, который писал: «Школьный режим, основанный на обезличении учителей и наставников и направленный на то, чтобы обезличить и учащихся, создавал нездоровую, затхлую атмосферу в школах» [Королев, 1958, с. 35].

В целом, хорошее поведение учащихся отмечается практически во всех заведениях региона, хотя нарушения дисциплины также были. Например, серьёзные проступки отмечены в 1915/16 учебном году в Иркутской мужской гимназии - всего 154; на следующий учебный год - 120 (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 18. Л. 28).

Ведущая роль в воспитательной работе с учащимися принадлежала самой личности воспитателя. Он должен был завоевать непререкаемый авторитет у воспитанников и быть для них живым примером честности, правдивости, добропорядочности, эталоном аккуратности и добросовестности в выполнении порученных ему обязанностей. Поэтому в учебных заведениях, особенно в последние годы, очень серьёзно и ответственно подходили к назначению учителей на воспитательские должности. Каждую кандидатуру предварительно рассматривали в воспитательной комиссии, затем согласовывали с директором и уже после этого представляли на голосование в педагогический совет. Очень поучительно для современной школы, поскольку в прежнее время это налагало значительную ответственность как на средние учебные заведения, так и на воспитателя за порученное дело, а не просто официальное замещение должности классного руководителя, что нередко наблюдается в настоящее время. При недостатке лиц, способных успешно выполнять функции классного наставника, иногда одному и тому же лицу поручалось руководство двух классов, как, например, в Иркутской мужской гимназии, в которой в 1915/16 учебном году E.H. Козлов и

В.В. Жуковский были классными наставниками в двух классах каждый (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 18. Л. 18).

Нравственному поведению учащихся уделяли внимание не только классные наставники, но и педагогический персонал школ в целом, осуществляя внешкольный надзор за воспитанниками. Например, считалось безнравственным и «запрещалось ношение длинных волос, усов, бороды, а равно излишних украшений: колец, перстней, часовых цепочек и т. д., а также тросточек, хлыстов, палок и т. д.» [Шилов, 2009, с. 10-11]; (ГАКК. Ф. 348. Оп. 1. Д. 304. Л. 4). Запрещались вечера, сходки по сомнительному поводу, обращалось внимание на то, какие спектакли смотрят учащиеся в театрах, кинокартины в кинематографах и иллюзионах, какие общественные места посещают [Шилов, 2009, с. 10-11].

Большое место в средних школах региона отводилось патриотическому воспитанию. Этому, прежде всего, служили литература, история, родинове-дение. Уже на уроках объяснительного чтения, начиная с приготовительного класса, учащиеся знакомились и с интересом читали многие рассказы и учили стихотворения о родине, в которых авторы повествовали о России с любовью. Также в книгах для чтения в отделе «Родина» были помещены исторические рассказы и стихотворения, воспевавшие добрую старину, героизм и подвиги князей, полководцев и простых людей. В старших классах патриотическое воспитание проводилось на уроках словесности по курсу истории русской литературы (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 258. Л. 39). Особое место патриотическому воспитанию отводилось в курсе отечественной истории. В объяснительной записке к элементарному курсу отечественной истории (1-2 классы) сказано, что «преподавание отечественной истории в этих классах имеет своей воспитательной целью направлять внимание и мысль детей ко всему прекрасному и идеальному в прошлой жизни народа, посеять в них первые семена любви к родине, преданности престолу и отечеству» (ГАКК. Ф. 348. Оп. 1. Д. 196. Л. 13, 24-25).

«Подъёму и воспитанию патриотического» духа служили торжества, устраиваемые учебной администрацией в дни замечательных событий русской истории или в жизни великих русских людей. При устройстве таких торжеств было важным то, чтобы

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

празднества вызывали чувство гордости за страну и людей, прославивших отечество. При праздновании 100-летнего юбилея A.C. Пушкина во всех средних школах Восточной Сибири в присутствии «имеющихся налицо в учебных заведениях воспитанников и воспитанниц была отслужена заупокойная литургия и панихида, затем торжественное собрание с произнесением речей, чтением статей о значении A.C. Пушкина для русского народа и исполнением музыкальных пьес, написанных на слова A.C. Пушкина, и чтением отрывков из его сочинений. Лучшие учащиеся выпускных классов были награждены памятными медалями, специально выпущенными к юбилею. Лучшие ученики и ученицы старших классов награждены сборниками избранных стихотворений, а младшие классы - портретами A.C. Пушкина» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 26-27).

Празднование 100-летней годовщины Отечественной войны, события столь знаменательного в жизни русского государства, должно было привлечь благоговейное внимание учащихся к славной памяти тех героев, которые в годину испытаний не жалели никаких средств и самой жизни в борьбе за благо своей отчизны, и оказать благотворное влияние на подрастающее поколение, способствуя укреплению и развитию в нем любви и преданности к родине. 25 августа совершили по убиенным воинам и героям отечественной войны панихиды, перед которыми директора учебных заведений произнесли краткие речи. 26 августа в каждом учебном заведении был проведен молебен об избавлении России от нашествия французов с предварительным словом законоучителя, устроено чтение для ознакомления школьников с важнейшими событиями войны либо торжественный акт с литературно-вокально-музыкальным утренником. И чтения, и утренники заканчивались пением патриотических песен и национального гимна. Затем учащимся были вручены памятные альбомы, брошюры, дан праздничный чай [Отчет..., 1914, с. 34]; (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 230. Л. 1-81; Д. 231. Л. 5, 7, 9-10,12).

Примерно в таком же плане проводились другие юбилеи: 100-летие со дня рождения Н.В. Гоголя, 200-летие Полтавской битвы, 50-летие освобождения крестьян, 300-летие дома Романовых и др. (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 19. Л. 22).

В предпраздничные и праздничные дни для развития патриотического чувства устраивалось пение национального гимна перед портретом царя после утренней молитвы (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 52. Л. 11).

В годы мировой войны в средних учебных заведениях было усилено патриотическое воспитание. Показателен в этом отношении пример министра народного просвещения П.Н. Игнатьева, первый циркуляр которого по учебному ведомству от 15 января 1915 г. рекомендовал администрациям учебных заведений вывесить портреты бывших учеников, отличившихся в боях и убитых на войне, и заносить их имена на мраморные доски [Константинов, 1947, с. 125].

В коммерческих училищах, как и во всех средних учебных заведениях, педагогический персонал для поддержания патриотических чувств учащихся выступал с патриотическими речами и проводил беседы «по поводу важнейших событий войны, разъясняя им их значение»; устраивали «чтения и обсуждения рефератов учащихся на темы историко-педагогического характера с пением национального гимна до и после рефератов». Участвовали по случаю побед русской армии на молебнах, а после молебнов шли с флагами и пением народного гимна [Шилов, 1998, с. 64]; (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 17. Л. 15; Оп. 5. Д. 42. Л. 5; Д. 52. Л.11).

Почти повсеместно получило распространение в средних школах постановка патриотических спектаклей и концертов. Так, например, в Енисейске совместными силами учащихся мужской и женской гимназий было устроено в 1915/16 учебном году 6 патриотических спектаклей, денежный сбор с которых пошёл на нужды фронта, в пользу лиц, пострадавших от военных бедствий, и в пользу детей воинов, убитых и искалеченных на войне. В Якутске также совместными усилиями учащихся реального училища и женской гимназии был дан концерт 16 января 1916 г., чистый доход с которого пошёл в пользу раненых воинов Якутской области и на содержание в Москве пансиона для учеников-беженцев (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 17. Л. 15-16; Д. 19. Л. 28; Оп. 5. Д. 42. Л. 5). Иркутское коммерческое училище, глубоко сочувствуя раненым воинам и беженцам, устроило 19 ноября 1915 г. концерт, сбор с которого был разде-

лен на 3 равные части: одна на покупку разных полезных предметов для солдат, другая для беженцев, третья в пользу недостаточных учеников школы (ГАИО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 47. Л. 63).

В плане воспитания патриотических настроений у молодёжи Министерство народного просвещения и учебный отдел Министерства торговли и промышленности использовали ещё одну новую форму воспитания подрастающего поколения, порождённую нуждами военного времени, а именно: «организацию трудовых дружин из учащихся-добровольцев для оказания семьям призванных на войну помощи в полевых работах» (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 8. Л. 67).

В итоге анализа вышеприведенного фактического материала сделаны следующие выводы.

В конце XIX в. воспитание в средних учебных заведениях, несмотря на свою значимость, не являлось самостоятельной деятельностью и выступало как следствие обучения.

Развитие капитализма в стране выявило непригодность школы воспитывать нужных обществу деятельных и инициативных граждан, поэтому вопросы воспитания, рассматриваемые как самостоятельные и важные вопросы работы школы, заняли видное место. Встала задача развития личности, ее творческих деятельностных сил согласно законам детской природы.

Средние учебные заведения строили свою деятельность большей частью на прогрессивных педагогических началах, организация воспитательной работы была одной из самых важных её сторон. Место наказания и принуждения занимали нравственный авторитет воспитателя и внутренняя сознательная дисциплина учащихся. Важное воспитательное значение имел индивидуальный подход к ученику, основывающийся «на знании психологии школьника, его характера и способностей», с учетом возрастных особенностей.

Как положительный опыт отечественного образования необходимо рассматривать формы и методы патриотического воспитания учащихся: торжества, устраиваемые в дни замечательных событий русской истории или жизни великих людей, патриотические спектакли, концерты, организация трудовых дружин, патриотические беседы, чтения, рефераты и т. д.

Список сокращений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГАИО- Государственный архив Иркутской области.

2. Ф. 63 - Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири.

3. Ф. 209 - Фонд 209. Иркутское коммерческое училище.

4. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

5. Ф. 348 - Фонд 348. Красноярская мужская гимназия.

6. Ф. 855 - Фонд 855. Красноярское городское реальное училище МНП.

7. ГАЧО- Государственный архив Читинской области.

8. Ф. 65 - Фонд 65. Коммерческое училище Читинского биржевого общества.

4.

Библиографический список

1. Константинов H.A. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 года). М., 1947. 247 с.

2. Корреспонденция // Красноярец. 1908. № 28.

3. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917-1920. М., 1958. С. 5-84, 453-455.

Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1966. 270 с. Николаева М. Основная задача воспитания в средней школе // Русская школа. 1913. № 3. С. 1-18.

Отчет о состоянии учебно-воспитательной части в Иркутском городском коммерческом училище за 1912-1913 учебный год. Иркутск, 1914. С. 20-120.

Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917). Томск, 1966.196 с. Шилов А.И. Нравственное воспитание в коммерческих училищах Восточной Сибири в начале XX в. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. № 1. С. 7-12.

Шилов А.И. Средняя школа Восточной Сибири конца XIX- начала XX вв. Красноярск, 1998. Ч. 2. 94 с.

5.

6.

7.

8.

9.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.