СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ г. КРАСНОЯРСКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
CONTENT OF EDUCATION AND ORGANIZATION
OF EDUCATIONAL PROCESS IN SECONDARY SCHOOLS OF KRASNOYARSK IN LATE XIX-EARLY XX CENTURIES
H.B. Шилова
Классическая гимназия, реальное училище, женская гимназия, учебный план, метод обучения, нравственное воспитание, организационная форма обучения, законоучитель, классный наставник. В статье показано развитие содержания среднего образования в разных типах общеобразовательных школ г. Красноярска в конце XIX- начале XX вв.; дан анализ организации учебно-воспитательного процесса в этих учебных заведениях и раскрыты признаки его позитивных и негативных изменений. Определена логика развития этого процесса. Дана сравнительная характеристика, и отражено сближение по содержанию и объему женского среднего образования с мужским.
N.V. Shilova
Classical gymnasium, real school, female gymnasium, curriculum, educational method, moral education, organizational form of teaching, catechist,form master. This article shows the development of secondary education content in different types of schools of Krasnoyarsk in the late XIX - early XX centuries. It gives the analysis of organization of the educational process at these institutions and reveals the signs of its positive and negative changes. The logic of the development of this process is determined; the comparative characteristic and the convergence of female secondary education with the male one on the content and length are presented.
Красноярская классическая гимназии строила свою работу на основе учебного плана с двумя древними языками. Основными предметами обучения были латинский и греческий языки, на которые отводилось 85 годовых часов (41,3 % всего учебного времени), и математика, на которую вместе с курсами физики, естествознания и математической географии приходилось только 37 годовых часов (18%). Русский язык с церковнославянским был значительно ущемлён по сравнению с древними языками, на него отводилось всего 24 часа. Таким образом, классическая гимназия имела ярко выраженное гуманитарно-грамматическое направление. На все языковые предметы отводилось 129 часов (62,1 %), на гуманитарные - 141 час (68,4 %). В 70-е гг. XIX в. восточносибирские гимназии ещё продолжали временно работать с одним латинским языком из-за нехватки преподавателей греческого языка. Греческие уроки компенсировались дополнительны-
ми часами на русский и новые иностранные языки [Бакай, 1893, с. 71].
Лишь с 1901 г. Министерство народного просвещения (МНП) объявило об отмене преподавания латинского в первом - втором и греческого в третьем - четвертом классах. А с 1906 г. преподавание греческого языка прекратилось. В отдельные годы вводились дополнительные предметы преподавания, например в 1914/15 учебном году в 3 классе преподавалось черчение (2 часа в неделю).
Изначально женские гимназии сталкивались с большим количеством препятствий, чем мужские. Более длительным был процесс открытия, меньше были государственные субсидии, больше трудностей было с набором преподавательского состава, более насущной была необходимость в материальной поддержке от частных лиц и общественных организаций и т. д.
Учебные планы и программы женских гим-
назии в основном включали предметы, «...которые, не отклоняя учениц от главного назначения, не стремились бы к излишнему напряжению одних умственных сил в ущерб более важного для общественного благоденствия сохранения тех женственных качеств, которые должны украшать семейный очаг» [Бакай, 1895, с. 25].
В начале XX в. в гимназиях стали вводиться дополнительные занятия, факультативы. Например, набрав группу не более 10 человек, преподаватель мог два раза в неделю проводить платные (30 к. с ученика) практические занятия по новым языкам. По Правилам МНП с 1910 г. в учебный план как обязательные предметы были введены педагогика, гимнастика, в 1-3 классах рисование и пение, разрешалось вводить один из иностранных языков в число обязательных предметов по постановлению педсовета и с согласия попечительного совета [Бакай, 1895, с. 28].
По Уставу 1872 г. реальные училища имели шесть основных классов, но мог открываться дополнительный седьмой класс. Пятый и шестой классы могли иметь два отделения: общее и коммерческое. Седьмой класс в зависимости от потребностей региона мог иметь профессиональную направленность с механико-технологическим или химико-технологическим уклоном или же общую направленность, подготавливая учащихся к поступлению в высшие специальные учебные заведения.
Программа преподавания Красноярского реального училища включала в себя 2 цикла дисциплин:
- история, география, отечественный и иностранные языки, законоведение составляли общеобразовательный цикл;
- математика, физика, естествознание и черчение образовывали естественно-математический цикл.
В 1915 г. вводятся необязательные (платные, 1-3 р. в месяц) предметы: лепка (12 учащихся); музыка (19 учащихся). Пение и гимнастика являлись предметами, обязательными для всех. Проводились внеклассные занятия: практические по естествознанию, образовательные чтения, добавочные занятия по рисованию -масляными красками, летом 2 раза в неделю проводились естественно-исторические экскурсии по окрестностям города (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 36. Л. 9).
Реальные училища воплощали идею материального образования, являясь школой, дающей систематические, связанные с жизнью знания. Приоритет отдавался естественным наукам, т. к. при их изучении появлялись реальные знания об окружающем мире, выявлялись способности к наблюдению и сравнительному анализу, вырабатывалось умение самостоятельно делать выводы и т. д.
Если классические гимназии не готовили своих выпускников к какой-либо практической, предпринимательской, общественной деятельности, то реальные училища открывались как учебные заведения, способствующие развитию отдельных областей промышленности конкретного региона. С этой целью в них вводились предметы, соответствующие потребностям региона (связанные с сельским хозяйством, курсы землеустройства, практического счетоводства и т. д.). В начале века реальные училища являлись учебным заведением, альтернативным классическим гимназиям, удовлетворяя государственную и общественную необходимость в средних школах, выпускники которых обладали бы высоким уровнем и общего, и специального образования.
В 70- первой половине 90-х гг. XIX в. наиболее распространённым методом обучения был так называемый «догматический метод», когда обучение в основном сводилось к простому «спрашиванию-задаванию». Учитель, как правило, начинал урок с проверки домашнего задания. К моменту объяснения нового материала успевал спросить двух или трёх человек, остальные учащиеся сидели и занимались в основном своими делами, делая вид, что слушают. Применение догматического метода приводило к неправильной постановке общеклассной работы на уроке. Материал не доводился до ясного осознания учащимися. Между учителем и классом часто не было никакого контакта.
Однако учителя использовали и другие методы преподавания: сократическую беседу (катехизический метод), эвристическую беседу, сравнение и т. д.
На рубеже веков в средних школах региона прочное распространение получила беседа-диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Преподаватели использовали вводную (организационную) беседу, беседу-сообщение но-
вых знаний, беседу-повторение (закрепления знаний). Вводная беседа проводилась для подготовки школьников к изучению нового материала или для подготовки учащихся к лабораторно-практическим занятиям и экскурсиям. Проводя вводную беседу, учитель аргументировал ранее усвоенные знания, концентрировал внимание учеников на важных моментах в предстоящей учебно-познавательной деятельности либо выяснял степень понимания и готовности школьников к усвоению нового материала или деятельности (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 67. Л. 58). Беседу-повторение проводили в виде опроса класса для систематизации уже имеющихся у учеников знаний, иногда в виде индивидуального подытоживающего опроса отдельных учащихся (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 88. Л. 62).
Широкое распространение получили словесные, наглядные и практические методы обучения, но при этом содержание учебного материала могло раскрываться определенным логическим способом - индуктивно или дедуктивно. Рассказ как монологическая форма изложения учебного материала применялся на всех этапах школьного обучения. Правда, менялись характер рассказа, его объем, продолжительность, частота использования на уроках.
При обучении иностранным языкам использовался так называемый «натуральный метод». Так, в Красноярской женской гимназии «преподавательницы новых языков, используя натуральный метод преподавания, достигли того, что ученицы последних классов могли объясняться на этих языках» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 32. Л. 8).
Развитию умения работать без помощи учителя способствовала система домашних заданий. С этой целью многие учителя приучали учащихся правильно, по их мнению, организовывать выполнение заданного на дом и учили использовать рациональные приёмы умственного труда. Такая работа в некоторых учебных заведениях начиналась уже с приготовительного класса. Например, в Красноярской мужской гимназии ясно отдавали отчёт в том, что «как незнание урока, так и неудачные ответы учащихся на частные вопросы нередко обусловлены неумением учащихся заниматься дома», а поэтому было решено с самого начала «приучать детей правильно готовить уроки и усваивать задаваемое» [Бакай, 1893, с. 103].
В конце XIX в. воспитательный процесс имел узконаправленный характер и включал умственное и религиозно-нравственное воспитание. Осуществлялся внешкольный надзор за учениками. Эстетическое, трудовое и правовое воспитание почти совсем не осуществлялось [Шилова, 2011, с. 116].
Введение института классных наставников в восточносибирских средних учебных заведениях действительно способствовало улучшению постановки учебно-воспитательного процесса. Из отчётов мужских учебных заведений видно, что принимаемые меры классными наставниками по укреплению дисциплины и нравственности учащихся дали вполне положительные результаты: поведение учащихся, например в Красноярской гимназии, «стало вполне удовлетворительным, таковым же стало и нравственное состояние учащихся, проступки которых не выходили из ряда обыкновенных. Практически не стало пропусков уроков без уважительной причины» [Бакай, 1893, с. 83-84].
Самую тесную взаимосвязь с нравственным воспитанием в средней школе имело религиозное воспитание учащихся, направляемое указаниями царя, инструкциями Святейшего синода и соответствующих министерств. Учащимся «внушалась необходимость посещения церкви и исполнение христианских обязанностей, от учебно-воспитательного персонала требуется подавать в этом отношении личный пример. В царские дни, в великие годовые и храмовые праздники в домовых и приходских церквах совершаются торжественные богослужения, на которых присутствуют учащиеся и педагогический персонал. Во всех средних учебных заведениях преподавали пение, и в большинстве из них устроены певческие хоры, участвующие в церковных богослужениях в домовых, а при отсутствии их - в приходских храмах». Вышесказанное подтверждается в отчётах других учебных заведений. Так, в Красноярской мужской гимназии в 1914-1915 учебном году религиозно-нравственное воспитание учащихся «носило тот же характер, как и в прежние годы. Ежедневные классные занятия начинались общей молитвой в гимназической церкви в присутствии директора, инспектора, законоучителя и некоторых классных наставников. В праздничные и воскресные дни,
а также накануне их отправлялось богослужение в гимназической церкви при пении двух хоров. Обязанности псаломщика исполняли сами учащиеся» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 26-27; Оп. 5. Д. 42. Л. 4).
В плане воспитания патриотических настроений у молодёжи Министерство народного просвещения и учебный отдел Министерства торговли и промышленности использовали ещё одну новую форму воспитания подрастающего поколения, порождённую нуждами военного времени, а именно «организацию трудовых дружин из учащихся-добровольцев для оказания семьям призванных на войну помощи в полевых работах» (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 8. Л. 67).
Трудовые дружины создавали как на основе отдельных школ, так и нескольких учебных заведений объединенные трудовые дружины [Шилова, 2012, с. 174].
Однако говорить об основательной постановке трудового воспитания в средних школах не приходится, так как сколько-нибудь регулярных занятий по трудовому воспитанию, не считая женских гимназий, не было. Правда, после революции 1905-1907 гг. при мужских учебных заведениях стали понемногу развиваться различного рода кружки, мастерские, классы ручного труда.
В женских гимназиях обязательным было рукоделие, которому обучали по специально разработанным министерством программам. Однако в военные годы эти программы заменили на производительный труд- шитьё белья для солдат действующей армии.
Физическое воспитание в Красноярских средних учебных заведениях вплоть до начала XX в. стояло на низком уровне. В мужских школах проводили занятия военным строем и гимнастикой, как правило, в необорудованных залах или раздевальнях и коридорах [Филитис, 1900, с. 204].
В женских гимназиях до революции 1905-1907 гг. физическое воспитание ограничивалось обучением танцам как необязательному предмету. Эти занятия посещали немногие ученицы.
Учащиеся Красноярских мужской гимназии и реального училища занимались спортом в местном спортивном обществе «Сокол». Плата была невысокой - 30 к. в месяц. В этом обществе ученики, кроме проведения подвижных игр (лапта, го-
родки, футбол), занимались и лёгкой атлетикой -«мерный бег, вольные движения, прыжки, бросание дротика, упражнения на снарядах» шт. д. (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 19. Л. 25; ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 43. Л. 3-4).
В итоге анализа вышеприведенного фактического материала сделаны следующие выводы.
Содержание образования отражало в известной мере изменения, происходившие в жизни российского обш,ества, и являлось своеобразным показателем общественного положения различных типов школ. Учебные планы и программные требования к учебным предметам выражали положение школ и те цели, для достижения которых они были созданы.
В классической гимназии в основе системы обучения лежала теория формального образования, игнорировавшая образовательную ценность учебных предметов, прежде всего естествознания. В реальном училище в основе обучения лежала теория материального образования, представленная далеко не в лучшем виде вследствие несовершенства учебного плана и учебных программ.
Развитие содержания мужского среднего образования шло по линии усиления преподавания общеобразовательных предметов, расширения и углубления учебных курсов гуманитарного и естественно-математического циклов. Изменения в содержании гимназического обучения происходили главным образом за счёт значительного сокращения древних языков, в реальных училищах- за счёт полной ликвидации специальных предметов и значительного сокращения графических искусств.
Сближение женского среднего образования с мужским, кроме процесса выравнивания финансирования, учебно-материальной базы и кадрового потенциала, шло по следующим линиям (с разрешения и утверждения учебного округа): введение в курс обучения женской гимназии дополнительных необязательных предметов (латинский язык, английский язык, гимнастика и др.); увеличение продолжительности курса обучения необязательным предметам (рисование, пение, гигиена и др.); включение некоторых необязательных учебных.
Шире стали использовать активные мето-
ды обучения (эвристическая беседа, конкретно-индуктивный метод, лабораторный метод и т. д.), развивающие мыследеятельность, познавательную инициативу, самостоятельность в решении учебных задач. Широко применялась наглядность, показывались опыты, проводились эксперименты.
Разнообразились формы организации учебных занятий. Значительное распространение получили экскурсии, лабораторно-практические занятия, кружковая работа, что расширило возможности развития творческих способностей учеников.
Постепенно воспитательная работа в школе всё больше приобретает самостоятельное значение. Прежние задачи, формы и методы воспитательной работы подвергаются сомнению, акцент делается на предупреждении проступков учащихся, на мерах морального воздействия, побуждающих в детях сознательное отношение к своим поступкам, деятельности и своим обязанностям.
Большее внимание стали уделять физическому и эстетическому воспитанию за счёт усиления и расширения кружковой работы, внеклассных мероприятий, создания спортивных секций, клубов и т. д., получило начало трудовое воспитание в мужских средних школах.
Список сокращений
1. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.
2. Ф. 63- Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири.
3. ГАКК- Государственный архив Красноярского края.
4. Ф. 855 - Фонд 855. Красноярское городское реальное училище.
Библиографический список
1. Бакай H.H. Двадцатипятилетие Красноярской губернской гимназии (1868-1893 гг.). Красноярск: Тип. Е.Ф. Кудрявцева, 1893. 133 с.
2. Бакай H.H. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии (1896-1894 гг.). Красноярск: Тип. А.Д. Жилина, 1895. 78 с.
3. Филитис Н. Гимнастика в средней школе // Вестник воспитания. 1900. № 3. С. 190-206.
4. Шилова Н.В. Организация воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в начале XX в. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 116-121.
5. Шилова Н.В. Воспитательный процесс в начальных учебных заведениях Восточной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 170-175.