Научная статья на тему 'Нравственное воспитание в коммерческих училищах Восточной Сибири в начале ХХ в'

Нравственное воспитание в коммерческих училищах Восточной Сибири в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ДИРЕКТОР / КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СЛУЖАЩИЙ / УЧАЩИЙСЯ / УЧИТЕЛЬ / EDUCATOR / EDUCATION WORK / EAST SIBERIA / PRINCIPAL / COMMERCIAL SCHOOL / MORALITY / EMPLOYEE / STUDENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шилов Александр Иванович

В статье раскрыты наиболее важные аспекты нравственного воспитания учащихся в коммерческих училищах. Воспитательная работа с детьми вменялась в обязанность всем служащим, включая директора. Однако главная роль в этом принадлежала воспитателю. Он должен был завоевать доверие и непререкаемый авторитет у учащихся и стать для них примером честности, правдивости, эталоном аккуратности и добросовестности в выполнении своих обязательств. Отмечено большое значение в нравственном воспитании учащихся религиозности, чувства справедливости, честности, твердой воли, самокритики, самостоятельности. Освещена система наказаний, и определено ее место в нравственном исправлении воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шилов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral education in commercial schools of Eastern Siberia at the beginning of the xx century

Some most important aspects of moral education of students at commercial schools of Eastern Siberia are disclosed in the article. Every employee, including the principal, of a commercial school was assigned the duty of doing educational work,. However the main role belonged to an educator. He had to win studentsۥ confidence, indisputable authority, to set an example of honesty, truthfulness, to be a standard of accuracy, conscientiousness in fulfilling his engagements. It is noted that religiousness, sense of justice, honesty, will-power, self-criticism and self-dependency were of great significance in moral education of students. The system of punishment is elucidated and its place in moral reformation of students is defined in the article.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание в коммерческих училищах Восточной Сибири в начале ХХ в»

ПЕДАГОГИКА

А.И. Шилов

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ ХХ в.

Воспитатель, воспитательная работа, Восточная Сибирь, директор, коммерческое училище,

нравственность, служащий, учащийся, учитель.

Воспитанию учащейся молодежи в восточносибирских коммерческих училищах уделялось значительное внимание. Из отчетов директоров этих учебных заведений видно, что принимаемые по укреплению дисциплины и нравственности учащихся меры дали вполне положительные результаты. Например, поведение учеников в Иркутском городском коммерческом училище «в общем, как на переменах, так и во время занятий производило хорошее впечатление» [Отчет о состоянии учебно-воспитательной части... 1914: 31].

В Черемховском коммерческом училище сколько-нибудь серьезных нарушений дисциплины не наблюдалось. В Читинском коммерческом училище педагогический комитет также неоднократно отмечал, что нарушений классной дисциплины и других проступков со стороны учащихся не было [ГАЧО: оп. 1, д. 3, л. 30, 75].

В целом довольно неплохое поведение учащихся в этих учебных заведениях время от времени омрачалось нарушением дисциплины отдельными учениками. Так, в том же Читинском училище педагогический комитет выразил неудовлетворение по поводу нарушения некоторыми воспитанниками классной дисциплины, драк на улице и совершенно неуважительного отношения к одному из лиц педагогического персонала. В 1909 г. он вынужден был даже поставить на заседании вопрос о поднятии дисциплины на уроках, постановив «при каждом выдающемся проступке ученика вызывать его родителей и, в присутствии которых делать выговор, предварительно объяснив им поведение их сына и прося родительского содействия в деле воспитания» [ГАЧО: л. 39, 45, 52].

В Иркутском втором коммерческом училище были «два случая грубых отношений к преподавателям со стороны двух учеников старших классов, наказанных баллом “3” за поведение с предупреждением о возможности удаления их из училища, если они не улучшат своего поведения. Это обстоятельство эффективно подействовало, и они к концу учебного года вели себя безупречно. Ученик 4 класса пропустил ряд уроков и допустил несколько грубых выходок по отношению не только к своим товарищам, но и преподавателям. После многократных и бесполезных увещаний, потеряв последнюю надежду на его исправление, педагогический комитет на своем заседании посчитал необходимым удалить его из училища» [ГАЧО: оп. 1, д. 66, л.15].

В Иркутском городском коммерческом училище «серьезных проступков учащихся было совсем немного, и влекли они за собой строгое внушение со стороны наблюдателей и директора, последний тогда вызывал родителей для собеседования по поводу произошедшего.

К числу проступков такого рода, кроме многократного нарушения дисциплины, могут быть отнесены: обиды младших учеников старшими, проявления невоспитанности в виде несдержанного или необдуманного ответа наставнику или преподавателю. К проступкам последнего рода относились особенно серьезно, стараясь выяснить их причину и повод, составить по возможности полную картину об обстоятельствах, сопровождавших данное проявление некорректности, и, в зависимости от степени вины учащегося, привести ученика к осознанию вины и извинению» [Отчет Иркутского городского. 1912: 5-36].

Поведение учеников на уроках, по словам директора Иркутского городского коммерческого училища И.М. Камова, «было не у всех одинаково: у целого ряда преподавателей дисциплина в классе была образцовая: учащиеся при всех условиях классной работы вели себя прилично, вежливо, внимательно слушая объяснения, старательно готовились к урокам по данным предметам; у некоторых, к сожалению, те же учащиеся вели себя иначе: разговаривали, пересмеивались, выходили часто из класса “по делу” и т. д. Ясно, что в данном случае вина падает и на самих педагогов: одному не хватает характера, другому - опыта и умения заинтересовать учащихся, третьему мешает суровое обращение, часто достигающее противоположного результата.

Теперь стало ясно, что не все преподаватели освоились с основными принципами воспитания, принятыми в училище: некоторые забывали, что добрые и нравственные качества можно привить не только мерами строгой дисциплины и командными словами, но и мерами увещания, а потому следует всячески избегать наказаний: обидных окриков, резких замечаний, удаления из класса и т. д.» [Отчет о состоянии учебно-воспитательной части. 1914: 31].

Воспитательная работа с детьми вменялась в обязанность всем служащим коммерческих училищ, но в первую очередь членам педагогических комитетов, из числа которых избирались классные наблюдатели - лица, чья первейшая обязанность «быть ближайшими помощниками директора в попечении об успехах и нравственности учеников доверенных им классов» [Отчет о состоянии Иркутского городского. 1912: 10].

Важнейшими функциональными обязанностями классных наблюдателей были следующие: забота об успеваемости учащихся; надзор за поведением детей в школе; надзор за посещаемостью учеников; осуществление связи с родителями учащихся класса; формальный надзор за поведением воспитанников вне школы, в том числе при проведении в школе различных внеклассных мероприятий. Особое внимание обращалось на учащихся (внеклассный надзор), живущих не у родителей или родственников.

Говоря о воспитательной работе, необходимо отметить, что в коммерческих училищах наказание являлось крайней мерой. Значительно чаще «стремились поддерживать необходимую дисциплину в классе лишь мерами морального воздействия на учащихся. Творцом дисциплины на уроке являлся преподаватель, общее же наблюдение вверялось наставнику. В Иркутском городском коммерческом училище во время перемен допускались шумливость и большая подвижность как нечто естественное, свойственное возрасту воспитанников.

Классный наблюдатель поддерживал лишь развитие в школьниках навыка отличать необходимость момента более или менее строгого режима от ненужности такового. Все внимание наставника сводилось к тому, чтобы предупредить острые столкновения между учениками, вовремя удержать шалуна от необдуманного поступка. Однако, давая большой простор безобидным детским шалостям во время перемен, училище признавало важность во время уроков серьезной дисциплины, без которой занятия идти успешно не могут.

Администрация, воздействуя на учеников, все время апеллировала к их разуму, стыду, а не запугивала угрозами наказаний или взысканий. Настойчивость в проведении принятых в

учебном заведении воспитательных принципов и мягкость как обычная форма отношений создали то, что в огромном большинстве случаев учащиеся понимали наставников и преподавателей с одного взгляда» [Отчет о состоянии Иркутского городского. 1912: 31-33].

Постепенно складывающиеся добрые отношения между учащими и учащимися благоприятно отражались во всех сферах жизнедеятельности коммерческого учебного заведения, в том числе служили благоприятному исходу ситуаций пенитенциарного характера. Так, в училище одно время «наблюдались частые пропажи книг, ручек, карандашей». Найти виновных было бы трудно, «даже невозможно, если бы в школе не было отношений между учащимися и администрацией, основанных на взаимном доверии друг к другу». Виновные в воровстве признавались в своих деяниях. Например, «один мальчик, ученик 3 класса, кравший книги и ручки своих товарищей, откровенно сознался, что на деньги, вырученные от продажи этих книг, он покупал книги и пособия, нужные ему для учебы. Это был сын бедных родителей, живших, можно сказать, впроголодь. Мальчику объяснили, что он плохо поступает, обещали отцу все необходимое для его сына выдавать из средств училища, не исключая завтрака, - и кражи прекратились» [Отчет о состоянии учебно-воспитательной части. 1914: 32].

Вышесказанное показывает, что наказание как средство воспитания в этой школе действительно отрицалось, однако полностью отвергнуть его училище не могло. Налагая то или иное взыскание на школьника, учебное заведение «давало понять провинившемуся, что это взыскание отнюдь не месть, не желание сделать больно, а мера, вызываемая обстоятельствами, логически неизбежная». Например, учащийся не выполнил домашнее задание. Выяснилось, «что возможность приготовить урок дома была». В таком случае «останься в училище после занятий и приготовь то, чего не захотел в свое время. Учеников, слишком развязных на уроках, приходилось задерживать после уроков для беседы с наблюдателем или директором училища. Но и в этом случае администрация школы не злоупотребляла своими правами, помня, что держать учащегося после четырех или пяти уроков без обеда совершенно нежелательно. По отношению к шалунам на переменах приходилось применять следующие приемы: шалит ученик, не поддается увещаниям - садись отдельно и успокойся» [Отчет о состоянии учебно-воспитательной части. 1914: 33].

В исключительных случаях училищу приходилось прибегать еще к одной мере наказания, практикующейся, как видно из отчетов директоров, во многих учебных заведениях. Это запрет посещать школу в течение нескольких дней.

«К этой мере приходилось прибегать в тех редких случаях, когда другие воспитательные воздействия оказывались малоэффективными, либо сам проступок требовал времени для детального ознакомления со всеми обстоятельствами, его сопровождавшими. В период перерыва вызывали родителей и самого провинившегося. Собрав в достаточном количестве необходимый материал для суждения о проступке, директор или классный наблюдатель делал доклад, на основании которого педагогический комитет мог вынести более справедливое окончательное постановление» [Отчет о состоянии учебно-воспитательной части. 1914: 33-34].

В Иркутском втором коммерческом училище педагогический комитет, занимаясь решением вопросов воспитательной деятельности, стремился сердечно относиться к учащимся, предупреждать проявление в них отрицательных наклонностей, развивать сознательное отношение к своим поступкам и чувство искреннего и доброго товарищества по отношению друг к другу. Мерами воздействия на школьников служили главным образом разъяснения, увещания, выговоры администрации училища, временное удаление провинившегося из среды товарищей во время перемен или игр, оставление ученика после уроков на полчаса, внесение проступка воспитанника в дневник для сведения родителей и в редких случаях строгий выговор учащемуся перед всем классом; особо преследовались небрежность школьников и пропуск ими уроков. При повторении подобных случаев со стороны ученика училище

приглашало родителей и убеждало в необходимости содействовать аккуратным занятиям и хорошему поведению их детей в школе. Если эти меры не оказывали эффективного воздействия, то пропускавшим много уроков воспитанникам уменьшали балл по поведению [ГАЧО: оп. 1, д. 66, л. 14].

Как показывают материалы исследования, аналогичным образом проводили воспитательную работу и в Читинском коммерческом училище. В этом учебном заведении, проявляя в целом доброе, чуткое отношение к ученикам, педагогический комитет принял за правило совершенно не применять наказаний, деморализующих учащихся, вместо этого обращаться к их родителям с просьбой воздействовать на детей [ГАЧО: оп. 1, д. 3, л. 1].

Внешкольный надзор осуществлялся всеми лицами учебно-воспитательного персонала на основании «Правил для учащихся в мужских учебных заведениях Иркутского генерал-губернаторства», которые состояли из следующих пунктов.

- Вне дома каждый ученик обязан иметь при себе билет, выданный за подписью начальника заведения, и беспрекословно предъявлять его по требованию как чинов учебного ведомства, так и чинов полиции.

- В храме ученики обязаны вести себя с подобающим святым благоговением, отнюдь не дозволяя себе ни переходить с места на место, ни разговаривать между собой и вообще не делать ничего такого, что могло бы помешать сосредоточенному молитвенному настроению как товарищей, так и других молящихся.

- Вне дома ученики всегда обязаны быть в одежде установленной формы, и положенные для них полукафтаны и блузы, а также пальто, должны быть застегнуты.

- При встрече с господином Императором и членами императорской фамилии ученики обязаны останавливаться и снимать фуражки; при встрече с господином губернатором, главным инспектором училищ, архиереем, почетным попечителем и директором ученики обязаны были отдавать им честь, делая франт; при встрече с преподавателями, воспитателями и помощниками классных наставников - отдавать честь, не делая франта.

- Ношение длинных волос, усов, бороды, излишних украшений, например: колец, перстней, часовых цепочек и проч., а также тросточек, хлыстов, палок - запрещается.

- На улицах и во всех публичных местах ученики обязаны держать себя скромно, соблюдая порядок, благоприличие и вежливость, не причиняя никому никакого беспокойства, причем учащимся запрещается гулять поздно вечером.

- Ученикам безусловно и строжайше запрещается посещать маскарады, клубы, кафешантаны, гостиницы, кухмистерские, так называемые субботки и всякого рода публичные увеселительные места, посещение коих признано опасным или неприличным для учеников со стороны ближайшего их начальства.

- Учащимся строжайше запрещается участвовать в разных сообществах, землячествах и прочее, составлять между собой какие-либо ни было собрания, без ведома и разрешения начальства заведения.

- Запрещаются ученикам разного рода подписки и складчины без разрешения начальства заведения.

- Ученикам безусловно запрещается держать у себя дома недозволенные издания, рисунки, картины, противоречащие нравственности. Строго запрещается держать порох, огнестрельное и холодное оружие, причем родители и заступающие их место должны обращать на то особенное внимание, чтобы учащиеся не имели доступа к огнестрельному оружию.

- Строжайше запрещается ученикам присутствовать в числе публики в залах судебных заседаний.

- Запрещается учащимся употреблять крепкие напитки, курить табак.

- Посещение театра, кино и вообще всяких публичных представлений допускается с разрешения начальства по особо выдаваемому на каждое представление билету. В театре уче-

ники могут занимать лишь те места, которые указаны были начальством учебного заведения. Учащимся запрещается посещать театральные кулисы.

- Учащиеся без особых на то разрешений своего ближайшего начальства ни в коем случае не имеют права участвовать в чествованиях, носящих публичный характер.

- Посещение публичных заседаний ученых обществ и лекций допускается для учащихся с особого разрешения учебного начальства.

- Учащимся, не имеющим в городе родителей и опекунов, дозволяется жить только на квартирах, одобренных администрацией и учебным начальством [ГАКК: оп. 1, д. 304, л.

4].

Ведущая роль в воспитательной работе со школьниками в коммерческих училищах принадлежала воспитателю. Он должен был завоевать непререкаемый авторитет у воспитанников и стать для них живым примером честности, правдивости, добропорядочности, эталоном аккуратности и добросовестности в выполнении порученных обязанностей. Поэтому в учебных заведениях очень серьезно и ответственно подходили к назначению учителей на воспитательские должности. Каждую кандидатуру предварительно рассматривали в воспитательной комиссии, затем согласовывали с директором и уже после этого представляли на голосование в педагогический комитет. При недостатке лиц, способных успешно выполнять функции классного наблюдателя, иногда одному и тому же лицу поручалось руководство двух, а то и трех классов, как, например, в Иркутском городском училище в 1910-1911 учебном году

В.М. Михайлов и Ф.Г. Ширяев были классными наблюдателями в трех классах каждый [Отчет Иркутского городского... 1912: 31-32].

Таким образом, из вышесказанного следует, что коммерческие училища строили свою деятельность большей частью на прогрессивных педагогических началах, организация воспитательной работы была одной из самых важных ее сторон. Место наказания и принуждения занимали нравственный авторитет воспитателя и внутренняя сознательная дисциплина учащихся. Важное воспитательное значение имел индивидуальный подход к ученику, основывающийся на знании психологии школьника, его характера и способностей с учетом возрастных особенностей.

Библиографический список

1. Отчет Иркутского городского коммерческого училища за 1910-1911 учебный год. - Иркутск, 1912. - С. 5-36.

2. Отчет о состоянии Иркутского городского коммерческого училища за 1909-1910 и 19101911 учебные годы. - Иркутск, 1912. - С. 3-25.

3. Отчет о состоянии учебно-воспитательной части в Иркутском городском коммерческом училище за 1912-1913 учебный год. - Иркутск, 1914. - С. 20-120.

Архивные материалы

Государственный архив Иркутской области (ГАИО)

Фонд 209. Иркутское коммерческое училище. Опись 1. Дело 66.

Государственный архив Красноярского края (ГАКК)

Фонд 348. Красноярская мужская гимназия. Опись 1. Дело 304.

Государственный архив Читинской области (ГАЧО)

Фонд 65. Коммерческое училище Читинского биржевого общества. Опись 1. Дело 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.