Научная статья на тему 'Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права'

Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2769
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / РАЗУМНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА (ФУНДАМЕНТ) ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Угурчиева Хадижат Омаровны

В статье рассмотрены нравственно-правовые принципы как подсистема общей совокупности принципов гражданского права, их значение и роль в регулировании гражданских правоотношений. Автором обосновывается необходимость нормативного закрепления нравственных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Legal Principles in the System of Civil Law Principles

The article studies moral and legal principles as sub-system of general system of civil law principles, their significance in civil regulation. The author justifies the necessity of legal definition of moral categories.

Текст научной работы на тему «Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Право

УДК 347

Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского права

Угурчиева Х.О.

Аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены нравственно-правовые принципы как подсистема общей совокупности принципов гражданского права, их значение и роль в регулировании гражданских правоотношений. Автором обосновывается необходимость нормативного закрепления нравственных категорий.

Ключевые слова: нравственно-правовые принципы, справедливость, гуманизм, добросовестность, разумность, нравственная основа (фундамент) гражданского права.

Не выслушивается никто, ссылающийся на собственную

безнравственность” “Nemo auditurpropriam turpitudinem allegans”

«Правопорядок, существующий в цивилизованном государстве, необходимо должен стоять на охране нравственных интересов общества, которые в этом случае должны быть спроецированы на соответствующие институты права и отражены в его нормах» [1] .

Полагаем, что исследование нравственно-правовых принципов и их значения в регулировании гражданских правоотношений, поведения участников гражданского оборота будет способствовать пониманию нравственного облика и нравственной основы всего гражданского права России.

Нравственные начала гражданского права находят свое выражение в системе принципов гражданского права. Нравственно-правовые принципы права образуют систему, которая включает в себя следующие универсальные принципы: принцип справедливости; принцип добросовестности; принцип разумности; принцип гуманизма и т.д. При этом приведенный перечень нравственно-правовых принципов права не является исчерпывающим. Выделение нравственноправовых принципов как самостоятельных правовых категорий является результатом пересмотра «прежних позиций по вопросу естественных, прирожденных, неотъемлемых прав человека» [2, с. 13].

В гражданском праве наряду с отраслевыми (принцип свободы договора), межотраслевыми 166

(принцип диспозитивности) и институциональными (принцип надлежащего исполнения гражданско-правовых обязательств) выделяются и общеправовые (общие) принципы, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные черты. С позиции признания концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права большинство авторов данные принципы разделяют на две группы: специально-юридические (организационные) и нравственно-правовые (морально-этические, общесоциальные) принципы [3, с. 262-263]

Нравственно-правовые принципы образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права [4, с. 290-291].

Д.Л. Кондратюк предлагает рассматривать нравственно-правовые принципы как подсистему общей совокупности принципов гражданского права [5, с. 9]. В контексте данного исследования мы именно с этой позиции и будем рассматривать нравственноправовые принципы.

Нравственно-правовые принципы (начала) как основополагающие правовые идеи, выражающие сущность гражданского права и определяющие его содержание, предполагают закрепление в граждан-

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Право

ском законодательстве. Данные принципы пронизывают все гражданское право в целом и отдельные его институты, в частности; являются индикатором состояния уровня нравственного развития общества. Нравственно-правовые принципы наполняют гражданское право этическим, моральным содержанием.

Вследствие того, что принципы права являются нормативными обобщениями более высокого уровня в сравнении с другими нормами права, они являют собой более «гибкие и эластичные образования в позитивном праве» [5, с. 44]. Именно поэтому принципы права представляются наиболее оптимальным вариантом введения и закрепления в позитивном законодательстве естественно-правовых категорий. При этом данные категории должны быть четко сформулированы с целью дальнейшего предотвращения их неоднозначного толкования. Данное правило должно применяться, в частности, к нравственно-правовым принципам.

Незнание нравственной природы права, его нравственной составляющей неизбежно приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы. Более того, поведение участников общественных отношений и действующее гражданское законодательство подчас отступают от нравственно-правовых принципов вследствие отсутствия их четкого формулирования в гражданском праве. Поэтому необходимо развитие гражданского права в направлении повышения его «моральности», укрепления его нравственных основ [6, с. 149150]. В связи с этим, полагаем, оптимальный вариант заключается в наиболее полном закреплении основных начал в законодательстве. Именно в этом состоянии и находятся сегодня нравственно-правовые принципы в гражданском праве, т.е. отсутствует четкое формальное их закрепление, они как бы подразумеваются.

Нравственно-правовые принципы, занимая особое место в системе гражданско-правовых принципов, являются важной составляющей всей системы принципов гражданского права. Они призваны способствовать взаимосвязи и взаимопроникновению права и нравственности, восполнению пробелов в нормативном регулировании гражданских правоотношений. Вышеназванные принципы служат ориентиром в правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивая тем самым нормальное развитие и функционирование всего механизма гражданско-правовой системы.

Итак, полагаем, что принципы права в том или ином виде должны быть отражены в позитивном законодательстве. При этом непосредственное нормативное закрепление основополагающих идей представляется наиболее целесообразным, т.к. это является залогом эффективной правотворческой и правоприменительной деятельности и качествен-

ного законодательства. Каждое законодательное нововведение надлежит оценивать с позиции соответствия его принципам права в целом и нравственно-правовым принципам в частности.

Принципы гражданского права трудно назвать «стабильными» [7, с. 17], т.к. это гибкие, подверженные изменениям идеи, отражающие закономерности развития общественных отношений. Более того, в разные исторические периоды принципы, закрепленные в гражданском праве, также различны. Принципы идут в ногу вместе с развитием права, выражая «правовой климат» в обществе; принципы права - явления довольно динамичные по своей природе. Особенно это относится к нравственно-правовым принципам.

Если обратиться к дореволюционному и советскому гражданскому законодательствам, то заметим, что современное гражданское право в порядке преемственности содержит указание на добросовестность. Так, еще дореволюционному гражданскому законодательству была известна такая нравственноправовая категория, как добросовестность.

Вместе с тем русское гражданское законодательство не содержало понятие добросовестности как принципа гражданского права, его формулировки. Оно лишь упоминало добрую совесть применительно к отдельным случаям, например, при исполнении договоров (добросовестное, недобросовестное владение). Указание на добросовестность обнаруживается в ст.ст. 529,530, 567, 609, 634, 1301 Свода законов Российской Империи; ст.ст. 150, 167, 168 проекта Гражданского Уложения 1905 г.; ст.ст. 1061, 1164 Устава гражданского судопроизводства; ст.ст. 569 Устава судопроизводства торгового и т.д.

В советский период нравственность проникала в закон в виде нормы, согласно которой недействительными признавались сделки, заключенные с целью, противной закону или в обход закона, а также сделки, направленные к явному ущербу государства (ст. 30 Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.). Таким образом, целью данной нормы являлась защита интересов общественного порядка. Недействительность наступала вследствие противоречия цели сделки нравственности, которая объективно выражалась в правилах социалистического общежития.

Также советское гражданское законодательство содержало норму, согласно которой участники гражданских правоотношений должны были «соблюдать законы, уважать правила социалистического общежития и моральные принципы общества, строящего коммунизм» (ч. 2 ст. 5 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.).

В свою очередь, ст. 49 ГК РСФСР 1964 г. установила недействительность сделок, совершенных с целью, заведомо противной интересам государства и общества. Где под «интересами государства и общества» подразумевались «основы нравственности».

167

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

На данный момент принципы добросовестности, справедливости, гуманизма и разумности в гражданском праве имеют субсидиарное (не общее) значение, находят свое отражение в случаях, когда гражданско-правовая норма допускает свободу усмотрения участников гражданских правоотношений

[5, с. 11].

В целях наиболее полного обеспечения реализации нравственно-правовых принципов необходимо их непосредственное закрепление в законе в качестве принципов. Отражение нравственно-правовых принципов в правовых предписаниях значительно облегчило бы их использование в процессе применения права, позволяя избежать неоднозначных трактовок закона. Здесь мы соглашаемся с мнением Д.Л. Кондратюк, полагающей, что это не позволит игнорировать данные принципы на стадии реализации права и правоприменения, что представляется весьма важным и целесообразным, поскольку непосредственно указывает на нравственный, моральный фундамент юридических предписаний, обращает правоприменителя в случае пробела в праве и невозможности применения аналогии закона к нравственным истокам, но не произвольным, а законодательно оформленным [5, с. 38]. Закрепление правовых принципов нравственного характера служит гарантией их соблюдения наравне с законом. Законодательное закрепление этих традиционно относящихся к науке этики категорий служит показателем культуры и гуманизации всего гражданского права.

Так, в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее - Концепция, опубликована в журнале «Вестник ВАС РФ». 2009. № 11) [8], также акцентировалось немалое внимание на нравственной составляющей гражданского права, поскольку в ст. 1 ныне действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определяющей основные начала гражданского законодательства, отсутствует понятие добросовестности как общего принципа гражданского права.

В связи с этим в Концепции излагается ряд мер, направленных на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, в числе которых введение в гражданское законодательство РФ принципа добросовестности как одного из наиболее общих и важных принципов гражданского права. А также постулируется, что «принцип добросовестности должен быть сформулирован в качестве общего начала российского гражданского права таким образом, чтобы его действие пронизывало все элементы правовой системы» [8, с. 5].

Уже в п. 4. ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства» Проекта изменения части первой ГК РФ (далее - Проект) указывается, что «при установлении, осуществлении и защите граж-168

Право

данских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» [9]. Как мы видим, в Проекте предполагается исправить пробел, на который указывает Концепция, включением добросовестности в качестве основного начала гражданского законодательства.

А в п. 1 ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав» говорится о «недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» [9]. В случае несоблюдения требований добросовестности лицу будет отказано в судебной защите его права. Также устанавливается презумпция добросовестности участников гражданского оборота и презумпция разумности их действий.

Нормативное закрепление общего принципа добросовестности в гражданском праве позволит в дальнейшем отказаться от конкретизации тех или иных частных случаев его проявления, в том числе и принципа сотрудничества сторон при исполнении обязательств. Кроме того, это позволит отказаться от его повторов в отдельных разделах кодификации. Поскольку в добросовестности в гражданском праве объективно заинтересовано все общество, следует предусмотреть императивный характер указанного принципа.

Трудности видятся в том, что такие нравственно-правовые категории, как добросовестность, справедливость, разумность и гуманизм являются, по сути «каучуковыми формулировками» [10, с. 57], т.е. наполняются соответствующим содержанием в зависимости от усмотрения судьи, его нравственных установок, проявляется субъективный элемент в принятии решения. Полагаем, что закрепление указанных категорий в тексте правовых норм позволит избежать судейского усмотрения и субъективизма. Причем законодатель должен четко сформулировать указанные категории: наполнить содержанием и обозначить примерный перечень.

Литература:

1. Голышев В.Г. Совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности. - URL: http://www.lawmix.ru/ comm/4263. (Дата обращения: 10.02.2011).

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 2

Право

2. Конституция РФ. Комментарий / Под ред. Б.Н. То-порина, Ю.Н. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юри-дит. лит., 1994. - 624 с.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 1.

- М.: Юридит. лит., 1981. - 361 с.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб. - М.: Юрайт, 2004. - 512 с.

5. Кондратюк Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России: На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности: дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2006.

- 170 с.

6. Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: Изд-во Ле-ниград. ун-та, 1976. - 287 с.

7. Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. - Красноярск, 1985. - 200 с.

8. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11. - 138 с.

9. Проект изменения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - URL: http:// www.privlaw.m/mdex.php?section_id=100 (Дата обращения: 6.03.2011).

10. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. - М.: Рос. право, 1992. - 283 с.

Moral and Legal Principles in the System of Civil Law Principles

H. Ugurchieva

The Kazan (Volga Region) Federal University

The article studies moral and legal principles as sub-system of general system of civil law principles, their significance in civil regulation. The author justifies the necessity of legal definition of moral categories.

Key words: moral and legal principles, justice, humanism, conscientiousness, sensibility, moral foundation of civil law.

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.