Научная статья на тему 'Концепт добросовестности и соответствия нравственным началам общества в семейном праве'

Концепт добросовестности и соответствия нравственным началам общества в семейном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ОБЩЕСТВА / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MORAL PRINCIPLES OF SOCIETY / PUBLIC MORAL / FAMILY RELATIONS / GOOD FAITH / MORAL-LEGAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернега Виталий Николаевич

В статье анализуются научные положения в области гражданского и семейного права по вопросу об определении содержания принципов добросовестности и соответствия нравственным началам общества. Предпринимается попытка определения понятия принципов добросовестности и соответствия нравственным началам общества в современном украинском семейном праве. Обосновывается идея о целесообразности рассмотрения этих нравственно-правовых начал в двух аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is analysed opinion of specialists in area of civil law and family law directly on a question about determination of principles of good faith and accordance to moral principles of society. The attempt of determination of principles of good faith and accordance to moral principles of society in the modern Ukrainian family law is undertaken. An idea about expedience of consideration of these moral-legal principles in dual aspects is grounded.

Текст научной работы на тему «Концепт добросовестности и соответствия нравственным началам общества в семейном праве»

Чернега Виталий Николаевич

аспирант кафедры гражданского и трудового права Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова

(e-mail: spaik_vit@ukr.net)

Концепт добросовестности и соответствия

нравственным началам общества

в семейном праве

В статье анализуются научные положения в области гражданского и семейного права по вопросу об определении содержания принципов добросовестности и соответствия нравственным началам общества. Предпринимается попытка определения понятия принципов добросовестности и соответствия нравственным началам общества в современном украинском семейном праве. Обосновывается идея о целесообразности рассмотрения этих нравственно-правовых начал в двух аспектах.

Ключевые слова: добросовестность, нравственные начала общества, нравственно-правовые принципы, общественная мораль, семейные отношения.

V.N. Chernega, Post-graduate of a Chair of Civil and Employment Law of the National Pedagogical Dragomanov University; е-mail: spaik_vit@ukr.net

incept of good faith and accordance to moral principles of society in family law

The article is analysed opinion of specialists in area of civil law and family law directly on a question about determination of principles of good faith and accordance to moral principles of society. The attempt of determination of principles of good faith and accordance to moral principles of society in the modern Ukrainian family law is undertaken. An idea about expedience of consideration of these moral-legal principles in dual aspects is grounded.

Key words: good faith, moral principles of society, moral-legal principles, public moral, family relations.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 Семейно- теории этой проблемой интересуются не так го кодекса Украины (далее - СК много специалистов (О.В. Грицак, Г.А. Миронова, Украины) семейные отношения Е.О. Харитонов и др.), причем в разрезе более регулируются на началах справедливости, общих вопросов, что является весьма важной добросовестности, разумности, соответствия предпосылкой для ее дальнейшей разработки. нравственным началам общества [1]. Однако Целью настоящей статьи является форму-пока украинское семейное законодательство лирование дефиниций добросовестности и и судебная практика не дают толкования упо- соответствия нравственным началам обще-мянутых нравственно-правовых принципов; не ства в семейном праве, а также определение уделено должного внимания этой проблеме и потенциальных возможностей рассмотрения в семейно-правовой науке, хотя такая необхо- упомянутых нравственно-правовых принципов. димость очевидна. Основные же достижения Прежде всего, сконцентрируем свое внимав этом вопросе сформированы преимущест- ние на таком нравственно-правовом принципе, венно в науке гражданского права Украины как добросовестность. Этимологически значе-(Т.В. Боднар, Н.С. Кузнецова, В.Н. Махинчук, ние прилагательного «добросовестный» пред-В.Д. Примак и др.). Одними из последних работ, полагает наличие у носителя «доброй совести». касающихся этой проблематики и свидетель- «Добро» же означает все положительное в жиз-ствующих о ее актуальности, в Украине явля- ни людей, что отвечает их интересам, желаниям, ются кандидатские диссертации Ю.А. Тоботы мечтам; благо; добро, полезное дело, поступок «Принцип справедливости, добросовестности и т.д. [4, с. 255]. Слово «совесть» определяет и разумности в гражданском праве» [2] и чувство моральной ответственности за поведе-И.М. Шарковой «Принцип добросовестности ние, поступки перед собой, людьми, обществом; (bona fides) в римском частном праве и его ре- моральные принципы; убеждения [4, с. 814]. цепция в гражданское законодательство Украины» Современные правоведы рассматривают [3]. Непосредственно же в семейно-правовой принцип добросовестности преимущественно в

69

контексте гражданско-правового регулирования общественных отношений, которое значительно шире, чем семейно-правовое. При этом высказывается спорное, на наш взгляд, мнение о том, что вообще невозможно определить ни понятие добросовестности, ни его параметры, ни подходы к его пониманию [5, с. 10].

Следует отметить, что взгляды ученых по этому вопросу часто являются диаметрально противоположными. Например, Ю.А. Тобота считает, что под принципом добросовестности в гражданском праве следует понимать связанное со справедливостью и разумностью участников гражданских правоотношений свойство проявления их поведения, заключающееся в обязанности выявить необходимые в данных обстоятельствах заботу и осмотрительность в отношении прав и интересов других участников гражданских правоотношений, а также старательно выполнять взятые на себя гражданские обязанности [2, с. 6-7]. Другие же юристы объясняют понятие добросовестности как стремление старательно (укр. - сумлшно) реализовать гражданские права и обеспечить выполнение гражданских обязанностей [6, с. 10].

Известный российский цивилист В.П. Грибанов подчеркивал в свое время, что сущность принципа добросовестности заключается в соблюдении участником имущественного оборота моральных и других неправовых социальных норм [7, с. 226-227]. Достаточно лаконично обозначила добросовестность российская исследовательница Т.В. Дерюгина: это принцип осуществления гражданских прав, который формирует такую направленность поведения, когда с учетом своих интересов субъект не нарушает права и законные интересы других лиц [8, с. 9].

Авторитетные мнения высказывают и ведущие украинские цивилисты. Так, профессор Н.С. Кузнецова отмечает, что в рамках обязательства начала добросовестности конкретизируются как общая обязанность, предполагающая необходимость: каждой стороне сделать все, что взаимно облегчит выполнение обязательства, и избегать того, что может их усложнить или сделать невозможным их выполнение; избегать нарушения прав другой стороны; действительно делать совместно все, что необходимо для достижения цели договора; предоставлять необходимую информацию о выполнении первоначальных действий по реализации обязательства [9, с. 13].

Итак, как свидетельствует анализ специальной литературы, в основном цивилисты склонны считать, что принципом добросовестности является старательная реализация предостав-

ленных гражданских прав, а также обеспечение надлежащего исполнения гражданских обязанностей.

Однако отметим, что существует множество иных дефиниций принципа добросовестности в гражданском праве, но предметом нашего исследования является соответствующее понятие в семейном праве.

Из-за отсутствия непосредственного исследования принципа добросовестности в семейном праве остается пока не решенным вопрос об определении этого понятия в рамках семейных правоотношений. Так, в одних источниках утверждается, что добросовестность «предполагает такое отношение участников процесса регулирования семейных отношений к определению их содержания, которое обеспечивает надлежащее исполнение последних» [10, с. 24]. В других отмечается, что добросовестность означает фактическую честность субъектов в их поведении [11, с. 13].

Учитывая наработки цивистической науки в этом вопросе, полагаем целесообразным определить принцип добросовестности в семейном праве как одну из нравственно-правовых идей, в соответствии с которой формируется семейно-правовое регулирование отношений и разрешение споров на основании порядочности, добрых намерений, заботливости, максимально возможного содействия достижению единых общих целей семьи или интересов отдельных ее участников.

Более того, на наш взгляд, следует выделить несколько ракурсов принципа добросовестности в семейном праве. Первый проявляется в том, что добросовестность является обеспечиваемой государством нравственно-правовой моделью (порядочного, с добрыми намерениями, заботливого, максимально возможного содействия достижению единых общих целей семьи или интересов отдельных ее участников) урегулирования семейных отношений и разрешения споров (внешнее регулирование). Второй ракурс добросовестности в семейном праве заключается в том, что она является непосредственным проявлением (порядочного, с добрыми намерениями, заботливого, максимально возможного содействия достижению единых общих целей семьи или интересов отдельных ее участников) саморегулирования (межсубъектного регулирования) семейных отношений и разрешения споров (внутреннее регулирование).

Наряду с принципом добросовестности, в семейном праве не менее важным является принцип соответствия нравственным началам

70

общества. Следует констатировать, что в циви-листической теории не существует общепризнанной трактовки понятия «нравственные начала общества», вокруг него ведутся дискуссии. Так, Г.А. Миронова объясняет их как общий этический порядок, в котором человеческое существование приобретает свой смысл, содержательное наполнение и целевую определенность [12, с. 99]. Такое толкование недостаточно обоснованно, поэтому было справедливо, на наш взгляд, подвергнуто критике. В частности, потому что «во-первых, трудно определить однозначно, что такое "общий этический порядок'', во-вторых, трудно согласиться с тем, что существование общего этического порядка вообще возможно» [13, с. 39].

Украинский правовед С.А. Погребной прямо указывает, что нравственные начала общества -это основные принципы общественной морали, т.е. признанная и поддержанная большинством членов общества система жизненных принципов, взглядов, суждений, оценки людей, а также соответствующих им норм поведения, отражающая сложившиеся в обществе взгляды о добре и зле, о долге, о справедливости и несправедливости, о достоинстве и бесчестии, о порядочности и постыдности и т.д. [14, с. 24-25]. Само же определение общественной морали является законодательно закрепленным, в частности, в ст. 1 Закона Украины «О защите общественной морали», где указано, что это «система этических правил поведения, сложившихся в обществе на основании традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре и зле, чести и достоинстве, общественном долге, совести, справедливости» [15].

Некоторые ученые обращают внимание на несовершенство законодательного определения общественной морали, аргументируя это тем, что, раскрывая мораль как систему этических норм, законодатель допустил тавтологию, поскольку этика и является философским исследованием сущности, целей и причин морали и нравственности. Кроме того, даже при наличии такого подробного определения категория «общественная мораль» не лишается своего оценочного характера, поскольку законодателем не сформулировано, какие именно объекты следует относить к духовным и культурным ценностям. К тому же остается открытым вопрос о том, какие именно ценности следует считать «традиционными», какой именно период необходим для их упрочения в конкретном обществе. Также, когда при раскрытии указанной дефиниции упоминаются представления о добре, чести, достоинстве и т.п., целесообразно было бы дополнить это определение словами «и иные

общечеловеческие ценности», расширив, таким образом, их перечень, который в принципе не может быть исчерпывающим [16, с. 42-43].

Мы же солидарны с мнением некоторых цивилистов, отмечающих, что «понятия общественной морали и нравственных начал общества в контексте гражданского законодательства не являются тождественными. Общественная мораль в определенной мере отражает основную идеологию общества, его цивилизационные ценности на определенной стадии развития. Ее основы отражены в конституционных принципах общественного строя. Идея же соответствия нравственным началам общества не привносит идеологизации в сферу гражданско-правовых отношений, так как базируется на общечеловеческих ценностях» [17, с. 60].

Таким образом, одни ученые отождествляют понятия «нравственные начала общества» и «общественная мораль», в то время как другие настаивают на их разграничении. Важно отметить, что также высказывается мнение о необходимости разграничения категорий «нравственные начала общества», «нравственность». Отдельные ученые аргументируют свою позицию тем, что «нравственные начала общества в гражданском праве отражают систему устоявшихся взглядов, сложившихся в сознании людей на основании их представлений о добре, человечности, достоинстве, совести, справедливости, и отличаются от самого понятия нравственности, которое является еще более общим» [17, с. 60].

В СК Украины широко используется категория «нравственные начала общества», применение которой в семейно-правовой практике весьма затруднительно, тем более что в науке семейного права принцип соответствия нравственным началам общества до сих пор еще разработан недостаточно и мнения ученых не являются согласованными. К примеру, О.В. Гри-цак трактует нравственные начала общества в этой сфере как систему духовных ориентиров, связанных с семейными ценностями: надлежащим выполнением родительских обязанностей, уважительным отношением к женщине-матери, равноправием супругов и т.п. [16, с. 42]. Авторитетное в юридической науке мнение высказано представителями одесской цивилистической школы: соответствие нравственным началам общества требует учитывать при установлении правил поведения в сфере семейных отношений мировоззренческие основы, ментальность, традиции и обычаи, сформировавшиеся в течение длительного времени и сознательно передающиеся от поколения к поколению [10, с. 24].

71

Альтернативное предположение сведено к тому, что соответствие нравственным началам общества следует рассматривать как принцип, с помощью которого законодатель конкретизирует нравственные идеи в категориях прав и обязанностей, т.е. формирует конкретные модели семейно-правовых норм, а субъекты семейного права координируют свои поступки с представлениями о высшей человеческой добродетели, идеалах человеческого сознания, идеях добра и справедливости; «в более общем виде это требование может быть сформировано как соответствие идее добра и справедливости, направленность на достижение всего положительного в жизни людей, что отвечает их интересам, желаниям, мечтам» [18, с. 39].

Обобщая эти достижения, отметим, что принцип соответствия нравственным началам общества в семейном праве выступает одной из нравственно-правовых идей, положенной в основу семейно-правового регулирования отношений и разрешения споров. Соответствие этому принципу требует регулирования семейных отношений на основании взглядов на семью, сложившихся в сознании членов социума в соответствии с их представлениями о добре, человечности, достоинстве, долге, совести, справедливости и иных общечеловеческих ценностях, приобретших значение господствующих в данном обществе.

Следует выделить несколько аспектов принципа соответствия нравственным началам общества в семейном праве. Во-первых, соответствие нравственным началам является обеспечиваемой государством нравственно-правовой моделью (взглядов на семью, сложившихся в сознании членов социума на основании их представлений о добре, человечности, достоинстве, долге, совести, справедливости и иных общечеловеческих ценностях, приобретших значение господствующих в этом обществе) урегулирования семейных отношений и разрешения споров (внешнее регулирование). Во-вторых,

соответствие нравственным началам общества является непосредственным проявлением (доброго, человечного, достойного, совестливого, справедливого, а также соответствующего иным общечеловеческим ценностям, являющимся господствующими в этом обществе) саморегулирования (межсубъектного регулирования) семейных отношений и разрешения споров (внутреннее регулирование).

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы.

1. Принцип добросовестности в семейном праве представляет собой одну из нравственно-правовых идей, в соответствии с которой формируется семейно-правовое регулирование отношений и разрешение споров на основании порядочности, добрых намерений, заботливости, максимально возможного содействия достижению единых общих целей семьи или интересов отдельных ее участников.

2. Принцип соответствия нравственным началам общества в семейном праве - это одна из нравственно-правовых идей, на которой базируется семейно-правовое регулирование отношений и разрешение споров на основании взглядов на семью, сложившихся в сознании членов социума на основании их представлений о добре, человечности, достоинстве, долге, совести, справедливости и иных общечеловеческих ценностях, приобретших господствующее значение в данном обществе.

3. Существуют весомые основания рассматривать принципы добросовестности и соответствия нравственным началам общества в семейном праве, во-первых, как обеспечиваемую государством нравственно-правовую модель урегулирования семейных отношений и разрешения споров (внешнее регулирование), во-вторых, как непосредственное проявление саморегулирования (межсубъектного регулирования) семейных отношений и разрешения споров (внутреннее регулирование).

1. Семейный кодекс Украины от 10 янв. 2002 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. 2002. № 21/22. Ст. 135.

2. Тобота Ю.А. Принцип справедливости, добросовестности и разумности в гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 2011.

3. Шаркова И.М. Принцип добросовестности (bona fides) в римском частном праве и его рецепция в гражданское законодательство Украины: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Киев, 2011.

1. Family code of Ukraine of Jan 10, 2002 // Vedomosti of the Verkhovna Rada of Ukraine. 2002. № 21/22. Art. 135.

2. Tobota Yu.A. The principle of justice, good faith and reasonableness in civil law: auth. abstr.... Master of Law. Kharkov, 2011.

3. Sharkova I.M. The principle of good faith (bona fides) in Roman private law and its reception in the civil legislation of Ukraine: auth. abstr. ... Master of Law. Kiev, 2011.

72

4. Современный толковый словарь украинского языка: 100000 слов / под общ. ред. В. В. Дубичинского. Харьков, 2011.

5. Витрянский В. В. Гражданский кодекс и суд //Вестн. ВАС РФ. 1997. № 7.

6. Гэажданский кодекс Украины: комментарий /под общ. ред. Е.О. Харитонова и О.М. Ка-литенко. Харьков, 2003.

7. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000.

8. Дерюгина Т. В. Теоретические проблемы в сфере осуществления субъективных гражданских прав: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2011.

9. Кузнецова Н.С. Принципы современного обязательственного права Украины // Украинское коммерческое право. 2003. № 4.

10. Научно-практический комментарий к Семейному кодексу Украины / под ред. Е. О. Харитонова. 2-е изд., доп. Харьков, 2008.

11. Онищенко О.В. Семейное право: учеб. пособие. Киев, 2009.

12. Миронова Г. Нравственные начала Семейного кодекса Украины // Право Украины. 2004. № 4.

13. Семейный кодекс Украины: науч.-практ. коммент. /под ред. И. В. Жилинковой. Харьков, 2008.

14. Погребной С.А. Механизм и принципы регулирования договорных отношений в гражданском праве Украины: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 2009.

15. О защите общественной морали: закон Украины от 20 нояб. 2003 г. //Ведомости Верховной Рады Украины. 2004. № 14. Ст. 192.

16. Грицак О. В. Нравственные начала общества как оценочная категория украинского гражданского права // Адвокат. 2010. № 3(114).

17. Шимон С. Идея нравственности в гражданском праве // Юридическая Украина. 2008. № 3.

18. Шимон С.И. Семейное право: учеб. пособие. Киев, 2011.

4. Modern Ukrainian language dictionary: 100000 words / gen. ed. by V.V. Dubichynskiy. Kharkov, 2011.

5. Vitryansky V.V. The Civil code and the court//Bull. of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. 1997. № 7.

6. Civil code of Ukraine: comment. / gen. ed. by E.O. Kharitonov and O.M. Kalitenko. Kharkov, 2003.

7. Gribanov V.P. Realization and defence of civil rights. Moscow, 2000.

8. Deryugyna T. V. Theoretical problems in the field of realization of equitable civil rights: auth. abstr. ... Dr of Law. Volgograd, 2011.

9. Kuznetsova N.S. The principles of modern contractual law of Ukraine // Ukrainian commercial law. 2003. № 4.

10. Scientific and practical commentary to the Family code of Ukraine / ed. by E.O. Kharitonov. 2nd ed., add. Kharkov, 2008.

11. Onishchenko O.V. Family law: study aid. Kiev, 2009.

12. Mironova G. Moral principles of the Family code of Ukraine // Law of Ukraine. 2004. № 4.

13. Family code of Ukraine: sci. and pract. comment. / ed. by I.V. Zhylinkova. Kharkov, 2008.

14. Pogrebnoy S.A. Mechanism and principles of adjusting of contractual relations in civil law of Ukraine: auth. abstr. ... Dr of Law. Kiev, 2009.

15. About defence of public moral: law of Ukraine of Nov. 20, 2003 // Vedomosty of the Verkhovna Rada of Ukraine. 2004. № 14. Art. 192.

16. Grytsak O.V. The moral principles of society as assessment category of the Ukrainian civil law // Advocate. 2010. № 3(114).

17. Shimon S. The idea of morality in civil law // Juridical Ukraine. 2008. № 3.

18. Shimon S.I. Family law: study aid. Kiev, 2011.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.