УДК 32.001 ББК 66.0
НРАВСТВЕННО - ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ Ишманова Г. Д.
Политическая культура - сложное по своей внутренней структуре образование. Она включает в себя познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий элементы. Особое значение в политической культуре имеют оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение к явлениям политики. В связи с этим, важным является рассмотрение в рамках данной статьи таких элементов, как политические чувства, традиции, ценности, убеждения, составляющие нравственно-оценочный компонент политической культуры.
Политическая культура представляет собой сложное в структурном отношении образование. Она включает в себя три основных компонента: познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий.
Особое значение в политической культуре имеют оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти. В связи с этим, важным является рассмотрение таких элементов, как политические чувства, традиции, ценности, убеждения, составляющие нравственно-оценочный компонент политической культуры.
Существенным элементом политической культуры являются политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые включен субъект политического действия. Условием их формирования и распространения служит участие индивида в политической жизни в той или иной форме. Здесь мы имеем дело не со стихийными, интуитивными чувствами, которые предшествовали политическим знаниям, а с чувствами, базирующимися на ясном и четком знании явлений политической жизни.
Спектр политических чувств богат — это патриотизм, национализм, солидарность, классовая ненависть, чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или политическим лидерам и т.д.
Именно они заставляют граждан оценивать политические явления в зависимости от того, какими отражаются в его сознании, а не от их реального содержания. Например, недоверие к той или иной политической партии, к режиму в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий, а за счет отношения, скажем, к неэтичному поступку их лидера или просто на основе антипатии или симпатии. Человек воспринимает политическую реальность чаще всего такой, какой она представляется его чувствам, которые, действуя по собственным законам, вполне могут и неадекватно отражать окружающий мир.
Таким образом, политические чувства отражают психологические особенности восприятия политических явлений гражданами. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение.
Наиболее устойчивыми в политической культуре являются традиции.
Традиции - это элементы политического, социального, культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, больших социальных и национальных группах в течение длительного времени. [1] То есть, представляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся под влиянием особенностей исторического развития. Например, традиционными в советское время в нашей стране были политические праздники - 1 Мая, 7 ноября, праздничные демонстрации трудящихся, коммунистические субботники, День Конституции и т. д. Некоторые традиции прошлого сохраняются в политической жизни современной России, какие-то уходят совсем, под влиянием происшедших перемен формируются новые.
Политические традиции не действуют сами по себе. Для их функционирования в обществе создается целый комплекс способов поддержания, пропаганды и защиты, которые в итоге определяют уровень политической культуры общества.
Политические традиции своеобразно проявляются в разных странах. Однако их осмыслению при формировании политической культуры не уделяется должного внимания. Для современной России представляет наибольший интерес вероятное проявление традиций, имеющих непосредственное отношение к политике.
В собственно политической области это - недоверие (доверие) к государству, к политической власти, политической элите; приверженность индивидуальным и коллективным свободам; общественно-политическая активность населения или его отдельных слоев; участие в решении общественных, местных или общенациональных проблем;
168
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
деятельность в различных звеньях представительной системы.
В области форм политического действия и политической борьбы - цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов; активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность.
Наряду с традициями важнейшим компонентом нравственно-оценочного элемента политической культуры являются ценности. Это такие политические знания, убеждения и представления, которые рассматриваются субъектом политического действия, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в мире политики.
Они занимают центральное место в политической культуре общества, являясь специфической мотивационной системой политического поведения личности, играют также значительную роль в политической социализации личности.
В основе ценностного компонента политической культуры индивида лежат такие базовые ценности, как свобода, равенство, справедливость, порядок.
Граждане рассматривают их как ценности, в равной степени важные и необходимые для нормальной жизни не только страны в целом, но и отдельно взятого человека.
Основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы. Без их наличия власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность.
Свобода является ключевой ценностью гражданского общества. С этой точки зрения представляется важным определить, насколько высокий статус имеет свобода в представлениях людей.
По данным опроса ФОМ, чувствуют себя свободными людьми 54%, не ощущают себя таковыми 39% наших сограждан. С июня 2004 года «свободных» людей стало несколько больше (тогда их было 48%), следует обратить внимание и на то обстоятельство, что гражданам важно чувствовать себя свободными (91%), при этом доля «несвободных», отметим, осталась прежней. [2]
Свободный человек в представлении респондентов, это в первую очередь человек независимый.
Он самостоятельный, «сам себе хозяин», он независим в принятии решений - в выборе своего дела, жизненного пути, в реализации задуманного (25%); живущий в достатке (23%). [3]
Таким образом, ценность свободы является, безусловно, ядром ценностной системы современного общества. Свобода выдвигается в качестве фундамента, на котором строятся нравственные требования к функционированию политической системы.
Есть идеи и ценности, которые, по мнению граждан, могли бы объединить российское общество. Это, прежде всего, как показывают результаты исследований, идея равенства всех граждан перед законом, идея справедливости, поддержания порядка.
Что касается категории равенства, то следует заметить, что она есть и остается одной из самых важных политических ценностей, как для советских людей, так и для граждан современного общества.
Особое место в системе ценностей политической культуры занимает категория справедливости. Она зависит от многих факторов: от формы политической организации, зрелости политической культуры, политического режима, распределения общественных и политических интересов и т. д.
Порядок понимается как гарантированная законом безопасность жизни человека. Поскольку такого порядка в последнее время недостает, данная ценность устойчиво занимает первые места в сознании россиян.
Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что ценности политической культуры обладают огромной действенной силой: они направляют и мобилизуют политическую активность людей.
Особым элементом нравственно-оценочного компонента политической культуры являются убеждения граждан. Политические убеждения базируются на знаниях, политических ценностях, идеалах, нормах и традициях. Они формируются под воздействием идеологических и психологических факторов, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры.
В убеждениях реализуется способность субъекта выработать собственную позицию, линию поведения. Человек убежден в чем-либо в том случае, если его убеждения восприняты им не механически, не на веру, а критически осмысленны, продуманны, взвешенны. На основании такого анализа человек получает уверенность в истинности каких-либо положений, в их ценности для общества и для него самого. Убеждение порождает готовность личности к практическим действиям, сознательную установку на проведение их в жизнь. [4]
Таким образом, элементы нравственнооценочного компонента политической культуры: политические чувства, традиции, ценности, и убеждения взаимосвязаны, действуют последовательно
и системно. Каждый из них занимает в структуре политической культуры определенное место и в
соответствии с ним определяет уровень ее разви тия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- С. 505-506.
2. Права и свободы граждан. Отчет от 24.03.2005 года [цитировано 11 августа 2005 года] Метод доступа: < http://bd.fom.ru/report/cat/societas/problem аос/Ъитап па^/оШ51203>
3. Петрова А. Свободный - значит независимый. Отчет от 01.06.2004 года [цитировано 11 августа 2005 года] Метод доступа: < http://bd.fom.ru/report/cat/man/valuable/of042504>
4. Багиров Б. Б. Политическая культура и идейная убежденность социалистической личности.- Свердловск: УНЦ АН СССР, 1979. - С. 33-36.
Поступила в редакцию 20.10.06 г.