A.N. Sulimin
Political Tradition in the Context of Political Culture of Society
The value of tradition in political culture of society is indicated. The political tradition is analyzed as an element of political system and political culture of society ensuring their integrity.
Key words and word-combinations: political tradition, political culture, political continuity, political stability, political development.
Показано значение традиции в политической культуре общества. Политическая традиция анализируется в качестве элемента политической системы и политической культуры общества, обеспечивающего их целостность.
Ключевые слова и словосочетания: политическая традиция, политическая культура, политическая преемственность, политическая стабильность, политическое развитие.
УДК 316.75:32 ББК 66.053
А.Н. Сулимин
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
I I олитическая культура стала достаточно популярным объектом изучения в отечественной политической науке. Главным образом это связано с попытками реанимировать историческое прошлое и показать, как оно воздействует на процессы трансформаций политических институтов в современной России.
Эмпирические исследования последних лет показывают, что до сих пор в структуре массового сознания россиян большую роль играют традиционные ценности и стереотипы, которые служат социальными и политическими ориентирами в современной жизни общества. Большинство исследователей, как российских, так и зарубежных, склоняются к тому, что традиционная политическая культура является не только тормозом в процессах модернизации общества, но и рудиментом, влияние которого на политический процесс нужно устранить. Однако они не принимают во внимание опыт проведения модернизаций в Японии, Китае, Индии, Турции, где традиция показала свою состоятельность и возможность совместимости с современными институтами, что способствовало выводу этих государств на передовые позиции по темпам развития в мире.
В связи с указанным считаем необходимым учитывать политические традиции и в целом установки политической культуры общества, которые помимо архаической составляющей несут конструктивный потенциал в построении настоящей действительности.
Политическая традиция - это важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социально-политического опыта и политических ценностей, способ реализации устойчивых политических отношений. Она выступает как форма и способ политической деятельности, набор правил и образцов политического взаимодействия людей. В соответствии с политическими традициями и в целом с политической культурой создаются и соответствующие им установки и мифологемы. Формирование политических традиций происходит через реальные политические отношения, которые, регулярно повторяясь, постепенно приобретают традиционный характер.
Традиции любой политической культуры - это прежде всего процессы трансляции от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения, представлений, идей и одновременно сами эти образцы, представления, идеи [1, с. 81-82]. Традиции сохраняют живучесть в современной среде, потому что неотъемлемы от жизни общества и образуют особые каналы коммуникации - не только сохранения и трансляции, а, что самое главное, их приспособления (адаптации) в различных исторических условиях.
Этому приспособлению способствует центральная зона политической культуры, которая являет собой социокультурное поле, где осуществляется накопление и кристаллизация специфических культурных форм, выработанных обществом на различных исторических этапах и проявляющихся в традициях, обычаях, символах. Такая зона формирует ценности, которые близки народу, а затем направляет их обратно в общество в виде стимулов, установок, норм поведения. Она образует информационно-коммуникативную сетку и создает механизмы прямых и обратных связей с обществом через трансферы [2, с. 133].
В рамках этого культурного поля задается характер и предел инноваций, который определяется традицией изнутри. Речь идет об определенных чертах характера национальной политической культуры как устойчивого элемента политической системы государства и общества в целом. В таком ракурсе политическую традицию можно рассмотреть как комплекс социокультурных элементов - политических установок, ценностей, стереотипов, которые лежат в основе функционирования политических институтов и типов реагирования членов общества, определяющих нормы их поведения и специфику взаимодействия с государством.
В политической культуре традиции - достаточно подвижный феномен, который приводится в действие с помощью нравственно-оценочных компонентов: политических установок, ценностей, стереотипов и политических мифов. В политической культуре под установками (ориентациями) следует понимать отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам), его готовность вести себя в соответствии с теми нормами, которые задаются государственными институтами и стандартами политической культуры традиционного или современного общества [3, с. 136]. Ценности (представления людей о свободе, социальной справедливости, равенстве, демократии, роли государства) являются неким «зерном» традиции и одной из центральных составляющих политической культуры.
Наиболее предметно политическая культура выявляется в процессе культивирования ценностей (прежде всего политических), именно через них раскрывая собственную социальную значимость в политической жизни. Одновременно
политическая культура может быть представлена как пространство реализации ценностей [1, с. 22].
Другими компонентами, тесно связанными с традициями, являются стереотипы, которые играют важную роль в политической культуре любого общества. Политический стереотип - упрощенное, схематическое, ценностно-ориентированное представление о политических реалиях, о том или ином субъекте политики; как правило, это эмоционально окрашенное и воспринимающееся без доказательств в качестве аксиомы представление. Его отличительные черты: персонификация событий, сильная эмоциональная окрашенность, иррациональность (факты, противоречащие стереотипу, отвергаются), устойчивость. Стереотипы формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные и компенсационно-регулирующие функции [4, с. 85-86].
Значение политических стереотипов определяется особенностями их формирования и содержания. Суммарно они отражают состояние общественного сознания, служат выражением коллективных убеждений, частью механизма традиций, несут не столько информацию об объектах, сколько отношение к ним, являются формой идеологического контроля над обществом, корректировкой его жизни.
Существуют различные точки зрения относительно истинности стереотипов. Одни исследователи склонны отождествлять их с истиной, другие считают, что в политических стереотипах выражен момент истины, но одновременно та или иная сторона действительности искажена, третьи видят в них совокупность мифических признаков. В целом политические стереотипы устойчивы, ригидны и консервативны, однако структура их подвижна, способна реагировать на изменения окружающей среды, человека. Политические стереотипы существуют во всех обществах, оправдывая себя как удобная форма коммуникации. К ним расположено большинство людей, так как обычно человек стремится к формированию непротиворечивой, ясной и связанной картины социального или политического мира.
Стереотипом, организованным по принципу достаточности для участников политического процесса заключенной в нем информации о политической реальности в ее прошлом, настоящем, будущем состоянии, выступает политический миф. Это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить представления о различных политических явлениях, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего и будущего.
Многократно повторенный в политической практике некоторый набор стереотипных суждений и понятий, мотиваций активности, политический миф информационно наполняет политическую традицию [5, с. 27]. Среди политических мифов наиболее часто используются темы «золотого века», «заговора», «героя-спасителя», «единства нации».
В единичном аспекте мифические убеждения проявляют следующие качества: они опираются на веру, навязываются группой, иррациональны, опираются на общественные авторитеты, трудно поддаются проверке, существенно влияют на политическую жизнь, являются основой для национальной идентичности [4, с. 87]. Данные нравственно-оценочные компоненты политической культуры задают динамику политической традиции; являясь внутренне неподвижными феноменами общественной жизни, они могут изменять свой внешний характер в процессе адаптации к новой социально-политической среде.
Немаловажным фактором, с помощью которого транслируются нравственнооценочные компоненты и который придает динамичность политической традиции, является процесс социализации.
Человек, который в силу случайности своего рождения попал в определенную социальную среду, усваивает традицию как некоторую природную данность, без видимых усилий. Традиция для него является хранилищем всего разнообразия накопленных знаний, жизненного опыта, обычаев группы, которые можно сохранить во времени и передать следующим поколениям. Из этого возникает представление о естественной принадлежности носителя традиции к общности «мы».
Поскольку традиция складывается помимо нашего разумения, «она принуждает нас к чему-то помимо нашей воли. Уже в этом смысле она есть насилие. Но на этой ее принудительной силе держится любой общественный порядок» [6, с. 175].
Политической традиции свойственны определенные функции в политической культуре:
идентификации. Благодаря этой функции человек получает возможность понимать свою групповую принадлежность с помощью ментальности и определять приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
предписания (программирования). В рамках данной функции традиция несет в себе ориентации, нормы и представления, которые задают определенную направленность и границы конструирования поведения человека;
адаптации. Традиция способствует приспособлению человека к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий, сама изменяясь под влиянием новых социокультурных условий;
социапизации. В процессе политической социализации традиция социализирует личность человека, наделяя его определенными навыками, позволяющими ему приобщаться к определенной политической культуре и реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
интеграции (дезинтеграции). В рамках этой функции традиция скрепляет общество с помощью норм и ценностей, которые были традиционно присущи той или иной политической культуре, обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
коммуникации. Традиция, используя каналы коммуникации между поколениями с помощью символов, стереотипов и других средств информации и языка общения, обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе общих норм и ценностей;
трансмиссии. Традиция обеспечивает передачу политического опыта, норм, ценностей, ориентаций из поколения в поколение.
В рамках политической культуры в процессе реализации своих функций политическая традиция способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни, причем в силу устойчивости ценностных ориентаций в сознании человека такая возмож-
С.С. Иванов
ность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Во-вторых, политическая традиция способна принимать и адаптировать нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. В-третьих, она в состоянии комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Резкое изменение политической культуры, системы ее ценностей и ориентации, образцов социального поведения может привести к дезорганизации общества, углублению социальных противоречий. Традиционная политическая культура является динамичным феноменом в политической жизни общества, способным не только воспроизводить и транслировать нормы прошлых поколений, но и адаптировать инновационные процессы в современном социуме. Резкий отказ от политических традиций может осложнить работу каналов коммуникации между государством и обществом, ввергнуть политическое развитие в стагнацию и, наконец, грозит кризисом идентичности.
Библиографический список
1. Орлов И.Б. Политическая культура России. М., 2008.
2. Рогозин Э.В. Традиционная политическая культура, ее функции и роль в политических процессах современной России // Право и политика. 2009. № 1.
3. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.
4. Ирхин Ю.В. Социология культуры. М., 2006.
5. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М., 2005.
6. Ачкасов В.А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности в общественном сознании России (от истоков к современности). СПб., 2004.
S.S. Ivanov
To the History of Personalistic Movements in Russia and France
The processes of the formation of personalistic society movements in Russia and France are researched. The Christian personalism as an ideological doctrine is opposed to totalitarianism.
Key words and word-combinations: personalism, Christian socialism, social movements, political activity.
Исследуются процессы формирования персоналистских общественных движений в России и Франции. Христианский персонализм как идейное учение противопоставляется тоталитаризму.
Ключевыге слова и словосочетания. персонализм, христианский социализм, общественные движения, политическая деятельность.
УДК 1 (100)(091)
ББК 87.3(0)
С. С. Иванов
К ИСТОРИИ ПЕРСОНАЛИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ И ФРАНЦИИ
вижение персонализма, возникшее в конце XIX - начале XX столетия, было направлено на решение задач формирования международных и национальных институтов обеспечения прав человека, преодоления его отчуждения от реальной экономической