Научная статья на тему 'Нравственная ответственность как результат сотрудничества государственных, церковных и общественных институтов'

Нравственная ответственность как результат сотрудничества государственных, церковных и общественных институтов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУКА / SCIENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ЭТИКА / ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабич Ирина Николаевна

Диалог по нравственным проблемам, волнующим современное общество, ведут государственные, церковные, общественные структуры и научное сообщество. Сотрудничество в области духовно-нравственного просвещения российских граждан и воспитание приверженности общечеловеческим ценностям направлены на решение актуальных социальных проблем. Результатом эксперимента общественной организации, в процессе которого осуществляется знакомство с православным аспектом русской истории и культуры, является уважительное отношение к национальным истокам, способность к межкультурному взаимодействию и ответственное поведение молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral responsibility as a result of state, church and public institutes cooperation

Dialogue on moral problems which excites modern society is developed by the state, church, public structures and scientific community. Cooperation in the field of spiritual and moral education of the Russian citizens contributes education to universal values promote the solution of actual social problems. Respect of national sources is a result of experiment of public organization in the course of which acquaintance to orthodox aspect of the Russian history and culture is carried out, as well as ability to cross-cultural interaction and responsible behavior of youth are formed.

Текст научной работы на тему «Нравственная ответственность как результат сотрудничества государственных, церковных и общественных институтов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 3

И.Н. Бабич, канд. пед. наук, Межрегиональная общественная организация "Женщины в науке и образовании" (г. Москва)*

НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ЦЕРКОВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Диалог по нравственным проблемам, волнующим современное общество, ведут государственные, церковные, общественные структуры и научное сообщество. Сотрудничество в области духовно-нравственного просвещения российских граждан и воспитание приверженности общечеловеческим ценностям направлены на решение актуальных социальных проблем. Результатом эксперимента общественной организации, в процессе которого осуществляется знакомство с православным аспектом русской истории и культуры, является уважительное отношение к национальным истокам, способность к межкультурному взаимодействию и ответственное поведение молодежи.

Ключевые слова: образование, наука, культура, диалог, этика.

Dialogue on moral problems which excites modern society is developed by the state, church, public structures and scientific community. Cooperation in the field of spiritual and moral education of the Russian citizens contributes education to universal values promote the solution of actual social problems. Respect of national sources is a result of experiment of public organization in the course of which acquaintance to orthodox aspect of the Russian history and culture is carried out, as well as ability to cross-cultural interaction and responsible behavior of youth are formed.

Key words: education, science, culture, dialogue, ethics.

Объединяя представителей разных культур и национальностей, разных идеологий и политических доктрин, людей разного воспитания и образования, православие выступает хранителем культурных и духовных ценностей российского общества в сложном и стремительно меняющемся мире. Каждый народ, согласно русскому философу и богослову Г.П. Федотову, имеет собственное религиозное призвание, которое осуществляется его религиозными гениями: "Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки"1. Жизнь русского народа была наполнена светом святынь, который, становясь традицией, оказывал воздействие на восприятие окружающей действительности, формировал мировоззрение. Всматриваясь в полотно духовных исканий человечества с древнейших времен до наших дней, мы видим,

* Бабич Ирина Николаевна, e-mail: [email protected]

1 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 27.

"как святыня хранила веру, а святость — Церковь"2. В русской святости Г.П. Федотов находил объяснение многому в современной русской культуре. В 1931 г. мыслитель писал: "В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути"3. Путь, по которому движется сегодняшняя Россия, отмечен "сложной стихией возрождения святынь и святости"4.

Религиозный ренессанс

Обращаясь к российскому народу 23 июля 1991 г., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: "Господь судил нам жить в годы, которые определяют судьбу нашей страны, ее будущее. В это неспокойное время многим из нас не хватает мирного, созидающего духа — духа Кротости и Любви"5. Кризис веры является одной из причин той растерянности, которую чувствуют россияне. С того момента, как мы отделились от религиозного обоснования в нашей деятельности, как говорит Ю.М. Лотман, "мы отнесли этические ценности или же к области лицемерия, или же к области наивности"6. В поисках ответа на нравственные и интеллектуальные вызовы эпохи народ обращается к традициям, духовному наследию предков, религии. К началу 1990-х гг. по сравнению с концом 1970-х гг. доля населения, относящего себя к верующим в Бога, увеличилась почти в четыре раза. (В 1970-е гг. верующие составляли около 10% респондентов.) Исследователями отмечено также и ослабление позиций безверия: за этот период процент неверующих снизился с 25 до 11—127.

За прошедшие двадцать лет возрождения церковной жизни восстановлены около тысячи монастырей, тридцать тысяч храмов, церковные ремесла. Отмечая, что храмы не строят и не восстанавливают, если они не наполняются людьми, если нет мощного движения снизу, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит о миллионах людей, обретших православную веру. Укорененное в народной жизни православие является надежной опорой российской государственности и общественной жизни. Максимум доверия, по

2 Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / Отв. ред. и сост. О.В. Кириченко. М., 2010. С. 17.

3 Федотов Г.П. Указ. соч. С. 27.

4 Святыни и святость в жизни русского народа... С. 17.

5 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Пасхальное послание 1991 года. URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/paskhalnye-poslaniya-patriarha-alexiya-ii/ 166-paskhalnoe-poslanie-1991-goda (дата обращения: 08.02.2013).

6 Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2005. С. 609.

7 См.: Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России. URL: http://www.rusoir.ru/03print/01/24/ (дата обращения: 15.01.2013).

данным Центра стратегических исследований, опрашивавшего население в возрасте от 21 до 40 лет в декабре 2010 г., получили общественные институты, которые обеспечивают ощущение стабильности. Русская православная церковь, как и в самые трудные периоды российской истории, пользуется наибольшим доверием большинства жителей России — 54% респондентов. Небезынтересно, что такой же уровень доверия и у Сбербанка. "Кредит доверия", оказываемый гражданами армии, составил 44%, правительству — 32, Госдуме с Советом Федерации — 52 (на обе палаты парламента), правоохранительным органам и судебной власти — 19 и 22% соответственно.

Признавая многообразие религиозных верований и способов поведения, Э. Гидденс призывал исследовать "сущность религии как общего феномена"8. Осмысливая феномен религиозности в современном российском обществе, исследователи отмечают его влияние на все сферы жизни человека, включая образование, армию, средства массовых коммуникаций, культуру. Более десяти лет проводится музыкальный Московский Пасхальный фестиваль, который является прекрасным примером взаимодействия между Церковью и культурой. Кульминацией Года итальянской культуры и итальянского языка в России стала демонстрируемая в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина выставка "Караваджо (1571—1610). Картины из собраний Италии и Ватикана". Более 180 тыс. человек посетили выставку художника, основной сферой творческого действия которого стали Новый Завет и агиография.

В исследовании, выполненном при подготовке слушаний на тему "Религия в светском обществе", проводимых комиссией Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести, проанализировано отношение россиян к различным аспектам государственно-конфессиональных отношений в российском обществе. Опрашивались 1800 респондентов старше 18 лет, проживающих в 149 городах 74 субъектов Российской Федерации. Ответы на вопрос о нравственных авторитетах россиян распределились следующим образом. Нравственным авторитетом для опрошенных являются политики — 24%, религиозные лидеры — 15, деятели культуры — 12, правозащитники — 6, журналисты — 8, "никто" — 18, затруднились ответить 17%9. Респонденты говорили об отсутствии в нынешней России общенациональных нравственных авторитетов. Типичными были высказывания: "Меньше всего сегодня доверия у людей к политикам". Не оказались нравственными авторитетами для жителей России и де-

8 Гидденс Э. Социология. М., 2005. С. 462.

9 Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды / Под ред. М.В. Романова, В.В. Степанова. М., 2012. С. 13.

ятели культуры на общенациональном уровне. Среднему россиянину сложно назвать имена современных деятелей культуры, создающих произведения, которые могли бы служить нравственными ориентирами. Это, согласно экспертам, свидетельствует об упадке современной российской культуры.

Высоко оценивая традиционную религиозную нравственность, россияне желают жить все же в светском обществе. Религиозные объединения, с их точки зрения, играют сегодня роль хранителей традиционных нравственных устоев. Эксперты отмечают тождественность для россиян понятий "религия" и "нравственность". Считая нерелигиозное советское общество более нравственным, чем современное российское, участники опроса уверены в значительном дефиците нравственности, которое испытывает современное российское общество10. В то же время многие респонденты не разделяют точку зрения, согласно которой нравственность может быть исключительно религиозной.

Полученные результаты показывают, что мировоззрение большинства россиян одинаково далеко и от либерального и от клерикального. В традиционном религиозном и либеральном мировоззрении в равной степени признается значимость института прав человека. Однако противоречия по конкретным вопросам: вопросам биоэтики, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, религиозного образования в светских учебных заведениях, контроля за нравственностью в СМИ и др. — носят принципиальный и острый характер.

Продолжая как объединять, так и разъединять людей в современном мире, религия является силой, способствующей одновременно и социальной стабильности и социальным потрясениям11. Как замечает М.Б. Пиотровский, в обществе системного недоверия и системного озлобления, в котором мы живем, способы преодоления этих недугов, в том числе и в сфере духовного, предлагают музеи. Пример сотрудничества музея и Церкви может служить образцом для решения многих вопросов в сфере законодательства, экономики, политики, военной реформы, образования. Директор Эрмитажа поясняет, что двойная природа церковного по происхождению искусства создает основу для доброго взаимодействия, открывая верующим доступ к святыням для поклонения, проведения торжественных молебнов в соборах, ставших музеями. Самым современным требованиям хранения произведений мирового уровня отвечает храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Сюда на время праздника Святой Троицы по традиции

10 Там же. С. 87.

11 См.: Гидденс Э. Социология. М., 2005. С. 494.

переносится из музея икона, принадлежащая к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. С древнейших времен торжественно празднуется день Святой Троицы. Праздник установлен на Руси спустя три века после ее крещения при преподобном Сергии Радонежском, в котором нация признала своего духовного учителя. К преподобному Сергию поспешил за благословением и духовной поддержкой в 1380 г. перед Куликовской битвой великий князь Дмитрий Иванович. В тяжелые времена, когда приходила беда, в ряды с другими воинами-дружинниками вливались монахи из монастырей. Преподобный Сергий Радонежский отпустил с князем Дмитрием чернецов Александра (в миру Пересвет) и Андрея (в миру Ослябя). С благословенья самого настоятеля, как писал Н.В. Гоголь, они "взяли в руки меч, противный христианину"12. Венец земной жизни этих иноков преподобный увидел в смерти за веру и свой народ на поле брани между реками Непрядвой и Доном. Предание говорит, что во время битвы святой, поражавший глубиной прозрения человеческой судьбы, стоял на молитве в монастыре. Обращаясь к Богу, он по имени называл каждого русского воина, которого в этот момент настигала смерть от вражеских клинков.

Многосторонний диалог

Сегодня основной путь достижения понимания между людьми с различными убеждениями — это дискуссии и диалог. Как достаточно новое явление православный научный дискурс объединяет историков, искусствоведов, писателей, священнослужителей, социологов, философов, экономистов, обеспокоенных проблемами духовно-нравственного бытия современного российского общества. На достижение согласия по вопросам духовно-нравственных основ модернизации страны направлена деятельность социально ответственного предпринимательства13. Опираясь на анализ и прогноз предстоящих перемен, Институт экономических стратегий и Клуб православных предпринимателей стремятся выработать стратегические инициативы для развития страны.

Примером развития плодотворного диалога Русской православной церкви, других традиционных конфессий и гражданского общества являются Международные Рождественские образовательные чтения, идея которых — мобилизация интеллектуального потенциала Церкви и общества в сфере сохранения традиционных ценностей. Результатом наладившегося между богословами и свет-

12 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1937—1952. Т. VIII. С. 301—302.

13 Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы: Доклад для обсуждения. М., 2011.

скими учеными сотрудничества стали различные мероприятия в рамках Рождественских чтений: секция "Церковные древности" в Федеральном государственном учреждении культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"» совместно с отделом религиозного образования и катехизации Русской православной церкви (2013), круглый стол "Церковь, государство, общество: взаимодействие в духовно-нравственном возрождении России" на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова при участии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (2013), секция "Богословие и гуманитарные науки" в Институте философии РАН и круглый стол "Соотношение науки и веры", организованный Институтом философии и Синодальной Библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви (2012) и др.

Любая религия содержит в себе учение о нравственных добродетелях. Диалог, организованный Русской православной церковью и Институтом философии РАН, между религиозной и светской этикой — сердцевиной всех религиозных систем — направлен на осмысление проблем, связанных с нравственным состоянием общества. Нравственная проблематика, волнующая сегодня и светских и церковных ученых, по словам главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, имеет два пласта. Первый — общественный, связанный с различными пороками современного общества: наркоманией, порнографией, гомосексуализмом и др. Отец Всеволод объясняет, что Церковь пытается утвердить норму, поэтому необходимо разобраться, может ли быть нормой поведение, разрушающее человека духовно и физически. Второй пласт нравственной проблематики — это поиск оснований этики: заключены ли эти основания в договоре между людьми, который может оправдать что угодно, либо же они "в вечных ценностях, существующих независимо от того, как с ними соотносятся современная мода, общественное мнение или демократические решения"14.

О соотношении знания и веры, о необходимости диалога религии и науки размышляют ученые в опубликованном письме, отражающем позицию российской науки. Само письмо является частью такого диалога. У церкви есть уникальный опыт решения моральных проблем15. И в области "этики науки" религиозные представления могут внести свой вклад. Научный максимализм — наука

14 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества высказался за развитие диалога со светскими философами. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1106457.html (дата обращения: 27.11.2012).

15 См.: Капица С. Со своим уставом в чужой монастырь. URL: http:// spkurdyumov.narod.ru/SoSvoimUstavom.htm (дата обращения: 01.09.2011).

вне морали, открытие ради познания и пр. — остался в прошлом. Сегодня практическое значение приобретают вопросы этики, без которых невозможно решать моральные проблемы, поставленные развитием современной науки. По-прежнему "почти ничего не зная о том, как зародилась жизнь на нашей планете", ученые констатируют, что актуальный вопрос о взаимоотношениях между наукой и верой оказался "гораздо более сложным, чем можно было предположить"16.

Вспоминая слова В. Гёте о том, что всегда существуют два вопроса "зачем" и "как", Н.Н. Моисеев считал, что оба вопроса влияют на мировоззрение человека, их не следует смешивать. Наука, по мысли ученого, занимается только вторым. Необходимо также учитывать и первый вопрос — вопрос веры, который рождается внутри человека и который каждый решает по-своему17. Разбирая вековой спор христианства с наукой, В. И. Вернадский отмечал, что под влиянием науки понимание христианства принимает новые формы: религия поднимается на такие высоты и спускается в такие глубины души, куда наука не может следовать. Удивляясь, как неглубоко даже образованные люди вдумываются в проблему Бога, В.И. Вернадский в 1931 г. писал: "Человек, искренне верующий и глубоко чувствующий бытие, будет ли это глубина Природы или человеческой души, может быть всякой религии и принимать всю пользу научного знания"18.

Временами религия и наука противостояли друг другу. В другие периоды они переплетались самым неожиданным образом. Доказательство тому — логическое обоснование православного вероучения о Тайне Пресвятой Троицы. Открывая новые возможности интерпретации многократно изучавшегося материала классиками русской философии рубежа столетий — С.Н. Булгаковым, Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским и др., — один из создателей отечественной ракетно-космической техники, Б.В. Раушенбах, математически доказал, что понятие Троицы безупречно с позиции формальной логики троичности, формулируемой как совокупность триедино-сти, единосущности, неслиянности и нераздельности. К размышлениям о конфессиональной жизни его подтолкнула работа с космосом. Пытаясь понять, насколько правильно изображение на экране передает действительную обстановку, можно ли по нему управлять космическим кораблем, Б.В. Раушенбах углубился в теорию перспективы, в искусство, иконографию. Логически подойдя

16 Капица С. К диалогу науки и религии // В мире науки. 2007. № 10. С. 3—4.

17 См.: Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 3—13.

18 Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. М., 1993. С. 225.

к существованию "гена религиозности", он "вычислил" этот "ген" из наблюдения за происходящими явлениями. Использовав математику, выдающийся ученый, по кругу интересов и талантов близкий людям эпохи Возрождения, показал, как "все сплетено"19. Логически строгое богословие, глубоко личное религиозное переживание, красота математических доказательств свидетельствуют о том, что нет разрыва, но есть целостное восприятие мира.

Образовательная практика

Целостность как ориентир постнеклассической парадигмы положена в основу пятнадцатилетнего эксперимента "Синергетиче-ский подход в обучении и воспитании", осуществленного Межрегиональной общественной организацией "Женщины в науке и образовании". Организация возникла в сложный перестроечный период, когда сократилось государственное финансирование науки и образования. Российские школы и учителя, ответственные за образовательный и моральный уровень будущих поколений, оказались в особенно бедственном положении. Способствуя развитию рыночной экономики и демократических институтов, многие женские организации, появившиеся в ту пору в России, стремились помочь женщинам с высшим образованием найти себя в сфере малого и среднего бизнеса, сменив жизненные и профессиональные ориентиры. С момента оформления идеи об Ассоциации "Женщины в науке и образовании" в 1992 г. ее инициаторами ставилась другая цель — не отказ от профессии, а утверждение в профессии, в которой женщины-ученые, учителя, преподаватели вузов ощущают свое жизненное предназначение (www.awse.ru). Деятельность общественной организации, возглавляемой доктором физико-математических наук, профессором МГУ имени М.В. Ломоносова Г.Ю. Ризниченко направлена на самоорганизацию российского научно-образовательного сообщества, объединение усилий ученых, преподавателей вузов, учителей, учащейся молодежи в деле сохранения и развития российской науки и образования.

Соотнесение логико-методологических и историко-культуро-логических аспектов, составляющих принципа целостности, реализовалось в пяти взаимосвязанных направлениях эксперимента: экологическая социализация, гражданско-патриотическое воспитание, креативная коммуникация, медиа- и информационная культура, духовно-нравственное развитие. Понимая, что ситуация в России нуждается в более активном внимании к нравственной сфере развития учащихся, студентов и учителей, создатели программы опирались на традиции и духовное наследие предков.

19 Раушенбах Б.В. Пристрастие. М., 1997.

Обращение к Библии на уроке литературы позволило вспомнить историю духовного диалога святителя Филарета с А.С. Пушкиным. Будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, митрополит Филарет возглавил перевод церковно-славянского текста Библии на русский язык. В 1827 г. дело перевода Священного Писания было приостановлено. Только тридцать лет спустя работа по переводу усилиями митрополита Московского Филарета была продолжена. Мудрый совет и доброе слово святителя Филарета прозвучали в ободряющем послании к А.С. Пушкину. В 1828 г. поэт в минуту духовного кризиса вопрошал: "Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?"20 В день своего рождения А.С. Пушкин писал: "Цели нет передо мною: / Сердце пусто, празден ум, / И томит меня тоскою / Однозвучный жизни шум"21. Святитель Филарет, который был не чужд поэтической деятельности, прочитав сочинение поэта, дал стихотворный ответ на этот "стон потерявшейся души". С благодарностью принял великий поэт протянутую ему пастырскую руку. Спустя почти сто лет другой поэт напишет: "Есть Бог, есть мир, они живут вовек, / А жизнь людей мгновенна и убога, / Но все в себе вмещает человек, / Который любит мир и верит в Бога" (Н. Гумилев).

Опора на духовные истоки российской истории и культуры пробуждает интерес к литературному наследию, к созданию собственных текстов культуры. Особую заинтересованность учащихся и учителей-предметников в рамках эксперимента "Синергетиче-ский подход в обучении и воспитании" вызвала работа с мультимедийными ресурсами. К уроку по литературе в МОУ "Гимназия № 5" г. Юбилейный (Московская обл.) ученики вместе с родителями создали проект "Святой Преподобный Серафим, Саровский чудотворец". Работа выполнялась в творческой компьютерной мастерской под впечатлением от паломнической поездки в Дивеев-ский монастырь. Образцом некнижного просвещения предстает Преподобный Серафим Саровский. Известный своими беседами с простыми и учеными людьми, чудотворец открывал им понимание православной веры.

Основам православной веры, общечеловеческим ценностям были посвящены совместные междисциплинарные семинары МОУ "Гимназия № 5" с храмом Серафима Саровского "Дорога к Храму", "Библия и компьютер", "Библия и Интернет" с использованием традиционных и мультимедийных образовательных ресурсов "Наш дом Земля", "Библия. Кирилл и Мефодий" и материалов православных сайтов, позволяющих понять, во что веруют православные,

20 ПушкинА.С. Собр. соч.: В 10 Т. Т. II. М., 1981. С. 125.

21 Там же.

в чем их нравственный идеал. В проекте, осуществленном по инициативе родителей и классных руководителей, объединились священник и учителя словесности, английского языка и информатики. Такое внимание к православию неслучайно. Начало эксперимента по адаптации идей синергетики в учебный и воспитательный процесс школы совпало с новым этапом информатизации образования. Накануне нового тысячелетия появляются первые компьютерные игры, открываются городские интернет-кафе, в которых проходила часть уроков информатики совместно с учителями-предметниками. Вхождение в глобальное информационное пространство помимо преимуществ сопряжено с серьезными вызовами, этическими проблемами. При рассмотрении социальных последствий массового распространения агрессивных компьютерных игр пятиклассник задает священнику вопрос о том, является ли грехом лишение жизни персонажа компьютерной игры, если у него в запасе еще пять жизней. "Мы должны понять и почувствовать, что убийство ради игры — позор нашей культуры"22, — убеждал теолог и врач А. Швейцер. Критерием развития культуры мыслитель считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. "Смысл и цель мира в значительной степени остаются необъяснимыми, — писал А. Швейцер. — Но ясно одно: все события имеют духовное предназначение"23. Основной смысл каждой возникающей перед нами трудности великий гуманист видел в том, чтобы "переориентировать нас от внешнего к духовному"24.

Уроки-встречи со священником в выпускном классе гимназии затрагивали смысложизненные проблемы. Старшеклассники задавали вопросы, интимно переживаемые каждым в процессе становления личности. Рационалистическое мышление не дает ответа на фундаментальные вопросы о цели нашей жизни. По словам Э. Гид-денса, именно эти вопросы поддерживают идею религии, "эмоциональный скачок в веру"25. Вера в Бога, помогающая отвечать на экзистенциальные вопросы, остается для значительной части людей символом и надеждой на приобщенность к вечным истинам бытия.

В многоконфессиональной России с православием соседствуют другие религии — ислам, иудаизм, католицизм, протестантизм, буддизм. На поиск пути установления толерантности и взаимопонимания направлен межкультурный и межрелигиозный диалог, осуществляемый в цикле семинаров по информатизации предметных областей. Выполненные учениками экспериментальной гимназии творческие работы с использованием информационных и

22 Благоговение перед жизнью / Сост. и посл. А.А. Гусейнова. М., 1992. С. 505.

23 ЕршоваЛ.С. Нравственная философия А. Швейцера // Человек. 2000. № 1. С. 121.

24 Там же.

25 Гидденс Э. Указ. соч. С. 461.

коммуникационных технологий "Толерантность в обществе", затрагивающие религиозную тематику, и "Креативная коммуникация", исследующая проблемы межкультурной коммуникации в интернете, содействуют воспитанию у школьников веротерпимости, формируют нелинейное мышление и способность к межкультурному взаимодействию.

На синергетическом семинаре для семиклассников экспериментальной гимназии "Мировая художественная культура — единство в многообразии", подготовленном учителями информатики, английского и французского языков, педагогом-музыкантом, акцент сделан на межкультурных связях, объединяющих человечество. На протяжении многих веков европейское искусство и литература вдохновлялись библейскими сюжетами. Иллюстративным материалом для семинара послужили картины на библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Обращение к религиозному аспекту национальной и всемирной истории и культуры демонстрирует приверженность к общечеловеческим ценностям и духовности. "Без духовной жизни жить нельзя, — доказывал Ю.М. Лот-ман. — Искусство, которое есть важнейшая часть духовной жизни, добавляет человеку выбор"26. "Где выбор — там и ответственность"27, — дополняет ученый, считавший ключевым для людей приближающегося века именно это понятие.

В рамках просветительской программы "Языки науки — языки искусства", осуществляемой общественной организацией "Женщины в науке и образовании", по теме "Иван Грозный — первый русский царь" рассматривались основные события и деятели Русской православной церкви, истории и культуры. На занятиях в музеях Московского Кремля происходило знакомство с величайшими образцами православной иконописи, религиозной архитектуры и музыки. Исследовательская деятельность дает школьникам и учителям необходимый материал для понимания, а через понимание помогает формированию уважительного отношения к национальным истокам, любви к Отечеству, ответственного поведения.

Программа эксперимента дополнялась участием учителей в Международных Рождественских образовательных чтениях в Кремле путем трансляции в интернете. Они также принимали участие в работе секции "Информационные технологии, интернет и мультимедиа на службе Церкви" XVI Рождественских образовательных чтений, в Глинских чтениях, провозглашающих: "Воспитывать человека — значит определять судьбу нации". Результатом освоения знаний о религиозных традициях и культуре явилось формирова-

26 См.: Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2005. С. 523.

27 Там же. С. 175.

ние мировоззренческой и культурной идентичности учащихся, нравственной ответственности, равноуважительного отношения к религиям разных народов.

Широкую общественную дискуссию вызвала идея о целесообразности введения обязательного для всех учащихся в светской школе предмета о религии. Во многих начальных школах России проходят занятия по духовно-нравственной программе "Истоки". Два года в 21 регионе России шел эксперимент по введению учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", который был признан удачным. Распоряжением Правительства России от 28 января 2012 г. № 84-р с 1 сентября 2012 г. данный курс стал обязательным предметом для всех российских четвероклассников в общеобразовательных учреждениях страны. Были написаны учебники, подготовлены пособия, прошли повышение квалификации учителя, которым дано право использовать все учебники из федерального перечня. Осуществился выбор модулей курса в 77 субъектах РФ: "Основы светской этики" выбрали 47% учащихся, "Основы православной культуры" — 28,7, "Основы мировых религиозных культур" — 20,3, "Основы исламской культуры" — 5,6, "Основы буддистской культуры" — 1,2, "Основы иудейской культуры" — 0,1% (данные Департамента общего образования Мин-обрнауки России, март 2012 г.). Результаты выбора отразились в заказе книг, поступившем в издательство "Просвещение": было заказано 125 тыс. экземпляров книг по основам светской этики, учебников по православию — 80 тыс., по мировым религиям — 60 тыс., пособий по исламской культуре — 37 тыс., буддийской — 14 тыс., иудейской — 12 тыс. экземпляров.

Свою оценку выбора родителями учащихся "Основ православной культуры" в Московской городской епархии (самого низкого показателя по Центральному федеральному округу — 23,4%) дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях (2013). Причина, как он полагает, состоит в неверной трактовке некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятий "светскости" государства, давлением на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей "Основы светской этики" или "Основы мировых религиозных культур". Другой причиной невысокого процента выбора этого модуля, особенно в Москве и Петербурге, является сомнение родителей в достаточной квалификации преподавателей, которым поручается обучать детей по данному модулю. Еще при подготовке пособий для учителей директор Института этнологии и антропологии РАН академик В. Тишков одну из трудностей видел в проблеме усвое-

ния текста большинством учителей — людей невоцерковленных, закончивших светские вузы.

Полагая, что школа должна дать человеку знания и научить его мыслить, директор Института всеобщей истории РАН, член президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию академик А.О. Чубарьян считает важным соблюдение в школе следующего принципа: религия должна преподаваться как часть мировой культуры и предусматривать расширение представлений школьника о ней. Отвечая на вопрос о риске, не вызовет ли предмет национальную рознь, А.О. Чубарьян объясняет, что из любого предмета можно сделать идеологическое предприятие. Риск заложен в преподавании любого предмета, например истории. Идеальный учебник истории без пристрастий невозможен, поскольку субъективизм заложен в самом подборе фактов. Субъективен автор учебника, у родителей есть свое мнение, и у учителя свой взгляд, есть средства массовых коммуникаций, интернет, сами ученики, изучающие предмет.

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев поясняет, что курс "Основы православной культуры" не ставит целью подготовить кадры священнослужителей или завербовать новых прихожан, а на уроках не может быть религиозной пропаганды, призывов учеников к исполнению какого-либо религиозного обряда. Основы православной культуры, по словам священника, — это мир человеческих мотивов и поступков, это курс о том, как себя ведет человек.

Воспитательный аспект присутствует в светском курсе "Мировые религии", повествующем о месте религии в истории человечества и в жизни каждого человека, о взаимодействии наук, веры и знания, об атеистах, об основных религиях и христианских конфессиях. Поскольку наша страна многоконфессиональная, предмет призван воспитать в молодом человеке толерантность, терпимое отношение к верованиям других людей. Обсуждая вопросы преодоления духовного кризиса и роли культуры в этом процессе на Лихачевских чтениях (Санкт-Петербург, 2009 г.), представители различных областей гуманитарного знания выступали за изучение основных вех исторического, в том числе религиозного, развития разных народов28. Возможно, как отмечают ученые, православному ребенку необязательно знать основы шариата, а ребенку из мусульманской или атеистической семьи не нужно знать основы православия, но важнейшие фигуры и события в истории всех религий — Халкидонский и Стоглавый соборы, кто такие Мухаммед

28 Куда идет российская культура? (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 3—59.

и Иисус Христос — должен знать каждый живущий в стране, где эти религии существуют.

Выражая позицию Церкви в области образования и воспитания на XXI Рождественских образовательных чтениях, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл разъясняет, что школьное образование, помимо трансляции научных знаний новым поколениям, призвано формировать ценностные идеалы, "утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие поня-тия"29. От мировоззренческих принципов, которые ставились во главу угла конкретного общества, зависело личное и общественное благополучие, культурный и духовный потенциал целых цивилизаций. По убеждению предстоятеля Русской православной церкви, для того "чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего кос-моса"30, особая ответственность за сохранение и передачу нравственных ценностей будущим поколениям лежит на христианах.

Соработничество государственных, церковных и общественных структур в совместном осмыслении этических проблем общества, преподавание основ православия и религиозной культуры, являющихся мощнейшим фактором социализации и формирования нравственной ответственности, будут способствовать укреплению межкультурного и межнационального единства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Благоговение перед жизнью / Сост. и послесл. А.А. Гусейнова. М., 1992.

Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. М., 1993.

Гидденс Э. Социология. М., 2005.

Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1937—1952. Т. VIII.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXI Международных Рождественских чтений. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/59019. htm (дата обращения: 21.02.2013).

Ершова Л.С. Нравственная философия А. Швейцера // Человек. 2000. № 1.

Капица С. Со своим уставом в чужой монастырь URL: http:// spkurdyumov.narod.ru/SoSvoimUstavom.htm (дата обращения: 01.09.2011).

Капица С. К диалогу науки и религии // В мире науки. 2007. № 10.

Куда идет российская культура? (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2010. № 9.

Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2005.

29 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXI Международных Рождественских чтений. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/59019.htm (дата обращения: 21.02.2013).

30 Там же.

Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. 1994. № 4.

Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России. URL: ЬИр://№№тегшой-.ги/03ргт1/01/24/(дата обращения: 15.01.2013).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Пасхальное послание 1991 года. URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/paskhalnye-poslamya-patriarha-alexiya-ii/166-paskhalnoe-poslanie-1991-goda (дата обращения: 08.02.2013).

Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы: Доклад для обсуждения. М., 2011.

Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1981.

Раушенбах Б.В. Пристрастие. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды / Под ред. М.В. Романова, В.В. Степанова. М., 2012.

Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / Отв. ред. и сост. О.В. Кириченко. М., 2010.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.