Научная статья на тему 'Возрождение церкви и духовно-нравственного воспитания в России в конце XX - начале XXI веков'

Возрождение церкви и духовно-нравственного воспитания в России в конце XX - начале XXI веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1464
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР КОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ШКОЛА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / BASES OF ORTHODOX CULTURE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / STATE / SCHOOL / TEACHERS / YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абехтикова Марина Борисовна

Необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения все шире осознается гражда нами России. В данной статье показывается, как постепенно, начиная с 1990-х годов, в нашей стране росло влия ние церкви на жизнь общества, отмечается опыт взаимодействия церковных и светских учреждений в деле при общения молодежи к истокам Православной культуры, воспитанию на традициях добротворчества и гуманизма. В статье обращается внимание на ряд знаменательных событий в жизни церкви новейшего времени, подчеркива ется, что мнение священников стало играть в обществе все большую роль, что Русская Православная Церковь, на чиная с 1990-х годов, активно включилась с процесс становления гражданского общества. Также автор обращает ся к вопросам преподавания Основ православной культуры, на примере города Ногинска делает вывод о важности и значимости этого предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revival of church and spiritual and moral upbringing in Russia in the late 20th-early 21st centuries

Need of spiritual and moral upbringing of younger generation is more and more widely realised by citizens of Russia. In this article, it is shown how gradually, since the 1990s, influence of church on society life has been grown in the country, experience of interaction of church and secular institutions in familiarising of youth with sources of Orthodox culture, upbringing on traditions of volunteership and humanity is noted. The attention to a number of significant events in life of church of the latest time is paid in the article, emphasising that the opinion of priests has begun to play an increasing role in society, that the Russian Orthodox Church since the 1990s, has actively joined the process of formation of civil society. Also, the author addresses questions of teaching Bases of orthodox culture, on the example of the city of Noginsk draws a conclusion about importance and the importance of this subject.

Текст научной работы на тему «Возрождение церкви и духовно-нравственного воспитания в России в конце XX - начале XXI веков»

УДК 2-42

Абехтикова Марина Борисовна

Костромской государственный университет m.marinab@mail.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

Необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения все шире осознается гражданами России. В данной статье показывается, как постепенно, начиная с 1990-х годов, в нашей стране росло влияние церкви на жизнь общества, отмечается опыт взаимодействия церковных и светских учреждений в деле приобщения молодежи к истокам Православной культуры, воспитанию на традициях добротворчества и гуманизма. В статье обращается внимание на ряд знаменательных событий в жизни церкви новейшего времени, подчеркивается, что мнение священников стало играть в обществе все большую роль, что Русская Православная Церковь, начиная с 1990-х годов, активно включилась с процесс становления гражданского общества. Также автор обращается к вопросам преподавания Основ православной культуры, на примере города Ногинска делает вывод о важности и значимости этого предмета.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, Русская Православная Церковь, государство, школа, преподаватели, подрастающее поколение.

Важнейшим фактором развития духовно-нравственного потенциала в России в конце ХХ века и начале XXI века является православная цивилизация. Мы видим, что сегодня возрождаются традиции, сформированные тысячелетней культурой, православием. Наше общество постепенно осознает те стороны русской жизни, которые составляют ее основу, которые в сложное время безверия подспудно хранил русский народ. Речь в данном случае идет о способности русских людей жить миром, «соборно», пренебрегать собственными вопросами ради разрешения глобальных общественных проблем. Эти заветы должны быть сохранены как лучшая национальная основа, способствующая правильному пониманию своей веры, религии, своеобразию русской жизни как явления особенного, но отнюдь не исключительного и не противопоставленного жизни всего общества.

1990 годы были переломными в истории не только государственности, но и духовной жизни общества СССР. В мае 1990 года умер Пимен - Патриарх Московский и всея Руси. На нового Патриарха, Алексия II (Ридигера), избранного на Поместном Архиерейском соборе, была возложена огромная миссия. Советский Союз переживал мучительный процесс распада. Политики разрывали многонациональные вековые связи. Вместо дружбы народов стала появляться пропаганда ненависти к другим национальностям. Общественная нравственность, на которой была основана официальная идеология, деградировала. Народ дезориентировался, вакуум заполнялся заокеанскими проповедниками, тоталитарными сектами, авантюристами [2]. В такой ситуации необходима была четкая и даже жесткая позиция опытного и мудрого руководителя, видящего все проблемы, которые стали результатом того, что в стране более 70 лет пропагандировался атеизм.

27 июня 1991 года в Кремле состоялась встреча Президента СССР М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В ходе бесе-

ды были обсуждены вопросы, одинаково волнующие и верующих, и неверующих. При этом с обеих сторон подчеркивалось огромное значение общественного согласия для преодоления трудностей переходного периода, возрождения духовности и нравственности. Патриарх Алексий II говорил о благотворных преобразованиях, происходящих в стране под влиянием церкви, о готовности священнослужителей «внести свою лепту во всенародное дело обновления жизни нашего Отечества», способствовать возрождению духовной культуры, воспитанию подлинного патриотизма [6].

С одной стороны, в это время начинается небывалый духовный подъем народа: миллионы людей осознают себя наследниками Святой Руси, с другой стороны, налицо было сопротивление местных властей. Очень сложным и неоднозначным оказался и процесс передачи Церкви икон, святынь, утвари, принадлежавших государству. Закономерно, что когда-то отнятое у церкви имущество должно было быть возвращено ей (это касалось и зданий, помещений). Однако в состоянии нестабильности русского общества этот процесс на первых порах протекал очень сложно. Сопровождался он и не всегда осознаваемой священниками художественной ценностью икон, являющихся не только святынями, но и памятниками искусства определенных веков.

Отметим сразу, что окончательно многочисленные конфликты музейных работников, людей науки и искусства и священников законодательно были разрешены федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», принятом Государственной Думой в ноябре 2010 года. Данный Федеральный закон определил порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, соб-

© Абехтикова М.Б., 2017

Вестник КГУ^ № 1. 2017

51

ственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Однако «действие настоящего Федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации или документам, относящимся к национальному библиотечному фонду» [7].

Обратим внимание, что только спустя 20 лет после начавшейся перестройки государство пришло к разработке и формулировке важных положений. Недооценить их сложно, поскольку проблема соотношения светской и религиозной культур остается и по сей день достаточно острой. Сегодня одним из важных, на наш взгляд, документов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». А одной из ключевых мыслей «Концепции...» является утверждение о том, что единство русского народа и объединяющие русских людей духовные ценности являются не менее важными факторами развития страны, чем политическая и экономическая стабильность. Акцент, сделанный в концепции на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, позволяет говорить о значимости и важности просветительской и воспитательной работы. И церковь оказывает значительную помощь государству в формировании у молодежи правильного отношения к своей земле, к Родине, к духовным ценностям, вне всякого сомнения, именно православная церковь является залогом глубинного единения русских людей.

На церемонии присяги Президента России Б.Н. Ельцина Святейший Патриарх Алексий отметил: «.Мы надеемся, что первый Президент России будет способствовать возвращению Церкви ее истинных святынь, храмов и обителей и будет предусмотрено участие России в их реставрации и восстановлении» [3]. Примечательно, что до этого Алексий II говорил Б.Н. Ельцину об огромной ответственности, принимаемой им на себя за страну, которая уже в течение жизни трех поколений находится в состоянии безверия. В плане дальнейшего посыла на духовно-нравственное развитие страны важно то, что патриарх сделал акцент на отступлении, отдалении людей от молитвенного подвига, от желания и способности трудиться.

Определенным итогом постепенного процесса восстановления места Православия в российском обществе и в российской школе в 1990-е годы можно считать образование в 1999 г. Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Основные направления деятельности Совета состояли в изучении, обобщении и распространении

накопленного опыта в области духовно-нравственного воспитания на основе гуманистической и религиозной традиции [5].

С этого времени возобновляется вовлечение Русской Православной Церкви в общественную жизнь, взаимодействие ее с государством. Русская Православная Церковь Московского Патриархата осуществляла свою деятельность практически во всех областях жизни общества. Были созданы группы сестер милосердия в больницах, организовывались при храмах и монастырях центры для лечения алкоголиков и наркозависимых. Церковь стала активно заниматься миротворчеством, способствовать укреплению нравственности, осуществлять благотворительные проекты, активно сотрудничать с системой здравоохранения, вести духовно-просветительскую работу в среде военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

26 мая 1992 года Постановлением Правительства города Москвы 5-ая Градская клиническая больница была преобразована в Центральную клиническую больницу Святителя Алексия Митрополита Московского. Патриарх Алексий II являлся председателем Попечительского совета больницы.

Политико-правовое положение Русской Православной Церкви в современной России основывается на конституционно-правовом регулировании. Многие религиозные объединения Русской Православной Церкви тесно взаимодействуют с приютами для детей-сирот, при храмах устраиваются встречи детей из разных школ для проведения Рождественских и Пасхальных праздников. Священнослужители забрали и забирают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из школ-интернатов для воспитания в свои семьи и в семьи своих прихожан.

На Архиерейском Соборе 2000 года были приняты Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, в которых содержатся положения относительно церковно-государственных отношений. Основы Социальной Концепции предусматривают принцип невмешательства церкви в дела государства, но церковь смогла все-таки «найти способ совместного с государством решения значимых проблем российского общества». «Переход от сепарационной модели государственно-конфессиональных отношений к кооперационной занял менее двух десятилетий» [8, с. 730].

Одним из основных направлений сотрудничества Русской Православной Церкви, государства и общества стала образовательная сфера. Современная русская школа видит решение проблемы душевного и духовного оскудения в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, молодежи на базе традиционных христианских ценностей, имеющих глубокие исторические корни.

52

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

В современном мире подростки развиваются под влиянием различных факторов как позитивного, так и негативного характера, оказывающих сильнейшее воздействие на нравственное формирование личности. Церковь придает огромное значение воспитанию и образованию подрастающего поколения, от которого, по сути дела, зависит будущее нашей страны. «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя - слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье», - в одном из выступлений сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [4].

В период с 1990 г. по 2003 г. произошел подъем духовного просвещения. В храмах открылись воскресные школы и православные гимназии, были организованы православные летние лагеря. При Московских Духовных школах в Троице-Серги-евой Лавре открылись факультеты не только для юношей, но и для девушек. Во многих городах России в школах разрешили проводить на факультативных занятиях курс «Основы Православной культуры». Весной 2010 г. в отдельных российских школах в экспериментальном порядке начали преподавать новый предмет Основы Религиозных Культур и Светской этики, 2012 г. его ввели как Федеральный компонент. Ряд регионов к тому времени уже имел большой опыт взаимодействия религиозных объединений и администраций муниципальной власти.

С сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации введен обязательный комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Согласно новым стандартам разработаны методические пособия по шести модулям: «Мировые религиозные культуры», «Исламская культура», «Иудейская культура», «Буддийская культура», «Основы Светской этики» и «Основы Православной культуры». Самым же сложным в министерстве образования и науки считают подготовку кадров. Было принято решение, что обучать школьников новому предмету должны только светские преподаватели.

Целью преподавания Основ православной культуры является формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В задачи курса, по словам автора учебника по

ОРКСЭ, модуля «Основы православной культуры» А.В. Кураева, входит «знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики; развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы» [4].

Обратим внимание на то, что наличие разных модулей предполагает выбор родителями учеников тех или иных курсов. По статистическим подсчетам, проведенным нами на примере г. Ногинска Московской области, 68% родителей выбирают для изучения предмет «Основы православной культуры», 28% - «Основы светской этики» и 4% - «Основы мировых религий».

Анализируя выбор родителями тех или иных предметов, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности жизни того или иного города. В городе Ногинске 22 храма с очень богатой историей, из них 4 храма находятся в черте города. Множество детей г. Ногинска посещают воскресные школы, а лето проводят в православном лагере «Дружина». В 2015-2016 учебном году предмет «Основы православной культуры» читался не только в общеобразовательных школах, в отдельных колледжах, в 13 детских садах подготовленными воспитателями МБДОУ по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир».

В г. Ногинске немало примеров тесного общения школы и церкви. Глуховская школа-интернат №2 более 16 лет сотрудничает с Покровским храмом села Воскресенское, находящегося в 20 километрах. Настоятель храма проводит с детьми беседы по духовно-нравственному воспитанию («Что такое грех?», «В чем заключается смысл жизни», «Пятая Заповедь Ветхого Завета», которая гласит о почитании родителей и др.), направленные на развитие и просвещение ребенка, на формирование в детях строгих моральных принципов и убеждений. Примечательно, что помимо курса «Основы православной культуры» в разных регионах России были введены дополнительные целевые региональные программы духовно-нравственного воспитания.

Русская Православная Церковь в России сегодня ставит те же задачи, что и государственная политика. Прививать навыки нравственного самоанализа, вносить предложения в разные направления общественной жизни, активно участвовать в социальной политике. Подросток должен уметь чувствовать и анализировать запросы своей совести, - это поможет ему любить свою семью, осоз-

Вестник КГУ^ № 1. 2017

53

навать ответственность за будущее Родины, быть уважительным к традициям многонационального народа Российской Федерации.

Библиографический список

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 26 с.

2. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. -Нижний Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. - 816 с.

3. История Русской Церкви. 1917-1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.odinblago.ru/istoriya_rpc (дата обращения: 21.10.2016)

4. Кураев А.В. Основы православной культуры. Программа курса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.rn/text/79/194/40156.php (дата обращения: 21.10.2016)

5. Положение о координационном совете по взаимодействию министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской

православной церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/58862681 (дата обращения: 22.10.2016)

6. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на приеме у Президента СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1990 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://patriarh-i-narod.ru/ slovo-patriarha/nachalo-patriarshego-puti-patriarha-alexiya-ii/235-slovo-na-prieme-u-m-s-gorbacheva (дата обращения 12.09.2016).

7. Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС Консультант плюс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=168427&fld=134&dst=1000000001 ,0&ГМ=0.1424183638647143#0

8. Юрченко С.Н. Эволюция присутствия РПЦ МП в публичном пространстве с 1991 года: от политического нейтралитета до института публичной политики // Государство, общество, церковь в истории России ХХ—ХХ1 веков: в 2 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. - С. 726-731.

Вестник КГУ .J № 1. 2017

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.