УДК 001.378
Чижик П. И.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ
В статье представлен социально-философский анализ нравственной культуры преподавателя высшей военной школы, осмысление уровня ее качественного состояния, основных подходов, путей и способов решения наиболее острых духовно-нравственных проблем современного российского образования.
Ключевые слова: нравственная культура, нравственное сознание, нравственное мировоззрение, нравственные качества.
Chizhik P.I.
MORAL CULTURE OF TEACHERS OF HIGHER MILITARY SCHOOL: KEY
APPROACHES AND PROBLEMS
The article presents the socio-philosophical analysis of moral culture of the higher military school teacher, main approaches to understanding the level of its quality status, basic ways and means of solving the most pressing spiritual and moral problems of modern Russian education.
Keywords: moral culture, moral consciousness, moral outlook, moral qualities.
Российская высшая военная школа в современных условиях испытывает острую потребность в духовно богатой и высококультурной личности преподавателя. Крайне востребованными являются педагоги, обладающие высокой нравственной культурой, способные творчески и самостоятельно решать профессиональные задачи, нестандартно мыслить, вооружать обучаемых глубокими знаниями и своим личным примером оказывать на них позитивное нравственное влияние. Речь идет как о военных, так и о гражданских преподавателях, активно включенных в процесс духовно-нравственного становления будущего офицера, формирования у него устойчивой мотивации к овладению военной профессией, которая всегда требовала особого состояния духовности.
Актуализация потребности в нравственно культурном, образованном и компетентном преподавателе высшего военно-учебного заведения во многом объясняется тем, что данная профессия всегда занимала особое место и роль в российском обществе и государстве, социальная значимость которой отчетливо проявляет-
ся в достаточно высоких нравственных требованиях к носителям данной профессии. Важно осознать, что без усвоенных ценностей нравственной культуры, профессиональные знания, навыки и умения, какими бы обширными и развитыми они ни были, не могут принести преподавателю сколько-нибудь заметно высоких результатов в обучении и воспитании будущих офицеров. На педагогический состав вуза во многом возлагается основная ответственность за формирование у обучаемых таких нравственных качеств, как долг, честь, совесть, являющихся, по сути, базовыми духовными ориентирами в жизни и военно-профессиональной деятельности будущего офицера как наиболее активного гражданина своей страны.
Сегодня все более очевидным является то, что качество современного российского военного образования в ближайшем и отдаленном будущем во многом будет определяться не столько масштабом инвестиций в данную сферу, всевозможными инновациями и модернизациями, сколько уровнем сформированно-сти нравственной и профессиональной культу-
ры профессорско-преподавательского состава. Для современного российского общества и государства необходимы не только высоко подготовленные специалисты, ответственные профессионалы, но и просто честные и порядочные граждане в истинном значении этих простых понятий.
Нравственная культура современного преподавателя сегодня все больше начинает рассматриваться в качестве одного из важнейших ресурсов повышения эффективности и качества всего образовательного процесса. Объясняется это тем, что она характеризует преподавателя как современного, образованного и культурного человека, чье мировоззрение и духовно-нравственные качества соответствуют высоким требованиям жизни в российском социуме. Чем выше уровень нравственной культуры преподавателя, тем успешнее и качественнее, при прочих равных условиях, он способен выполнять свой гражданский и профессиональный долг.
Нравственная культура преподавателя — это характеристика его духовного развития, в которой отражается степень освоения им моральных ценностей общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с коллегами и обучаемыми нравственных норм и принципов, готовность к постоянному внутреннему развитию и самосовершенствованию. Обладание высоким уровнем нравственной культуры дает возможность педагогу обеспечить относительную устойчивость и стабильность существования своего духовного мира, независимо от возраста, опыта работы, социального положения, национальности, вероисповедания и др. Это, по сути, та необходимая и обязательная основа, на которой базируются все основные виды духовности преподавательского состава.
В содержательном плане нравственная культура преподавателя высшей военной школы может быть определена как мера развитости основных элементов его духовного мира:
а) нравственного сознания (нравственные знания о добре, чести и т.д., нравственные чув-
ства и эмоции, нравственная воля, ценностные ориентации);
б) нравственного мировоззрения (переосмысленные нравственные знания, идеалы, нормы и принципы, нравственные интересы и потребности, убеждения и верования);
в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта,честность, достоинство, чувство долга, ответственность и др.) и их последовательное проявление в поведении, общении и деятельности [1].
Развитость нравственного сознания определяется многообразием и системностью обыденно-практических и научно-теоретических знаний о нравственности многих типов: светской, религиозной, общечеловеческой и конкретно-субъективной и т.п. Усвоение нравственных знаний и последовательное проявление их в профессиональной педагогической деятельности является важнейшим признаком личностной культуры преподавателя. Нравственное мировоззрение включает переосмысленную совокупность знаний о морали, нравственные идеалы, нормы и принципы, убеждения и верования, потребности и интересы в сфере нравственности. Мотивируя социальную активность, мировоззрение определяет социальное самочувствие, самосознание преподавателя, его ценностные ориентации, оценки и поведение, акцентируя внимание на том, что носит для него смысловой и судьбоносный характер.
В системе элементов нравственной культуры важное место занимают нравственные качества современного педагога, которые представляют собой одну из значимых характеристик его сознания и мировоззрения. Являясь производными от содержания сознания и мировоззрения, они выступают в качестве ведущей основы содержания духовного мира преподавателя. Имея всепроникающий характер по отношению к другим качествам, они выполняют в его духовном мире особую интегративную роль, опре-
деляя меру его цивилизованности и культурности. Конечно, любое нравственное качество для того, чтобы оно было устойчиво позитивным необходимо тщательно развивать. Насколько можно быть нравственным или не быть, находится всегда в зависимости от тех духовных ориентиров, которых придерживается тот или иной преподаватель.
Об истинной значимости нравственного начала в духовном мире человека в разное время высказывались известные философы, мысли которых продолжают сохранять свою актуальность и в наши дни. Так, китайский философ Конфуций указывал на пять качеств, которые, по его мнению, составляют совершенную добродетель: «серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта» [2]. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что тот, «кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» [3]. Известный римский философ Сенека (младший) сформулировал универсальное нравственное правило, лежащее в основании любой профессиональной деятельности. Его суть заключается в том, что сначала необходимо «научиться добрым нравам, а затем мудрости, ибо нельзя без первых уроков научиться последней» [4].
Действительно, нравственная культура всегда имела большой удельный вес в духовном мире преподавателя в силу своей большей развитости, относительной универсальности и постоянной востребованности в его профессиональной деятельности, пронизывая содержание ее основных структурных элементов (цели, задачи, мотивы, средства воздействия, оценку и результаты). Она выступает в качестве универсального социального регулятора межчеловеческих отношений. Имея устойчивый характер проявления в высшем военно-учебном заведении, этический феномен является весьма значимым аспектом жизнедеятельности каждого преподавателя, позволяя ему сформировать положительную мотивацию к выполнению своего профессионального долга. Какими бы неося-
заемыми на первый взгляд ни казались нравственные требования, они образуют в структуре элементов духовного мира педагога тот ценностный стержень, который дает ему силы и возможность занимать высоконравственную личностную позицию, иметь моральное право обучать и воспитывать будущих офицеров.
Сегодня вполне объективно следует исходить из того, что требования морали — это не какое-то дополнение к профессиональной педагогической деятельности, навязываемое обществом и государством, а необходимое условие ее успешного функционирования и дальнейшего развития в рамках того или иного военно-учебного заведения. Весьма важной представляется мысль о том, что усвоенные нравственные ценности действуют изнутри каждого преподавателя, на основе его вполне осознанной личной ответственности перед собой, своими коллегами и обучаемыми. Усвоение моральных норм и принципов, перевод их в свой внутренний духовный мир позволяет преподавателю сохранять свою идентичность, качественную определенность, способность максимально реа-лизовывать свой внутренний духовный потенциал в образовательном процессе, а также лучшие человеческие качества в самых сложных жизненных ситуациях.
Ценности нравственного сознания и мировоззрения, поддерживаемые силой традиций, общественным мнением, личным убеждением и воспитанием, ориентируют преподавателя на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование. В становлении и развитии личности современного преподавателя наиболее значимым является глубина усвоения, переработки, переосмысления и перевода в свой духовный мир общекультурных и профессионально-культурных ценностей. Позитивная направленность нравственной культуры характерна, прежде всего, для тех преподавателей, «которые во всех ситуациях ведут себя нравственно, остро чувствуют добро и зло, сопереживают и сочувствуют успехам и недостаткам обучаемых, сориентированы на достижение смысложизненных целей,
а моральные средства всегда подчиняют этим целям» [5].
Объективно и закономерно мораль задает качественную определенность духовности всех субъектов образовательного процесса, определяя необходимо высокие нравственные стандарты их мышления, общения, поведения и деятельности. Нравственная культура, реализуя сущностной смысл жизнедеятельности преподавателя высшей военной школы, активно формирует и развивает данную сущность. По образному выражению русского писателя Г. Успенского, истинная сила нравственной культуры состоит в том, что она способна «выпрямить» общество и личность, ориентируя их на то, чтобы в условиях сложного социального выбора всегда поступать по совести. Великий русский баснописец И.А. Крылов, отмечая особую роль нравственного начала в духовном мире человека, писал: «В ком есть и совесть и закон, тот не украдет, и не обманет, в какой бы нужде ни был он» [6].
Конечно, формирование высокой нравственной культуры того или иного преподавателя представляет собой сложный и противоречивый процесс, требующий достаточно большого количества духовных усилий и времени со стороны каждого педагога. Необходимо отдавать себе отчет в том, что в нем задействовано множество факторов объективного и субъективного характера. Недостаточно высокий уровень нравственной культуры у того или иного преподавателя не восполняется за счет более высокого уровня развития его профессиональной культуры. В этой связи, более предметно следует обозначить проблемное поле процесса формирования нравственной культуры современного преподавателя высшей военной школы.
Ведущими показателями уровня и качества сформированности нравственной культуры преподавателя являются содержание и направленность его сознания, мировоззрения и нравственных качеств, их последовательное проявление в профессиональной педагогической деятель-
ности. Для духовного мира преподавательского состава сегодня характерным является активное переосмысление и нравственная переоценка собственного социального статуса, престижа педагогической профессии. Определяющими условиями данного процесса являются: возраст, наличие жилья, размер оплаты труда, занимаемая педагогическая должность, личное и семейное благополучие, нравственный климат в педагогических коллективах, социальные ожидания и притязания, политические взгляды и многое другое. Обобщенным показателем такого духовно-нравственного переосмысления и переоценки является удовлетворенность педагога своим трудом и жизнью в целом.
В силу ряда объективных и субъективных причин уровень и качество профессиональной и нравственной культуры разных категорий преподавателей сегодня весьма существенно отличается друг от друга. В педагогическую профессию за последнее время влилось значительное количество недостаточно подготовленных в профессиональном и нравственном отношении людей, которые являются преподавателями больше по названию, чем по состоянию души. Это свидетельствует о серьезных ошибках и просчетах в вопросе подбора и расстановки педагогических кадров, который в каждом вузе осуществляется с учетом своего видения и понимания данной проблемы и ее реальной остроты. Опыт личной педагогической деятельности показывает, что на формирование необходимого уровня профессиональной культуры у преподавателя военного вуза в среднем уходит от 3 до 5 лет. Речь, в первую очередь, идет об освоении содержательной, методической и организационной сторон преподаваемой дисциплины, специфики и особенностей образовательного процесса в том или ином вузе.
Современного преподавателя оценивают не только за его профессионализм, но и за высокий моральный авторитет и сопряженные с ним человеческие качества. Педагогическая практика показывает, что значительное число преподавательского состава испытывает се-
рьезные трудности с поиском и определением для себя сколько-нибудь значимых духовно-нравственных ориентиров. Одновременно можно наблюдать существенный рост необоснованных амбиций, повышенных запросов и притязаний. Отдельным порой бывает очень трудно выйти за рамки своих исключительно материально ориентированных потребностей и интересов. Все более типичной становится ситуация, характеризующаяся отсутствием разумного компромисса между высокими индивидуальными запросами и реальными возможностями их наиболее полного удовлетворения в условиях профессиональной деятельности в вузе. Следствием этого является переориентация духовного мира преподавателя с долгосрочной жизненной и педагогической стратегии на ситуативно-краткосрочную .
На формирование профессиональной и нравственной культуры современного преподавателя оказывает активное влияние целый ряд общесоциальных факторов, наиболее значимыми из которых являются: сложность социально-экономического развития страны в условиях западных санкций, относительная неопределенность общего вектора развития российского образования, углубляющаяся его коммерциализация, снижение уровня общеобразовательной подготовки выпускников средних школ и др. Неопределенность основных нравственных ориентиров у того или иного преподавателя не способствует тому, чтобы его духовный мир становился более совершенным в моральном плане и чтобы образовательно-воспитательный процесс в вузе воспринимался им во всей его сложности и противоречивости.
Нравственная культура предъявляет одинаково высокую требовательность ко всем категориям преподавательского состава, независимо от их возраста, пола, опыта и стажа профессиональной педагогической деятельности. Чем прочнее основы нравственной культуры преподавателя, тем весомей его личный вклад в учебно-воспитательный процесс вуза. Вполне объективно, на формирование нравственных
норм и принципов, которые должны восприниматься каждым педагогом как социально значимые в складывающейся системе современных духовных приоритетов и предпочтений, как правило, уходят многие и многие годы. Вот почему, порой бывает не просто отыскать преподавателя, который бы в равной мере обладал гармонично развитым нравственным сознанием, мировоззрением и приведенными к максимально возможной высоте совокупностью нравственных качеств.
По сути, нравственная культура преподавателя высшей военной школы, как и нравственность в целом рассматриваются в качестве той необходимой и обязательной основы, на которой должны базироваться все остальные виды его духовности, выступая для нее по существу неким особым «строительным материалом». Нравственные императивы, формулируемые универсально и для всех, действуют конкретно как для каждого педагога, так и обучаемого. Подлинно нравственным обычно считают поступок, совершаемый бескорыстно, без расчета на получение выгоды, «по доброй воле». Истинная нравственность обычно не обещает ее носителю никакой компенсации, вознаграждением добродетели является, как правило, она сама.
Сегодня крайне важным представляется кардинальное изменение стиля мышления, видения и понимания происходящих в обществе и высшей военной школе процессов, когда определяющими являются исключительно экономические показатели, а все остальное, включая мораль, является вторичным, производным. На самых разных уровнях достаточно много говорится о новой системе материального стимулирования педагогического труда. Безусловно, уровень оплаты труда современного российского преподавателя должен быть достойным и прямо пропорционален его личному вкладу в дело обучения и воспитания. Во многом можно согласиться с позицией Н.А.Добролюбова, который еще в конце XIX века писал о том, что «... по степени большего или меньшего уваже-
ния к труду и по умению оценивать труд более или менее соответственно его истинной ценности, можно узнать степень цивилизованности народа» [7].
Вместе с тем, высокий уровень развития нравственного сознания и мировоззрения, позитивно ориентированных нравственных качеств, высокий профессионализм и компетентность, скромная репутация и совесть педагога должны представляться сегодня более важным по отношению к деньгам, которые он мог бы получать за свою педагогическую деятельность в военном вузе. Исторический опыт нашей страны свидетельствует о том, что денежное вознаграждение за педагогический труд, как правило, никогда не соответствовало той реальной его «стоимости», которой по справедливости этот труд должен оцениваться в обществе и государстве. Слишком много в нем изначально заложено духовно-нравственных компонентов, которые не могут быть оценены с позиций лишь одного материального показателя.
В условиях решения сложных социально-экономических задач, стоящих сегодня перед обществом и государством, для духовного мира преподавателя крайне важным является сохранение и укрепление состояния здорового нрав-
ственного оптимизма, положительной социальной активности, уверенности в своем будущем, искреннее желание добросовестно выполнять свой профессиональный долг. Реализация данного требования должно способствовать созданию в рамках любого военного учебного заведения такой внутренней духовной атмосферы, когда честность и порядочность должны стать повседневной нормой жизни каждого преподавателя.
Современному российскому обществу и государству нужны преподаватели, способные не к прислуживанию и приспособлению, а к активному нравственному служению общественным идеалам и целям. Это должны быть люди долга, неподкупные, небоящиеся ответственности, обладающие гражданским мужеством, исполняющие свою педагогическую деятельность честно и совестливо. Представляется, что вне данных духовных ориентиров невозможно сформировать высоконравственного, образованного, ответственного, профессионально подготовленного современного преподавателя, который в полной мере сможет определять позитивное содержание и направленность развития образовательного процесса в высшей военной школе современной России.
Литература
1. См.: Каверин Б.И. Мораль и право в культуре личности.—М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003. — С.47.
2. Энциклопедия 2007. — С.44.
мудрости. -
-М.
РОССА,
3. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — С.94.
- М.:
4. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — С. 164.
5. Чижик П.И. Духовно-нравственные качества педагога высшей школы: современное состояние и ориентиры //Право и образование, 201 I. .V'«. С.2Г,.
6. Крылов И.А. Поли. собр. соч. Т. СПб.,1830. — С. 390-391.
3.
7. Белинский В.Г., Герцен А.П., Чернышевский П.Г., Добролюбов H.A. Педагогическое наследие. М.,1999. С.216.
Рецензент: кандидат философских наук, доцент Дядя С.А.