УДК 903.25
Ю.А. Подосенова
НОЖНЫ В СЕРЕБРЯНЫХ ОБКЛАДКАХ С ФИЛИГРАННЫМ
И ЗЕРНЕВЫМ ДЕКОРОМ ИЗ БАЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ЛОМОВАТОВСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Отдел истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, Пермь, РФ
Предлагаемая вниманию публикация посвящена описанию и введению в научный оборот находок, являющихся редкими для материалов средневековых памятников Пермского Предура-лья (ломоватовская археологическая культура) - ножнам в серебряных обкладках с филигранным и зерневым декором, происходящим из материалов Баяновского могильника.
Ключевые слова: ножны, ломоватовская археологическая культура, средневековье, Пермское Предуралье, зернь, филигрань.
YA. Podosenova
THE SCABBARD IN SILVER PLATES WITH FILIGREE DECORATION
FROM BAYANOVSKIY BURIAL GROUND LOMOVATOVSKAIYA ARCHAEOLOGICAL CULTURE
Perm Feleral Research Centre Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, RF
We bring to attention the publication is devoted to description and the introduction into scientific circulation finds, which are rare materials for the medieval monuments of the Perm CIS-Urals (lomovatovskiya archaeological culture) - the scabbard in silver plates with filigree and zernovym decor originating materials Bayanovskiy burial ground.
Key words: sheath, lomovatovskiya archaeological culture of the middle ages, the Perm Urals, granulation, filigree.
Полевые археологические исследования на средневековых памятниках Пермского Предуралья каждый год приносят массу разнообразного, интересного и порой даже уникального на данный период времени материала. Среди этого материала выделяются ножны в серебряных обкладках с филигранным и зерневым декором, происходящие из раскопок последнего десятилетия на Баяновском могильнике, принадлежащем к ломоватовской археологической культуре. Целью данной работы является введение в научный оборот этих изделий.
Ножны в серебряных обкладках с филигранным и зерневым декором обнаружены при раскопках Баяновского могильника в 2007, 2015 и 2016 г. (погребения 86, 328, 365, 392, 400). Погребальный инвентарь, являющийся контекстом этих изделий, свидетельствует о том, что эти погребения принадлежали женщинам [2; 3; 4]. Имеющиеся антропологические определения немногочисленных костных фрагментов, обнаруженных в погребениях (погребения 86, 365, 392, 400; определения проводились научным сотрудником ПФИЦ УрО РАН Н.Г. Брюхо-
вой) принадлежали взрослым индивидам [2; 3; 4]. Все изделия были обнаружены в районе пояса погребенного и являлись частью поясного набора.
Конструкция ножен. Основа всех ножен - деревянная конструкция, выполненная по одной схеме. Их отличие заключается в наложении серебряных обкладок и их декорировании.
Ножны состоят из двух частей - нижней и верхней. Верхняя часть служит рукоятью ножа. Нижняя часть - футляром для лезвия ножа. Не смотря на то, что длина самих ножен достигает 42 см, лезвие ножа было небольшим и выходило из рукояти на 10-15 см.
Верхняя часть ножен выполнена из двух деревянных пластин полусферического сечения. В пластинах по центру вырезан паз для черешка железного ножа. После складывания рукояти деревянную часть обворачивали тонким листом серебра (толщиной 0,23-0,6 мм), края которого сводились внахлест на тыльной стороне рукояти и спаивались. На нижний и верхний края напаян ободок из гладкой проволочки. Лицевая сторона рассматриваемых рукоятей представлена изделиями с декором (рис. 1/1, 2; рис. 2/2, 3) и без него (рис. 2/1). Рукояти трёх ножен украшены якорьковидным орнаментом и вставкой из камней/смолы. На них каст, имеющий каплевидную форму, обведен штампованной проволочкой с концами, спускающимися вниз и расходящимися в стороны в виде якоря. К «якорьку» по бокам и по касту припаяны зерневые треугольники. Такие же зерневые треугольники обрамляют и ободки из гладкой проволочки в верхней и нижней части рукояти. Другая рукоять ножен украшена только цилиндрическим кастом каплевидной формы со вставкой (рис. 1/1).
Затыльник на рукояти зафиксирован только в одном случае (рис. 1/1а). Он представлен простым серебряным листом, обернутым вокруг деревянной основы.
Футляр выполнен также из двух деревянных пластин, сложенных вместе. Серебряные обкладки на этих частях ножен располагались по-разному: цельной пластиной, наложенной на всю деревянную основу ножен (рис. 1/2); двумя отдельными пластинами, наложенными на всю деревянную основу ножен (рис. 1/1; рис. 2). С тыльной стороны края серебряных пластин были соединены внахлест. На это соединение была припаяна и прикреплена с помощью шпеньков узкая бронзовая скоба, завершающаяся полукруглым изгибом. Эта скоба закрепляла края пластин, а её изгиб выполнял функцию подвеса. На нижние и верхние края пластин были напаяны ободки из гладкой проволочки. В отдельных изделиях их обрамляли напаянные треугольники из зерни (рис. 1/1; рис. 2/1, 3). Лицевая сторона пластин на двух футлярах была декорирована якорьковидным орнаментом (рис. 1/1; рис. 2/1). В одном случае декор представлен якорьковидным орнаментом и вставкой из камня/смолы. Здесь каст, имеющий каплевидную форму, обведен штампованной проволочкой с концами, спускающимися вниз и расходящимися в стороны в виде якоря. К «якорьку» по бокам и по касту припаяны зерневые треугольники (рис. 1/1). В другом изделии каст для вставки от-
сутствует, а якорьковидный орнамент образуют две напаянные штампованные проволочки с концами, спускающимися вниз и расходящимися в разные стороны. К ним по бокам и в верхней части в виде розетки припаяны зерневые треугольники (рис. 2/1).
В отдельных изделиях фон якорьковидного орнамента (на рукояти и футляре) был позолочен (рис. 1/2; рис. 2/1).
Практически во всех экземплярах между деревянной основой и серебряными пластинами фиксируются остатки кожаной прокладки. Возможно, прокладка из кожи служила для лучшей подгонки деталей ножен (как рукояти, так и футляра). С другой стороны, кожаная прокладка могла выполнять и декоративную функцию в тех изделиях, где пластина на футляр накладывалась не целиком.
Химический состав металла серебряных пластин был изучен с помощью рентгено-флюоресцентного анализа. Пластины были выполнены из листа металла с высоким содержанием серебра (Ag более 90 %, остальное - Cu, Pb, Au).
Аналогии, датировка изделий и возможное место изготовления. Учитывая конструкцию и декор изделий - полных и более похожих аналогий подобным изделиям можно привести немного.
Как отмечает К.А. Руденко [5, с. 375-378], подобные ножны были встречены в материалах памятников поломской археологической культуры VIII-IX вв.: Варнинского могильника [10, с. 50,132, табл. XXV, XXVI], Поломского могильника VIII-IX в. [5, с. 375-378; 9, с. 246, рис. 44] и могильника Мыдлань-шай [1, табл^П/1]. Из материалов средневековых памятников Пермского Пре-дуралья (ломоватовская археологическая культура), похожие по конструкции ножны, но отличающиеся по орнаменту, происходят из погребений Редикар-ского и Каневского могильников, датированных исследователями IX - первой половиной X вв. [6, с. 229-233]. Рассматриваемые ножны из Баяновского могильника происходят из погребений, датированных автором раскопок первой половиной X века [2; 3; 4].
Аналогичные ножны, датируемые IX в., место обнаружения которых определяется Прикамьем, хранятся в материалах Фонда Марджани [5, с. 375-378].
В настоящий момент время распространения и место изготовления данных изделий определить трудно. Но можно высказать некоторые предположения. Вероятнее всего, время появления таких изделий на территории Прикамья в эпоху средневековья (ломоватовская и поломская археологические культуры) может ограничиваться IX - первой половиной X в. Именно в этот период широко используется декорирование ювелирных изделий разных категорий с помощью штампованной проволочки и зерни [7, с. 36-43; 8, с. 40-43]. Для этого периода характерно и распространение ножен аналогичных конструкций с металлическими обкладками (бронзовыми и серебряными) без декора [6, с. 229-233]. Место изготовления данных изделий в настоящий момент можно обозначить как Прикамье (ломоватовская и поломская археологические культуры без разграничений). К.А. Руденко также предполагает прикамское
происхождение данных изделий. Их прототипы исследователь видит в ножнах усечено-конической формы без зерневых узоров [5, с. 375-378; 9, с. 158. ил. 244]. Такие ножны были широко распространенны на территориях рассматриваемых культур ранее.
Возможно, предстоящие в будущем новые находки аналогичных изделий, а также всестороннее отдельное исследование, целиком посвященное появлению, распространению и функционированию на территории средневекового Прикамья такой категории материала как ножны в металлических обкладках, позволит в будущем точно ответить на вопросы о месте происхождения и периоде распространения этих изделий.
Библиографический список
1. Генинг В.Ф. Мыдлань-шай - удмуртский могильник VIII-IX вв. // Древ-неудмуртский могильник Мыдлань-шай. ВАУ. - Вып. 3 / отв. ред. Е.Г. Суров. -Свердловск: УрГУ, 1962. - С. 7-111.
2. Данич А.В. Отчет о раскопках Баяновского могильника в Добрянском МО Пермского края в 2007 г. // Архив МАЭ ПГГПУ. - 2008.
3. Данич А.В. Отчет о раскопках Баяновского могильника в Добрянском МО Пермского края в 2015 г. // Архив МАЭ ПГГПУ. - 2016.
4. Данич А.В. Отчет о раскопках Баяновского могильника в Добрянском МО Пермского края в 2007 г. // Архив МАЭ ПГГПУ. - 2017.
5. Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара: Каталог выставки / науч. ред. А.И. Торгоев, И.Р. Ахмедов. - М.: Изд. дом Марджани, 2016. - 560 с.
6. Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья. - Пермь: ПГПУ, 2007. - 352 с.
7. Подосенова Ю.А. Зернь и скань в ювелирных изделиях Пермского Предуралья эпохи средневековья // Вестник Пермского университета. История / гл. ред. Г.А. Янковская. - 2014. - Вып. 1. - С. 36-43.
8. Подосенова Ю.А. К вопросу об атрибуции филиграни ювелирных изделий Пермского Предуралья эпохи средневековья // Труды КАЭЭ. - Вып. IX / отв. ред. А.М. Белавин. - Пермь: ПГГПУ, 2014. - С. 40-43.
9. Руденко К.А. Булгарское серебро. Древности Биляра. - Казань: Заман, 2015. - Т. II. - 528 с.
10. Семенов В. А. Варнинский могильник // Новый памятник Поломской культуры / науч. ред. В.Ф. Генинг. - Ижевск: НИИ при СовМин УдАССР, 1980. - С. 5-135.
Рис. 1. Ножны с серебряными обкладками и филигранным декором из Баяновского могильника:
1 - ножны из погребения 392: а - общий вид, б - особенности затыльника ножен; в - особенности филигранного декора;
2 - ножны из погребения 328: а - общий вид, б - особенности
филигранного декора
Рис. 2. Ножны с серебряными обкладками и филигранным декором из Баяновского могильника:
1 - ножны из погребения 86: а - общий вид, б - особенности филигранного декора;
2 - ножны из погребения 365: а - общий вид, б - особенности филигранного декора;
3 - ножны из погребения 400: а - общий вид, б - особенности филигранного декора