УДК 006.1
НОВЫЙ ЗАКОН О СТАНДАРТИЗАЦИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Л. Д. Евстигнеева Научный руководитель - С. С. Ивасев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: ld_evstigneeva@mail.ru
Проанализирован новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», рассмотрены основные нововведения, дана оценка его содержательной части.
Ключевые слова: закон, национальная стандартизация, стандарты, техническое регулирование. THE NEW LAW ON STANDARDISATION: MYTH OR REALITY?
L. D. Evstigneeva Scientific Supervisor - S. S. Ivasev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: ld_evstigneeva@mail.ru
The article analyzes the new Federal law of June 29, 2015 No. 162-FZ «On standardization in Russian Federation», considered major innovations, assessment is made of its content.
Keywords: the law, national standardization, standards, technical regulation.
Стандартизация - неотъемлемый инструмент обеспечения качества продукции, работ и услуг, она является важным аспектом многогранной коммерческой деятельности.
Стандартизация - деятельность по разработке, утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации [1].
Законодательство Российской Федерации относит стандартизацию к ключевым факторам, влияющим на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России. Внедрение в производство новейших решений производится с помощью внедрения стандартов [2].
В ракетно-космической промышленности, в целях совершенствования данной системы необходимо определить в качестве приоритетных направлений деятельности обеспечение разработки, производства, испытаний, поставки, модернизации, реализации, сопровождения эксплуатации, гарантийного и сервисного обслуживания, ремонта ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, и оказание услуг в области космической деятельности, а также проведение единой технической политики при создании современной космической техники и оптимизации ее номенклатуры [3]. В соответствии с этим, становится ясно, что для реализации данной цели необходима качественная база по стандартизации, поскольку она направлена на оптимизацию и унификацию номенклатуры продукции, внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства, всего этого можно достичь имея качественный регулятор - закон о стандартизации.
Сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции [4].
Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
Важным решением стало вновь вынести стандартизацию как отдельную самостоятельную сферу деятельности, таким образом, был принят новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» основные положения которого начнут действовать с 1 июля 2016 г. Попробуем разобраться, что нового он привнесет и стоит ли ждать улучшений в данной области.
Закон разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации. Он формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.
В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона «О техническом регулировании».
Новый закон увязан с основными направлениями стандартизации, реализация которых предусмотрена Концепцией 2012 г [4].
Из нововведения можно отметить п. 3 ст. 26: «Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации». Очень интересно, как будет работать на самом деле этот пункт закона, потому что сейчас обязательные требования прописаны в технических регламентах и в основном они связаны с безопасностью продукции, стандарты, в свою очередь, являются добровольного применения. Если продукция или услуга подлежит обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации), то также к ней предъявляются требования по безопасности, то есть проверяется соответствие обязательным требованиям, а не всему стандарту. Подтвердить требования национального сандарта обязан лишь производитель (продавец) прошедший добровольную сертификацию на соответствие конкртетному национальному стандарту. Поэтому, чтобы ввести ответственность по п. 3 ст. 26 нового закона, необходимо внести поправки в существующие формы подтверждения соответствия.
Также законом введено новое понятие «Основополагающий национальный стандарт» (п. 8 ст. 2) и преобрело более яркий смысл понятие «Предварительный национальный стандарт (п. 10 ст. 2).
Хочется добавить по п. 5 гл. 7 ст. 30, что «Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации безвозмездно предоставляет документы и копии документов, которые указаны в части 3 статьи 29 настоящего Федерального закона (в электронной форме и (или) на бумажном носителе), по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.», но, к сожалению, в списке организаций, имеющих право на безвозмездное получение документов по стандартизации, нет предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющих заказы Министерства обороны РФ или выпускающих изделия стратегического назначения для страны. Получается, что с данных организаций государство (зачастую выступающее заказчиком данных изделий) взимает плату за то, чтобы данные изделия соответствовали национальным стандартам.
В общем виде, в новом законе установлены:
- организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;
- определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;
- процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.
Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах [5].
В настоящей статье мы рассмотрели новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». В результате проведенной оценки хотелось бы отметить следующее: насколько хорошо будет закон работать, как это изначально запланировано разработчиками - покажет только время и в большей степени это зависит от того, как его понимают и воспринимают те лица (физические и юридические), на которых он направлен, все предпосылки для этого в новом законе есть.
Библиографические ссылки
1. О стандартизации в Российской Федерации : федер. закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Законы России: опыт, анализ, практика // Правовые аспекты реализации института стандартизации в деятельности саморегулируемых организаций : журн. 2015. № 7.
3. О системе управления ракетно-космической отраслью : Указ Президента РФ от 02.12.2013 № 874. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О стандартизации в Российской Федерации : Комментарий к Федеральному закону от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 43503.html (дата обращения: 08.04.2016).
© Евстигнеева Л. Д., 2016