Научная статья на тему 'НОВЫЙ ВЗГЛЯД ЗАКОНОДАТЕЛЯ НА ПРОБЛЕМУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 2023 ГОД. ЧАСТЬ 2'

НОВЫЙ ВЗГЛЯД ЗАКОНОДАТЕЛЯ НА ПРОБЛЕМУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 2023 ГОД. ЧАСТЬ 2 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
суррогатное материнство / вспомогательные репродуктивные технологии / потенциальные (биологические) родители / законопроект / договор о суррогатном материнстве / брак.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярош Артур Валерьевич

В связи с участившимися случаями распространения как мужского, так и женского бесплодия, возрастает спрос на использование программы суррогатного материнства, что, в сою очередь, автоматический порождает среду для возникновения различных правовых вопросов и коллизий. В связи с этим автор статьи анализирует тексты законопроектов, направленных на решение этих вопросов и создание правовой среды для законодательного развития нормативной базы в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Проведенный авторский анализ показывает, насколько медленно идет правовое и законодательное развитие в данной сфере. Методы исследования: анализ, синтез, моделирование, сравнительно-правовой. Результатом проведенного исследования является аргументированный вывод автора о необходимости развития дальнейшего законодательного регулирования института суррогатного материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ВЗГЛЯД ЗАКОНОДАТЕЛЯ НА ПРОБЛЕМУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 2023 ГОД. ЧАСТЬ 2»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-41-47 ЯРОШ Артур Валерьевич,

NIION: 2021-0079-9/23-497 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-025-2023-09-497 ГБУЗ «Центр крови имени О.К. Гаврилова

Департамента здравоохранения города Москвы», аналитик, е-mail: Hsoray@yandex.ru

НОВЫЙ ВЗГЛЯД ЗАКОНОДАТЕЛЯ НА ПРОБЛЕМУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 2023 ГОД. ЧАСТЬ 2

Аннотация. В связи с участившимися случаями распространения как мужского, так и женского бесплодия, возрастает спрос на использование программы суррогатного материнства, что, в сою очередь, автоматический порождает среду для возникновения различных правовых вопросов и коллизий. В связи с этим автор статьи анализирует тексты законопроектов, направленных на решение этих вопросов и создание правовой среды для законодательного развития нормативной базы в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Проведенный авторский анализ показывает, насколько медленно идет правовое и законодательное развитие в данной сфере.

Методы исследования: анализ, синтез, моделирование, сравнительно-правовой.

Результатом проведенного исследования является аргументированный вывод автора о необходимости развития дальнейшего законодательного регулирования института суррогатного материнства.

Ключевые слова: суррогатное материнство; вспомогательные репродуктивные технологии; потенциальные (биологические) родители; законопроект; договор о суррогатном материнстве, брак.

YAROSH Artur Valerievich,

PhD in Law, GBUZ «Blood Center named after O.K. Gavrilov of the Department of Health of the City of Moscow», analyst

NEW LEGISLATOR'S VIEW OF SURROGACY IN THE RUSSIAN FEDERATION: 2023. PART 2

Annotation. In connection with the increasing incidence of both male and female infertility, the demand for the use of the surrogacy program is increasing, which, in turn, automatically generates an environment for the emergence of various legal issues and conflicts. In this regard, the author of the article analyzes the texts of bills aimed at resolving these issues and creating a legal environment for the legislative development of the regulatory framework in the field of assisted reproductive technologies. The author's analysis shows how slow the legal and legislative development in this area is.

Research methods: analysis, synthesis, modeling, comparative legal.

The result of the study is the author's reasoned conclusion about the need to develop further legislative regulation of the institute of surrogacy.

Key words: surrogacy; assisted reproductive technologies; potential (biological) parents; the bill; surrogacy contract, marriage.

Острота социального запроса, связанного с защитой детей, рожденных суррогатными матерями, а также отсутствие правового регулирования отношений при реализации программ «суррогатного материнства» [1] с участием иностранных граждан, дали положительный импульс в законотворческой деятельности

депутатов и привели к внесению 17 декабря 2021 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.О. Толстым, А.Ю. Кузнецовой, В.И. Пискаревым, Д.А. Хубезовым, О.В. Тимофеевой, сенатором РФ М.Н. Павловой проекта Федерального закона № 41630-8 «О внесении изменений в отдельные

чежжжжтжжжжжжжюжжжжшшшшшшшшжжжжтжжжжжжжюжжжжшшшш^

законодательные акты Российской Федерации» на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Положения законопроекта, также как и положения вышеуказанного проекта Федерального закона № 1191971-7, были направлены на установление законодательного запрета использования иностранными гражданами и лицами без гражданства программы «суррогатного материнства».

В отличие от всех вышеуказанных проектов, данный проект в течение года прошел все этапы рассмотрения и 19 декабря 2022 г. был подписан Президентом Российской Федерации [3].

Анализ вышеуказанных законопроектов показывает, что правовая система в сфере вспомогательных репродуктивных технологий существенно отстает от должного правового регулирования правоотношений, возникающих при использовании методов вспомогательных репродуктивных технологий.

С момента принятия законодателем положений ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], которые следует считать правовой основой использования вспомогательных репродуктивных технологий, прошло 11 лет. За этот период времени до принятия Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 538-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 538-Ф3) [3] положения указанной статьи не изменялись и не дополнялись, хотя - как показывают указанные выше законопроекты - предпосылок для этого было достаточно.

Представляется, что если бы ситуация с гибелью ребенка не получила такого общественного резонанса, развитие законодательно системе в сфере вспомогательных репродуктивных технологий по-прежнему бы находилось в «спящем режиме», а государство в режиме «запоздалости» показывало бы свое безразличие к интересам лиц, участвующих в этих правоотношениях.

Итак, законодатель, принимая Закон № 538-ФЗ, правовую систему в сфере вспомогательных репродуктивных технологий дополнил следующими новеллами:

1. Установлен запрет использования программы «суррогатного материнства» следующим участникам:

- иностранным гражданам и лицам без гражданства (исключением является, если иностранный гражданин или лицо без гражданства состоит в браке с гражданином Российской Федерации);

- мужчине и женщине, которые не состоят между собой в браке.

2. Расширены требования, предъявляемые к суррогатной матери, указано, что она должна иметь гражданство Российской Федерации.

3. Программа «суррогатного материнства» выведена из методов лечения бесплодия, но по-прежнему относится к вспомогательным репродуктивным технологиям.

4. На Правительство Российской Федерации возложили обязанности по определению порядка установления потенциальных родителей в качестве генетической матери и генетического отца, а равно одинокой женщины в качестве генетической матери.

5. Уточняется процедура записи родителей в книге записей рождений. Также положения указанного нормативного правового акта, касающиеся обязательного условия (наличия зарегистрированного брака, а также гражданства РФ у всех участников правоотношений), не применяются, если суррогатная мать уже вынашивает ребенка в соответствии с договором (либо уже его родила), при условии, что рожденный суррогатной матерью ребенок приобретает гражданство Российской Федерации.

Принятый Закон № 538-ФЗ частично ввел в правовую систему ряд положений, которые были отражены в вышеуказанных проектах нормативных правовых актов, но при этом возникают ситуации, порождающие новые вопросы.

В сферу использования программы «суррогатного материнства» законодатель ввел частичные запреты, что является разумным действием по отношению к иностранным гражданам. Но при этом частичным запретом нарушен принцип равноправия и справедливости в отношении мужчин и женщин, не находящихся в зарегистрированном браке, но совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство. Также законодатель, оставляя императивное право за суррогатной матерью в виде дачи согласия на запись родителей ребенка в книге записей рождений, не пытается решить вопрос, который нарушает баланс интересов между заинтересованными лицами [5].

Анализ вышеуказанных проектов нормативных правовых актов показывает, что правовая система в сфере вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе и институт суррогатного материнства, нуждается в построении различных правовых механизмов, направленных на регулирование возникающих правоотношений. Вместе с тем, государство по-прежнему находится в «запоздалой» нормотворческой деятельности, что приводит к перекладыванию ответственности по регулированию вопросов, возникающих при применение вспомогательных репродуктивных технологий, на судебные органы [4].

Значительный спрос на вспомогательные репродуктивные технологии в обществе будет приводить к возникновению новых неурегулированных вопросов, которые должны подталкивать лиц, имеющих право законодательной инициативы, вносить различные законопроекты, направленные на регулирование возникающих правоотношений.

На сегодняшний день институт суррогатного материнства по-прежнему нуждается в детальном правовом регулировании, поскольку нормативная база не позволяет решать различные вопросы, среди которых стоит выделить:

1. Использование программы «суррогатного материнства» одиноким мужчиной, который стал одиноким в случае смерти супруги и у которого остались замороженные эмбрионы, полученные в рамках национального проекта «Демография» в связи с увеличением объемов экстракорпорального оплодотворения.

2. Отсутствует правая возможность потенциальным (биологическим) родителям сделать запись в книге записей о рождении без получения письменного согласия на это суррогатной матери. При этом стоит отметить, что данный вопрос мог быть решен с принятием проекта Федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», которым предлагалось закрепить нотариальную форму договора суррогатного материнства, который бы подтверждал факт согласия суррогатной матери и не требовал предоставления отдельного документа в виде согласия.

3. На сегодняшний день действующее законодательство не устанавливает дополнительные требования, предъявляемые к потенциальным (биологическим) родителям, решившим участвовать в программе «суррогатного материнства». При этом стоит учитывать, что забота и воспитание детей - одна из основных обязанностей родителей. В связи с этим, предлагаем ввести дополнительные требования, предъявляемые к потенциальным родителям, к которым можно отнести:

1) возрастной критерий. Оптимальным возрастом потенциальных родителей, по нашему убеждению, являться от 21 до 50 лет. Такой критерий необходим для полноценного участия в воспитание рожденного ребенка, поскольку у лиц пожилого возраста, возрастает риск неизбежной смерти.

2) уровень морально-психологической готовности к появлению ребенка через программу «суррогатного материнства». Появления

детей не традиционным способом обусловливается эмоциональным стрессом для потенциальных (биологических) родителей. Следовательно, возникает потребность в дополнительной оценке психологического состояния здоровья субъектов применимых программу «суррогатного материнства», как инструмент решающий вопрос с деторождением. Данную оценку необходимо проводить в медицинской организации, перед заключением договора о суррогатном материнстве.

3) финансовый критерий. Уровень финансового дохода потенциальных (биологических) родителей, не может быть меньше прожиточного минимума трудоустроенных членов семьи, с учетом средств, в размере прожиточного минимума на рожденного ребенка.

4) отсутствуют ограничения в родительских правах, которые могли быть установлены на основании решений судебных органов. Такое требование, позволит не допускать рождение детей в семьях, неспособных к их надлежащему воспитанию.

5) прохождение специальной психологической и правовой подготовки. Прохождение специальной программы позволит потенциальным родителям снизить риски эмоционального «выгорания», а также придать уверенность, в том, что все обязательства по договору будут реализованы надлежащим образом, а их права защищены от недобросовестных суррогатных матерей или агентов, выступающим в роли посредников.

4. Отсутствуют требования, предъявляемые к договору о суррогатном материнстве. Необходимо в этой связи на законодательном уровне закрепить особую правую конструкцию данного документа, поскольку его предмет имеет социальную и этическую значимость для потенциальных (биологических) родителей.

Дальнейшим этапом развития законодательной базы в сфере вспомогательных репродуктивных технологий является проект Федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», внесенный 24 мая 2018 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой [15], А.Г. Варфоломеевым [14], Т.А. Кусайко [5]. Положения законопроекта направлены на решение вопроса, связанного с записью к книге записей о рождении мужчин и женщин, как состоящих в браке между собой, так и не состоящих в браке между собой, одиноких женщин в качестве родителей ребенка, рожденного с применением вспомогательных репродуктивных технологий.

Дважды (25 октября 2018 г. и 1 марта 2019 г.) указанный законопроект дорабатывался и вносился на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации [5].

В доработанном законопроекте были расширены положения: среди значимых дополнений следует отметить, что его авторы предлагают соблюдать обязательную нотариальную форму договора между суррогатной матерью и потенциальными (биологическими) родителями, а также возложить на нотариуса, удостоверившего такой договор, обязательства по передаче соответствующей информации в органы записи актов гражданского состояния. Заключенный договор, оформленный нотариально, будет подтверждать факт согласия суррогатной матери, родившей ребенка, на запись потенциальных (биологических) родителей родителями рожденного ребенка.

Следовательно, предлагаемые изменения будут способствовать решению проблемных вопросов, возникающих при регистрации рожденного суррогатной матерью ребенка, а также позволят не перекладывать на судебные органы ответственность по принятию решения и разрешению возникающих споров, связанных с регистрацией рожденного суррогатной матерью ребенка.

Доработанный законопроект поддержали Правительство Российской Федерации [7] и Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [12].

Вместе с тем, рассматривая 22 марта 2023 г. законопроект в первом чтении, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации было принято решение отклонить его. Основанием для отклонения законопроекта послужило заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, утвержденное на его заседании 13 марта 2023 г. (протокол № 3.6-5/60) [9].

Согласно позиции, изложенной в заключении, «Комитет полагает, что законодательное закрепление репродуктивных прав мужчин и женщин, в том числе, на применение ВРТ, как состоящих, так и не состоящих в браке, другими словами, - легализация таких отношений, приведет к разрушению традиционного института семьи, а также расширит в российском законодательстве правовые возможности эксплуатации женщин в целях удовлетворения корыстных, репродуктивных целей третьих лиц» [10].

Суждение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей относительно того, что легализация отношений, возникающих при использовании вспомогательных репродуктивных технологий приведет к разруше-

нию традиционного института семьи, выглядит весьма спорно.

Следует заметить, что к указанным медицинским технологиям, которые представляют собой методы лечения бесплодия, вынужденно прибегают многие семьи, страдающие бесплодием. Не могут технологии, которые позволяют делать многих бездетных людей счастливыми, обретая родительский статус, выступать разрушающим инструментом традиционного института семьи! Представляется, что государство должно брать все под свой контроль и выступать регулятором возникающих правоотношений в применении вспомогательных репродуктивных технологий. Поскольку, проводя социально-экономическую политику, направленную, в том числе, на улучшение демографической ситуации в стране, вкладывает значительные финансовые средства, реализуя национальный проект «Демография» [4]. Вспомогательные репродуктивные технологии являются одним из ключевых механизмов, указанных в национальном проекте, направленных на поддержку семей, страдающих бесплодием, путем увеличения циклов экстракорпорального оплодотворения за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования.

Таким образом, очевидно, что государство уделяет особое внимание вспомогательным репродуктивным технологиям, увеличивая объемы оказываемых услуг с применением этих технологий, но при этом не принимает активного участия в развитии правовой системы, направленной на регулирование возникающих правоотношений в данной сфере деятельности.

По сути пассивная позиция государства указывает на необъяснимую нерешительность решать проблемные вопросы, которые перед законодателем длительное время ставят ученые-юристы, суды, а также участники данный правоотношений. Следовательно, пока отношения участников вспомогательных репродуктивных технологий не будут комплексно урегулированы положениями нормативных правовых актов, государство будет перекладывать свою ответственность на судебные органы, которые вынуждены рассматривать и принимать решения по проблемным вопросам в этой сфере. Вместе с тем, указанный законопроект можно назвать достойной законотворческой идеей, при реализации которой могли быть устранены проблемы в правоприменении при регистрации ребенка, родившегося в результате применения методов репродукции.

Следующим этапом законопроектного творчества является проект Федерального закона № 1191971-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-

ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^

рации», внесённый 11 июня 2021 г. депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.О. Толстым, В.И. Писка-ревым, Н.Г. Земцовым, И.А. Юмашевой, сенатором Российской Федерации М.Н. Павловой1.

Законопроект предусматривал введение запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории Российской Федерации [6].

Предпосылкой для подготовки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания

1 Первоначально авторами законопроекта были Депутаты ГД П.О. Толстой, В.И. Пискарев, Н.Г. Земцов, И.А. Юмашева; Сенатор М.Н. Павлова, после письмом от 17 декабря 2021 г. № вн-ПВИ-3/54 Депутаты ГД П.О. Толстой, В.И. Пискарев и Сенатор РФ М.Н. Павлова попросили Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исключить их из состава авторов проекта федерального закона № 1191971-7.

Российской Федерации данного законопроекта стал общественный резонанс, возникший в период пандемии (COVID-19), вызванный гибелью в 2021 г. рожденного суррогатной матерью младенца, а также оставление рожденных суррогатными матерями детей без надлежащего присмотра и ухода [6].

Поскольку текст указанного проекта Федерального закона нуждался в доработке, согласно замечаниям Правительства Российской Федерации [8], Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [13], Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей [11], постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 625-8 ГД [7] было принято решение отклонить данный проект.

Список литературы:

[1] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

[2] Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[3] Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 538-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2022. № 52. Ст. 9368.

[4] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 625-8 ГД // Собрание законодательства РФ. 2021. № 52 (ч. I). Ст. 9097.

[5] Паспорт проекта федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

[6] Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1191971-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://sozd. duma.gov.ru/ (дата обращения: 11.06.2021).

[7] Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 г. № 6035п-П12 «На проект федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» // [Электронный ресурс] URL: https://sozd. duma.gov.ru/ (дата обращения: 08.07.2019).

[8] Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 11096п-П12 «На проект федерального закона № 1191971-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 20.10.2021).

[9] Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на проект федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», утвержденное на его заседании 13 марта 2023 г. (протокол № 3.6-5/60) //[Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/473140-7 // (дата обращения: 22.03.2019).

[10] Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на проект федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», внесенный В.В. Рязанским, Т.А. Кусайко в период

•ешшшшжштжжжжжшшшшштжжжжжжжшшшшжштжжжжжшшшшш

исполнения ими полномочий членов Совета Федерации, утвержденное 13 марта 2023 г. // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/473140-7// (дата обращения: 22.03.2019).

[11] Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на проект федерального закона № 1191971-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2021).

[12] Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «По проекту федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2019).

[13] Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «По проекту федерального закона № 1191971-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://sozd. duma.gov.ru/ (дата обращения: 06.07.2021).

[14] Письмо от 24 ноября 2021 г. № 04-02.161/АВ Сенатор Российской Федерации А.Г. Варфоломеев попросил Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исключить его из состава авторов проекта федерального закона № 473140-7//[Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/473140-7//(дата обращения: 22.03.2019).

[15] Письмо от 3 февраля 2023 г. № 65 - 02.46/ЕБ Сенатор Российской Федерации Е.В. Бибикова попросила Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исключить ее из состава авторов проекта федерального закона № 473140-7 // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/473140-7//(дата обращения: 22.03.2019).

Spisok literatury:

[1] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 1995 g. № 223-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 1. St. 16.

[2] Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 48. St. 6724.

[3] Federal'nyj zakon ot 19 dekabrya 2022 g. № 538-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonod-atel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva. 2022. № 52. St. 9368.

[4] Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 21 dekabrya 2021 g. № 625-8 GD // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2021. № 52 (ch. I). St. 9097.

[5] Pasport proekta federal'nogo zakona № 473140-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti gosudarstvennoj registracii rozhdeniya rebenka, v rezul'tate primeneniya vspomogatel'nyh reproduktivnyh tekhnologij» // [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona № 1191971-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (data obrashcheniya: 11.06.2021).

[7] Oficial'nyj otzyv Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 iyulya 2019 g. № 6035p-P12 «Na proekt federal'nogo zakona № 473140-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti gosudarstvennoj registracii rozhdeniya rebenka v rezul'tate primeneniya vspomogatel'nyh reproduk-tivnyh tekhnologij» //[Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (data obrashcheniya: 08.07.2019).

[8] Oficial'nyj otzyv Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 oktyabrya 2021 g. № 11096p-P12 «Na proekt federal'nogo zakona № 1191971-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» //[Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (data obrashcheniya: 20.10.2021).

[9] Zaklyuchenie Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po voprosam sem'i, zhenshchin i detej na proekt federal'nogo zakona № 473140-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti gosudarstvennoj registracii rozhdeniya rebenka v rezul'tate primeneniya vspomogatel'nyh reproduktivnyh tekhnologij», utverzhdennoe na ego zasedanii 13 marta 2023 g. (protokol № 3.6-5/60) // [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/473140-7//(data obrashcheniya: 22.03.2019).

[10] Zaklyuchenie Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po voprosam sem'i, zhenshchin i detej na proekt federal'nogo zakona № 473140-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti gosudarstvennoj registracii rozhdeniya rebenka v rezul'tate primeneniya vspomogatel'nyh reproduk-

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

tivnyh tekhnologij», vnesennyj V.V. Ryazanskim, T.A. Kusajko v period ispolneniya imi polnomochij chlenov Soveta Federacii, utverzhdennoe 13 marta 2023 g. // [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/473140-7// (data obrashcheniya: 22.03.2019).

[11] Zaklyuchenie Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po voprosam sem'i, zhenshchin i detej na proekt federal'nogo zakona № 1191971-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» //[Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (data obrashcheniya: 17.12.2021).

[12] Zaklyuchenie Pravovogo upravleniya Apparata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii «Po proektu federal'nogo zakona № 473140-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti gosudarstvennoj registracii rozhdeniya rebenka v rezul'tate prime-neniya vspomogatel'nyh reproduktivnyh tekhnologij» // [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (data obrashcheniya: 29.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Zaklyuchenie Pravovogo upravleniya Apparata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii «Po proektu federal'nogo zakona № 1191971-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» //[Elektronnyj resurs] URL: https://sozd. duma.gov. ru/ (data obrashcheniya: 06.07.2021).

[14] Pis'mo ot 24 noyabrya 2021 g. № 04-02.161/AV Senator Rossijskoj Federacii A.G. Varfolomeev poprosil Predsedatelya Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii isklyuchit' ego iz sostava avtorovproekta federal'nogo zakona № 473140-7//[Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/473140-7//(data obrashcheniya: 22.03.2019).

[15] Pis'mo ot 3 fevralya 2023 g. № 65 - 02.46/EB Senator Rossijskoj Federacii E.V. Bibikova poprosila Predsedatelya Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii isklyuchit' ee iz sostava avtorov proekta federal'nogo zakona № 473140-7 // [Elektronnyj resurs] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/473140-7// (data obrashcheniya: 22.03.2019).

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.