DOI 10.24411/9999-001А-2018-10074 УДК: 63.3 (2Р5)
Н.А. Минина
Новосибирский государственный краеведческий музей
Новый взгляд на историю Новониколаевска и его место в урбанизационном процессе в России
Аннотация
История Новониколаевска неизменно привлекает большое внимание и в то же время не вполне осмыслена современниками. Очевидно, что для формирования адекватного образа города должно измениться состояние источниковой и методологической базы. Новые факты из истории города, в том числе градостроительной истории, дают основание для пересмотра некоторых устоявшихся выводов и идей. Современные подходы в изучении городов позволяют выделить особенные черты Новониколаевска как города нового типа, образованного в период активной урбанизации в России. По сравнению с другими, старыми и новыми городами Сибири, Новониколаевск представлял собой иной тип города — большой город. В статье приводятся факты, которые характеризуют Новониколаевск как новый тип города, ставший феноменом в российской истории.
Ключевые слова: Новониколаевск, большой город, урбанизация, землеустройство, планировка города
N.A. Minina
The Novosibirsk State Museum of History and Nature
A Fresh Approach to the History of Novonikolayevsk and Its Place in the Urbanization Process in Russia
Abstract
The history of Novonikolayevsk constantly attracts much attention, and at the same time is not fully understood by contemporaries. In order to form an adequate image of the city, it is obvious that the state of the source database and methodological one must change. New facts from the history of the city, including urban history, give reason for revising some established conclusions and concepts. Modern approaches to the study of cities make it possible to single out the special features of Novonikolayevsk as a new type of city formed during the period of active urbanization in Russia. In comparison with other old and new cities in Siberia, Novonikolayevsk was a different type of city - a big city. The article outlines the facts that characterize Novonikolayevsk as a new type of city, which has become a phenomenon in Russian history.
Key words: Novonikolayevsk, metropolis, urbanization, land management, city planning.
История городов, в том числе сибирских, давно и успешно исследуется в рамках исторической урбанистики. Обширная историография показывает, что Новосибирск от этого процесса отстает — по крайней мере, как местные, так и другие сибирские исследователи дореволюционную историю нашего города пока не помещают в общероссийский контекст. Актуальным в изучении Новониколаевска остается историко-архитектурный подход, когда исследовательский интерес концентрируется на застройке города.
В 2001 г. вышло в свет фундаментальное исследование НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века», в котором авторы представили анализ урбанизационного процесса в России в пореформенный период. Со второй поло-
вины XIX в. происходил неуклонный рост российских городов и городского населения: если в середине XIX в. горожане составляют всего 7,8% населения, в 1897 г. — 12,3%, то в 1917 г. — уже 27%. В России даже в начале ХХ в. преобладал малый город: в 80% из общего количества городов (865) проживали от 1 до 20 тыс. человек. Абсолютное преобладание малых городов было характерно как для центра страны, так и Сибири. Одновременно растут крупные города и появляются термины — большой и малый город, характеризующие не столько размеры, сколько тип города. Это был общемировой процесс, связанный с промышленным переворотом. Промышленный переворот изменил сам механизм городообразования: города в это время возникают и развиваются естественно, в соответствии с собственными внутренними стимулами развития, а в доиндустриальный период города часто «назначались» [Градостроительство
России.., 2001, с. 27].
Таким «естественно возникшим» городом был Новониколаевск. Какое место он занимал в общероссийском урбанизационном процессе? Авторы исследования дают неожиданный и одновременно очевидный ответ: «Только на исходе существования Российской империи в Сибири появился город, по принятым во всем мире нормам могущий быть причисленным к числу больших городов—это Новониколаевск» [Там же, с. 24]. То есть Новониколаевск был единственным большим городом из новых городов, в том числе образовавшихся в результате строительства Сибирской железной дороги. В это время среди старых городских центров большие города не были редкостью. Например, население Санкт-Петербурга с пригородами с 1900 по 1910 г. увеличилось на 466 тыс., Москвы — на 300 тыс., Тифлиса — почти вдвое с 1897 по 1910 г. — на 145 тыс. [РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 697. Л. 92 об.]. Новониколаевск, благодаря комплексу известных факторов, сразу оказался городом иного порядка, и этот факт был осознан еще современниками. В 1912 г. на собрании Императорского русского технического общества, посвященном развитию холодильного дела в России, был отмечен рост Новониколаевска: «...С американской быстротой растут города Сибири. Не только Томск и Иркутск, но даже такие совершенно незначительные города, как Курган, Тюмень, Барнаул, представляют из себя в настоящее время большие торговые центры, а Новониколаевск, бывший еще недавно селом, соперничает уже с Томском. Все более крупные станции Великого Сибирского пути обращаются постепенно в городские поселения, а некоторые из них уже в ближайшее время предположено превратить в уездные города» [РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 697. Л. 93]. В историографии обнаруживается и другое отношение современников. В 1908 г. вышла в свет статья Г.Н. Потанина «Города Сибири», в которой о Новониколаевске не сказано ни слова, как будто его не было вовсе [Потанин, 1908].
Большой город имеет свои особенности — качественные отличия от города малого. Малые города сохраняли патриархальный облик, быт, привычные функции. Большие города — это не просто города с большим населением, за ними стоят существенные структурно-планировочные и функциональные особенности. Рассмотрим некоторые особенности на примере Новониколаевска.
1. Большой город сливается с пригородом в единое социально-экономическое целое.
Прежде всего нужно определиться с площадью городских земель, принадлежавших Новониколаев-ску. В историографии с давних времен сложилась традиция считать дореволюционный Новосибирск крайне мелким — так, в книге Л.М. Горюшкина указывается, что город находился на территории 15 кв. км [Горюшкин и др., 1978, с. 12]. К сожалению, до сих пор выводы о «малоземелье» Новониколаев-ска встречаются в современных исследованиях, в том числе сибирских урбанистов [Города Западной Сибири.., 2003, с. 217]. Очевидно, при оценке размеров города имелась в виду только селитебная территория, но историки не принимали во внимание наличие у города обширных земель, с которыми его площадь составляла порядка 80 кв. км (ил. 1). Такую
площадь город занял в результате землеустройства, завершившегося в целом в 1907 г. [Минина, 2016]. Городские земли, лежащие за пределами селитьбы города, будет правильно назвать пригородом. Почти половину пригорода составлял полученный еще в 1904 г. городской выгон; в состав пригорода входили пристани, земли промышленного назначения и часть лесной дачи в северном направлении — этой территории городу было вполне достаточно для успешного развития, в том числе для роста селитьбы.
Д.С. Дегтярев, исследовавший пространственное развитие городов Западной Сибири, внешней границей пригорода считает собственно границу городских земель, за которой начинаются земли окрестных селений. По мнению историка, в Новониколаевске сразу формировался пригород индустриального типа, в отличие от пригородов Томска или Барнаула, где много времени ушло на трансформацию старых форм и конструкций в новые [Дегтярев, 2012, с. 17]. Пригород Новониколаевска играл огромную экономическую роль: здесь сложился крупнейший в Томской губернии комплекс промышленных площадок — Приобский промышленный узел, занимавший территорию от Обского моста до Большой Ельцовки. Формирование этой промзоны началось со строительства промышленных и транспортных объектов Сибирской железной дороги, а с 1900 г. здесь располагались производства частных предпринимателей. Подчеркнем, что складывание промышленной территории отнюдь не носило «стихийный» характер, как принято считать: земельные участки целенаправленно предоставлялись Кабинетом под промышленную застройку, а после 1907 г. эту практику продолжил город. Выгодное местоположение привлекло сюда и государственные объекты, такие как винный склад Министерства финансов и сухарный завод Военного ведомства, а также лесопильный завод Кабинета, основанный еще Сибирской железной дорогой. Главной составляющей Новониколаевской промзоны являлась Сосновая дача — будущая ул. Фабричная, распланированная Кабинетом в 1903 г. [Минина, 2017].
Экономическое влияние Новониколаевска выходило далеко за пределы пригорода в его историческом понимании. Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Новонико-лаевск являлся центром окружающих его экономических областей, и это требовало адекватных изменений его административного статуса. Еще в 1903 г. томский губернатор предлагал создать Новониколаевский уезд: «.для уезда образовался устойчивый административный центр — поселок Новониколаевский, который около 10 лет тому назад возник в самой середине Томской губернии». В проектируемый уезд предполагалось включить 19 волостей, в том числе Бердскую, Ордынскую, Кривощековскую, Ча-усскую. Как отмечал губернатор, уезд уступает по своей величине, но играет «весьма важное значение в торгово-промышленном отношении», а население его составляет более 300 тыс. человек [ГАТО. Ф.3. Оп. 12. Д. 778. Л. 1—3]. Однако уезд был создан лишь в 1917 г., уже при Временном правительстве.
Социально-экономическое влияние города на окрестную территорию требует развитых коммуникаций, прежде всего наличия дорог. Для Новони-
колаевска эта была серьезная проблема: начиная с 1902 г. планировалось строительство грунтовой дороги до села Бердского по правому берегу Оби, но стройка постоянно откладывалась в виду высокой стоимости [ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2698. Л. 1—5]. Городское управление хорошо представляло себе значение города как экономического центра, поэтому сделало все, чтобы Алтайская железная дорога прошла через Новониколаевск, превратив город в настоящий транспортный узел. Но, одержав победу в строительстве железной дороги, город не смог отстоять строительство сельхозинститута и проиграл Омску, но и в Омске вуз был открыт лишь в феврале 1918 г. усилиями интеллигенции, без помощи государства [Слабодцкий, Чернявская, 2015, с. 82—83].
Кроме экономического значения, пригород в больших городах играет роль места отдыха горожан, поэтому вокруг города появляются дачные поселки. Строительство дач и формирование дачной территории в Новониколаевске относится, очевидно, к периоду после 1907 г., когда город получил в собственность Ельцовское междуречье. К сожалению, отрывочность источников по этому вопросу не позволяет судить даже о количестве городских дач и их владельцах — пожалуй, единственным источником являются планы города, начиная с 1909 г. [ГАТО. Ф. 196. Оп. 4. Д. 221. Л. 50]. Тем не менее дачное строительство — это признак зрелого города, и в этом молодой Новониколаевск не отставал от Томска или Барнаула.
2. Уплотнение застройки исторического ядра, интенсификация строительства в пределах городской черты.
В этой характеристике авторы указанного исследования отмечают, что в большом городе «исчезают пустыри и сады, характерные для русского дореформенного города» [Градостроительство России.. , 2001, с. 25]. В Новониколаевске, как новом городе, не сложилось такого понятия, как «историческое ядро», но в нем быстро оформился центр и окраины. В целом городская застройка Новониколаевска хорошо изучена, но неоднократно подвергалась не вполне обоснованной критике. «Новониколаевск не имел выраженного городского облика и представлял распластавшуюся на обширных пространствах массу мелких деревянных строений...» [Оглы, 1991, с. 10]. Историки часто подчеркивают крестьянские традиции в застройке города. Влияние крестьянских традиций нельзя сбрасывать со счетов, но факты говорят о том, что планировочная система Новониколаевска имела четкую структуру. Исходной позицией в анализе городской застройки является тот факт, что его территория была целенаправленно распланирована администрацией Алтайского округа в 1894—1896 гг., что исключало так называемое стихийное развитие. Молодой город унаследовал от Алтайского округа архаичную ортогональную планировку, восходящую к традициям XVIII в., в то время как русские города Харбин, Дальний и Порт-Артур, построенные, как и наш город, на железной дороге, испытали на себе градостроительную новацию — планировку по типу городов-садов [Градостроительство России..., 2010, с. 551].
3. Центр большого города из административно-торгового превращается в торгово-деловой и куль-
турно-просветительный.
Ярким примером является трансформация Старобазарной площади: в 1910 г. городские власти вывели ее территорию из разряда торговых в усадебные для строительства здания реального училища, считая, что «площадь утратила свое торговое значение», но, являясь центральным местом, более подходит для строительства здания реального училища, которое обещает быть украшением города [ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1392. Л. 1—13]. В дальнейшем рядом с училищем была открыта детская спортивная площадка, а через некоторое время остатки базарной площади отданы под строительство первого театрального здания города — Народного дома [ГАНО. Д-97. Оп. 1, Д. 98, Л. 4—18]. Этот же процесс был запущен на Новобазарной площади (ныне пл. Ленина), когда на месте торгового помещения в 1908 г. Ф.Ф. Махотиным был открыт первый кинотеатр, а позже рядом с ним был построен еще один — «Гигант». Со временем эту огромную торговую площадь ожидала трансформация в сторону административно-делового и культурного назначения, но до революции этот процесс только начался.
Таким образом, характеристика Новониколаевска как города нового типа — большого города — выделяет его особенные черты среди других городов нашей страны. На наш взгляд, это достойное место для города, за короткий временной период достигшего значительных успехов в своем развитии. В возникновении торгово-промышленных городов на рубеже веков роль государства была минимальной, и история Новониколаевска служит ярким тому примером. Город не планировался, но в результате благоприятных факторов, главным из которых было чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение, стал равным среди крупных старых городских центров Сибири. Надеемся, что изложенный в статье подход к истории Новониколаевска позволит обнаружить то общее свойство, «генетический код», присущий Новосибирску с момента его появления и до настоящего времени.
Список литературы
1. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А, Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом: конец XIX — начало XX в. — Новосибирск: Наука, 1978. — 294 с.
2. Градостроительство России середины XIX — начала XX века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — Кн. 1. Общая характеристика и теоретические проблемы. — 340 с.
3. Градостроительство России середины XIX — начала XX века. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — Кн.
3. Столицы и провинция. — 616 с.
4. Дегтярев Д.С. Пригородные зоны городов Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. — Барнаул: Азбука, 2012. — 176 с.
5. Минина Н.А. Выкуп кабинетских земель — завершающий этап землеустройства Новониколаевска // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2016. — № 412. — С. 78—83.
6. Минина Н.А. Торгово-промышленное развитие Новониколаевска в 1893—1903 гг. // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие: материалы 2-й Всерос. науч. конф. — Томск: Изд-во Том. гос.
архит.-строит. ун-та, 2017. — С. 143—152.
7. Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему.
— Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1991. — 120 с.
8. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь, ее современное состояние и нужды. — СПб.: Изд. А.Ф. Дев-риена, 1908. — С. 235—259.
9. Слабодцкий В.В., Чернявская Н.К. Омский сельскохозяйственный институт: как все начиналось // Вестн. Ом. гос. аграр. ун-та. — 2015. — № 3. — С. 75—83.
10. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.
— Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — Ч. 1. Население. Экономика. — 360 с.
Список источников
1. РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 697.
2. ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2698.
3. ГАНО. Д-97. Оп. 1. Д. 98.
4. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1392.
5. ГАТО. Ф. 196. Оп. 4. Д. 221.
6. ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 778.
¡/¿¿и, Ал,.,.,
Л/;/./,'/¡7/;/// /,■.;,■//,■,■
' /"ММ'* ' У- .
Л Ж'/'Г- 7/
/'".'¿■у ">! ¿руу /&./././№тХ*/
..■М-,'? - Л^^ЛгЛ/ .
Детская железна
Ил. 1. План-схема земель Новониколаевска, полученных в собственность города по указу 18 февраля 1907 г., относительно современных объектов города. Составлено по: [РГИА. Ф. 468. Оп. 27. Д. 438. Л. 40]