Новый справочник П. В. Алексеева (Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия: биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь.—
М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.— 695 с.)
Труды московского профессора Петра Васильевича Алексеева по созданию словаря философов России — это на века. Будущий историк русской культуры, общественной мысли и философии будет брать в руки толстые тома алексеевских словарей с тою же благодарностью, с какой мы сегодня вспоминаем С. А. Венгерова и его «Критикобиблиографический словарь русских писателей и ученых» или его же «Источники словаря русских писателей и ученых».
В прошлом году Петр Васильевич издал энциклопедический справочник «Философы России начала XXI столетия». Здесь даны сведения о 819 русских философах — подумать только, 819-ти! — которые мыслят и читают лекции в самых разных регионах нашей пока еще необъятной Родины. А еще ранее у него состоялось четыре издания «Философов России Х1Х-ХХ столетий». Последнее вышло восемь лет назад, в 2002 г. На эти издания было множество рецензий, и, как помнится, все они высоко оценивали алексеевское предприятие.
Как представляется, рецензируемый справочник имеет два отличия от прежних изданий. Во-первых, в нем даны сведения только о наших современниках. Это хорошо. Все-таки чувства прежних изданий были несколько тревожными. В окружении и соседстве с великими — В. С. Соловьевым, Л. М. Лопатиным, Б. В. Яковенко — как-то непривычно смотрелся любой из современных нам философских работников. Ныне такая странность снята. Все философы, представленные здесь,— наши современники всех родов занятий любимым делом: по призванию и таланту, по профессии и службе и, наконец, сразу — и по призванию и по службе. Кто есть кто — время рассудит. Но чтобы оно рассудило, нужна память обо всех, и справочник П. В. Алексеева и есть хранилище таковой памяти. С удовлетворением отмечаем, что в настоящем издании представлены имена ученых из Русской христианской гуманитарной академии — Д. К. Бурлаки, А. А. Ермичева, Р. В. Светлова, А. А. Хлевова и Д. В. Шмонина.
Вполне представляя себе огромный объем работы, проделанный П. В. Алексеевым, всю тяжесть кропотливого труда по составлению справочника — ведь его результативность часто зависит не от составителя только, а от каких-то совершенно посторонних причин и обстоятельств,— тем не менее полагаем, что полнота является конструктивным признаком энциклопедического издания. Поэтому нельзя не выразить недоумения
в связи с тем, что в справочнике отсутствуют такие имена, которые просто должны быть на его страницах. Нет имени добротного ученого и выдающегося издателя ежегодников «Исследований по истории русской мысли» М. А. Колерова. Непременно должна быть справка о ректоре Литературного института Б. Н. Тарасове. Нет фамилии превосходного московского автора множества интересных статей по истории русской философии А. В. Соболева, недавно издавшего томик своих работ. Непонятно, как получилось, но нет сведений о Г. Д. Гачеве, А. Г. Гачевой и Г. С. Семеновой. В прежних изданиях их имена были.
Естественно вспомнить о петербуржцах. Очень полно представлен корпус преподавателей философского факультета Санкт-Петербургского университета (хотя в полном составе отсутствует очень интересная кафедра социальной философии). Зато совершенно не представлен большой коллектив факультета философии человека Педагогического университета им. А. И. Герцена (помимо профессора А. А. Королькова). Нет имени блестящего петербургского публициста и религиозного мыслителя А. Л. Казина. Не только « на брегах Невы», но и «по всей Руси великой» известны сотрудники Института богословия и философии при РХГА П. А. Сапронов и О. Е. Иванов. Но и эти фамилии в словаре отсутствуют.
Все, кого я перечислил,— люди «с идеями», с концепциями, т. е. со своим ценным взглядом на философский процесс.
Я не ошибусь, если скажу, что составитель включал в свой словарь фамилии только творчески работающих философов. Но тогда почему не все они попали в этот замечательный словарь?
Однако справочник П. В. Алексеева призван не только на службу будущему, сохраняя память о философах России начала XXI столетия. Так мы подходим к другому отличию этого тома от прежних изданий. Это отличие названо уже в аннотации на обороте титульного листа. Она уведомляет читателя-пользователя, что книга подготовлена «с учетом настойчивых пожеланий философского сообщества в связи с необходимостью представить новые философские идеи, появление которых обусловлено изменениями в жизни страны». Надо согласиться, что только исполнение этой задачи актуализирует содержание почти тысячи справок, содержащихся в книге.
Но как можно увидеть эти «новые философские идеи»? Каждый из пользователей, наверное, легко их обнаружит в творчестве знакомых ему лично или по публикациям философов. Но легко ли по справочнику понять направление, по которому дрейфует нынешняя, вчера еще советско-марксистская философия? Нет, это нелегко и даже невозможно сделать. Справочник и есть справочник. Впрочем, вступительная статья Редакционного совета называет основные направления философских исследований в современной России.
«Помимо исконных философских проблем — свободы, творчества, духовности, смысла, патриотизма,— значительно обогатились новым содержанием другие направления,— говорится здесь,— складываются (и сложились!) иные проблемные разработки — культурологические (в широком диапазоне), социальная антропология, экология, глобалистика, что в конечном счете призвано найти гармонию между “учением о ноосфере и практическим воплощением законов гуманного человеческого бытия”». В связи с этим по-новому осмысливаются проблемы герменевтики, управленческих технологий, образования, этики, социальной культуры в целом.
Нас особо порадовала ссылка Редакционного совета на авторитет друга нашей академии, выдающегося современного мыслителя В. Н. Сагатовского. Новое мировое
мировоззрение (а оно имеет все шансы родиться в несчастной России, истерзанной революциями и войнами XX в.) мыслитель видит антропокосмическим по своим основаниям, ноосферным по устремленности и православно-христианским по преемственности духовных традиций.
Можно не разделять оптимизма В. Н. Сагатовского, но нельзя не согласиться, что если нам сужден какой-то мировоззренческий синтез, то путь к нему указан петербургским ученым.
В заключение мы позволяем себе разделить надежду Редакционного совета на то, что новый алексеевский справочник «послужит делу дальнейшего развития философии и взаимообогащению представителей различный философских направлений». Тем не менее представляется, что в следующем его издании вводная статья более четко обозначит уже сложившиеся школы и направления современной русской философии и назовет порожденные ею и хорошо обоснованные идеи, привлекающие к себе внимание всего мирового философского сообщества.
К. В. Артем-Александров
ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ СОЛОМОНОВИЧА КАРМИНА
28 марта 2010 г. скончался Анатолий Соломонович Кармин — замечательный ученый, который в эпоху догматического умствования в небольшой когорте плодотворно работающих мыслителей отстоял честь отечественной философии, разрабатывая проблемы методологии науки и творческой деятельности.
Анатолию Соломоновичу не нужно было «перестраиваться», когда наступило время перемен: он был готов решать новые проблемы с той же академической ответственностью и природной оригинальностью. В 1992 г. бестселлером стал учебник «Лекции по философии», написанный Карминым и его учеником Г. Г. Бернацким. Еще не прошло и года, как философия перестала быть служанкой обкомовского догматизма, и оказалось, что есть успешно работающие, плодотворно думающие наследники Сократа и Канта, готовые излагать свой взгляд на общие вопросы ясно, доступно, глубоко и без услужливой оглядки на «классиков марксизма». Профессор Кармин знакомил студентов с самыми актуальными разработками в гуманитарной области знаний, а его вузовские учебники по философии, культурологии и конфликтологии в настоящее время пользуются большим авторитетом во всех вузах страны. Лекции Кармина перед студентами обрели легендарное значение, так как побуждали молодых людей к умственной активности и духовному росту.
Анатолий Соломонович Кармин родился 23 июля 1931 г. в Киеве. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета в 1953 г. и физико-математический факультет Ульяновского педагогического института в 1966 г. Преподавал философию и психологию в Ульяновском педагогическом институте. С 1975 г. возглавил кафедру философии в Ленинградском институте водного транспорта. В 1983 г. перешел работать на кафедру философии, а затем (1992) на кафедру прикладной психологии и социологии Петербургского государственного института инженеров путей сообщения, преобразованного в Петербургский государственный университет путей сообщения, где и трудился до последних дней своей жизни.
Студенческие годы прошли для Кармина в самых неблагоприятных исторических условиях: конец 1940-х и начало 1940-х были временем прямого подавления культуры, погромов в биологии и гуманитарных науках, время борьбы с «космополитами», которая носила явный отпечаток антисемитизма и ставила лично Анатолия Соломоновича