НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
287
УДК 101
ВИКТОР РИМСКИЙ: ИМЯ ФИЛОСОФА*
С.П. Щавелёв
Курский государственный медицинский университет e-mail: sergei-shhavelev @ yandex.ru
В статье, посвящённой юбилею философа-коллеги, автор, философ и учёный-историк, рассуждает не только о персонифицированных судьбах отечественной учёных и философов, но и об историческом пути России, исполненном трагизма до сих пор.
Ключевые слова: философ, современная философия, автор, тоталитаризм
«Он был профессор и декан, Имел учёные заслуги...»
А.А. Блок. Возмездие.
В словаре «Философы России XIX-XX столетий»1 содержится чуть более 2000 персональных статей. Статьи «В.П. Римский» там не было. Дело не только в том, что наш нынешний юбиляр довольно (по академическим меркам) молод* 1 2, так что на момент подготовки первого издания этого самого словаря он только задумывал те ученые труды, что составили ему имя в русской философии. Так что в списке его публикаций нет статей и книжек по «марксистско-ленинской философии» (как у большинства из упомянутых 2000, включая автора этих строк), а есть сразу зрелые работы по философии настоящей, европейского масштаба.
Самое же важное заключается в том, что о философах ныне здравствующих энциклопедические статьи для упомянутого издания предлагалось писать ... им самим. Критерием же отбора имен советских философов для такого «самоописания» служило для составителей наличие у своих персонажей хотя бы одной монографии, а не только статей. Вот сотни доцентов и десятки профессоров, получивших эти звания по «кафедрам философии и научного коммунизма» в позднем СССР, и там же что-то опубликовавших в книжном формате, и написали сами о себе. Хорошо еще, что
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01018 «Духовная практика как философская проблема: онтологические, эпистемологические, аксиологические аспекты».
1 Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Гл. ред. П.В. Алексеев. М., Академический проект, 1999. 944 с. Переиздания, почти стереотипные: Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 111; Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды. М., 2009.
2 В предложенной нам, участникам интеллектуального празднования юбилея В.П. Римского, анкете такового, в частности, утверждается: «60-летие - «странно звучит, но увы.» Сразу видно, что писал молодой, неопытный человек. На самом деле «шестьдесят — это также как двадцать; ну, а семьдесят - также как десять» (пел незабвенный бард Юрий Кукин). Так что не «Увы!», а всего-то. Тем более для философа, обычно изображаемого на античных бюстах лысым и с бородой, наш юбиляр наоборот моложав. Тем более правильно (в хронологическом соотношении) женатого. Тем более сидящего на земле, с садом и огородом (см. миф об Антее и легенду о Сенеке, растящем капусту).
288
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
3
бесплатно. В XXI веке за подобную «честь» наверняка будут брать какие-то деньги . Практика допустимая, но не бесспорная. Всем ясно, что в этом и в других аналогичных справочниках (включая электронные ресурсы энциклопедического типа), большая часть фамилий, во-первых, никому почти из коллег не известна; а во-вторых, даже если отдельные из них как-то оказались в нынешнем российском индексе цитирования, они все-таки, за очень редким исключением, забудутся уже вскорости. Сколько, скажем, французских или даже германских философов осталось сегодня даже в самых детальных курсах истории философии? Десятка по два, три, не больше. А российская философия она, как известно, вторичная по отношению к западноевропейской.
Впрочем, не будем о вечности, не наше это дело туда заглядывать. Пусть преемники рассудят. Вернемся в сегодняшний день. Борис Леонидович Пастернак с высокой трибуны сталинского I Всесоюзного съезда советских писателей 17 августа 1934 года советовал литературным собратьям: «Не жертвуйте лицом ради
положения» 3 4. Вечно актуальный призыв. Эта заповедь разводит понятия имени и должности, звания, прочих регалий не только для искусства, но и для науки. Под «именем» разумеется заслуженная известность и неподдельное уважение коллег по ученому цеху, да и в более широких кругах академической и университетской общественности. Кстати повторить, пресловутый индекс цитирования, тем более по гуманитарным дисциплинам, далеко не всегда коррелирует с понятием «имени» в науке.
Так вот, у профессора Римского имя в современной философии России есть. Смею это утверждать, будучи выпускником аспирантуры философского факультета Ленинградского университета, членом редакционного совета журнала
«Эпистемология & философия науки» московского Института философии РАН, участником множества всероссийских и международных конференций и конгрессов (где главные заседания с «обмыванием костей» коллегам проходят обычно «в кулуарах», за «рюмкой чая»). Все те коллеги, с коими довелось там, и там, и там общаться, знают, что Римский - это и ростовская школа философствования; и белгородский ее, российской философии, центр.
Ведь в академической норме с любым коллегой мы сначала знакомимся заочно, по его публикациям. Потом уже иногда и лично. Что, надо признать, мало влияет на знакомство настоящее, то есть по текстам, по идеям. Так что лично повстречавшись с Виктором Павловичем лет эдак 15, если не больше, назад на заседаниях диссертационного совета при Тульском педагогическом университете, я уже знал, что передо мной - известный, крупный философ и теолог. Первый в Белгороде с его национальным, да еще исследовательским университетом. И писатель, что немаловажно. Непосредственные наблюдения за поведением, речами этого белгородца книжного впечатления не испортили, но укрепили, оживили.
Особенно мне понравилось, что этот специалист по философии религии и даже самой теологии, глава соответствующей кафедры БелГУ представляет богословие не узко конфессионально, как абсолютное большинство церковных и светских теологов, а со светских, рационалистических позиций. Как объект изучения, а не априорного восхваления. В условиях настойчивой клерикализации образования и культуры в
3 Издательство «Максимум» уже разослало нам, «современным мыслителям», предложение прислать ему статьи о себе для «иллюстрированного энциклопедического словаря биографии» «Философы современной России».
4 Пастернак Б.Л. Выступление на Первом Всесоюзном съезде советских писателей // Полное собрание сочинений. В11 тт. Т. V. М., 2004. C. 228-229.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
289
постсоветской России5 этот пример здравого, критического подхода к мистицизму, магизму и прочим основам религиозной мысли выглядит отрадно и обнадеживающе.
Так бы и оставались мои личные отношения с В.П. на уровне шапочного знакомства, если бы не ... тоталитаризм. Краем уха я слыхал, что В.П. одну из своих диссертаций посвятил этой теме6, но, грешным делом, руки не дошли с ней познакомиться. Когда же мы с Борисом Васильевичем Марковым, профессором философского факультета Санкт-Петербургского университета, заспорили о природе тоталитарного опыта и решились обнародовать наши разногласия и аргументы в виде брошюры7, то она, к счастью, попала в руки Римского, и он ее прочел. А ведь далеко не всегда мы читаем работы коллег, нам подаренные. И когда я, будучи гораздо старше В.П., предложил ему дать что-то свое для моего юбилейного сборника, то Римский снова написал о тоталитаризме, причем сумел глубоко оценить наши с Марковым потуги свести концы с концами в оценках этого феномена цивилизации и культуры8. Редко кто из коллег откликается в печати на чужие мысли.
Из этого текста я и выяснил, что и В.П. живал на моей личной родине - в городе Магадане, столице золотой Колымы. Видывал и Марчеканскую сопку, и Нагаевскую бухту, и нашу знаменитую трассу. Куда уходили бесконечные колонны зеков, выгрузившихся из трюмов «Джурмы» да «Комсомольца» («Ты помнишь тот Ванинский порт?!.») Ловил из под метрового льда корюшку, варил крабов в морской воде, стрелял гусей (гуменников и казарок), ел красную игру литровыми банками, собирал в тайге не только бруснику, но и шикшу, морошку, голубику, жимолость и даже княженику. (Организаторы юбилея требуют от нас писать «в плоскости повседневности» - так вот же вам она, но не ваша повседневность).
Так и замкнулось у нас кольцо судеб. Состоялась перекличка идей и эмоций, рожденных самой жизнью, а не «единственно правильной» (то ли марксистской, то ли православной) теорией.
Так что, юные организаторы празднования славного 60-летия Виктора Павловича Римского, читайте наши труды (как говаривал незабвенный профессор Выбегалло у братьев Стругацких).
А у меня с Виктором Павловичем остался еще один нерешенный вопрос: кто из нас раньше напишет и опубликует повесть «Защита». Присутствуя на многих десятках докторских и кандидатских защит, мы же накопили массу впечатлений. Там имели место и бездна комизма; и настоящие трагедии; и масса рутины, опошлявшей науку; и отдельные озарения, отнюдь не «в плоскости повседневности»; и много чего еще. Так что вызов поэта9 прозаику10 брошен. Ведь в нашем возрасте Декарт, я уверен, поправил бы сам себя: «Пишу, значит существую».
5 См., в частности: Щавелев С.П. Переоценка роли религии в обществе и науке: к анализу российского опыта // Ценностный дискурс в науках и теологии / Отв. ред. И.Т. Касавин. М., Институт философии РАН, 2009. 56-72.
6 См. обязательно: Римский В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореф. дисс. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 1999. 42 с.
7 См.: Марков Б.В., Щавелев С.П. Критика тоталитарного опыта. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2011. 160 с.
8 См.: Римский В.П. Метаморфозы тоталитаризма, или когда же наступит посттоталитарное завтра? // Грани гуманитарного знания. Сб. статей к 60-летию профессора Сергея Павловича Щавелёва. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2014. С. 601-617.
9 См.: Раменский Сергей [Щавелев С.П.]. Эпиграфы. Стихи 1970-2000-х годов. Курск, 2014. 212 с., ил.
10 См.: Римский Виктор. Нонконформисты. Книга прозы. Белгород, 1992; Его же. Провал. Книга прозы. Воронеж, 1994.
290
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
Список литературы
1. Марков Б.В., Щавелев С.П. Критика тоталитарного опыта. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2011. 160 с.
2. Пастернак Б.Л. Выступление на Первом Всесоюзном съезде советских писателей // Полное собрание сочинений. В11 тт. Т. V. М., 2004. C. 228-229.
3. Раменский Сергей [Щавелев С.П.]. Эпиграфы. Стихи 1970-2000-х годов. Курск, 2014. 212 с., ил
4. Римский Виктор. Нонконформисты. Книга прозы. Белгород, 1992.
5. Римский Виктор. Провал. Книга прозы. Воронеж, 1994.
6. Римский В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореф. дисс. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 1999. 42 с.
7. Римский В.П. Метаморфозы тоталитаризма, или когда же наступит посттоталитарное завтра? // Грани гуманитарного знания. Сб. статей к 60-летию профессора Сергея Павловича Щавелёва. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2014. С. 601-617.
8. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Гл. ред. П.В. Алексеев. М., Академический проект, 1999. 944 с. Переиздания, почти стереотипные: Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 111; Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды. М., 2009.
9. Щавелев С.П. Переоценка роли религии в обществе и науке: к анализу российского опыта // Ценностный дискурс в науках и теологии / Отв. ред. И.Т. Касавин. М., Институт философии РАН, 2009. 56-72.
victor rimskiy: name of a philosopher
S.P. Shchavelev
Kursk state medical University e-mail: sergei- shhavelev @ yandex.ru
In the article dedicated to the anniversary of the philosopher-colleague, author, philosopher and historian, talks not only about the personified fates of Russian scientists and philosophers, but also about the historical path of Russia, full of tragedy so far.
Keywords: philosopher, contemporary philosophy, the author, totalitarianism.