Научная статья на тему 'Виктор Римский: имя философа'

Виктор Римский: имя философа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФ / СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ / АВТОР / ТОТАЛИТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щавелёв С. П.

В статье, посвящённой юбилею философа-коллеги, автор, философ и учёный-историк, рассуждает не только о персонифицированных судьбах отечественной учёных и философов, но и об историческом пути России, исполненном трагизма до сих пор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTOR RIMSKIY: NAME OF A PHILOSOPHER

In the article dedicated to the anniversary of the philosopher-colleague, author, philosopher and historian, talks not only about the personified fates of Russian scientists and philosophers, but also about the historical path of Russia, full of tragedy so far.

Текст научной работы на тему «Виктор Римский: имя философа»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

287

УДК 101

ВИКТОР РИМСКИЙ: ИМЯ ФИЛОСОФА*

С.П. Щавелёв

Курский государственный медицинский университет e-mail: sergei-shhavelev @ yandex.ru

В статье, посвящённой юбилею философа-коллеги, автор, философ и учёный-историк, рассуждает не только о персонифицированных судьбах отечественной учёных и философов, но и об историческом пути России, исполненном трагизма до сих пор.

Ключевые слова: философ, современная философия, автор, тоталитаризм

«Он был профессор и декан, Имел учёные заслуги...»

А.А. Блок. Возмездие.

В словаре «Философы России XIX-XX столетий»1 содержится чуть более 2000 персональных статей. Статьи «В.П. Римский» там не было. Дело не только в том, что наш нынешний юбиляр довольно (по академическим меркам) молод* 1 2, так что на момент подготовки первого издания этого самого словаря он только задумывал те ученые труды, что составили ему имя в русской философии. Так что в списке его публикаций нет статей и книжек по «марксистско-ленинской философии» (как у большинства из упомянутых 2000, включая автора этих строк), а есть сразу зрелые работы по философии настоящей, европейского масштаба.

Самое же важное заключается в том, что о философах ныне здравствующих энциклопедические статьи для упомянутого издания предлагалось писать ... им самим. Критерием же отбора имен советских философов для такого «самоописания» служило для составителей наличие у своих персонажей хотя бы одной монографии, а не только статей. Вот сотни доцентов и десятки профессоров, получивших эти звания по «кафедрам философии и научного коммунизма» в позднем СССР, и там же что-то опубликовавших в книжном формате, и написали сами о себе. Хорошо еще, что

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01018 «Духовная практика как философская проблема: онтологические, эпистемологические, аксиологические аспекты».

1 Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Гл. ред. П.В. Алексеев. М., Академический проект, 1999. 944 с. Переиздания, почти стереотипные: Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 111; Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды. М., 2009.

2 В предложенной нам, участникам интеллектуального празднования юбилея В.П. Римского, анкете такового, в частности, утверждается: «60-летие - «странно звучит, но увы.» Сразу видно, что писал молодой, неопытный человек. На самом деле «шестьдесят — это также как двадцать; ну, а семьдесят - также как десять» (пел незабвенный бард Юрий Кукин). Так что не «Увы!», а всего-то. Тем более для философа, обычно изображаемого на античных бюстах лысым и с бородой, наш юбиляр наоборот моложав. Тем более правильно (в хронологическом соотношении) женатого. Тем более сидящего на земле, с садом и огородом (см. миф об Антее и легенду о Сенеке, растящем капусту).

288

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

3

бесплатно. В XXI веке за подобную «честь» наверняка будут брать какие-то деньги . Практика допустимая, но не бесспорная. Всем ясно, что в этом и в других аналогичных справочниках (включая электронные ресурсы энциклопедического типа), большая часть фамилий, во-первых, никому почти из коллег не известна; а во-вторых, даже если отдельные из них как-то оказались в нынешнем российском индексе цитирования, они все-таки, за очень редким исключением, забудутся уже вскорости. Сколько, скажем, французских или даже германских философов осталось сегодня даже в самых детальных курсах истории философии? Десятка по два, три, не больше. А российская философия она, как известно, вторичная по отношению к западноевропейской.

Впрочем, не будем о вечности, не наше это дело туда заглядывать. Пусть преемники рассудят. Вернемся в сегодняшний день. Борис Леонидович Пастернак с высокой трибуны сталинского I Всесоюзного съезда советских писателей 17 августа 1934 года советовал литературным собратьям: «Не жертвуйте лицом ради

положения» 3 4. Вечно актуальный призыв. Эта заповедь разводит понятия имени и должности, звания, прочих регалий не только для искусства, но и для науки. Под «именем» разумеется заслуженная известность и неподдельное уважение коллег по ученому цеху, да и в более широких кругах академической и университетской общественности. Кстати повторить, пресловутый индекс цитирования, тем более по гуманитарным дисциплинам, далеко не всегда коррелирует с понятием «имени» в науке.

Так вот, у профессора Римского имя в современной философии России есть. Смею это утверждать, будучи выпускником аспирантуры философского факультета Ленинградского университета, членом редакционного совета журнала

«Эпистемология & философия науки» московского Института философии РАН, участником множества всероссийских и международных конференций и конгрессов (где главные заседания с «обмыванием костей» коллегам проходят обычно «в кулуарах», за «рюмкой чая»). Все те коллеги, с коими довелось там, и там, и там общаться, знают, что Римский - это и ростовская школа философствования; и белгородский ее, российской философии, центр.

Ведь в академической норме с любым коллегой мы сначала знакомимся заочно, по его публикациям. Потом уже иногда и лично. Что, надо признать, мало влияет на знакомство настоящее, то есть по текстам, по идеям. Так что лично повстречавшись с Виктором Павловичем лет эдак 15, если не больше, назад на заседаниях диссертационного совета при Тульском педагогическом университете, я уже знал, что передо мной - известный, крупный философ и теолог. Первый в Белгороде с его национальным, да еще исследовательским университетом. И писатель, что немаловажно. Непосредственные наблюдения за поведением, речами этого белгородца книжного впечатления не испортили, но укрепили, оживили.

Особенно мне понравилось, что этот специалист по философии религии и даже самой теологии, глава соответствующей кафедры БелГУ представляет богословие не узко конфессионально, как абсолютное большинство церковных и светских теологов, а со светских, рационалистических позиций. Как объект изучения, а не априорного восхваления. В условиях настойчивой клерикализации образования и культуры в

3 Издательство «Максимум» уже разослало нам, «современным мыслителям», предложение прислать ему статьи о себе для «иллюстрированного энциклопедического словаря биографии» «Философы современной России».

4 Пастернак Б.Л. Выступление на Первом Всесоюзном съезде советских писателей // Полное собрание сочинений. В11 тт. Т. V. М., 2004. C. 228-229.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

289

постсоветской России5 этот пример здравого, критического подхода к мистицизму, магизму и прочим основам религиозной мысли выглядит отрадно и обнадеживающе.

Так бы и оставались мои личные отношения с В.П. на уровне шапочного знакомства, если бы не ... тоталитаризм. Краем уха я слыхал, что В.П. одну из своих диссертаций посвятил этой теме6, но, грешным делом, руки не дошли с ней познакомиться. Когда же мы с Борисом Васильевичем Марковым, профессором философского факультета Санкт-Петербургского университета, заспорили о природе тоталитарного опыта и решились обнародовать наши разногласия и аргументы в виде брошюры7, то она, к счастью, попала в руки Римского, и он ее прочел. А ведь далеко не всегда мы читаем работы коллег, нам подаренные. И когда я, будучи гораздо старше В.П., предложил ему дать что-то свое для моего юбилейного сборника, то Римский снова написал о тоталитаризме, причем сумел глубоко оценить наши с Марковым потуги свести концы с концами в оценках этого феномена цивилизации и культуры8. Редко кто из коллег откликается в печати на чужие мысли.

Из этого текста я и выяснил, что и В.П. живал на моей личной родине - в городе Магадане, столице золотой Колымы. Видывал и Марчеканскую сопку, и Нагаевскую бухту, и нашу знаменитую трассу. Куда уходили бесконечные колонны зеков, выгрузившихся из трюмов «Джурмы» да «Комсомольца» («Ты помнишь тот Ванинский порт?!.») Ловил из под метрового льда корюшку, варил крабов в морской воде, стрелял гусей (гуменников и казарок), ел красную игру литровыми банками, собирал в тайге не только бруснику, но и шикшу, морошку, голубику, жимолость и даже княженику. (Организаторы юбилея требуют от нас писать «в плоскости повседневности» - так вот же вам она, но не ваша повседневность).

Так и замкнулось у нас кольцо судеб. Состоялась перекличка идей и эмоций, рожденных самой жизнью, а не «единственно правильной» (то ли марксистской, то ли православной) теорией.

Так что, юные организаторы празднования славного 60-летия Виктора Павловича Римского, читайте наши труды (как говаривал незабвенный профессор Выбегалло у братьев Стругацких).

А у меня с Виктором Павловичем остался еще один нерешенный вопрос: кто из нас раньше напишет и опубликует повесть «Защита». Присутствуя на многих десятках докторских и кандидатских защит, мы же накопили массу впечатлений. Там имели место и бездна комизма; и настоящие трагедии; и масса рутины, опошлявшей науку; и отдельные озарения, отнюдь не «в плоскости повседневности»; и много чего еще. Так что вызов поэта9 прозаику10 брошен. Ведь в нашем возрасте Декарт, я уверен, поправил бы сам себя: «Пишу, значит существую».

5 См., в частности: Щавелев С.П. Переоценка роли религии в обществе и науке: к анализу российского опыта // Ценностный дискурс в науках и теологии / Отв. ред. И.Т. Касавин. М., Институт философии РАН, 2009. 56-72.

6 См. обязательно: Римский В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореф. дисс. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 1999. 42 с.

7 См.: Марков Б.В., Щавелев С.П. Критика тоталитарного опыта. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2011. 160 с.

8 См.: Римский В.П. Метаморфозы тоталитаризма, или когда же наступит посттоталитарное завтра? // Грани гуманитарного знания. Сб. статей к 60-летию профессора Сергея Павловича Щавелёва. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2014. С. 601-617.

9 См.: Раменский Сергей [Щавелев С.П.]. Эпиграфы. Стихи 1970-2000-х годов. Курск, 2014. 212 с., ил.

10 См.: Римский Виктор. Нонконформисты. Книга прозы. Белгород, 1992; Его же. Провал. Книга прозы. Воронеж, 1994.

290

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

Список литературы

1. Марков Б.В., Щавелев С.П. Критика тоталитарного опыта. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2011. 160 с.

2. Пастернак Б.Л. Выступление на Первом Всесоюзном съезде советских писателей // Полное собрание сочинений. В11 тт. Т. V. М., 2004. C. 228-229.

3. Раменский Сергей [Щавелев С.П.]. Эпиграфы. Стихи 1970-2000-х годов. Курск, 2014. 212 с., ил

4. Римский Виктор. Нонконформисты. Книга прозы. Белгород, 1992.

5. Римский Виктор. Провал. Книга прозы. Воронеж, 1994.

6. Римский В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореф. дисс. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 1999. 42 с.

7. Римский В.П. Метаморфозы тоталитаризма, или когда же наступит посттоталитарное завтра? // Грани гуманитарного знания. Сб. статей к 60-летию профессора Сергея Павловича Щавелёва. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2014. С. 601-617.

8. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Гл. ред. П.В. Алексеев. М., Академический проект, 1999. 944 с. Переиздания, почти стереотипные: Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 111; Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды. М., 2009.

9. Щавелев С.П. Переоценка роли религии в обществе и науке: к анализу российского опыта // Ценностный дискурс в науках и теологии / Отв. ред. И.Т. Касавин. М., Институт философии РАН, 2009. 56-72.

victor rimskiy: name of a philosopher

S.P. Shchavelev

Kursk state medical University e-mail: sergei- shhavelev @ yandex.ru

In the article dedicated to the anniversary of the philosopher-colleague, author, philosopher and historian, talks not only about the personified fates of Russian scientists and philosophers, but also about the historical path of Russia, full of tragedy so far.

Keywords: philosopher, contemporary philosophy, the author, totalitarianism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.