Научная статья на тему 'Новый порядок регистрации: чьи интересы учтены?'

Новый порядок регистрации: чьи интересы учтены? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый порядок регистрации: чьи интересы учтены?»

НОВЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ: ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ УЧТЕНЫ?*

Н.Р. КУТДУЗОВ, Н.К. АНТИПОВА, М.С. КАПЛОУХИЙ

AHO «Правовой центр им. М.М. Сперанского»

Отсутствие административных барьеров со стороны органов государственной власти — мечта любого делового человека в нашей стране. Кроме того, это залог стабильного существования малого бизнеса, о необходимости развития которого так много говорится в последнее время.

1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», который был призван приблизить всех желающих начать свой бизнес к этой мечте, а именно - существенно упростить процедуру регистрации организации.

В целях реализации указанного закона 17 мая 2002 года издано постановление Правительства РФ № 319, которым с 1 июля 2002 года МНС России уполномочено осуществлять регистрацию юридических лиц.

Основной целью передачи функций по регистрации МНС России является реализация принципа «одного окна», а также, согласно обращению министерства к налогоплательщикам, существенное упрощение процедуры регистрации юридических лиц, что достигается переходом на заявительный принцип и сокращением административных барьеров. *

МНС России указывает на то, что решение о наделении его функциями органа, осуществляющего регистрацию, принято прежде всего в интересах юридических лиц. По прошествии восьми месяцев можно судить, насколько учтены их интересы.

Закон о регистрации определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом.

Регистрация вновь создаваемой организации начинается с подачи пакета документов в инспекцию Министерства РФ по налогам сборам (ИМНС) по месту нахождения организации.

Необходимо сразу отметить, что место нахождения организации в соответствии с действующем законодательством определяется местом на-

* Статья впервые опубликована в журнале «Все для бухгалтера». - 2003. -№ 5 (101).

хождения ее исполнительного органа. Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ, а также в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах», устранившие понятие «почтовый адрес», по всей видимости, должны были ликвидировать широкую практику покупки так называемых юридических адресов, поскольку отныне направление всей корреспонденции должно осуществляться по фактическому месту нахождения организации.

Недоработка данного вопроса выразилась в следующем: при заполнении заявления о постановке организации на налоговый учет необходимо указать адрес, установленный учредительными документами, а также адрес постоянно действующего исполнительного органа. Последний есть не что иное, как почтовый адрес, как правило, не имеющий отношения к юридическому адресу, указанному в учредительных документах.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» при изменении места нахождения организации необходимо в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган, подав заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001). При этом закон предусматривает внесение изменений в реестр в общем порядке, если они произошли в связи с внесением изменений в учредительные документы, то есть путем подачи заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001). Напомним, что местонахождение организации должно быть зафиксировано в учредительных документах. Таким образом, для изменения местонахождения организации заявитель должен подать два заявления: форма № Р13001 и № Р14001, поскольку неподача последнего в трехдневный срок влечет наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Трудности с новым порядком регистрации вызваны не только его новизной, но и непроработанностью отдельных процедурных моментов. Массу вопросов вызывает возможность исправления ошибок, допущенных заявителем в заявлении на регистрацию организации.

Ситуация 1. Допущена ошибка в сведениях о наименовании юридического лица.

Выход из такой ситуации может выглядеть следующим образом: необходимо подать заявление о внесении изменений в учредительные документы. Несмотря на то, что фактически участники организации не имеют намерения изменить наименование, необходимо собрать полный комплект документов для реализации процедуры внесения изменения в учредительные документы. В частности, потребуются такие документы, как: решение участников об изменении наименования в виде протокола, заявление установленной формы, документ, подтверждающий оплату госпошлины. Таким образом, организация будет вынуждена еще раз внести на счет И МНС две тысячи рублей, тем самым фактически оплатив ошибку заявителя.

Учитывая тот факт, что налоговая инспекция при регистрации изменений будет опираться на информацию, полученную из государственного реестра (где зафиксировано неправильное наименование), а не на сведения учредительных документов, поданных при регистрации (в которых наименование верное), следует ожидать положительного решения о внесении изменений в учредительные документы.

Следует отметить, что рассмотренный вариант является скорее вынужденным, чем соответствующим букве закона. Объясняется это следующим: согласно Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц при несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных заявителем при регистрации, сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих исправлений. Исправление сведений, содержащихся в записи ЕГРЮЛа, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на исправляемую запись.

Ни закон о регистрации, ни правила не отдают приоритет какому-либо документу, подаваемому при регистрации вновь создаваемой организации (или изменений в учредительных документах). Допущение ошибки в заявлении и внесение ошибочно указанных сведений в реестр, как следствие этого, можно рассматривать как несоответствие сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных заявителем при государственной регистрации. Соответственно и исправление конкретной записи ЕГРЮЛ должно осуществляться путем внесения новой записи со ссылкой на исправляемую запись, но никак не путем регистрации изменений в учредительных документах.

Ситуация 2. Допущена ошибка в сведениях о генеральном директоре или местонахождении юридического лица.

В этом случае необходимо подать заявление установленной формы в ЕГРЮЛ о внесении из-

менений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Ситуация 3. Допущена ошибка в сведениях о размере уставного капитала.

Дать однозначный ответ на вопрос, что делать в этом случае, сложно. Регистрирующий орган может предложить внести изменения в учредительные документы. В таком случае план действий идентичен описанному выше (ситуация 1).

Однако процедура усложнится необходимостью увеличения уставного капитала на сумму, равную разнице между капиталом, указанным в заявлении, и капиталом, указанным в учредительных документах.

Следует учитывать, что по аналогии со случаем, описанным в ситуации 1, фактического увеличения уставного капитала не произойдет.

Заметим, что данное решение неприемлемо в случае, если сумма существенная, и организация, исходя из своего финансового положения, не может увеличить уставный капитал до указанной в заявлении суммы.

Особенность действующего порядка регистрации заключается и в том, что инспекции МНС лишены права проверять соответствие учредительных документов организации закону. С одной стороны, это существенно облегчает положение лицам, желающим открыть бизнес, с другой - отсутствие какого-либо контроля в этой сфере может повлечь негативные последствия для самих участников юридического лица в будущем.

Последним в сложившейся ситуации хотелось бы порекомендовать не ограничиваться самостоятельным изучением так называемых типовых учредительных документов, предложенных в юридических организациях или извлеченных из правовых баз, поскольку, по определению, они не могут учитывать ваши интересы, более того, часто такие уставы и учредительные договоры просто не соответствуют законодательству. На начальном этапе (тем более на стадии регистрации) далеко не каждая организация может позволить себе содержание корпоративного юриста, поэтому наиболее благоприятный вариант - обращение в специализированные правовые фирмы, где вам не только предложат разработанные «под вас» учредительные документы, но и разъяснят выходы из возможных кризисных ситуаций.

Некоторые сложности связаны с заполнением форм заявлений на регистрацию юридических лиц. В разных инспекциях МНС России они отличаются рекомендациями к заполнению.

Так, например, генерального директора предлагалось относить либо к постоянно действующему исполнительному органу, не указывая при этом его паспортные данные, либо к постоянно действующему исполнительному органу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности, с указанием паспортных данных. С юридической точки зрения правильным является второй вариант, поскольку в соответствии с

законодательством именно генеральный директор является лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Помимо директора таким лицом может быть управляющая организация. В связи с тем, что этот вариант встречается крайне редко, можно говорить о более внимательном отношении к нему со стороны налоговых органов. Итак, в заявлении управляющую организацию следует отнести к постоянно действующему исполнительному органу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности, с указанием местонахождения управляющей организации, чей адрес и должен быть указан в учредительных документах юридического лица. Следует помнить, что в договоре аренды на помещение в качестве арендатора должна быть указана управляющая организация.

Сложности возникают в случае передачи полномочий исполнительного органа управляющей организации уже в процессе деятельности юридического лица, поскольку в соответствии с законом в учредительные документы необходимо внести изменения, касающиеся местонахождения организации.

Затягивание сроков создания юридического лица, начиная с регистрации в И МНС и заканчивая постановкой организации во внебюджетных фондах - еще одно негативное последствие реализации принципа «одного окна». Вызвано это прежде всего неготовностью налоговых инспекций к реализации нового порядка регистрации юридических лиц. Если в прошлом вся процедура занимала около двух недель, то в настоящее время одна только регистрация в налоговом органе занимает в среднем по Москве один месяц. Кроме того, несогласованность действий и сроков исполнения отдельных моментов регистрации между различными инстанциями может повлечь негативные последствия для организации.

Например, в соответствии с постановлением Фонда социального страхования от 04.12.2000 № 119 «Об утверждении порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ» юридическое лицо обязано подать заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган фонда в десятидневный срок со дня государственной регистрации. При этом в заявлении должны быть указаны коды статистики. Однако получить их в Госкомстате в десятидневный срок по причине очередей представляется весьма затруднительным.

Таким образом, получить «готовую к работе» фирму при благоприятном стечении обстоятельств возможно не раньше чем через 20 дней с момента подачи необходимых документов в налоговую инспекцию.

Изложенное выше указывает на недостаточную ясность нового регистрационного порядка. Неудивительно, что результатом этого может стать представление заявителем неполного пакета документов, а также неправильное заполнение заявления, что может повлечь за собой отказ в регист-

рации. В этом случае возникает вопрос: следует ли уплачивать государственную пошлину (две тысячи рублей) при повторной подаче документов?

Закон РФ «О государственной пошлине» от 09.12.2001 предусматривает уплату государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц. В случае отказа факта регистрации нет, как нет, казалось бы, и оснований для уплаты пошлины. Следовательно, требование о повторной ее уплате представляется несоответствующим законодательству. Однако закон, указывая на конкретные случаи возврата пошлины, ее возврат на основании отказа в регистрации юридического лица (а также изменений, вносимых в учредительные документы) не предусматривает. Таким образом, налицо противоречие норм, которое, очевидно, трактуется в пользу инспекций МНС: государственная пошлина не возвращается.

Заметим, что в случае такого отказа регистрирующий орган в соответствии с законодательством не возвращает пакет документов, поданных заявителем на регистрацию организации, а выдает мотивированное решение об отказе. Логично предположить, что при повторной попытке зарегистрироваться налоговая инспекция вновь потребует предоставить полный пакет документов, куда входит квиток об оплате государственной пошлины, а в случае его непредставления откажет в регистрации повторно.

Много вопросов вызывает предусмотренная законом о регистрации возможность ликвидации организаций, зарегистрированных до вступления его в силу.

Закон в переходных положениях устанавливает: уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу закона, обязано до 1 января 2003 года представить в регистрирующий орган необходимые сведения о юридическом лице. Невыполнение этого требования является основанием принятия судом решения о ликвидации юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (ИМНС).

Напомним, что заявителем может быть не только должностное лицо организации, но и любое лицо, уполномоченное доверенностью. Допустим, во втором случае сообщение сведений в ЕГРЮЛ об организации, зарегистрированной до 1 июля 2002 года, не подано. При этом наложение штрафа на должностное лицо незаконно, что следует из понятия административного правонарушения, которое раскрывается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Итак, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следовательно, в нашем случае в действиях должностного лица отсутствует не только элемент противоправности (выдача доверенности), но и вина (лежит на заявителе). Таким образом, нет состава административного проступка, что полностью исключает ответственность.

Кодексом об административных правонарушениях наложение штрафа за непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, на заявителя не предусмотрено. Таким образом, отвечать не будет ни заявитель, ни должностное лицо.

Новый порядок регистрации предусматривает: уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления закона о регистрации в силу, обязано представить в регистрирующий орган необходимые сведения. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Таким образом, в момент выдачи доверенности на сообщение сведений в реестр руководителем организации физическому лицу, обязанность совершить указанные в ней действия переходит к последнему. Как было показано выше, ответственности для этого лица за неисполнение указанной нормы закона не предусмотрено, хотя в соответствии с законом о регистрации она может наступить для самой организации в виде ее ликвидации.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. По смыслу указанной статьи нарушение должно быть совершено именно юридическим лицом (а не заявителем), сама ликвидация должна осуществляться только на основаниях, предусмотренных кодексом, и нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не должны противоречить ГК.

На первый взгляд, положения закона о регистрации не соответствуют приведенным выше нормам. Однако гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве и автономии воли участников. Таким образом, рассматриваемая ситуация не имеет никакого отношения к Гражданскому кодексу, поскольку к административным отношениям он не применяется.

Обратимся к проблеме сроков подачи сведений в ЕГРЮЛ для организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 года.

В Интернете на официальном сайте Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве (www.mosnalog.ru) опубликовано сообщение от 25.02.2003 об ответ-

ственности за непредставление сведений. В нем указывается на обязанность юридического лица предоставлять сведения, несмотря на окончание срока, указанного в законе.

Отдельно отметим, что в отличие от законодательно установленного порядка сообщение обязывает предоставлять сведения по месту нахождения юридического лица.

Напомним, что в соответствии с законом юридическое лицо обязано представить сведения в регистрирующий орган в течение шести месяцев со дня вступления закона о регистрации в силу, то есть с 1 июля 2002 года до 1 января 2003 года. Таким образом, обязанность предоставить сведения заканчивается 1 января 2003 года. Как указывалось выше, ее невыполнение уполномоченным лицом организации является основанием принятия судом решения о ликвидации юридического лица на основании заявления регистрирующего органа. Следовательно, у налоговых инспекций возникает право обращаться в суд с соответствующим заявлением, но никак не направлять заказные письма юридическим лицам с требованием сообщить сведения, как это предусмотрено сообщением МНС.

В соответствии с рассматриваемым сообщением с официального сайта УМ НС по г. Москве должностному лицу юридического лица по получении уведомления необходимо явиться в налоговую инспекцию для рассмотрения вопроса о наложении на него административного взыскания, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ) за непредставление (несвоевременное представление) сведений. Штраф в размере пятидесяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (пять тысяч рублей) должен быть уплачен должностным лицом юридического лица не позднее тридцати дней со дня вступления в силу постановления о наложения административного штрафа.

Руководствуясь сообщением МНС и положениями Кодекса «Об административных правонарушениях», после уплаты штрафа у организации сохраняется обязанность представить в регистрирующий орган необходимые сведения.

На наш взгляд, правовая природа рассмотренного сообщения весьма сомнительна. Требование предоставить сведения об организации после 1 января 2003 года - фактическое незаконное продление срока внесения в ЕГРЮЛ организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 года.

В заключение хотелось бы сказать, что споры относительно положительных и отрицательных моментов новой процедуры регистрации еще долго не утихнут и, думается, станут предметом разбирательств в арбитражных судах. Что скажут последние, - покажет время. На сегодняшний момент очевидно одно - новый порядок регистрации, став существенно дороже, увы, не облегчил жизнь желающим открыть свое дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.