Научная статья на тему 'Новый порядок обязательной продажи валютной выручки в России: составной элемент масштабной либерализации или вариант компромисса с бизнесом?'

Новый порядок обязательной продажи валютной выручки в России: составной элемент масштабной либерализации или вариант компромисса с бизнесом? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый порядок обязательной продажи валютной выручки в России: составной элемент масштабной либерализации или вариант компромисса с бизнесом?»

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

НОВЫЙ ПОРЯДОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ В РОССИИ:

СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МАСШТАБНОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ИЛИ ВАРИАНТ КОМПРОМИССА С БИЗНЕСОМ?

Т.В. МАНЯХИН,

ведущий специалист валютного управления МГТУ ЦБ РФ

Обязательная продажа поступлений в страну средств в иностранной валюте, в частности поступлений в качестве экспортной выручки, является одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов валютного регулирования.

Применение данного метода, равно как и ряда других методов валютного регулирования, вызвано, в первую очередь, необходимостью поддержания необходимого баланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке и, тем самым, защиты курса национальной валюты и обеспечения международных расчетов.

Между тем следует отметить, что данный инструмент имеет ряд преимуществ перед другими методами валютного регулирования. В частности, использование данного метода в ориентированной на экспорт экономике позволяет регулярно наполнять валютный рынок значительными объемами средств в иностранной валюте без существенного расходования валютных резервов страны. Использование данного метода также в значительной сте-

' Cm. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2003, IMF, Washington D.C., 2003.

пени избавляет власти от необходимости разработки и обслуживания различных схем привлечения иностранной валюты (выпуск государственных ценных бумаг, привлечение межгосударственных кредитов и т.д.). Кроме того, требование обязательной продажи в меньшей степени ограничивает права резидентов по сравнению с различными запретами и лимитами в отношении валютных операций.

В силу своих очевидных преимуществ метод обязательной продажи получил широкое распространение в международной практике. Об активном использовании данного метода свидетельствуют, в частности, результаты исследования, недавно проведенного специалистами Международного валютного фонда (МВФ)1. Согласно данным исследования, в конце 2002 — и в 2003 гг. в 101 стране из стран — членов МВФ действовало требование репатриации валютной выручки. При этом в 79 странах применялись различные формы обязательной продажи поступлений в иностранной валюте. В табл. 1 на выборочной основе приведен пример использования инструмента обязательной продажи поступлений в иностранной валюте отдельными странами-членами МВФ.

Таблица 1 - членах МВФ

Схемы обязательной продажи поступлений в иностранной валюте в отдельных странах

Номер п/п Страна Краткая характеристика применяемых мер Дата*

1 Афганистан Выручка в иностранной валюте от экспорта изюма, свежих фруктов, шкур животных, шерсти и лекарственных растений подлежит обязательной продаже по рыночному курсу незамедлительно после поступления выручки в пользу экспортеров 31.03.2003

Окончание таблицы 1

Номер п/п Страна Краткая характеристика применяемых мер Дата*

2 Алжир Выручка в иностранной валюте от экспорта ряда сырьевых товаров (газ, минеральное сырье и др.) подлежит обязательной продаже в полном объеме непосредственно Банку Алжира, экспортная выручка от продажи других товаров, а также «невидимых» услуг подлежит обязательной продаже обслуживающим банкам или на межбанковском валютном рынке в размере 50% 31.01.2003

3 Бурунди Обязательной продаже в размере 70% подлежит выручка в иностранной валюте от экспорта кофе, чая и хлопка. 31.01.2003

4 Бутан Поступления во всех иностранных валютах, за исключением индийской руппии, подлежат обязательной продаже Королевскому Денежному Управлению или уполномоченным банкам 31.12.2002

5 Бразилия Экспортная выручка в иностранной валюте подлежат обязательной продаже не позднее 180 дней с даты отгрузки или 20 дней после поступления выручки (в зависимости от того, какой срок истечет первым). Выручка от экспорта «невидимых» услуг также подлежит обязательной продаже уполномоченным банкам по рыночному курсу 31.12.2002

6 Гана Часть выручки в иностранной валюте в размере от 20 до 40% от экспорта золота и 98% выручки от экспорта какао подлежит обязательной продаже Банку Ганы, выручка от нетрадиционного для Ганы экспорта объектом обязательной продажи не является. Предусмотрена обязательная продажа выручки от экспорта «невидимых» услуг (продается уполномоченным банкам) 31.12.2002

7 Гондурас Экспортная выручка в иностранной валюте, за исключением выручки в результате торговли со странами Центральной Америки, подлежит обязательной продаже банкам в течение периода от 20 до 85 дней. Затем банки должны продать всю купленную выручку Центральному банку Гондураса. При этом экспортеры имеют право оставлять до 30% выручки для оплаты импорта и расчетов по внешним обязательствам 31.12.2002

8 Мавритания 100% выручки в иностранной валюте от экспорта рыбных продуктов подлежит «сдаче» Центральному банку Мавритании. Центральный банк, в свою очередь, 70% выручки продает на межбанковском валютном рынке, остальные 30% зачисляются на валютный счет экспортера 31.12.2002

9 Нигерия Выручка от экспорта нефтяной продукции является объектом обязательной продажи, выручка от экспорта иных товаров может быть продана уполномоченным банкам или использована на легитимные цели 31.12.2002

10 Суринам Обязательной продаже подлежит выручка государственных предприятий от экспорта бокситов и нефти. Обязательной продаже также подлежит выручка от экспорта «невидимых» услуг 31.12.2002

* Дата, по состоянию на которую действовали указанные в таблице меры.

Источник: — Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2003, IMF, Washington D.C., 2003.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что на практике могут применяться самые разнообразные схемы обязательной продажи — от индивидуального подхода к экспортной выручке отдельных отраслей до требования об обязательной продаже почти всех поступлений в иностранной валюте.

Основными странами — членами МВФ, использовавшими в конце 2002 — начале 2003 гг. метод обязательной продажи поступлений в иностранной валюте, являлись страны Африки, ряд развивающихся стран Латинской Америки и Азиатского региона, некоторые небольшие островные государства, отдельные страны Восточной Европы. В основном, это страны с недостаточно развитой экономикой, ориентированной на экспорт сырья и продовольствия.

2 Об этом, в частности, после принятия Государственной Думой РФ в третьем чтении проекта действующего в настоящее время Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» заявил в интервью РИА «Новости» заместитель председателя Бюджетного комитета Государственной Думы РФ В. Гальченко.

К числу стран, активно использующих инструмент обязательной продажи, относится и Российская Федерация. В настоящее время ни для кого не является секретом, что результативность данного метода в России в части наполнения внутреннего валютного рынка иностранной валютой, в первую очередь, обусловлена значительными поступлениями экспортной выручки в условиях благоприятной ситуации на внешних рынках основных статей российского экспорта.

С самого начала реформ, уже на протяжении более чем Шлет, у российских экспортеров «забирают» значительную часть поступлений в иностранной валюте.

В последнее время на фоне улучшения основных экономических показателей в России жесткое валютное законодательство, по мнению властей, перестало соответствовать «духу времени» и оказалось преградой на пути инвестиций в российскую экономику2. За последний год валютное регулирование и валютный контроль в России были

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

И Экспорт товаров □ Экспорт услуг

Рис. 1. Экспорт товаров и услуг в России в 1994 — 2003 гг. Источник: официальный сайт Банка России www.cbr.ai.

значительно либерализованы. Главным итогом либерализации стало принятие Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон), после чего последовало и изменение нормативных актов Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Изменения коснулись и порядка обязательной продажи валютной выручки как одного из главных инструментов валютного регулирования в России.

Вместе с тем, по мнению автора, Закон явно принимался «до конца года» под давлением сторонников «неотложной либерализации» при очевидном нежелании Банка России идти на значительные уступки «либералам» по привычному механизму обязательной продажи, что в итоге отразилось на содержании нового порядка обязательной продажи, регулируемого в настоящее время нормами Закона и Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция № 111-И).

На взгляд автора, новый порядок обязательной продажи вызывает ряд серьезных вопросов, касающихся возможности эффективного применения данного инструмента в случае возникновения кризисных явлений на валютном рынке, в связи с чем в данной статье проведен критический анализ соответствующих правовых норм и выделены некоторые негативные, по мнению автора, элементы действующего механизма обязательной продажи валютной выручки.

При написании статьи использовались акты валютного законодательства Российской Федерации и подзаконные нормативные акты Банка России в сфере валютного регулирования и валютно-

го контроля, официальная статистика Банка России, данные исследований зарубежных экономистов.

Роль инструмента обязательной продажи валютной выручки в регулировании валютного рынка в России

Обязательная продажа экспортной валютной выручки уже более десяти лет является наиболее активно используемым методом регулирования валютного рынка в Российской Федерации наряду с валютными интервенциями и различными валютными ограничениями.

Данному обстоятельству существует вполне логичное объяснение — в Россию регулярно поступают значительные объемы средств в иностранной валюте в виде экспортной валютной выручки (на рис. 1 приведены данные о размерах и динамике экспорта товаров и услуг в России в 1994 — 2003 гг.), что, в свою очередь, вызвано особенностями структуры российского экспорта (см. рис. 2), значительную часть которого составляют экспорт нефти и нефтепродуктов, цены на которые на мировом рынке в последние годы имеют тенденцию к повышению.

Согласно рис. 1, Россия в 1994 — 2003 гг. экспортировала товаров и услуг в среднем на сумму

нефть и

природный газ 15%

Рис. 2. Структура товарного экспорта России в I кв. 2004 г. Источник: официальный сайт Банка России www.cbr.ru.

< гЗ

ЙЧ

п. ч

0 о " н

01 ч

Си X

ч £

80000

70000

60000

50000

40000

30000

20000

10000

Рис. 3. Валютные резервы Банка России в 1998 — 2003 гг. Источник: официальный сайт Банка России www.cbr.riu

около 90 млрд дол. США в год. При этом, если учесть, что ежедневный объем торгов по инструментам USD/RUR TOD и USD/RUR ТОМ на валютной секции Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), являющейся де-факто российским валютным рынком3, как правило, не превышает 200 — 300 млн дол. США, то становится очевидным потенциальный эффект от использования инструмента обязательной продажи: исходя из данных рис. 1, при нормативе обязательной продажи в 50% на внутренний валютный рынок, по самым приблизительным подсчетам, ежедневно дополнительно «вливается» около 150 — 200 млн дол. США. Таких объемов вполне достаточно, чтобы удовлетворить спрос на иностранную валюту и оказать влияние на динамику валютного курса.

Кроме того, в пользу обязательной продажи в России говорит и то, что «сдача» валютной выручки не стала неприятной неожиданностью для российских экспортеров в начале 1990-х гг. Наоборот, требование о продаже 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке по рыночному курсу с 1 июля 1993 г. стало итогом определенной либе-

рализации действовавшей ранее системы распределения средств в иностранной валюте по счетам в государственных банках4. Таким образом, у российских властей и экспортеров к началу реформ уже был определенный опыт «раздела» валютной выручки.

До настоящего времени норматив обязательной продажи изменялся несколько раз в ответ на существенные перемены в экономике: на фоне улучшения экономической ситуации норматив понижался, при возникновении кризисных явлений на валютном рынке — повышался. В табл. 2 приведены значения норматива обязательной продажи валютной выручки, действовавшие в России с момента принятия Инструкции № 7 по настоящее время.

Таблица 2

Нормативы обязательной продажи валютной выручки в России

Норматив, % Период действия

50 01.07.1992 - 31.12.1998

75 01.01.1999-09.08.2001

50 10.08.2001 - 08.07.2003

30 09.07.2003

25 10.07.2003 - по настоящее время

3 Результаты торгов на ММВБ по инструменту USD/RUR являются основой для установления Банком России официального курса российского рубля к доллару США.

4До 01.07.1993 еще сохранялось требование о продаже иностранной валюты государству: Инструкцией Банка России от 29.06.1992 № 7 (далее - Инструкция № 7) первоначально было установлено требование о продаже 50% валютной выручки, при этом 30% подлежало продаже в Валютный резерв Банка России по курсу, устанавливаемому Банком России. Последнее требование было отменено письмом Банка России от 28.06.1993 № 41.

Источник: Федеральные законы, нормативные акты Банка России.

Максимальный норматив в размере 75% был установлен с 01.01.1999 в целях стабилизации курса рубля. В дальнейшем норматив только снижался. Снижение норматива связано с тем, что в условиях стабильного валютного рынка и увеличения поступлений экспортной выручки (данные рис. 1 свидетельствуют о значительном увеличении объемов российского экспорта в 2000 г. и сохранении тенденции в последующие годы) избыточное предложение иностранной валюты способно приводить к чрезмерному укреплению рубля и дополнительной рублевой эмиссии в результате проведения Центральным банком валютных интервенций. Об активной деятельности Банка России по скупке иностранной валюты с 2000 г. свидетельствует динамика валютных резервов Банка России (рис. 3).

В конце 2003 г. на фоне улучшения ситуации на валютном рынке и в экономике в целом российские власти внесли значительные изменения в валютное законодательство, поскольку жесткие валютные ограничения в условиях достаточного предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке стали оказывать обратное действие - способствовать нежелательному чрезмерному укреплению российского рубля и сдерживать развитие экономических связей.

При этом, принимая во внимание, что обязательная продажа валютной выручки оказывает прямое воздействие на объем предложения иностранной валюты на валютном рынке, изменения должны были коснуться и порядка обязательной продажи экспортной выручки.

Изменения в порядке обязательной продажи

валютной выручки в связи с принятием Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЭ

В настоящее время главными нормами, определяющими порядок обязательной продажи валютной выручки в рамках нового валютного законодательства Российской Федерации, являются положения ст. 21 Закона, а также изданной в связи с Законом Инструкции № 111-И. Наиболее существенными изменениями в порядке обязательной продажи экспортной выручки стали следующие.

1. Размер норматива обязательной продажи снижен до 25%. Кроме того, экспортерам в Законе «дано обещание» не повышать размера норматива свыше 30%.

2. Ликвидирован механизм принудительной продажи валютной выручки. Согласно положению п. 2 ст. 21 Закона обязательная продажа производится на основании распоряжения резидента. Самостоятельное списание банками средств с транзитного валютного счета резидента теперь расценивается как нарушение прав резидента.

3. Требование об осуществлении обязательной продажи касается только выручки по сделкам резидентов с нерезидентами. Обязательная продажа части валютной выручки по договорам, заключенным между резидентами (к примеру, в качестве комиссионного вознаграждения посредников) Законом не предусмотрена.

4. Изменен порядок обмена документами и информацией между банками и клиентами в процессе обязательной продажи валютной выручки (состав документов, порядок и сроки их представления).

5. Уточнен перечень платежей в иностранной валюте, освобождаемых от обязательной продажи. Соответствующий перечень приведен в пп. 3 и 5 ст. 21 Закона.

6. Требование об осуществлении обязательной продажи распространено на экспортную выручку физических лиц — индивидуальных предпринимателей.

По мнению автора, новый механизм обязательной продажи, предусмотренный Законом и Инструкцией, вызывает ряд вопросов, касающихся эффективности данного инструмента в рамках нового правового поля.

Во-первых, не совсем очевидны мотивы властей при ликвидации механизма принудительной продажи валютной выручки банками в случае непредставления клиентами в установленный срок необходимых документов. Даже если предположить, что власти исходили из неприкасаемости гражданских прав владельцев валютной выручки, то закономерен вопрос: почему механизм принудительной продажи отработал более 10 лет и права экспортеров властей не интересовали? Довод о том, что на фоне улучшения экономической ситуации власти позаботились о правах экспортеров, на взгляд автора, неубедителен. Положение п. 2 ст. 21 Закона отчетливо требует осуществить обязательную продажу части выручки, при этом установлен срок в семь рабочих дней для исполнения требования. Наличие же в Законе положения о том, что обязательная продажа осуществляется только на основании распоряжения резидента в данном случае уже само по себе может повлечь неисполнение нормы Закона. В результате, по мнению автора, принимая во внимание сохранение самого требования об осуществлении продажи части выручки, ликвидация принудительной продажи не имеет ничего общего с реальной либерализацией валютного законодательства (то есть ослаблением существующих ограничений), в данном случае можно говорить лишь о попытке найти компромисс между гражданским и административным правом, приведшей к увеличению риска неисполнения нормы Закона (к риску неосуществления продажи банком добавился риск непредставления распоряжения клиентом), снижению потенциальной эффективности самого метода.

Во-вторых, на фоне снижения размера норматива и ослабления контроля за реализацией требования обязательной продажи совсем неясным представляется распространение требования об обязательной продаже на физических лиц — инди-

видуальных предпринимателей. Идея о всеобщем равенстве перед Законом была бы не вполне логичной в данной ситуации. Кроме того, как и с принудительной продажей, неясно бездействие властей в течение более чем 10 лет в части «подключения» к обязательной продаже физических лиц. Экономическая ситуация в настоящее время явно не требует введения указанной меры. Введение данной меры в целях учета валютной выручки физических лиц также не вписывается в общую концепцию либерализации валютного регулирования и валютного контроля.

В-третьих, п. 3 ст. 21 Закона предусмотрено, что обязательной продаже подлежит валютная выручка, причитающаяся резидентам от нерезидентов. Следует отметить, что нормальной практикой является заключение договора между двумя резидентами, согласно которому один резидент (посредник) оказывает другому (принципалу) услуги по договору, заключенному последним с нерезидентом. При этом в рамках договора, заключенного между резидентами, посреднику причитается часть валютной выручки в качестве вознаграждения. Исходя из положений Закона и Инструкции № 111-И такое вознаграждение не является объектом обязательной продажи и перечисляется с транзитного счета посредника на его текущий счет. По мнению автора, данная «лазейка» при неблагоприятной ситуации на внутреннем валютном рынке вполне может быть использована для «освобождения» выручки от обязательной продажи путем наращения цепочки посредников, каждый из которых будет оказывать некоторые услуги и оставлять себе часть выручки.

Кроме того, вызывают вопросы и отдельные элементы установленного Банком России порядка обязательной продажи, не обусловленные напрямую нормами Закона.

В частности, Инструкцией № 111-И установлено, что каждому текущему счету во всех видах иностранных валют, за исключением клиринговых, должен соответствовать транзитный счет. Следует отметить, что по всем законам логики назначение транзитного валютного счета заключается в идентификации поступлений в иностранной валюте в целях выяснения необходимости обязательной продажи. Принимая во внимание, что обязательной продаже в соответствии с Законом подлежат поступления в отдельных видах валют, наиболее широко используемых в международных расчетах (перечень установлен Инструкцией № 111-И), справедлив вопрос о целях открытия транзитного счета в ва-

люте, не подлежащей обязательной продаже. Какой смысл определять характер поступивших средств, если они в любом случае не будут подлежать обязательной продаже? Если даже предположить, что целью открытия транзитных счетов во всех валютах является обеспечение статистического учета поступлений в иностранной валюте, то это уже должно решаться в рамках других документов, а не в рамках инструкции, целью которой является регулирование организационно-методологических вопросов обязательной продажи. В принципе, серьезной проблемы здесь и не было бы — банкам просто необходимо делать лишние проводки. Реальная проблема кроется глубже: новый порядок обязательной продажи, несомненно, будетявлять-ся предметом инспекционных проверок Банка России. В результате, за неоткрытие банком транзитного счета в валюте, не подлежащей обязательной продаже, могут последовать меры воздействия к банку, в том числе экономического характера, а это уже серьезно.

Также следует отметить, что вызывает сомнения эффективность установления в Инструкции № 111 - И закрытого перечня возможных зачислений и списаний с транзитного валютного счета. Как показывает практика, рано или поздно возникает ситуация, когда легитимные операции не будут вписываться в установленный режим счета. В частности, такой прецедент уже возник после принятия Инструкции Банка России № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов». Данная инструкция предусматривает необходимость зачисления в отдельных случаях средств на специальные счета с транзитных валютных счетов. При этом в рамках Инструкции № 111-И списание банками средств с транзитных счетов на специальные счета не было предусмотрено. Следует отметить, что Инструкцией № 7 была предусмотрена возможность списания средств с транзитного счета «на иные расходы в случаях, разрешенных Банком России», что позволяло избежать указанных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты анализа наиболее существенных изменений в порядке обязательной продажи валютной выручки в России в связи с принятием Закона, на взгляд автора, позволяют сделать следующие основные выводы.

Закрепление в Законе принципа «неприкасаемости» выручки резидента при отсутствии его распоряжения и ликвидация в связи с этим механизма принудительной продажи, а также исключение из объектов обязательной продажи комиссионного вознаграждения резидентов-посредников по

договорам с другими резидентами позволяют говорить о присутствии некоторого «духа либерализации» в произошедших изменениях.

Вместе с тем более детальный анализ показывает, что существенной либерализации механизма обязательной продажи как инструмента валютного регулирования не произошло, поскольку сохранено и само требование, и сроки продажи, и значительно не изменился норматив. Более того, обязательная продажа распространена на выручку физических лиц — индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что и ликвидация принудительной продажи также не избавляет резидентов от необходимости продажи части выручки.

О реальной либерализации порядка обязательной продажи валютной выручки как инструмента валютного регулирования напоминает лишь положение п. 3 ст. 26 Закона, согласно которому планируется упразднение механизма обязательной продажи с 01.01.2007. Хотя, по мнению автора, данное положение является скорее результатом поисков компромисса с бизнесом, чем уверенностью властей в долгосрочной «прочности» экономики, во многом зависящей от внешнеэкономической конъюнктуры.

На взгляд автора, в случае, если бы проблеме оптимального варианта порядка обязательной про-

5 См. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2003, IMF, Washington D.C., 2003

6Там же.

дажи в новых условиях действительно уделялось должное внимание, при разработке нового валютного законодательства можно было рассмотреть вопрос о принятии ряда мер по реальной либерализации порядка обязательной продажи, отвечающего интересам бизнеса при необходимом уровне контроля без «ломки» самого инструмента обязательной продажи.

В частности, принимая во внимание вполне обоснованные замечания российского бизнеса о том, что ряд экспортных предприятий, использующих при производстве импортируемую продукцию, несет потери в виде курсовых разниц в результате необходимости покупки валюты для оплаты импорта после осуществления ими обязательной продажи (обязательная продажа в данном случае фактически не обеспечивает дополнительного предложения иностранной валюты на рынок), можно было обратиться к мировому опыту (к примеру, к опыту Кипра или Мальты)5 и попытаться разработать схему, предполагающую обязательную продажу лишь возникающего сальдо.

Кроме того, представляет интерес мировой опыт реализации различных схем обязательной продажи, предполагающих более высокие нормативы для экспорта сырья и продовольствия и пониженные нормативы для нетрадиционного экспорта, в частности экспорта готовой продукции и технологий6, а также отдельные условия обязательной продажи для предприятий с иностранными инвестициями.

Уважаемые руководители предприятий и организаций! Сбербанк России предлагает широкий спектр ус.пт для Вашей организации

Сбербанк Обслуживание

России внешнеэкономической деятельности

!fi \

Ч ^ X

Современные высоконадежные формы международныл расчетов гарантируют защиту Ваших интересов при осуществлении экспортно-импортных операирй, v

7» Консультационные услуги при проведении иредконтрактной работы я Оформление паспортоп экспортных н импортных сделок ■ ;

• Открытке импортных документарных аккредитивов различных видов, а также резервных (Stand by) аккредитивов

■ Получение по льготным тарифам подтверждения крупных зарубежных банков (в том числе s под гарантии ЕБРР) аккредитивов, открываемых Сбербанком России л Организация нредэкспортного и иостнмнортного финансирования с использованием

документарных аккредитивов v , :

■ Подтверждение экспортных документарных аккредитивов, в том числе аккредитивов банков стран СНГ

Авизование экспортных аккредитивов и гарантий на территории РФ, а также в страны снг, Балтии и дальнего зарубежья ;

■ Трансферация аккредитивов i : "■Инкассовые операции

■ Гарантийные операции

Сбербанк России готов оказать помощь в правильном выборе форм и условий внешнеторговых расчсшв с келью снижения коммерческих н пных рисков н сокращения издержек при проведении внешнеторговых сделок. : :

Телефоны для справок: 238-61-33, 238-93-56, 718-79-46

Филиал Акционерного коммерческого Сберегательно!о «мпка Российской Фел--рации (открыют акционерного общества) ДОНСКОЕ ОТЛЫЕНИЕМ 7813 "111)180. Mix Kita, Б. Якиманка у г, 18> телефон 1248-М-9!! Гснера.1ыыя лицензия Н.шкл Р(<ссин № 1481 ОТ 03 10 2002 i. Срок действия предложения - до появления ново(( или дополнительной информации. Октябрь 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.