ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
Новый подход в определении прав на результаты интеллектуальной деятельности при экспортных поставках
В статье рассматриваются существующие законодательные основания для определения доли государства в правах на результаты интеллектуальной деятельности в поставляемой на экспорт продукции военного назначения. Предлагается отказаться от проведения инвентаризации и перейти на расчетный метод при определении доли прав РФ. Приводится обоснование предлагаемых изменений.
Ключевые слова: экспорт военной техники, распределение прав, лицензионные платежи, инвентаризация результатов интеллектуальной деятельности.
М. Ю. Чайков,
к. т. н., доцент УрФУ им. первого Президента Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
о
ел
<
со о
В настоящее время, при поставках продукции военного назначения за рубеж, необходимо определить долю государства в правах на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) используемые для производства поставляемой продукции. От размеров этой доли зависит величина лицензионного платежа предприятия - поставщика экспортной продукции. Сложность и неоднозначность этой задачи состоит в том, что правовая база по данному вопросу представляет собой комплект документов: Постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министра обороны, Роспатента, Министерства юстиции, Министерства промышленности науки и технологий др. [1-6, 8] Причем, систематически появляются новые документы, которые уточняют и дополняют отдельные нормы предыдущих документов. Тем не менее, существующая на настоящий момент методология распределения прав на РИД, на мой взгляд, неоднозначна и противоречит логике четвертой части ГК РФ. Так, согласно пункта 1 [1] «...права на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. полученных за счет средств. бюджета. принадлежат Российской Федерации. если информация об указанных результатах не являлась общедоступной». Однако в последующих нормативных документах [2, 3] ссылка на то, что права на общеизвестные РИДы не могут принадлежать Российской Федерации отсутствует.
Практически в любой новой разработке, относящейся к любой области техники, используются общеизвестные конструкторские и технологические решения. К ним можно отнести типовые технические решения, заимствованные из более ранних разработок, из известных научно-технических источников, справочников, журналов и т. д. К тому же
в большинстве новых разработок имеются детали и узлы выполненные по ГОСТу, ОСТу, отраслевым нормалям и др. Кроме этого практически в любом изделии имеются и так называемые покупные изделия. Эти изделия могут поставляться не только для продукции военного назначения, но и для гражданской продукции и с большой долей вероятности права на РИД решений, заложенных в них не принадлежат Российской Федерации. В любом случае принадлежность прав на технические решения, необходимые для их изготовления, является предметом дополнительного анализа.
В любом изделии права на РИД распределяются следующим образом:
• принадлежат предприятию;
• принадлежат Российской Федерации;
• являются общедоступными (отсутствие их в РИД маловероятно);
• принадлежат третьим лицам.
Доля Российской Федерации на РИДы, полученные после завершения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, выполненных по государственным контрактам за счет средств федерального бюджета может быть подсчитана по формуле (1):
(1)
где ДПРф — доля прав Российской Федерации на РИД; Цо — общая цена изделия, которое изготовлено с использованием РИД, полученных после завершения НИОКиТР; Цп^ — цена г-го покупного изделия (узла, детали); Цощ1 — цена ^-го общеизвестного изделия (узла, детали); п — количество покупных в изделии; к — количество общеизвестных в изделии.
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
С течением времени доля прав Российской Федерации будет уменьшаться, так как предприятие за свои деньги совершенствует РИД. Например, меняет технологию, переводя механическую обработку с универсальных станков на станки с ЧПУ, или совершенствует конструкцию за счет изменения элементной базы и т. д.
Кроме того, в существующих нормативных документах не приводится порядок определения длительности действия прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации. Любая форма правовой охраны на объект интеллектуальной собственности ограничена во времени. Патент на изобретение действует в течение максимум 20 лет, после чего техническое решение по патенту переходит в общественное достояние — статья 1364 [7]. Исключительные права на объект авторского права действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти — статья 1281 [7]. Согласно статьи 1467 [7] секрет производства (ноу-хау) действует до тех пор пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Но после того как изделие будет поставлено за рубеж его конструкция становиться известной и следовательно статус секрета производства (ноу-хау) будет утерян. В одном из последних документов [8] предусмотрено периодическое рассмотрение РИД на предмет необходимости сохранения прав за Российской Федерации на данный РИД. «Государственные заказчики обязаны не реже одного раза в год осуществлять рассмотрение вопроса о целесообразности сохранения исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности...» [8]. Считаю более правильным законодательно установить длительность действия прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации. Допустим — 20-30 лет, после чего права будут переходить во всеобщее достояние. Тогда примерная упрощенная зависимость доли прав Российской Федерации от времени будет следующая (рисунок).
Здесь показано, что в течение ориентировочно пяти лет после завершения НИР и ОКР объем прав на РИД, принадлежащих РФ не меняется. Затем за счет совершенствования технологии (в большей степени) и конструкции (в меньшей степени), выполняемой за счет собственных средств предприятия, доля прав РФ снижается. После истечения срока действия исключительных прав все права переходят во всеобщее достояние. Распределение прав на РИД и их документальное оформление в настоящее время осуществляет-
Объем прав РФ, %
90
30
0 5
!
Г30 Время
ДПрф =/(Г) Зависимость доли прав РФ на РИД от времени
ся посредством проведения инвентаризации, порядок проведения которой приведен в [6]. Согласно пункту 8 [4] «Права на РИД, используемые при производстве поставляемой продукции подтверждаются. в том числе актами обязательной и (или) инициативной инвентаризации.». Результаты инвентаризации, согласно «Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности», утвержденных [5]. Практика показала, что проведение инвентаризации прав на РИД очень трудоемко, так как предполагает анализ значительного числа документов и требует многочисленных согласований с привлечением специалистов Министерства обороны РФ и Роспатента. В целом, проведение инвентаризации РИД для определения соотношения прав, принадлежащих различным правообладателям представляется концептуально ущербным методом с низкой степенью достоверности вследствие того, что во-первых, отсутствует официально утвержденная методика преобразования данных, содержащихся в инвентаризационных документах (ведомости и акты) в доли прав, а во-вторых все методики, предлагаемые к использованию для преобразования результатов инвентаризации в доли прав требуют проведение оценки различных составляющих, входящих в инвентаризируемый объект с обязательным выполнением требований федеральных стандартов оценки. Практика показала, что при оценке одного и того же объекта интеллектуальной собственности у разных оценщиков вариативность результатов может достигать сотен процентов.
Представим себе такую ситуацию. В 1980 г. на средства федерального бюджета была разработана конструкторская и технологическая документация на блок с условным номером № 001.002, входящий в общее изделие № 001. Инициативная инвентаризация, проведенная в 2010 г. выявила следующее. Блок № 001.002 состоит из 5 узлов и 18 деталей. Из 5 узлов — 3 покупных микросхемы, а 2 узла — собственного изготовления. Из 18 деталей — 1 покупная, 3 — являются стандартными и выполнены по ГОСТу, остальные собственного изготовления. Для изготовления деталей и узлов были спроектированы и изготовлены 12 позиций специализированной оснастки. В период с 1990 по 2000 гг. все технологические процессы, созданные в 1980 г. перевыпущены, так как изменилось оборудование, на котором изготавливались детали и узлы. К 2005 г. в конструкцию 9 деталей и одного узла внесены 20 конструктивных улучшений. Работы по изменению конструкции и технологии выполнены за счет средств предприятия-изготовителя. На одно из технических решений по улучшению конструкции узла, входящего в блок № 001.002 получен патент на изобретение. Патентообладатель — предприятие - изготовитель блока.
Каким же образом определить долю в правах на документацию, необходимую для изготовления блока № 001.002? А что, если в изделии № 001 подобных блоков — пятьдесят или семьдесят? Очевидно, что на практике эта задача невыполнима.
И еще, в разные периоды времени доля прав РФ и других участников процесса меняется, поэтому инвен-
о см
ел
см
<
СО О
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
таризацию на один и тот же объект необходимо проводить неоднократно. Считаю, что для удобства работы и получения достоверных результатов целесообразно отказаться от проведения инвентаризаций и использовать расчетный метод для определения доли прав Российской Федерации в разные периоды времени и использовать для этого формулу (2):
ДПрф = ДПо - K ^ - 5), (2)
^0, при !Г< 5; ^2, 4, при 30>7>5;
^ДПо /(^5), при T=30,
где ДПрФ — доля прав на РИД Российской Федерации в момент времени Т; ДПо — доля прав Российской Федерации после создания РИД; Т — время, которое прошло от создания РИД до момента определения прав РФ на него; K — коэффициент, учитывающий интервал времени от момента создания РИД до момента определения доли прав РФ на него.
Следующим важным моментом является то, что в приказе Роспатента № 157 от 10.12.2012 г. «Об утверждении порядка взимания лицензионных платежей за представление права использования результатов интеллектуальной деятельности.» [4] размер лицензионного платежа определяется долей Российской Федерации в доходах. Методика определения доли в доходах в данном документе не приводится. На мой взгляд, доля в доходах, получаемых от использования РИД тождественна доли в правах на РИД.
В заключение хочу отметить, что целесообразно:
1. Провести кодификацию и вместо целого пакета нормативных документов свести все необходимые нормы в единый федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере распределения прав на РИД, созданных за счет средств федерального бюджета.
2. Установить длительность действия прав на РИД, принадлежащих Российской Федерации и другим участникам процесса распределения прав.
3. Заменить механизм определения доли прав Российской Федерации и ввести расчетный метод вместо проведения инвентаризации.
Список использованных источников
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1132 от 29.09.1998 г. «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства».
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 342 от 22.04.2009 г. «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».
3. Постановление Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации № 1024 от 08.12.202011 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 342 от 22.04.2009 г.».
4. Приказ Роспатента № 157 от 10.12.2012 г. «Об утверждении порядка взимания лицензионных платежей за представление права использования результатов интеллектуальной деятельности».
5. Распоряжение Минимущества РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Министерства юстиции РФ от 22.05.2002 г. № 1272-р/Р-8/149 «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав».
6. Постановление Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации № 7 от 14.01.2002 г. «О порядке инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая.
8. Постановление Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации № 458 от 30.05.2013 г. «О внесении изменений в правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты».
A new approach in determining the rights of intellectual property with exports M. Yu. Chaykov, PhD, associate professor, Ural Federal uiversitity n. a. First President of Russia Boris Yeltsin, Ekaterinburg.
The article examines the current legislative basis for determining the state's share of rights to results of intellectual activity in the exported military products. It is proposed to abandon inventory and go to the calculation method for the share of the rights of the Russian Federation. The substantiation of the proposed changes.
Keywords: export of military equipment, distribution of rights license payments, inventory of results of intellectual activity.
В Ярославле пройдет Международный форум «Стратегия. Миссия. Перспектива-2015»
С 27 февраля по 1 марта 2015 года в Ярославле пройдет V Международный форум молодых предпринимателей «Стратегия. Миссия. Перспектива». Площадка форума предоставит ее участникам возможность обмена опытом и воплощения в жизнь собственных бизнес-идей, проектов и изобретательских разработок. Ожидается, что мероприятие посетит более трехсот представителей российского и зарубежного бизнеса, которые получат возможность установить деловые связи, заключить взаимовыгодные контракты и получить практические ответы на возникающие вопросы.
По традиции программа форума обещает быть интересной. За три дня участники смогут послушать лекции экспертов в пяти секциях мероприятия: ИТ, бизнес на каблуках, истории успеха, Be global, государство и стар-тапы, а также поделятся опытом на панельных дискуссиях, испытают свои стартапы на «Краш-тесте», пройдут курс бизнес-знакомств и сыграют в бизнес-игру «Хочу стать мэром».
Стать участником и подробно ознакомиться с программой и условиями участия вы можете на сайте форума http://www.smp-forum.ru.
по материалам http://www.fasie.ru