МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
отраслевого рынка путем внедрения абсолютно новых гостиничных услуг, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант привычных для всех услуг.
Укрепить свои позиции в конкурентной борьбе можно не только с помощью цены и качества услуги, но и на основе формирования и развития имиджа гостиницы. Под имиджем понимается обеспечение благоприятного восприятия отеля, известного клиентам. Он определяется месторасположением гостиницы, предлагаемыми услугами и удобствами.
Создание имиджа - это активная практическая деятельность гостиничных предприятий, направленная на сохранение и укрепление позиций предприятия на рынке, разновидность маркетинговых технологий. В формировании имиджа отеля участвуют все виды рекламы, но главное средство создания и поддержания образа фирменный стиль и дизайн гостиницы. За создание благоприятного имиджа отвечает система «паблик рилейшнз» [1].
Таким образом, маркетинговая деятельность в гостиничном бизнесе выступает важнейшим инструментом конкурентной борьбы. Она должна обеспечивать устойчивое конкурентоспособное функционирование и развитие субъекта на гостиничном рынке с учетом условий внутренней и внешней среды. Маркетинговая деятельность гостиничного предприятия предполагает проведение маркетинговых исследований, и на их основе - разработку стратегии и программу мероприятий, которые используются с целью создания положительного имиджа отдельного предприятия и региона, а также повышения эффективности гостиничного бизнеса Республики Крым.
Список использованной литературы: 1. Тимошенко, З.И. Маркетинг гостинично-ресторанного бизнеса/ Тимошенко З.И., Мунин Г.Б., Дышлевой В.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 210 с.
© Артюхова И.В., Малеева К.В., 2016
УДК 338.984
А.А. Ахметшин,
методист, частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ''Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве'', г. Уфа, РФ
У.Г. Ибатуллин,
д.х.н., профессор, проректор по науке, частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ''Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве'', г. Уфа, РФ
НОВЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматривается использование отдельных принципов клиентоориентированного подхода (КОП) в интегрированных системах менеджмента (ИСМ) с целью повышения эффективности деятельности организации.
Ключевые слова
Клиентоориентированный подход (КОП), интегрированная система менеджмента (ИСМ), эффективность
деятельности предприятия, менеджмент, маркетинг.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
В условиях жесткой конкуренции эффективность деятельности любого предприятия во многом зависит от продуктивного использования современных систем менеджмента, которые, как правило, формируются в интегральной форме. В принципе они предполагают возможность постоянного совершенствования, но со временем «упираются» в требования, обусловленные маркетинговой политикой. Основой современного маркетинга является клиентоориентированный подход (КОП), в котором высшим приоритетом являются оптимальные взаимоотношения производителей и потребителей. Он пришел на смену широко распространенному тезису «Клиент всегда прав», ориентированному главным образом на качество продукта. Поэтому успех в этом случае во многом зависел от эффективности системы менеджмента качества (СМК). Принципиальное отличие КОП заключается в том, что при всей важности продукта, основное внимание уделяется клиенту, его потребностям, интересам, ожиданиям и поведению. Оптимальным результатом внедрения КОП является постепенная трансформация клиента в непосредственного участника формирования и реализации бизнеса производителя, например, в акционера или инвестора. Тогда партнеры вместе заботятся о постоянном повышении качества продукции, снижении нагрузки на окружающую среду, улучшении условий труда своих работников и т.д. В этом случае для достижения успеха СМК уже недостаточно, нужна интегрированная система менеджмента (ИСМ), которая дополнительно включает системы экологического менеджмента (СЭМ), охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ), этики бизнеса (МЭБ) и др.
КОП характеризует способность организации извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов. Но и любой менеджмент в условиях рыночной экономики стремится улучшить положение своей фирмы, а основным показателем этого является рост капитализации и прибыли. Поэтому КОП можно рассматривать и как систему менеджмента, показателем которой является качество обслуживания клиентов, а ИСМ - как элемент маркетинга (маркетинговый ход) в конкурентной борьбе. Тем более, что и маркетинг, и менеджмент ориентированы на постоянное улучшение. Все современные системы менеджмента базируются на системном и процессном подходах, используют цикл Деминга-Шухарта. Эти же элементы успешно применяются в маркетинге. Поэтому использование отдельных принципов КОП в ИСМ с целью повышения эффективности деятельности организации представляется весьма перспективным и обладает инновационными признаками. Например, ИСМ предполагает вовлечение в этот процесс всего персонала организации, а КОП предусматривает первоочередную ориентацию на внутреннего постоянного клиента, т.е. на своих сотрудников, оценивая их удовлетворенность работой организации в целом. Отсюда следует, что сочетание ИСМ и КОП приведет к более тесному и продуктивному взаимодействию сотрудников в каждом процессе. На «входе» любой из них получит удобный для обработки и передачи в следующий процесс качественный продукт.
В современных системах менеджмента при формировании годовых планов предлагается ориентироваться на величину рисков. В ИСМ - это риски не достижения заявленных собственных обязательств по обеспечению качества продукции, окружающей среды, условий труда и т.д. В случае СМК обязательства, по существу, диктуются клиентами, а в остальных системах являются исключительно добровольными. Однако они публично декларируются и служат важными элементами маркетинговой политики в конкурентной борьбе. Использование подобных обязательств при реализации КОП дает очевидные преимущества продавцу и сулит косвенные выгоды клиенту, в частности, его репутации. Она, безусловно, выигрывает, если клиент пользуется услугами организации, которая заботится о постоянном повышении качества продукции, снижении нагрузки на окружающую среду, улучшении условий труда своих работников и т.д. Причем, определенные выгоды будет иметь и общество в целом, и стейкхолдеры, включая инвесторов, страховые компании, контролирующие органы, поскольку при этом происходит снижение различных видов рисков. Данный процесс для организации является объективным управляемым показателем, характеризующим повышение эффективности деятельности организации.
В КОП риск связан с качеством обслуживания клиента (Рок). Выразить такой риск непосредственно не представляется возможным в виду отсутствия соответствующих критериев. Но косвенно Рок можно представить как риск не достижения запланированных экономических показателей. В целом он зависит от 2-х основных категорий рисков - управляемых и не управляемых. В системе КОП сложно выделить
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
показатели, пригодные для количественного выражения риска. Конечно, можно запланировать увеличение числа клиентов и объема заказов, но трудно рассчитать величину риска, связанную с непосредственными затратами для этого. Поэтому их целесообразно отнести к группе не управляемых рисков. Зато все виды рисков в ИСМ, т.е. связанные с качеством продукции (Ркп), окружающей среды (Рос), условий труда (Рут) и т.д., являются как раз управляемыми. Как было показано ранее [1,2], они имеют стоимостное выражение, а их сумма выражает интегральную величину риска. Планируя ее снижение на следующий год, организация руководствуется принципом «затраты-выгоды», анализируя возможные последствия от реализации ранжированных по величине риска мероприятий.
Включив элементы КОП в ИСМ, можно представить Рок в виде интегральной величины риска (1):
Рок = Ркп + Рос + Рут + R. (1) Это позволяет осознанно, хоть и косвенно, управлять КОП и таким образом повысить эффективность не только менеджмента, но и маркетинга, а значит и деятельности организации в целом.
Безусловно, остается вероятность того, что влияние не управлямых рисков, например, политических или социальных, окажется более значимым. Тогда планирование на основе Рок окажется не эффективным. Но для таких, по сути, форс-мажорных обстоятельств, в современных системах менеджмента предусмотрена возможность внесения корректив. Кроме того, принципы КОП практически исключают риски социального характера как в самой организации, так и у ее клиентов.
В соответствии с системным подходом все риски в той или иной мере взаимосвязаны и взаимозависимы. Уменьшая один из рисков без учета данного факта, в целом можно получить и обратный эффект. Поэтому необходим количественный анализ вероятных последствий реализации планируемых мероприятий. Делать это в «ручном» режиме не всегда оправдано, а в случае крупных и средних по масштабам деятельности предприятий слишком сложно и требует больших временных затрат. Поэтому для принятия обоснованных решений целесообразно использовать методы математического моделирования, например, нейронные сети [3].
Список использованной литературы: 1. Ибатуллин У.Г. Подходы к оценке экологических рисков применительно к СЭМ // Экология производства. 2013. - №7. - С. 43-48.
2. Ибатуллин У.Г. Ахметов А.Ф., Ибатуллина С.М. Системный подход
к оценке рисков в интегрированных системах менеджмента // Экология производства. 2014. - № 7. - С. 46-48.
3. Ахметшин А.А., Ибатуллин У.Г. Общий подход к методам повышения эффективности интегрированных систем менеджмента // Сборник научных трудов «Информационные технологии и математическое моделирование социально-экономических процессов». Уфа: БАГСУ, 2015 г. - С. 26-34.
© Ахметшин А.А., Ибатуллин У.Г., 2016
УДК 631.162 (07) Б 173
М.У. Базарова,
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Д.Ц. Бутуханова доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ВГБОУ ВО «БГСХА имени В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ, РФ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Аннотация
22 ноября 2011 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете»,