Научная статья на тему 'Новый подход к построению индивидуализированного тренировочного процесса у больных ишемической болезнью сердца'

Новый подход к построению индивидуализированного тренировочного процесса у больных ишемической болезнью сердца Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЭРОБНЫЙ ПОРОГ / АЭРОБНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / ФАЗА СВЕРХВОССТАНОВЛЕНИЯ / ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА / AN ANAEROBIC THRESHOLD / AEROBIC WORKING CAPACITY / A TRAINING TECHNIQUE / A SUPER RESTORATION PHASE / AN ISCHEMIC HEART TROUBLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калачев А. Г., Ельчанинова С. А., Скурыдина Е. М.

Разработана методика построения тренировочного процесса у больных ишемической болезнью сердца, основанная на выявленной зависимости относительного прироста работоспособности от длительности отдыха между занятиями. Индивидуально дозированные физические нагрузки мощностью 90-95 % от уровня исходного анаэробного порога с интервалами отдыха, соответствующими наступлению максимума фазы сверхвосстановления, обеспечивают прирост аэробной работоспособности и способствуют профилактике осложнений ишемической болезни сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калачев А. Г., Ельчанинова С. А., Скурыдина Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW APPROACH TO THE CONSTRUCTION OF THE INDIVIDUALIZED TRAINING PROCESS OF PATIENTS WITH THE ISCHEMIC HEART TROUBLE

The construction technique of training process of patients with the ischemic heart trouble, based on the revealed dependence of a relative gain of working capacity on duration of rest between employments is developed. Individually dosed workload at the intensity of 90-95% from initial level of anaerobic threshold with the intervals of rest corresponding to the approach of the maximum of phase of super restoration, provide a gain of aerobic working capacity and promote preventive maintenance of complications of the ischemic heart trouble.

Текст научной работы на тему «Новый подход к построению индивидуализированного тренировочного процесса у больных ишемической болезнью сердца»

• Неполнота рассмотрения всех случаев для значений параметра (как правило, опущен случай m = 0 ),

• неумение выделять необходимые и достаточные условия наличия у квадратного уравнения двух различных корней,

• вычислительные ошибки в процессе решения квадратного уравнения.

Рассматривая контроль и оценивание учащихся в условиях ГИА-9 (в новой форме) как процесс в системе обеспечения качества математической подготовки, следует постоянно заботиться об улучшении его результативности и эффективности. Учитывая результаты экзамена в текущем учебном году, опыт работы в предметной комиссии, можно высказать ряд предложений по совершенствованию качества математической подготовки учащихся учреждений основного общего образования.

1. Анализ результатов ГИА-9 на уровне муниципалитетов, образовательных учреждений. При этом следует особо внимательно проанализировать решение школьниками каждой отдельной экзаменационной задачи. Поскольку каждое из заданий представляет определённый раздел учебной дисциплины, по результатам его выполнения можно в некоторой мере судить о результатах усвоения раздела в целом. Сравнение результатов экзамена в отдельных школах может позволить выявить учителей, которым в лучшей степени удалось подготовить учащихся по тем или иным разделам, и их опыт может обобщаться на методических объединениях учителей.

2. Проект изменения содержания контрольноизмерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена и ГИА-9 предполагает включение в экзаменационные работы большего числа математических заданий практической и прикладной направленности. В связи с этим, в предстоящем учебном году следует особое внимание уделить подготовке учащихся применять знания на практике, в реальных жизненных ситуациях, межпредметным связям математики и

других дисциплин (информатика, физика, химия, биология, география и др.).

3. Значительную роль в успешной сдаче экзамена играет проведение такого мероприятия, как пробный экзамен. Следует ввести в практику образовательных учреждений репетиционные экзамены в течение года, моделирующие реальный ГИА-9.

4. Плохие результаты ГИА-9 отдельных школьников вызваны недостаточно ответственным их отношением к такому важному мероприятию, как экзамен. На практике можно было наблюдать, как некоторые учащиеся не в полной мере использовали время, отведенное на экзамен, порой не приступали к решению задач второй части экзамена, среди которых были и посильные им. Необходимо проведение бесед со школьниками, их родителями и другие мероприятия, направленные на разъяснение необходимости ответственного отношения к ГИА-9.

5. Результаты экзамена показывают, что большинство выпускников основной школы владеют по курсу математики стандартными алгоритмами действий, основными методами решения математических задач. Вместе с тем, изменение привычных формулировок задач, увеличение числа операций в их решении, необходимость интерпретации полученного ответа с учетом условия задачи резко снижает проценты правильных ответов. В связи с этим, в процессе преподавания следует уделять больше внимания содержательному (а не формальному) раскрытию понятий; использовать различные графические интерпретации, разъясняющие сущность изучаемых теоретических фактов.

6. Большее внимание следует уделять решению задач с вариативными формулировками, что даст возможность учащимся отойти от генерализации несущественных признаков, которые мешают при поиске решения задачи.

Библиографический список

1. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект / А. Литтл, М.Э. Локхед, В. Чайнапа и др.; пер. М.С. Добряковой; под. ред. А. Литтл, Э. Вулф. - М.: Просвещение, 2007.

2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научной ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005.

3. Фирсов, В.В. Подводные камни ЕГЭ // Вопросы образования, 2004.

4. Брадис, В.М. Ошибки в математических рассуждениях / В.М. Брадис, В.Л. Минковский, А.К. Харчева. - М.: Учпедгиз, 1959.

5. Спецификация экзаменационной работы по алгебре государственной (итоговой) аттестации IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). - М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2009. - [Э/р] Режим доступа: http://fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html/

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 616.1

А.Г. Калачев, канд. мед. наук, Диагностический центр Алтайского края; E-mail: [email protected];

С.А. Ельчанинова, д-р биол. наук, проф. АГМУ; E-mail: [email protected];

Е.М. Скурыдина, канд. техн. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

НОВЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

Разработана методика построения тренировочного процесса у больных ишемической болезнью сердца, основанная на выявленной зависимости относительного прироста работоспособности от длительности отдыха между занятиями. Индивидуально дозированные физические нагрузки мощностью 90-95 % от уровня исходного анаэробного порога с интервалами отдыха, соответствующими наступлению максимума фазы сверхвосстановления, обеспечивают прирост аэробной работоспособности и способствуют профилактике осложнений ишемической болезни сердца.

Ключевые слова: анаэробный порог, аэробная работоспособность, методика тренировки, фаза сверхвосстановления, ишемическая болезнь сердца.

Хорошо известно, что жизнеспособность организма оп- ской работоспособности, здоровья и жизнеспособности орга-

ределяется, в первую очередь, его энергетическим потенциа- низма. Аэробная производительность во многом зависит от

лом. Уровень здоровья индивида напрямую зависит от мощно- функциональных резервов кислородтранспортной системы

сти и емкости энергопотенциала, а также эффективности его (кровообращение, дыхание, кровь), основным её критерием

реализации. Доля аэробной энергопродукции, связанной с считают величину МПК (максимальное количество кислорода,

окислительным фосфорилированием углеводов и жиров, мно- которое организм способен усвоить за 1 мин). Другим важным

гократно превышает возможности анаэробного образования показателем является уровень порога анаэробного обмена

энергии, поэтому именно аэробная производительность явля- (ПАНО), под которым понимают минимальную мощность

ется физиологической основой общей выносливости, физиче- нагрузки при работе возрастающей интенсивности, при кото-

рой начинаются анаэробные процессы энергообеспечения мышечного сокращения за счет бескислородного расщепления богатых энергией веществ (креатинфосфата и гликогена мышц), улавливаемые лабораторными методами [1; 2; 3]. При этом концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО. Увеличение МПК и ПАНО в спортивной практике коррелирует с ростом спортивных результатов и служит одним из ориентиров правильного построения тренировочного процесса.

Наиболее распространенными средствами воспитания общей выносливости являются быстрая ходьба, продолжительный бег, передвижение на лыжах, велосипеде, плавание и другие циклические локомоции умеренной и большой интенсивности. Существуют различные методы развития аэробной выносливости (непрерывной, повторной и интервальной работы), однако в настоящее время большинство исследователей придерживаются мнения о необходимости планомерного их сочетания внутри каждого микроцикла тренировочного процесса [4].

Воспитание аэробной работоспособности представляет интерес не только со спортивной точки зрения, но и как важнейший фактор первичной и вторичной профилактики ишемической болезни сердца [5; 6], однако до настоящего времени остается нерешенной проблема индивидуализации построения тренировочного процесса по интенсивности, объему нагрузок и, особенно, продолжительности интервалов между тренировками.

Известно, что механизм долговременной адаптации базируется на явлении сверхвосстановления, заключающемся в том, что восстановление биоресурсов организма после работы не прекращается с достижением исходного уровня, а переходит в фазу сверхвосстановления с волнообразным завершением подобно затухающей синусоиды [7]. Использование пост-нагрузочного сверхвосстановления является обязательным условием индуцированного развития всех процессов в организме, в том числе и его физических качеств, т. к. проведение повторных тренировок в период сверхвосстановления, особенно в момент его максимума, способствует ускорению развития адаптационных трансформаций в функционирующих тканях [8].

Целью настоящей работы была разработка методики индивидуализированного построения тренировочного процесса у больных ишемической болезнью сердца (ИБС). Для построения формул расчета параметров тренировочного процесса были проведены наблюдения за группой из 26 испытуемых (мужчин - 21; женщин - 5) в возрасте от 36 до 59 лет. В основу режима тренировок больных ИБС был положен разработанный нами способ индивидуализированного построения тренировочного процесса для здоровых людей, отличающийся тем, что мощность нагрузки составляет 85-90 % от уровня ПАНО, а длительность отдыха соответствовала времени достижения максимума работоспособности в восстановительном периоде [9].

До начала тренировочного процесса у всех испытуемых трижды, с интервалом в неделю, в стандартном субмакси-мальном нагрузочном тесте [10] проводили тестирование уровня ПАНО, используя в качестве критерия его достижения сочетание резкого прироста частоты дыхания [11] с увеличением содержания молочной кислоты в капиллярной крови в 23 раза от исходного уровня. В группе здоровых концентрация лактата изменялась в среднем от 1,1±0,04 в покое до 3,4±0,03 ммоль/л при достижении ПАНО, в группе больных ИБС -соответственно от 1,0±0,04 до 3,2±0,05 ммоль/л.

Для расчета дозируемой на занятии мощности физической нагрузки использовали среднее арифметическое полученных результатов тестирования зоны ПАНО. По исходному уровню физической работоспособности, которая определялась относительной к массе тела величиной ПАНО, все испытуемые были разделены на три группы: с низкой (1,1^1,30 Вт/кг), средней (1,31^1,46 Вт/кг) и высокой (1,47^1,85 Вт/кг) работоспособностью.

Для физических тренировок использовали велоэргомет-рический комплекс, включавший велоэргометр КЕ-12 (Россия), электрокардиограф, спирограф, компьютер со специальным программным обеспечением. Комплекс позволял непрерывно регистрировать частоту сердечных сокращений и частоту дыхания, рассчитывать мощность нагрузки и объем выполненной работы.

На каждом тренировочном занятии участники исследования после 3-5 мин разминки с мощностью нагрузки 25-30 Вт выполняли непрерывную велоэргометрию с частотой педалирования в среднем около 60 об/мин и мощностью 90-95 % ПАНО, определенного при тестировании. Длительность такой нагрузки составляла 10-15 мин до достижения зоны аэробноанаэробного перехода, которую выявляли по приросту частоты дыхания за текущую минуту более чем на 20 %, на фоне относительной стабилизации частоты сердечных сокращений. На уровне ПАНО работа продолжалась 2-3 мин, после чего в течение 3-5 мин осуществлялась заминка с выполнением нагрузки мощностью 25-30 Вт. Во время занятия по ЭКГ непрерывно регистрировали частоту и ритмичность сердечных сокращений, вариабельность комплекса QRS в 12-ти стандартных отведениях, по спирограмме - частоту дыхания. Уровень артериального давления (АД) измеряли перед занятием, каждые 3 минуты тренировки, при достижении зоны аэробноанаэробного перехода, а также каждую минуту после завершения занятия до достижения исходного уровня.

Для определения оптимального времени интервалов между занятиями все испытуемые выполнили по три микроцикла тренировок. В первом микроцикле время отдыха между тренировками в среднем составляло 72 часа, во втором - 48 часов, в третьем - 24 часа. В результате проведенного исследования выявлена зависимость относительного прироста работоспособности от длительности отдыха между тренировками. Относительный прирост работоспособности рассчитывался как разность между показателями ПАНО текущей и предыдущей тренировки, поделенной на показание ПАНО предыдущей тренировки.

На рисунке 1 представлены результаты проведенного эксперимента для одного из испытуемых.

Для определения фазы сверхвосстановления была проведена методом наименьших квадратов аппроксимация полученных точек с использованием функций затухающих колебаний.

A(t) = A0e-at sin

л

2п

Tt + ^0

(1)

v 1 J

Коэффициенты A0, а, T для каждой группы испытуемых подбирались методом наименьших квадратов. Показания ПАНО снимались в середине тренировки, что и явилось началом отсчета t0 до начала фазы сверхвосстановления. Будем считать, что максимально возможная начальная амплитуда отклонения А0 равна 100%. Сдвиг фазы ф0 в момент снятия показаний ПАНО принимался за п/2, что связано со смещением функции sin в момент работы (середина периода работы). Согласно рисунку работоспособности фаза сверхвосстановления приходится на отрезке te [T12,3T12] на начало фазы ^ач=0,75 T, на конец фазы ^=1,5^ Также из формулы (1) можем найти корни уравнения по уравнению:

A0 e

-at

sin

2п

T

t + ^0 l = 0 (2)

Для расчета максимума фазы сверхвосстановления воспользуемся формулой (3), найденной из условия нахождения максимума функции, то есть производная А'^) приравнивается нулю, и корни уравнения проверяются на выполнение условия максимума.

2arctg

і.

Т-

2п

Ta

+ 3п

4п

Согласно формуле (3) амплитуда фазы сверхвосстановления равна:

Аг

= A0 є

Б1Й

2п

T

■і.

пл + — 2 у

Проведя расчеты для каждого испытуемого, определили параметры начала, окончания, максимума и амплитуду фазы сверхвосстановления работоспособности после тренировочной (3) нагрузки для больных ИБС с различным уровнем работоспо-

собности (таблица 1), а также функции зависимости прироста аэробной работоспособности от длительности отдыха между тренировками (таблица 2).

С помощью приведенных формул, варьируя длительность отдыха между тренировками (Г), можно прогнозировать (4). прирост работоспособности пациента.

длительность отдыха между тренировками (час)

Рис. 1. График зависимости прироста работоспособности от длительности отдыха между тренировками

Таблица 1

Параметры фазы сверхвосстановления для больных ИБС с разным уровнем работоспособности____________________

Уровень Параметры фазы сверхвостановления

работоспособности Начало Конец Максимум Амплитуда

(ПАНО, Вт/кг) (час) (час) (час) (%)

Низкий - 1,10 - 1,30 28,6 ± 0,2 47,6 ± 0,2 36,4 ± 0,2 17,1 ± 0,5

Средний - 1,31 - 1,46 27,1 ± 0,1 45,1 ± 0,2 34,5 ± 0,2 15,9 ± 0,5

Высокий - 1,47 -1,85 ,7 ± 0,2 44,6 ± 0,2 33,9 ± 0,2 14,0 ± 0,5

Необходимо учитывать, что в исследовании участвовали люди с ишемической болезнью сердца, для которых различные дополнительные факторы, например, индивидуальный прием медикаментозных препаратов, дополнительная физическая или психологическая нагрузка во время межтренировоч-ного отдыха, являются существенными и могут сказаться на результатах. Это подтверждают отдельные случайные ошибки и промахи, которые мы наблюдали у некоторых испытуемых. Тем не менее, эксперимент является максимально приближенным к реальной ситуации и отражает объективные результаты воздействия на организм различных режимов тренировочных нагрузок.

Таблица 2

Зависимость прироста аэробной работоспособности больных

ИБС от интервала межтренировочного отдыха

Уровень Функции зависимости прироста аэробной

работоспо- работоспособности от длительности отдыха

собности между тренировками

(ПАНО,

Вт/кг)

Низкий -1,10 - 1,30 у(0 = 97,61е“0,0467 БІЙ \ 2п П і I

1 \ 38,09 2

Средний -1,31 - 1,46 уф = 96,02е~0,05Ш БІЙ Ґ о Л 2п п І + \ 36,1 2 у

Высокий -1,47 - 1,85 у(0 = 94,19е_0,0553г бій ' 2п П І + \ 35,7 2 у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно также то, что фаза сверхвосстановления имеет достаточно большую протяженность (18-19 часов), что на практике позволяет в определенной степени варьировать время назначения повторных занятий при невозможности их повторения (в силу разных причин) на пике сверхвосстановления.

Таким образом, разработанная нами методика позволяет достаточно верно спланировать тренировочный процесс, обеспечивающий достоверный прирост аэробной работоспособно-

сти у больных ИБС, и проводить длительные адекватные ин- шению общей выносливости и профилактике осложнений

дивидуально планируемые нагрузки, способствующие повы- ишемической болезни сердца.

Библиографический список

1. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990.

2. Кудряшев, В.Э. Количественная оценка нарушений кровообращения: пробы с физической нагрузкой / В.Э. Кудряшев, С.В. Иванов, Ю.В. Белецкий. - М.: Медицина. - 2000.

3. Wasserman, K. Anaerobic Threshold and respiratory gas exchange during exercise / K. Wasserman, B.J. Whipp, S.N. Koyal, W.L. Beaver // J. Appl. Physiol. - 1973. - V. 35.

4. Воробьев, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

5. Ефремушкин, Г.Г. Адаптация больных, перенесших инфаркт миокарда, к свободно избираемой и навязанной физической нагрузке / Г.Г. Еф-ремушкин, В.П. Куликов, И.В. Осипова // Кардиология. - 1991. - № 7.

6. Набиулин, М.С. Оптимизация тренирующих нагрузок в реабилиталогии. Концептуальные подходы и практическое применение / М.С. Набиу-лин, В.Г. Лычев. - Н. Новгород: Издательство НГМА, 1999.

7. Яковлев, Н.Н. Живое и среда: молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды. - Л.: Наука. 1986.

8. Биохимия: учебник для институтов физкультуры / под ред. В.В. Меньшикова, Н.М. Волкова. М: Физкультура и спорт, 1986.

9. Варшавский, Б.Я. Способ индивидуального построения тренировочного процесса / Б.Я. Варшавский, С.А. Ельчанинова, А.Г. Золовкина, А.Г. Калачев, П.И. Ладанов // Патент России № 2272561, 2006. - Бюл. № 9.

10. Аронов, Д.М. Функциональные пробы в кардиологии / Д.М. Аронов, В.П. Лупанов. - М.: МЕДпресс-информ, 2002.

11. Ладанов, П.И. Управление развитием аэробной работоспособности с помощью индивидуализированных физических нагрузок в зоне аэробно-анаэробного перехода: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Новосибирск, 2000.

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 371

Л.И. Жарикова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected] НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Статья посвящена анализу социального института «непрерывное образование». Раскрыта его суть, выявлены основные функции, описаны признаки непрерывного образования как социального института.

Ключевые слова: непрерывное образование, концепция непрерывного образования, проблемы непрерывного образования.

Для более глубокого понимания значимости непрерывного образования в современном обществе, необходимо рассмотреть его суть как социального института, что будет способствовать получению нового знания о социальной структуре общества в целом и значении системы образования в частности.

В социологии существует множество определений социального института. С точки зрения системного подхода, любой социальный институт является элементом общества как системы, его подсистемой. Образование как элемент в структуре общества взаимодействует с другими подсистемами (экономикой, политикой, культурой и т. д.), выполняет определенные функции и служит существованию общества как целостности. В своей структуре система образования также имеет элементы, или подсистемы: различные формы получения знания, учреждения, кадры, уровни подготовки и др.

Системный подход часто используется для анализа социальных систем. В частности, В.А. Сластенин отмечает: «Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система» [1, с. 140].

Итак, непрерывное образование - это совокупность норм и учреждений, регулирующих образовательные отношения на протяжении всей жизни человека, существования групп и общества. Человек становится личностью в процессе социализации, которую многие ученые считают пожизненным процессом. В современном обществе образование также сопровождает человека на протяжении всей жизни. Другими словами, невозможно формирование личности, как вне общества, так и вне образования. Это означает, во-первых, что образование, по сути, является непрерывным, во-вторых, образование - это социальное явление и как общественная ценность, и как социальный институт.

Непрерывное образование имеет свою упорядоченную структуру и качественные характеристики, отличные от характеристик системы образования в целом. Эта структура определяет устойчивость обеих систем и стабильность общества в целом.

Развитие социального института «непрерывное образование» будет способствовать разрешению противоречия, которое назрело на сегодняшний день. Противоречие заключается в том, что объем опыта и информации безграничен, но ограничена возможность создания новых социальных институтов образования (территориально, финансово, экономически, физически и др.). Следовательно, оптимальным путем решения проблемы может быть интеграция социальных институтов под эгидой непрерывного образования, либо их революция (коренные изменения). Очевидно, что процессы реформирования и модернизации еще не решили данной проблемы.

Непрерывное образование - это относительно устойчивый элемент в структуре общества, но исторически он значительно изменился. Идеи непрерывного образования человека встречаются у Конфуция, Аристотеля, Платона и других древних философов. Они представлены в трудах Вольтера, Руссо, Гете. Однако непрерывное образование, как мы его понимаем сегодня, впервые описал Я.А. Коменский.

Концепция непрерывного образования начала разрабатываться в 20-е годы ХХ века в Англии. К концу 60-х годов образование взрослых изучается как отдельная область системы образования. Позднее оно стало рассматриваться как компонент непрерывного образования, соединяющий детское и взрослое образование в единый непрерывный процесс. К началу 70-х годов разработаны основные положения непрерывного образования, отразившие идею о том, что образование должно продолжаться всю жизнь.

Сегодня проблемы непрерывного образования занимают важное место в странах с развитой рыночной экономикой, для которых характерно расширение наукоемких производств. Опыт зарубежных стран показывает, что путем расширения и совершенствования системы непрерывного образования можно значительно смягчить социальную напряженность в обществе, возникающую в связи с ростом безработицы, решить другие социально-экономические задачи.

Таким образом, непрерывное образование как социальный институт является некоей культурной моделью, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.