Научная статья на тему 'Новый метод формализации данных образовательного процесса'

Новый метод формализации данных образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Поярков Н. Г.

В статье разработан метод формализации информации образовательного процесса на основе теории нечетких множеств, который позволяет представлять результаты оценивания знаний в универсальном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW METHOD to FORMALIZATIONS of the GIVEN EDUCATIONAL PROCESS

In article is designed method to formalizations to information of the educational process on base of the theories of the fuzzy sets, which allows to present the results of estimate knowledges in universal type.

Текст научной работы на тему «Новый метод формализации данных образовательного процесса»

жеству ) -го ПОСП, I = \,т;, ] = \,к ■ Будем называть оценками образовательных информационных ресурсов нечеткие числа X., / = 1, , у = 1Д или их функции принадлежности ¡1,. (х), 1 = 1,тр / = 1 ,к . Обозначим

за X" и _ __

ц; (х)» (а"/;,а"2,ап^а"]К),п = \,Н,] = \,к, оценку п -го ресурса в рамках характеристики Х]. Нечеткое число X" с функцией принадлежности ц" (х) равно одному из нечетких чисел Ху, 1 = 1,т], у = 1,к. Обозначим весовые коэффициенты оцениваемых характеристик через

_ п

шя7=1 ,к, ]Гсо7 =1.

м

Нечеткая рейтинговая оценка п -го образовательного информационного ресурса, п = \,Ы в рамках характеристик Х], у = 1 ,к определяется в виде нечеткого числа

с функцией принадлежности

'к к к к

Ч.И >1 _н и

п = \,Ы.

Определим доверительный интервал для четкой рейтинговой оценки уп, характеризующей проявления характеристик Х], ] = 1, к у п -го образовательного информационного ресурса, п = 1, N. При уровне доверия (уп) > ос, 0 < а < 1 рейтинговая оценка уп проявления характеристик Хр ] = 1, к

у п -го объекта, п = лежит в интервале

к к

м м

числа

В] = со, ®Хп Ф...Фю4 ®Х1к,

Дефаззифицируем нечеткие А„,п = 1,М,_

Вт = щ ® Хщ, ©... © ® Хщк по методу центра тяжести. Полученные четкие числа обозначим через Ап,п = 1,М,В],Вт .

Число Ап,п-\,Ы называется точечной рейтинговой оценкой проявления качественных характеристик Х^] = \,к у «-го образовательного информационного ресурса, п = \,Ы.

Нормированную рейтинговую оценку п -го образовательного информационного ресурса, п = \,Ы, найдем по формуле

п = \,Ы.

Работа выполнена при поддержке гранта программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)» Министерства образования и науки Российской Федерации.

Библиографический список

1. Домрачев, В.Г. Определение оптимального множества значений лингвистических шкал для экспертного оценивания качества программных средств / В.Г. Домрачев, О.М. Полещук, И.В. Ре-тинская // Телематика - 2003: труды Всероссийской научно-методической конференции. - СПб., 2003.-Т.1.-С. 255-257.

2. Полещук, О.М. Методы предварительной обработки нечеткой экспертной информации на этапе ее формализации / О.М. Полещук // Вестн. Моск. гос. ун-та леса - Лесной вестник. - 2003. -№5(30).-С. 160-167.

НОВЫЙ МЕТОД ФОРМАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н.Г. ПОЯРКОВ, ст. преподаватель каф. информационно-измерительных систем МГУЛ

Как показывает анализ существующих методов обработки данных образовательного процесса, большинство традиционно применяемых методов опирается на аппарат теории вероятностей и математической статистики [1]. При этом нечисловым данным

в соответствие ставятся балльные оценки, которые априори считаются значениями случайных величин [2-3]. После этого применяются методы корреляционного анализа, критерии согласия, строятся рейтинговые системы оценки знаний обучающихся и мастерства

преподавателей. Для прогноза показателей успеваемости обучающихся традиционно применяются классические регрессионные модели, а в качестве исходной информации выступают оценки «2», «3», «4», «5», поставленные в соответствии лингвистическим значениям «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». При построении этих моделей возникают те же некорректности, что и при построении рейтинговых систем контроля знаний, поскольку используемые оценки являются элементами порядковой шкалы, в которой некорректны все арифметические операции.

Как показывает практика, для обработки данных, полученных в результате измерения знаний, психофизиологических и характерологических особенностей учащихся, некорректно применять модели, разработанные для обработки физических величин. Это может приводить к неустойчивым и неадекватным действительности конечным результатам [4-5].

Устранить подобные проблемы, возникающие при обработке нечисловой информации образовательного процесса, позволяет современный математический аппарат на основе теории нечетких множеств. В последние годы разработаны модели [6-8] на основе этого аппарата, которые на практике доказали не только свою жизнеспособность, но и эффективность.

Одной из основных проблем, стоящих при построении этих моделей, является формализация полученной информации, т.е. представление ее в виде, позволяющем применять аппарат теории нечетких множеств.

В настоящей работе предлагается метод формализации информации образовательного процесса, который обобщает метод, изложенный в [9], и позволяет алгоритмизировать его, существенно сократив время реализации.

Рассмотрим данные, полученные в результате оценивания экзаменатором знаний обучающихся по предмету X. В качестве формализации будут использоваться нечеткие

переменные, составляющие в совокупности полное ортогональное семантическое пространство.

Нечеткой переменной называется

тройка

{х,и,А\

где Х- название переменной;

и - область ее определения (универсальное множество); А - нечеткое множество универсального множества, описывающее возможные значения нечеткой переменной. Полным ортогональным семантическим пространством (ПОСП) называется семантическое пространство, функции принадлежности термов которого ц,, (х),/ = \,т удовлетворяют следующим требованиям [2]:

1. Для каждого понятия Х1,1 = \,т существует 0, Ф 0, где € 1 = {х е и: = 1} есть точка или отрезок.

2. Пусть 0, = {х е11 :\1, (х) = 1}, тогда ц, (х),/ = \,т не убывает слева от 01 и не возрастает справа от 01.

3. (х),/ = 1 ,т имеют не более двух точек разрыва первого рода.

т

4. Для каждого х е Ы ^ (Я, (х) = 1.

/=1

Предполагается, что оценивание знаний осуществляется в рамках вербальной шкалы с уровнями X,, / = 1, т, т> 2, упорядоченными по возрастанию интенсивности проявления. Уровни используемой вербальной шкалы однозначно задают терм-множест-во ПОСП - Т(Х) = {ХиХ2,..Хт}. В качестве универсального множества ПОСП с названием X выбирается £/ = [0,1]. Точка х = 0 соответствует полному отсутствию проявления знаний по предмету X и поэтому считается типичной точкой терма Х1, точка х = 1 соответствует полному присутствию проявления знаний по предмету X и поэтому считается типичной точкой терма Хт.

Обозначим относительные частоты появления обучающихся, у которых интенсивность проявления знаний по предмету X оценена уровнями Х,,1 = 1,т, соответственно через

а,

ы

Функции принадлежности терм-множества ПОСП будут построены в треугольном или трапецеидальном виде таким обра-

зом, чтобы ограниченные ими и осью абсцисс площади фигур равнялись at,l = \,m.

Обозначим min (а,, а7) через Ъх, min (а,_ |, а,, ам ), / = 2,т-2 через

Ь,, / = 2, т - 2, а min , а,„) через 6И

Ли-1

Тогда

1,

О < х < а, - — 1 2

О,

2' fy ^ h —, а, - —<х<а, + —' 1 2 1 2

а, + —<х<1 1 2

м

/=i

/-1

1+-<=!_

Ы /-i

2

i=l

(=1

1-

, ь ' ь

i=i ^ i=i /

О,

Züt + — < х < 1 2

i=i

I = 2,т-2,

О,

и-2 L

1 +-И-

m-2 1

1=1

т-2

2 ' v-2 bm , Ö Ъ, ,

¡=1

Ы

yV—'

/ ^ ! r\ т гу

/=1

1-

т-\

О,

1 -а + -^<х<1

2

0<х<1-а -

x-O-e.+V) ъ ь

, 2 2

m-i 1.

l_a +^L<X<1 2

Подобное представление оценок проявления знаний обучающихся позволяет привести все данные к единому виду независимо от того, какие шкалы были использованы для их оценивания. Единственным требованием является то, что эти шкалы являются порядковыми, что в общем-то всегда и подразумевается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа выполнена при поддержке гранта программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)» Министерства образования и науки Российской Федерации.

Библиографический список

1. Айвазян, С.А. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных / С.А. Айвазян, И.С. Енюков, Л.Д. Мешалкин. -М.: Финансы и статистика, 1983. -471 с.

2. Панин, М. Морфология рейтинга / М. Панин // Высшее образование в России. - 1998. - № 1. -С.90-94.

3. Мельничук, О. Модель специалиста (К вопросу о гуманизации образования) / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. -2000. -№ 5. - С. 19-25.

4. Борисов, А.Н. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А.Н. Борисов,

A.B. Алексеев, Г.В. Меркурьева и др. - М.: Радио и связь, 1989.-304 с.

5. Полещук, О.М. О применении аппарата теории нечетких множеств в задачах обработки информации образовательного процесса / О.М. Полещук // Вестн. Моск. гос. ун-та леса - Лесной вестник. -2003.-№3(28).-С. 164-169.

6. Домрачев, В.Г. Применение методов нечеткого кластерного анализа для улучшения качества проверки экзаменационных работ / В.Г. Домрачев, Е.Г. Комаров, О.М. Полещук и др. // КБД -Инфо

- 2005: Материалы научно-практической конференции. - Сочи. - 2005. - С. 224-226.

7. Домрачев, В.Г. Формирование предметных комиссий по приему экзаменов на основе нечеткого кластерного анализа/В.Г. Домрачев, Е.Г. Комаров, О.М. Полещук и др. // Телематика - 2005: труды Всероссийской научно-методической конференции. - С-Пб., 2005. - Т. 1. - С. 277-279.

8. Комаров, Е.Г. Определение рейтинговых оценок абитуриентов при нечеткой исходной информации / Е.Г. Комаров, О.М. Полещук, Н.Г. Поярков // КБД -Инфо - 2005. Материалы научно-практичес-кой конференции. - Сочи. - 2005. - С. 221-224.

9. Полещук, О.М. Методы представления экспертной информации в виде совокупности терм-множеств полных ортогональных семантических пространств / О.М. Полещук // Вестн. Моск. гос. ун-та леса

- Лесной вестник. - 2002. -№ 5(25). - С. 198-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.