Научная статья на тему 'Новый класс финансовых инструментов на базе патентных активов'

Новый класс финансовых инструментов на базе патентных активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АКТИВ / ЛИЦЕНЗИЯ / НАЛОГ / ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РИСК / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Виктор Степанович

Статья посвящена вопросам разработки принципиально новых финансовых инструментов, базовым активом которых является интеллектуальная собственность. Анализируются структура и потенциальные преимущества одного из инструментов нового класса и оценивается готовность финансовой и патентной систем РФ к их эмиссии и рыночному обращению. Предлагаются мероприятия, способствующие снижению рисков, присущих инструментам данного класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый класс финансовых инструментов на базе патентных активов»

Новый класс финансовых инструментов на базе патентных активов

New class of financial instruments based on patent assets

УДК 338.246.2:336

Воронов Виктор Степанович

доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, кандидат технических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Voronov Viktor Stepanovich

191023, Saint-Petersburg, Sadovaya ul., 21

Статья посвящена вопросам разработки принципиально новых финансовых инструментов, базовым активом которых является интеллектуальная собственность. Анализируются структура и потенциальные преимущества одного из инструментов нового класса и оценивается готовность финансовой и патентной систем РФ к их эмиссии и рыночному обращению. Предлагаются мероприятия, способствующие снижению рисков, присущих инструментам данного класса.

The article is devoted to the issues of development of brand new financial instruments, the base asset of which is intellectual property. It analyzes structure and potential advantages of one of the new class instruments and estimates preparedness of financial and patent system of RF for their issue and market circulation. It suggests measures contributing to decrease of risks inherent to the instruments of this class.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, интеллектуальный актив, лицензия, налог, патент на изобретение, промышленная собственность, риск, финансовый инструмент

Keywords: intellectual property, intellectual asset, license, tax, patent for invention, industrial property, risk, financial instrument

Растущий торговый оборот новых знаний и технологий обуславливает необходимость адаптации традиционных финансовых систем к новому классу интеллектуальных активов. Типичным примером такого приспособления является структурирование сделок залога и секьюритизации интеллектуальной собственности. Тем не менее во всех уже состоявшихся сделках интеллектуальная собственность используется лишь как эквивалент определенных материальных активов, и итогом сделок является выпуск в обращение обычных, в частности долговых, инструментов.

Принципиально иным подходом является разработка новых финансовых инструментов, в которых базовый интеллектуальный актив выступает не только критерием сопоставимости с некоторым материальным активом, но непосредственно выражает стоимость охра няемого результата интеллектуальной деятельности (например, изобретения) или права интеллектуальной собственности (патента на изобретение, свидетельства на товарный знак и др.). В статье анализируются структура и потенциальные преимущества эмиссии одного из новейших финансовых инструментов и оценивается готовность финансовой и патентной систем РФ к организации их обращения.

Первое детальное описание инструмента нового класса, который был назван «единичной лицензией», или контрактом ULR,1 появилось в 2008 г Для реализации этого проекта американский инвестиционный банк Ocean Tomo создал специальную дочернюю компанию Intellectual Property Exchange International, Inc. (официальное сокращенное название — IPXI), название которой переводится как «Международная биржа интеллектуальной собственности» [1]. По общему замыслу, новый инструмент был, в первую очередь, предназначен для производственных компаний, нуждающихся в лицензиях на производство конкретных продуктов и услуг Тем не менее подразумевается, что профессиональные инвесторы также смогут получить выгоду, играя на курсовой стоимости контрактов.

Программа ULR, по сути, предлагает рынку новый механизм посредничества для широкого лицензирования прав интеллектуальной собственности. Ключевым ее моментом является соглашение с патентовладельцем, по которому посредник становится либо владельцем патента либо главным лицензионным агентом патентовладельца. После этого посредник (он же организатор программы) берет на себя практически такие же обязательства, как ASCAP (Американская ассоциация композиторов, авторов и издателей) в музыкальной индустрии, или ARS (Общество по правам художников) в визуальных искусствах. А именно, после состоявшегося перехода исключительных прав в форме уступки или исключительной лицензии посредник осуществляет продажу неисключительных лицензий на открытом рынке, а также контроль соблюдения прав на лицензированную им интеллектуальную собственность. Однако предлагаемые рынку неисключительные лицензии имеют ряд существенных отличий, которые позволяют организовать их торговый оборот, аналогичный обороту традиционных долевых и долговых финансовых инструментов [2, p. 27-32].

В рамках программы разработчик планирует учреждать посреднические компании специального назначения, или Special Purpose Vehicle (SPV), которые будут выполнять следующие функции:

1) заключать договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры на использование объекта изобретения с исходным патентовладельцем;

2) размещать для продажи на открытом рынке контракты ULR в виде одного или нескольких траншей. Один контракт будет предназначен только для одной единицы изделия (услуги). Таким образом, приобретая один контракт ULR, покупатель будет получать право выставлять на продажу или продавать только одну единицу изготовленного или импортированного им продукта, в котором использованы признаки объекта интеллектуальной

1 Эта аббревиатура происходит от названия товарного знака, зарегистрированного для нового инструмента — Unit License Right™ (в буквальном переводе — «единичная лицензия»).

собственности, защищенного лицензированным патентом (товарным знаком, копирайтом). Продажа будет осуществляться путем заключения стандартных по форме, предоплаченных, неисключительных лицензионных договоров между SPV и каждым покупателем. При этом заранее предусматривается как размещение контрактов путем их первичной и дополнительной эмиссий, так и возможность их обращения на вторичном рынке;

3)накапливать поступления от продажи контрактов ULR и направлять процентные отчисления исходному патентовладельцу в соответствии с договором об уступке прав или исключительной лицензией (по п. 1);

4) контролировать соблюдение прав на лицензируемую интеллектуальную собственность, включая судебное преследование выявленных нарушителей или иное урегулирование спорных вопросов. Предполагается, что специальная посредническая

компания не будет иметь материальных активов иных, чем патентные права, и не будет проводить операций иных, чем лицензирование, аудит держателей контрактов ULR и мероприятия по контролю соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Функции сервисного агента (сервисера), отвечающего за проведение всех операций SPV «день в день», и исполнение обязанностей по контролю соблюдения патентных прав, вплоть до подачи исков в суд в пользу SPV, будет исполнять организатор программы — компания IPXI, или ее аффилированное лицо. Реализация всех мероприятий программы позволит осуществлять первичную продажу выпусков ULR, а затем формировать вторичный рынок, действуя по аналогии с процедурой IPO на организованных рынках капитала. Документ, подобный проспекту эмиссии, в программе ULR будет содержать детальное описание ее структурных элементов и условий выпуска контрактов, а также описание самого объекта интеллектуальной собственности и титулов (патентов, свидетельств), удостоверяющих права на него. Структура документа не будет меняться по мере эмиссии новых выпусков ULR, также как форма лицензионных соглашений между эмитентом и лицензиатами. Поскольку планируется свободное обращение ULR на вторичном рынке, подразумевается, что он будет доступен также и спекулятивным инвесторам.

Следует заметить, что существующая практика заключения договоров об уступке прав на изобретения и любых лицензионных договоров подразумевает ведение дорогостоящих и долгих, зачастую многолетних, переговоров, исход которых часто бывает непредсказуем. Поэтому с точки зрения особенностей процедуры лицензирования в рамках новой программы исходные патентовладельцы, которые будут в ней участвовать, получат целый ряд преимуществ. Прежде всего, это быстрое получение денежных средств с меньшим риском, так как программа рассчитана на вывод пакета неисключительных лицензий на конкретный объект интеллектуальной собственности на рынок в течение 90-120 дней. Патентовладелец при этом передает обязанность по контролю соблюдения его прав эмитенту и более не несет риски, связанные с их нарушением. Ему также будет поступать дополнительный денежный поток в виде процентных отчислений от продажи каждой единичной лицензии каждого выпуска. Помимо этого, организованные в рамках стандартных договоров процедуры лицензирования, контроля соблюдения прав и аудита предполагают радикальное снижение затрат по сравнению с лю-

быми вариантами таких процедур, осуществляемых < в настоящее время только в разрозненном виде и ^ с привлечением различных посредников. Исключение о этапа переговоров с потенциальными лицензиатами 5 уравнивает возможности индивидуальных изобрета- i телей, корпораций, учебных заведений (например, Е^ исследовательских университетов), позволяя лицен- £ зировать интеллектуальную собственность высокого ^ качества независимо от того, имеет ли ее владелец m собственный юридический или маркетинговый ре- о сурс. <

Кроме того, программа предоставляет патенто- ^ владельцу возможность уравнивать предложение и е спрос по мере изменения последнего. По общему правилу, дополнительная эмиссия любого инструмента оценивается с премией как по отношению к цене первоначального размещения, так и к текущей рыночной цене, поскольку эмитент имеет право, но не обязанность возобновлять выпуск так часто, как это диктуется экономическими обстоятельствами.

Вероятно, патентовладельцы увидят выгоду от участия в новой программе не только в получении финансирования. Радикальное упрощение процедуры лицензирования может привести к изменению лицензионной политики в целом и решению многих проблем, связанных с конкуренцией, в частности в отраслях производства, где наиболее заметна асимметрия, вызванная наличием так называемых «патентных барьеров» (patent thickets) и «узких мест» (bottle necks). Наконец, программа является гибкой и предметами эмиссии могут быть пакеты единичных лицензий:

• на использование отдельных патентов или групп

патентов, объединенных по технологическому признаку;

• на одну или более торговых марок;

• на один или более копирайтов.

Предметом программы ULR может быть и патентный пул.1 В частности, для этого может быть адаптирован как полностью сформировавшийся и действующий пул, так и пул, являющийся предметом разработки. Во втором случае программа ULR будет способствовать развитию вновь создаваемого пула.

Перспективному покупателю из производственного сектора вторичный рынок контрактов ULR предоставит стратегическую возможность планировать объемы производства. Например, если на рынок поступит пакет из 25 млн контрактов ULR, а покупателю потребуется 2,5 млн контрактов на следующие 18 месяцев, он сможет запланировать покупку количества, необходимого ему только на следующие 3 месяца, зная, что он сможет купить остальное по рыночной цене позднее. Покупатель должен понять, в каком состоянии будет находиться его производство в полугодовой или годовой перспективе, чтобы определить свою потребность, но он будет уверен, что даже если он ошибся, вторичный рынок поможет ему. Если, например, цена размещения составит 2 долл. США за один контракт, покупатель сможет, не подвергая себя большому риску, выставить заявку на покупку 2,5 млн контрактов по цене размещения или только на 0,5 млн контрактов, учитывая, тем не менее, ценовой риск покупки недостающих 2 млн контрактов. И наоборот, если покупатель приобретет 2,5 млн контрактов по

1 Патентный пул является формой коллективного перекрестного лицензирования, подразумевающей создание специального юридического лица, осуществляющего лицензирование, как правило, в рамках одного узкого отраслевого стандарта.

< цене размещения, но затем окажется, что 1 млн кон-^ трактов ему не понадобится, он сможет продать их на о рынке. В зависимости от состояния рынка ликвидация 5 может оказаться выгодной.

Покупатели также получат преимущества от сниже-Е^ ния операционных расходов. Это произойдет, во-пер-£ вых, за счет снижения затрат на «дью дилигенс», ^ поскольку всю необходимую информацию они получат т из официального документа, сопровождающего перо вичную эмиссию контрактов. Выше было отмечено,

< что в этом документе будет содержаться полная ин-х формация о юридическом статусе интеллектуальной е собственности, покрываемой технологии, стоимостных параметрах. Во-вторых, покупатели смогут приобрести лицензии по разумным ценам, в течение нескольких недель, без необходимости ведения долгих и дорогостоящих переговоров.

В производственном секторе контракты ШЯ будут расходоваться по мере использования в каждой единице выпущенного продукта или услуг. Информация о количестве расходуемых контрактов будет важна для потенциальных покупателей, патентовладельцев и профессиональных инвесторов. Соглашение между эмитентом и покупателем будет обязывать покупателя отчитываться о расходе приобретенных контрактов. Предполагается, что обобщенная информация будет периодически публиковаться для всех заинтересованных участников рынка, например, спустя месяц после окончания очередного полугодового фискального периода.

Безусловно, решения о приобретении единичных лицензий будут диктоваться разными соображениями, но решения, связанные с участием профессиональных инвесторов, заслуживают особого внимания. На вторичном рынке контрактов ШЯ такие инвесторы будут представлять поток, которого в настоящее время в обычном процессе лицензирования не существует. Инвесторы смогут реагировать на внешние исследования, действия эмитента по контролю соблюдения патентных прав или на собственную точку зрения для воздействия на спрос и предложение. Таким образом, производственным компаниям неизбежно придется учитывать влияние опытных инвесторов на ценообразование нового инструмента.

Кроме того, периодическая отчетность по программам и мероприятия по контролю соблюдения прав также будут оказывать воздействие на цены и ликвидность рынка. Тем не менее ожидается, что прозрачность и открытость ценообразования на вторичном рынке обеспечат равные возможности для совершения операций на новой торговой площадке. Организатор программы предполагает взять на себя функцию ценового мониторинга для определения спроса с целью выявления цен дополнительных эмиссий инструмента. Заинтересованные стороны смогут интегрировать эту информацию в свои методики для выработки решений по коммерческому использованию интеллектуальной собственности. Вероятно, эта информация также будет полезна для оценки лицензионных ставок в разрезе отраслей и технологий.

По аналогии с фондовым рынком, участникам рынка ШЯ будет предложено сообщать о намерениях. Потенциальный покупатель не сможет получить контракты способом иным, чем подписка на первичный выпуск или приобретение на вторичном рынке. Эта процедура стандартизует информацию, поступающую всем потенциальным покупателям. Операции на вторичном рынке будут совершаться через брокера, т. е. компания, намеренная приобрести, например,

I

100 тыс. контрактов из интересующего ее выпуска, должна будет подать стандартный запрос котировки (например, в форме ЯРО). В свою очередь брокер, обеспечивающий поставку, должен будет держать соответствующую позицию или докупать от своего имени недостающее количество контрактов, чтобы удовлетворить заявку. Такой вторичный рынок, дающий равные права, в том числе и тем, кто приобрел контракты при первичной эмиссии, во-первых, устраняет необходимость проведения двусторонних переговоров, во-вторых, подразумевает невозможность внесения каких-либо изменений в оригинальное лицензионное соглашение.

Наиболее интересной и новой перспективой программы является возможность конструировать производные финансовые инструменты. Поскольку единичные контракты имеют те же фундаментальные основы, что и деривативы на сырье (например, нефть), очевидна возможность структурирования на их базе фьючерсных, опционных контрактов, заключения форвардных соглашений, фиксирующих цену покупки на определенную дату в будущем. Например, если цена первичного размещения одного контракта ШЯ составит 2,5 долл, а цены открытия вторичного рынка — соответственно, 2,40-2,65 долл., то 6-месячный форвард вполне может торговаться по ценам 2,753,05 долл. Вероятно, наличие форвардов на контракты ШЯ сможет заинтересовать потенциальных покупателей, намеренных хеджировать свободу действий на рынке в определенной перспективе.

Развитие программы, вероятно, будет способствовать альтернативному решению многих патентных споров. Например, в случаях, когда адвокат, назначенный организатором программы, инициирует судебное разбирательство по поводу нарушения патентных прав, ответчик получит возможность урегулировать спор путем покупки установленного количества контрактов ШЯ. Такой механизм будет являться, по сути, единственным решением для ответчика, так как в современной судебной системе не существует стандартной процедуры, которая определяла бы порядок единовременной денежной компенсации или перекрестного лицензирования. Исполнительский контроль, который берет на себя организатор, предусматривает двойную ответственность: во-первых, перед патентовладельцем, в чью пользу выпущены контракты ШЯ; во-вторых, перед их держателями, т. е. текущими и первичными приобретателями. В этом отношении организатор намерен прислушиваться к рекомендациям по вопросам нарушений всех держателей.

В сравнении с патентными пулами и секьюрити-зацией интеллектуальных активов (например, в форме соглашений о приобретении потоков будущих поступлений роялти), программа ШЯ способна охватить существенно более широкий круг владельцев интеллектуальной собственности, в том числе в любых юрисдикциях, поддерживающих ее законодательную защиту. Выпуски в различных технологических сферах могут достаточно быстро достичь значительных объемов. Таким образом, компании, имеющие большие патентные портфели, получат возможность оперативно лицензировать неключевые патенты серийно, создавая надежные источники будущих доходов. Самое быстрое применение программа может найти при лицензировании товарных знаков, копирайтов и подобных нематериальных активов.

По мнению организаторов, программа может не вызвать интереса только у тех, кто намерен использовать свои изобретения самостоятельно или считает, что

74 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 1 (63) 201 1

лучшим способом выхода на рынок является выдача исключительной лицензии единственному партнеру, имеющему хорошие производственные и дистрибуторские возможности. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование.

Поскольку важнейшим аспектом программы является потенциальная возможность оценить скрытую стоимость интеллектуальной собственности, есть основание предполагать, что участие на открытом рынке как производственных компаний, так и опытных инвесторов придаст процессам ценообразования и обмена правами на интеллектуальную собственность принципиально новые черты. Программа призвана радикально улучшить ликвидность, информационную открытость и ценообразование на рынке интеллектуальных активов. Рыночные разработки, подобные программе ULR, олицетворяют частную инициативу по преодолению кризисов в секторе интеллектуальной собственности, которые традиционно разрешались только юридическими и законодательными средствами.

В 2009 г. работу по созданию биржи нового поколения возглавил опытный специалист Джерард Пан-некук — организатор и первый президент Чикагской климатической биржи1, осуществляющей в настоящее время торги квотами на выброс вредных продуктов производства в атмосферу. В конце марта 2010 г. состоялась очередная встреча рабочей группы с ведущими менеджерами заинтересованных корпораций и университетов для рассмотрения, согласования и утверждения поправок в устав и правила ведения торгов создаваемой биржи. Участники встречи, в том числе члены правления, сошлись во мнении о необходимости применения своего рода «амнистии» к компаниям, использующим патенты без соответствующих лицензий, при условии, что данные компании оформят это использование путем приобретения соответствующего количества единичных лицензий в течение года после начала их эмиссии.

В пресс-релизе по итогам встречи отмечалось, что после внесения необходимых поправок все документы по стандартам операций будут опубликованы и будущие участники торгов получат учебные материалы. Одновременно биржа продолжает принимать и рассматривать предложения от заинтересованных сторон и готовится к открытию торгов новым инструментом, которые могут состояться в ближайшее время.

Российская патентная система не содержит формальных препятствий для организации эмиссии и обращения подобных инструментов [3]. В частности, основными законодательными моментами, важными для этого, являются следующие: 1. Ст. 1233-1235 четвертой части Гражданского кодекса РФ (далее — ГКРФ) установлена возможность для правовладельцев распоряжаться исключительным правом путем заключения договоров об отчуждении или лицензионных договоров на использование объекта изобретения. Все договоры о распоряжении исключительным правом предусматривают обязанность выплаты приобретателем (лицензиатом) правообладателю денежного вознаграждения, если договором не предусмотрено иное. Ст. 1241 устанавливает возможность перехода исключительного права к другим лицам без заключения договора с правообладателем в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица)

1 См. http://www.chicagoclimatex.com.

и при обращении взыскания на имущество право- < обладателя. ^

2. Ст. 1236 ГКРФ установлены виды лицензий, кото- о рые принципиально отличаются тем, что лицензия 5 может быть простой, т. е. такой, которая сохраняет i за лицензиаром право выдачи в последующем ли- È^ цензий другим лицам (неисключительная лицензия), ^ и исключительной, не сохраняющей такого права. ^

3. Ст. 1237 ГКРФ установлен порядок исполнения ли- m цензионного договора, предусматривающий обя- о занность лицензиата отчитываться перед лицен- < зиаром об использовании объекта изобретения. ^ Отдельного внимания заслуживает ст. 1238 ГКРФ, е

устанавливающая порядок заключения сублицензионного договора, который, по сути, является основным документом, регламентирующим широкую продажу нового инструмента на открытом рынке как в ходе первичной эмиссии, так и в ходе вторичных торгов. В частности, п. 1 данной статьи установлено, что при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования изобретения другому лицу — сублицензиару. В связи с этим можно заметить даже терминологическое подобие — в организационной структуре IPXI специальное юридическое лицо (SPV), создаваемое для организации эмиссии контрактов ULR, названо главным сублицензиаром единичных контрактов (Master Sub-Unit Licensor или Master Unit Licensor). Также п. 4 ст. 1238 установлена контрольная функция лицензиата, который несет ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата, т. е. приобретателя инструмента, выпущенного в свободное обращение.

Указанная ст. 1238 ГКРФ устанавливает применение к сублицензионному договору правил ГКРФ о лицензионном договоре. Тем не менее в п. 2 статьи отдельно подчеркивается, что по сублицензионному договору сублицензиату предоставляются права использования изобретения только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

В отношении сублицензионного договора п. 3 ст. 1238 устанавливает, что сублицензионный договор, заключенный на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, считается заключенным на срок действия последнего. Это условие объясняется наличием ограничения срока действия некоторых охранных документов. В частности, для патентов на изобретения в настоящее время этот срок в РФ, так же как и в США, составляет 20 лет. Однако все патентные системы организованы таким образом, что охранные документы не действуют в течение всего этого срока автоматически — патентовладельцы или их правопреемники обязаны в установленные сроки платить государственную пошлину за поддержание патентов в силе. В американской патентной системе уплата пошлины производится в 4-й, 8-й и 12-й годы, начиная с года выдачи.2 Таким образом, после выдачи, а затем после исполнения каждой очередной уплаты, патент остается в силе в течение как минимум 4 лет. С этой точки зрения конструирование обращающихся, в том числе производных финансовых инструментов на базе патента США не представляет проблем, так как один из важнейших факторов риска утраты юридической силы и, соответственно, стоимости патента захеджирован как минимум на 4 года.

2 Точнее, эти сроки составляют, соответственно, 3,5 года, 7,5 лет и 11,5 лет, однако, уплатив небольшой дополнительный сбор (surcharge), патентовладельцы могут продлить каждый из этих сроков еще на 6 месяцев.

© о

о о

Т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Срок поддержания в силе, лет

Рис. 1. Размер пошлины за поддержание патента РФ на изобретение

15 20

Срок поддержания в силе, лет

Рис. 2. Накопленные суммы пошлины за пятилетние периоды для резидентов

В российской патентной системе уплата пошлины за поддержание в силе производится ежегодно, начиная с 3-го года после выдачи патента. Такой срок очень неудобен, так как уплата пошлины всегда привязана к конкретной дате выдачи патента, а расчетные периоды в финансовой системе обычно совпадают с календарными периодами. Это означает, что даже для краткосрочных инструментов, к которым относят, например, фьючерсные и опционные контракты на срок 3, 6 или 9 месяцев, дата очередного продления патента может оказаться внутри расчетного периода инструмента. С учетом продолжительности процедуры продления и подтверждения действия патента такое пересечение существенно увеличивает риски финансовых инструментов на базе действующих патентов РФ.

Начиная с 2008 г. держателям российских патентов предоставлена возможность оплачивать пошлину за поддержание в силе в течение всего предыдущего года. По сравнению с действовавшим ранее правилом, по которому уплата могла быть произведена только в течение 3-месячного «окна» непосредственно перед окончанием срока действия, новое правило, безусловно, предоставляет патентовладельцам большую свободу действий. Тем не менее годичный интервал для уплаты пошлины за поддержание патента в силе остался прежним.

Размеры ежегодных пошлин для патентовладельцев-резидентов РФ традиционно считаются невысокими1 в сравнении с аналогичными пошлинами, установленными в ведущих индустриальных странах. В конце 20-летнего срока их максимальная величина составляет 6 тыс. руб. [4]. Для нерезидентов пош-

1 Следует отметить, что пошлины не являются высокими даже с учетом их единовременного повышения с 1 января 2008 г. на 100%.

лины за поддержание патентов, полученных в РФ, увеличены в 4,5 раза (см. рис. 1). На рис. 2 показана динамика накопленной величины пошлины в конце каждого 5-летнего периода жизни патента РФ с учетом размеров пошлин, действующих в настоящее время.

Следует обратить внимание на часть графика на рис. 2, соответствующую последнему 5-летнему периоду срока действия и его окончанию. Поскольку вопрос поддержания патентов в силе в этом периоде является весьма важным, в том числе и с точки зрения собираемости налогов, в мире проводится достаточно много статистических исследований зависимости количества патентов, достигающих такого «возраста», от действия различных факторов. Наибольшее внимание в этих исследованиях уделяется вопросам значимости или качества патентов и их экономической отдачи, доходности, в сравнении с затратами на поддержание в силе, которые увеличиваются именно к концу срока действия. Поскольку базы данных патентных систем содержат миллионы единиц хранения, результаты таких исследований обладают высокой достоверностью. В частности, анализ выборки в объеме около 70 тыс. патентов США, выданных в 1986 г., показал, что после продления за 4-й год осталось в силе 83,5% патентов, за 8-й год — 61,9%, а за 12-й — только 42,5% патентов. Таким образом, за пять лет до окончания срока действия2 патентовладельцы отказались поддерживать в силе более половины всех выданных патентов на изобретения. Это исследование было посвящено разработке методики оценки качества и прогнозирования срока действия патентов на основе глубокого статистического анализа так называемых «метрик», сопровождающих каждый патент. Среди

2 Срок действия патентов на изобретения в США в те годы составлял 17 лет.

76 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 1 (63) 201 1

Таблица 1 <

Предлагаемая шкала налога на поддержание патентов в силе

Очередной период поддержания в силе

5 лет 10 лет 15 лет

Размер пошлины для резидентов, руб. 2100 9000 26 100

Размер пошлины для нерезидентов, руб. 9450 40 500 117450

прочих результатов исследования показано, что расчетное среднее ожидаемое время жизни патентов США, выданных в 1990-х гг.1, составило около 13 лет, а патенты наивысшего качества, продлеваемые владельцами на полный срок, составили менее 5% от общего количества [5, р. 317-352].

В другом исследовании на базе выборки в объеме около 94 тыс. патентов США, выданных в 1991 г, также показано, что через 12 лет патентовладельцы оставили в силе только 41,5% патентов [6].

Статистическое исследование на базе обширной выборки в объеме более 360 тыс. патентов, выданных Европейским патентным ведомством2 в 1980-2000 гг., также показало, что средний срок поддержания патентов в силе не превышает 13 лет. Только 14% европейских патентов, выданных в 1980-х гг., достигли 20-летнего возраста [7].

Таким образом, последний 5-летний период действия патентов на изобретения не является результативным с точки зрения собираемости налогов и именно этим объясняется тот факт, что указанные выше сроки уплаты налога в США сдвинуты к началу отсчета. Возвращаясь к вопросу о рисках утраты юридической силы в связи с конструированием новых финансовых инструментов, можно предложить вполне обоснованную шкалу налогообложения патентовладельцев РФ (табл. 1), построенную на базе накопленных сумм в соответствии с графиком на рис. 1.

Предлагаемая шкала основана на ставках налога, действующих в настоящее время. Однако независимо от размера ставок увеличение длительности периода поддержания патентов в силе позволит существенно снизить риски новых исходных и производных финансовых инструментов, обращающихся в течение этих периодов. Некоторое снижение собираемости налога по причине исключения последнего пятилетнего периода, вероятнее всего, будет компенсироваться единовременными суммарными поступлениями за предыдущие периоды. Определенной гарантией поступления будет служить и невозможность отказа от поддержания патента в силе в течение указанных периодов.

Предложенная схема налогообложения копирует американскую. Однако существует и другой вариант решения, который еще не применялся в мировой практике патентных систем. Он заключается в предоставлении патентовладельцу права уплатить пошлину за поддержание патента в силе авансом за такое количество целых лет, которое сам патентовладелец посчитает необходимым и достаточным. Такой способ

1 К этому времени срок действия патентов на изобретения в США был продлен до 20 лет.

2 Европейское патентное ведомство является исполнительным органом Европейской патентной организации (ЕРО),

штаб-квартира которой находится в Мюнхене. Европейский патент представляет собой неделимый пакет патентов, действующих в странах, определяемых заявителем при подаче заявки, причем патенты необходимо поддерживать в силе в каждой стране в отдельности. По состоянию на май 2010 г. членами ЕРО являлись 37 государств.

продления, во-первых, позволит внести дополнительную определенность в оценку значимости патента, а следовательно, его стоимости, поскольку затраты владельца на поддержание патента в силе будут, естественно, пропорциональны количеству лет, за которые уплачена пошлина. Во-вторых, даже сам факт уплаты пошлины авансом будет являться предварительным индикатором пригодности патента к конструированию финансовых инструментов на его базе.

Приведенная выше статистика позволяет высказать предположение о том, что основная часть патентовладельцев будет заинтересована в уплате пошлины в пределах 3-12 лет. Тем не менее даже в этом случае все детерминанты, влияющие на оценку стоимости патентов, риски финансовых инструментов и собираемость налога, сработают, как минимум, в течение одного периода. Однако в отношении действительно значимых патентов такая политика позволит выявить их ценность и пригодность к конструированию финансовых инструментов значительно раньше, чем при использовании схем, привязанных к жестко установленным периодам уплаты налога на поддержание в силе. Кроме того, ниже будет показано, что в результате выпуска в обращение финансовых инструментов на базе патентов федеральный бюджет получит дополнительный перспективный источник поступления доходов.

Остается добавить, что обязанность платить налог в патентных системах многих стран мира, в том числе и РФ, установлена начиная с 3-го года действия патента. С 4-го года платят налог в США, Нидерландах и Греции, с 5-го года — в Великобритании, Швейцарии и Италии.3 С точки зрения необходимости наиболее раннего выявления значимости патентов и их пригодности к лицензионному (сублицензионному)обороту, оптимальным для предложенной схемы авансовых платежей является 3-й год после выдачи патентов.

Другим важным аспектом проблемы конструирования новых финансовых инструментов в РФ является законодательно установленное требование о государственной регистрации всех видов договоров о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также перехода исключительного права без договора. Ст. 1232 ГКРФ устанавливает, что несоблюдение этого требования влечет за собой недействительность соответствующего договора, а переход исключительного права без договора считается несостоявшимся. В соответствии с п. 2 данной статьи порядок и условия регистрации устанавливаются правительством РФ.

В настоящее время в РФ регистрационный порядок действует в отношении договоров: (1) об отчуждении исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ, базы данных; (2) о залоге указанных исключительных прав (кроме исключительного права на программу для ЭВМ и базу

© о

о о

3 См., например, официальный сайт ЕРО: http://www. epo.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< данных); (3)о предоставлении права использования ^ перечисленных результатов интеллектуальной деятель-о ности (за исключением программ для ЭВМ и баз дан-5 ных). Государственной регистрации также подлежат н расторжение вышеуказанных договоров и изменение Е^ их существенных условий, переход без договора ис-£ ключительного права на перечисленные результаты ^ интеллектуальной деятельности, а также на товарные т знаки, знаки обслуживания, наименования мест про-о исхождения товаров. Этот порядок был установлен по-

< становлением правительства РФ от 24 декабря 2008 г. х № 1020 [8]. Федеральным органом исполнительной е власти, осуществляющим государственную регистрацию всех видов договоров, назначена Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Правила, утвержденные постановлением, устанавливают ряд обязательных условий государственной регистрации. Среди них важнейшим условием в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации является наличие действующей правовой охраны, подтвержденной записями в соответствующих реестрах, таких как Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ и др. Кроме того, договоры об отчуждении исключительного права или о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности должны иметь возмездный характер и предусматривать условие о вознаграждении или порядке его определения. Все виды государственной регистрации осуществляются при условии оплаты пошлин в установленном размере. В этом отношении система государственной регистрации юридически значимых действий, связанных с оборотом интеллектуальных активов, является новым, перспективным источником дохода федерального бюджета.

Рассмотрение заявления о государственной регистрации, регистрация или отказ в регистрации и уведомление заявителя осуществляются в 2-месячный срок со дня поступления документов, предусмотренных правилами. Такой длительный срок объясняется тем, что в настоящее время правила предусматривают подачу только подлинных документов или их нотариально удостоверенных копий на бумажном носителе. В будущем, безусловно, рост документооборота, связанного с обращением новых финансовых инструментов, неизбежно приведет к необходимости автоматизации процессов регистрации и переходу на безбумажные технологии. Примером являются современные системы ведения реестров акционеров и владельцев других видов активов, обеспечивающие непрерывную регистрацию переходов прав собственности в процессе торгов акциями и другими ценными бумагами на фондовом рынке.

Тем не менее система государственной регистрации договоров и иных действий по распоряжению исключительными правами в РФ уже действует, и срок, установленный для регистрации, пока удовлетворяет параметрам торгов, например, планируемым на начальном этапе их организации компанией 1РХ1. Текущие сведения о регистрации публикуются в официальных бюллетенях Роспатента, издаваемых по видам объектов интеллектуальной собственности, и дублируются в электронном виде.1

1 Например, бюллетень «Изобретения и полезные модели» выходит, как правило, 3 раза в месяц и публикуется в электронном виде на официальном сайте ФГУ ФИПС [4]. 78

Важнейшим результатом введения системы является:

• снижение неопределенности в отношении статуса и юридической состоятельности договоров (иных действий) по распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

• подтверждение действительности правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, являющихся предметами указанных договоров и действий. Указанные факторы вносят существенный вклад

в снижение рисков новых финансовых инструментов, которые будут конструироваться на базе патентных активов.

Таким образом, анализ показывает, что новый финансовый инструмент имеет простую структуру и его использование в РФ не требует внесения изменений в законодательные акты, регулирующие оборот интеллектуальной собственности и других объектов гражданских прав. Система государственной регистрации договоров и иных действий по распоряжению правами интеллектуальной собственности в РФ обеспечивает существенное снижение рисков новых финансовых инструментов на базе патентных активов. Предлагаемые варианты изменения шкалы налогообложения патентовладельцев РФ также могли бы способствовать снижению риска новых инструментов (для первоначальной эмиссии пригодна и существующая шкала). Выпуск и обращение подобных инструментов позволят принципиально улучшить процессы рыночного ценообразования и формирования торгового оборота интеллектуальной собственности.

Литература

1. Официальный сайт компании Intellectual Property Exchange International, LLC [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipxi.com.

2. Gray C. A New Era in IP Licensing: The Unit License Right™ Program // The Licensing Journal. November/December 2008. Vol. 28, N 10.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Проспект; КНОРУС, 2009.

4. Официальный сайт Федерального института промышленной собственности (ФГУ ФИПС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.fips.ru.

5. Barney J. A. A Study of Patent Mortality Rates: Using Statistical Survival Analysis to Rotate and Value Patent Assets // AIPLA Quarterly Journal, 2002. Vol. 30. N 3.

6. Bessen J. The Value of US Patents by Owner and Patent Characteristics. Law and Economics Working paper No. 06-46 [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://www. researchoninnovation.org/patval.pdf.

7. Van Zeebroek N. Patents Only Live Twice: a Patent Survival Analysis of the Determinants of Examination Lags, Grant Decisions, and Renewals. Working paper [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: http://www.epip.eu/con-ferences/epip03/papers/vanZeebroek_pap_nvz_patentsurvi-val_v09_Sep08.pdf.

8. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 № 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.