Научная статья на тему 'Новый инструментарий в системе правового регулирования земельных отношений'

Новый инструментарий в системе правового регулирования земельных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишов Д. А., Заварин Б. В.

В работе рассмотрены концептуальные направления развития основ земельной политики государства в аспекте внесения изменений в земельное законодательство. Даны комментарии нововводимых норм в земельный кодекс, а также некоторые федеральные законы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишов Д. А., Заварин Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New tools in system of legal regulation of the land relations

In work the conceptual directions of development of fundamentals of land policy of the state in aspect of modification of the land legislation are considered. Comments are given is new the entered norms in the land code, and also some federal laws.

Текст научной работы на тему «Новый инструментарий в системе правового регулирования земельных отношений»

Л и т е р а т у р а

1. Блауг М. Экономическая теория использования пространства и классическая теория размещения производства // Экономическая модель в ретроспективе. - М.: Дело Лтд, 1994.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: антология экономической классики. - М., 1993.

3. Рикардо Д. Экономика. - М.: МП «Алгон», 1992.

4. Тюнен Й. Г. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике. Исследования о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных расходов на земледелие; пер. с англ. Е. А. Торнеус; Под ред. А. А. Рыбникова. - М.: Экономическая жизнь, 1926.

5. Лаунхардт В. Практика эффективного размещения предприятий. - М., 1882.

6. Кристаллер В. Центральные места в Южной Германии. - М., 1933.

7. Олин Б. Межрегиональная и международная торговля. - М., 1933.

8. Поландер Т. Работы по теории размещения. - М., 1935.

9. Лёш А. Экономическая теория размещения. - Берлин, 1939.

10. Изард У. Размещение производства и экономика эффективности использования пространства. - М., 1956.

11. Вебер А. Теория размещения промышленности. - М., 1925.

12. Вебер А. О размещении промышленности: чистая теория Штандорта. - М., 1909.

УДК 631.11 Доктор экон. наук Д.А. ШИШОВ

(СПбГАУ, zusspb@mail.ru) Канд. экон. наук Б.В. ЗАВАРИН

(СПбГАУ, zusspb@mail.ru)

НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse (Лат.)

Земельные ресурсы, государственное управление, изменения в земельном законодательстве, земельная политика государства

Земельные ресурсы как основа всей совокупности природных условий функционирования государства и общества, важнейший компонент окружающей природной среды отличаются от других естественных условий непосредственным участием в процессах материальной деятельности.

Естественно, что с развитием системы новых земельных отношений, с одной стороны, возрастет роль государства в создании конкурентной рыночной среды для поддержания эффективного собственника земли, а с другой - назревает необходимость в создании единого правового и информационного пространства для жесткого (но экономически и юридически обоснованного) перераспределения земель, осуществляемого на основе государственного управления всем земельным фондом страны.

Государственное управление при наличии такого разнообразия землепользователей выполняет в большей степени регулятивные и координирующие функции. Но тем не менее одной из задач проводимой в России земельной реформы является создание нового правового инструментария государственного управления земельным фондом РФ, выступающего в качестве системы взаимодополняющих и взаимосвязанных между собой элементов, используемого для принятия управленческих решений и реализации права по использованию земли всеми группами субъектов на основе экономической и экологической целесообразности.

На основе сказанного можно заключить, что именно земельное законодательство является тем важнейшим инструментом государственного управления земельным фондом, так как формирует основы земельно-правового императива, несущего в своем содержании категорические требования организационно-экономического начала реализации учетной, плановой, контрольно-ревизионной и других функций государственного управления [1].

Изменения земельного законодательства последних двух лет в целом, равно как и изменения отдельных федеральных законов, с формальной точки зрения реализуются в соответствии с утвержденными Основами государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012 -

2017 годы, в числе основных направлений которых в аспекте управления земельным фондом, в частности, выделяются:

- совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель на категории по целевому назначению;

- изменение порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;

- обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

- совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;

- упорядочивание процессов изъятия земельных участков для государственных, муниципальных и общественных нужд;

- обеспечение императивности изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием земель.

Подписание Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого Государственной Думой 10 июня 2014 года и одобренного Советом Федерации 18 июня 2014 года, предопределило принятие ряда федеральных законов, конкретизирующих изменения в действующем Земельном кодексе.

Так, например, Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьёй, предусматривающей отчуждение объекта незавершённого строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, и строительство этого объекта так и не было завершено.

Такое отчуждение осуществляется исключительно по решению суда путем продажи объекта с публичных торгов. Вырученные в результате торгов деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

При этом законодатель отдельно выделил в качестве основания для отказа суда в удовлетворении требования о продаже объекта незавершенного строительства нарушение срока строительства в связи с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен объект.

Данная норма направлена на стимулирование застройщиков к выполнению сроков строительства на публичной земле.

Лесной кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и ряд других федеральных законов приведены в соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -ФЗ № 224-ФЗ), разработанный Минстроем России, вводит новый порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья эконом-класса по так называемым «голландским аукционам».

Главным условием такого предоставления земельного участка является реализация готового жилья по зафиксированной в процессе аукциона цене.

В результате предполагается увеличение объемов строительства жилья эконом-класса, а также улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан (в первую очередь - малоимущих, многодетных и иных семей).

Данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу - 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 2Э4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 2Э4-ФЗ) разработан для реализации целей урегулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, а также муниципального и общественного земельного контроля.

Нормы рассматриваемого закона распространяются в первую очередь на редакцию статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации, где определяются задачи, содержание и порядок осуществления государственного мониторинга земель, исходя из вводимой его дифференциации на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

Предусматривается и последующее изменение порядка осуществления государственного земельного надзора; определяются права и обязанности должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора.

Кроме того, статья 14 Земельного кодекса Российской Федерации, а также федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приведены в соответствии с указанными изменениями, вносимыми в Земельный кодекс Российской Федерации.(Названный закон также вступает в силу с 1 января 2015 г.)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» призван восполнить пробел правового регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений и направлен на развитие рынка доступного арендного жилья, а также развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих невысокий уровень доходов, которым недоступны приобретение жилья в собственность за счет собственных и заёмных средств и наем частного жилья, но не имеющих оснований быть признанными малоимущими.

С этой целью вносятся изменения в ряд законов, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации. Так, например, вводится институт освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наёмных домов, а также устанавливается порядок предоставления земельных участков в связи с заключением договоров освоения территории.

И самый главный нормативный акт в сфере земельных отношений - Федеральный закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года, направленный на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, вступает в силу также 1 марта 2015 года.

Закон направлен на исполнение мероприятий, предусмотренных в «дорожной карте» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденной Правительством РФ в 2013 году, и реализует задачи правового режима земель населенных пунктов, коммерциализации и ликвидности застраиваемых территорий.

Главные задачи, решаемые рассматриваемым законом:

- совершенствование действующего порядка использования земель населенных пунктов;

- оптимизация процедуры предоставления земельных участков из публичной собственности;

- снижение административных барьеров и сокращение избыточных согласований процедур предоставления земель.

Для этих целей Земельный кодекс РФ дополнен шестью новыми главами при существенном изменении или исключении положений действующих статей ЗК РФ. Изменения также нашли отражение в ряде иных законодательных актов.

К концептуальным изменениям, вносимым Законом, можно отнести следующие:

Изменение порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

Так, законом вводится новая Глава У.1 ЗК РФ (ст. 39.1 - 39.20), устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов.

Кроме того, устанавливается обязанность органов государственной власти и местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, или ограничен в обороте.

Законом исключается возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объектов, в связи с чем признаны утратившими силу все относящиеся к данному порядку предоставления положения Земельного кодекса РФ.

Вводятся нормы, закрепляющие возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.

Изменяется содержание правовых норм, определяющих понятие «земельный участок». Теперь Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Такой подход к фундаментальным понятиям и определениям земельных отношений не способствует реализации таких важнейших функций государственного управления, как учетная и контрольно-ревизионная.

Конкретизированы нормы, устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками. В части арендных отношений определяется, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключение договора аренды без проведения торгов возможно в строго определенных случаях, перечень которых является исчерпывающим.

В части реализации сделок с землей предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

В соответствии с положениями новой Главы У.2 ЗК РФ (СТ.39.21-39.22) такой обмен допускается, если земельный участок, находящийся в частной собственности:

- изымается для государственных или муниципальных нужд;

- предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с документацией по планировке территории;

- или на нем уже расположены указанные объекты.

Такое нововведение направлено на снижение количества случаев применения довольно затруднительной процедуры изъятия земельных участков.

В части системы ограниченного пользования чужими участками изменен порядок установления сервитутов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.39.23-39.26). Отдельно регулируются отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

Во вводимой в действие статье 39.23 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ограниченный перечень оснований для отказа уполномоченного органа в заключении соглашения об установлении сервитута. При этом новая редакция соответствующих положений ГК РФ позволяет устанавливать сервитут по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником.

Не остается без изменений и Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» Так, прописаны изменения, касающиеся распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Теперь органы местного самоуправления поселений (а не муниципальных районов, как было это указано в действующей пока редакции ЗК РФ) получают право распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Изменения, вносимые перечисленными выше законами, также касаются:

- вопросов порядка образования земельных участков;

- перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности;

- процедур передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ, а также иных сфер.

Кроме того, предусмотрены довольно содержательные переходные положения, направленные на оптимизацию процессов адаптации новых правил и процедур, которые позволят упорядочить правоприменительную практику использования и управления земельными ресурсами применительно к обновленным социально-политическим условиям Российского государства в части обеспечения задач продовольственной безопасности посредством сохранения и интенсификации производительного и ресурсно-территориального потенциала земельного фонда Российской Федерации.

Литература

1. Шишов А.Д., Козырева Е.В. Некоторые вопросы реализации государственной земельной политики в системе рационализации инвестиционной деятельности// Юридическая мысль. -№5 (79). -С. 120-127.

2. Шишов Д.А., Заварин Б.В. Проблемы новой государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации// Инновации основа модернизации АПК: Мат. междунар. конгресса. - СПб, 2012. -С. 75-76.

3. Шишов Д.А., Сулин М.А, Павлова В.А. Современное содержание земельного кадастра. - СПб: Проспект науки, 2010 .- 270 с.

УДК 631.11(075) Канд. экон. наук В.А. ПАВЛОВА

(СПбГАУ, vikalpav@mail.ru)

ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЗЕМЛИ В РАМКАХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОЦЕНОЧНОЙ ПРАКТИКИ

Концепции стоимости земли, оценочная практика

Методологическую основу оценочной практики во всех странах с рыночной экономикой составляют две концепции стоимости - концепция стоимости в обмене (меновая) и концепция стоимости в использовании (потребительная). Рассматривая рыночный экономический процесс, как некую внутренне целостную саморегулирующуюся систему, необходимо отметить, что в ее рамках понятия «стоимость в использовании» и «стоимость в обмене» существуют во взаимосвязи и находятся в определенных взаимоотношениях [1].

Анализ существующей в различных странах практики оценки показал, что при отсутствии различий в понимании концепций стоимости, имеют место отличия как в наборах допущений для одноименных видов стоимостей, так и в математическом моделировании при их реализации. Таким образом, в различных странах с рыночной экономикой объективно существует проблема сопоставимости и адекватности оценок.

Исследование профессора Е.И. Тарасевича сущности подобных отличий показало, что все они обусловлены объективными причинами, вызванными в том числе особенностями национальных законодательств в сфере недвижимости и экономики природопользования, отличиями традиционно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.