Научная статья на тему '«Новый герой» в татарской прозе начала ХХ в'

«Новый герой» в татарской прозе начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ ПРОТИВОРЕЧИЯ / «СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ» / НЕСООТВЕТСТВИЕ СУЩНОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЮ / ИРОНИЯ / ПАРОДИЯ / “LAUGHTER THROUGH TEARS” / MOTIVE OF CONTRADICTION / INCOMPATIBILITY OF ESSENCE TO ITS DISPLAY / IRONY / PARODY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова В. Ф.

В статье рассматривается эволюция «маленького человека» в татарской прозе начала ХХ в. Отмечается, что в отличие от «маленького человека» в русской литературе «маленький человек» в татарской литературе лишен авторской иронии, в отношении к нему преобладают драматические и трагические нотки, а иногда – теплый юмор. Противопоставление представителей старого мира (мелких людей) и идеализируемых героев, присущее просветительской литературе, вскоре сменяется другим принципом: « смех сквозь слезы ». Теплый юмор, преувеличения стали использоваться для раскрытия психологии « маленьких людей », образы которых создавались с большой любовью. В некоторых произведениях беды маленького человека превращаются в трагедию нации. Иногда смешение высокого и низкого сопровождается иронией авторского голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHARACTER IN TATAR PROSE AT THE BEGINNING OF THE 20 th CENTURY

The evolution of “a little man” in Tatar prose at the beginning of the 20th century is dwelt on in the article. It is stated that in comparison with “a little man” in Russian literature, “a little man” in Tatar literature is deprived of the author’s irony; dramatic, tragic features and sometimes warm humour predominate instead. The opposition of the representatives of the old world (small people) and idealized heroes, characterizing educational literature, is soon followed by another principle: “laughter through tears”. Warm humor, exaggeration have been used to reveal the psychology of “little people” whose images were created with great love. In some works the troubles of a little man turn into a tragedy of a nation. Sometimes a mixture of the high and low is accompanied by ironic authorial voice.

Текст научной работы на тему ««Новый герой» в татарской прозе начала ХХ в»

УДК 82.09:821.512.145-3

«НОВЫЙ ГЕРОЙ» В ТАТАРСКОЙ ПРОЗЕ НАЧАЛА ХХ В.

© В. Ф. Макарова

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов Россия, Республика Татарстан, 423806 г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28.

Тел./факс: + 7 (8552) 46 62 16.

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается эволюция «маленького человека» в татарской прозе начала ХХ в. Отмечается, что в отличие от «маленького человека» в русской литературе «маленький человек» в татарской литературе лишен авторской иронии, в отношении к нему преобладают драматические и трагические нотки, а иногда — теплый юмор. Противопоставление представителей старого мира (мелких людей) и идеализируемых героев, присущее просветительской литературе, вскоре сменяется другим принципом: «смех сквозь слезы». Теплый юмор, преувеличения стали использоваться для раскрытия психологии «ммаленьких людей», образы которых создавались с большой любовью. В некоторых произведениях беды маленького человека превращаются в трагедию нации. Иногда смешение высокого и низкого сопровождается иронией авторского голоса.

Ключевые слова: мотив противоречия, «смех сквозь слезы», несоответствие сущности его проявлению, ирония, пародия.

В татарской прозе начала ХХ в. активно ведется поиск «новых героев». В этот период создаются различные типы, актуализированные общественнополитической ситуацией. «Углубление и обострение отношения личности к угнетающей действительности с позиции защиты демократических идеалов усилили в татарской литературе тенденции критицизма и детерменизма. Понимание социальноисторической сущности того зла, которое душило свободу, прогресс народа и личности, объективный показ отношений людей и явлений жизни в типических образах и индивидуальных характерах - все это говорило о развитии в татарской литературе начала ХХ в. реалистических принципов, отвергающих дидактические нормативы просветительской эстетики» [1, с. 198]. Один из таких типов - «маленький человек», литературные корни которого связаны с развитием реалистического мышления с его интересом к жизни обычного среднего человека - выступает как представитель «новой» жизни, молодого поколения.

«Маленький человек» в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединенных тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию, общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью)» [2, с. 494].

Татарские писатели в начале ХХ в. стали пристальнее обращаться к бесправному положению простого человека в обществе, трагедии человека на дне общества. Если первым писателем, который открыл мир «маленьких людей» в русской литературе, считается Н. М. Карамзин, то первым в татарской литературе тему «маленького человека» осветил в своем творчестве М. Гафури. В его произведениях «Жизнь, прожитая в нищете» («Фэкыйрьлек берлэ Yткэн тормыш», 1902), «Бедняки, или сожительница» («Ярлылар, яки ейдэш хатын», 1907), «Голод, или продажная девушка» («Ачлык ел, яки

сатлык кыз», 1907) тема была овеяна сочувствием, жалостью к «маленькому человеку». Особенностью развития темы «маленького человека» в татарской прозе следует считать воссоздание образа через судьбу татарской женщины. «В большинстве случаев образ татарки представлялся как обреченная на неотвратимую трагедию жертва жизни, шариата, семейного рабства и т.д. Однако своим душевным обаянием, нравственной чистотой, красотой духовного облика этот образ был противопоставлен «черной силе», ее злу» [1, с. 333-334].

Многие татарские писатели этого периода протестуют против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей», утверждая, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. В отличие от «маленького человека» в русской литературе «маленький человек» в татарской литературе лишен авторской иронии. Только в отдельных случаях под влиянием русской литературы иронические нотки присутствуют в авторской позиции. Так, например, в рассказе Г. Исхаки «Калоши» («Калуш», 1909), сюжет которого напоминает «Шинель» Н. В. Гоголя, проступают ирония и жалость в отношении «маленького человека», который не умеет ставить большие цели, у которого судьба отнимает даже маленькие радости.

Но в большинстве случаев в произведениях присутствует драматический или трагический пафос. На это обращает внимание И. Нуруллин, который на материале анализа произведения Г. Исхаки «Суннатчи-бабай» пишет: «Суннатчи-бабай - это такой тип, который может зарождаться только в татарской деревне, да и то на определенном этапе ее развития. В то же время нетрудно заметить в повести такие гоголевские традиции, как возвышение беды «маленького человека» до трагедии, извлечение глубокого смысла из, казалось бы, мелочей жизни, и смех сквозь слезы» [3, с. 355].

В русской литературе начиная со «Станционного смотрителя» Пушкина через «Шинель» Гоголя

к «Бедным людям» Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку», к жертве несправедливых общественных обстоятельств. Однако когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в «мелкого человека», утратил свойственные ему гуманные качества. Как и А. П. Чехов, многие татарские писатели начала ХХ в. к десятым годам начинают комически обыгрывать драматическую ситуацию. Но и тут, кроме того, что изображались чисто «татарские» типы, были свои особенности.

«В русской литературе «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному

лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели» Н. В. Гоголя), а развитие сюжета строится, главным образом, как история обиды, оскорбления, несчастья» [2, с. 495]. В татарской же литературе, где просветительские функции были еще заметны, подобная оппозиция имела другой характер: противопоставления «хорошего-плохого», «мелкого-значительного», через которую оценивались представители старого (кадим) и нового (джадид) миров. С одной стороны, «маленькие люди» - ремесленники, мелкие торговцы, служащие контор, шакирды, городские мещане, консервативные типы духовенства, слуги - репрезентуются как яркие представители татарского общества, далекие от актуальных социальных и национальных проблем. Они живут в своем вымышленном мире, где их беспокоят мелкие личные проблемы. В произведениях этого периода они изображаются в противоречивых драматических и комических ситуациях. Их духовная беднота и философия жизни раскрывается по принципу «смех сквозь слезы», который мотивируется через психологические детали. С другой стороны, авторы зачастую прибегают к идеализации, противопоставляя им представителей «старого мира». Самый распространенный вариант: противопоставление мулл-старометодников и джадидистов прослеживается в рассказе Ш. Камала «Сельский учитель» (1910). Бесправный и несчастный учитель, посвятивший себя делу просвещения и образования, сталкивается с социальным злом в лице муллы-кадимиста: «Затем появился мулла. Надев набекрень шапку и закусив конец бороды, он, яросто вертя дубиной, визжал в лицо учителю: «Я тебе покажу, где раки зимуют». Позади муллы стоял толстый седобородый человек и тоже что-то кричал...». Однако идея писателя направлена не на отрицание «старого» мира (в рассказе этому уделено небольшое внимание), авторская экзистенция оценивает «наступающее». В этом отличие новой реалистической литературы от литературы просветительства.

В одном из первых рассказов Ф. Амирхана «Сон в канун праздника» («Гарэфэ кич тешемдэ», 1907) основу повествования составляет контраст-

ное столкновение двух миров - счастливого будущего и современной автору действительности. Однако эта действительность представляет собой время стремления к переменам, так как рассказчик -сторонник таких перемен, он четко представляет себе идеальное будущее. Переключение действия из русла реальности в перспективу возможного осуществляет играющий сюжетообразующую роль сон героя. «Насыщенный праздничной атмосферой всенародного торжества, сон создает картину идеального будущего, достигнутого на путях приобщения татарского народа к достижениям европейской культуры и сохранения национальных традиций» [4, с. 67]. Прекрасные видения сна сменяет мрачная явь. Тенденциозный отбор снижающих деталей: резкие, некрасивые звуки, отвратительные запахи, ощущение духоты, теснота пространства и др. создают образ неподвижно-дремотного бытия, подчеркивая замкнутую безысходность жизни. По мнению Н. М. Валеева, «контрасты поэтической и сатирической атмосферы» определяют основу композиции рассказа [5, с. 45]. Подобный контраст наблюдается во многих прозаических произведениях начала ХХ в. и служит идеализации «маленьких людей».

Тип «маленького человека» - представителя «молодого поколения» воссоздается в рассказе Ф. Амирхана «Любовь Габдельбасыйра» («Габдел-басыйр гыйшкы», 1914). Автор повествует о ша-кирде медресе старого типа. Герой влюбляется в девушку, которую никогда не видел. Он мечтает о встрече с ней, представляет интимные моменты и объяснения в любви, сам себе пишет от ее имени письма. Фантазии героя вызывают и смех, и жалость. Габдельбасыйр представлен как жертва кадими-стского обучения: его личность и разум сломлены. Автор не только показывает безысходность ситуации и смешные эмоции таких типов в сатирическом плане, но и сочувствует, жалеет их. Тут проявляется смех сквозь слезы. «Рассказу свойственна игра в любовь и влюбленность» [6]. Здесь видна главная черта игры -«способность создавать внутри действительной реальности другую - мнимую, воображаемую, со своим порядком, своими законами, внутри одного мира - иной» [7, с. 102].

Несколько иной смех - теплый, юмористический - выступает в рассказе Ф. Амирхана «Сами-гулла абзый» (1916), где образ «маленького человека» воссоздан с любовью, теплым юмором. Мелочность Самигуллы абзый в делах, связанных с чаем, сахаром, доставляет неудобства его родным. Но его близкие, хотя иногда и ругают Самигуллу, привыкли к его странностям. В произведении нет ни злобного, ни жалостного смеха. Авторская насмешка над «воротилами больших дел» пронизана лиризмом, грустной улыбкой (которую вызывают преувеличения и повторы), направленными на раскрытие тонкостей психологии простых людей.

Шариф Камал (1884-1942) создал целую галерею «маленьких людей», психология и обществен-

ное поведение которых определяются социальным положением, однако «борьба между старым и новым у него не занимает исключительного места, как это мы видим у большинства татарских писателей; напротив, у него мы видим людей с общечеловеческими свойствами, независимо от их принадлежности к новому или старому поколению. Его перо более чутко отзывается на печальные и грустные явления человеческой жизни. При этом он не доискивается до причин, не занимается составлением обвинительных актов против нарушителей человеческого счастья» [8, с. 135-136]. Беспросветная жизнь простых людей в первых рассказах «Пробуждение» («Уяну», 1909), «В вороньем гнезде» («Козгыннар оясында», 1910), «Бродяга» («Сук-бай», 1910), «В метель» («Буранда», 1910) представляется им трагедией «маленьких людей», причиной которой являются жизненные обстоятельства. «В психологических ситуациях подчеркивается столкновение нравственной одичалости с человечностью, в котором последняя становится жертвой. Однако во всех случаях одерживает верх гуманистическое начало, настраивающее нас на сострадание и сочувствие простому человеку, обреченному на несчастье» [1, с. 392]. Методом драматизации писатель добивается широкого обобщения жизненного материала, в конце рассказов трагедия отдельного человека превращается в трагедию нации.

Возьмем, к примеру, общеизвестный рассказ Ш. Камала «В метель» («Буранда», 1909). Молодой человек Мустафа возвращается после долголетней тяжелой военной службы и, несмотря на скверную погоду, спешит к своей матери, которую когда-то отверг. Мастерство писателя направлено на полное раскрытие психологического состояния своего героя. Однако незаметными мазками он доводит своего читателя до определения причин разлуки матери и ребенка в традиционном укладе татар. Или в рассказе «Горемыка» ( «Сукбай», 1910) Гали - бродяга, ведущий полунищенское существование, поневоле оторванный из своей среды - выступает как жертва социальной несправедливости. В них критическое начало проступает методом драматизации эпической формы: «эпическое наполняется всеобщим драматизмом, а история героя трансформируется в трагедию» [4, с. 159].

Ш. Камал был одним из лучших фельетони-стов-рассказчиков этого периода. В юмористических и сатирических рассказах и фельетонах писателя созданы образы типичных представителей «национальной интеллигенции»: мулл, «ученых»-богословов, убежденных в своем предназначении вершить судьбу народа («Мы тоже летим» («Без дэ очабыз», 1912), «Маленький фельетон» («Кечкенэ фельетон», 1913), «Об очередных вопросах» («Чи-раттагы мэсьэлэлэрдэн» 1912), «Собрание месяцев» («Айлар жыелышы», 1913) и т.д.).

Начиная с 1910 г. в творчестве писателя значительно усиливаются элементы сатиры, даже сар-

казма. Ш. Камал остро высмеивает людей пустой забавы (новеллы «Депутат» (1910), «Птица Си-мург» (1910), «Славься, Гайнетдин» (1910), спекулирующих именем народа. Так, герой рассказа «Депутат» - человек, избранный от имени мусульман в Государственную думу, направляясь в Петербург, намеревается произнести речь на вокзале. Но возле него не оказывается ни одного провожающего избирателя. Автор противопоставляет мечтающего о дешевой популярности, невежественного и недалекого депутата и его представления о себе. Несоответствие образа и статуса, смешение высокого и низкого, подмена политической деятельности депутата его фантазиями сопровождается иронией авторского голоса.

Целую галерею «маленьких людей», представителей «старого мира», создал в миниатюрных рассказах Г. Газиз (1887-1938) - своеобразный мастер короткого юмористического и сатирического рассказа. Главные герои его рассказов - обыватели, мещане, фанатичные муллы и мелкие торговцы. Они живут, окунувшись в мелочи жизни. Одни все свое время проводят в закупках старых часов и в копании в них, другие - обыватели - мечтают придумать «полезные, с точки зрения врачей, поющие, с вентилятором головные уборы». Из-за любой ситуации сомневаются, могут радоваться или печалиться, но не хотят ничего менять в своем укромном мирке, никакой пользы обществу не приносят. Писатель хорошо знает психологию этой части народа. Поступки и поведение их он представляет в комических образах («Пятничный день» («Домга кен», 1913), «Искушение» (1916), «Хазрет делит на два» («Хэзрэт икегэ бYлэ», 1914), «Моление» («Хэтем», 1915), «Часы» («Сэгать», 1915), «Тюбетейка с форточкой» («Форточкалы тубэтэй», 1917) и др.).

Так, например, Самигулла абзый («Тюбетейка с форточкой») мечтает преобразить тюбетейку -головной убор татарской нации, «форточка, которая будет петь, как соловей, пока из головы не выветрится запах пота». Герой претендует на великое открытие, «как у японцев». Если Самигулла Ф. Амирхана бредит чаями, то Самигулла Г. Газиза - «важными открытиями». Прием противоречия, который возникает от бессмыслицы, нелепости, помогает автору выразить идею о том, что есть еще что выветрить из головы татарской нации.

В отличие от предшественников Г. Газиз представителями «старого мира» изображает и сравнительно молодых людей, таких как Батырша из рассказа «Жена стала джадидисткой». Обличая качества, присущие уходящему поколению, Г. Га-зиз призывает совершенствоваться, проявить гражданскую ответственность.

В этом плане примечательны прозаические произведения классика татарской драматургии Карима Тинчурина (1887-1938). В его рассказах специфический смех проявляется в фарсовых моментах, анекдотических и пародийных сюжетах,

жизненных, комических ситуациях, через воссоздание разнообразных сатирических типов. Рассказы этого писателя дают возможность проследить, как сатирическая тема в прозе переживает трансформацию, особенно после 1910-х гг. Его герои - молодые представители татарского общества, которые считают себя передовыми людьми своего времени. Они - не кадимисты, но необразованность, внешняя напыщенность превращает их в представителей «старого мира». Герои говорят о желании создать газеты, театры, татарские гимназии, уповая при этом на случай выигрыша в лото, в карты. Однако в действительности не способны что-либо сделать для прогресса нации. Так, оказалось, что среди тридцати приглашенных на вечер никто не умеет играть на пианино, хотя почти у всех оно имеется («Белый чирбик» («Ак чирбик», 1915). Когда Минсылу из-за белого чир-бика, которым хотела похвастаться, подвернула ногу, ее муж обратился не к врачу, а к целителю, поставившему соответствующий диагноз: «Болезнь твоя страшная, детка, ты наступила на яйца слепого черта». Таким образом, контраст между желаемым и возможным порождает смех. Писатель выносит свой приговор армии бездельников, которых нисколько не волнуют проблемы народа. Быт с постоянной суетой, несущественными проблемами -основной объект художественного отражения в юмористических рассказах К. Тинчурина этого периода. Безусловно, эти типы были эскизами к будущим комедиям драматурга.

Итак, в ходе изучения проблемы мы пришли к выводам, что первым писателем, открывшим мир «маленьких людей» в татарской литературе, стал

М. Гафури. Им были заложены традиции воссоздания «маленьких людей», среди которых особое место занимает стремление к показу трагедии человека на дне общества; акцентирование внимания на способности «маленького человека» откликнуться на проблемы татарского общества. В татарской литературе «маленький человек» зачастую выступает в оппозиции к героям «старого мира», что свидетельствует о сохранении просветительских установок в нацональной культуре. Психология и общественное поведение таких героев определяются социальным положением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Халит Г. Проза // История татарской литературы нового времени (XIX - начало ХХ в.). Казань: Фикер, 2003. 472 с.

2. Манн Ю. В. «Маленький человек» в литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. редактор и составитель А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 495.

3. Нуруллин И. Гаяз Исхаки // История татарской литературы нового времени (XIX - начало XX в.). Казань: Фикер, 2003. С. 344-361.

4. Аминева В. Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины XIX в. и татарских прозаиков первой трети XX в.). Казань: Казан. гос. ун-тет, 2010. 476 с.

5. Валеев Н. М. В мире нравственных исканий: исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. 120 с.

6. Ганиева Р. К. Xудожественные поиски Фатиха Амирхана // Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: изд-во КГУ, 2002. С. 92-101.

7. Рюмина М. Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. Изд. 2-е, испр. М.: КомКнига, 2001. 320 с.

8. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. Казань: Иман, 1998. 158 с.

Поступила в редакцию 29.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.