Научная статья на тему '«Новый атеизм» в Германии и реакция на него: общий обзор'

«Новый атеизм» в Германии и реакция на него: общий обзор Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
844
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новый атеизм / Германия / христианство / апологетика / секуляризм / религия / богословие / Докинз / естественные науки / New Atheism / Germany / Christianity / apologetics / secularism / religion / theology / Dawkins / natural sciences

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Федорович Хулап

«Новый атеизм», будучи изначально англо-американским феноменом, в последние годы получает все большее распространение в других странах. Религиозная ситуация в Германии характеризуется тесным сотрудничеством государства и традиционных церквей (католической и евангелической) по широкому спектру общественно значимых вопросов. Однако и здесь помимо перевода трудов новых «классиков» выходят атеистические публикации немецких авторов (в том числе для детей), действует ряд атеистических организаций, регулярно проводящих антирелигиозные общественные акции. Христианское богословие стремится дать ответы на эти новые вызовы, актуализируя свои традиционные аргументы и стремясь к диалогу с естественными науками, философией, психологией и культурологией. В статье дан обзор основных монографий и научных сборников, посвященных дискуссиям с аргументами нового атеизма. Их широкий спектр показывает, что нападки на традиционное христианство могут стать важным импульсом для новой артикуляции церковного благовестия, которое стремится быть понятным современному человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«New Atheism» in Germany and the Reaction to It: a General Overview

«New Atheism», originally an Anglo-American phenomenon, has become increasingly widespread in recent years in other countries as well. The religious situation in Germany is characterized by close cooperation of the state with traditional churches (Catholic and Evangelical) on a wide range of socially significant issues. However, in addition to translating the works of the new «classics», atheistic books by German authors (including those for children) are published, and a number of atheist organizations regularly conduct anti-religious public activities. Christian theology seeks to provide answers to these new challenges, making its traditional arguments relevant and seeking a dialogue with the natural sciences, philosophy, psychology and culturology. The article reviews the main monographs and scientific collections devoted to replying to the arguments of New Atheism. Their wide spectrum shows that the attacks on traditional Christianity can also become an important impulse for a new articulation of the church’s message, which seeks to be understandable to modern people

Текст научной работы на тему ««Новый атеизм» в Германии и реакция на него: общий обзор»

DOI: 10.24411/2541-9587-2018-10003

философская теология: проблемные поля

Протоиерей Владимир Хулап

«новый атеизм» в германии и реакция на него: общий оБЗор

«Новый атеизм», будучи изначально англо-американским феноменом, в последние годы получает все большее распространение в других странах. Религиозная ситуация в Германии характеризуется тесным сотрудничеством государства и традиционных церквей (католической и евангелической) по широкому спектру общественно значимых вопросов. Однако и здесь помимо перевода трудов новых «классиков» выходят атеистические публикации немецких авторов (в том числе для детей), действует ряд атеистических организаций, регулярно проводящих антирелигиозные общественные акции. Христианское богословие стремится дать ответы на эти новые вызовы, актуализируя свои традиционные аргументы и стремясь к диалогу с естественными науками, философией, психологией и культурологией. В статье дан обзор основных монографий и научных сборников, посвященных дискуссиям с аргументами нового атеизма. Их широкий спектр показывает, что нападки на традиционное христианство могут стать важным импульсом для новой артикуляции церковного благовестия, которое стремится быть понятным современному человеку.

Ключевые слова: новый атеизм, Германия, христианство, апологетика, секуляризм, религия, богословие, Докинз, естественные науки.

«Новый атеизм» стал важной составляющей социально-религиозной картины современности. Этот феномен возник в англо-американской среде, где активное присутствие христианства (прежде всего — протестантизма) в общественной жизни нередко приводит к общественному напряжению и конфликтам1. Совершенно новое звучание религиозная тематика приобрела после террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, когда радикальный исламский фундаментализм побудил западный мир вновь задаться вопросом о роли веры в секулярном обществе. Именно в этом контексте «новые атеисты» (нередко называющие себя «brights», т. е. «яркие», «умные») начали массированную атаку на кажущееся им чрезмерным место религии в современной жизни. В центре чаще всего находятся вопросы взаимоотношения естественных наук и религии, которая обычно представляется ее противниками иррациональной, нетолерантной, поощряющей насилие и поэтому опасной для мирного существования плюралистического общества. При этом речь идет не только о религиозных экстремистах, но обо всех верующих вообще,

Протоиерей Владимир Федорович Хулап — кандидат богословия, Dr. Theol., проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии (v.khoulap@gmail.com).

1 Одним из ярких примеров являются американские дискуссии о креационизме, в ходе которых его последователи пытались изъять из школьной программы эволюционное учение или компенсировать его преподаванием библейского повествования о творении (См. обзор в: Berkman M., PlutzerE. Evolution, Creationism, and the Battle to Control America's Classrooms. NY: Cambridge University Press, 2010).

от «иллюзорных» представлений которых якобы необходимо защищать социум, и, прежде всего, детей. В связи с этим выдвигается программа существенной минимизации роли религии в общественно-политической жизни, в том числе в рамках дискуссий по важнейшим этическим вопросам. Критика обычно строится на основании современных научных данных, однако содержательно «новым» этот атеизм назвать едва ли возможно, поскольку все его аргументы являются повторением давно известных нападок на религию (в первую очередь — на христианство); «новизна» же заключается, прежде всего, в доступной научно-популярной форме подаче материала, а также в агрессивной тональности присутствия в медийном пространстве2.

1. Современная ситуация в Германии

Однако «новый атеизм» быстро вышел за англо-американские границы и начал активно распространяться в других странах. Если мы взглянем на современное положение дел в Германии, оно значительно отличается от ситуации в США: например, креационизм здесь практически не представлен в публичной сфере, а Католическая и Евангелическая церкви, несмотря на секуляризационные процессы последних десятилетий, продолжают играть важную общественную роль (церковно-государственное партнерство в социальной сфере, церковный налог, преподавание религии в общеобразовательной школе, богословские факультеты в государственных университетах и др.)3. Атеистические круги Германии в последнее десятилетие привлекли к себе новое общественное внимание благодаря изданию большими тиражами переводов «четырех всадников» нового атеизма: Ричарда Докинза4, Кристофера Хитченса5, Дэниела Деннета6 и Сэма Харриса7. Однако помимо этого выходят публикации и немецких авторов, в числе которых необходимо отметить профессора социальной философии в университете Майнца Норберта Хёрстера с его монографиями «Вопрос о Боге» и «Благой Бог и зло: философская проблема»8, в которых указывается, что вопрос существования монотеистически

2 См. подробнее: Cragun R. T Who Are the «New Atheists»? // Atheist Identities — Spaces and Social Contexts. Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies / Ed. G. L. Beaman, S. Tomlins. Cham: Springer, 2015. P. 195-211.

3 Об основных положениях «церковно-государственного права» и основных областях сотрудничества см.: Winter J. Staatskirchenrecht der Bundesrepublik Deutschland. Köln: Luchterhand, 2008.

4 Dawkins R. Der Gotteswahn. Berlin: Ullstein, 2007; Idem. Die Schöpfungslüge: Warum Darwin recht hat. Berlin: Ullstein, 2010; Idem. Der Zauber der Wirklichkeit: Die faszinierende Wahrheit hinter den Rätseln der Natur. Berlin: Ullstein, 2012.

5 Hitchens Ch. Der Herr ist kein Hirte. Wie die Religion die Welt vergiftet. München: Blessing, 2007.

6 Dennett D. Den Bann brechen. Religion als natürliches Phänomen. Frankfurt am M.: Insel, 2008.

7 Harris S. Das Ende des Glaubens. Religion, Terror und das Licht der Vernunft. Winterthur: Spuren, 2007; Idem. Brief an ein christliches Land. Eine Abrechnung mit dem religiösen Fundamentalismus. München: Bertelsmann, 2008.

8 Hörster N. Die Frage nach Gott. München: Beck, 2007; Idem. Der gütige Gott und das Übel. Ein philosophisches Problem. München: Beck, 2017.

понимаемого Бога может быть предметом рациональной дискуссии, однако существующее нравственное и природное зло нашего мира не поддается согласованию с существованием всеблагого и всесильного Существа; автор подвергает критике традиционные доказательства бытия Бога и религиозный человеческий опыт, не являющиеся для него убедительными аргументами. Довольно широкую известность приобрел Герберт Шнедельбах, возглавлявший кафедру теоретической философии в Берлинском университете им. Гумбольдта, благодаря своей статье «Проклятие христианства» в еженедельнике «Die Zeit»9. В ней он называет семь «врожденных недостатков» христианства: учение о первородном грехе, юридическое понимание оправдания, миссионерская направленность, антииудаизм, апокалиптика, «импорт» платонизма и обхождение с исторической истиной. Не отрицая важнейшей роли христианства в формировании европейской идентичности, автор, тем не менее, говорит о самодостаточности человеческого разума и полагает, что отказ от идеи Бога может способствовать росту межчеловеческой солидарности. Изданный им сборник «Религия в современном мире»10 также обращается к этой тематике, хотя сам Шнедельбах при этом называет себя «благочестивым атеистом»: он полагает, что атеист вообще не может выступать против Бога, поскольку для этого необходимо предположить Его бытие. Для него существуют «конфессиональные» атеисты (с тезисом «я верю, что Бога нет») и просто индифферентные («я не верю, что есть Бог»); последние, в свою очередь, могут быть «благочестивыми атеистами» (в определенной мере сожалеющими о том, что безрелигиозность не дает им детского чувства защищенности) или просто не задумывающимися об этой тематике. Автор указывает, что перед ним также стоят религиозные или трансцендентные вопросы, однако он не может найти ответа на них ни самостоятельно, ни с помощью идеи Бога11.

Наверное, самым резонансным немецким автором в этой области является писатель и публицист Михаель Шмидт-Саломон, председатель правления Фонда Джордано Бруно. В 2005 г. он опубликовал «Манифест эволюционного гуманизма»12, во введении к которому отмечает: «Одна из сложнейших проблем современности состоит в том, что религиозные фундаменталисты разных мастей... используют плоды Просвещения (свободу мнений, правовое государство, науку, технологии) для того, чтобы помешать применению принципов Просвещения в пространстве своего собственного мировоззрения». Автор предлагает проект доминирующей атеистической культуры, охватывающей все стороны общественной жизни, а в заключении формулирует десять «предложений эволюционного гуманизма» в противоположность десяти библейским заповедям. В основе его программы лежит развитие на естественнонаучной основе секулярного мировоззрения, которое должно постепенно

9 Schnädelbach H. Der Fluch des Christentums // Die Zeit. 11.05.2000. URL: https://www. zeit.de/2000/20/200020.christentum_.xml (дата обращения: 10.08.2018).

10 Religion in der modernen Welt. Vorträge, Abhandlungen, Streitschriften / Hrsg. H. Schnädelbach. Frankfurt a. M.: Fischer, 2009.

11 Schnädelbach H. Der fromme Atheist // Neue Rundschau. 2007. Bd 2 (118). S. 112-119.

12 Schmidt-Salomon M. Manifest des Evolutionären Humanismus. Plädoyer für eine zeitgemäße Leitkultur. Aschaffenburg: Alibri, 2005.

полностью вытеснить религию; при этом эволюционный гуманизм исходит не из непоколебимых догм, но из гипотез, которые должны подвергаться постоянной научной проверке и корректировке (тем самым автор выступает против идеи вечных и неизменных истин). Он отвергает идею абсолютной свободы воли, а также отказывается от категорий «добро» и «зло» по эво-люционно-биологическим причинам. С целью популяризации своих идей среди подрастающего поколения Шмидт-Саломон активно занимается изданием детских книг (своего рода программа «Докинз для детей»), вызывающих острые дискуссии в немецком обществе. Первая из них «Как пройти к Богу? — спросил поросенок»13 вышла в свет в 2008 г.; в ней высмеиваются положения христианства, ислама и иудаизма, а завершается она тезисом: «Итак, мораль истории: не знающий Бога не нуждается в Нем!». Ввиду резкой антирелигиозной направленности текста Федеральное министерство по делам семьи попыталось внести его в список угрожающих детям и юношеству книг (впрочем, безуспешно)14. Во второй книге «История о дерзкой собаке» он предлагает подрастающему поколению обоснование морали как рационального социального поведения без ссылки на внешние авторитеты или со-весть15. В иллюстрированных изданиях «Сьюзи Премудрая объясняет эволюцию»16 и «Большая семья. Фантастическое путешествие в прошлое»17 дается популярное объяснение эволюционной теории.

2. немецкие атеистические организации

В Германии существует ряд атеистических организаций и инициатив, считающих себя продолжателями деятельности различных объединений «свободомыслящих» XIX века. Самой крупной и активной их них является уже упомянутый Фонд Джордано Бруно (Giordano-Bruno-Stiftung)18, основанный в 2004 г. Его создатели полагают, что религия оказывала пагубное влияние на культурную эволюцию человечества и предлагают вместо нее «культуру гуманизма и Просвещения», которую они противопоставляют христианству, а также индифферентному мультикультурализму. За время существования в организацию вступило около 5700 членов, в том числе ряд известных представителей мира науки и культуры; сформировано 22 региональных представительства; фонд принимает участие в создании других атеистических организаций и реализации сетевых проектов. Его члены стремятся распространять идеи «эволюционного гуманизма», создают студенческие представительства

13 Schmidt-Salomon M., Hyncke H. Wo bitte geht's zu Gott? Fragte das kleine Ferkel. Ein Buch für alle, die sich nichts vormachen lassen. Aschaffenburg: Alibri, 2007.

14 Indizierungsantrag abgelehnt // Humanistischer Pressedienst online. 06.03.2008. URL: https://hpd.de/node/4035 (дата обращения: 10.08.2018).

15 Schmidt-Salomon M. Die Geschichte vom frechen Hund: Warum es klug ist, freundlich zu sein. Aschaffenburg: Alibri, 2008.

16 Idem.. Susi Neunmalklug erklärt die Evolution: Ein Buch für kleine und große Besserwisser. Aschaffenburg: Alibri, 2009.

17 Idem. Big Family. Eine phantastische Reise in die Vergangenheit. Aschaffenburg: Alibri, 2015.

18 Официальный сайт: www.giordano-bruno-stiftung.de

в вузах, активно выступают в публичном пространстве, проводят целенаправленную работу со СМИ и регулярно организуют хорошо продуманные (прежде всего — антицерковные) акции, привлекающие к себе общественное внимание. Например, в 2009 г., когда праздновалось двухсотлетие со дня рождения Чарльза Дарвина, был проведен «День эволюции вместо Вознесения Христова» с целью отмены государственного статуса церковных праздников19, каждые два года вручается «Премия за кощунство в области искусства»20, идея которой возникла в ходе европейских дискуссий 2006 г. о религиозных карикатурах. Копией нашумевшей британской кампании «Atheist Bus Campaign» (в рамках которой в 2009 г. Р. Докинз арендовал рекламные площади для антирелигиозной агитации более чем на 800 английских автобусах), стало размещение в июне 2009 году атеистической рекламы на автобусе, курсировавшем по 23 немецким городам21. Если в Англии рекламный лозунг звучал «Вероятно, Бога нет, поэтому прекратите беспокоиться и наслаждайтесь жизнью» (There's probably no God, so stop worrying and enjoy your life), то немецкий вариант был изменен: «Бога нет (с вероятностью, близкой к достоверности)! Наполненная жизнь не нуждается в вере» (Es gibt (mit an Sicherheit grenzender Wahrscheinlichkeit) keinen Gott! Ein erfülltes Leben braucht keinen Glauben). Очевидно, немецкие атеисты также не смогли избежать осторожного «вероятно» в отношении констатации несуществования Бога, тем самым заявляя об отсутствии абсолютной уверенности в этом; одновременно они отказались от гедонистического следствия «наслаждайся жизнью», говоря о «наполненной жизни», возможной и без религиозной веры.

Еще одной известной организацией является Гуманистический союз Германии (Der Humanistische Verband Deutschlands), в который входят около 21000 членов в 12 региональных отделениях; не называя себя напрямую атеистическим, он способствует распространению секулярно-гуманистическо-го мировоззрения и представляет интересы нерелигиозных граждан22. Союз стремится предложить нерелигиозную альтернативу многочисленным немецким церковным проектам, открывая детские сады, социальные учреждения, консультации (в т. ч. для родственников умерших), организуя летние лагеря для детей и молодежи, проводя т. н. «уроки жизни» в школах и т. п. — конечно, с целью распространения своих взглядов. Гуманистическая пресс-служба (Humanistischer Pressedienst) была создана для того, чтобы информировать общественность о различных антирелигиозных акциях, а также анализировать

19 «Evolutionstag statt Christi Himmelfahrt!» gbs startet Kampagne zur Änderung der Feiertagsgesetze // Girodano-Bruno-Stiftung. 25.02.2009. URL: https://www.giordano-bruno-stiftung.de/meldung/evolutionstag-statt-christi-himmelfahrt-gbs-startet-kampagne-zur-aenderung-feiertagsgesetze (дата обращения: 10.08.2018).

20 Verleihung des Blasphemie-Kunstpreises «Der freche Mario» // Giordano-Bruno-Stiftung. 01.02.2013. URL: https://www.giordano-bruno-stiftung.de/meldung/verleihung-des-blasphemie-kunstpreises-freche-mario (дата обращения: 10.08.2018).

21 Характерно, что в Германии общественный транспорт отказался от проведения подобной акции (изначально она планировалось в Берлине, Кельне и Мюнхене), поэтому инициаторы сняли для этого специальный двухэтажный автобус (сайт проекта: www.buskampagne.de).

22 Официальный сайт: www.hvd-bundesverband.de

и комментировать с атеистической точки зрения общественные события (прежде всего, связанные с религией)23. Помимо этого, существует ряд других, не столь известных организаций: Международный союз неконфессиональных и атеистов (Internationaler Bund der Konfessionslosen und Atheisten)24, Центральный совет бывших мусульман (Zentralrat der Ex-Muslime)25 и др., которые стремятся налаживать сетевые (в т. ч. международные) связи. Они выпускают периодические издания, присутствуют в социальных сетях, а также сотрудничают со специализирующимся на публикации атеистической литературы издательством Alibri26.

Оценить влияние этих организаций на формирование общественного мнения довольно сложно. Хотя суммарное число их членов оценивается в несколько десятков тысяч человек, количественное представительство значительно варьируется от высокой концентрации в «мировой столице атеизма» Берлине до ряда федеральных земель, где они практически не действуют. Хотя их возникновение и активность не всегда напрямую связаны с главными идеологами «нового атеизма», однако основные труды «классиков» активно используются ими в информационной деятельности, благодаря которой в обществе популяризируются их основные тезисы. Атеистические организации претендуют на то, что именно они являются рупором всех безрелигиозных членов общества и представляют их интересы. Однако это не так, поскольку данный сегмент общества слишком неоднороден, и среди не идентифицирующих себя с религией людей можно встретить различное отношение к христианским церквям, исламу, к общественной роли религии вообще. Поэтому подобные организации, по сути дела, представляют только самих себя и нередко занимаются манипуляцией общественным мнением. Однако их деятельность нельзя недооценивать: благодаря своей объединяющей и координирующей функции они собирают в свои структуры людей, которые ранее были «неорганизованными» атеистами, тем самым выполняя роль катализатора антирелигиозных настроений в обществе. Их активное сотрудничество делает возможным создание совместных проектов и проведение акций, в том числе с организациями, атеистическая повестка для которых не является определяющей27. Активно используя инструментарий информационного общества, они выходят далеко за границы собственного круга: многие их проекты активно освещаются различными светскими СМИ, представители атеистических организаций часто принимают участие в ток-шоу и других общественных мероприятиях (например, с призывами к выходу из традиционных христианских церквей). Нередко им удается грамотно использовать

23 Официальный сайт: www.hpd.de

24 Официальный сайт: www.ibka.org

25 Официальный сайт: www.exmuslime.com

26 Официальный сайт: www.alibri-buecher.de

27 Например, вместе с представителями ЛГБТ-сообщества во время антипапских демонстраций в Берлине и Эрфурте в 2011 г. под лозунгом «Нет власти догм!» («Keine Macht den Dogmen!» Kritischer Terminkalender zum Papstbesuch // Giordano-Bruno-Stiftung. 19.09.2011. URL: https://www.giordano-bruno-stiftung.de/meldung/keine-macht-den-dogmen (дата обращения: 10.08.2018)).

в своих целях критические общественные настроения по отношению к традиционным христианским церквями или исламу (особенно в контексте миграционных проблем), основываясь на широко распространенных стереотипах (христианство выступает против свободомыслия, религия всегда связана с фанатизмом и насилием и т. п.). Поскольку некоторые из этих тем имеют важное общественное звучание (взаимодействие церкви и государства, вопросы биоэтики), они нередко озвучиваются и в рамках политической повестки дня (например, в программах Социал-демократической партии Германии)28.

Безусловно, для современной немецкой культуры подобная «миссионерская» активность, основанная на непоколебимой вере в проповедуемую истину и стремящаяся к обращению значительно большего количества адептов нередко выглядит как сектантство (особенно учитывая тот факт, что традиционные христианские церкви сегодня далеки от такой агрессивной тактики). Поэтому даже в светской прессе можно встретить настороженно-отрицательное отношение к такой деятельности, которая в своих внешних формах выглядит вывернутым наизнанку религиозным экстремизмом. Так, «Die Frankfurter Allgemeine Zeitung» характеризует новый атеизм как «секу-лярный фундаментализм»29. Специальный выпуск журнала «Spiegel» вышел с заголовком на обложке «Крестовый поход новых атеистов», подчеркивающим их активную борьбу с религией30. «Süddeutsche Zeitung» идет еще дальше и называет Ричарда Докинза «биологическим проповедником ненависти»31. Однако, помимо этой публицистической риторики, последнее десятилетие было отмечено выходом в свет ряда немецких научных монографий, сборников трудов и научно-популярных изданий, посвященных критическому анализу нового атеизма32.

3. основные критические публикации

Рихард Шрёдер, преподаватель философии и систематического богословия в университете им. Гумбольдта в Берлине, автор книги «Ликвидация религии?»33, был лично знаком с государственной атеистической системой

28 В числе последних политических инициатив — призывы прекратить государственную поддержку христианских церквей: Staatsleistungen an die Kirchen bis 2019 ablösen // Giordano-Bruno-Stiftung. 23.01.2018 URL: https://www.giordano-bruno-stiftung. de/meldung/staatsleistungen-bis-2019-abloesen (дата обращения: 10.08.2018).

29 Geyer-Hindemith Ch. Für viele // Die Frankfurter Allgemeine Zeitung. 22.12.2006 URL: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/geisteswissenschaften/religion-fuer-viele-1383496.html (дата обращения: 10.08.2018).

30 «Gott ist an allem schuld!» Der Kreuzzug der neuen Atheisten // Spiegel online 22/2017. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/index-2007-22.html (дата обращения: 10.08.2018).

31 GrafF. W. Der «liebe Gott» als blutrünstiges Ungeheuer // Süddeutsche Zeitung. 19.05.2010. URL: https://www.sueddeutsche.de/wissen/religion-und-wissenschaft-der-liebe-gott-als-blutruenstiges-ungeheuer-1.879879 (дата обращения: 10.08.2018).

32 Не претендуя на библиографическую полноту, недостижимую в рамках данной публикации, представим лишь самые важные из них (не рассматривая при этом многочисленные статьи в богословских журналах), чтобы продемонстрировать широту современных дискуссий.

33 Schröder R. Abschaffung der Religion? Freiburg i. Br.: Herder, 2008.

благодаря жизни в ГДР. Поэтому он начинает свой труд с критического обзора исторического развития атеизма, показывая, что попытки его последовательной реализации на государственном уровне приводили к построению не идеального «райского общества», но лишь способствовали появлению тоталитарных политических систем. Автор подчеркивает опасность возведения теории эволюции на уровень всеобъемлющего мировоззрения или определения сущности человека исключительно с помощью новейших исследований в области мозга. В результате такого подхода легко возникает «научный фундаментализм», методологической ошибкой которого является абсолютизация своего взгляда на вещи без учета собственной мировоззренческой обусловленности: «Желающий объяснить все существующее с помощью универсалистского дарвинизма ... должен всегда делать одно исключение, а именно для объяснения самого дарвинизма»34. Особое внимание он уделяет теории «мемов» Докинза, убедительно показывая, что культуру нельзя рассматривать с естественнонаучной точки зрения; напротив, сами естественные науки являются культурным феноменом. Наука и религия взирают на окружающий мир с различных точек зрения; поскольку первая изучает только «строительный план» творения, но не Творца, она основывается на «методологическом атеизме», однако он не равнозначен «догматическому атеизму», отвергающему существование Бога. Шрёдер также анализирует утверждение Докинза о том, что христианство якобы является «самой кровавой религией всех времен», и демонстрирует на примере принудительных миссий, крестовых походов и охоты на ведьм ложность широко распространенных клише в области церковной истории. Он указывает, что новые атеисты стремятся к сознательному упрощению сложных вопросов, а их прочтение Библии является «фундаменталистским», поскольку критики христианства не понимают основных герменевтических принципов ее толкования. Книга является приглашением к диалогу между религией, церковью, естественными науками, философией, психологией и культурологией.

Совместный труд профессоров факультета католического богословии в университете Майнца Вольфганга Клауснитцера и Бернда Козиля «Атеизм — в новой форме?»35 стремится показать, насколько мало действительно «нового» в новом атеизме, представляя подробную историю западного атеизма и его различные формы: простое игнорирование религиозных вопросов, нечувствительность к вопросам веры, опровержение основных догматических положений или война против любой формы религии. Авторы стремятся рассматривать его как движение, противоположное возвращению религии в общественную жизнь последних десятилетий, в контексте критики религии XVIII-XIX вв., и позиционируют его тем самым как «классический» вопрос в рамках западной догматики. В книге дается обзор широкого спектра основных атеистических представителей последних трех столетий из различных областей знания: от философии до новейших направлений современных естественных наук. Воинствующий квази-религиозный сциентизм характеризует-

34 Ibid. S. 73.

35 Klausnitzer W., Koziel B.E. Atheismus — in neuer Gestalt? Frankfurt am M.: Peter Lang, 2012.

ся здесь как односторонний, нетолерантный и самоизолированный. Читателю предлагается современное осмысление важных тем: религия как часть человеческого мировоззрения, религия и насилие, религия как обоснование морали и др. Труд завершается призывом к новому осмыслению христианской миссии и усилению собственного христианского профиля в секулярном обществе.

Герхард Лофинк, профессор Нового Завета на католическом факультете университета Тюбингена и автор книги «Какие аргументы есть у нового атеизма? Критический разбор»36, представляет общий обзор движения и критику его основных аргументов (в их числе: Бога никто никогда не видел, поэтому Его не существует; Бог — это проекция человека; религия является источником насилия; вера в бытие после смерти мешает жить в этом мире и др.). Он указывает на необходимость определения сферы ответственности естественных наук: если в эпоху Нового времени они методологически самоограничивались только тем, что поддается измерению и подсчету, то впоследствии возникло мировоззрение, согласно которому ничего другого в мире просто не существует. Это серьезная методологическая ошибка, поскольку естественные науки не могут дать информацию о причинах и смысле существования мира. Эволюционная теория для автора не является аргументом против существования Бога, поскольку эволюция жизни с богословской точки зрения может рассматриваться как деятельность природы и одновременно дело Бога: «Бог... поддерживает мир как его трансцендентная причина и как все влекущая к Себе цель. Поэтому эволюция желаема и осуществляется Богом — и все же как самовоспроизведение природы»37. Особое внимание уделяется аргументу Докинза о том, что образ Бога в Библии является примитивным и отторгающим, поэтому детей якобы нужно защитить от знакомства с этими текстами. Автор констатирует, что новым атеистам недостает понимания текстов, которые принадлежат другой эпохе и культуре и показывает, например, что библейские авторы поднимают под «гневом Божиим» не ярость капризного тирана, но желание Бога осуществлять справедливость в отношении угнетенных членов общества, конечной целью которой является любовь. Именно дети, полагает Лофинк, через образный язык Библии могут многое узнать о человеке, мире и Боге. Стремление же скрыть от них Священное Писание основывается на иллюзии существования якобы мировоззренчески нейтрального воспитания; однако не существует настоящего воспитания, в котором оставались бы открытыми основополагающие вопросы человеческой жизни.

Хайнцпетер Хемпельманн, профессор систематического богословия и религиозной философии Евангелического института в Марбурге, в своей книге «Новый атеизм и чему христиане могут у него поучиться»38, подробно анализирует положение дел в Германии, обращаясь к деятельности Фонда Джордано Бруно как главной атеистической зонтичной организации. Он рассма-

36 Lohfink G. Welche Argumente hat der neue Atheismus? Eine kritische Auseinandersetzung. Bad Toelz: Urfeld, 2008.

37 Ibid. S. 53.

38 Hempelmann H. Der Neue Atheismus und was Christen von ihm lernen können. Gießen: Brunnen, 2010.

тривает новый атеизм в качестве выражения менталитета эпохи модерна, в центре которого находятся вопросы познания и истины (что отличает его от подхода общества постмодерна). Автор приветствует поиск истины, который неизбежно предполагает критический подход (однако при этом обращает внимание, что естественнонаучные конструкции являются лишь моделями); христианская вера для него также рациональна. В качестве примеров он приводит «тонкую настройку» Вселенной, открытые вопросы о том, откуда появляются т. н. «законы природы», как возникла жизнь и особенно разумная жизнь (при этом используются аргументы Intelligent Design), невозможность эволюционно обосновать достоинство человека и другие этические ценности. При этом особое внимание уделяется не только общим теистическим вопросам, но и воскресению Христа как основе новозаветного благовестия.

С антропологической точки зрения ведет дискуссию Матиас Вёртер, руководитель Мюнхенского отделения «СМИ и коммуникации» Евангелической и Католической церквей, в своей книге «Нигде никакого Бога? Новый атеизм и старая вера»39. Используя данные современных исследований в области человеческого мозга, автор говорит о существовании религиозного сознания, которое рационально, поскольку оно связано с человеческим опытом — именно поэтому религиозные понятия не «иллюзорны», но связаны с реально существующим. На основе ряда примеров Вёртер демонстрирует, что о некоторых видах опыта человек может сообщить только в форме повествований, которые одновременно представляют собой истолкование пережитого; их высшей формой являются «великие повествования» религии или других мировоззрений. Атеисты и верующие спорят о том, какие из этих повествований более правильно описывают действительность, однако «естественные науки также не представляют объективного описания и объяснения реальности, но поясняют мир с помощью образных и метафорических подходов»40. Он указывает, что помимо естественнонаучного разума также существует «мудро-религиозный» (weisheitlich-religiös) разум, причем оба представляют собой равноценные, пусть и различные, подходы к единой реальности. Именно поэтому материализм не соответствует человеческому опыту осознанию самого себя и своего места в рамках окружающего мира, ведь мысль человека выходит за его собственные материальные границы в область духа, поэтому трансцендентная идея Бога является совершенно разумной.

В качестве примера «легкого чтения» по данной тематике можно привести книгу Михаэля Коча, преподавателя религиоведения и апологетики в Библейской школе Браке, «Атеизм. Новый спор о Боге»41, опубликованную в популярной серии, которая стремится дать христианам в ходе чтения за несколько часов основную информацию по теме. Поэтому автор представляет краткую историю и типологию атеизма, излагает понятным для современного читателя языком классические доказательства бытия Божия, а также критически рассматривает идеи Р. Докинза. Ввиду популярного жанра и ограничен-

39 Wörther M. Kein Gott nirgends? Neuer Atheismus und alter Glaube. Orientierungen. Würzburg: Echter, 2008.

40 Ibid. С. 84.

41 Kotsch M. Atheismus. Der neue Streit um Gott. Holzgerlingen: SCM Hänssler, 2008.

ного объема автору не удалось глубокое рассмотрение нового атеизма, однако книгу можно рассматривать как приглашение к знакомству с проблематикой, которое должно побудить к дальнейшему изучению вопроса.

Также необходимо кратко указать на основные сборники научных трудов по рассматриваемой теме (их подробный анализ выходит за рамки обзорной статьи). Самым удачным можно назвать вышедший в 2008 г. «Возвращение атеизма: проклятие или благословение для богословия?»42, где слово предоставлено атеисту Г. Шнедельбаху, а евангелические и католические богословы критически разбирают основные аргументы нового атеизма, причем не только англоязычного, но и из других европейских стран. Самым объемным немецкоязычным ответом Докинзу стал «Иллюзия Докинза. 15 критических ответов на его атеистическую миссию»43; авторы сборника, специалисты в области философии, богословия, физики и биологии, демонстрируют неверность подхода новых атеистов к основополагающим богословско-фи-лософским вопросам. Еще один сборник собрал доклады конференции Рабочей группы евангелического богословия под заголовком «Ренессанс атеизма? Дискуссии с современной критикой религии»44, которые разделены на три группы (история атеизма, его современное состояние и естественнонаучные основания); авторами являются профессора богословия, биологии, нейрофизиологии и др. «Новый атеизм с научной точки зрения»45 также содержит доклады специалистов из самых разных областей естественных наук, богословия и философии, статьи которых посвящены осмыслению феномена атеизма, теории эволюции, современной космологии, естественнонаучной методологии, а также теизма в рамках современной философии. Последней по времени значимой публикацией в данной области является исследование Немецкой экуменической исследовательской комиссии (DÖSTA) «Вопрос о Боге сегодня. Экуменические импульсы для диалога с "новым атеизмом"»46, которая состоит из католических, евангелических и православных богословов, занимавшихся этим вопросом в 2009-2015 гг. Появившийся в результате текст представляет собой попытку говорить с современным миром о таких основополагающих категориях христианской веры, как вопрос о Боге, опыт Бога, встреча с Богом, поиск Бога и Его действие. В сборник также вошли доклады, сделанные представителями различных конфессий за время совместной работы; пусть не все они связаны с новым атеизмом напрямую, однако пытаются в его контексте рассмотреть различные вопросы христианского вероучения, а в качестве адресата рассматривается не только академическое сообщество, но также церковные общины и школы.

42 Wiederkehr des Atheismus. Fluch der Segen für die Theologie? / Hrsg. M. Striet. Freiburg i. Br.: Herder, 2008.

43 Dawkins' Gotteswahn. 15 kritische Antworten auf seine atheistische Mission / Hrsg. R. Langthaler, K. Appel. Wien: Böhlau, 2010.

44 Renaissance des Atheismus? Eine Auseinandersetzung mit der aktuellen Religionskritik / Hrsg. R. Hille. Gießen: Brunnen, 2011.

45 Neuer Atheismus wissenschaftlich betrachtet / Hrsg. A. Anglberger, P. Weingartner. Frankfurt am M.: Ontos, 2010.

46 Die Frage nach Gott heute. Ökumenische Impulse zum Gespräch mit dem «Neuen Atheismus» / Hrsg. U. Link-Wieczorek, U. Swarat. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017.

Представленный обзор показывает, что тема нового атеизма занимает важное место в рамках современного немецкого богословия. Христианские авторы серьезно относятся к этому феномену, от которого нельзя просто отмахнуться, так как благодаря своему доступному стилю изложения он завоевывают все большую аудиторию. В немецкой богословской среде, академический стиль которой не всегда отличается доступностью для широкой публики, видна попытка найти новый язык, понятный читателям, писать в стилистике «новых атеистов», не теряя при этом глубины и научности. Благодаря этому возникают не только серьезные научные труды, но и популярные книги, представляющие христианам аргументационную помощь перед лицом нападок со стороны окружающего мира. С другой стороны, приглашение к диалогу представителей естественных наук, в том числе критически относящихся к религии, позволяет создать пространство для общения на языке, который должен быть свободен от голословных обвинений в адрес противника; конечно, в этом диалоге необходимо мужество вести диалог со своими оппонентами. Сложившаяся ситуация является серьезным вызовом для христианских церквей, и в рамках секуляризирующегося общества она будет только осложняться. Простая ссылка на традицию уже не является чем-то само собой разумеющимся, поэтому необходимо ее рациональное представление современному человеку. Тем самым, вопреки своему стремлению, новый атеизм становится важным побуждающим мотивом для развития современного христианского богословия, в том числе ставя вопрос — какую роль играют современные христианские церкви в западном контексте и почему их голос не слышен широким слоям общества. Пусть и с негативной точки зрения, «новые атеисты» выводят на повестку дня общества вопросы религии, веры и Церкви, побуждая людей задуматься о них; тем самым открываются новые возможности для церковных просветительских программ (катехизация взрослых и детей, религиозные курсы и др.). Хочется выразить надежду, что подобный серьезный богословский анализ феномена «нового атеизма» с изданием научной и научно-популярной православной литературы будет происходить и в отечественном богословии.

источники и литература

1. Berkman M., Plutzer E. Evolution, Creationism, and the Battle to Control America's Classrooms. NY: Cambridge University Press, 2010. 304 p.

2. Cragun R. T. Who Are the «New Atheists»? // Atheist Identities — Spaces and Social Contexts. Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies / Ed. G. L. Beaman, S. Tomlins. Cham: Springer, 2015. P. 195-211.

3. Dawkins R. Der Gotteswahn. Berlin: Ullstein, 2007. 592 S.

4. Idem. Die Schöpfungslüge: Warum Darwin recht hat. Berlin: Ullstein, 2010. 527 S.

5. Idem. Der Zauber der Wirklichkeit: Die faszinierende Wahrheit hinter den Rätseln der Natur. Berlin: Ullstein, 2012. 272 S.

6. Dawkins' Gotteswahn. 15 kritische Antworten auf seine atheistische Mission / Hrsg. R. Langthaler, K. Appel. Wien: Böhlau, 2010. 400 S.

7. Dennett D. Den Bann brechen. Religion als natürliches Phänomen. Frankfurt am M.: Insel, 2008. 531 S.

8. Die Frage nach Gott heute. Ökumenische Impulse zum Gespräch mit dem «Neuen Atheismus» / Hrsg. U. Link-Wieczorek, U. Swarat. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. 548 S.

9. «Evolutionstag statt Christi Himmelfahrt!» gbs startet Kampagne zur Änderung der Feiertagsgesetze // Girodano-Bruno-Stiftung. 25.02.2009. URL: https://www. giordano-bruno-stiftung.de/meldung/evolutionstag-statt-christi-himmelfahrt-gbs-startet-kampagne-zur-aenderung-feiertagsgesetze (дата обращения: 10.08.2018).

10. Geyer-Hindemith Ch. Für viele // Die Frankfurter Allgemeine Zeitung. 22.12.2006 URL: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/geisteswissenschaften/religion-fuer-viele-1383496.html (дата обращения: 10.08.2018).

11. «Gott ist an allem schuld!» Der Kreuzzug der neuen Atheisten // Spiegel online 22/2017. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/index-2007-22.html (дата обращения: 10.08.2018).

12. GrafF. W. Der «liebe Gott» als blutrünstiges Ungeheuer // Süddeutsche Zeitung. 19.05.2010. URL: https://www.sueddeutsche.de/wissen/religion-und-wissenschaft-der-liebe-gott-als-blutruenstiges-ungeheuer-1.879879 (дата обращения: 10.08.2018).

13. Harris S. Das Ende des Glaubens. Religion, Terror und das Licht der Vernunft. Winterthur: Spuren, 2007. 342 S.

14. Idem. Brief an ein christliches Land. Eine Abrechnung mit dem religiösen Fundamentalismus. München: Bertelsmann, 2008. 128 S.

15. Hempelmann H. Der Neue Atheismus und was Christen von ihm lernen können. Gießen: Brunnen, 2010. 208 S.

16. Hitchens Ch. Der Herr ist kein Hirte. Wie die Religion die Welt vergiftet. München: Blessing, 2007. 352 S.

17. Hörster N. Die Frage nach Gott. München: Beck, 2007. 125 S.

18. Idem. Der gütige Gott und das Übel. Ein philosophisches Problem. München: Beck, 2017. 127 S.

19. Indizierungsantrag abgelehnt // Humanistischer Pressedienst online. 06.03.2008. URL: https://hpd.de/node/4035 (дата обращения: 10.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. «Keine Macht den Dogmen!» Kritischer Terminkalender zum Papstbesuch // Giordano-Bruno-Stiftung. 19.09.2011. URL: https://www.giordano-bruno-stiftung.de/ meldung/keine-macht-den-dogmen (дата обращения: 10.08.2018).

21. Klausnitzer W., Koziel B.E. Atheismus — in neuer Gestalt? Frankfurt am M.: Peter Lang, 2012. 393 S.

22. Kotsch M. Atheismus. Der neue Streit um Gott. Holzgerlingen: SCM Hänssler, 2008. 96 S.

23. Lohfink G. Welche Argumente hat der neue Atheismus? Eine kritische Auseinandersetzung. Bad Toelz: Urfeld, 2008. 135 S.

24. Neuer Atheismus wissenschaftlich betrachtet / Hrsg. A. Anglberger, P. Weingartner. Frankfurt am M.: Ontos, 2010. 265 S.

25. Religion in der modernen Welt. Vorträge, Abhandlungen, Streitschriften / Hrsg. H. Schnädelbach. Frankfurt a. M.: Fischer, 2009. 190 S.

26. Renaissance des Atheismus? Eine Auseinandersetzung mit der aktuellen Religionskritik / Hrsg. R. Hille. Gießen: Brunnen, 2011. 160 S.

27. Schmidt-Salomon M. Manifest des Evolutionären Humanismus. Plädoyer für eine zeitgemäße Leitkultur. Aschaffenburg: Alibri, 2005. 196 S.

28. Idem. Die Geschichte vom frechen Hund: Warum es klug ist, freundlich zu sein. Aschaffenburg: Alibri, 2008. 40 S.

29. Idem. Susi Neunmalklug erklärt die Evolution: Ein Buch für kleine und große Besserwisser. Aschaffenburg: Alibri, 2009. 40 S.

30. Idem. Big Family. Eine phantastische Reise in die Vergangenheit. Aschaffenburg: Alibri, 2015. 36 S.

31. Schmidt-Salomon M., Hyncke H. Wo bitte geht's zu Gott? Fragte das kleine Ferkel. Ein Buch für alle, die sich nichts vormachen lassen. Aschaffenburg: Alibri, 2007. 44 S.

32. Schnädelbach H. Der Fluch des Christentums // Die Zeit 11.05.2000. URL: https:// www.zeit.de/2000/20/200020.christentum_.xml (дата обращения: 10.08.2018).

33. Idem. Der fromme Atheist // Neue Rundschau. 2007. Bd 2 (118). S. 112-119.

34. SchröderR.. Abschaffung der Religion? Freiburg i. Br.: Herder, 2008. 224 S.

35. Staatsleistungen an die Kirchen bis 2019 ablösen // Giordano-Bruno-Stiftung. 23.01.2018 URL: https://www.giordano-bruno-stiftung.de/meldung/staatsleistungen-bis-2019-abloesen (дата обращения: 10.08.2018).

36. Verleihung des Blasphemie-Kunstpreises «Der freche Mario» // Giordano-Bruno-Stiftung. 01.02.2013. URL: https://www.giordano-bruno-stiftung.de/meldung/verleihung-des-blasphemie-kunstpreises-freche-mario (дата обращения: 10.08.2018).

37. Wiederkehr des Atheismus. Fluch der Segen für die Theologie? / Hrsg. M. Striet. Freiburg i. Br.: Herder, 2008. 160 S.

38. Winter J. Staatskirchenrecht der Bundesrepublik Deutschland. Köln: Luchterhand, 2008. 288 S.

39. Wörther M. Kein Gott nirgends? Neuer Atheismus und alter Glaube. Orientierungen. Würzburg: Echter, 2008. 152 S.

Archpriest Vladimir Khulap. «New Atheism» in Germany and the Reaction to It: a General Overview.

Abstract: «New Atheism», originally an Anglo-American phenomenon, has become increasingly widespread in recent years in other countries as well. The religious situation in Germany is characterized by close cooperation of the state with traditional churches (Catholic and Evangelical) on a wide range of socially significant issues. However, in addition to translating the works of the new «classics», atheistic books by German authors (including those for children) are published, and a number of atheist organizations regularly conduct anti-religious public activities. Christian theology seeks to provide answers to these new challenges, making its traditional arguments relevant and seeking a dialogue with the natural sciences, philosophy, psychology and culturology. The article reviews the main monographs and scientific collections devoted to replying to the arguments of New Atheism. Their wide spectrum shows that the attacks on traditional Christianity can also become an important impulse for a new articulation of the church's message, which seeks to be understandable to modern people.

Keywords: New Atheism, Germany, Christianity, apologetics, secularism, religion, theology, Dawkins, natural sciences.

Archpriest Vladimir Fedorovich Khulap — Dr. Theol., Vice-Rector for Educational Affairs of the St. Petersburg Theological Academy (v.khoulap@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.