лучены «а собаках (В. К. Навроцкий и С. М. Дубашинская). При меди-наловом сне метгемоглобий отсутствует, но появляется после пробуждения собаки.
Так как при отравлении нитрохлорбензолом метгемоглобин появляется на второй день и держится примерно 5 дней, то нами поставлены опыты на 2 собаках, у которых оон поддерживался мединалом в течение 6 дней. У этих собак метгемоглобин не появился и тогда, когда они проснулись. Отравление нитрохлорбензолом этих собак за 3 месяца до последнего опыта дало у одной 20%, а у другой 57% метгемоглобина. Кстати 'Следует отметить, что у одной из собак, несмотря на отсутствие метгемоглобина, на 6-й день началось разрушение эритроцитов, закончившееся значительной анемией; у 2-й собаки изменений красной крови не было.
Подытоживая результаты наших работ, мы должны заявить, что накопленных фактов еще недостаточно для того, чтобы делать обобщающие выводы. Однако вывод о направлении исследований в области промышленной токсикологии в аспекте павловского нервизма сделать можно.
Исходя из основного положения о целостности организма, обусловленной регулирующей ролью коры головного мозга, правильного решения проблем промышленной токсикологии можно добиться только на основе комплексного исследования основных функций организма в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Нам представляется обязательным исследование функционального состояния коры головного мозга, вегетативной нервной системы и обменных функций организма. В каждом конкретном случае для вмешательства в течение интоксикации через нервную систему весьма важно решить, в каком функциональном отношении находятся кора и подкорковые центры.
Такое направление исследований позволяет правильно решать гигиенические задачи в токсикологии.
Ъ Я Ъ
Ю. А. Кротов
Новый аппарат для микробиологического исследования воздуха
Из кафедры общей гигиены I Ленинградского медицинского института имени акад. И. П. Павлова
После того как в 60-х годах прошлого столетия Пастер доказал, что в воздухе находится бесчисленное множество микроорганизмов, возник значительный интерес к бактериологическим исследованиям воздуха.
Крупный вклад в дело разработки методики бактериологических исследований воздуха внесли русские ученые (Лащенков. Сорокин, Ко-вальковский, Вартанов, Павловский, Руднев, Лапчинский, Келдыш). Работы по изучению бактериального загрязнения воздуха приняли в России особенно широкий размах. Многие исследователи обнаруживали в воздухе различные патогенные микроорганизмы (Павловский, Келдыш и др).
Широко развернулось изучение воздушной микрофлоры после Великой Октябрьской социалистической революции. Появился ряд новых методов бактериологического исследования воздуха (Дьяконов, Миляв-ская, Хорошанская, Шафир, Речменский и др.).
При выработке средств санации воздуха и проведении этого мероприятия необходимо иметь метод, с помощью которого можно определять как общее бактериальное обсеменение воздуха, так и наличие в нем различных патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов.
Существующие для этой цели методы 'сложны и часто дают не совсем точные результаты.
Учитывая важность создания более совершенного прибора для санитарно-эпидемиологической практики, мы поставили перед собой задачу сконструировать аппарат простой по конструкции, удобный в работе и достаточно правильно показывающий как качественное, так и количественное соотношение микроорганизмов в воздухе.
Рис. 1
При конструировании прибора был использован принцип ударного действия воздушной струи о поверхность питательной среды, так как этот принцип является наиболее эффективным в смысле улавливания микроорганизмов. Впервые он был использован русским ученым Павловским еще в 1885 г. в его оригинальном приборе.
Внешний вид аппарата, сконструированного нами и изготовленного медико-инструментальным ордена Ленина заводом «Красногвардеец», представлен на рис. 1.
Аппарат (рис. 2) представляет собой цилиндр (1), закрываемый сверху съемной крышкой (5). На основании аппарата (13) установлен электрический мотор (2), на оси которого укреплен центробежный вентилятор (12). Внутри ротора центробежного вентилятора расположена малая восьмилопастная крыльчатка (3), вращающаяся в шариковом подшипнике. К фланцу оси малой крыльчатки прикреплен диск (11), на который перед взятием пробы воздуха устанавливают чашку Петри (10) с плотной питательной средой. Центровка и фиксация чашки Петри осуществляются при помощи трех пружин (4). В крышку аппарата (5) вло-
жен прозрачный диск из плексигласа (6) с клиновидной щелью (7). В центре основания аппарата (13) закреплен штуцер с диафрагмой (14). Проходящий через штуцер воздух попадает в выводную трубку (15), соединенную с микроманометром. Таким образом, по показаниям микроманометра, отградуированного заранее, судят о количестве воздуха, просасываемого через аппарат. Электрическое устройство позволяет подключать аппарат к сети напряжением в 110 и 220 V, а также изменять количество проходящего через прибор воздуха от 20 до 50 л в течение одной минуты.
Рис. 2
Посев микроорганизмов из проходящего через аппарат воздуха производится следующим образом: при помощи центробежного вентилятора воздух всасывается внутрь аппарата через клиновидную щель, расположенную по радиусу над чашкой, в которую налита плотная питательная среда. Столик с находящейся на нем чашкой медленно вращается оо скоростью около одного оборота в секунду. Всасываемый внутрь аппарата воздух с большой скоростью проходит через щель и ударяется о поверхность питательной среды под щелью. Вследствие же вращения чашки посев микроорганизмов происходит не по радиусу, а по всей поверхности питательной среды. При определении общего бактериального обсеменения воздуху через аппарат пропускается в среднем 50 л воздуха в течение 2 минут. При работе в сильно загрязненном воздухе экспозиция может быть уменьшена до одной минуты. Наоборот, при работе в мало обсемененном воздухе экспозицию следует увеличить. При работе с избирательными средами, на которых значительная часть воздушных сапрофитов роста не дает, через аппарат пропускают большие объемы воздуха, доходящие до 250 л и более. Производительность аппарата весьма большая — в течение часа можно взять 30 проб и более. Это
дает возможность исследовать воздух и таких помещений, где обсеме-ненность его резко меняется.
Для оценки эффективности работы нашего аппарата нами было проведено около 1 ООО опытов по улавливанию микроорганизмов из воздуха как нашим прибором, так и другими.
Эти опыты проводились в различной обстановке — в учебных комнатах кафедры общей гигиены, в камеральных условиях и в палатах для новорожденных, а также в открытой атмосфере. Во всех этих опытах приборы помещали рядом в совершенно одинаковых условиях.
Взятие пробы воздуха производилось следующим образом: прибор присоединяли к сети, затем при помощи переключателя и реостата устанавливали желаемую скорость прохождения воздуха. Вслед за этим крышку с аппарата снимали и на вращающийся столик устанавливали чаинку. Крышку аппарата закрывали я одновременно засекали время по секундомеру. Пробу воздуха брали в течение 2 минут. Сравнительные опыты по оценке эффективности улавливания микроорганизмов показали, что из воздуха улавливается значительно большее число микроорганизмов нашим аппаратом, чем другими. Так, например, если эффективность нашего аппарата принять за 100, то эффективность метода «сита» равна 81,9, метода Дьяконова с модификацией Милявской — 60,4, прибора Шафира — 42,9, метода Дьяконова — 40,9, метода «воронки» — 34,7 и чашечного метода Коха — 30,4.
Используя наш аппарат, мы провели большое число исследований бактериального обсеменения воздуха различных объектов.
Несколько серий опытов было поставлено в камере, в которой производилось распыление культуры золотистого стафилококка. Непосредственно после распыления наш аппарат обнаруживал около миллиона микроорганизмов в 1 м3 воздуха. На чашках при этом развивалось примерно 25 000 колоний и подсчитать их удавалось лишь с помощью счетной камеры. Эти опыты проводились совместно с доцентом кафедры общей гигиены М. А. Невструевой.
При исследованиях бактериального обсеменения воздуха учебных комнат кафедры общей гигиены I Ленинградского медицинского института мы изучали как сезонные изменения бактериальной обсемепепности, так и изменения бактериального загрязнения в течение дня.
В осенне-летний период мы производили исследование бактериального обсеменения воздуха открытой атмосферы. Эти опыты проводились параллельно с чашечным методом Коха, причем было выяснено, что чашечный метод является непригодным для оценки бактериального обсеменения воздуха открытой атмосферы, так как постоянно существующие токи воздуха искусственно увеличивают число микроорганизмов, осаждающихся на чашках.
Нами были также проведены исследования бактериального обсеменения воздуха и многих других объектов. Опыты проводились в комнатах для новорожденных в акушерско-гинекологической клинике, в палатах детской больницы, в общежитии студентов, в кинотеатрах, в шахтах и в, ряде других объектов. Результаты некоторых из этих исследований приведены в таблице.
В ряде этих опытов изучалось влияние на бактериальное обсеменение воздуха ультрафиолетовой радиации и приточно-вытяжной венти-пяции.
Во многих объектах были применены избирательные среды. Хорошие результаты были получены при использовании среды Гарро. В этих опытах мы пропускали через прибор 250 л воздуха. Общее число колоний на этой среде было всегда в 10—12 раз меньше по сравнению с числом колоний, развившихся на мяео-пептонном агаре. В своих опытах мы подсчитывали лишь ^-гемолитических стрептококков. Колонии (3 -гемолитических стрептококков представляли собой бесцветные прозрачные точки
Место исследования Число исследований Среднее число микрооргани з-мов s 1 мч воздуха Число 3-гемо-литических стрептококков в 1 м! воздуха Число колоний кишечной палочки в 1 и1 воздуха
Кинотеатр „АРС" .... 20 16 400 28 —
Кинотеатр „Молния" . . 20 21 100 30 —
ЛОР клиника...... 4 28 О00 89 —
Общежитие студентов . . .... 2 35 000 20 —
Дизентерийное отделение больницы ....... детской 15 40020 — 20
размером несколько меньше булавочной головки. Вокруг колоний всегда была хорошо выраженная зона гемолиза диаметром в 10—12 мм. При микроскопировании зоны гемолиза теней эритроцитов в ней обнаружить не удавалось. С каждой колонии производился посев в сахарный бульон. Через 24 часа в сахарном бульоне был заметен пристеночный рост стрептококков. Окрашенные по Граму мазки представляли длинные цепочки кокков.
Опыты, проведенные в кинотеатрах, общежитии студентов, ЛОР клинике, показали, что ¡3 -гемолитические стрептококки выделяются в большом числе исследований. Работая с избирательными средами, мы убедились, что высокая эффективность улавливания бактерий нашим аппаратом делает его особенно пригодным для выделения из воздуха патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов.
т!г * -й
J1. Н. Габрилевская
Экспериментальные исследования к гигиеническому обоснованию предельно допустимой концентрации дихлордифенилтрихлорэтана в воде водоема
Из кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Левина медицинского
института
Вследствие широкого развития производства ДДТ увеличивается количество сточных вод, содержащих это вещество, которые будут спускаться в водоемы. Необходимость регулирования спуска этих сточных вод выдвигает задачу гигиенического обоснования предельно допустимой концентрации ДДТ в воде водоемов.
Хотя в литературе имеются указания относительно низкой растворимости ДДТ в воде, однако содержание его в водоемах даже в минималь ных количествах может иметь гигиеническое значение в аилу специфического запаха и выраженной биологической активности. Санитарные последствия поступления ДДТ с промышленными стоками в водоем до сих пор не освещены ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
В связи с тем, что технический ДДТ обладает специфическим запахом, экспериментальные исследования были начаты ; определения пороговой концентрации его по органолептическому признаку. Специально