УДК 81'42
Б0110.24147/2413-6182.2021.8(2).351-367
¡ББЫ 2413-6182 в1ББИ 2658-4867
НОВЫЕ ЖАНРЫ И ФОРМАТЫ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТИВНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ О ФИГУРНОМ КАТАНИИ
Е.Г. Малышева1, О.С. Рогалева2
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Аннотация: Изучается одна из разновидностей, или субдискурсов, русского спортивного дискурса - дискурс о фигурном катании. В фокусе внимания - ме-диатексты о фигурном катании, размещенные на сайте Sports.ru, авторами которых являются как профессиональные журналисты, так и читатели, пользователи, болельщики. Рассматривается процесс трансформации жанров и форматов спортивного интернет-дискурса о фигурном катании. Анализируются новые жанрово-форматные, смысловые, прагмастилистические и технологические тренды в медиатекстах разного порядка: от профессиональных журналистских до поликодовых текстов, созданных болельщиками. Жанровая палитра журналистского сегмента дискурса о фигурном катании во многом соответствует традиционной; дискурс болельщиков, напротив, представляет собой особую коммуникативную среду, в которой они получают возможность творческой самореализации, а пользователи - качественно новый контент, отличающийся от профессионального в жанровом, прагмасти-листическом и смысловом аспектах. Жанрово-форматная классификация ме-диатекстов о фигурном катании может быть представлена следующим образом: аналитика в интернет-дискурсе о фигурном катании репрезентирована рейтингами, обзорами, лонгридами, расследованиями и псевдорасследованиями, тепловыми картами. Художественно-публицистические жанры и форматы представлены такими типами медиатекстов, как очерк (чаще биографический или историко-биографический), «альтернативка» (альтернативные видеоверсии прокатов), ироническое обозрение, искусствоведческая параллель, поэзия. Высокая степень индивидуализации, дифференциации медиапродуктов, выразительность публикаций достигаются как за счет предельной креолизации текстов, специфических аудио- и видеоматериалов, инфографики, так и за счет постмодернистской манеры в речевом оформлении текстовой части публикаций.
Ключевые слова: спортивный интернет-дискурс, фигурное катание, жанр, формат, блог.
Для цитирования:
Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Новые жанры и форматы в современном спортивном интернет-дискурсе о фигурном катании // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 2. С. 351-367. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(2)351-367.
© Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева, 2021
Сведения об авторах:
1 Малышева Елена Григорьевна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики
2 Рогалева Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики
Контактная информация:
12 Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 10.12.2020 Дата рецензирования: 15.01.2021 Дата принятия в печать: 21.04.2021
1. Введение
Одним из самых популярных и значимых видов спорта в современной России является фигурное катание. Необходимо заметить: без сомнения, существуют виды спорта, которые в той или иной спортивной державе признаются национальными [Кыласов, Гавров 2011; Платонова 2012]. В это число попадают виды спорта, в которых тренеры и спортсмены этой страны особенно сильны, а поэтому спортивная общественность и болельщики ожидают неизменно высоких результатов от спортсменов, а государство не только оказывает финансовую поддержку развития этого вида спорта, но и предъявляет к спортсменам уровня сборной страны повышенные требования. Таким видом спорта для России является фигурное катание, победные традиции которого ведут отсчет со времен доминирования советской школы подготовки фигуристов (вспомним, что имя представителя именно этого вида спорта - Ирины Родниной - стало своего рода «идеологемой-архетипом» [Клушина 2019], которая долгое время олицетворяла мощь и силу советского спорта вообще].
В современной России повышенный интерес к фигурному катанию обусловлен не только многолетним доминированием страны на мировых чемпионатах и Олимпиадах, но и сценариями, которые чрезвычайно востребованы в спортивном дискурсе: длительное противостояние сильнейших фигуристов и тренеров (А. Ягудин и Е. Плющенко, А.Н. Мишин и Т.А. Тарасова], появление новых школ фигурного катания (Э. Тутберидзе] и новых лидеров (Е. Медведева, А. Загитова, А. Трусова, А. Щербакова, А. Кос-торная, К. Валиева] и т. д.
Всё сказанное выше объясняет «фигурнокатательный бум», получивший отражение в деятельности СМИ. Удивительно, что специализированный федеральный спортивный телеканал «МатчТВ!» не сумел во-
время «разглядеть» медийную привлекательность фигурного катания, в то время как начиная с сезона 2019 г. федеральный Первый канал выкупил права на показ в полном объеме всех российских и международных соревнований и даже открытых тренировок по фигурному катанию на сайте канала и в его эфире. Сегодня продвижение одного из самых популярных видов спорта в России на федеральном канале получает развитие. На сайте Первого канала, в новостных телевизионных программах репрезентируется разножанровый контент, посвященный этому виду спорта: эксклюзивные интервью со спортсменами и тренерами; портретные телезарисовки о главных героях фигурного катания; креативные анонсы предстоящих соревнований; репортажи с тренировок фигуристов разных школ и тренерских групп.
Кстати говоря, телевизионный контент, предлагаемый Первым каналом, часто становится информационным поводом для новостных заметок в специализированных спортивных интернет-изданиях. На спортивных интернет-порталах раздел «Фигурное катание» является одним из самых посещаемых, зачастую конкурируя с футболом, и в целом его контент демонстрирует как общие тенденции развития интернет-СМИ, так и специфические процессы формирования новых жанровых форм и форматов, обусловленных особенностями вида спорта.
Таким образом, в фокусе внимания в данной статье оказывается современный спортивный интернет-дискурс о фигурном катании, под которым понимается процесс тематически обусловленного общения о фигурном катании, репрезентированный в медиатекстах специализированных интернет-СМИ.
Предложенное понимание феномена спортивного интернет-дискурса о фигурном катании означает, что авторами медиатекстов являются как профессиональные журналисты, так и читатели, пользователи, которые могут менять статус адресата дискурса на статус его адресанта.
Действительно, контент спортивных интернет-СМИ сегодня характеризуется активизацией роли адресата, болельщика, который не только оставляет пользовательские комментарии к текстам профессиональных журналистов, но и создает медиатексты, во многом превосходящие по жанровым, стилистическим и смысловым характеристикам медиатексты «первого порядка» [Добросклонская 2019: 189]. В медиапространстве теперь «присутствует еще и авторствующая публика [Мультимедийная журналистика 2017: 77]. По этому поводу Дэн Гиллмор иронично замечает: «Бывшая аудитория присоединилась к вечеринке» ("The former audience joins the party"] [Gillmor 2006].
Дискурсивной разновидностью изучаемого спортивного интернет-дискурса о фигурном катании, таким образом, выступает дискурс болельщика, который в общем виде определен Р.В. Белютиным как «особенная лингвосемиотическая формация, которая, с одной стороны, подчинена за-
конам и правилам, действующим в спортивном дискурсе, с другой - развивает самостоятельные техники, стратегии, сценарии репрезентации смысла» [Белютин 2019: 10]. Подчеркнем, что мы разделяем представления процитированного автора о существовании различий в коммуникативном поведении болельщиков разных стран, детерминированных причинами прежде всего этнокультурологического порядка (подробнее об этом см.: [Белютин 2013]].
Вообще говоря, специфика любого дискурса, в том числе спортивного, коммуникативное поведение участников дискурса, типовые жанры и форматы различных дискурсов сегодня активно изучаются лингвистами, теоретиками медиа, философами (см., напр.: [Lewandowski 2012; Щитов 2013; Карасик 2014; Schirato 2015; Caldwell et al. 2016; Ульянова 2017; Кошкарова 2019; Малышева 2019; Цыбина, Кошелькина, Изосимова 2020]].
На наш взгляд, особенности спортивного дискурса определяются, с одной стороны, системой жанров, которые служат средством оформления авторских интенций, с другой - особой прагматикой коммуникативного поведения адресантов, эксплицирующей лингвокреативные репрезентации спортивных событий.
Поэтому существует настоятельная потребность осмыслить, систематизировать и классифицировать разнообразные жанровые формы и форматы, которые используются «гражданскими» спортивными журналистами для создания медиатекстов, репрезентированных в современном спортивном интернет-дискурсе о фигурном катании. Кроме того, необходимо зафиксировать и тенденции в развитии жанровой системы спортивных интернет-СМИ, которые демонстрируют медиатексты профессиональных журналистов.
Целью исследования в настоящей статье становятся новые жанры и форматы, используемые как профессиональными, так и гражданскими спортивными журналистами, а также анализ смысловых и прагмастили-стических доминант, эксплицированных в изучаемых медиатекстах.
2. Описание материала и методов исследования
Материалом для исследования послужили медиатексты разных жанров и форматов, размещенные в разделе «Фигурное катание» спортивного интернет-портала Sports.ru (более 100 публикаций].
Кроме общенаучных методов классификации, систематизации, наблюдения и описания, в настоящем исследовании используется ряд ча-стнонаучных методов и методик анализа эмпирического материала, таких как жанровый и прагмастилистический анализ медиатекстов; методика выявления форматообразующих признаков медиатекста; методика комплексного анализа вербальных и невербальных элементов поликодового интернет-медиатекста.
3. Результаты исследования
3.1. Жанровые тенденции в журналистском спортивном интернет-дискурсе
В результате проведенного исследования можно констатировать, что жанровая палитра информационного сегмента спортивных интернет-СМИ во многом соответствует традиционной: в разделе «Фигурное катание» частотны анонсы предстоящих соревнований, заметки с информацией о результатах состязаний и статистических данных, экспресс-интервью, прогнозы, текстовые онлайн-трансляции и т. п. Однако в качестве информационного жанра используются также ежедневные обзоры публикаций спортсменов и тренеров в 1п81а§гаш и на их УоиТиЬв-каналах. Показательно, что информационными поводами становятся «события» из соцсетей фигуристов (Главное из соцсетей фигуристов): Sports.ru представляет ежедневный дайджест событий из мира фигурного катания, не попавших в новостную ленту. Мониторинг соцсетей спортсменов позволяет сделать информационные сообщения о том, как Татьяна Тарасова на карантине разбирает старые фотографии, как Каролина Костнер тренируется дома, как Алина Загитова сходила в книжный магазин, в которых информационным поводом выступают не только мнения спортсменов о соревнованиях, об отдельных фигуристах, воспоминания о прошедших турнирах, о спортсменах прошлых лет и их программах, но и частная жизнь спортсменов и тренеров, их увлечения вне спорта.
Кроме того, чрезвычайно востребованным становится прием сегментации интервью (часто опубликованного в другом СМИ), когда ответ фигуриста или тренера на отдельный вопрос становится самостоятельным жанром - репликой или комментарием.
«Новую жизнь» в спортивных интернет-СМИ получает формат, который активно используется в конвергентных СМИ, - подкаст, под которым обычно понимается «звуковой файл, передача, законченный сюжет. Как правило, это выложенный в Интернете фрагмент радийной программы или начитанный текст сообщений» [Журналистика и конвергенция... 2010: 133]. Интернет-портал Sports.ru не является конвергентным СМИ, однако его журналисты увидели содержательный потенциал данного формата, который позволяет в рамках жанра аудиобеседы / дискуссии обсудить проблемы современного фигурного катания. Отметим, что на сайте публикуется полная стенограмма каждого выпуска. Подкаст «Наша фигурка» создается при поддержке банка «Открытие», автором и ведущим является профессиональный журналист Павел Копачев. Так, тема дискуссии от 27 марта 2020 г. (последней на момент написания настоящей статьи) - Этери Тутберидзе: гений или тиран?. Медиатекст включает заголовок, анонс, плашку с темой и фото главного героя и таймкоды беседы. В чем ее величие? Как так получилось, что именно у Тутберидзе столько талантов? Почему Этери не общается с журналистами? Нако-
нец, гений она или деспот? - ответы на эти вопросы пытаются дать журналисты.
Любопытно, что востребованность данного формата у пользователей первоначально была проверена непрофессиональным журналистом, подкаст которого - «Ледокол» - размещался в разделе «Блоги».
Тенденцией в развитии жанровой системы журналистского спортивного интернет-дискурса о фигурном катании является постепенное исчезновение традиционных аналитических и художественно-публицистических жанров, которые были заимствованы интернет-СМИ у печатных: на интернет-портале крайне редко публикуются тексты в жанрах аналитической статьи, проблемной статьи, проблемного репортажа, портретного очерка и под. Однако заметим, что специфические интернет-жанры, которые являются своеобразной «заменой» традиционной аналитики и публицистики, такие как лонгрид и сторителлинг, также нехарактерны для дискурса профессиональных спортивных журналистов. Причины, по которым спортивная интернет-журналистика не только постепенно отходит от традиционной аналитики, но и неактивно использует возможности современных аналитических интернет-жанров, весьма разнородны и могут стать предметом отдельного исследования.
3.2. Жанры и форматы в дискурсе болельщиков фигурного катания. Прагмастилистические доминанты
В дискурсе болельщиков, что объяснимо, практически отсутствуют традиционные информационные жанры. Новостные заметки, опубликованные на сайте, являются для блогеров информационным поводом, позволяющим оперативно создавать аналитические медиатексты в жанрах проблемной статьи или комментария.
В событийных репортажах - с эффектом присутствия и описа-тельностью - отмечается жанровая диффузия: авторы обогащают репортаж элементами путевого очерка, трэвел-очерка с присущими им документальностью и авторским видением. Так, частотны материалы большого объема, разбитые на несколько частей, посвященные поездкам болельщиков на соревнования разного уровня. Речевая структура таких ме-диатекстов сочетает репортажность, очерковость и эссеистичность, репрезентируя образное начало, аналитичность и субъективный взгляд на описываемые события: Счастье от увиденного удваивалось, когда взгляд поворачивался немного налево, в сторону короткого бортика: оттуда со своим привычно деловитым видом выглядывала мудрая голова великой Тамары Николаевны Москвиной - тренера, великолепные пары которой я помню ровно столько, сколько я помню свое увлечение фигурным катанием (В ожидании Граца: Заметки очевидца].
Аналитика в дискурсе фигурного катания представлена рейтингами, обзорами, лонгридами, расследованиями и псевдорасследованиями, тепловыми картами.
В блогах представлены всевозможные рейтинги и обзоры: Субъективно-диванный рейтинг постановок сезона 2019-2020; Кто лучше всех выбрасывает? Хит-парад самых травмоопасных парных элементов с разбором и гифками. Вторая часть парной аналитики уже с вами. Рейтинги-обзоры зачастую касаются костюмов фигуристов: В победном красном: платья, уже вошедшие в историю; Лучшие костюмы одиночников в сезоне 2019-2020; Топ-13 лучших костюмов одиночниц. Нумерованный список с именами спортсменов сопровождается фото и комментариями автора, как правило, ироничными: В категории незабываемых аксессуаров хочется отметить Бурака Демирбогу и его корсэт. Кажется, у моей бабушки был похожий вязаный коврик. В фокус внимания авторов попадает даже стиль тренеров: Изучили, как менялся стиль Этери Тутберидзе: от пуховиков сборной России до пальто Louis Vuitton за 330 тысяч. Модная эволюция.
Аналитические лонгриды, мультимедийные статьи представлены в блогах «Блог кота Ученого», «Всему Головин». Главной жанровой характеристикой лонгрида, по мнению А.В. Колесниченко, является системность темы (новое явление, системное расследование], глубокое и длительное расследование журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы [Колесниченко 2015]. Темой лонгридов становятся масштабные события и проблемы в мире спорта, например употребление мельдония спортсменами.
Примером такого рода медиатекста может служить статья «Как с Медведевой и Загитовой дело на Олимпиаде было». Автор подробно разбирает физиологические, стратегические, тактические, моральные, этические, правовые причины, ментальные особенности, непрозрачные факторы и финансовые мотивы, оказавшие влияние на результаты соревнования. Указанные причины и факторы соотносятся с делением текста на части. Автор уверен, что золотая медаль досталась бы Медведевой на Олим-пиаде-2018, если бы не ряд обстоятельств, в том числе действия «тренер-ши»: Если бы ее первый прыжок и каскад так же, как у Загитовой, были во второй половине, этого бы хватило, чтоб золотая медаль оказалась у нее. А если б ее программа была составлена не из дешевых тулупов, а чего подороже, так и вовсе хорошо. Можно отметить фактор драматизации сюжетной линии, введение элемента интриги в текст. Важную роль для реализации речевых интенций автора, определяющих в том числе и функциональную направленность текста, играют и такие лингвистические и риторические приемы, как скрытая ирония (цыпа запуталась где, кому и что говорить - о Тутберидзе], косвенные вопросы (А еще шире вопрос - правильно ли в корне использование человеком человека утилитарным способом. Особенно того, кто тебе верит. Особенно заведомо более глупого и доверчивого подростка. Особенно, как наставник, задающий распорядок, интенсивность и нагрузку, проводя его через неверные, сокращающие спор-
тивные судьбу решения), смещение смыслового акцента (Сторонники тре-нершиупирают на то, что Загитова была сильнее в моменте, оттого выиграла. Ее сделали в моменте сильнее стратегическими мерами (и, возможно, тактическими тоже - о них позже). Тренерша не беляши в стороне ела, пока небеса что-то делали с одной и с другой девушками. О том и речь - когда ставки высоки, может ли называться твоим тренером человек, ослабляющий тебя и делающий сильным соперника), использование сниженной лексики, профессионального жаргона (Как тулупы ни тасуй - стоить как флипы, лутцы и ритбергеры они от этого не начнут) и т. д. В канву повествования включены высказывания персонажей «от первого лица» в виде фрагментов видеоинтервью и скриншотов печатных интервью. Текст имеет богатое мультимедийное сопровождение: фото, фотолента, видеоиллюстрации, инфографика. Объемные тексты и сложные статьи образуют ядро интеллектуальной спортивной коммуникации, хотя следует заметить, что, в отличие от декларируемой объективности аналитических текстов профессиональных журналистов, у аналитики непрофессиональной иная цель: не выяснить истину в результате многостороннего рассмотрения проблемы, а найти аргументы, подтверждающие правоту только позиции автора, которая основывается на болельщицких предпочтениях в фигурном катании и которую никакие контраргументы изменить не смогут.
24 марта 2020 г. в блоге «Олимпийские виды» опубликован текст «Следственный комитет проверяет замначальника "Хрустального" в мошенничестве. Схему обнаружил Sports.ru в январе». Журналисты изучили информацию из Единой информационной системы в сфере закупок об организации шоу «Спящая красавица» и выяснили, что самый большой гонорар получил некто Эдуард Аксенов. Автор предлагает несколько версий того, зачем это было сделано. Текст сопровождается фото Аксенова, фото договоров и имеет открытый финал.
Особое внимание стоит обратить на фоновые картограммы в дискурсе фигурного катания. Авторы блога «Карты фигурного катания» разрабатывают тепловые картограммы прокатов фигуристов, которые визуально показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах ледового поля, нанесенные разными цветами разной степени насыщенности. Эти карты визуализируют задуманную хореографом структуру программы и позволяют наглядно оценить траекторию движения фигуристки по льду, элементы скольжения (связок) и разнообразие сложных шагов, поворотов, прыжков и вращений. Отличительной особенностью является то, что все связки на данных картах подписаны. Интерактивные карты - это уже неотъемлемый атрибут интернет-дискурса о фигурном катании и, полагаем, своеобразная «аналитика будущего», которая требует творческой работы не только журналистов, но и специалистов разных сфер. Кстати говоря, в этом же ключе новой спортивной аналитики следует рассматривать аналитические мультимедийные проекты, «за-
маскированные» авторами под рейтинги лучших элементов фигурного катания. На самом деле, такие рейтинги сопровождаются детальными разборами структуры элементов (например, выбросов и поддержек в парном катании], их основных параметров, что само по себе - тяжелейший труд, требующий еще и профессиональных знаний в области техники данного вида спорта, которыми профессиональные журналисты часто не обладают. Кроме того, важно и мультимедийное сопровождение таких рейтингов: нарезки из программ, пошаговый видеоразбор элементов.
Симбиоз художественно-публицистических жанров и форматов представлен такими типами медиатекстов, как очерк, «альтернативка» (альтернативные видеоверсии прокатов], ироническое обозрение, искусствоведческая параллель, поэзия.
Так, в блоге «Фигурнокатательный» частотны материалы истори-ко-биографического характера - биографии фигуристов, тренеров. Примечательна серия материалов «Детство чемпионов». Рассмотрим текст «Детство чемпионов. Аделина Сотникова». Текст строится как биографический очерк. Автор обозначает ключевые даты и моменты в жизни героини: рождение, обстоятельства, способствовавшие занятию спортом, фамилии тренеров и т. д. Эти сведения перемежаются фрагментами интервью с героиней, в которых она рассказывает об этапах спортивной карьеры, первых соревнованиях, своих переживаниях, эмоциях и т. д. Неотъемлемым визуальным компонентом является подборка фотографий и видеофрагментов, практически уникальных, - семейных с родителями, детских, фотографий с первых соревнований.
В блоге о фигурном катании Golden Ice репрезентированы медиа-тексты в жанре иронического обозрения, в которых обнаруживаются процессы жанровой диффузии, сочетание элементов репортажа, аналитического комментария, иронических заметок и эссе.
Композиционная структура иронического обозрения в авторском блоге предполагает следующие облигаторные элементы: обложку-картинку с обязательным вербальным компонентом, иронический заголовок (тем не менее содержащий информацию о месте действия и предмете сообщения: Чемпионат четырех континентов 2019: О бедных Джульеттах замолвите слово]; вступление, основную часть и обобщающий вывод-заключение. Специфика основной части иронического обозрения проявляется в чередовании gif-элементов и комментариев к ним. Модель текста характеризуется синхронным взаимодействием вербального и визуального кодов. Смысловая структура основной части, однако, предполагает и наличие информативно-аналитического компонента, демонстрирующего способность автора анализировать вопросы, связанные с физической формой спортсменов, с уровнем техники и артистизма фигуристов, с художественными и музыкальными особенностями программ. Обобщающий вывод-заключение представляет собой перечень победителей в шут-
ливо-иронических «номинациях», варьирующихся в зависимости от впечатлений автора об описываемом соревновании.
Вербальный код рассчитан на адресата, обладающего общей с автором блога когнитивной базой: в тексте частотны отсылки к прецедентным ситуациям, сценариям и именам, которые предполагают активную включенность адресата в процессы и события, происходящие сегодня и происходившие ранее в сфере фигурного катания. Однако используемые автором прецедентные тексты типичны для массовой аудитории - цитаты из популярных песен, фильмов, рекламных слоганов и т. п. Это обстоятельство позволяет даже не осведомленному о тонкостях фигурного катания адресату включиться в коммуникацию.
Автор рассматриваемого блога воссоздает событие-соревнование под определенным - ироническим - углом зрения, отбирая наиболее показательные разноаспектные характеристики спортсменов, тренеров, атмосферы соревнования, а также забавные, смешные моменты, которые часто ускользают от внимания болельщиков, но при этом также являются чрезвычайно информативными. Отбор видеокадров с соревнований -gif-элементов - детерминирует смысловую организацию текста и задает ироническую, комическую тональность обзора спортивного соревнования. В фокусе автора оказываются такие видеокадры, как падение фигуристов, их специфические движения и жесты, выражение лица, функциональные и цветовые особенности костюмов, музыкального сопровождения, удачных и неудачных хореографических решений и др.
Прагмастилистические особенности исследуемых текстов определяются как их тематической доминантой - видом спорта, так и ярко выраженным личностным началом автора, проявляющимся в обилии субъективных оценок - преимущественно шутливых, иронических, активном использовании диалоговых стратегий, создающих эффект непосредственного дружеского общения с адресатом, а также сложностью эмоционально-экспрессивных коннотаций, варьирующихся от шутливо-иронических до восторженно-хвалебных. Лексико-стилистическое оформление вербальной составляющей спортивного иронического обозрения осуществляется посредством стилистической конвергенции, проявляющейся в стилевой дисперсии - смешении спортивного сленга, терминов, жаргонизмов, разговорной и просторечной, маркированной в том числе графически (срочно дайтИлебретту; я готовился, хрудь депилировал], и книжной лексики; намеренного отступления от орфографической нормы с целью создания комического эффекта (Я стразздный жуть и ревнивый жуть]; экспликации авторской оценки с помощью приема «имитация правки» - зачеркивания элементов текста (Уже началась музыка следующей страдалицы участницы].
В блоге «Без языка и колокол нем» представлены так называемые искусствоведческие параллели. Искусствоведческая параллель - это
серия фотографий спортсменов во время соревнований (стоп-кадров с соревнований], каждая из которых сопровождается художественным изображением - произведением изобразительного, графического или фотоискусства. Основой текста параллели становятся «ассоциативно-символические иллюстрации (по терминологии А.Л. Свитич] - графические изображения, основанные на принципах сравнения, аналогии, сопоставления с отображаемым объектом» [Свитич 2015]. Так, в посте «Сюрреализм, аллюзии и многое другое» автор представил коллажи с сюрреалистической живописью, компьютерной графикой. Такой визуальный ряд приобретает эстетический смысл, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу адресата.
Вербальный ряд минимален: попутно автор рассказывает о самом направлении, его особенностях, техниках. Некоторые параллели сопровождаются стихами. Темой поста «Протянем руку счастью» стало философское понятие счастья и Международный день счастья, который отмечается 20 марта. В тексте присутствуют афоризмы, посвященные счастью, фрагмент текста песни «Мы желаем счастья вам», фрагмент фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (песня «Разговор со счастьем»].
В блоге «Арт на тему ФК» представлены альтернативные видеоверсии прокатов фигуристов: автор Максим Гаврилов тщательно подбирает другое, альтернативное музыкальное сопровождение к выступлениям фигуристов. Так, автор представил целую серию таких «альтер-нативок» к прокатам Алины Загитовой. Знаковой можно считать альтернативную версию проката Алины Загитовой под песню Дианы Арбениной «Катастрофически» после сообщения о приостановке ее спортивной карьеры. Вербальная составляющая данного медиажанра минимальна: Должен сказать спасибо Опти еще раз, что с его подачи, под "Me Voy", я копнул в сторону Дианы Арбениной, которая каким-то немыслимым образом до сих пор еще не проявилась в моих альтернативках. Что ж, проявил вне очереди. Почти уверен, что не согласилась бы Алина на "Me Voy", будь у нее побольше музыкальной эрудиции. И даже с учетом прощания нашлась бы песня гораздо лучше... Моя же реакция на "Me Voy" была стабильной с первой прослушки - звук офф, как только начала голосить как резаная. У этой израильской певицы ужасно неприятные частоты/тембр голоса. И только Алина помогла мне хоть как-то терпеть ее вопли (но, разумеется, песня приятнее не стала). Как видим, в таких преамбулах автор обосновывает свой выбор музыки.
4. Заключение
Говоря о жанрово-форматной характеристике, следует отметить тот факт, что современный интернет-дискурс о фигурном катании сегодня характеризуется высокой степенью индивидуализации, дифференциации медиапродуктов. Традиционные видовые и жанровые границы
легко преодолеваются при помощи творческих компетенций и глубоких познаний в данном виде спорта субъектов-болельщиков, осуществляющих в новых технологических условиях деятельность в сфере спортивной журналистики. Данные творческие компетенции позволяют авторам увеличить выразительность публикаций, прежде всего за счет предельной креолизации текстов, специфических аудио- и видеоматериалов, ин-фографики - с одной стороны, и постмодернистской манеры в речевом оформлении текстовой части публикаций - с другой.
В рамках исследуемого нами интернет-дискурса о фигурном катании отмечается тенденция «роста объема визуальной информации, имеющей более высокую информационную емкость и более широкий коммерческий потенциал, чем вербальная информация. Визуальная информация получает всё более широкое распространение, нарушая монополию печатного текста на передачу информации не только в СМИ, но и в других сферах жизнедеятельности человека» [Свитич 2014: 63].
Иллюстрации, инфографика, информационные таблицы и справки как структурные элементы исследуемых медиатекстов, безусловно, также определяют возможность полноценно реализовать авторские интенции.
Показательно, что блогеры учитывают клиповость современного мышления и зачастую обходятся коротким хронометражем видео и/или короткими элементами видеоряда - gif-элементами, умело встраивая их в сюжетно-повествовательное или информационно-хронологическое полотно текста.
Очевидно, что тенденции в жанровой и форматной системе современных спортивных интернет-СМИ, которые демонстрируются прежде всего в медиатекстах болельщиков, могут оцениваться как позитивные. Однако анализ «смысловых сценариев» публикаций болельщиков позволяет увидеть и негативные тенденции, которые привносит дискурс болельщиков, или, по-другому, фанатский дискурс, в сферу современной спортивной коммуникации вообще и в сферу спортивных СМИ в частности. Так, в текстах различных жанров и форматов, созданных болельщиками, обнаруживаются черты, присущие этому виду дискурса: агрессивное речевое поведение; интолерантность по отношению к любому мнению, отличному от собственного; экспликация активного неприятия позиции собеседника; активное противостояние «своих» и «чужих» в рамках сайта; разделение болельщиков на «группировки» и т. п. Естественно, сказанное порождает общий агрессивный стилистический «фон», который характеризует общение пользователей в спортивных интернет-СМИ, их комментарии под медиатекстами любых жанров. Добавим, что, к сожалению, такой же стилистикой характеризуются и публичные заявления, интервью многих спортсменов, тренеров и т. п. Полагаем, что роль администраторов таких сайтов и профессиональных спортивных журналистов и в том, чтобы, с одной стороны, «догнать» многих авторов-болельщиков по глу-
бине познаний в данном виде спорта и креативности форм подачи разнообразной информации о фигурном катании, а с другой - «уравновесить» излишнюю агрессивность спортивных болельщиков качественным аналитическим контентом, созданным по канонам профессиональной журналистики, но с учетом возможностей современных интернет-технологий.
Список литературы
Белютин Р.В. Немецкий спортивный дискурс: опыт прагмасемантического и лин-гвокогнитивного исследования: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Смоленск, 2019. 38 с.
Белютин Р.В. Речевое поведение немецких и российских футбольных фанатов: сходства и различия // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 196-199. Добросклонская Т.Г. Стилевая динамика современной медиаречи // Настоящее и будущее стилистики: сб. науч. ст. Междунар. науч. конф. (13-14 мая 2019 г.) / отв. ред. Н.И. Клушина, С.Ф. Барышева. М.: Флинта, 2019. С. 187-191. Журналистика и конвергенция: Почему и как традиционные СМИ становятся
конвергентными / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Аспект Пресс, 2010. 200 с. Карасик В.И. Языковое проявление личности. Волгоград: Парадигма, 2014. 450 с. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста: моногр. М.: Флинта, 2019. 241 с.
Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. 2015. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/1691 (дата обращения: 01.05.2020).
Кошкарова Н.Н. Лингвопрагматические и жанрово-стилистические особенности репрезентации чемпионата мира по футболу 2018 г. в британском медиади-скурсе // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23, № 3. С. 802-819. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-802-819. Кыласов А.В., Гавров С.Н. Этнокультурное многообразие - новая парадигма в развитии спорта // Человек, спорт, здоровье: материалы V Междунар. конгр. (Санкт-Петербург, 21-23 апр. 2011 г.). СПб.: Олимп-СПб, 2011. С. 161-163.
Малышева Е.Г. Жанры фанатского хоккейного интернет-дискурса // Новые медиа в России: активные процессы в языке и коммуникации: коллектив. моногр. / под ред. О.С. Иссерс. М.: URSS, 2019. С. 171-194. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой.
М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. 416 с. Платонова Р.И. Миссия национальных видов спорта в глобализирующемся мире
// Вестник спортивной науки. 2012. № 6. С. 61-64. Свитич А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий // Медиаскоп. 2015. № 3. URL: http://www.media-scope.ru/1777 (дата обращения: 01.05.2020). Свитич А.Л. Некоторые аспекты изучения графической иллюстрации как элемента медиатекста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2014. № 4. С. 54-65.
Ульянова М.А. Категория эмотивности и средства ее выражения в спортивной блогосфере (на материале русского, английского и немецкого футбольного блога и комментария): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2017. 21 с.
Цыбина Л.В., Кошелькина Е.А., Изосимова В.О. Терминологизация в англоязычном спортивном дискурсе (на примере терминологии зимних видов спорта) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 3. С. 171-174. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2020/3/37.html (дата обращения: 07.12.2020). DOI: 10.30853/filnauki.2020.3.37.
Щитов А.Г. Болельщики и фанаты как феномен спортивного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (26). Ч. I. С. 212215. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2013/8-1/60.html (дата обращения: 10.12.2020).
Caldwell D., Walsh J., Vine E.W., Jureidini J. The Discourse of Sport. Analyses from Social Linguistics. New York: Routledge, 2016. 256 p. DOI: 10.4324/9781315644974.
Gillmor D. We the Media. Grassroots Journalism by the People, for the People. O'ReillyMedia, Inc., 2006. 336 p.
Lewandowski M. Perspective The Language of Online Sports Commentary in a Comparative Perspective // Lingua posnaniensis. 2012. Vol. 54, iss. 1. P. 65-76. DOI: 10.2478/v10122-012-0006-0.
Schirato T. Sports Discourse. London: Bloomsbury Academic, 2015. 224 p.
References
Belyutin, R.V. (2019), Nemetskii sportivnyi diskurs: opyt pragmasemanticheskogo i lingvokognitivnogo issledovaniya [German sports Discourse: the Experience of Pragmasemantic and Linguo-Cognitive Research], Author's abstract, Smolensk, 38 p. (in Russian).
Belyutin, R.V. (2013), Communicative behaviour of German and Russian football fans: similarities and differences. Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication, No. 1, рр. 196-199. (in Russian).
Caldwell, D., Walsh, J., Vine, E.W., Jureidini, J. (2016), The Discourse of Sport. Analyses from Social Linguistics, New York, Routledge publ., 256 p. DOI: 10.4324/9781315644974.
Dobrosklonskaya, T.G. (2019), Stilevaya dinamika sovremennoi mediarechi [Style Dynamics of Modern Media Speech]. Klushina, N.I., Barysheva, S.F. (eds.) Nas-toyashchee i budushchee stilistiki [Present and Past of Stylistics], Collection of Scientific Articles of International Scientific Conference (May 13-14, 2019), Moscow, Flinta publ., pp. 187-191. (in Russian).
Gillmor, D. (2006), We the Media.Grassroots Journalism by the People, for the People, O'ReillyMedia, Inc., 336 p.
Kachkaeva, A.G. (ed.) (2010), Zhurnalistika i konvergentsiya: Pochemu i kak tradit-sionnye SMI stanovyatsya konvergentnymi [Journalism and Convergence: Why and How Traditional Media Become Convergent], Moscow, Aspekt Press publ., 200 p. (in Russian).
Kachkaeva, A.G., Shomova, S.A. (eds.) (2017), Mul'timediinaya zhurnalistika [Multimedia Journalism], Moscow, HSE publ., 413 p. (in Russian).
Karasik, V.I. (2014), Yazykovoe proyavlenie lichnosti [Linguistic Manifestation of Personality], Volgograd, Paradigma publ., 450 p. (in Russian).
Klushina, N.I. (2019), Stilistika publitsisticheskogo teksta [Stylistics of a Journalistic Text], Monograph, Moscow, Flinta publ., 241 p. (in Russian).
Kolesnichenko, A.V. (2015), Long Texts (Longreads) in the Modern Russian Press. Mediascope, No. 1, available at: http://www.mediascope.ru/1691 (accessed date: May 1, 2020). (in Russian).
Koshkarova, N. (2019), Linguistic, Pragmatic, and Stylistic Peculiarities of 2018 FIFA World Cup Representation in British Media-Discourse. Russian Journal of Linguistics, Vol. 23, no. 3, pp. 802-819. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-802819. (in Russian).
Kylasov, A.V., Gavrov, S.N. (2011), Etnokul'turnoe mnogoobrazie - novaya paradigma v razvitii sporta [Ethnocultural Diversity - a New Paradigm in the Development of Sport]. Chelovek, sport, zdorov'e [Human, Sport, Health], Proceedings of the 5th International Congress (St. Petersburg, April 21-23, 2011), St. Petersburg, Olimp-SPb publ., pp. 161-163. (in Russian).
Lewandowski, M. (2012), Perspective The Language of Online Sports Commentary in a Comparative Perspective. Lingua posnaniensis, Vol. 54, iss. 1, pp. 65-76. DOI: 10.2478/v10122-012-0006-0.
Malysheva, E.G. (2019), Zhanry fanatskogo khokkeinogo internet diskursa [Genres of Fan Hockey Internet Discourse]. Issers, O.S. (ed.) Novye media v Rossii: aktiv-nye protsessy v yazyke i kommunikatsii [New Media in Russia: Active Processes in Language and Communication], Collective Monograph, Moscow, URSS publ., pp. 171-194. (in Russian).
Platonova, R.I. (2012), Misson of national sports in globalizing world. Sports Science Bulletin, No. 6, pp. 61-64. (in Russian).
Schirato, T. (2015), Sports Discourse, London, Bloomsbury Academic publ., 224 p.
Shchitov, A.G. (2013), Supporters and fans as sports discourse phenomenon. Philology. Theory & Practice, No. 8 (26), pt. 1, pp. 212-215, available at: http://www.gra-mota.net/materials/2/2013/8-1/60.html (accessed date: December 10, 2020). (in Russian).
Svitich, A.L. (2015), Specifics of Graphic Illustrations as a Content Component of Quality Publications. Mediascope, No. 3, available at: http://www.media-scope.ru/1777 (accessed date: May 1, 2020). (in Russian).
Svitich, A.L. (2014), Some aspects of studying of a graphic illustration as an element of media text. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, No. 4, pp. 54-65. (in Russian).
Tsybina, L.V., Koshel'kina, E.A., Izosimova, V.O. (2020), Terminologization in the English-Language Sports Discourse (by the Example of Winter Sports Terminology). Philology. Theory & Practice, Vol. 13, iss. 3, pp. 171-174, available at: http://www.gramota.net/materials/2/2020/3/37.html (accessed date: December 7, 2020). DOI: 10.30853/filnauki.2020.3.37. (in Russian).
Ul'yanova, M.A. (2017), Kategoriya emotivnosti i sredstva ee vyrazheniya v sportivnoi blogosfere (na materiale russkogo, angliiskogo i nemetskogo futbol'nogo bloga i
kommentariya) [Category of Emotiveness and Means of its Expression in the Sports Blogosphere (based on the material of the Russian, English and German football blog and commentary)], Author's abstract, Izhevsk, 21 p. (in Russian).
NEW GENRES AND FORMATS IN MODERN SPORTS INTERNET-DISCOURSE ON FIGURE SKATING
E.G. Malysheva1, O.S. Rogaleva2
:'2 Dostoevsky Omsk State Universiy (Omsk, Russia)
Abstract: The article is devoted to the study of the subdiscourse of Russian Sport discourse - figure skating discourse. The focus of attention is the figure skating media texts posted on the Sports.ru website, the authors of which are professional journalists, as well as readers, users, and fans. The article examines the process of transformation of genres and formats of sports Internet-discourse on figure skating. The article analyzes new genre-format, semantic, pragmatic and technological trends in media texts of various kinds: from professional journalistic texts to polycode texts created by fans. Gradual disappearance of traditional analytical and artistic journalistic genres can be considered the trend in the development of the genre system of journalistic sports Internet discourse on figure skating. Fans' discourse, on the other hand, is a special communicative environment in which they get the opportunity for creative self-realization, and users get qualitatively new content that differs from professional content in genre and pragma-stylistic semantic aspects. Analytics in the online discourse on figure skating are represented by ratings, reviews, longreads, investigations and pseudo-studies, etc. Artistic and journalistic genres and formats are represented by such types of media texts as an essay (mostly biographical or historic and biographical), "alternative" (alternative video versions of performance), ironic review, art parallel, poetry. Such a genre-formatted variety of media products in the Internet discourse of fans is explained by new technological conditions and the creative implementation of the fans' competencies as authors, which allows achieving a high degree of individualization, differentiation of media products, and increasing the expressiveness of publications, both due to the ultimate creolization of texts, specific audio and video materials, infographics, and due to the postmodern style in the speech design of the text part of publications.
Key words: sports Internet-discourse, figure skating, genre, format, blog.
For citation:
Malysheva, E.G., Rogaleva, O.S. (2021), New genres and formats in modern sports Internet-discourse on figure skating. Communication Studies (Russia), Vol. 8, no. 2, pp. 351-367. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(2).351-367. (in Russian).
About the authors:
1 Malysheva, Elena Grigoryevna, Prof., Head of the Department of Journalism and Media Linguistics
2 Rogaleva, Olga Sergeevna, PhD, Assotiate Professor of the Department of Journalism and Media Linguistics
Corresponding authors:
12 Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected] Received: December 10, 2020 Revised: January 15, 2021
Accepted: April 21, 2021