мощностей на территории Российской Федерации, предусматривающей модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, разработка программы создания автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок, разработка программы создания автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок.
Таким образом, при разработке государственных прогнозов и программ ключевыми отраслями для осуществления государственной поддержки разработки и внедрения инноваций выбраны автомобильная, электронная и энергетическая.
Итак, в процессе корпоративизации государственной службы, выделения в ее системе гражданской составляющей все больше чиновников, экспертов и граждан начинают понимать необходимость нового профессионализма для обслуживания потребителей публичных услуг. Важно разобраться в этой ситуации, принять меры для максимизации позитивных и минимизации негативных аспектов корпоративизма внедрения нового профессионализма. Это требует кропотливой работы учебных заведений.
Кокин А.В., д. г-м. н., проф. СКАГС, Котов С.А., Иванкова Е.А. (Росприроднадзор по РО)
НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕСУРСОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ЮФО И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Интенсивное использование природных ресурсов на протяжении нескольких десятилетий приводит к их истощению. Наблюдается смена видового состава лесов на менее ценные, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны, отмечается устойчивая тенденция перевода сельскохозяйственных земель, в том числе пахотных, в земли транспорта, промышленности и поселений: фактически истощены рыбные запасы, отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в связи с эксплуатацией транспортных средств и выбросами промышленных предприятий, особенно топливно-энергетического комплекса. Все эти негативные последствия, безусловно, не могли не сказаться на изменении качества природной среды и здоровье людей.
Южный федеральный округ занимает выгодное экономикогеографическое положение и является стратегически важным регионом Российской Федерации, в том числе - в сфере использования природных ресурсов. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, регион обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, развитым хозяйственным многоотраслевым комплексом и отличается разнообразием природных ресурсов.
Территория ЮФО уникальна многообразием экосистем растительного и животного мира, разнообразием рельефа и почвенного состава, своим умеренным и частично субтропическим климатом, тремя омывающими его морями. Природное своеобразие региона обусловлено его положением на стыке южной окраины Русской равнины и горной системы Большого Кавказа, в переходной зоне между умеренным и субтропическим климатическими поясами. Административно эта территория охватывает почти все субъекты Южного федерального округа. Благоприятный климат, плодородные почвы, разнообразие природных ресурсов и высокая биологическая продуктивность Черного, Азовского и Каспийского морей должны способствовать интенсивному экономическому развитию региона и быстрому росту населения в его пределах.
В то же время имеющиеся здесь возможности используются не в полной мере. Вклад Южного федерального округа в экономику страны не превышает 6,5 %, несмотря на то, что здесь проживает 1/7 часть населения страны.
Многообразие природных ресурсов на территории Южного федерального округа, потребность интенсивного вовлечения их в сферу социально-экономического развития округа делает необходимым ужесточение государственного контроля как механизма государственного управления в этой сфере деятельности1 .
Ростовская область сохраняет приоритетные позиции в Южном федеральном округе как высокоразвитый научно-образовательный и инновационный комплекс, обладающий развитым ресурсным и промышленным потенциалом.
На территории области находятся предприятия угледобывающей, машиностроительной, металлургической, химической, легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, ко-
1 Темников В.И. Росприроднадзор сообщает наши приоритеты. Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». 2005. № 29 (275), сентябрь.
торые оказывают негативный воздействие на окружающую природную среду.
По запасам и качественным характеристикам угля область является уникальной не только в России, но и в мире. Неоправданная система реструктуризации угольной промышленности нанесла огромный ущерб Ростовской области как в социально-экономическом, так и в экологическом плане.
Уголь Восточного Донбасса - огромный энергетический ресурс страны. Уникальность донских антрацитов и коксующих углей определяет перспективу широкого спектра их использования в развивающейся экономике РФ.
Одним из важнейших моментов эффективного использования сырьевых ресурсов является необходимость пересмотра нормативноправовой базы недропользования, четкого разграничения полномочий в сфере использования и охраны недр между федеральным центром и субъектами Федерации. Без этого невозможен программный, системный подход к использованию природных ресурсов.
Эти вопросы в настоящее время находятся в стадии решения на правительственном и законодательном уровнях. В законопроектах предусмотрено определение приоритетов геологических исследований, формирование резервных видов полезных ископаемых, совершенствование лицензионной системы и экономического механизма недропользования.
Крайне низкая степень геолого-геофизической изученности территории при наличии перспектив на стратегические и высоколиквидные виды полезных ископаемых - результат традиционного взгляда на Ростовскую область как преимущественно угледобывающий регион. Чтобы изменить такое представление необходима разработка и реализация целевых программ геологического изучения недр с привлечением средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников на среднесрочную перспективу.
Негативные экологические процессы в Восточном Донбассе, вызванные обвальным закрытием шахт, требуют создания единой системы мониторинга состояния недр во всем угольном регионе. Очевидна необходимость в договоренности совместных практических шагов Минэнергетики и Администрации области как в части финансирования, так и организации конкретной работы. Комплексная программа
позволит не только оздоровить природу Донбасса, но и решить важнейшие социально-экономические проблемы региона1.
В настоящее время происходит достаточно быстрое затопление шахтных выработок, что приведет к резкому увеличению объемов, поступающих на поверхность шахтных вод, причем с гораздо более высокими концентрациями тяжелых металлов, по сравнению с водами действовавших шахт.
Вследствие ликвидации угольных шахт в Ростовской области возникло множество экологических проблем:
1. Ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов до уровня, делающих их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения. В пределах г. Шахты отмечено превышение ПДК по марганцу: р. Атюхта - в 235 раз, р. Кадамовка - 7-8 раз, алюминию в обеих реках - в 92 раза.
2. Подтопление и заболачивание территорий водами закрывающихся шахт.
3. Выход на поверхность или в подвальные помещения мертвого воздуха. На площадях горных отводов ликвидируемых шахт установлено 272 угрожаемые и 16 опасных зон по выделению вредных газов общей площадью 9424,22 га, где расположено 10855 жилых домов и 174 административно-промышленных здания2 .
4. Деформация земной поверхности.
5. Вывод из хозяйственного использования значительных площадей вследствие размещения на них отходов горнорудного производства и их негативное воздействие на окружающую среду.
Помимо вышеперечисленных проблем в Ростовской области существуют достаточно большое количество экологических проблем, не связанных, по крайней мере, напрямую с ликвидацией угольных предприятий.
\..Загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Для решения проблемы отходов в области необходимо внедрение новых технологий по их переработке, а не только захоронение; требуется более активное участие органов областного и муниципальных управлений в организации дифференцированного сбора отхо-
1 Бурьянов О.В. Донской край - кладовая природных богатств России. -Ростов н/Д.: Папирус. 2004.
2 Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2003 году». Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области. Ростов н/Д, 2004.
дов с целью их переработки, в приобретении и строительстве мусороперерабатывающих установок. Непринятие экстренных мер в решении проблем отходов чревато загрязнением почв, подземных вод, поверхностных водоемов, воздушного бассейна высокотоксичными веществами и деградацией природных ландшафтов.
2. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, а также от объектов электротеплоэнергетики, стройиндустрии, металлургической промышленности, предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта составляют 603,4 тыс. тонн или примерно 80 % от общего объема выбросов по области. Для решения указанной проблемы необходимо усилить контроль за качеством реализуемого автомобильного топлива, расширить применение технических усовершенствований автотранспортных средств, обеспечить рациональную систему дорожного движения в городах и строительство объездных дорог.
3. Деградация многих поверхностных водных объектов, что обуславливает негативные последствия весенних половодий и паводков. В последние годы из-за отсутствия финансирования расчистка русел рек осуществляется не в полной мере. В результате русла некоторых рек утратили дренажную способность, заросли водной растительностью. При прохождении высоких паводковых расходов водопропускные сооружения, построенные без проектов хозспособом, не справляются с пропуском паводком.
4. Состояние объектов социальной природоохранного назначения (ОСК, КНС, водопроводной сети и канализации).
5. Истощение рыбных запасов. В результате интенсивного изъятия природных запасов рыбы, а также строительства крупных гидросооружений на Дону и других реках области, рыбным запасам Донского края был нанесен непоправимый ущерб. С целью сохранения и увеличения запасов основных промысловых рыб Азово-Донского бассейна с 2003 года речной промышленный лов леща запрещен до восстановления его запасов. Другой мерой является усиление борьбы с браконьерством. Подобные меры должны быть применены и в охотничьих хозяйствах области.
6. Сохранение биоразнообразия. Эта проблема характеризуется сокращением ареалов и снижением численности отдельных видов животных.
Экономические преобразования последних 20 лет отрицательно отразились на состоянии природного баланса. Экологическая ситуация в области в целом оценивается как негативная. Возник целый ряд про-
блем, решение которых нельзя откладывать на потом. Анализ ситуации в области охраны окружающей среды в Ростовской области показывает, что в последние несколько лет в большинстве отраслей сохраняется рост показателей удельных выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов на единицу продукции.
Ежегодно возрастает число городов, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий. Продолжается ухудшение состояния водных объектов и почв1 .
К основным экологически опасным объектам относятся: порты гг. Ростова-на-Дону, Азов, Таганрог; Северо-Кавказская железная дорога; очистные сооружения канализации и водозаборы всех крупных городов; Волгодонская АЭС; Магистральные нефтепроводы; крупные промышленные предприятия (Новочеркасская ГРЭС, Несветай ГРЭС, Волгодонская ТЭЦ-2, Ростовская ТЭЦ-2, Каменский химкомбинат, Новочеркасский электровозостроительный завод, Сулинский металлургический завод и другие). Наибольшее количество загрязняющих веществ наблюдается в городах: Ростов-на-Дону, Шахты, Волгодонск, Красный Сулин, Таганрог, Новошахтинск. На протяжении ряда лет г. Новочеркасск по уровню загрязения атмосферы стационарными источниками входит в десятку самых неблагополучных городов России.
Хозяйственная деятельность имеет очень большое негативное воздействие на водные объекты области. Наиболее преобладающими ингридиентами загрязнения являются: сульфаты, хлориды и сухой остаток. Загрязняющие вещества поступают со сточными водами в главные водные объекты - реки Дон, Маныч, Сал, Северский Донец, Кундрючья. В бассейнах реки Дон и его притоков расположено большинство предприятий.
Основными субъектами загрязнения являются: Волгодонское Управление оросительных систем (УОС), Аксайское межрайонное УОС, Управление эксплуатации Донского магистрального канала и Семикаракорское межрайонное УОС, Водоканал г. Ростова-на-Дону. В бассейне р. Северский Донец -Белокалитвенский водоканал и водоканал г. Каменска. В бассейне р. Маныч -Веселовское межрайонное УОС, Багаевское районное УОС. В бассейне р. Сал -Семикаракорское УОС. В бассейне р. Кундрючья - шахта «Садкинская» и ОАО «Несве-тайводострой». На территории области основными источниками загрязнения являются предприятия промышленности, ЖКХ и межрайонные УОС.
1 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году». М., 2006.
Большой ущерб водным объектам области наносят сточные воды промышленных предприятий, сельскохозяйственных и жилищнокоммунальных объектов в связи с низким уровнем эффективности очистных сооружений.
Сложившаяся водохозяйственная обстановка требует активного принятия мер по упорядочению регулирования стока малых рек, сокращению изъятия воды за счет внедрения маловодных технологий, ликвидации потерь воды по сетям, внедрения оборотного водоснабжения, внедрения современных методов очистки сточных вод и прекращение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты.
Проводимые в последние годы в области земельные и экономические преобразования не привели к повышению эффективности использования земель и улучшению их состояния. Продолжается интенсивное развитие таких негативных процессов и явлений, как водная и ветровая эрозия, переувлажнение, засоление, осолонцевание, загрязнение почв и грунтов токсичными веществами. Все эти процессы приводят к разрушению почв и снижению их плодородия, опустыниванию крупных массивов, ухудшению эколого-токсикологической обстановки, сокращению биоразнообразия1.
Наиболее значительным (по масштабам и интенсивности проявления) деградационным процессом является водная и ветровая эрозия почв: на территории области эрозионному воздействию предрасположено свыше 35 % сельскохозяйственных угодий.
Мероприятия по финансированию ликвидации кризисного экономического состояния хозяйствующих объектов не обеспечены в необходимом объеме. В частности, закладка полезащитных лесополос и противоэрозионных овражно-балочных насаждений осуществлялась только на 10-20 % от намеченного объема.
Ростовская область входит в число главных агропромышленных центров России. Однако рост производства сельхозпродукции наряду с экономическими трудностями сдерживается процессами деградации земель на обширных территориях, в том числе прогрессирующим опустыниванием. К категории деградированных относится более половины сельскохозяйственных угодий. Наиболее подвержены опустыниванию восточные районы.
Оценивая в целом проводимые в ограниченных объемах мероприятия (главным образом агролесомелиоративные работы по закреплению развеваемых песков и обводнение пастбищ), следует признать их
1 Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2005 году». Ростов н/Д., 2006.
малоэффективными и не адекватными масштабам проблемы, процессы опустынивания прогрессируют, охватывая новые площади. Сложившаяся ситуация требует принятия неотложных мер и оказания эффективной государственной поддержки. Нужны незамедлительные меры на уровне правительства - например, принятие и реализация межрегиональных программ. В целом, необходимо продолжение земельной реформы.
Интенсивное в последнее десятилетие хозяйственное освоение природных ресурсов области привело к деградации, а в некоторых случаях - к полному исчезновению коренных степных экосистем. В связи с изменением условий обитания происходит снижение численности отдельных видов животных.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом даже штрафных санкций составляет сотые доли процента в затратах и десятые доли "процента от прибыли предприятий. Это результат того, что длительное время не совершенствовалась система экологических платежей, т.е. не повышались размеры ставок; применяемые коэффициенты индексации не в полной мере учитывали темпы роста инфляции; был утрачен целевой характер использования средств, поступающих в бюджеты различного уровня.
В результате этого промышленным предприятиям оказалось гораздо выгоднее загрязнять окружающую среду, вкладывать средства в природоохранные мероприятия.
Поэтому сегодня самое важное - стимулирование снижения негативного воздействия на окружающую среду путем восстановления основных принципов платы за это воздействие: регулятивного и компенсационного. В стратегическом плане — это совершенствование механизма платы за негативное воздействие в результате формирования новой законодательной базы.
Многие вопросы, в частности в области экологической экспертизы, промышленной безопасности, охраны атмосферного воздуха и водных источников, платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетности, совершенствования экономических механизмов в области охраны окружающей среды, предполагается передать в субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках их компетенции.
Это ставит перед органами государственного надзора всех уровней еще одну очень важную, если не самую главную задачу — найти формы преодоления различного рода негативных трений, недомолвок, «перетягивания каната». Необходимо объединить усилия в
благородном деле формирования нового, экологически ориентированного мировоззрения, позитивного отношения к природе.
Увеличение загрязнения окружающей среды, истощение природных ресурсов, ухудшение экологической ситуации в регионах - все это происходит по причине отсутствия действенной системы контроля за соблюдением требований и правил в сфере природопользования, низкой степени охвата государственным контролем и надзором объектов природопользования, животного и растительного мира и среды их обитания, природных экосистем и территорий.
В РФ в основу устойчивого развития регионов должны быть положены следующие положения:1
- повышение эффективности использования первичных ресурсов с учетом ассимиляционного потенциала и уровня экономического освоения региона для достижения целей экологической безопасности2;
- увеличение доли утилизации отходов в различном виде производства;
- комплексное использование вторичных ресурсов;
- уменьшение ресурсоемкости производства;
- уменьшение доли затрат энергии и ресурсов, на производство единицы продукции, уменьшение отходов;
- формирование нового менталитета, в котором должны преобладать экологические приоритеты и ценности;
- экологизация образования3;
- правовое обеспечение природоресурсного и природоохранного регулирования;
- формирование сбалансированных финансовых потоков природоресурсной и природоохранной составляющих природопользования.
Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности в регионах, исходя из Указа Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в РФ» от 3.06.1996 г № 8034 , должна учитывать:
1 Игнатов В.Г., Кокин А.В. Пути обеспечения региональной экологической безопасности в сбалансированном природопользовании// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2000. № 2.
2 Кокин А.В. Стратегии регионального природопользования и экологической безопасности //Региональные стратегии и технологического развития.-Ростов н/Д: СКАГС. 1996. № 3.
3 Родзянко Н.Г., Игнатов В.Г., Кокин А.В. Проблемы экологического образования на пороге XXI века //Образование в XXI веке.-Ростов н/Д. 1998.
4 Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в РФ» от 03.06.1996 г. № 803.
- экологически обоснованное размещение производительных сил с учетом ассимиляционного потенциала природных комплексов;
- сбалансированное, синергетическое использование природных ресурсов;
предупреждение возникновения противоречий между развитием производительных сил и необходимостью сохранения природных экосистем.
Природные и хозяйственные особенности Ростовской области и ее уникальность в целом требуют специфических подходов к экономическому развитию, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Вследствие этого, в основу стратегии и перспективного развития области могут быть положены две приоритетные задачи:
1. Охрана и поддержание на оптимальном уровне природноресурсного потенциала и, в том числе, требуемого качества окружающей среды.
2. Формирование высокоэффективной структуры хозяйства, отвечающей требованиям рационального природопользования и нуждам экономики.
Следуя принципам устойчивого развития, Ростовская область, располагая богатой минерально-сырьевой базой, имеет реальные возможности занять достойное место среди регионов, успешно решающих проблемы рационального, эффективного ее использования при соблюдении всех норм природопользования и охраны окружающей среды.
Наличие колоссальных природных ресурсов (недра, вода, биоресурсы, земли), исключительные климатические условия, выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, мощный промышленный, кадровый, научный и интеллектуальный потенциал - основные составляющие базы для достижения высокого уровня экономического развития. Чтобы добиться баланса между экономикой и экологией, необходимо соблюдение обязательного условия -бережного, рационального, неистощительного подхода к природопользованию, строгое соблюдение всеми субъектами хозяйственной деятельности природоохранного законодательства.
Решить экологические проблемы мы сможем, только если нас всех будет объединять одна общая забота — сохранение благоприятной окружающей среды для жизни человека, в том числе для будущих поколений.