Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / уровень жизни / инфраструктура / туризм / рекреация / отдых / тенденции и проблемы / region / standard of living / infrastructure / tourism / recreation / leisure / trends and problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Али Магомедович

В статье рассмотрены проблемы развития индустрии туризма и отдыха в условиях антивирусных ограничений. Исследованы основные тенденции развития туристкой отрасли Республики Дагестан. Подчеркивается социально-экономическое значение данного направления, в особенности для снижения уровня безработицы и повышения качества жизни населения региона. Обосновывается необходимость опережающего развития инфраструктуры отрасли. Предложены пути эффективного использования имеющегося потенциала увеличения объема услуг, оказываемых туристам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHALLENGES AND TRENDS IN TOURISM DEVELOPMENT

The article considers the problems of development of the tourism and recreation industry in the context of anti-virus restrictions. The main trends in the development of the tourism industry of the Republic of Dagestan are investigated. The socio-economic importance of this direction is emphasized, especially to reduce unemployment and improve the quality of life of the population of the region. The necessity of advanced development of the industry infrastructure is substantiated. Ways of effective use of the existing potential to increase the volume of services provided to tourists have been proposed.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338:48 ББК 65.433

DOI 10.24412/2412-2025-2022-1-27-34

Магомедов Али Магомедович - кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Magomedov Ali Magomedovich - PhD in Economics, Professor, Professor of the Department of Economics, Dagestan State University of National Economy

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

NEW CHALLENGES AND TRENDS IN TOURISM DEVELOPMENT

В статье рассмотрены проблемы развития индустрии туризма и отдыха в условиях антивирусных ограничений. Исследованы основные тенденции развития туристкой отрасли Республики Дагестан. Подчеркивается социально-экономическое значение данного направления, в особенности для снижения уровня безработицы и повышения качества жизни населения региона. Обосновывается необходимость опережающего развития инфраструктуры отрасли. Предложены пути эффективного использования имеющегося потенциала увеличения объема услуг, оказываемых туристам.

Ключевые слова: регион, уровень жизни, инфраструктура, туризм, рекреация, отдых, тенденции и проблемы.

The article considers the problems of development of the tourism and recreation industry in the context of anti-virus restrictions. The main trends in the development of the tourism industry of the Republic of Dagestan are investigated. The socio-economic importance of this direction is emphasized, especially to reduce unemployment and improve the quality of life of the population of the region. The necessity of advanced development of the industry infrastructure is substantiated. Ways of effective use of the existing potential to increase the volume of services provided to tourists have been proposed.

Keywords: region, standard of living, infrastructure, tourism, recreation, leisure, trends and problems.

Есть блага, ценность которых мы ощущаем, когда эти блага становятся ограниченными или вовсе недоступными. Одним из них является свобода перемещения по миру, возможность путешествовать и отдыхать. Из-за антикоронавирусных ограничений из всех сфер деятельности туризм пострадал больше всего. Так, согласно отчету МВФ о внешнем туризме за 2020 г. общий доход отрасли снизился более чем на треть (34,7%.) [1].

Сокращение экспортных доходов индустрии туризма и гостеприимства в мире по итогам 2020 года может составить от 0,9 до 1,2 трлн долл. США [2]. По оценкам специалистов Международной организации труда (МОТ), пандемия может привести к потере 305 млн рабочих мест,

многие из которых находятся в секторе туризма и привести к сокращению экономики международного туризма на 45 - 70% [3].

Банк России отмечает, что по данным мониторинга отраслевых финансовых потоков, объем входящих платежей в туристической отрасли России к концу августа 2020 г. отставал от докоронавирусной величины примерно на 54 % [2].

Россияне частично переключились с выездного туризма на различные формы отдыха внутри страны. Так, по оценкам НИУ Высшая школа экономики, потенциальное количество туристов, заинтересованных в отдыхе внутри России составляет свыше сорока млн чел., а потенциал рынка внутреннего туризма после пандемии может составить от одного до полутора трлн руб. [4].

Россия имеет не только огромный спрос на рынке внутреннего туризма, но и предоставленные природой и историей для развития данной отрасли условия, - неограниченные рекреационные пространства, различные природные и историко-культурные достопримечательности.

Складывающаяся эпидемиологическая ситуация сдерживает все виды туризма в мире, и это дает шанс отечественной индустрии туризма полнее задействовать потенциал внутренней рекреации и туризма. В нашей стране принята программа по развитию внутреннего туризма. В частности, Правительство России выделило 15 млрд рублей на реализацию программы по возвращению гражданам части расходов за покупку туров по России и бронирование билетов.

Эксперты считают, что после коронавирусной пандемии есть четыре сценария дальнейшего развития туризма: первый - всё вернется на круги своя, второй - выживут только сильнейшие, третий - смерть массового туризма и четвертый - тотальная виртуализация туризма.

Первый сценарий - всё вернется на круги своя - означает, что благодаря государственной поддержке выживут все туроператоры и все останутся «на плаву». При этом будет высокой уровень конкуренции среди туроператоров. В итоге, туристы выиграют, но при этом появятся новые санитарные требования к организации туризма.

Второй сценарий - смерть массового туризма - очень трагичный сценарий, по которому большая часть существующих туристских организаций не переживёт этот кризис и массового туризма как такового не останется.

Третий сценарий, - выживут только крупнейшие туроператоры, при котором коронавирус будет возвращаться волнами, а границы будут то открываться, то закрываться в этой нестабильной ситуации. Разумеется, рынок туристических услуг будет монополизирован, крупные компании будут диктовать свои условия на туристском рынке.

Четвертый сценарий предполагает тотальную виртуализацию. Эксперты считают, что в связи с тем, что многие организации не переживут кризис, останутся лишь небольшие организации, которые будут рассчитаны на маленькое количество людей, и огромное количество путешествий перейдёт в виртуальную реальность, т.е. реальные поездки смогут позволить только состоятельные люди, а все остальные будут путешествовать виртуально.

Конечно, первый сценарий, когда при государственной поддержке выживут все компании и всё вернется на круги своя, более при-

влекателен. Однако, возможно для этого придётся потенциальным туристам зарегистрироваться в службе, которая отслеживает перемещение и авиакомпании будут получать предупреждения об их контактах с инфицированными людьми или людьми, которые были в местах с высоким риском заражения. Если раньше в ночных клубах запрашивали удостоверение личности для подтверждения возраста, в будущем могут спрашивать паспорт иммунитета. Но такое навязчивое наблюдение будет считаться небольшой ценой для того чтобы свободно путешествовать и общаться с другими людьми.

Независимо от того, какой сценарий ждёт туризм в перспективе, эксперты считают, что точно изменится одно - это наш запрос на безопасность и есть мнение, что помимо паспортов и виз, которые уже стали традиционными для путешествий, появится новый документ - это паспорт иммунитета.

Республика Дагестан - один из немногих регионов мира, где есть предпосылки развития всех известных видов туризма. Несмотря на безусловные конкурентные преимущества, платформу туризма как крупного бизнеса придется создавать чуть ли не «с нуля».

Дагестан известен своим гостеприимством, богатством историко-культурных памятников и разнообразием ландшафтов, начиная с морского песчаного побережья до вечных ледников вершин Большого Кавказа. В годы советской власти большое внимание уделялось туризму и рекреации, с каждым годом рос туристический поток и развивалась инфраструктура отрасли. Кризис, связанный с переходом на рыночные отношения (когда в результате непродуманной приватизации объекты индустрии отдыха и рекреации оказались в частных руках), военные действия в соседней республике и ситуация с экстремизмом в самом Дагестане, по сути, привели к полному развалу всей туристской отрасли. Это относится, в первую очередь, к въездному и внутреннему туризму для рекреации. В то же время, с началом рыночных реформ широкое развитие получил выездной шопинг-туризм, а также паломничество верующих в святые места.

В условиях катастрофической безработицы в республике шо-пинг-туризм для многих стал формой занятости и «первоначального накопления капитала» для собственного бизнеса. Сложившаяся в Махачкале и в большей степени в Хасавюрте инфраструктура торговли и сферы услуг (порою уродливая и хаотичная) - это следствие шопинг-туризма, который развивался, начиная с 90-х годов. Об этой стороне туризма в республике не принято говорить, она ведь и так развивается. Правда, органам власти следовало управлять этим процессом, в особенности, застройкой городских территорий и размещением объектов инфраструктуры. Возможно, тогда у нас сегодня меньше было бы проблем с вывозом мусора, «пробками» на дорогах, с перебоями водо - и электроснабжения. А ведь именно перечисленные проблемы являются основными препонами развития туризма в регионе.

В таблице 1 приводятся основные показатели, характеризующие развитие туризма в республике с 2017 г. В 2020 г. туристский поток из -за пандемии сократился на 10 тыс. чел. Общее сокращение потока произошло за счет въездного туризма, количество иностранных туристов сократилось более десяти раз. Объем платных туристских услуг в 2020г. сократился на 20% или на 628,5 млн руб. В то же время объем

услуг санаторно-оздоровительных учреждений вырос на 2,5% или на 9,5 млн. руб.

Таблица 1

Основные показатели развития туризма в РД

Ед. изм. 2021г. 2021гв

Показатели 2017г. 2018г. 2019 г. 2020г. (на 01.09) % к 2017г

Въездной и внутренний ту- тыс. 608 685 850 840 823 135,4%

ристскии поток чел.

Количество иностранных тыс. 29,4 28,6 26,8 2,6 0 0,0%

туристов, въехавших на чел.

территорию субъекта

Выезд жителей Дагестана с тыс. 32,3 33,4 35,8 10,8 0 0,0%

туристскими целями за рубеж чел.

Объем платных туристских млн. 2416,9 2925,6 3133,4 2504,9 1466,8 61,1%

услуг ру<5.

Объем платных услуг гос- млн. 1554,3 2259,5 1913,1 1108,8 1050,1 66,6%

тиниц и аналогичных руб.

средств размещения

Объем услуг санаторно- млн. 332 561,6 366,9 386,4 350,5 105,6%

оздоровительных учрежде- руб.

ний

*Составлено автором на основе данных Дагестанстата

В условиях пандемии во внутреннем туризме наблюдается тенденция сокращения продолжительности туристической поездки. Синдром упущенной выгоды - это феномен современной культуры, заключающийся в боязни не упустить важные вещи и события, в высоком темпе жизни и перенасыщенности информационного поля. Он приводит к тому что люди хотят за короткое время увидеть очень много мест. Этим можно объяснить, что прирост туристского потока в республике в 2021 г. не привел к росту объема оказываемых туристских услуг (см. рис. 1).

Въездной и внутренний туристский поток ... 900 -Объем платных туристских услуг млн. руб. 3500

800 3000 600 ^^ ■ Щ Д ш 2500 500 | £ 2000

400 У | 1500

200 н 1 1500

100 500

0 0 2017г. 2018г. 2019 г. 2020г. 2021г.

Рис. 1. Динамика развития туристического потока и объема услуг в РД В туристической сфере набирает популярность формат коротких поездок, как правило до трёх дней на выходные или на праздники, чтобы эти поездки были в один или несколько городов с большим посещением разных достопримечательностей. Эксперты предполагают, что в краткосрочной перспективе тренд на короткие путешествия ослабнет, пандемия заставит людей более взвешенно и осознанно относиться к своим путешествиям и к выбору пункта назначения.

По предварительным оценкам туристский поток к концу 2021 года достигнет одного миллиона человек и возрастет на 20% по сравнению с прошлым периодом. Однако инфраструктура отрасли не поспевает за объемом потока.

Как видно из таблицы 2, за период 2017-2021 гг. произошел заметный рост как туристских предприятий, так и операторов. Но в регионе нет крупных туристских операторов, способных реализовать крупные туристские проекты.

Таблица 2

Развитие инфраструктуры туристской отрасли Республики Дагестан

(по состоянию на 01.09.2021г.)

Показатели Ед. изм. 2017г. 2018г. 2019 г. 2020г. 2021г.

Число, занятых в сфере туризма тыс. чел. 8,9 9,6 10,045 10,003 10,18

Количество туристских предпри- Ед. 48 44 48 53 56

ятий, /туроператоров 3 4 10 10 13

Количество коллективных Ед./ 246/ 242/ 255/ 252/ 329/

средств размещения к/м 19398 20770 21299 17876 21100

Гостиницы Ед. 131 125 131 130 192

Турбазы Ед. 52 52 52 51 55

Санатории Ед. 25 25 25 17 17

Гостевые Дома Ед. 38 40 47 54 65

Номерной фонд в КСР Ед. 6814 7339 7463 6136 7474

*Составлено авторам на основе данных Дагестанстата

Количество койко-мест в коллективных средствах размещения за анализируемый период увеличилось на 8,8%, а общий номерной фонд в них вырос на 9,6%.

Число занятых в сфере туризма в последние три года остается на одном уровне, - это примерно 10 тыс. чел., что составляет лишь 1% от общего числа занятых в республике. Общая же численность безработных в республике 200 тыс. чел. (по методологии МОТ), что говорит о социальной значимости развития сферы туризма в республике для снижения уровня безработицы.

Наличие туристско-рекреационного потенциала в регионе способствует не только появлению рабочих мест, но и создаются условия для получения прибыли представителями смежных с туризмом отраслей [5]. Республика в прошлом знаменита своими народно-художественными промыслами. Развитие индустрии туризма стимулирует и развитие народно-художественных промыслов. В 2019 г. было реализовано продукции народными художественными промыслами на 1173 млн руб., что составляет 37,4% к объему туристских услуг. В 2020 г. объем продукции художественных промыслов сократился на 46,8%, и данная тенденция продолжилась в 2021 году.

Введением карантинных мер значительная часть сотрудников в мире перешла на формат удалённой работы. По данным опроса кадровых компаний, если до пандемии в России на удаленную работу было переведено только 6% сотрудников, то уже в марте 2020 г. эта цифра составила 43%. Пандемия продемонстрировала эффективность удалённой работы и после отмены ограничений. Возможность работать из любой точки мира принципиальным образом пересматривает традиционное распределение дней на рабочие дни и отпуска, получать новые впечатления, менять обстановку, знакомиться с новыми культурами и традициями.

Это начало смены парадигмы отрасли с географической привязанностью. Теперь не надо менять работу для того чтобы посмотреть мир, пожить в разных городах или странах. Люди просто будут переезжать из

города в город, из страны в страну на короткий срок и снимать там жильё. Это новый опыт совмещения работы и отдыха в форме туризма. Такие путешественники называются цифровыми кочевниками и если раньше это были ИТ-специалисты, то считается, что до 2035 года в мире будет насчитываться 1 млрд цифровых кочевников, а это 11% от общей численности населения.

Развивая туризм в регионе, следует в местах отдыха создавать условия для удаленной работы, провести высокоскоростной интернет, предоставить в местах отдыха доступ к интернету, условия отдыха вместе с семьей и т.д.

В индустрии туризма под влиянием пандемии наблюдается рост спроса на отдых без спешки, увеличилась длительность путешествия, перемещения пешком или на велосипеде, или на наземном транспорте, знакомство с местной культурой и проживание с местными жителями. Опрос компании Booking.com демонстрирует, что почти две трети путешественников планирует более длительные путешествия. Туристы превращаются в путешественников, готовы добираться до места отдыха дольше по разным причинам: 48% хотят снизить влияние транспорта на окружающую среду; 61% хотят насладиться видом на природу, а 51% хотят передвигаться на необычных видах транспорта [6].

Главной задачей на сегодняшний день является создание благоприятных условий для развития туризма в нашей республике. Освоение новых объектов инфраструктуры туризма и отдыха в РД будет являться дальнейшей перспективой в развитии турима в Дагестане. Наряду с благоприятными условиями и реализацией новых объектов инфраструктуры существуют своего рода проблемы.

332 355 -610 676 5595 1123

■3Шк шш 8161

12195 12195 12285 8990 9208

3178 3178 3178 2615 2608

2017г. 2018г. 2019 г. 2020г. 2021г.

■ Гостевые дома

■■'■■' Гостиницы и аналогичные средства размещений ■ Туристских баз и зон отдыха л Санаторно-курортные организации Рис. 2. Динамика койко-мест в коллективных средствах размещения в РД

Должны быть созданы дополнительные условия для того чтобы принимать туристов, чтобы рост внутреннего туризма сохранился. В среднесрочной перспективе необходимо повышать уровень сервиса. Сейчас у туристов есть чёткий запрос на глэмпинг. Люди хотят поддерживать тот уровень комфорта, к которому они привыкли, сохранить прелести путешествия на природе, но при этом ночевать и питаться с комфортом, обойтись без необходимости ночёвок в палатках. Особую привлекательность в перспективе получат кросс-маршруты, которые позволят за одну поездку увидеть несколько регионов. Это укрепит и межнациональный мир, что очень важно для нашего многонационального края.

Следует создавать туристско-рекреационные комплексы посредством разработки территориального планирования туристско-рекреацион-ных комплексов и формирования туристских профилей муниципальных образований, дорожной карты по созданию и совершенствованию туристской инфраструктуры, в том числе дорог к объектам показа.

Необходима поддержка предпринимательской инициативы в сфере туризма через механизм грантов и налоговых льгот.

Необходим комплекс мер по расширению ассортимента и повышения доступности туристских услуг, в том числе с использованием современных технологий посредством формирования туристского продукта в сфере агротуризма (сельского туризма), этнокультурного, экологического, гастрономического, экстремального, событийного, пляжного и других видов туризма, доступной среды на объектах показа и на объектах туристской инфраструктуры, стимулирования внедрения цифровых технологий при формировании и продвижении туристских услуг.

Список литературы

1. Forecasted change in revenue from the travel and tourism industry due to the Coronavirus (COVID-19) pandemic worldwide from 2019 to 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.statista.com/forecasts/1103426/covid-19-revenue-travel-tourism-industry-forecast.

2. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики №68, декабрь 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ac.gov.ru/publications/.

3. COVID-19 и сектор туризма [Электронный ресурс]. - URL: https://ros-congress.org/materials/covid-19-i-sektor-turizma/.

4. Внутренний туризм. Последствия пандемии для туристической отрасли. НИУ Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - URL: https: //www .hse.ru/mirror/pubs/share/433402486.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ибрагимова, З.Ф., Хамадеева, З.А. Проблемы развития туризма в России // Доклады Башкирского университета. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 96-100.

6. Sustainable Travel Report 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://news.booking.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.