Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ПЕРИОД КРИЗИСА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ПЕРИОД КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
943
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / КОРОНАВИРУС COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИНДУСТРИЯ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИНДУСТРИИ / CRISIS / COVID-19 CORONAVIRUS / PANDEMIC / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / TOUR OPERATOR / TOURISM BUSINESS / ECONOMY / EFFICIENCY OF THE TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балгабаева В. Т., Ким П. Г., Советкали О. С.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния кризисных явлений на экономику туристической отрасли, а также возможности и тенденции дальнейшего развития индустрии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE INDUSTRY TOURISM IN CRISIS

The article discusses current issues related to the impact of the crisis on the economy of the tourism industry, as well as opportunities and trends for further development of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ПЕРИОД КРИЗИСА»

ровать возможные угрозы с рациональной точки зрения, SWOT-анализ для этого является наиболее подходящим вариантом.

Список литературы

1. Донэкспорт - Портал экспортной деятельности Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://donexport.ru. - (Дата обращения: 09.04.2020).

2. Зыряева Н.П. Развитие внешнеэкономической деятельности организаций аграрного сектора России в условиях импортозамещения / Н.П. Зыряева, О.Н. Кадышева, Н.Л. Леонтьев // Вестник российского университета кооперации. - 2018. - С. 22-27.

3. Лихачева О.И. Анализ конкурентоспособности сферы обращения с отходами в вологодской области на основе SWOT-анализа / О.И. Лихачева // Аллея науки. - 2018. - С. 635-639.

4. Маркетинг Ь2Ь-компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://bbgl.ru. - (Дата обращения: 08.04.2020).

5. Мицкевич С.М. Особенности формирования и функционирования системы продвижения в агропромышленном комплексе: теоретические аспекты / С.М. Мицкевич// Молодежь в науке - 2017. - 2018. - С. 105-110.

6. Шелепун М.Р. SWOT-анализ как метод оценки конкурентоспособности предприятия / М.Р. Шелепун // Форум молодых ученых. - 2018. - С. 713-715.

Балгабаева В.Т.

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Туризм» Ким П.Г., Советкали О.С.

студенты Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ПЕРИОД КРИЗИСА

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния кризисных явлений на экономику туристической отрасли, а также возможности и тенденции дальнейшего развития индустрии туризма.

Ключевые слова: кризис, коронавирус СОУГО-19, пандемия, туризм, ту-риндустрия, туроператор, туристический бизнес, экономика, эффективность туриндустрии.

Balgabaeva V.

PhD in Economics, professor, Department of Tourism Kim P.G., Sovetkali O.S.

students L. N. Gumilyov Eurasian National University Nur-Sultan, Kazakhstan

THE EFFICIENCY OF THE INDUSTRY TOURISM IN CRISIS

Abstract: the article discusses current issues related to the impact of the crisis on the economy of the tourism industry, as well as opportunities and trends for further development of the tourism industry.

Key words: crisis, COVID-19 coronavirus, pandemic, tourism, tourism industry, tour operator, tourism business, economy, efficiency of the tourism industry

Туризм - одна из крупнейших отраслей мировой экономики. В настоящее время туризм занимает определенную долю на рынке услуг в каждой стране. Как и любой сектор экономики в условиях глобального кризиса, туристический сектор терпит определенные потери.

Нынешний экономически кризис в туризме возник вследствие глобального распространения пандемии «коронавируса - COVID-19», ограничений и запретов выезда граждан в другие страны, и даже по территории внутри стран в связи с угрозой распространения пандемии «коронавируса». Экономический кризис - это резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения [1].

Степень развития, продолжительность, а также параметры кризиса не ясны, так как он только начинается, но ясно, что эта ситуация так или иначе повлияет на каждого из нас. Вопрос в том, как мы воспринимаем этот кризис. Очевидно, что реальные потери от того, что происходит сейчас, просто невозможно оценить, так как неизвестно, когда все закончится.

Всемирный совет по путешествиям и туризму заявил, что под угрозой сокращения - до 75 млн. рабочих мест, а убытки туристического бизнеса превысят 2 трлн. долл. В целом по миру количество путешествий в 2020 году может сократиться на 25%, что ставит под угрозу сокращения 12-14% рабочих мест в туриндустрии по всему миру [2].

За последние 20 лет - это сильнейший удар по отрасли туризма, и потери туристических компаний могут быть колоссальными. Так считают в ассоциации туроператоров России (АТОР) [3].

В связи этим актуальность темы оценки эффективности туристической деятельности в период кризиса не подлежит сомнению. Только всесторонне проанализировав ситуацию, возможно определить текущее состояние индустрии туризма в нынешнее время, дать объективные прогнозы на будущее.

В статье рассмотрено текущее положение в туристической отрасли, исследованы последствия кризисных явлений для экономики туризма, а также предлагаются рекомендации по повышению эффективности туриндустрии в кризисный и посткризисный периоды.

Последствия вируса «COVID-19» являются одним из самых сложных испытаний для глобальной туристической отрасли за последние десятилетия и отличаются своей непредсказуемостью, затронув почти все виды туристической отрасли.

Туризм чрезвычайно мобилен и легко реагирует на всякого рода угрозы. В этой связи именно туриндустрия среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики в большей степени подвержена воздействию негативных внешних факторов [4].

Сегодня количество туристов снижается не только из-за «коронавиру-са». Цены на нефть, колебания валют, психологический страх перед поездками - все это, так или иначе, серьезно повлияет на туристическую отрасль. В этом кризисе больше всего пострадает сегмент потенциальных туристов.

В целом, ситуация сейчас выглядит следующим образом: более 3 миллиардов человек во всем мире сидят дома и боятся инфекций, границы закрыты, безвизовые режимы отменены, самолеты не летают, гостиницы пусты, а сотрудники остались без работы. Эксперты уверены, что туристический сектор в этом году будет потерян. Многие компании исчезнут так же, как и привычки туристов.

Так, например, на днях в Венгрии объявил о банкротстве туроператор Robinson Tours, который работал на рынке 25 лет. Туроператор занимался как выездным (Турция, Болгария, Черногория, Албания и др.), так и въездным туризмом [5].

Преодоление кризиса будет не таким приятным, как думают многие люди. Да, это будет радость путешествия, но не радость общения с другими людьми - это займет некоторое время.

Туристические потоки «просто рухнули», в этой ситуации их нельзя перераспределить в другие направления. По мнению оптимистов, туристическая индустрия может ожить в третьем или четвертом квартале 2020 года, но это в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе экономическая парализованность повлияет на весь мир. Экономический коллапс приведет к тому, что восстановление туризма займет больше времени, чем обычно. По мнению аналитиков, не исключено, что восстановление из-за неравной ситуации с вирусом в разных странах займет несколько лет [6]

Опыт прошлых кризисов показывает, что количество туристов в мире после пандемии будет расти очень быстро, но финансовые показатели отрасли - нет. Рентабельность туристической отрасли снизится. По мнению аналитиков, выживут только те туристические компании и туроператоры, которые могли бы накопить достаточную «подушку безопасности» в предыдущий период.

Очевидно, что пандемия «коронавируса» полностью изменит туристический сектор: в среднесрочной перспективе люди с меньшей вероятностью отправятся за границу и предпочтут внутренний туризм и это говорят все эксперты, что после долгого и изнурительного высиживания в квартирах туристы немедленно захотят отправиться в путешествия, как только у них появится такая возможность. К моменту открытия границ в отрасли накопится огромный отложенный спрос. Покупательская способность туристов снизится из-за кризиса. Возможно, международный туризм станет уделом богатых, на чье благосостояние пандемия повлиять не сможет.

Из-за экономических проблем может вырасти спрос на самые дешевые туры - люди будут экономить, выбирать самые доступные направления, а также сократится время поездки. Параллельно из-за страха перед большими скоплениями, у людей вырастет популярность экологических маршрутов, лесных походов, вылазок на природу и тому подобных видов отдыха.

Кстати, исследования подтверждают, что туризм как особая сфера услуг, быстро угасает, но никогда не погибает полностью. Причем, возрождается он также быстро, причем в более доступных формах и двигаясь от богатых стран к бедным [7].

Туристический бизнес в мире, в сложившихся обстоятельствах просто пойдет «на дно», уступив место исключительно самостоятельному туризму. Массовый туризм станет более индивидуальным, люди будут активнее бронировать свои путешествия онлайн, строить их как из кубиков конструктора. Популярность организованного пакетного туризма, видимо, продолжит снижаться, и этому будут способствовать опасения по поводу безопасности отдыха в огромных отелях.

В то же время, люди не перестанут путешествовать, услуги турбизнеса и индустрии гостеприимства будут востребованы. Рынок достанется тем, у кого хватит сил продержаться и выйти из кризиса еще более сильным

и обновленным. Человечество переживало эпидемии и пострашнее, причем с гораздо более скромным арсеналом средств для борьбы с ними.

Не секрет, что в результате нынешнего кризиса под ударом оказались небольшие туристические компании. В этой ситуации правительству необходимо думать, прежде всего, о мерах поддержки средних и малых компаний, но это не значит, что они обанкротятся: они более гибкие, им легче сократить количество рабочего времени. У крупных компаний большие статьи затрат по аренде, по оплате труда, по 1Т и др.

Основная проблема индустрии туризма в том, что из-за несовершенства законодательства о туристической деятельности, даже, несмотря на объективные форс-мажорные обстоятельства, туристические компании обязывают в соответствии законом возвращать 100% стоимости оплаченных услуг. В то же время, сами туристические компании терпят убытки и не получают возврата вложенных средств.

Также следует учитывать, что большинство банков в кризисный период отказывают в кредитовании тем сферам экономики, которые являются низко доходными и рисковыми. По этой причине некоторые игроки, возможно, покинут туристический рынок, но в бизнесе такие риски есть всегда, закрытие компаний было, есть и будет. Банкротства могут быть спровоцированы разными причинами, для решения сложившихся проблем необходимы программы по субсидированию въездного и внутреннего туризма, такие как субсидирование внутренних казахстанских чартерных рейсов, внедрение электронной визы.

Туристический бизнес в Казахстане оказался после введения 16 марта 2020 года режима ЧС в особенно тяжелой ситуации. Уже более двух месяцев весь туристический рынок находится в полной стагнации.

Туристические компании массово отправляют работников в неоплачиваемые отпуска. Если учесть, что до пандемии на туристическом рынке Казахстана функционировало около 5 тыс. компаний, то по самым скромным оценкам, работу могут потерять 10-30 тыс. чел [8].

Не так давно было принято постановление, по которому в 2020 году туристические компании будут освобождены от уплаты налога на имущество юридических лиц и ИП. Но представители туриндустрии просят освободить отрасль от уплаты всех налогов, хотя бы временно до снятия режима ЧС.

Также на уровне государства требуется поддержка чартерным перевозчикам, которая могла бы включать пакет таких мер как: установление льготных цен на авиатопливо, снижение цен на обслуживание бортов в аэропортах страны. Так можно было бы увеличить спрос на туры путем снижения стоимости авиабилетов в условиях кризиса.

Следует отметить, что крупные турфирмы Казахстана (такие как Hot Tours) подготовили совместно с Казахстанской туристской ассоциацией актуальные предложения правительству по поддержке турин-дустрии в Казахстане [9]. Большинство представителей туристического бизнеса верят, что государство понимает и слышит их и надеются на получение льготных кредитов на пополнение оборотного капитала и адресных субсидий.

Говоря о перспективах развития туристической отрасли Казахстана, скорее всего, она претерпит существенную трансформацию по своему содержанию. Учитывая гибкость и мобильность туристического бизнеса, он будет жить, но для его поддержки нужны регулярные, работающие меры государственной поддержки, ряд из которых уже приняты казахстанским правительством.

В линейке туристических продуктов, очевидно, произойдут изменения, связанные с кризисом зарубежного туризма, который может продлиться от нескольких месяцев до 2-3 лет. Поэтому, прогнозируется рост внутреннего туризма, причем в таких формах как: индивидуальный туризм, активные формы туризма (байдарки, сплавы, горный трекинг и пр.), автобусные туры, а также размещение в глэмпингах [10].

В заключении хочется отметить тот факт, что именно сегодняшний кризис выявил многие системные проблемы туристического бизнеса, которые до этого были скрыты. Поэтому, независимо от сроков изоляции и паники, туристический рынок поменяется, и выживут на нем лишь те компании и туроператоры, кто готов к таким изменениям.

Список литературы

1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

2. Коронавирус может лишить работы более 50 миллионов человек по всему миру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ria.ru/20200313/1568575417.html. - (Дата обращения: 05.05.2020)

3. По данным официального сайта АТОР. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.atorus.ru/. - (Дата обращения 12.05.2020)

4. Международный туризм в условиях мирового финансового кризиса. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.yaneuch.ru/cat_107/ mezhdunarodnyj-turizm-v-usloviyah-mirovogo/392747.2672447.page2.html (дата обращения 11.05.2020)

5. Обанкротился туроператор, обслуживающий 50% российских туристов в Венгрии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51424.html - (Дата обращения 12.05.2020)

6. Как пандемия коронавируса повлияла на туристический бизнес в России. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://journal.tinkoff.ru/ask/russia-coronavirus/ - (дата обращения 12.05.2020)

7. Влияние мировых кризисов на туризм. [Электронный ресурс]. / П. Келлер // Вестник МРАТ. - 2013. - № 3 (9). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mirovyh-krizisov-na-turizm/viewer (Дата обращения 12.05.2020)

8. Куда поедем после пандемии. Путешествие по Казахстану. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://inbusiness.kz/ru/news/kuda-poedem-posle-pandemii (дата обращения 12.05.2020)

9. Турбизнес в тисках пандемии: как выжить? [Электронный ресурс]-Режим доступа: URL: https://kapital.kz/economic/85993/turbiznes-v-tiskakh-pandemii-kak-vyzhit.html (Дата обращения 12.05.2020)

10. Кто в туризме выживет после коронавируса. [Электронный ресурс] / А. Чумак. - Режим доступа: URL: https://profi.travel/articles/45690/details (дата обращения 12.05.2020)

Гоголинская Е.А.

студент

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия Кудряшов В.С.

к.э.н.,

директор проектов Центра арктических исследований и проектов Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия

ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье определены основные проблемы управления отраслями горной промышленности Арктической зоны РФ. Рассмотрены направления и пути решения выявленных проблем. Основными результатами исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.