весьма существенное значение». В соответствии с п. 85.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», объектами судебно-медицинского трасоло-гического исследования являются "... следы-наложения на теле человека и связанные с ними по происхождению аналогичные следы на одежде, возникшие в результате кровотечения или иного механизма попадания крови на одежду и тело.».
Накопленный опыт позволяет констатировать, что ряд аспектов работы со следами биологического происхождения, в частности с кровью, в определенной мере устарел и нуждается в обновлении, что обуславливает необходимость создания новых тактических приемов с применением прогрессивных технических средств, обеспечивающих эффективное использование информации, содержащейся в этих следах.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Анализ работы медико-криминалистического отдела показал, что количество экспертиз следов крови на вещественных доказательствах не уменьшается на протяжении ряда лет и составляет весомую часть от общего числа проводимых исследований. Так в 2010 году было выполнено 45 экспертиз подобного рода, что составило 3,7% от общего числа, в 2011-44 (4,9%), 2012-69 (7,6%), 2013-60 (6,5%), 2014-58 (5,9%). Проанализировав материалы 276 экспертиз по следам крови, мы установили, что основными причинами, затрудняющими их производство, является сложность по непосредственному выявлению самих следов крови и изучению морфологических свойств трудноразличимых пятен. В подавляющем большинстве (от 67 до 90% в разные годы исследуемого периода) в качестве объектов исследования были предоставлены предметы одежды и обуви, значительно реже предметы интерьера, домашнего обихода, фотоснимки с места происшествия.
Примерно равным в процентном соотношении оказалось количество экспертиз предметов одежды с потерпевших и обвиняемых. Из предметов одежды наиболее часто предоставлялись трикотажные свитеры, джемперы, пуловеры, футболки и джинсовые брюки. Материал подобного рода изделий обладает общим свойством, затрудняющим выявление следов крови на ней - это гигроскопичность и неровная следовоспринимающая поверхность. При этом в 83% случаев от общего количества экспертиз за пятилетний период окраска исследуемых предметов одежды была черной или очень темной (темно-синяя, темно-коричневая и т.д.). В 57% случаев на одежде были отмечены следы бытовых загрязнений, наложений грунта и колоний плесени, в 68% - одежда поступала в срок, превышающий 1 месяц с момента совершения преступления, т.е. с момента следообразования.
В настоящее время в практике МКО ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» при исследовании на наличие крови используются современные технические устройства. Это источник ультрафиолетового цвета «ШМАТЕС 8иРК.ЫТЕ 400» в диапазоне от 320 до 570 нм, позволяющий при помощи сменных фильтров определить наличие на поверхности постороннее люминесцирование, ориентировочно свидетельствующее о наличии следов крови. Накоплен положительный опыт осмотра объектов (вещественных доказательств) с целью предварительного определения следов, похожих на кровь, в инфракрасных лучах. Исследование проводится с использованием инфракрасных прожекторов с длиной лучей 850 и 940 нм, светофильтров ИКС-6
и ИКС-7 и последующей визуализацией при помощи ИК камеры «I 200 1р».
ВЫВОДЫ
Данный метод позволяет достигнуть наилучшей визуализации следов крови на хлопчатобумажной ткани (особенно джинсовой) темной, в том числе и черной, пестрой окраски, а также на фоне загрязнений. Следует подчеркнуть, что речь идёт не только о выявлении, но и о возможности полноценного исследования с определением формы, размеров и других морфологических особенностей следов, в том числе и подвергшихся различным видам удаления, например, застирыванию. Кроме того, используемая ИК камера соединена с графическим планшетом, позволяющим получать высококачественные изображения следов крови как на экране, так и при их распечатке на цветном принтере, что повышает доказательную базу выполняемых экспертных заданий.
В настоящее время продолжается работа по поиску оптимальных условий и режимов работы на указанных аппаратных комплексах с созданием соответствующих методических рекомендаций для судебно-медицинских экспертов медико-криминалистических отделов.
Новые возможности инструментальных исследований при судебно-медицинской экспертизе огнестрельных повреждений
• к.м.н. Д. А. Карпов, И. Н. Барышников
ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы», г. Тюмень (нач.— к.м.н. В. В. Мазуркевич) Аннотация: Статья посвящена современным инструментальным методам исследования огнестрельных повреждений. Показаны новые возможности выявления и анализа следов металлизации в огнестрельных ранах с помощью современных аппаратных средств - цифрового радивизографа и стереомакроскопа. Приведены результаты собственных наблюдений морфологических свойств огнестрельных ран, ранее недоступных для визуализации и оценки. Полученные данные могут использоваться для определения характеристик огнестрельного снаряда, дифференциации входных и выходных ран, дистанции выстрела. Ключевые слова: огнестрельные раны, радиовизиограф, макроскоп, морфологические свойства, следы металлов
New ways of instrumental approach of gunshot forensic studies
• D. A. Karpov, I. N. Baryshnikov Abstract: The article is devoted to the modern instrumental methods of gunshot injuries. There are new possibilities of identifying and analyzing traces of gunshot wounds in the metallization using modern hardware - Digital radivizograph and stereomacroscope. The article based on observation results of morphological characteristics of gunshot wounds which previously haven't been able for visual estimation. Keywords: gunshot wounds, radiovisiograph, macroscope, morphological properties, trace metals
ВВЕДЕНИЕ
При судебно-медицинской экспертизе летальной огнестрельной травмы наличие и механизм распростране-
ния продуктов выстрела в тканях по ходу раневого канала устанавливается преимущественно визуально в ходе исследования трупа потерпевшего и последующего медико-криминалистического изучения кожных препаратов с входными и выходными ранами. На необходимость поиска и визуализации продуктов выстрела (частиц несго-ревшего пороха, копоти, металлов и др.) обращается внимание во многих работах по огнестрельной травме. Как правило, это реализуется изучением следов-наложений в области повреждений на поверхности предметов одежды и кожи. При этом не исключена вероятность утраты непрочно связанных с поверхностью частиц во время манипуляций с преградой. Не вызывает сомнений целесообразность дальнейших исследований в этом направлении, с использованием совокупности современных и традиционных, хорошо зарекомендовавших себя методов исследования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
При медико-криминалистических исследованиях огнестрельных повреждений применяется достаточно широкий перечень аппаратных средств визуальной оценки структуры объектов в видимых и крайних лучах спектра, определения их элементного состава физическими и химическими методами. Среди них хотелось бы выделить два метода: исследование в рентгеновских лучах и стерео-микроскопию.
В специальной литературе очень скромно оцениваются возможности рентгенологического метода для выявления и оценки теневых следов металлизации от безоболо-чечных пуль в области входных и выходных повреждений, особенно при определении расстояния выстрела. В случаях дробовых ранений оценивается преимущественно степень рассеивания элементов снаряда в тканях преграды. Современные технические средства позволяют на качественно новом уровне использовать традиционные методы исследования. Для установления наличия частиц сви-нец-содержащего снаряда и топографии их распределения в области огнестрельных ран нами проведена рентгенография кожных препаратов на цифровом радиовизиогра-фе «Xgenus dc». Использован режим работы: параметры тока - 70 кВ, 8 мА, экспозиция 0,125 сек, регистрация изображения в файле формата JPEG. На рентгенограмме на удалении до 0,6 см от краев входной раны выявлены множественные тени металлической плотности, расположенные преимущественно у краев повреждения, с уменьшением их числа и рассеиванием к периферии; форма теней полигональная, размеры от пылевидных до 0,05 см. На рентгенограммах выходных дробовых ран выявлены аналогичные тени, хаотично расположенные по всей площади кожных препаратов, но преимущественно на удалении не более 0,8 см от краев повреждений.
Также следы металлизации соединениями свинца в области ран определялись методом цветных отпечатков, с последующей оцифровкой контактограмм на сканере.
Далее кожные препараты восстановлены и зафиксированы в растворе из композиции спиртов по методике Д. А. Карпова, Б. А. Саркисяна (2009), исключающей возможное растворение металлических частиц агрессивными веществами, например, кислотами. Повреждения исследованы визуально и под стереомакроскопом Zeiss Discovery.V12 при увеличениях 8х-100х.
В ходе исследования, помимо обычно фиксируемых морфологических признаков, мы обратили внимание на внедренные в стенки раневых каналов инородные частицы - фрагменты текстильных волокон с первичной преграды (одежды) и частицы снаряда. На стенках входных ран фрагменты волокон располагались хаотично, метал-
лические частицы полигональной формы, размерами от точечных до 0,2 см. На стенках выходных ран фрагмента волокон располагались группами скатанные в «клубки» овоидной или округлой формы, диаметром до 0,3 см. металлические частицы по ходу раневого канала в подкожной жировой клетчатке были в виде точечных элементов полигональной формы, размерами 0,05-0,2 см. Также нами обнаружен динамический след от скольжения и трения снаряда (дробины) о кожу в виде наложения микрочастиц светло-серого металла прямолинейным полосо-видным «шлейфом», шириной 0,1 см и длиной до 0,2 см, состоящего из узких параллельных полос, каждая из которых шириной до 0,01 см. Выявленные особенности наиболее отчетливо видимы при увеличениях от 50х до 100х.
При анализе результатов инструментальных исследований проведено компьютерное моделирование огнестрельных повреждений путем наложения друг на друга одномасштабных и одноракурсных цифровых фото- и рентгеновских изображений кожных препаратов, а также цифровых копий контактограмм. Это позволило наглядно визуализировать и документально зафиксировать топографию распределения частиц снаряда внутри кожи в области входных и выходных огнестрельных ран.
ВЫВОДЫ
Таким образом, рутинные методы исследования (рентгенография, метод цветных отпечатков, стереомикроско-пия), реализованные современными аппаратными средствами (цифровая рентгенография, стереомакроскопия при увеличении до 100х, компьютерная обработка цифровых изображений), дают возможность на качественно более высоком уровне изучать известные и выявлять новые морфологические признаки. Это позволяет существенно повысить информативность практических судебно-медицинских экспертиз, и расширяют перспективы научных исследований механизмов формирования огнестрельных повреждений.
I Случай огнестрельного ранения выстрелом патроном комбинированного снаряжения
• к.м.н. Д. А. Карпов,
Р. Р. Калимуллин, О. Ю. Репина
ГБУЗ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы», г. Тюмень (нач.— к.м.н. В. В. Мазуркевич) Аннотация: В статье описано исследование огнестрельного ранения от одного выстрела снарядом комбинированного снаряжения. В повреждениях тканей тела по ходу одного раневого канала отобразились признаки действия разных снарядов. Вероятность формирования подобных повреждений необходимо учитывать при оценке результатов диагностических исследований.
Ключевые слова: огнестрельное ранение, раневой канал, комбинированный снаряд, выстрел
A case of gunshot wounds shot the cartridge combo projectile
• D. A. Karpov, R. R. Kalimullin, O. Y. Repin Abstract: This article describes a study of gunshot wounds from the one you are the arrow projectile combined equipment. In the damaged tissues of the body during one wound channel display signs of the effect of different shells. The probability of formation