Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЦЕННОСТИ И РИСКИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

НОВЫЕ ЦЕННОСТИ И РИСКИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / HUMANISTIC PARADIGM / DIGITAL LEARNING / CONTEXTUAL EDUCATION / PROJECT-BASED LEARNING / REFLEXIVE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дикова Татьяна Владимировна, Смирнова Елена Алексеевна, Ковалева Татьяна Анатольевна, Андрианова Юлия Сергеевна, Орешин Дмитрий Николаевич

Статья посвящена ценностным ориентирам и рискам современных образовательных технологий. Показано, что содержание современного образования определяется гуманистической парадигмой образования. Основной идеей гуманистической парадигмы образования является идея смысложизненного и жизнетворческого воспитания и смысло-деятельностной образовательной парадигмы. Уточнено, что ценностные ориентиры современных образовательных технологий неоднородны, что обуславливает определенные риски при их реализации. Показано, что информатизация общества, внедрение информационно-коммуникативных технологий «цифрового обучения», наряду с новыми возможностями, несет определенные риски. К ним относятсяотсутствие педагогической теории цифрового обучения, доказательств повышения качества образования, отсутствие общения педагога и обучающихся и диалогичности обучения, отсутствие системы воспитания, свертывание социальных контактов и социального взаимодействия, искажение принципа индивидуализации обучения. Раскрыты сущность и содержание педагогической технологии как совокупности средств и методов реализации теоретически обоснованных процессов обучения, воспитания, взаимодействия субъектов обучения. Представлены современные образовательные технологии, которые обеспечивают снижение рисков цифрового обучения. Показаны педагогические технологии современного образования, целевыми ориентирами которого является развитие нового мышления субъектов обучения. Обоснована важность создания рефлексивной образовательной среды для развития рефлексивного мышления как обучающихся, так и педагога. Выявлены преимущества педагогических технологий контекстного образования, проектных технологий, технологий рефлексивной педагогики, технологий позитивной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дикова Татьяна Владимировна, Смирнова Елена Алексеевна, Ковалева Татьяна Анатольевна, Андрианова Юлия Сергеевна, Орешин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VALUES AND RISKS OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the values and risks of modern educational technologies. It is shown that the content of modern education is determined by the humanistic paradigm of education. The main idea of the humanistic paradigm of education is the idea of life-meaning and life-creative education and a meaning-activity educational paradigm. It was clarified that the value orientations of modern educational technologies are heterogeneous, which leads to certain risks in their implementation. It is shown that the informatization of society, the introduction of information and communication technologies of «digital learning», along with new opportunities, carries certain risks. These include the lack of a pedagogical theory of digital learning, evidence of improving the quality of education, the lack of communication between the teacher and students and the dialogic nature of teaching, the lack of an upbringing system, the curtailment of social contacts and social interaction, the distortion of the principle of individualization of education. The essence and content of pedagogical technology as a set of means and methods for the implementation of theoretically grounded processes of teaching, upbringing, and interaction of subjects of instruction are revealed. Presents modern educational technologies that reduce the risks of digital learning. The pedagogical technologies of modern education are shown, the targets of which are the development of new thinking of the subjects of learning. The importance of creating a reflective educational environment for the development of reflective thinking of both students and a teacher is substantiated. The advantages of pedagogical technologies of contextual education, design technologies, technologies of reflexive pedagogy, technologies of positive pedagogy are revealed

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЦЕННОСТИ И РИСКИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Новые ценности и риски современных образовательных технологий

Дикова Татьяна Владимировна,

доцент, доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования (ОТД, ТиМПО), ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: d.t.v@rambler.ru

Смирнова Елена Алексеевна,

к.п.н., доцент, доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования (ОТД, ТиМПО), ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: tehfa.1974@yandex.ru

Ковалева Татьяна Анатольевна,

к.ф.н, доцент, доцент кафедры германо-романских языков и методики их преподавания, ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: z-tatiana@yandex.ru

Андрианова Юлия Сергеевна,

заведующий ГБДОУ г. Москва «Детский сад присмотра и оздоровления № 766» E-mail: Ula151081@mail.ru

Орешин Дмитрий Николаевич,

к.п.н., доцент, доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования (ОТД, ТиМПО), ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: dnikoreshin@hotmail.com

Статья посвящена ценностным ориентирам и рискам современных образовательных технологий. Показано, что содержание современного образования определяется гуманистической парадигмой образования. Основной идеей гуманистической парадигмы образования является идея смысложизненного и жизнетворческого воспитания и смысло-деятельностной образовательной парадигмы. Уточнено, что ценностные ориентиры современных образовательных технологий неоднородны, что обуславливает определенные риски при их реализации. Показано, что информатизация общества, внедрение информационно-коммуникативных технологий «цифрового обучения», наряду с новыми возможностями, несет определенные риски. К ним относятсяотсутствие педагогической теории цифрового обучения, доказательств повышения качества образования, отсутствие общения педагога и обучающихся и диалогичности обучения, отсутствие системы воспитания, свертывание социальных контактов и социального взаимодействия, искажение принципа индивидуализации обучения. Раскрыты сущность и содержание педагогической технологии как совокупности средств и методов реализации теоретически обоснованных процессов обучения, воспитания, взаимодействия субъектов обучения. Представлены современные образовательные технологии, которые обеспечивают снижение рисков цифрового обучения. Показаны педагогические технологии современного образования, целевыми ориентирами которого является развитие нового мышления субъектов обучения. Обоснована важность создания рефлексивной образовательной среды для развития рефлексивного мышления как обучающихся, так и педагога. Выявлены преимущества педагогических технологий контекстного образования, проектных технологий, технологий рефлексивной педагогики, технологий позитивной педагогики.

Ключевые слова: педагогические технологии, гуманистическая парадигма, цифровое обучение, контекстное образование, проектное обучение, рефлексивная педагогика.

В современных условиях глобализации и информатизации общества происходит трансформация педагогических парадигм, обосновывающих цели и содержание образовательной деятельности в едином контексте культурно-исторического процесса, меняются базовые принципы образовательной стратегии, что ведет к инновациям в области используемых педагогических технологий.

Ценностные ориентиры современных образовательных технологий в настоящее время неоднородны, что обуславливает определенные риски при их реализации. Как заявляет Н.Г. Агапова, «сфера образовательной деятельности как открытая, относительно самостоятельная и сложная система может включать в себя неоднородные по своему содержанию, то есть конкретным целям, средствам и способам осуществления, со-существующиеили конкурирующие между собой отдельные образовательные практики» [1, с. 115].

Концептуальность отражается в том, что в ее основе лежит определенная научная концепция достижения образовательных целей. Отечественное образование на современном этапе развития опирается на гуманистическую парадигму, на реализацию системно-деятельностного и компе-тентностного подходов. Признание уникальности и ценности личности и жизненного опыта обучающихся, по мнению Е.В. Бондаревской, положило начало созданию системы жизнетворческого воспитания [2].

Риски современных образовательных технологий связаны, прежде всего, с угрозами и вызовами современного общества, ведущим из которых является развитие общества Сети, и связанное с этим информатизация практически всех сторон жизни людей. В современном образовании всё более активно применяются информационно-коммуникативные технологии, называемые «цифровым обучением». В этой связи А.А. Вербицкий поднимает проблемы, риски и перспективы реализации цифрового обучения на всех уровнях системы образования в современную эпоху киберсоциализа-ции общества. Тотальное внедрение цифрового обучения в систему образования, согласно автору, обуславливает проблемы и риски, к которым автор относит:

- отсутствие педагогической теории цифрового обучения;

- отсутствие доказательной базы повышения качества образования в условиях цифрового обучения;

- отсутствие общения педагога и обучающихся, диалогичности обучения, который характерен для процесса обучения и образования, что в свою очередь может привести к реальному

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

риску деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи, которая в цифровом обучении редуцируется;

- отсутствие системы воспитания, редукция опыта социального взаимодействия и общения, что ведет к социальной отчужденности и одиночеству;

- искажение принципа индивидуализации обучения, который понимается «не как изоляция одного обучающегося от другого, тем более от педагога, а как развитие индивидуальности каждого через других» [4].

Для осмысления проблемы ценностей и рисков современных образовательных технологий обратимся к теоретическим представлениям исследователей к сущности и содержанию педагогической технологии. Педагогические технологии трактуются В.И. Загвязинским как «системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения со значительной степенью вероятности гарантирующая желаемые результаты» [5, с. 97]. Педагогические технологии, согласно Б.Т. Лихачеву, трактуются как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспитательных средств; инструментарий педагогического процесса, который реализуется в технологическом процессе... сориентированных на конкретный педагогический результат» [8, с. 147]. М.М. Левиной педагогические технологии раскрываются как «дидактическая конструкция информационного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, отражающая закономерности учебного познания» [7, с. 14-15]. В качестве требований, которым должны соответствовать педагогические технологии В.И. Загвязинский называет системность, научно-теоретическая обоснованность, воспроизводимость и гарантированность результатов; система обратной связи [5, с. 97].

Таким образом, содержательный анализ данного понятия отражает особенности педагогической деятельности, реализуемой в русле той или иной педагогической технологии. Взаимосвязанность и взаимообусловленность содержания, методов, средств, контроля и оценки качества обучения, организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия отражают системный характер педагогической деятельности. Очевидно, что технологизация образовательного процесса нисколько не ущемляет роль педагогического творчества, сотворчества педагога и обучающихся, а обеспечивает целенаправленность и оптимизацию педагогической деятельности.

Раскроем современные образовательные технологии, которые обеспечивают снижение ри-5 сков цифрового обучения. Так, А.А. Вербицкий § указывает на то, что цифровизация обучения будет продуктивной только с опорой на адекватную ° этой задаче психолого-педагогическую теорию, ¡в в качестве которой может выступить психоло-

го-педагогическая теория контекстного образования. Описаны принципы контекстного образования, к которым относятся личностно-деятельност-ная активность обучающихся, единство обучения и воспитания, целостность содержания, форм и условий практической деятельности, адекватность форм обучения его целям и содержанию, приоритетность совместной деятельности и диалогического общения, проблемность обучения, педагогически обоснованная интеграция инновационных и традиционных педагогических технологий, учёт кросс-культурных особенностей обучающихся [4].

В настоящее время в рамках компетентност-но-ориентированной парадигмы современного образования наиболее перспективными и результативными являются проектные технологии, для которых характерны:

- наличие исследовательски-творческой проблемы, требующей исследовательского поиска на основе интегрированного знания;

- наличие практической, теоретической и познавательной ценности предполагаемых результатов;

- самостоятельная, групповая, парная или индивидуальная деятельность обучающихся;

- структурирование содержательной части проекта на основе использования исследовательских методов [9, с. 140].

Несмотря на развивающий, практико-ориенти-рованный и кооперативный характер проектного обучения перевод «образовательного процесса на проектное обучение нецелесообразно, поскольку для современного этапа развития образования важно обогатить практику многообразием технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения» [9, с. 137].

Рассмотрим некоторые педагогические технологии современного образования, целевыми ориентирами которого является развитие нового мышления, ориентированное на перспективные ценности общества, которое составляет основу инновационных процессов в образовании. В современном образовании продуктивными являются технологии рефлексивной педагогики, основой которой является развитие рефлексивного мышления как обучающихся, так и педагога. Рефлексивная педагогика базируется, в том числе и на способности преподавателя к научной педагогической рефлексии своего и чужого опыта, на умении овладевать эффективными обучающими технологиями, что подразумевает развитие рефлексивного мышления. Рефлексивное мышление субъекта обучения отражает такие особенности, как «поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении» [10, с. 19].

Рефлексивная педагогика предполагает создание рефлексивной образовательной среды, под которой понимают такие психолого-педагогиче-

ские условия, которые обуславливают развитие потребностей субъектов образования учащихся в самопознании и самокоррекции [10]. Для рефлексивной образовательной среды характерны субъектная позиция, как педагога, так и обучающихся, личностный характер организации обучения, культуросообразность и вариативность образовательного процесса. Рефлексивная образовательная среда ориентирована на творческую, исследовательскую деятельность, которая направлена на формирование у субъектов обучения разных видов рефлексивных навыков и умений и рефлексии как личностного качества [3].

Интерес представляют и технологии позитивной педагогики, которые опираются на развитие позитивного мышления субъектов обучения. Позитивное мышление представляет собой вид мышления, для которого характерны позитивное самовосприятие, осознание возможности позитивного решения проблем, владение способами эмоциональной саморегуляции, оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности, видение позитивной жизненной перспективы, активность в достижении поставленных целей в сочетании с осознанием смысла своей жизни [6, с. 11]. Технологии позитивной педагогики могут строиться как реализация определенных форм воспитания - технология воспитывающих игр, технология мероприятия, технология коллективного творческого дела и др. Некоторые из этих технологий хорошо известны, поскольку в педагогической практике накоплен значительный опыт их применения [6, с. 12-13].

Анализ существующих технологий обучения в современном образовании показывает, что «объединить все эти разнонаправленные и разноуровневые процессы в составе единой современной парадигмы не просто чрезвычайно сложно практически, но и теоретически представляется весьма трудным делом» [1, с. 176].

Итак, современная система образования объединяет в себе разноуровневые и в определенной степени разнонаправленные ценности, цели, процессы и виды образовательной деятельности, формирующие в совершенно разной мере и степени разные качества субъектов обучения как носителей существующей культуры, что обуславливает определенные риски реализации различных образовательных технологий. Современные педагогические технологии, реализуемые в рамках гуманистической парадигмы образования, входят в противоречие с информатизацией образования и использованием технологий «цифрового обучения».

Литература

1. Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры): монография; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2008.- 364 с.

2. Бондаревская Е.В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия ВГПУ.- 2016.- № 3 (107). - С. 4-14.

3. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. -СПб. 1993.- 20 с.

4. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «HomoCyberus». 2019.- № 1(6). - Режим доступа: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. Учебное пособие. - М.: Academia, 2001.- 192 с.

6. Колесова С.В. Развитие образования, науки и реформ в России: монография / С.В. Колесова, Ю.В. Бжиская, Е.В. Краснова, Л.В. Нурга-леева. - St. Louis, Missouri, USA: PublishingHou seScienceandlnnovationCenter, 2015.- 84 с.

7. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Academia, 2001.- 272 с.

8. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. - М., Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 336 с.

9. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусо-ва, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупа-ева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина; отв. ред. Н.Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011.- 237 с.

10. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: монография. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008.- 224 с.

NEW VALUES AND RISKS OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Dikova T.V., Smirnova E.A., Kovaleva T.A., Andrianova Yu.S., Oreshin D.N.

State University of Humanities and Social Studies, Kindergarten of supervision and improvement № 766

The article is devoted to the values and risks of modern educational technologies. It is shown that the content of modern education is determined by the humanistic paradigm of education. The main idea of the humanistic paradigm of education is the idea of life-meaning and life-creative education and a meaning-activity educational paradigm. It was clarified that the value orientations of modern educational technologies are heterogeneous, which leads to certain risks in their implementation. It is shown that the informatization of society, the introduction of information and communication technologies of «digital learning», along with new opportunities, carries certain risks. These include the lack of a pedagogical theory of digital learning, evidence of improving the quality of education, the lack of communication between the teacher and students and the dialogic nature of teaching, the lack of an upbringing system, the curtailment of social contacts and social interaction, the distortion of the principle of individualization of education. The essence and content of pedagogical technology as a set of means and methods for the implementation of theoretically grounded processes of teaching, upbringing, and interaction of subjects of instruction are revealed. Presents modern educational technologies that reduce the risks of digital learning. The pedagogical technologies of modern education are shown, the targets of which are the development of new thinking of the subjects of learning. The importance of creating a reflective educational environment for the development of reflective thinking of both students and a teacher is substantiated. The advantages of

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

pedagogical technologies of contextual education, design technologies, technologies of reflexive pedagogy, technologies of positive pedagogy are revealed.

Keywords: pedagogical technologies, humanistic paradigm, digital learning, contextual education, project-based learning, reflexive pedagogy.

References

1. Agapova N.G. Paradigmatic orientations and models of modern education (system analysis in the context of cultural philosophy): monograph; Ryazan state University. S.A. Yesenin Univ. Ryazan, 2008.- 364 p.

2. Bondarevskaya E.V. Experience of methodological reflection of scientific school activity // VSPU news.- 2016.- № 3 (107). -P. 4-14.

3. Bizyaeva A.A. Reflexive processes in the mind and activity of the teacher: abstract of dis. ... candidate of psychological Sciences: 19.00.07. - St. Petersburg, 1993.- 20 p.

4. Verbitsky A.A. Digital training: problems, risks and prospects // Electronic scientific journal «Homo Cyberus». 2019.-

o d

u

O

CM

o

CM

cn

№ 1(6). - access Mode: http://journal.homocyberus.ru/Verbits-kiy_AA_1_2019

5. Zagvyazinsky V.I. Theory of learning: modern interpretation. Textbook. - Moscow: Academia, 2001.- 192 p.

6. Kolesova S.V. Development of education, science and reforms in Russia: monograph / S.V. Kolesova, Yu.V. Brziskaya, E.V. Krasnova, L.V. Nurgaleeva. - St. Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015.- 84 p.

7. Levina M.M. Technologies of professional pedagogical education, Moscow: Academia, 2001, 272 p.

8. Pedagogical technologies / under the General editorship Of V.S. Kukushkin. - M., Rostov n / D: Phoenix, 2006.- 336 p.

9. Modern educational technologies in the educational process of higher education: a methodological guide / author-comp. N.E. Kasatkina, T.K. Gradusova, T.A. Zhukova, E.A. Kagakina, O.M. Kolupaeva, G.G. Solodova, I.V. Timonina; ed. - Kemerovo: GOU «KRIRPO», 2011.- 237 p.

10. Yurova T.V. Pedagogical reflection: diagnostics and conditions of development: monograph. - Vladivostok: VSUES Publishing house, 2008.- 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.