Научная статья на тему 'Новые тренды силового форматирования экономической реальности'

Новые тренды силового форматирования экономической реальности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / НЕФТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логинов Е.Л., Логинов А.Е.

Исследованы проблемы экономического, силового воздействия (микровойн) и т.п. на экономики различных стран. Сделан вывод, что нахождение под контролем российского государства активов важнейших российских корпораций является важным условием и одновременно инструментом постепенного снижения неэквивалентности по отношению к национальным интересам России характера международного обмена финансовыми и материальными ресурсами, лежащими в основе глобальных экономических механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тренды силового форматирования экономической реальности»

новые тренды силового форматирования экономической реальности

е. л. логинов,

доктор экономических наук, вице-президент Национального института энергетической безопасности E-mail: evgenloginov@gmail. com

А. е. логинов,

старший аналитик ОАО «Гловерс» E-mail: aleksloginov@gmail. com

Исследованы проблемы экономического, силового воздействия (микровойн) и т. п. на экономики различных стран. Сделан вывод, что нахождение под контролем российского государства активов важнейших российских корпораций является важным условием и одновременно инструментом постепенного снижения неэквивалентности — по отношению к национальным интересам России —характера международного обмена финансовыми и материальными ресурсами, лежащими в основе глобальных экономических механизмов.

Ключевые слова: конфликт, нефть, продовольствие, мировая экономика, политика, стратегические интересы.

Последний период развития мировой экономики как ключевой сферы жизнедеятельности человеческого сообщества показал, что начался качественно новый период — период целенаправленного силового формирования новой экономической и политической реальности, определяющей место и состояние экономик различных стран в первой четверти XXI в. [3].

При этом в США и Европе еще в 1990-х гг. выдвинули собственную концепцию «ограниченного суверенитета» и «гуманитарных вмешательств». Однако неудачи чисто военных мер (Ирак, Афганистан, Сомали и т. п.), а также возросшая экономическая и политическая мощь ряда развивающихся стран, переместившихся в разряд новых индустриальных государств, выдвинули на первый план глобального конкурентного противоборства экономические методы,

позволяющие достичь результатов, аналогичных военным операциям [2].

Отработанные ранее механизмы специальных операций с финансовыми и энергетическими ресурсами сейчас, как показали трагические цхин-вальские события в августе 2008 г., дополнились концепцией микровойн, органично связанных с борьбой или же с поощрением сепаратизма. В основе, однако, лежат все те же — экономические — интересы глобальных элитных кланов мирового сообщества (рис. 1).

Сепаратистские поползновения, они же — борьба наций за самоопределение — наряду с терроризмом являются одним из наиболее удобных поводов для глобальных политических, экономических и военных манипуляций. Эти манипуляции в рамках активно реализуемой западным сообществом доктрины «управляемого хаоса» в последние годы стали удобным инструментом влияния на экономические процессы как в национальных экономиках, так и в мировой экономике в целом (рис. 2).

В одностороннем порядке США, присвоив себе роль мирового арбитра, поставили себя над процессами определения легитимности и нелегитимности сепаратистских поползновений, определяя свою позицию прежде всего на основании выгодности или невыгодности экономической политики этих стран по отношению к интересам США и связанных с ними сил.

Глобальное экономическое манипулирование в конце XX — начале XXI в. последовательно

США

как единственный мировой арбитр и судебный пристав

Противодействие национальной экономической политике

iv

Легитимность или

нелегитимность сепаратизма

Китай

(Тибет и Синьцзян-Уйгурский район)

Грузия

(Абхазия, Южная Осетия)

Индия

(Штаты Джамму и Кашмир)

Содействие национальной

экономической политике

Пакистан

(Зона «свободных пуштунских племен»)

Испания

(Страна Басков и Каталония)

Узбекистан

(Ферганская долина)

Иран

(Иранский Азербайджан)

Великобритания

(Шотландия и Северная Ирландия)

Казахстан

(Русскоязычный север)

Россия

(Чечня)

Ирак

(Курдистан)

Канада

(Квебек)

Азербайджан

(Нагорный Карабах)

Турция

(Курдистан)

Рис. 1. Сепаратизм как призма глобальной экономической политики США

сформировалось в формате экономической войны, где особую значимость приобрели энергетические аспекты. Сложившееся ранее энергопотребление в экономике различных стран мира быстро меняется. В особенности это касается стран с быстрорастущей экономикой, прежде всего Китая и Индии. По степени зависимости от импорта энергоносителей и сырья КНР, безусловно, возглавляет список. В ближайшем будущем за ней последует Индия. Требуемый объем импорта энергоресурсов неуклонно растет, и вся экономическая стратегия Китая, столь важная для сохранения социально-политической стабильности, зависит от непрерывного притока энергетических ресурсов.

При этом, как показывает мировая история, проблемы с удовлетворением потребностей стран в энергоресурсах, главным из которых в последний период — во второй половине ХХ в. — была нефть,

неумолимо приводили к вооруженным конфликтам (см. таблицу).

Идет структурная перестройка мировой экономики. Эта структурная перестройка состоит в том, что развитые страны, идущие по пути силового (военного или экономического) установления контроля за поставками нефти, будут в будущем все больше контролировать экономическое развитие других (экономически псевдосуверенных) стран, извлекая сверхприбыли благодаря неэквивалентному обмену (торговле) энергоресурсами, оружием, продовольствием, инновационными технологиями и т. п. (рис. 3).

Нефтяное воздействие индустриального Запада на страны сырьевого мира: • во-первых, больше половины выручки получают иностранные нефтяные компании, представляющие страны-импортеры;

Рис. 2. Карта мирового сепаратизма [8]

Хроника нефтяных конфликтов [7]

Год Страна, регион Конфликтующая с интересами США сторона Событие

1905 Баку Россия Революция

1910—1934 Мексика Мексиканское правительство Диаса Революция

1916 Мосул Британия Альянс с кайзером

1917 Баку Россия Революция

1940 Саудовская Аравия Британия Вторая мировая война

1942—1945 Китай Япония Вторая мировая война

1949—1976 Китай Чан Кай-ши Революция

1952 Суэцкий канал, нефтяные месторождения Король Фарух / Запад Революция Насера

1952 Боливия Боливийские военные Революция

1955—1975 Вьетнам Северный Вьетнам / Южный Вьетнам Вьетнамская война

1958 Ирак Король Фейсал / Запад Революция Кассема

1958 Ирак Король Фейсал / Запад Перевороты движения Баат в 1963, 1968

1959 Боливия / другие странные Латинской Америки Батиста Кубинская революция, подготовка латиноамериканских революционеров

1969 Ливия Король Идрис / Запад Революция Каддафи

1975—1979 Камбоджа Лон Нол Революция красных кхмеров

1979 Иран Шах / Шахпур Бахтиар Иранская революции

1980—1988 Иран / Ирак Иран Ирано-иракская война

1982 Фолклендские острова Великобритания Вторжение аргентинских войск на Фолкленды

Окончание таблицы

Год Страна, регион Конфликтующая с интересами США сторона Событие

1984 Северное море Великобритания Забастовка британских шахтеров под руководство Скаргилла

1991 Румейла Кувейт Неудачное вторжение войск Саддама Хусейна в Кувейт

1994—1996, 2000 Чечня / Баку Чечня Блокада Грозного российскими войсками

Рис. 3. Схема мультипликации эффекта от манипуляций с высокими ценами на нефть

• во-вторых, национальные нефтяные компании, получающие часть выручки, вынуждены пользоваться услугами подрядчиков, консультантов и т. п. из стран, обладающих современными технологиями или политическим влиянием, т. е. из тех же стран-потребителей; всем им приходится платить из «национальной» части выручки;

• в-третьих, те деньги, которые все-таки попадают в бюджет добывающих стран, опять же расходуются на импорт, а также на выплаты процентов по кредитам;

• в-четвертых, крупные частные вклады граждан стран, имеющих прямое или косвенное отношение к распределению нефтяных денег, хранятся в «надежных местах», т. е. в западных банках (обычно в бывших метрополиях или в США) и их филиалах на национальной территории. Таким образом, повышение цен на нефть приводит к усилению роли богатых нефтью государств за счет некоторого ослабления роли корпораций. Потери иностранных компаний могут компенсироваться за счет тотальной коррумпированности государственных структур, контролирующих разведку и добычу нефти и газа. Безусловно, коррупция носит в большинстве стран системный характер при заинтересованном участии добывающих компаний и связанных с ними иностранных государств [5].

Глобальные манипуляции критическими потребительскими ресурсами в последний период наиболее ярко проявились как продовольственные кризисы. По данным ООН, с июня 2007 г. (в докризисный период — прим. авт.) цены на продовольствие на мировых рынках выросли на 55 %, а цены на рис в Азии утроились. «Рост цен на продовольствие превратился в беспрецедентный по своим масштабам глобальный вызов», — заявил генсек ООН Пан Ги Мун, отметив, что рост цен в первую очередь затронет «самые уязвимые слои населения» — городскую бедноту.

Наиболее пострадавшими от этих факторов были определены, по данным ООН 22 страны мира, из них 18 — африканские, которые переживают хронический голод и сильно зависят от импорта нефти, а также завозят основные виды зерновых — рис, пшеницу и кукурузу для внутреннего потребления. В качестве контрмеры от повышения цен на продовольствие эксперты предлагают стимулировать сельскохозяйственное производство в беднейших государствах, проанализировать зависимость

сокращения запасов питьевой воды от изменения климата на планете, развивать производство генно-модифицированных продуктов.

Ученые и политики называют следующие причины такого кризиса, приобретающего глобальный характер:

• перманентная засуха в указанных регионах (в ряде африканских стран неурожай продолжается с 1960-х гг.);

• рост потребления в бурно развивающихся Китае и Индии;

• повышение цен на энергоносители, увеличение производства биотоплива, а именно биоэтанола.

Действительно, план Буша, предложенный Конгрессу, предлагал за счет биодизеля сократить потребление бензина на 20 % за 10 лет, что позволит сократить потребление нефти на 10 %. Производство этанола в США выросло в три раза за последние 7 лет и превысило 18 млрд л (в докризисный период — прим. авт.). Бразилия производит 17 млрд л этанола в год. Таким образом, каждая из этих стран производит биотопливо в размере, достаточном для разовой заправки полного бака (60 л) 300 млн автомобилей.

В то же время факты свидетельствуют о следующем. За период с 1980 г. США сократили поддержку сельского хозяйства в бедных странах с 2,3 млрд долл. до 624 млн. Был свернут или сведен к минимуму ряд перспективных научных разработок как в сфере повышения урожайности на африканском континенте, так и по созданию новых сельскохозяйственных культур, способных произрастать в условиях круглогодичной испепеляющей жары. Американцы сократили на 75 % расходы в рамках содействия международным усилиям по созданию культур для развивающихся стран, в том числе риса.

2.5

2.0

1.5

1.0

0.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Динамика цен на некоторые а гротов ары (средняя цена по с пот-сделкам в мире), тыс. долл. за тонну

01.06.08

2005

2006

■ Пшеница ■ Пальмовое масло

■ Рис ■ Подсолнечное масло

■ Соевые бобы

Рис. 4. Динамика цен на продовольствие [9]

Свои исследования США переориентировали на решение проблем пищевой ценности и безопасности продовольствия (рис. 4).

Снижалось количество гуманитарной помощи и по другим каналам. Фактически отказался от практики низкопроцентных займов на развитие для аграрного бизнеса в третьих странах Всемирный банк. Отдельные развитые государства, контролирующие в том числе международные агентства, также существенно сократили свои пожертвования. С учетом инфляции и обменных курсов валют ассигнования упали с 6 млрд долл. в 1980 г. до 2,8 млрд в 2006 г. Еще один существенный фактор «снижения поддержки» — постоянное удорожание энергоносителей, ведь параллельно дорожает и перевозка продовольствия [6].

Начавшееся в начале XX в., и даже раньше, встраивание сырьево-сельскохозяйственной России в индустриальные системы империалистических государств с перманентной системностью, хотя и с разной степенью активности, проходившее, к удовольствию развитых империалистических стран, в течение всего прошлого столетия, в 1990-х гг. завершилось окончательным закреплением навязанного Западом варианта рыночных взаимоотношений России с окружающим миром. Фактическое подтверждение российским руководством ранее признанного М. Горбачевым и Б. Ельциным проигрыша нашей страны в III Мировой (холодной) войне определило условия ближайших 20—30 лет (до смены нового технологического уклада) функционирования основных экономических механизмов нашей страны, включая особенности интеграции в мировую экономику:

1) репарации («распухший» от нефтеденег стабилизационный фонд, вложенный в американские государственные ценные бумаги);

2) гарантированные поставки сырьевых ресурсов (нефть, газ, металлы, древесина и т. п.) на Запад;

3) импорт западного продовольствия и широкого спектра индустриальных и потребительских товаров;

4) долларовые эквиваленты и финансовое выражение международных экономических операций;

5) подчеркнутое признание приоритетности международного экономического законодательства и сложившейся уголовно-правовой и гражданско-правовой практики и т. п.

Надо отдавать себе отчет, что сегодняшняя ситуация является закономерным и логическим завершением экономических тенденций, складывающихся из действий, на которые вольно или невольно шло руководство СССР и России, что особенно ярко на-

16 -

блюдалось в послесталинский период. Встраивание в мировую экономику на условиях сырьевого экспорта, хотя и по разным причинам, но осуществлялось при всех политических лидерах нашей страны в течение всего XX в. Именно прогнозирование и даже программирование такого хода событий лежало в основе доброжелательного, если не сказать больше, отношения к нашей стране явных и тайных лидеров буржуазного мира (наиболее яркий представитель и тех, и других — Ф. Д. Рузвельт), несмотря на существующие идеологические противоречия и взаимное агрессивное препирательство военно-политических кругов обеих систем. М. Горбачев и Б. Ельцин завершили трансформацию политических приоритетов отечественных лидеров «позднего социализма» и «ранней демократии»: неформальные интересы и личные взаимоотношения стали превалировать над национальными интересами страны.

Сложившаяся к началу XXI в. ситуация поставила российское руководство перед бифуркационным выбором:

• выработать механизмы, позволяющие противостоять глобальным экономическим манипуляциям, заручившись при этом определенной, хотя и несколько недовольной, поддержкой лидеров ряда развитых стран и связанных с ними международных организаций;

• окончательно утратить контроль за экономическими ресурсами государства, что закономерно привело бы к дезинтеграции страны, установлению более или менее жесткого контроля за образовавшимися «энергетическими княжествами» со стороны развитых стран, представленных НАТО.

Описанные характеристики бифуркационной ситуации продиктованы имеющими место направлениями развития мировых социально-экономических тенденций, которые определяются особенностями сформированного западной рыночной парадигмой международного хозяйственного механизма, частью которого была вынуждена стать Россия после распада Советского Союза.

При этом изменение цен на энергоносители (прежде всего нефть) поставило Россию в новые условия, дав возможность постепенного возвращения себе роли равноправного партнера западного гло-балистского сообщества, чем руководители страны Д. А. Медведев и В. В. Путин умело воспользовались и успешно реализуют, к недовольству наших геоэкономических конкурентов. При этом жесткая реальность взаимоотношений империалистических хищников продемонстрировала иллюзорность демократической легитимности политических решений конкретных

Готовность и способность элиты и общества России добиваться осуществления приоритетов справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех

Последовательное Осуществление

осуществление социальноориенти-

взвешенных рыночных рованных

реформ приоритетных

национальных

проектов

Реализация духовно-культурной миссии России на постсоветском пространстве и в мировом сообществе, подтверждение миром цивилизационного лидерства России

Укрепление вертикали

федеральной власти, оборонного комплекса, правоохранительных органов и спецслужб, хозяйственного механизма

Интеграция России в международное сообщество на условиях соответствующих

национальным интересам России

Возможность России и ее союзников реализовать свои интересы в условиях силовой конкурентной борьбы акторов мирового сообщества

Реализации Россией функций гаранта международной энергетической, продовольственной, а так же военно-политической безопасности, в т.ч. дружественным нациям

Рис. 5. Схема синергетического взаимодействия составляющих стратегического выбора России в XXI веке

политиков, носящих, как оказалось, чисто виртуальный характер. Только наличие боеспособной армии и флота, наряду с сильной вертикалью федеральной власти и полноценностью правоохранительных органов и спецслужб, оказалось единственной гарантией сохранения определенной степени суверенитета нашей страны, помешав принудительному отъему западными ТНК наиболее значимых активов российской экономики и развитию процессов уголовного преследования политического руководства России, проводящего политику национального возрождения и защиты российских граждан, как это было, например, в Цхинвали.

Системный статус России как гаранта глобальной энергобезопасности, ранее определенный В. Путиным во время его второго срока на посту Президента РФ, в международных дипломатических битвах за восстановление статуса России как великой державы на мировой арене теперь, как показала хроника грузино-юго-осетинского конфликта, органично дополнен действующим Президентом РФ Д. Медведевым статусом гаранта международной политической и военной безопасности. В связи с этим схему синергетического взаимодействия составляющих стратегического выбора России в XXI в. [4] можно изложить следующим образом (рис. 5).

- 17

Нахождение под контролем российского государства активов важнейших российских корпораций («Газпром», «РЖД», «Атомпром», ФСК, «Ростехнологии» и т. п.) является важным условием и одновременно инструментом постепенного снижения неэквивалентности по отношению к национальным интересам России, характеру международного обмена финансовыми и материальными ресурсами, лежащими в основе глобальных экономических механизмов.

Последовательная реализация Россией своих национальных интересов должна иметь в основе дальнейшее укрепление российского оборонного потенциала и правоохранительного блока, вертикали федерального управления, национально ориентированного хозяйственного механизма в условиях инициированного рядом развитых стран нового этапа территориально-ресурсного передела мира как совокупности мер силового воздействия.

Список литературы

1. Ермолаев В. Ф, Федосова Ю. В. Кризис идентичности или слезы и грозы России // Атомная стратегия. 2006. № 24.

2. Логинов Е. Л. Геополитика: Стратегии невооруженного силового разрешения геополитических

конфликтов // Системные проблемы экономической безопасности. Собр. соч. в 20 томах. Т. 1. М.: НИЭБ, 2007. С. 275.

3. Логинов Е. Л. Геоэкономика: Силовые методы! конкурентной борьбы в мировой экономике // Системные проблемы экономической безопасности. Собр. соч. в 20 томах. Т. 2. М.: НИЭБ, 2007. С. 292.

4. Логинов Е. Л. Глобализационные угрозы суверенной демократии: контуры геостратегических императивов России в условиях внешних и внутренних угроз // Системные проблемы экономической безопасности. Собр. соч. в 20 т. Т. 18. М.: НИЭБ, 2007. С. 315.

5. Нефть, газ, модернизация общества // под общ. ред. Н. А. Добронравина, О. Л. Маргания. СПб.: Экономическая школа ГУ-ВШЭ, 2008. С. 522.

6. Продовольственный расизм. URL:http:// community. Hvejournal. com.

7. Хаггер Н. Синдикат. История грядущего мирового правительства / Николас Хаггер // пер. с англ. Татьяны Новиковой. М.: Столица-Принт, 2007. С. 768.

8. ХестановР., ДятликовичВ., Гребцов И., Бурмистров П., Великовский Д. Воюем ли мы с Америкой? // Русский репортер, 2008, 28 августа—4 сентября.

9. Чеховский Н. Аграрии против // РБК. 2008. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.