Научная статья на тему 'Энергетические стратегии в условиях глобализации'

Энергетические стратегии в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетические стратегии в условиях глобализации»

6 (9) - 2006

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

энергетические стратегии в условиях глобализации

И.В. ШЕВЧЕНКО,

Доктор экономических наук, профессор А.Е. ЛОГИНОВ

Кубанский государственный университет

Топливно-энергетический комплекс (или энергетика в широком смысле этого слова) — важнейшая составляющая экономики нашей страны, обеспечивающая жизнедеятельность населения Российской Федерации и отраслей национального хозяйства, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. ТЭК, используя природный и научно-технический потенциал, дает возможность стране с меньшими потерями преодолеть сложности переходного периода, создать базу экономики XXI века, плавно перейти от экспорта сырья к экспорту наукоемкой высокотехнологичной продукции, способствуя тем самым переходу страны на траекторию устойчивого развития.

При этом энергетические стратегии развитых государств складываются следующим образом. В августе прошлого года президент Джордж Буш подписал новый закон об энергетике, в котором предусматривается ряд мер, направленных на снижение зависимости США от импорта нефти и газа. Речь идет прежде всего об альтернативных источниках энергии. Например, налоговые льготы предоставят американским потребителям, которые будут греть себе воду солнечными батареями и ездить на автомобилях с комбинированными двигателями (двигатель внутреннего сгорания дополняется электрогенератором).

Подписанный Бушем закон насчитывает 1 тысячу 724 страницы и предусматривает целый ряд мер по снижению зависимости США от зарубежных источников энергоносителей, использованию новых технологий в энергетике, расширению энергосбережения и использованию таких альтернативных источников энергии, как водород, этанол, «чистый уголь» и биодизель. В документ включено положение о строительстве новых АЭС в США, субсидировании — в размере до 3 тыс. 500 долл. на человека — покупки населе-

нием автомобилей с «гибридными» двигателями, расширении импорта сжиженного газа, а также строительстве новых газопроводов и установок для сжижения газа. Закон предусматривает меры по модернизации системы электропередачи в США и повышению производительности американских нефтеперерабатывающих заводов.

В интервью Си-Би-Эс Буш заявил, что США должны найти возможность стать независимыми от зарубежных источников нефти, для чего необходимо сократить потребление углеводородов. «Я согласен с теми американцами, кто понимает, что крючок иностранной нефти — это экономическая проблема и проблема национальной безопасности», — подчеркнул американский президент. Фактически Буш объявил своеобразную энергетическую войну нефте- и газоэкспортерам. Причем не только из исламских стран — он уже сделал это после 11 сентября 2001 г., но и отовсюду, включая Россию. «Нам нужно стать независимыми от зарубежных источников нефти», — подвел итог Буш [6].

Энергетической независимости от исламского мира и России Буш предполагает достичь несколькими путями.

Во-первых, по сообщению агентства «Рейтер», делается ставка на увеличение доли АЭС в электроэнергетике. Кроме того, американские и британские СМИ также сообщали о планах Белого дома по завоеванию мирового рынка отработанного ядерного топлива. Несмотря на то, что в Вашингтоне не против создания соответствующего российско-иранского СП, в американском министерстве энергетики тем не менее разрабатывают меры по концентрации переработки ядерного топлива именно на территории США.

Во-вторых, американцам предлагается заливать в бензобаки не углеводороды, а этанол — спирт, вырабатываемый в американских условиях либо из

- 27

кукурузы, либо из сахарного тростника. И вообще нужно, по мнению Буша, использовать не только энергию ветра и солнца — это в США делают уже давно, но и отходы сельскохозяйственного производства. При всей кажущейся нереальности новых технологий подобного рода необходимо отметить, что в странах Латинской Америки давно ездят на спирте, а в нацистской Германии бензин делали из угля.

Но главное заключается в другом. Американский президент защищает не столько настоящее, сколько будущее американцев. В США всерьез собираются осваивать альтернативные источники энергии при том, что множество нефтескважин остаются законсервированными. А значит, в обозримом будущем у США могут появиться и новые источники энергии, и своя нефть [3].

В КНР в феврале 2005 г. принят закон о возобновляемой энергетике. Поставлена задача к 2020 г. обеспечить 10 % потребности из этих источников. Предусматривается строительство крупнейших заводов по производству синтетического топлива из угля, развитие альтернативной энергетики темпами в 50-75 % ежегодно.

Во Внутренней Монголии строится одна из крупнейших в мире ветроэлектростанций мощностью в 400 МВт. Она полностью войдет в строй к 2008 г.

Великобритания реализует беспрецедентную по размаху и темпам программу строительства ветровых ферм и приливных электростанций. Поставлена задача к 2010 г. выйти на уровень 10 % ветроэнергии в энергобалансе страны [4].

Как видно, даже к 2030 г. доля возобновимых источников питания не сможет превысить 10 % от всего объема потребления энергоресурсов. Но в то же время почти во всех развитых странах национальные правительства объявили курс на замену нефти возобновимыми источниками питания. В последние годы в США, Японии, странах Европы ведутся активные поиски альтернативных источников энергии. В настоящее время наиболее широко используются ветровая энергия, биогаз, солнечная энергия.

Среди перспективных технологий необходимо отметить использование энергетических установок на основе топливных элементов. В качестве источника водорода для топливных элементов могут использоваться почти любые виды дешевого водо-родсодержащего сырья: природный газ, метанол, пропан, газифицированный уголь и др.

По объему производства электроэнергии из альтернативных возобновляемых источников лидируют США, однако в общем объеме производства электроэнергии в стране доля электроэнергии, произведенной таким способом, в США остает-

28 -

ся весьма скромной — около 2 %. Значительный удельный вес альтернативных источников энергии в общих объемах производства имеют Дания, Финляндия, некоторые земли ФРГ. Однако в целом производство электроэнергии из возобновляемых источников остается незначительным, несмотря на государственную поддержку. Как правило, это связано с более высокими издержками производства электроэнергии и длительным сроком окупаемости проектов. Лидирующими в разработке новых технологий производства энергии являются Япония, западно-европейские страны, США.

В XXI в. сектор возобновляемой энергетики превращается в одну из основных арен борьбы за технологическое доминирование (табл. 1). Соединенным Штатам приходится преодолевать свое отставание в этой области. Республиканская администрация включается в глобальную гонку под энергетическими лозунгами [5].

Чтобы задействовать напор, целеустремленность делового сообщества и креативность, интеллект граждан, нацию необходимо подстегнуть, предложив ей программу, которая была бы не менее значимой и масштабной, чем общенациональные проекты автомобилизации, строительства дорог, жилья, освоения космоса, звездных войн, информатизации. Этой сверхзадаче полностью отвечает программа развития альтернативной энергетики, которая носит всеобъемлющий, синергетический характер. Она объединяет достижения био-на-нотехнологий, информатики, физики и других областей науки с колоссальными возможностями государства и бизнеса.

После осуществления технологического прорыва нефть превратится в обычный энергоресурс, цены на который упадут до минимального уровня. И тогда преимуществом нефти станет как раз ее дешевизна, что вызовет углеводородный ренессанс. Дешевая нефть еще послужит целям развития. Соединенные Штаты в отличие от других стран могут отказаться от использования нефти в случае решения технологических проблем возобновляемой энергетики. Такая возможность объясняется структурой потребления нефти в США: основная ее часть (свыше 2/3) идет на производство бензина, и автомобильное топливо традиционно является одним из самых дешевых в мире, учитывая доходы американцев и налоги на топливо. Стоит только ввести налог на загрязнение для автомобилей, работающих на топливе, полученном из нефти, и миллионы автовладельцев сами откажутся от использования такого топлива. Тогда можно будет полностью отказаться и от 58 % доли импорта на

Таблица 1

Перспективы использования возобновляемых источников питания

Страна Доля возобновимых источников энергии в общем производстве в настоящее время Новые технологии Планы развития новых технологий

Европа

Великобритания 2 % Солнечная энергия, ветровая энергия, сжигание болотного газа, использование промышленных и бытовых отходов 10 % — 2010 г. 20 % — 2025 г. Перспективные планы: До 2010 г. — использование биомассы, прибрежного ветра, топливных ячеек и фотоэлектрической энергии. После 2010 г. — энергия волн, топливных ячеек, встроенных в здания фотоэлектрических элементов. После 2050 г. — энергия приливов-отливов, теплых геотермальных источников, океанских течений

Германия В целом значительная земля Шлезвиг-Гольштайн — 15 % энергии — ветровая Ветровые электростанции, топливные ячейки, биомасса К 2020 г. 30 % потребностей в электроэнергетике за счет ветровых установок (оценка союза ^^Епе^е)

Дания Биомасса — 10 % производимой энергии, 8 % — ветровая энергия Биомасса, солома, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности, ветровая энергия 2015-2025 гг. — 20 % энергии за счет использования биомассы, к 2030 г. — до 35 %

Финляндия До 25 % Древесные и жидкие отходы

Франция Незначительная Ветровая энергия, биогаз 2005 г. — 500 МВт за счет ветровой энергии

Чехия Незначительная Биомасса, геотермальная энергия 2010 г. — 6 %, включая программы поддержки экономии электроэнергии

Швеция До 25 % Ветровая энергия

Северная Америка

Канада 6 % Отходы леспрома, ЦБК, мусор

США Биомасса, ТБО — 1 %, солнечная, ветровая, геотермальная — 1 % Биомасса, ТБО, солнечная, ветровая, геотермальная К 2020 г. — 146 млрд кВт«ч (увеличение на 80 % от 2000 г.)

Восточно-Азиатский регион

Китай Незначительная Биомасса, солнечная энергия, ветровая, использование болотного газа Биомасса к 2020 г. — 154 млн т, солнечная энергия к 2010 г. — 4,67 млн т, болотный газ к 2010 г. — 3,15 млн т

Япония Солнечная энергия, ветровые установки на топливных элементах

внутреннем рынке нефти. В то же время большие вложения в создание инфраструктуры, связавшей новые нефтяные провинции с мировым потребительским рынком, сделанные в период низких цен, должны окупить себя. После закрепления с помощью «нефтяной отмычки» в новых регионах пойдет игра на понижение.

Объявленная политика нацелена на кардинальное переустройство несущих конструкций «американского дома», призванных изменить

основной порядок ведения «домохозяйства», отношения с природой и внешним окружением и посредством этого по-новому решить вопрос конкурентоспособности США на мировой арене. Только очередная технологическая революция способна обеспечить тотальный инновационный прорыв, переход экономики в новое качество.

США, по существу, вступают в борьбу за собственное будущее, которое они постепенно проигрывают. Приходится торопиться, потому что

- 29

за мерной поступью окрыленного Китая, который становится главным кредитором американского бюджета, постиндустриальным пробуждением Индии, необузданными метаниями исламского мира уже слышно дыхание Истории, уже видны пределы возможностей США [3].

Но как бы не пытались национальные правительства разных стран принизить роль нефти в современном мире, у них это не получается. Ценность нефти как энергоносителя в значительной мере была осознана только после изобретения двигателя внутреннего сгорания и связанных с этим изобретений, в значительной степени преобразовавших транспортные системы, энергетику, экономику, условия и образ жизни населения развитых стран.

Первая и Вторая мировые войны, в ходе которых были созданы крупные танковые и военно-воздушные соединения, на многие десятилетия вперед показали важность нефти и транспортных артерий для ее подвоза как факторов мировой геополитики. В предыдущие десятилетия многие военные операции и дипломатические усилия предпринимались не столько с целью чисто территориальных захватов, сколько в попытке перерезать коммуникации нефтеснабжения.

Сложно переоценить роль нефти в современной мировой экономике. Она является преимущественным сырьем для производства современных синтетических материалов, транспортного топлива, занимает важное место в структуре топливно-энергетических балансов, продукты ее переработки используются в производстве электроэнергии и тепла. Использование нефти, как уже отмечалось, определяет уровень экономического развития и жизни современного человека.

Выдвижение нефти на первый план в качестве энергоносителя сопровождалось бурным ростом ее добычи: от первых десятков тысяч тонн до сотен миллионов тонн в год. Добыча нефти в настоящее время превышает 3, 5 млн т в год. Более 40 % мировой добычи приходится на ОПЕК, в том числе 29,9 % — на страны Ближнего Востока. Быстро растет добыча в Южной и Центральной Америке. Около 25 % нефти добывается в развитых странах, в том числе в США — 10,6 %. В России за последние годы добыча нефти стабилизировалась примерно на уровне 300-305 млн т, что составляет примерно 9 % мировой добычи.

Запасы нефти распределены по регионам мира крайне неравномерно, и самообеспеченность экономик стран ОЭСР при современном и ожидаемом уровне потребления, за исключением Канады, Великобритании, Норвегии и Дании, не может быть достигнута. Большинство запасов сконцент-

рировано в странах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Америки и СНГ. Среди запасов стран ОЭСР большинство приходится на США, Канаду и Северное море (Великобритания и Норвегия) [1].

Воздействие нефтяного фактора на международные отношения объясняется не только проблемой энергетической безопасности. Большое влияние на внешнюю политику всех вовлеченных в энергетическую дипломатию стран оказывает тот факт, что бизнес на нефти является одним из самых прибыльных видов предпринимательства. Это замечание касается как отдельных компаний, так и государств.

Кроме того, следует учитывать, что нефтяная промышленность по своей природе — одна из крупнейших и носит наиболее интернациональный характер. Ее деятельность охватывает практически всю планету, а нефтяные компании осуществляют свои сделки через национальные границы, не считаясь подчас с государственными интересами.

Прибыльность нефтяного сектора хорошо осознается в настоящее время и в России, где правительственные структуры видят в нем один из факторов, который может вывести страну из нынешнего экономического кризиса. Характерно, что на рубеже веков отмечается активизация межгосударственного взаимодействия в энергетической сфере на глобальном уровне, что ведет к дальнейшему развитию и совершенствованию институтов мировой энергетической политики и механизмов многосторонней энергетической дипломатии.

Значение нефти в мировой политике ярко проявилось во времена первого и второго нефтяного кризисов. Первый нефтяной кризис начала 1970-х годов ознаменовал собой конец низких цен на нефть. Резкое сокращение поставок нефти из стран Ближнего и Среднего Востока в США и некоторые страны Западной Европы в ответ на поддержку государства Израиль в арабо-израильских конфликтах 1967 и 1972 гг. привело к многократному росту цен на нефть.

Второй кризис 1979-1981 гг. в основном был организован странами Ближнего Востока из экономических побуждений, так как в этот момент они модернизировали свою экономику и вытесняли международные компании из нефтедобычи. Ирано-иракская война была спровоцирована в немалой степени из-за раздела месторождений Ирака и Ирана в Персидском заливе и вокруг него.

Конфликт 1991 г. вокруг Кувейта, в разрешении которого приняли активное участие страны НАТО, также в значительной степени был обусловлен важностью для развитых стран поддержания мира

в регионе Персидского залива, откуда поступает большая часть поставок нефти в Западную Европу и немалая доля поставок в США.

США и некоторые другие страны имеют военно-политические договоренности с Саудовской Аравией, ОАЭ и Кувейтом по обеспечению внешней безопасности данных стран.

Такие государства Северо-Восточной Азии, как Япония и Республика Корея, настолько зависят от поставок нефти и природного газа, что придают особое значение обеспечению их бесперебойности и диверсификации источников поставок.

Таким образом, геополитическая ситуация в современном мире характеризуется усилением конкурентной борьбы за сферы геополитического влияния в самых разных проявлениях, в том числе (и не в последнюю очередь) и в глобальном топливно-энергетическом комплексе.

Несмотря на то, что существующие технологии позволяют получать продукты органического синтеза из различных видов сырья — угля, газа и биомассы, их стоимость пока (за исключением газовых технологий) намного выше, чем при производстве из нефти.

Роль альтернативных источников органического сырья и соответствующих технологий будет увеличиваться по мере исчерпания запасов нефти и газа, однако в обозримой перспективе этого не произойдет.

Нефтяные, как и другие технико-экономические проблемы, влияют на международные отношения, как правило, опосредованно. Они по-разному отражаются в конкретной внешней политике государств, вплетаясь в противоречия и борьбу на международной арене. При этом воздействие энергетических проблем на внешнюю политику обретает свою конечную форму под влиянием большого числа факторов политико-географического, экономического, военного, социального и идеологического характера.

Имеет место и обратное воздействие политических отношений на энергетическую ситуацию. Они оказывают весьма заметное (а в некоторых случаях даже решающее) влияние в ряде регионов земного шара, и особенно на мировую торговлю энергоресурсами.

Специфика воздействия «нефтяного фактора» на мировую геополитическую систему объясняется в настоящее время рядом причин.

1. Географические: ♦ нефть является самым востребованным в мировом хозяйстве природным ресурсом, но по сравнению с газом и углем наиболее ограничена по запасам;

♦ сконцентрированность основных запасов нефти в нескольких регионах, в результате чего лишь немногие государства способны сами себя обеспечивать этим видом сырья. Отсутствие значительных запасов у самых крупных потребителей также предопределяет возникновение острой конкурентной борьбы за ее источники.

2. Экономические:

♦ невозможность развития хозяйства и цивилизации без надежного доступа к источникам нефти;

♦ нефтяной бизнес остается одним из самых прибыльных видов предпринимательства. Это касается не только отдельных компаний, но и государств, которые построили систему экономической, политической и социальной стабильности преимущественно на доходах от экспорта нефти;

♦ нефтяная промышленность носит интернациональный характер. Ее деятельность охватывает почти всю планету, нефтяные компании заключают свои сделки через национальные границы, часто не считаясь с государственными интересами;

♦ взаимосвязь между мировой экономической ситуацией и ценами на нефть.

3. Геополитические:

♦ нефть остается важнейшим военно-стратегическим ресурсом;

♦ нефтяные внешнеполитические процессы характеризуются инерционностью. Внешнеполитические подходы государств в энергетических вопросах и взаимоотношениях с другими странами повторяют позиции, выработанные десятилетия назад. Существующая традиция «силовых» решений по нефтяным проблемам объясняет частоту военных конфликтов и столкновений;

♦ политическая нестабильность главных нефте-экспортирующих регионов мира как исторически сложившаяся особенность;

♦ нефть часто является не только целью геополитических программ, но и инструментом их решения. С помощью нефти возможно оказание сильного давления на энергопотребляющие страны и на основных производителей нефти. В мире к настоящему времени накоплено достаточно как удачных, так и неудачных примеров использования энергетического фактора для решения межгосударственных проблем [2]. Однако главным фактором, определяющим

влияние нефти на международное отношения,

- 31

является заинтересованность всех стран в обеспечении безопасности и устойчивости нефтяных поставок. Отсюда влияние нефтяного фактора на внешнюю политику, а через нее — на всю систему международных отношений.

За последние годы в связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты Соединенные Штаты Америки стали декларировать политику перехода с нефтяных энергоресурсов на возобновимые, в том числе и на водород. В результате чего многие страны должны перестраивать свою экономику под новую энергетическую политику США. На самом деле целью Соединенных Штатов является снижение общемировых цен на нефть и нефтепродукты и последующая их скупка по более дешевым ценам для поддержания своей экономики, а также формирование системных условий для получения конкурентных преимуществ по отношению к экономикам других стран в навязанных им условиях развития. Проведение США данной политики является прямой информационной атакой на все страны — производители нефти и нефтепродуктов для добровольно-принудительного формирования энергетической политики последних. Проанализировав темпы добычи нефти и нефтепродуктов и тенденции потребления, можно сделать вывод о том, что в близлежащем будущем спрос на нефть и соответственно ее добыча будут не только не падать, а еще и расти, пока не будут исчерпаны хотя бы все ныне разведанные источники (примерно 50 лет). Даже интенсивный переход на возобновимые ресурсы не решит проблему потребления нефти как основного энергоресурса, так как

в близлежащем будущем возобновимые ресурсы будут составлять всего лишь 2-10 % от всей доли потребления энергоресурсов в экономике любого развитого государства.

Исходя из вышеизложенного, Россия должна продолжать работу в нефтяной отрасли, а на средства, вырученные от продаж нефти, должна вести реализацию общенациональных проектов, развивать инновации, а также 1Т-технологии. Очевидно, все вышеперечисленное будет являться залогом энергетической безопасности России в XXI веке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (Нефтяной комплекс России). — М.: МГФ «Знание», 2000. — 432 с.

2. Егоров-ТисменкоИ. Нефть и мировая геополитическая система. Энергия, 2005. №1. С. 22-26.

3. Илюмжинов В. Революция пришла. Экономические стратегии, 2005. №7. С. 19-20.

4. Кузык Б. Н. Россия — 2050: Стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковцев.

— М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

— 632 с.

5. Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковцев Ю. В. На пути к водородной энергетике / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковцев. — М.: Институт экономических стратегий, 2005. — 160 с.

6. США начинают борьбу с нефтяной зависимостью/ http://www. орес. ru/news_doc. asp?d_ по=5721.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ФНС РОССИИ ПО г. МОСКВЕ СООБЩАЕТ:

для приема и учета сообщений о возможных противоправныхдействиях сотрудников налоговых органов г. Москвы и своевременного принятия мер по устранению этих нарушений в Управлении ФНС России по г. Москве установлены телефон доверия и специальный адрес электронной почты.

Номер телефона доверия: (495) 957-61-76 Адрес электронной почты: [email protected]

Для получения ответа по существу предоставленной информации заявительдолжен сообщить номер контактного телефоналибо почтовый адрес. Использование телефона доверия для получения справочной информации не предусмотрено.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.