Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разумов Егор Александрович

Анализируются меры правительства Китайской Народной Республики для укрепления системы социального кредита и кибербезопасности в условиях пандемии COVID-19. Делается вывод, что, несмотря на активные попытки китайского руководства внедрить высокие технологии и искусственный интеллект в обычную жизнь граждан, на практике при решении локальных проблем по выявлению контактных лиц с инфицированными коронавирусом не приносят должных успехов. Отмечается, что в случае возникновения таких нестандартных ситуаций, как пандемия коронавирусной инфекции, китайская система соцкредита и кибербезопасности может дать заметный сбой. Но при этом автором было замечено, что пандемия коронавирусной инфекции в значительной степени ускорила развитие интернет-торговли и телемедицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN THE SYSTEM OF SOCIAL RATING AND INFORMATION SECURITY OF CHINA IN THE FACE OF ESCALATION OF EPIDEMIOLOGICAL SITUATION

The article provides an analysis of the measures taken by the government of the People’s Republic of China to strengthen the social credit system and cybersecurity in the context of the COVID-19 pandemic. The author concluded that the Chinese leadership active attempts to introduce high technologies and artificial intelligence into the ordinary life of citizens did not work when local authorities needed to identify people who came into contact with infected with the coronavirus Author noted that in the event of such non-standard situations as a pandemic of coronavirus infection, the Chinese system of social credit and cybersecurity can give a noticeable failure. At the same time, the author noted that the coronavirus pandemic has greatly accelerated the development of internet commerce and telemedicine.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕЙТИНГА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»

Вестник ДВО РАН. 2021. № 1

УДК 327 + 94 DOI: 10.37102/0869-7698_2021_215_01_15

Е.А. РАЗУМОВ

Новые тенденции в системе социального рейтинга и информационной безопасности КНР в условиях обострения эпидемиологической ситуации

Анализируются меры правительства Китайской Народной Республики для укрепления системы социального кредита и кибербезопасности в условиях пандемии COVID-19. Делается вывод, что, несмотря на активные попытки китайского руководства внедрить высокие технологии и искусственный интеллект в обычную жизнь граждан, на практике при решении локальных проблем по выявлению контактных лиц с инфицированными коронавирусом не приносят должных успехов. Отмечается, что в случае возникновения таких нестандартных ситуаций, как пандемия коронавирусной инфекции, китайская система соцкредита и кибербезопасности может дать заметный сбой. Но при этом автором было замечено, что пандемия коронавирусной инфекции в значительной степени ускорила развитие интернет-торговли и телемедицины.

Ключевые слова: коронавирус, Китайская Народная Республика, система социального кредита, кибербезо-пасность, искусственный интеллект.

New trends in the system of social rating and information security of China in the face of escalation of epidemiological situation. E.A. RAZUMOV (Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).

The article provides an analysis of the measures taken by the government of the People's Republic of China to strengthen the social credit system and cybersecurity in the context of the COVID-19 pandemic. The author concluded that the Chinese leadership active attempts to introduce high technologies and artificial intelligence into the ordinary life of citizens did not work when local authorities needed to identify people who came into contact with infected with the coronavirus Author noted that in the event of such non-standard situations as a pandemic of coronavirus infection, the Chinese system of social credit and cybersecurity can give a noticeable failure. At the same time, the author noted that the coronavirus pandemic has greatly accelerated the development of internet commerce and telemedicine.

Key words: coronavirus, People's Republic of China, social credit system, cyber security, artificial intelligence.

Начало 2020 г. ознаменовалось появлением в китайском г. Ухань коронавирусной инфекции, к которой не были готовы даже самые развитые государства мира. Новая пандемия явилась серьезнейшим испытанием для китайского общества во всех сферах, включая информационную безопасность и систему социального кредита.

Лидер КНР Си Цзиньпин отметил, что «Китай из большого государства в области информационных технологий должен перерасти в крупную сверхдержаву», и этот план «активно реализуется государственными органами страны» [5]. До вспышки COVID-19 правительство КНР определило несколько стратегических направлений развития в информационной сфере: 1) формирование централизованной системы на основе больших

РАЗУМОВ Егор Александрович - старший лаборант (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: razumov.egor@gmail.com

данных, включая сбор и обработку массивов информации о переписке, экономических транзакциях и геолокации граждан и предприятий, возложенные на государственные комиссии, функционирующие в каждом административном округе КНР; 2) совершенствование технологий с использованием искусственного интеллекта [8]. В целях реализации установки руководителя КНР правительство страны приняло документ «Программа создания системы социального кредита на 2014-2020 гг.» [9], согласно которому эта система должна обрабатывать различные данные о физическом или юридическом лице и у каждого гражданина КНР появится рейтинг, позволяющий (при соответствии определенным условиям) получать определенные услуги в социальной, банковской и иных сферах.

Таким образом, между государством и гражданином выстраивается следующий алгоритм взаимодействия: если гражданин законопослушен, поддерживает линию партии, не связан с криминалитетом, то он получает различные преференции от государства. С одной стороны, «доверие государства» упрощает жизнь населения, включая юридические лица и госчиновников: цифровизация используется для получения определенного вида услуг без личного обращения в различные инстанции. Но, с другой стороны, «оцифрованность» граждан КНР позволяет соответствующим службам осуществлять тотальное слежение за каждым человеком. Это в полной мере проявилось в период карантина и самоизоляции китайцев из-за COVID-19.

Вместе с тем, несмотря на попытки китайских властей применять ноу-хау при циф-ровизации населения, на сегодняшний день общей информационной системы в области социального кредита и тотальной слежки пока нет. Единую систему, которую планировали начать использовать в конце 2020 г., в конечном итоге не внедрили, так как каждая провинция разработала свои системы соцкредита, а также планы развития информатизации, исходя из собственных технологических мощностей. Центральное руководство КНР критически отнеслось к местным инициативам, в результате чего провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и автономный район Внутренняя Монголия подписали соглашение о создании общей системы соцкредита [4].

Пандемия коронавирусной инфекции выявила существенные недоработки и упущения в действующей системе соцкредита и наблюдения за населением. Предпринимаемые действия китайских властей не увенчались успехом, несмотря на установку около 20 млн камер с функцией распознавания лица [10]. Дело в том, что в КНР отсутствует единый механизм по сбору и обработке полученных данных, так как каждая провинция или автономный район исходит из имеющихся в наличии технологических мощностей. Кроме этого, камеры с распознаванием лиц не смогли показать собственную эффективность из-за введения местными властями масочного режима: государственным органам удавалось фиксировать только факт передвижения граждан по городу, но не идентифицировать того или иного человека. Необходимо отметить, что с подобной проблемой китайские власти уже сталкивались во время так называемой революции зонтиков в Гонконге в 2019 г. Тогда протестующие активно игнорировали официальные призывы не носить защитные маски. В результате подавить очаги восстания оказалось невозможно, так как местных организаторов митингов невозможно было опознать.

С учетом выявленных недоработок в ноябре 2019 г. Государственный комитет по стандартизации выпустил постановление, в котором призывал технологические компании приступить к разработке систем распознавания лиц [1]. Предполагалось, что новые меры помогут решить проблему идентификации человека, даже если он носит маску или иной защитный элемент.

Кроме этого, в системе социального рейтинга и информационной безопасности КНР в условиях резкого обострения эпидемиологической обстановки активно использовались данные платежных систем Alipay и WeChat Pay, которые давали возможность государственным органам отслеживать нахождение граждан и определять их активность во время карантина. К нарушителям режима самоизоляции применялись различные административные меры.

С введением карантинных мер в систему социального кредита были включены поощрения и наказания. Так, если гражданин нарушал правила самоизоляции, он терял возможность перемещаться внутри страны на высокоскоростном транспорте [2]. Однако это имело значение, только если билет приобретался на обычный поезд или автобус. В данном случае информация о пассажире помещалась на локальные сервисы той или иной компании, а после передавалась в местные правоохранительные органы. Поскольку большая китайская бюрократическая машина при всей ее информатизации и цифровизации довольно-таки неповоротлива, отслеживание тех или иных граждан в заметной степени усложняется.

В целях оптимизации контроля за населением крупная китайская информационная корпорация Tencent запустила в мессенджере WeChat мини-приложение Yiqing, которое позволило пользователям из КНР наблюдать, как в их местности или населенном пункте развивается эпидемиологическая ситуация [9].

К жестким реалиям пандемии стала приспосабливаться и внутренняя торговля. Большинство продуктовых и промышленных магазинов разработали собственные мини-приложения, в которых клиенты могли в удаленном формате заказывать различные товары. Так, магазин «К11» в г. Гуанчжоу предоставлял покупателям возможность дистанционно выбирать себе одежду: рассмотреть ее с разных сторон, на цифровой модели увидеть, как она будет выглядеть на фигуре [6].

Новые тенденции коснулись и медицины.

Например, новинкой в использовании информационных технологий в период карантина стало применение практически во всех городах КНР программ, разработанных начинающими / небольшими компаниями, для сбора биометрических данных и т.п. [7].

С января 2020 г. многие медицинские учреждения КНР подключились к программе «Умная больница» [3]. Суть ее состоит в консультировании врачами в удаленном формате. Данная программа положительно зарекомендовала себя, так как в заметной степени снизила процент инфицирования пациентов непосредственно во время посещения больниц. Также была оптимизирована коммуникация между медицинскими учреждениями посредством проведения видеоконференций через «Умную больницу». Все данные указанной программой передавались в провинциальные оперативные штабы, где составлялась статистика зараженных коронавирусной инфекцией. Это позволяло местным властям в режиме реального времени контролировать эпидемиологическую ситуацию в регионах.

Что касается тотального слежения за населением, то в местах вероятного появления больных и больших скоплений людей была установлена система видеоконтроля, оснащенная технологией искусственного интеллекта. Соответствующим образом подготовленные специалисты-компьютерщики имели возможность осуществлять мониторинг количества населения на улицах и выявлять в потоке прохожих людей с высокой температурой. Наиболее активно подобная система использовалась в метро, на железнодорожных вокзалах, на широкополосных магистралях. Кроме этого, для контроля за трафиком населения применялись специальные дроны.

Несмотря на то что китайским властям благодаря принятию комплексных мер по локализации коронавирусной инфекции удалось переломить ситуацию в положительную сторону, были выявлены серьезные недостатки в системе социального кредита и информационной безопасности страны. Результаты показали, что в случае резкого обострения ситуации, при которой необходим удаленный контроль за населением, система может дать серьезный сбой. Нет сомнений в том, что руководство КНР учтет выявленные просчеты и недостатки и в ближайшее время разработает соответствующие программные документы на партийном и государственном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. В Пекине состоялось собрание технического подкомитета Государственного комитета по стандартизации = ^SHsSSSMtffivRSO^K^Sroéf&S^éffisSW. - https://share.gmw.cn/economy/xinxi/2019-11/21/ content_33339258.htm (дата обращения: 23.04.2020). Кит. яз.

2. Уведомление Госсовета КНР о Программе создания системы социального кредита на 2014-2020 гг. = 1^|^теШ±#{шД№ЖШхШО^Й§(2014-2020^)М;Ш. - http://www.gov.cn/zhengce/con-tent/2014-06/27/content_8913.htm (дата обращения: 02.05.2020). Кит. яз.

3. Интеллектуальные технологии помогают развитию медицины. Эксперты оценивают «умную больницу» будущего = ШШКЛ-ЙЛШЙЖШ ^РШМ^ЖЕИ^^^. - http://www.xinhuanet.com/health/2019-10/21/c_1125132992.htm (дата обращения: 29.04.2020). Кит. яз

4. Провинции Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь и Внутренняя Монголия подписали рамочное соглашение о создании единой системы социального кредитования на северо-востоке Китая = ЩЖ/ХШКЕ^п^ЙШЙ ^МШШ'Ж - http://hlj.people.com.cn/n2/2019/1117/c220027-33547715.html (дата обращения: 23.04.2020). Кит. яз.

5. Си Цзиньпин: превращая наше государство из крупной интернет-державы в Великую интернет-державу = - http:// news.xinhuanet.com/politics/201402/27/c_119538788.htm (дата обращения: 02.05.2020). Кит. яз.

6. Borak M. I took a walk through China's VR mall without ever leaving my couch. - https://www.abacusnews. com/tech/i-took-walk-through-chinas-vr-mall-without-ever-leaving-my-couch/article/3078619 (дата обращения: 25. 04.2020).

7. China now has the most valuable AI startup in the world. - https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-04-09/ sensetime-snags-alibaba-funding-at-a-record-3-billion-valuation (дата обращения: 02.05.2020).

8. Liu Xuanzun. Chinese military could deploy blockchain management. - http://www.globaltimes.cn/con-tent/1170370.shtml (дата обращения: 02.05.2020).

9. WeChat запустил новую функцию «Yiqing». Tencent запустил ряд технических продуктов, которые помогут предотвратить и контролировать эпидемию = ШШ.Ш&Ф-ШКЯ-'^ыЙЛШ&Ш 'В. - http://www.xinhuanet.com/politics/2020-01/26/c_1125503824.htm (дата обращения: 23.04.2020). Кит. яз.

10. Yuan Yang, Madhumita Murgia. Facial recognition: how China cornered the surveillance market // Financial Times. 2019. Dec., 7. - https://www.fft.com/content/6f1a8f48-1813-11ea-9ee4-11f260415385 (дата обращения: 23.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.