Н.Б. ЧУВИЛИНА
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ РОССИИ*
В нашем представлении региональный электоральный процесс - это фиксированный и регламентированный по времени ход политических событий и явлений, связанный с выявлением воли граждан региона и формированием по определенным правилам федеральных, региональных органов государственной власти и предполагающий некую упорядоченную последовательность действий и взаимодействий преследующих свои цели федеральных и внутрирегиональных политических акторов, совокупность изменений в их поведении, взаимоотношениях, в исполнении ими своих ролей в рамках развернутой публичной конкурентной борьбы за голоса избирателей региона1.
Региональный электоральный процесс развивается под воздействием федеральных и региональных институтов власти, внешних и внутрирегиональных политических акторов, в результате чего происходят изменения в персональном наполнении региональных институтов власти, в региональной политике, в региональном гражданском обществе, во взаимоотношениях региональной власти и населения региона.
Специфика регионального электорального процесса заключается в мезоуровне охвата политико-выборных процессов; в нали-
*
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 08-03-84321 а/у «Особенности электорального процесса в Республике Башкортостан в избирательных кампаниях 2007-2008 гг.».
1 Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. - Уфа, 2007. - С. 39-40.
чии специфических особенностей мотивации и поведения избирателей; во влиянии на региональный электоральный процесс как федеральных, так и собственно региональных и местных факторов; в доминировании региональных и местных проблем1.
Факторы, оказывающие влияние на региональный электоральный процесс, подразделяются на внешние и внутренние, структурные и процедурные. Внешние факторы характеризуют политику федерального центра по отношению к региону и его элите. К ним относятся: федеральная власть и ее региональная политика, федеральные нормы и институты, стратегии федеральной власти по отношению к региональной элите. Внутренние факторы регионального электорального процесса связаны с основными элементами этого процесса - региональными институтами и акторами, а также с условиями протекания процесса.
Внутренние факторы регионального электорального процесса делятся на структурные, включающие: политические, экономические, социальные и культурные характеристики (условия) региона, формальные и неформальные институты, нормы поведения и взаимодействия, формальные и неформальные региональные центры власти; и процедурные, связанные с внутренними акторами регионального электорального процесса и их деятельностью.
Электоральный процесс складывается из череды электоральных циклов, следующих с определенной периодичностью, задаваемой периодичностью проведения выборов. Именно электоральные циклы, каждый из которых включает выборы во все выборные органы государственной власти одного уровня, фиксируют изменения в элементах структуры электорального процесса.
Соответственно, региональные электоральные процессы протекают как череда электоральных циклов выборов в органы государственной власти регионального уровня, и периодизация региональных электоральных процессов задается хронологией региональных электоральных циклов.
В чем заключались тенденции и особенности российских региональных электоральных процессов в 2005-2008 гг.?
1 Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. - Уфа, 2007. - С. 39.
На период 2005-2008 гг. пришелся четвертый электоральный цикл в российских регионах1. Его особенностью стало изменение содержания регионального электорального процесса. В 2004 г. по инициативе Президента РФ В. Путина был изменен порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации: выборность их населением регионов была заменена на наделение их полномочиями депутатами региональных парламентов по представлению Президента РФ. Таким образом, содержание регионального электорального процесса после января 2005 г., в котором прошли последние губернаторские выборы, стало включать в себя только один вид выборов - выборы депутатов региональных парламентов.
Период 2004-2008 гг. в развитии России и ее регионов пришелся на второй срок правления Президента РФ В. Путина (март 2004 г. - март 2008 г.) и начало правления Президента Дм. Медведева (с марта 2008 г.). Политическим содержанием развития России в 2005-2007 гг. стала проблема передачи власти новому президенту страны при сохранении ее в руках правящей элиты.
Важнейшей задачей внутренней политики властной федеральной элиты в 2005-2007 гг. было обеспечение максимального влияния федерального центра на политические и электоральные процессы в регионах. Последнее было необходимо для того, чтобы обеспечить широкую базу поддержки правительства и президента в федеральном парламенте в результате думских выборов 2007 г. и убедительную победу на выборах Президента РФ выдвиженцу правящей группы.
Средством решения этой задачи стало проведение нового витка партийной и избирательной реформы, начавшегося в 2004 г. по инициативе Президента страны В.В. Путина. В.В. Путин 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ предложил, кроме отказа от прямых выборов глав субъектов Федерации, перейти на пропорциональную систему по партийным спискам на федеральных думских выборах с 7%-ным проходным барь-
1 Первый электоральный цикл датируется 1993 г. - первой половиной 1997 г., второй электоральный цикл пришелся на вторую половину 1997 г. -2000 г., третий региональный электоральный цикл - 2001-2004 гг., четвертый электоральный цикл - 2005-2008 гг.
ером, полностью исключить избирательные блоки из числа субъектов избирательного процесса.
В 2004-2007 гг. Государственная дума четвертого созыва приняла 17 законов, корректирующих «рамочный» Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», девять законов, корректирующих закон о выборах депутатов Государственной думы, и восемь законов, вносящих изменения в Закон о выборах Президента РФ. Эксперты отмечали, что в 2005-2007 гг. полностью или частично были пересмотрены многие базовые принципы российского избирательного законодательства1. Кроме того, вносились изменения в Закон «О политических партиях».
Законодательные новации, существенно изменившие условия проведения выборов в стране и условия функционирования политических партий в ее регионах, состояли:
- в изменении требований к минимальному численному составу политических партий с 10 тыс. до 50 тыс. и к численности региональных отделений (партия должна иметь не менее чем в половине субъектов РФ отделения численностью не менее 500 человек, а в остальных региональных отделениях численность должна быть не менее 250 человек) (декабрь 2004 г.);
- в переходе к единому дню голосования на региональных выборах;
- в отмене права избирательных объединений образовывать избирательные блоки (2005 г.);
- в отмене строки «против всех» в избирательных бюллетенях и отмене порога явки на выборах;
- в сокращении допустимого процента недостоверных и недействительных подписей с 25% от необходимого числа подписей до 5% на федеральных и 10% на региональных и местных выборах при одновременном сокращении и допустимого количества «запасных» подписей (2005 г.);
- в установлении жесткой альтернативы в процедуре регистрации: или подписи избирателей, или залог (2005 г.);
1 Любарев А. Изменения избирательного законодательства в 20042007 гг. - Режим доступа: http://www.irena.org.гиЛМех^р?ор1юп=соп1еп1&1а8к= view&id=339
- в положениях, запрещающих политическим партиям выдвигать в качестве кандидатов членов других партий (2006 г.);
- в ужесточении правил предвыборной агитации, в частности в запрете на агитацию против своих соперников на телеканалах в рамках предоставленного кандидатам как бесплатного, так и платного эфирного времени;
- в некотором изменении правил финансирования избирательных кампаний (2006 г.);
- в отмене независимого общественного наблюдения на выборах (2005 г.);
- в изменении правил составления предвыборных списков партий на думских выборах и во введении 7%-ного проходного барьера.
Внесение изменений в рамочное федеральное законодательство о выборах вызвало соответствующие изменения и в региональном избирательном законодательстве.
Вышеперечисленные изменения в избирательном и партийном законодательствах федерального и регионального уровней позволили федеральной власти сконцентрировать в своих руках мощнейшие рычаги влияния на ход и результаты политических и электоральных процессов федерального и регионального уровней и стать абсолютно доминирующим актором региональных электоральных процессов в 2006-2008 гг.
Определяющее влияние федеральной власти как актора региональных электоральных процессов обеспечивалось следующими политическими механизмами влияния:
- фактической назначаемостью губернаторов Президентом страны и передачей сконцентрированного в их руках административного ресурса в пользу «Единой России»;
- партией «Единая Россия», аккумулирующей в своих рядах федеральную и региональные правящие элиты, численно доминирующей в региональных парламентах и обеспечивающей их лояльность федеральной власти;
- переформатированием партийной системы, сокращением числа партийных субъектов региональных избирательных процессов, политическим ослаблением оппозиционных партий вследствие усложнения условий их функционирования.
В 2005-2006 гг. Кремль впервые в своей деятельности перешел от отдельных электоральных проектов к реализации полноценной конструкции партийной системы, заключающейся в замене «старых» идеологических партий новыми организациями, сконструированными властью, лояльными ей и мобилизующими провластные, патерналистские и право-левые идеологические сегменты электората.
Таким образом, важнейшей тенденцией развития региональных электоральных процессов в 2005-2008 гг. стало повышение их управляемости, а главной особенностью региональных электоральных процессов в 2006-2008 гг. стало абсолютное доминирование в них федерального властного актора.
Роль региональных элит в региональных электоральных процессах в период второй половины 2005 г. - 2008 г. снижалась и по сравнению с предыдущими электоральными циклами существенно ослабла.
Так, если в 2000-2004 гг. влияние федерального центра в региональных электоральных процессах в основном сосредоточивалось на общефедеральных избирательных кампаниях - думских и президентских выборах, а также на выборах глав исполнительной власти регионов, а в выборах депутатов региональных парламентов роль главного актора играли внутрирегиональные участники, то в 2005-2008 гг. ситуация изменилась.
В 2005-2008 гг. в выборах в региональные парламенты роль федерального актора стала доминирующей. Этого федеральная власть добилась, отменив избирательные блоки на региональных выборах и ограничив круг их участников общефедеральными партиями, проредив партийно-политическое поле при помощи изменения требований к численности и организационной развитости партий и лишив губернаторов свободы маневра, перейдя к их назначению Президентом страны, а также поставив одним из условий их переназначения высокие результаты «Единой России» на региональных выборах.
Региональные правящие элиты в 2005-2008 гг. превратились в подчиненного актора региональных электоральных процессов, действующего, в первую очередь, в интересах федерального центра, а также преследующего собственные цели. Региональные власти, как и федеральная власть, в 2005-2008 гг. усиливали собственные рычаги влияния на электоральные процессы в регионах.
Так, региональные законодатели вносили изменения в избирательное законодательство регионов в тех аспектах, в которых региональные законодатели имеют свободу выбора: в определение максимального размера избирательного фонда и связанного с ним размера избирательного залога, в выбор типа избирательной системы и ее элементов, в методику распределения мандатов между партийными списками.
В 2006-2007 гг. на региональных выборах проявилась тенденция к повышению максимального размера избирательного фонда и избирательных залогов для политических партий1.
В 2005-2008 гг. получила развитие тенденция к переходу от смешанной избирательной системы на выборах депутатов региональных парламентов к пропорциональной. В 2005-2008 гг. выборы депутатов региональных парламентов по пропорциональной системе прошли в семи регионах2. При этом еще одной тенденцией стало повышение проходных барьеров в региональные парламенты до 7%3.
Повышение размера избирательных залогов и проходного барьера затрудняло условия участия в региональных электоральных процессах для большинства партий и существенно ограничивало возможности прохождения в региональные парламенты непарламентских партий.
1 По данным А. Любарева, «.. .если на выборах 8 октября 2006 г. самый высокий залог для партий составлял 4,5 млн. руб. (в Липецкой области и Чувашской Республике), а для кандидатов во всех регионах, кроме Липецкой области, залог не превышал 225 тыс. руб., то на выборах 11 марта 2007 г. залоги для партий от 6 млн. до 15 млн. руб. установили в Ставропольском крае, Ленинградской, Московской, Самарской, Томской и Тюменской областях, а на выборах 2 декабря 2007 г. такие высокие размеры залога установлены в Удмуртской Республике, Камчатском крае, Пензенской и Саратовской областях. В Краснодарском крае размер залога достиг 30 млн. руб. Рекорд был установлен в Санкт-Петербурге, где залог (90 млн. руб.) оказался в полтора раза выше, чем на проходящих сейчас выборах в Государственную Думу. Для кандидатов в Ленинградской, Омской и Тюменской областях залог составил 450 тыс. руб., в Пензенской области - 750 тыс. руб., в Томской области - 900 тыс. руб., в Республике Коми - 1,5 млн. руб.» Любарев А. Изменения избирательного законодательства в 2004-2007 гг. - Режим доступа: http://www.irena.org.ru/index.php?option=content&task=view&id=339
2 Кынев А. Правила ограниченной конкуренции. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/2008/09/10_x_2835580.shtml
3 Любарев А. Указ. соч.
В 2007-2008 гг. в российских регионах проявилась тенденция к замене методики распределения мандатов, основанной на квоте Хэйра и методе наибольшего остатка (метод Хэйра - Нимейера), использовавшейся в большинстве регионов до ноября 2006 г., на метод Империали, дающий преимущества партии, получивший большинство голосов избирателей1, т. е. приносящий в условиях сегодняшней России реальные политические выгоды «Единой России».
Следствием всех вышеперечисленных изменений политико-институционального, нормативного и политического характера, осуществленных федеральной властной элитой в 2005-2007 гг., стало беспрецедентное внедрение государства в сферу электоральных, в том числе региональных электоральных, процессов, существенное снижение роли негосударственных акторов региональных электоральных процессов, превращение их в подчиненных, максимальное повышение уровня управляемости региональными электоральными процессами со стороны государства, уменьшение роли электората как актора региональных выборов.
Вследствие дирижирующих усилий государства в 20052008 гг. проявились определенные изменения в поведении региональных политических партий и групп бизнеса.
Так, такие институционально-правовые новации, внедренные по инициативе федерального актора в 2004-2006 гг., как переход к выборам депутатов региональных парламентов по смешанной пропорционально-мажоритарной системе2, запрещение избирательных блоков в качестве субъектов региональных выборов, новые требования к минимальной численности партий и к численности их региональных отделений, существенно снизившие количество партий в партийной системе страны, а также конкретные политические стратегии региональных и федеральных элит по управлению региональными электоральными процессами и результаты думских выборов 2007 г. - все это существенно повлияло на состав партийно-политических и общественно-политических акторов региональных электоральных процессов, на уровень конкурентности и на конфигурации региональных партийных систем в 2003-2008 гг.
1 Любарев А. Указ. соч.
2 Этот переход продолжался в регионах вплоть до осени 2007 г.
Характеризуя роль партий как акторов региональных электоральных процессов в период 2003-2008 гг., следует отметить, что их влиятельность на выборах не изменялась, оставаясь на низком уровне. Изменения происходили в составе и в соотношении сил и влияния внутри самого круга партийно-политических акторов региональных выборов, они были очень подвижными и изменчивыми, разнонаправленными. Это связано с высокой изменчивостью законодательно-правовой базы проведения выборов и функционирования партий в рассматриваемый период и с изменением политических условий в предвыборный и послевыборный периоды думской кампании 2007 г.
Политико-правовыми и политическими вехами, которые обусловили изменчивость тенденций в 2004-2008 гг., стали: устранение избирательных блоков с арены региональных выборов со второй половины 2005 г., увеличение минимальной численности членства в политической партии до 50 тыс. членов, появление партии «Справедливая Россия» в конце 2006 г. и результаты думской избирательной кампании 2007 г.
В условиях мажоритарных избирательных систем в 19952002 гг. партии в подавляющем числе регионов проигрывали беспартийным самовыдвиженцам по количеству выдвигаемых ими кандидатов, достаточно активно участвовали в выборах депутатов региональных парламентов только в отдельных регионах. Начиная со второй половины 2003 г., когда норма о смешанной избирательной системе на выборах депутатов региональных парламентов вступила в силу, субъектами региональных электоральных процессов в массовом порядке, т.е. во всех регионах страны, стали выступать: партии, представленные в федеральном парламенте, региональные избирательные блоки, непарламентские (малые) партии, региональные общественно-политические движения. При этом малые партии стали участвовать в региональных выборах как самостоятельно, так и в составе региональных избирательных блоков.
Среди партийных участников региональных выборов выделились наиболее активные участники в лице парламентских «Единой России», КПРФ, ЛДПР, относительно активные и малоактивные партии.
В 2004-2005 гг. в условиях электоральной конкуренции в регионах появились новые партийные игроки - «Родина», Российская
партия пенсионеров (РПП), Российская партия жизни (РПЖ) и некоторые другие.
С введением смешанных избирательных систем на региональных выборах возросли представленность партий в региональных парламентах и их роль в парламентах регионов, так как в парламентах увеличилось число депутатов-партийцев и они стали партийноструктурированными. Кроме того, среди самих партий произошло расслоение на более активных и влиятельных и менее активных и успешных в качестве акторов региональных выборов.
Так, у парламентских партий - «Единой России», КПРФ и ЛДПР - представленность в региональных парламентах по территории страны становилась более равномерной, а позиции усиливались.
Наиболее влиятельными партийными и общественно-политическими акторами региональных выборов в 2004-2005 гг. выступали «Единая Россия», КПРФ и региональные избирательные блоки, формировавшиеся региональными политическими движениями и малыми партиями. Блоки выступали серьезными политическими конкурентами для «Единой России», не давая ей занять доминирующие позиции в региональных парламентах. Избирательные блоки конкурировали за влияние в региональных парламентах и с КПРФ, в отдельных регионах отодвигая КПРФ со второго места.
Третье место по степени влиятельности среди партийно-политических акторов региональных электоральных процессов в 2005-2006 гг. занимали ЛДПР, Аграрная партия России (АПР), а также левоцентристские «Родина», РПП, РПЖ, в отдельных регионах - «Яблоко» и СПС. Таким образом, в этот период и за 3-е место шла серьезная конкурентная борьба между крупными парламентскими и малыми партиями.
Не представленные в федеральном парламенте партии и малофракционные парламентские партии самостоятельно и в составе избирательных блоков (по итогам избирательных кампаний в 37 регионах в 2004-2005 гг.) сформировали 40 фракций в 24 регионах1.
После запрета избирательных блоков со второй половины 2005 г. в 2006-2007 гг. в региональных выборах стали усиливаться
1 Всего в 2004-2005 гг. выборы депутатов региональных парламентов проводились в 37 регионах.
влиятельность и результативность «Единой России». «Единая Россия» заняла 17 первых мест в 17 кампаниях 2006 г. и 23 первых места в 24 избирательных кампаниях 2007 г.
Вслед за запретом предвыборных блоков федеральные законодатели вообще запретили межпартийные союзы, введя запрет партиям включать в свои предвыборные списки представителей других партий, что еще более затруднило положение идеологических партий - КПРФ и либералов. «Потолок» голосов избирателей, которые они могли собрать на региональных выборах, стал ограничиваться размерами их базовых электоратов.
В региональных избирательных кампаниях 2006 г. в среднем 2-е место по результативности на региональных выборах оставалось за КПРФ. Но за 2-е место КПРФ теперь приходилось серьезно бороться с РПЖ, АПР, ЛДПР, РПП и, в отдельных регионах, с СПС. В целом позиции КПРФ в 2006 г. начали ослабляться как вследствие высокой конкуренции в «левом» сегменте региональных электоральных полей, так и из-за запрета межпартийных союзов. Ослабла на региональных выборах и роль ЛДПР, ведущей конкурентную борьбу с АПР, РПП, РПЖ и «Родиной».
В 2006 г. появились новые партии - «Патриоты России», Промышленная партия, «Свобода и народовластие». Среди малых партий усиливаются роль и эффективность у РПП. Она формирует собственные фракции в 11 региональных парламентах, приняв участие в 15 избирательных кампаниях.
По итогам избирательных кампаний 2006 г. в 17 регионах восемь малых партий, прошедших в региональные парламенты 15 регионов в 2006 г., сформировали 28 фракций.
В 2007 г. сокращается число партий в партийной системе страны до 13. Соответственно сокращается число партийных акторов региональных электоральных процессов за счет малых партий. Их остается 12.
Другим важным фактором, повлиявшим на результаты и изменение роли конкретных партий в региональных электоральных процессах в 2007 г., стало объединение в конце 2006 г. РПП, РПЖ и партии «Родина» в партию «Справедливая Россия».
В ходе региональных выборов 2007 г. продолжают укрепляться позиции «Единой России» в региональных парламентах и ее
роль как доминирующего актора региональных электоральных процессов.
За второе место в региональных выборах в 2007 г. вели борьбу КПРФ и «Справедливая Россия». При этом позиции «Справедливой России» в 2007 г. усиливались, а КПРФ - ослабевали.
ЛДПР по результативности в кампаниях 2007 г. была на 4-м месте, и в целом ее роль в региональных выборах ослаблялась, так же как и роль СПС и «Яблока».
Из 12 малых партий, принимавших участие в выборах в 2007 г. в 24 регионах, смогли сформировать фракции только четыре партии в пяти регионах. Таким образом, в 2007 г. у малых партий существенно снижаются активность и результативность участия в региональных выборах.
Выборы депутатов региональных парламентов в 2008 г. продемонстрировали усиление роли и результативности «Единой России» и ослабление роли КПРФ (осенью 2008 г.), ЛДПР и «Справедливой России» (весной 2008 г.). У этих партий резко упала результативность участия. Так, в весенних выборах «Справедливая Россия» (СР) смогла пройти в парламенты только пяти регионов из 11, ЛДПР - в семи регионах из 11, а осенью 2008 г. - в парламенты трех регионов из пяти (ЛДПР) и в парламенты четырех регионов из пяти (СР). Весной 2008 г. КПРФ прошла во всех регионах, избиравших депутатов парламентов (11 из 11), а осенью - не прошла в парламенты двух регионов из пяти.
В целом по итогам года КПРФ потеряла статус «второй» партии, перейдя в группу «третьих» партий, составляемую «Справедливой Россией» и ЛДПР. Как видим, тенденция ослабления КПРФ в 2008 г. продолжилась.
Разгромные для малых партий результаты думских выборов 2007 г. впрямую повлияли на дальнейшее сокращение их количества в качестве акторов региональных выборов в 2008 г. и на снижение активности их участия.
Так, в 2008 г. продолжилась тенденция сокращения числа непарламентских партий, в весенних выборах их было семь, а в осенних выборах - пять. Роль непарламентских партий в региональных выборах в 2008 г. стала чисто символической - они участвовали в выборах в единичных регионах и нигде не смогли преодолеть про-
ходного барьера, кроме Аграрной партии, прошедшей в парламенты в двух регионах весной 2008 г.
Таким образом, основные особенности и тенденции изменений роли партий как акторов региональных электоральных процессов в 2003-2008 гг. состояли:
- в реальном становлении политических партий в качестве субъекта региональных электоральных процессов; партии пришли в регионы и утвердились в качестве участника региональных выборов массово, повсеместно и на регулярной основе - они стали участниками выборов во всех регионах и во всех проводившихся избирательных кампаниях;
- в возрастании активности участия партий в региональных выборах в 2003-2007 гг. по сравнению с предыдущими электоральными циклами в регионах;
- в стабильно высоком уровне активности и в участии в региональных выборах на всей территории страны на протяжении 20032008 гг. крупных общефедеральных парламентских партий - «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» (в 2007-2008 гг.);
- в довольно активном, но нерегулярном и нестабильном по числу регионов и числу региональных выборов участии в региональных электоральных процессах Аграрной партии, Российской партии пенсионеров, Российской партии жизни, партии «Родина», Союза правых сил в 2005-2007 гг. и неактивном (в единичных регионах и в единичных избирательных кампаниях) участии в региональных выборах остальных малых партий;
- в расширении круга и числа общественно-политических акторов региональных выборов в 2003-2005 гг. и в сокращении их количества в период 2006-2008 гг.;
- в ослаблении роли малых партий как акторов региональных электоральных процессов в 2006-2008 гг.;
- в усилении роли парламентских партий в 2004-2007 гг. и в превращении их в практически основных, доминирующих и единственных влиятельных партийных акторов региональных электоральных процессов в 2008 г.;
- в усилении роли и влиятельности среди партийных акторов партии «Единая Россия», в превращении ее в доминирующую партию в региональных электоральных процессах;
- в ослаблении роли старых идеологических партий - КПРФ, ЛДПР;
- в ослаблении роли СПС, «Яблока» и уходе их с поля электоральной борьбы в регионах в 2008 г.;
- в появлении «Справедливой России», интеграции ее в региональные электоральные процессы в 2007 г. и в превращении ее в одного из влиятельных партийных акторов региональных выборов наряду с КПРФ и ЛДПР.
В целом роль партий, не связанных с правящими федеральными и региональными политическими элитами, как акторов региональных электоральных процессов на протяжении 2006-2008 гг. последовательно ослаблялась, что способствовало повышению управляемости региональными электоральными процессами со стороны правящих элит.
Традиционно кроме партий акторами электоральных процессов среди организованных групповых субьектов со стороны гражданского общества выступают представители бизнеса, профсоюзы, различные общественные организации и негосударственные средства массовой информации.
Характерной чертой электорального цикла 2000-2004 гг. в российских регионах было активное вторжение в региональную политику общенациональных финансово-промышленных групп. Они выдвигали и продвигали собственные кандидатуры на посты губернаторов, продвигали своих ставленников в региональные парламенты, как по мажоритарному сегменту избирательных систем, так и в рядах списков различных политических и избирательных блоков.
В 2006-2008 гг. бизнес утратил свою роль автономного и влиятельного актора региональных электоральных процессов, которую он играл в 1993-2004 гг. в отдельных регионах, и превратился в подчиненного исполнительной власти участника, вынужденного использовать прежде всего «Единую Россию» и, в гораздо меньшей мере, «Справедливую Россию» как инструменты реализации собственных политических интересов.
Средства массовой информации и организации гражданского общества в лице общественных организаций и профсоюзов, как и в предыдущих электоральных циклах, в 2005-2008 гг. так и не приобрели статус автономных и влиятельных акторов региональных электоральных процессов.
Подводя итог анализу тенденций и особенностей развития российских региональных электоральных процессов в период 20052008 гг., в качестве основополагающих тенденций следует отметить:
- расширение до наивысшего уровня зоны влияния на них государства в лице федеральной и региональной правящих элит, достижение высокой управляемости региональными электоральными процессами со стороны государственных акторов как формально-правовыми, так и политическими, административными и неформальными методами;
- закрепление и доведение до максимума достигнутого в предыдущем электоральном цикле 2000-2004 гг. доминирующего положения федерального актора в региональных электоральных процессах по сравнению с региональными властными элитами и превращение последних в полностью подчиненных акторов;
- усиление роли и достижение максимальной эффективности партии «Единая Россия» в качестве неформального механизма влияния федерального центра на региональную политику и региональные электоральные процессы;
- утрату автономности акторов региональных электоральных процессов - представителей гражданского общества, т.е. политических партий и бизнеса, и превращение их в подчиненных акторов региональных электоральных процессов при одновременном ослаблении их роли по сравнению с 2003-2004 гг.;
- закрепление и усиление партии «Единая Россия» в качестве доминирующего актора региональных электоральных процессов среди партийных субъектов региональных выборов;
- снижение роли партий, не связанных с правящими элитами, в региональных электоральных процессах;
- ограничение пространства выборных процедур в региональной политике до одного вида выборов - выборов депутатов региональных парламентов и, таким образом, существенное уменьшение роли и влияния общества, общественно-политических институтов и электората как акторов региональных электоральных процессов;
- существенное снижение роли региональных выборов как фактора региональных политико-властных процессов, максимальную инструментализацию их роли и превращение функции легитимации существующей власти в их практически единственную и основную функцию.