Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТОК ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТОК ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тарараева Е.М.

Приведены основные положения новой политики ЕС-25 в области исследований и разработок, включая 6-ю Рамочную программу (RP-6), до 2013 г. Приведены основные данные по финансированию исследований и разработок в ЕС. Приведены некоторые сравнительные данные затрат на исследования и разработки ЕС, США, Германии и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗРАБОТОК ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

ИНФОРМАЦИЯ В ОБЛАСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

INFORMATION ON RENEWABLE ENERGY

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Е. М. Тарараева

Member of International Editorial Board

лаб. ДОР ЦНИИатоминформ 127434, Москва, а/я 971 Тел.: (495) 610-76-00; e-mail: dor@ainf.ru; http://www.x-atom.ru/cniiatom/dor.htm

Приведены основные положения новой политики ЕС-25 в области исследований и разработок, включая 6-ю Рамочную программу (КР-6), до 2013 г. Приведены основные данные по финансированию исследований и разработок в ЕС. Приведены некоторые сравнительные данные затрат на исследования и разработки ЕС, США, Германии и Японии.

Последние решения Совета министров ЕС в Лиссабоне и Барселоне призваны убедить европейцев в необходимости повышения значения образования, исследований и разработок и инноваций для общего экономического роста и обеспечения занятости в Европе. При этом необходимо пояснить, что Европейскому Союзу придется нагонять США и Японию в сфере инвестиций на НИОКР не столько за счет государственных и общественных источников, сколько за счет частных промышленных компаний. Два из трех процентов валового внутреннего продукта (брутто) должны быть получены за счет частных инвестиций, и это означает прежде всего, что необходимо сделать привлекательными рамочные условия для инвестиций промышленных компаний на исследования и разработки.

Новая Комиссия ЕС во главе с председателем Баррозо решения, принятые в Лиссабоне, сделала своим главным приоритетом с целью обеспечить новый импульс для ЕС в экономическом росте и росте занятости. Важнейшим инструментом Комиссии ЕС в реализации исследований и технологий является ^ Рамочная программа исследований и разработок 2002-^ 2006 гг., которая предусматривает общее финанси-£ рование 4 млрд. евро/год, что соответствует 5 % об-^ щих затрат ЕС-15 на НИОКР.

§ Если исходить из поставленной цели — созда-

| ние единого европейского исследовательского про-й странства, и отчасти крайне низких результативных ° квот при исследовательских предложениях, рамочная программа заведомо недофинансируется. Не хва-£ тает средств и инструментов, чтобы преодолеть фраг-° ментацию, «национализацию» и даже «регионали-® зацию» исследований и разработок в ЕС, создать конкурентоспособные международные центры и сократить количество «параллельных» исследований в 25 странах-членах ЕС.

Европа должна создать «Лигу чемпионов» для исследований и инноваций, чтобы усилением конкуренции достичь более высокой производительности. В отчете так называемой экспертной группы Мапшоп, представляющем собой среднесрочный обзор 6-ой рамочной программы, критикуются высокие административные расходы и задержки в распределении договоров. Важнейшей задачей Комиссии ЕС является добиться в ходе переговоров по перспективному финансированию на 2007-2013 гг. удвоения ассигнований на исследования и разработки с 4 млрд. евро/год до 8 млрд. евро/год.

Европейская инициатива по программам водород — топливные элементы

Водородная энергетика и использование топливных элементов представляют наиболее перспективные аспекты долгосрочной энергетической политики ЕС, который уже давно имеет большой потенциал в этих направлениях и реализует соответствующие программы. В 2003 г. европейская рабочая группа, возглавляемая комиссарами Л. де Паласио и Ф. Бас-кин, рекомендовала выполнение ряда конкретных программ, включая:

■ европейская инициатива в расчете на 10 лет с проектами «быстрого старта» по развитию водородной энергетики (основное производство и инфраструктура) с общим финансированием 2,8 млрд. евро;

■ создание и реализация платформы водородной энергетики и выработка «дорожной карты» для ЕС;

■ проведение исследований по водородной энергетике и топливным элементам, а также реализация демонстрационных проектов в пределах 6-ой рамочной программы при уровне финансирования от 250 до 300 млн. евро;

■ организация международного партнерства по водородной энергетике с США, Индией, Китаем и др. странами, начиная с ноября 2003 г.

Статья поступила в редакцию 23.09.2005. The article has entered in publishing office 23.09.2005.

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology ISJAEE №10(30) 2005 QO

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» АЭЭ №10(30) 2005 93

Шесть структурных целей исследовательской политики ЕС

В июне 2004 г. Комиссия ЕС представила свои ориентиры исследовательской политики ЕС и до конца 2004 г. в ходе Internet-конференций провела широкие дебаты со всеми участниками. В результате было выявлено шесть структурных целей, которые кратко могут быть представлены следующим образом:

• консолидация европейского сотрудничества (совместные исследования) концентрацией тематических приоритетов на основе четких критериев, консультации и анализа по принципу затраты/эффективность;

■ создание европейских технологических платформ для интенсификации европейского инновационного процесса по ключевым технологиям при вовлечении промышленных компаний, науки и управления; наряду с существующими инструментами может быть задействована ст. 171 (совместные предприятия);

• усиление конкуренции между исследовательскими коллективами, создание в значительной степени независимого европейского исследовательского совета для развития фундаментальных исследований;

• усиление исследовательских и технологических мощностей ЕС созданием привлекательных в международном плане рамочных условий, расширение обществ Мари-Кюри, развитие не только транснациональной, но и транссекторальной мобильности (например, между промышленностью и исследовательскими организациями, а также предоставление наилучших карьерных возможностей для исследователей;

• развитие европейской политики для исследовательских инфраструктур с правилами доступа к существующим и новым инфраструктурам; здесь важна также роль межгосударственных исследовательских организаций (например ЦЕРН, Европейская лаборатория молекулярной биологии, Европейский центр по использованию космоса и др.);

■ улучшение координации и поддержки национальных и региональных исследований, разработок и инновационных программ поддержкой таких продвинутых инициатив, как ERA-NET (Европейский иссле-

стран-членов и исследований ЕС во всем мире. Некоторые из запланированных мер включают:

• выявление и поддержка «полюсов превосходства» в растущих регионах ЕС;

• меры по возрождению международного влияния (статуса) ЕС;

■ усиление поддержки малых и средних пред- < приятий; ¡S

■ улучшение интеграции и повышение привле- ¡и кательности науки в обществе; §

• усиление европейских космических исследо- j ваний, а также исследований по обороне и безопас- -§ ности; h-

■ улучшение взаимодополняемости структурной 5 и исследовательской политики. 'Ц

В начале 2005 г. на рассмотрение Комиссии ЕС g

были представлены первые предложения для 7-ой Ра- ™ мочной исследовательской программы ЕС.

Некоторые сравнительные данные в международном контексте

Для сравнения состояния исследовательской политики ЕС с другими регионами мира были использованы определенные данные. Каждый, кто пытается оценить результаты научных исследований и разработок, знает, что получение абсолютных базовых данных (в количественном выражении) затруднено, поэтому использованы данные, которые позволяют проанализировать глобальные цифры и результаты, основываясь на показателях 2002 г. для основных конкурентов ЕС (табл.).

Значительные отличия ЕС от США и Японии наблюдаются в количестве исследователей относительно общей численности населения и в затратах на НИОКР в расчете на одного научного работника, которые в ЕС существенно (более чем на 30 %) ниже Общих национальных затрат на НИОКР (Gross Domestic Expenditure on R & D - GERD). Следует также отметить, что США и Япония заявляют (регист-

Таблица

Сравнительные данные исследований и разработок для США, ЕС-25, Германии и Японии (2002 г.)

США ЕС-25 Германия Япония

Население (млн. чел) 287,7 451,9 82,5 127,5

Молодое население (25-34), % от общей численности населения 13,8 14,7 13,6 15,1

ВВП на душу населения, евро 38404 21243 25570 33329

Число исследователей на 1000 работающих (2001 г.) 8,1 ^ 5,7 2) 6,6 9,1

GERD, % от ВВП 2,8 1,9 2,5 3,1

Правительственный бюджет на НИОКР, % от ВВП 1,05 0,76 0,81 0,71

Затраты на НИОКР на одного исследователя (2001 г.), тыс. евро 182 156 199 212

Патентные заявки в Европейское патентное ведомство (EPO) на 1 млн. чел. населения (2000 г.) 104 108 259 141

Патенты, выданные в Патентном ведомстве США в расчете на 1 млн. населения 301 60 137 275

Количество научных публикаций в расчете на 1 млн. населения 774 673 2) 731 550

Примечания: 1) данные за 1997г.; 2) данные для ЕС-15

довательский реактор-токамак следующего поколения), углубленное двустороннее сотрудничество более интенсивным участием Комиссии ЕС в национальных программах в рамках ст. 169.

Основные перспективные положения новой исследовательской политики ЕС

Комиссия ЕС поддержит ряд мер, которые призваны усилить роль регионов внутри ЕС, роль новых

рируют) в ЕС больше патентов, чем сам ЕС. На долю ЕС приходится лишь 20 % (!!!) числа патентов, заявленных в США, а Япония отстает от США не намного.

Источники:

1.Atomwirtschaft, 2005, Jg.50, N. 2, Februar, P. 74-76.

2. Key Figures. 2003-2004 DG RTD.

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology ISJAEE №10(30) 2005 Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» АЭЭ №10(30) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.