Научная статья на тему 'Новые тенденции в формировании политической культуры: российско-бразильские внешнеполитические связи (сер. 1990-х - 2014 гг. )'

Новые тенденции в формировании политической культуры: российско-бразильские внешнеполитические связи (сер. 1990-х - 2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
461
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИЕ СВЯЗИ / РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКАЯ КОМИССИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКАЯ КОМИССИЯ / "СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / "ВОСХОДЯЩИЕ СТРАНЫ-ГИГАНТЫ" / "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС" / RUSSIAN-BRAZILIAN RELATIONS / RUSSIAN-BRAZILIAN HIGH-GRADE COMMITTEE / INTERGOVERNMENTAL RUSSIAN-BRAZILIAN COMMITTEE / "STRATEGIC PARTNERSHIP" / "RISING-UP GIANT-COUNTRIES" / "TECHNOLOGY ALLIANCE"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Масленников А.В.

В статье анализируются актуальные проблемы внешнеполитического курса РФ по отношению к странам Латинской Америки, в частности, к Бразилии, «восходящему гиганту» ХХI века. Рассматриваются политические контакты, начиная с середины 1990-х гг., когда во внешней политике России стали преобладать принципы национального интереса и суверенитета, и на протяжении 2000-х гг., когда изменился политический курс самой Бразилии, что было связано с «левым поворотом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGING TRENDS IN POLITICAL CULTURE FORMATION: RUSSIAN-BRAZILIAN FOREIGN POLICY RELATIONS (MID. 1990-2014)

In the article the present day foreign policy problems of the Russian Federation against the Latin America countries, especially Brazil that considered to be a «rising-up giant», are being analyzed. The political relations are being analyzed from the mid-nineties, when the national interest approach and sovereignty started to prevail in the Russian foreign policy, and during 2000, when the policy of Brazil itself changed and it was associated with «left turn»

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в формировании политической культуры: российско-бразильские внешнеполитические связи (сер. 1990-х - 2014 гг. )»

УДК 94(8)+327(470)"20"

А.В.Масленников

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ (сер. 1990-х - 2014 гг.)

В статье анализируются актуальные проблемы внешнеполитического курса РФ по отношению к странам Латинской Америки, в частности, к Бразилии, «восходящему гиганту» XXI века. Рассматриваются политические контакты, начиная с середины 1990-х гг., когда во внешней политике России стали преобладать принципы национального интереса и суверенитета, и на протяжении 2000-х гг., когда изменился политический курс самой Бразилии, что было связано с «левым поворотом».

Ключевые слова: российско-бразильские связи, российско-бразильская комиссия высокого уровня, межправительственная российско-бразильская комиссия, «стратегическое партнёрство, «восходящие страны-гиганты», «технологический альянс».

A.V.MaslennikovEMERGING TRENDS IN POLITICAL CULTURE FORMATION: RUSSIAN-BRAZILIAN FOREIGN POLICY RELATIONS (MID. 1990-2014)

In the article the present day foreign policy problems of the Russian Federation against the Latin America countries, especially Brazil that considered to be a «rising-up giant», are being analyzed. The political relations are being analyzed from the mid-nineties, when the national interest approach and sovereignty started to prevail in the Russian foreign policy, and during 2000, when the policy of Brazil itself changed and it was associated with «left turn»

Key words: Russian-Brazilian relations, Russian-Brazilian high-grade committee, intergovernmental Russian-Brazilian committee, «strategic partnership», «rising-up giant-countries», «technology alliance».

Современные международные отношения в мире принято отсчитывать с момента крушения СССР в декабре 1991 года. Горбачёвская «перестройка» второй половины 1980-х гг. не только положила конец «советской эпохе» в истории России, но и привела к тектоническим сдвигам в мировой политике. Рухнула Ялтинская система международных отношений, распались военно-политические и экономические блоки «социалистического мира», начался процесс распада некогда единых стран, началась череда войн «нового типа» как в Европе, так и в Африке и Азии, установился «однополярный мир». Россия, погрязнув в коллапсе нищеты, коррупции и безработицы, переживала во внутренней политике эпоху «первоначального накопления капитала», во внешней политике были утрачены важнейшие государственные принципы: независимости, суверенитета, национальных интересов.

По этому поводу бывший премьер-министр РФ Е.М.Примаков писал: «Запад явно устраивало бедственное положение России. Тем более что социально-экономическая деградация нашей страны была подкреплена ее абсолютно беззубой в первой половине 90-х годов внешней политикой, провозглашенной целью которой было вхождение в «цивилизованный мир» при полном пренебрежении национальными российскими интересами. Россия становилась «ведомой», следуя в фарватере политики Соединенных Штатов. И к этому в Вашингтоне, очевидно, начинали привыкать». [9]

Исследователи связывают перелом во внешней политике РФ с деятельностью на посту министра иностранных дел Е.М.Примакова и его историческим визитом 1997 года в ряд стран Латинской Америки. Это турне показало ярко выраженное желание России развивать сотрудничество с континентом в изменившемся мире. Е.МПримаков отмечал: «Латинская Америка - один из наиболее динамично развивающихся регионов планеты с богатейшими людскими и природными ресурсами, с возрастающим весом в международных делах. В силу этих факторов отношения с Латинской Америкой - самостоятельное, неподверженное конъюнктуре направление внешней политики России. Как великая держава мы добиваемся многовекторной системы связей с международным сообществом. Латинская Америка также стремится к диверсификации своих отношений с внешним миром, его основными центрами. Это нас сближает». [7]

Тогда были достигнуты договоренности о запуске механизмов правительственной поддержки экономическим отношениям между Россией и странами Латинской Америки, в том числе и с Бразилией. Наиболее крупное решение в этом плане - создание Российско-Бразильской комиссии высокого уровня под руководством Председателя Правительства России и Вице-президента Бразилии. В соглашении 1997 года было указано: «Задачами смешанной комиссии являются: разработка и утверждение рекомендаций по вопросам, связанным с созданием благоприятных условий для осуществления научно-технического взаимодействия в

соответствии с настоящим Соглашением; выработка предложений по приоритетным направлениям научно-технического сотрудничества; оценка состояния научно-технического сотрудничества и разработка предложений по выбору его новых направлений». [12]

Бразильская внешняя политика в начале XXI века так же претерпела серьёзную трансформацию. В области внешней политики, считает исследователь из Сан-Паулу Л.А ЭстрельяФария, позиция президента Лулы да Силвы колебалась, как маятник, то сближаясь с США, то отдаляясь от них, в поисках большей автономии. После сближения с США, имевшее место в 1990-е гг., правительство Лулы да Силвы, «ударилось в другую крайность». По мнению ЭстрельиФарии, именно поэтому возникли противоречия в политике нового кабинета, неолиберального в экономике и опирающегося на сотрудничество со странами «третьего мира» в международных делах [13]

В 1990-е годы и в первое пятилетие XXI века увеличилась интенсивность российско-бразильских политических, торгово-экономических и культурных связей, повысилось место Бразилии как региональной державы на шкале внешнеполитических приоритетов России. Начиная с 1994 года, Бразилия постепенно превращается в ведущего делового партнёра РФ в ЛКА и занимает первое место в товарообороте с государствами этого региона. За период 1995 - 2004 гг. товарооборот между двумя странами увеличился почти в 3,7 раза, составив в 2005 году сумму 2,5 млрд. долларов.

Новым качественным сдвигом в развитии российско-бразильских отношений была призвана стать идея преференциального сотрудничества так называемых «стран-гигантов», выдвинутая президентом Бразилии Лулой да Силва в 2002 году. Конкретизируя идею своего президента, министр иностранных дел С.Аморим заявил в январе 2003 года о том, что Бразилия «хочет вступить в союз с великими развивающимися нациями», к которым он причислил Китай, Россию, Индию, Мексику и ЮАР. Критериями для причисления к «странам-гигантам», были, во-первых, его размеры, демографический и ресурсный потенциал; во-вторых, - достаточно значимый объём ВВП; в-третьих, - наметившийся потенциал экономического роста; в-четвёртых, - военный потенциал [6].

Россия и Бразилия за 2000-2010 гг. наработали объёмную юридическую базу двусторонних отношений, дополнившую уже подписанные документы. Среди наиболее значимых документов следует отметить «Декларацию о принципах взаимодействия России и Бразилии, устремлённого в XXI век» [3], Договор о партнерских отношениях между РФ и Федеративной Республикой Бразилия (июнь 2000), Декларация о борьбе с терроризмом (декабрь 2001 г.), Договор о выдаче преступников (январь 2002 г.), Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (июнь 2002 г.), Конвенция об избежании двойного налогообложения (ноябрь 2004 г.), Совместная декларация о формировании технологического альянса (октябрь 2005 г.). В ходе визита в Бразилиа в декабре 2006 года министра иностранных дел РФ С.Лаврова было заключено соглашения о создании специального механизма консультаций между МЕРКАСУР и входящими в него членами с одной стороны, и Россией - с другой. [11]

Развитие российско-бразильских отношений в начале XXI века носило, в целом, поступательный характер. Однако ряд авторов считает, что его темпы могли бы быть намного выше, учитывая совместно принятые формулы «стратегического партнёрства» и «технологического альянса». Однако особый, «глобальный» тонус этим взаимоотношениям стало придавать участие обеих стран новых форматах сотрудничества, а именно БРИКС и G-20. Особое доверие и эффективность этим отношениям придала установление прямого воздушного сообщения межу двумя столицами, введение безвизового режима и начало регулярных межведомственных контактов по вопросам безопасности. [1]

Развитие политических связей между Россией и Бразилией в указанный период происходило в разных форматах: встречи на высшем и высоком уровне, межправительственные и межведомственные комиссии, взаимные обмены делегациями субъектов федерации Бразилии и России, контакты по линии международных организаций и интеграционных объединений.

С 2002 года начались постоянные обмены и визиты на высшем уровне и с этого времени российско-бразильские отношения официально значатся как «стратегическое партнёрство». 13.01.2002 состоялся Официальный визит Президента Бразилии Фернандо Энрике Кардозо в Москву, был подписан Договор об экстрадиции между Россией и Бразилией, а 09.04.2002 был принят Меморандум по вопросам сотрудничества в области военных технологий, представляющих взаимный интерес. Следуя этим курсом, вице-президент Бразилии

ЖозеАленкар, посетил Москву в сентябре 2003 года для встречи с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и с членами его кабинета. Страны подписали «Российско-бразильский пакт по военной технологии и поставкам» — важное соглашение в отраслях космической технологии, противоракетной обороне, поставках оружия.

По приглашению президента Бразилии Луиса Инасиу да Силвы Владимир Путин нанёс официальный визит в Бразилию 22 ноября 2004 года. Первый в истории двусторонних отношений визит президента Российской Федерации в Бразилию позволил говорить о реальном сближении двух стран, указанном в качестве одного из приоритетов в речи Лулы да Силвы по случаю вступления в должность президента. В ходе визита были приняты «Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» [2], провозглашён курс на создание «технологического альянса», оговорено укрепление и расширение сотрудничества в энергетической сфере, в частности, в области производства возобновляемых источников энергии. [5]

В октябре 2005 года президент Лула да Силва прибыл с ответным официальным визитом в Россию. Переговоры касались широкого круга вопросов, как двусторонних отношений, так и международной повестки. По итогам визита было принято «Совместное заявление по итогам официальных переговоров между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Федеративной Республики Бразилии Л.И.Лулой да Силвой». По международным проблемам было заявлено следующее: «Президенты В.В.Путин и Л.И. Лула да Силва подтвердили близость позиций России и Бразилии по ключевым мировым проблемам. Высказались за расширение сотрудничества обеих стран в двустороннем и многостороннем формате в деле укрепления всеобщего мира и безопасности, формирования нового, многополярного, более демократического, справедливого и безопасного миропорядка, основанного на международном праве.... Президент В.В.Путин выразил поддержку Россией Бразилии в качестве одного из сильных кандидатов на место постоянного члена реформированного Совета Безопасности [10].

За указанный период имели место политические контакты и на других уровнях: 4-е заседание Межправительственной Российско-бразильской комиссии по сотрудничеству

(03.10.2005); 4-е заседание Российско-бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству в Бразилиа; подписание Протокола о намерениях между Институтом имени Рио-Бранко и Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации

(04.04.2006); официальный визит Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Бразилию (12.2006); 06.03.2007 вступило в силу Соглашение об экстрадиции (подписанное 14 января 2002 года).

Встречи на высшем уровне были продолжены 26 ноября 2008 года, когда состоялся визит президента Д. А. Медведева в Бразилию, в ходе которого были подписаны, в частности, соглашения о военно-техническом сотрудничестве и об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Бразилия. В своём приветственном слове президент Бразилии подчеркнул: «Мы разделяем наши обязательства по достижению более справедливого и многополярного мира, мы заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве и альянсе в области развития технологий, и мы хотим дать новый импульс этим направлениям сотрудничества» [4].

С 2009 года отношения перешли на новый уровень. Встречи глав государств начали осуществляться в рамках БРИК. 16.06.2009 состоялся визит президента Бразилии Луиса ИнасиоЛулы да Силвы в Екатеринбург на 1-й саммит стран БРИК; 16.04.2010 - визит президента России Д. А. Медведева в Бразилию на 2-й саммит стран БРИК; 14.05.2010 - визит Президента Бразилии Лулы да Силвы в Москву; Бизнес-форум «Бразилия—Россия»; 14.04.2011 - встреча президента Бразилии ДилмыРуссефф с Президентом России Дмитрием Медведевым «на полях» 3-го саммита стран БРИКС в г. Санья (Китай); 16.05.2011 - визит вице-президента Бразилии МишелаТемера в Москву на 5-ю встречу Российско-бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству; встреча с председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным; 04.09.2011 - визит министра иностранных дел Бразилии Антонио Патриоты в Москву для участия в политических консультациях; 14 - 15 декабря 2012 года визит президента Д. Руссефф в Москву; в июне 2012 года встреча премьер-министра Д.А. Медведева с президентом Бразилии в рамках юбилейной конференции ООН по устойчивому развитию (Рио +20); в феврале 2013 года на VI заседании Российско-бразильской комиссии высокого уровня; июль 2014 года -визит президента В.В. Путина на саммит БРИКС в городе Форталеза и переговоры в рамках

официального визита с президентом Д. Руссефф.

На этой основе 14 мая 2010 года был принят План стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией. В этом документе формулировались основные цели стратегического партнерства России и Бразилии на ближайшую перспективу в плане укрепления международной системы безопасности. «Россия и Бразилия... будут совместно прилагать и координировать свои усилия в интересах формирования более демократичной международной системы, основанной на верховенстве международного права. Россия и Бразилия признают центральную и координирующую роль ООН в вопросах поддержания международного мира и безопасности. Россия . подтверждает свою поддержку кандидатуре Бразилии как одному и достойных и сильных кандидатов на место постоянного члена расширенного Совета Безопасности» [8]

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что российско-бразильские внешнеполитические связи в указанный период развивались динамично. От охлаждения в 1990-е годы до «стратегического партнёрства» в 2000-е. Эти взаимоотношения развивались в разных форматах и отличались взвешенными совместными решениями, указывающими на общность позиций двух стран по актуальным проблемам как двусторонних, так и международных отношений.

Литература

1. Бразилия - «тропический гигант» на подъёме. М.: ИЛА РАН, 2011. С. 77.

2. Двусторонние отношения [Электронный ресурс] / Сайт посольства Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации. Режим доступа: http://moscou.itamaraty.gov.br/ru/rrrrrrrr_-_rrrrrr.xml -свободный. Проверено 09.07.2012.

3. Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI век (г.Бразилиа, 21 ноября 1997 г.) [Электронный ресурс] // http://arhiv.inpravo.ru. Режим доступа: http://arhiv.

inpravo.ru/data/base754/text754v598i513.htm -свободный. Проверено 22.03.2015.

4. Заявления для прессы по итогам российско-бразильских переговоров [Электронный ресурс] / Президент России. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/2235 -свободный. Проверено 16.03.2015

5. Ковтун М.В. Россия-Бразилия: современное состояние и перспективы//Латинская Америка. 2011. №12. С.27.

6. Мартынов Б.Ф. История международных отношений стран Латинской Америки (XX - начало XXI вв.). М.: Навона, 2008. С. 399 - 401.

7. На перспективы отношений с Латинской Америкой смотрим с оптимизмом // Латинская Америка. 1996. № 9. С.4-6.

8. План действий стратегического партнерства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией. 14 мая 2010 года [Электронный ресурс] / Правовой департамент МИД России. Перечень двусторонних международных договоров России. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/ 0Ш13 98E2F3770A28442579B50036627B - свободный. Проверено 14.07.2012.

9. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведёт политическая близорукость. М.: ИИК

1. Brazilija - «tropicheskij gigant» na pod#jome. M.: ILA RAN, 2011. S. 77.

2. Dvustoronnie otnoshenija [Jelektronnyj resurs] / Sajt posol'stva Federativnoj Respubliki Brazilija v Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa:

http ://mo scou. itamaraty. gov .br/ru/rrrrrrrr_-_rrrrrr. xml -svobodnyj. Provereno 09.07.2012.

3. Deklaracij a o principah vzaimodej stvij a mezhdu Rossiej i Braziliej, ustremlennogo v HHI vek (g.Brazilia, 21 nojabrja 1997 g.) [Jelektronnyj resurs] // http://arhiv.inpravo.ru. Rezhim dostupa: http://arhiv. inpravo.ru/data/base754/text754v598i513.htm -svobodnyj. Provereno 22.03.2015.

4. Zajavlenija dlja pressy po itogam rossijsko-brazil'skih peregovorov [Jelektronnyj resurs] / Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/transcripts/2235 - svobodnyj. Provereno 16.03.2015

5. Kovtun M.V. Rossija-Brazilija: sovremennoe sostojanie i perspektivy//Latinskaja Amerika. 2011. №12. S.27.

6. Martynov B.F. Istorija mezhdunarodnyh otnoshenij stran Latinskoj Ameriki (XX - nachalo XXI vv.). M.: Navona, 2008. S. 399 - 401.

7. Na perspektivy otnoshenij s Latinskoj Amerikoj smotrim s optimizmom // Latinskaja Amerika. 1996. № 9. S.4-6.

8. Plan dejstvij strategicheskogo partnerstva mezhdu Rossijskoj Federaciej i Federativnoj Respublikoj Braziliej. 14 maja 2010 goda [Jelektronnyj resurs] / Pravovoj departament MID Rossii. Perechen' dvustoronnih mezhdunarodnyh dogovorov Rossii. Rezhim dostupa:

http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/ 0/0D13 98E2F3770A28442579B50036627B - svobodnyj. Provereno 14.07.2012.

9. Primakov E.M. Mir bez Rossii? K chemu vedjot politicheskaja blizorukost'. M.: IIK «Rossijskaja gazeta», 2009. S. 9.

«Российская газета», 2009. С. 9.

10. Совместное заявление по итогам официальных переговоров между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Федеративной Республики Бразилии Л.И.Лулой да Силвой. Принято 18 октября 2005 года в Москве [Электронный ресурс] / Президент России. Официальный сайт. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/10/18/1509_typ e72067_95661.shtml?type=72067 - свободный. Проверено 16.03.2015

11. Современные международные отношения / Под.ред. А.В.Торкунова, А.В.Мальгина. М.: Аспект-Пресс, 2013. С. 356.

12. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Бразилии о научно техническом сотрудничестве (заключено в г. Бразилиа 21.11.1997) [Электронный ресурс] // http://arhiv.inpravo.ru. Режим

доступа:http://arhiv.inpravo.ru/data/base902/text902v27 7i347.htm - свободный. Проверено 13.07.2012.

13. Estrella Faria. L.A. Las negociacionescomerciales de Brasil: escenarios, agendas e intereses [Электронныйресурс] Revista del Sur. №166. 2006. Режим доступа:

http://old.redtercermundo.org.uy/revista_del_sur/texto_c om pleto.php?id=3090 - свободный. Проверено 07.07.2012.

10. Sovmestnoe zajavlenie po itogam oficial'nyh peregovorov mezhdu Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V.Putinym i Prezidentom Federativnoj Respubliki Brazilii L.I.Luloj da Silvoj. Prinjato 18 oktjabrja 2005 goda v Moskve [Jelektronnyj resurs] / Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt. Rezhim dostupa: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/10/18/1509_typ e72067_95661. shtml?type=72067 - svobodnyj. Provereno 16.03.2015

11. Sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija / Pod. red. A.V.Torkunova, A.V.Mal'gina. M.: AspektPress, 2013. S. 356.

12. Soglashenie mezhdu pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i pravitel'stvom Federativnoj Respubliki Brazilii o nauchno tehnicheskom sotrudnichestve (zakljucheno v g. Brazilia 21.11.1997) [Jelektronnyj resurs] // http://arhiv.inpravo.ru. Rezhim dostupa:http://arhiv. inpravo. ru/data/base902/text902v27 7i347.htm - svobodnyj. Provereno 13.07.2012.

13. Estrella Faria. L.A. Las negociaciones comerciales de Brasil: escenarios, agendas e intereses [Jelektronnyj resurs] Revista del Sur. №166. 2006. Rezhim dostupa:

http://old. redtercermundo. org.uy/revista_del_sur/texto_c om pleto.php?id=3090 - svobodnyj. Provereno 07.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.