Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛОГИСТИКИ ПОСЛЕ COVID-19'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛОГИСТИКИ ПОСЛЕ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тенденции / логистические компании / рынок услуг / экономика / логистика / trends / logistics companies / services market / economics / logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.С. Верман, А.П. Дакуко, Н.А. Вакулич

В статье рассмотрены логистические тенденций, наблюдаемые после пандемии Covid-19. Показана их актуальность для компаний Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN LOGISTICS AFTER COVID-19

In this article, we reviewed the 11 logistical trends seen since the Covid-19 pandemic. We found out their relevance for companies of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛОГИСТИКИ ПОСЛЕ COVID-19»

УДК 658

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛОГИСТИКИ ПОСЛЕ COVID-19

Ю. С. Верман, А. П. Дакуко Научный руководитель - Н. А. Вакулич

Брестский государственный технический университет Республика Беларусь, 224017, г. Брест, ул.Московская, 267 Е-mail: l0001403@g.bstu.by

В статье рассмотрены логистические тенденций, наблюдаемые после пандемии Covid-19. Показана их актуальность для компаний Республики Беларусь.

Ключевые слова: тенденции, логистические компании, рынок услуг, экономика, логистика.

NEW TRENDS IN LOGISTICS AFTER COVID-19

J. S. Verman, A. P. Dakuko Scientific supervisor - N.A. Vakulich

Brest State Technical University Republic of Belarus, 224017, Brest, Moscovskaya st., 267 E-mail: l0001403@g.bstu.by

In this article, we reviewed the 11 logistical trends seen since the Covid-19 pandemic. We found out their relevance for companies of the Republic of Belarus.

Key words: trends, logistics companies, services market, economics, logistics.

Жизнь в постиндустриальном (информационном) обществе предполагает, что каждый день происходит рост конкуренции в сфере экономики, не обходя стороной транспортный сектор. Продолжается глобализация экономических систем, бизнеса, что обусловило изменение характера конкурентоспособности и источников конкурентных преимуществ на региональных рынках в условиях перехода от ненасыщенного «рынка производителя» к насыщенному «рынку потребителя» и изменение модели поведения потребителей [1-2]. Логистические компании вынуждены внедрять новые технологии, значительно улучшать качество своих услуг и подчиняться новым тенденциям на рынке, чтобы оставаться на плаву.

Во всем мире уделяется большое внимание развитию рынка логистических услуг. В Республике Беларусь развитие данного рынка происходит в рамках Концепции развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года, которая была утверждена 28 декабря 2017 года, для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач комплексного развития экономики и эффективного продвижения товаров на международном и национальном рынках в период до 2030 года [3].

Рассмотрим основные тенденции в сфере логистики:

1. Демпинг на логистическом рынке. Демпинг предполагает, что логистические компании предоставляют свои услуги по искусственно заниженным ценам с целью переманивания клиентов. Большое количество компаний не могут выдержать такой тенденции.

2. Развитие коллаборации, кооперации, объединения сервисов. Компании интегрируются в сообщества, тем самым позволяя друг другу использовать услуги каждой компании,

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

разрабатывать новые специальные совместные предложения для своих клиентов, обмениваться опытом, а также укреплять свои позиции на рынке.

3. Отказ от обновления автопарка. Пандемия Соу1ё-19 стала основной причиной кризиса для многих логистических компаний. Именно поэтому многие фирмы на данный момент не могут позволить себе купить новую технику, а это значит, что старая техника будет использоваться еще активнее, что увеличит спрос на ее ремонт и техническое обслуживание.

4. Увеличение спроса на услугу «сборные грузы». Клиенты делают заказы на все меньшее количество грузов. Совершенно не выгодно отправлять машину, загруженную не полностью, поэтому происходит такое явление как «сборные грузы», т.е. перевозки мелкогабаритных грузов различных заказчиков в одном направлении на одном транспортном средстве.

5. Заказ перевозок с мобильного устройства. Все чаще заказы от клиентов поступают с мобильных устройств, что стало причиной более скорого появления новой отдельной отрасли «мобильные перевозчики».

6. Развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек. В текущей сложившейся ситуации, когда многие границы закрыты, ракурс внимания транспортных компаний переключился с заграничных маршрутов на внутренние. Кризис дал толчок более активному развитию национальных производств, также заметно сокращение грузовых потоков из соседних стран.

7. Перевод сотрудников на удаленную работу. Такой тип рабочих отношений имеет явные преимущества, как для самих работников, так и для работодателя. Например, работодатели смогут сократить издержки на аренду помещения, коммунальные платежи, оборудование и т.д. А работники в свою очередь, получат больше свободного времени и отсутствие постоянного контроля.

8. Перевод всех мировых логистических мероприятий в онлайн-формат. Очевидно, что в условиях закрытых границ и пандемии, переход мероприятий из офлайн к онлайн формату неизбежен. Как показывает практика, это не просто удобно, а еще и очень эффективно: количество посетителей данных вебинаров и конференций бьют все рекорды.

9. Доставка посылок с помощью дронов. Доставка дронами — специфический способ доставки, который предполагает транспортировку еды, медикаментов и других небольших грузов, который осуществляется с помощью дронов коммерческого назначения. Одной из первых в сфере такой доставки стала компания Амазон, начавшая применять данные технологии для транспортировки заказов своим клиентам. Преимущество такой доставки заключается в ее быстроте. Данный способ доставки сократит расходы на работу курьера.

10. Уход с рынка слабых игроков. Под слабыми игроками понимаются мелкие (иногда средние) предприятия, которые не смогут перенести кризис. Данные компании не обладают достаточными ресурсами для «выживания» в условиях жесткой борьбы на рынке сферы услуг среди средних и крупных компаний, которые имеют удовлетворительный бюджет и не обременены какими-либо крупными обязательствами.

11. Соответствие стандартам. Это не просто тенденция, это вынужденное обязательство, без которого невозможно существовать в сфере услуг. Транспортные компании должны следить за изменениями в области стандартов и правил, чтобы немедленно реагировать на них, оставаясь благодаря этому наплаву [2-3].

На 2022 год следует отметить, что Соу1ё-19 ослабевает и ситуация в мире нормализуется: открываются границы, возобновляется торговое сообщение между странами, однако вышеперечисленные тенденции не уходят, они наоборот приобретают всю большую популярность и, следовательно, распространение среди субъектов рынка, т.к. благодаря им во многом может быть достигнута экономия ресурсов, сокращение издержек и т.д.

В настоящее время предприятия процветают во все более изменяющейся, разнообразной, а также неопределенной социально-экономической обстановке. Происходящие изменения в значительной степени влияют на формирование предприятий, поскольку они оказывают

влияние на стратегический уровень, уровень операционной системы и структурный уровень. [4-6]. Все из перечисленных тенденций изучаются и прослеживаются в сфере логистики, развиваются и совершенствуется. Но в Республике Беларусь наименее развитой является доставка посылок с помощью дронов, поэтому транспортным компаниям следует активно следить за современными трендами, перенимать опыт других коллег, быстро подстраиваться под текущую ситуацию, стараться предвидеть возможные угрозы и возможности.

Библиографические ссылки

1. Медведева, Г. Б. Управление цепями поставок: методологические основы и значение в современных условиях экономики Республики Беларусь / Г. Б. Медведева, Л. А. Захарченко // Вестник БГТУ. Экономика. - 2019. - № 3. - С. 57-61.

2. Медведева, Г. Б. Трансформация и проблемы инновационного процесса в условиях развития цифровых технологий / Г. Б. Медведева, Л. А. Захарченко // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 17-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 19-й международной научно-технической конференции «Наука - образованию, производству, экономике», 25-26 марта 2021 года, Минск, Республика Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2021. - С. 90-92.

3. Концепция развития логистической системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file71d8be5815e54098.PDF (дата обращения: 02.04.2022).

4. Логистические тренды 2020-2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bamap.org/information/smi/2021_01_19_137680/ (дата обращения: 02.04.2022).

5. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии СОУГО-19 на перевозки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения: 02.04.2022).

6. Вакулич, Н. А. Особенности создания и функционирования логистических центров как одного изключевых факторов эффективного регионального развития / Н. А. Вакулич // Вестник БрГТУ. Экономика. - 2020. - № 121/3. - С. 11-14.

© Верман Ю.С., Дакуко А. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.